Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
366
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РАНГОВАЯ ОЦЕНКА / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Айгумова Заграт Идрисовна

Статья посвящена изучению феномена «семейных ценностей» студенческой молодежи. Цель исследования - показать специфику семейных ценностей у современных девушек-студенток и женщин периода взрослости. Для достижения цели использованы диагностические методы: анкета «Семейные ценности» (С. С. Носов); методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) исследования среди девушек-студенток, с одной стороны, подтверждают данные предыдущих исследований о том, что превалируют индивидуалистические и профессиональные ценности, которые опосредуют ориентацию на эгалитаризацию и индивидуализацию семейных традиций, но, с другой стороны, демонстрируют и традиционность взглядов в отношении гендерной социализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY VALUES OF MODERN YOUTH (THE CASE STUDY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS)

The article aims to study the phenomenon of “famiLy vaLues” of students. The objective of the study is to show the specifics of famiLy values of modern femaLe students and adult women. To achieve the goal set, the diagnostic methods have been used: the “Family vaLues” questionnaire (S. S. Nosov); the “RoLe expectations and cLaims in marriage” technique (REC) by A. N. Volkova, “Value questionnaire” by Sh. Schwartz; the statistical method: the rank assessment method; the T-Student criterion for independent sampLing. Data calculation has been carried out by means of MS Excel and SPSS Statistics programs. On the one hand, the results of the study of the female students confirm the data of previous studies that individualistic and professional values prevail over others. They mediate orientation towards egalitarization and individualization of family traditions. However, on the other hand, the study demonstrates the traditional nature of views regarding gender socialization.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

► ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.8 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-41-55

ББК 88.42

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

FAMILY VALUES OF MODERN YOUTH (THE CASE STUDY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS)

Айгумова Заграт Идрисовна

Профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, кандидат психологических наук E-mail: zi.ajgumova@mpgu.su

Ajgumova Zagrat I.

Professor at the Department of Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University (MPGU), PhD in Psychology E-mail: zi.ajgumova@mpgu.su

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена «семейных ценностей» студенческой молодежи. Цель исследования - показать специфику семейных ценностей у современных девушек-студенток и женщин периода взрослости. Для достижения цели использованы диагностические методы: анкета «Семейные ценности» (С. С. Носов); методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой, «Ценностный опросник» Ш. Шварца; статистический метод: метод ранговых оценок; критерий Т-Стьюдента для независимых выборок. Расчет данных осуществлялся средствами программ MS Excel, SPSS Statistics. Полученные результаты

Abstract. The article aims to study the phenomenon of "family values" of students. The objective of the study is to show the specifics of family values of modern female students and adult women. To achieve the goal set, the diagnostic methods have been used: the "Family values" questionnaire (S. S. Nosov); the "Role expectations and claims in marriage" technique (REC) by A. N. Volkova, "Value questionnaire" by Sh. Schwartz; the statistical method: the rank assessment method; the T-Student criterion for independent sampling. Data calculation has been carried out by means of MS Excel and SPSS Statistics programs.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Айгумова З. И., 2022

исследования среди девушек-студенток, с одной стороны, подтверждают данные предыдущих исследований о том, что превалируют индивидуалистические и профессиональные ценности, которые опосредуют ориентацию на эгалитаризацию и индивидуализацию семейных традиций, но, с другой стороны, демонстрируют и традиционность взглядов в отношении гендерной социализации.

On the one hand, the results of the study of the female students confirm the data of previous studies that individualistic and professional values prevail over others. They mediate orientation towards egalitarization and individualization of family traditions. However, on the other hand, the study demonstrates the traditional nature of views regarding gender socialization.

Ключевые слова: семейные ценности, ценностные ориентации, студенческая молодежь, ранговая оценка, функции семьи, индивидуалистические ценности.

Keywords: family values, value orientations, student youth, rank assessment, family functions, individualistic values.

Для цитирования: Айгумова З. И. Семейные ценности современной молодежи (на примере исследования студентов педагогического университета) // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 41-55. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-41-55.

Cite as: Ajgumova Z. I. Family values of modern youth (the case study of pedagogical university students). Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 41-55. DOI: 10.31862/2218-8711-20224-41-55.

Сегодня в ситуации глобальных изменений в семейных ценностях меняются акценты и это требует своего осмысления. Особенно важно рассмотреть студенческую молодежь и их семейные ценности, так как молодежь находится на пороге жизненного самоопределения и важным приобретением этого возраста является «открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, самим собой».

В психологии ценностные ориентации и их детерминанты изучались Л. И. Божович, М. Дефлер, Р. Лапьер, В. Н. Мясищев, Г. Олпорт, В. Франкл, Е. В. Рыбалко.

Проблема изменения системы семейных ценностей получила свое развитие в работах Н. К. Акименко, А. Н. Елизарова, Н. Л. Марковской, Н. Л. Москвичева, Т. В. Свадьби-ной, В. Е. Семенова, А. А. Реана.

Нас интересует современное положение вещей относительно ценностных ориента-ций молодежи, поэтому рассмотрим эмпирические исследования по проблеме за последние пять лет.

Г. Э. Говорухин и И. С. Андросова утверждают, что несмотря на все современные тенденции, которые якобы угрожают традиционным семейным ценностям, молодежь, описывая то, чем для них является семья, отмечают, что это: «дети» (54%), «муж/жена» (48%), «родители» (44%), что вполне соответствует традиционным представлениям о семье [1].

Исследование Н. С. Белоусовой и Н. А. Юдиной раскрывает связь ценностей и ощущения личного благополучия у молодежи. Согласно данным авторов, у молодежи с благополучием связана реализация следующих ценностей «активная деятельная жизнь»; «наличие хороших верных друзей»; «жизнерадостность, чувство юмора». Этот блок ценностей наиболее значим для формирования у молодежи ощущения счастья.

Далее следующий блок, который также обнаружил связи с ощущением личного благополучия, однако чуть более слабые: «физическое и душевное здоровье»; «любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком»; «развитие, работа над собой, постоянное совершенствование»; «развлечения, приятное времяпрепровождение», «счастье других, благосостояние и развитие всего человечества в целом» [2].

Ценности, связанные с семьей, любовью и близостью оказываются значимым для современной молодежи, хотя находятся не на первом месте. Для современной молодежи ценности «развития» оказываются более значимыми, чем ценности «безопасности», у девушек обнаружена сильная «тенденция к власти». А среди юношей семейные ценности ассоциируются с «безопасностью» и «высокой конформностью» [2].

В. А. Баранова и М. О. Жукова показали, что молодое поколение (19 лет - 34 года) гораздо больше, чем старшие, ценят «самостоятельность», для них менее значима «безопасность»; ценность «доброты» примерно одинакова во всех поколениях и чуть выше у самых старших. Критически низкие значения у молодежи получили ценности «универсализма», под которыми в работе подразумевается «понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы» [3].

Д. В. Волкова и В. О. Чезганова установили, что молодежь в понимании семьи как ценности дистанцируется от старшего поколения и подчеркивает разницу в понимании семьи и семейных ценностей у них и у их родителей. Молодежь придерживается мнения, что оба партнера в равной степени выбирают, с кем им строить отношения, у них более мягкие представления о том, как должны распределяться обязанности по хозяйству, и они видят скорее равным вклад мужчин и женщин в семейный бюджет. Они чувствуют себя вполне самостоятельными и готовыми нести ответственность за себя и друг за друга. Отношения надеются строить на взаимном доверии, а официальной регистрации брака не придают значения [4].

О. Ю. Зайцева отмечает, что у современной российской молодежи ценности семьи находятся не на первом месте. Для молодежи важнее сначала реализоваться профессионально, реализовать ценности саморазвития, только потом - семья. Для девушек вопросы карьеры оказываются важными. Кроме того, современная молодежь не ценит официальное заключение брака, предпочитая форму партнерства и сожительства, и считают, что перед заключением официального брака нужно достаточно хорошо узнать друг друга и проверить свой союз временем [5].

Проведенный О. М. Хохловой в Восточной Сибири обширный опрос молодежи показал, что девушки планируют замужество в 23-26 лет, а юноши женитьбу в 26-30; у девушек основной мотив для брака - любовь, у юношей - комфорт.

Семейные ценности ранжированы следующим образом: «принадлежность, гибкость, уважение, честность, прощение, щедрость, любопытство, общение, ответственность, традиции» [6].

Аналогичные результаты для желательного возраста вступления в брак были получены и в работе У. В. Кудриной - в опросе молодежь указывала как предпочтительный возраст 20-30 лет [7].

В материалах сборника «Социальная среда и социальная политика: новые подходы и инновационные технологии» отмечается, что молодежь в целом положительно относится к браку (84%), считает наиболее подходящим для вступления в брак возраст 20-30 лет, большинство (86%) положительно настроены на рождение детей, однако относятся к детям как планируемому событию и не считают случайные беременности желательными. Почти половина (48%) молодежи считают образцом семьи свою родительскую семью и готовы перенять эту модель, при этом почти треть (29%) не считают родителей хорошим образцом для подражания и, напротив, хотят дистанцироваться от этой модели. При этом 24% затруднились с ответом на вопрос.

Работа была направлена на выяснение вопросов, связанных с деторождением, поэтому большой блок вопросов раскрывал именно эту тематику. Исследователям удалось установить, что молодежь нацелена на предотвращение нежелательной беременности и абортов, ознакомлена со средствами контрацепции. Большинство хотят иметь двоих детей (45%), одного - 18%, больше двух - 14%, дали ответ «сколько получится» - 12% и совсем не хотят детей - 3% [8].

Исследование А. А. Реана охватило 7000 человек подрастающего поколения (14-19 лет) в четырех российских регионах: Приволжском, Сибирском, Уральском, Центральном. В исследовании была получена тройка наиболее значимых ценностей - это «семья», «любовь», «здоровье». Автор считает, что ценность семьи является для молодежи первоочередной. Далее А. А. Реан рассуждает о необходимости подготовки к семейной жизни в школе в виде специализированных курсов, ссылается на данные, полученные в ходе опроса о том, что 66% респондентов считают такую подготовку нужной. Однако в рамках школьного курса ее одобряет только 38% и еще 38% считают, что этого делать не нужно, а 24% затрудняются с ответом [9].

А. А. Реан выявил методом сопоставления ценностей детей и родителей по методике Рокича, что для молодежи характерна сильная связь их собственных представлений о семье с той моделью, которую демонстрирует родительская семья. То есть межпоко-ленческая преемственность семейных ценностей хорошо обеспечивается [9].

Роль гражданского (незарегистрированного) брака для молодежи раскрыта в работе С. П. Акутиной. Автору удалось выяснить, что студенческая молодежь в целом очень лояльно относится к совместному проживанию до официального вступления в брак. Для них это способ подготовки к реальному браку, опыт совместного проживания и бытовая проверка друг друга, репетиция ведения совместного хозяйства, расчета общего бюджета, договоренности о распределении ролей и обязанностей, с другой стороны - это вид отношений, которые ни к чему не обязывают и всегда могут быть относительно легко прекращены [8].

К незарегистрированному браку молодежь в большинстве относится положительно или нейтрально, отмечается в работе Т. В. Кузнецовой [10].

С. П. Акутина также отмечает, что семья для студенческой молодежи не является первостепенно значимой ценностью, первыми в списке важности оказываются самостоятельность, устроенность, профессиональное самоопределение, хорошая работа, карьера. Только потом, по мнению молодежи, следует думать о браке и в особенности рождении детей. При этом ценность самостоятельности для девушек оказывается очень высокой, они считают, что позаботиться о профессии и карьере следует прежде, чем рожать детей, возраст первого деторождения относят к 25-27 годам, к тому же большинство считает, что смогут растить ребенка самостоятельно, для чего и нужна финансовая независимость [8].

Исследования семейных ценности современной молодежи помогают понять пути развития института семьи, показать специфику восприятия брака среди молодых, раскрыть условия воспитании детей, межпоколенческие связи внутри семьи, увидеть семью как часть более целостной картины образа жизни современного человека.

Для данного исследования значима идея «о зависимости семьи, ее внутренних отношений от характера исторически складывающихся институтов» [11].

Исследование проводилось среди девушек-студенток Института педагогики и психологии 4-го курса (18-20 лет) и для сравнения подобрана группа женщин периода взрослости (35-40 лет).

Полагаем, что семейные ценности проходят определенные возрастные изменения и имеют различия в группах женщин разного возраста.

Настоящее исследование проводилось с января 2018 г. по декабрь 2021 г. В исследовании приняли участие 104 женщины в возрасте от 18 до 40 лет, из них 52 испытуемых в возрасте 18-20 лет и 52 - в возрасте 35-40 лет. Все женщины проживают в России. Диагностика осуществлялась посредством создания google-формы и распространения ее на открытых интернет-площадках.

Анкета «Семейные ценности» (С. С. Носов). Для студенток в возрасте 18-20 лет наиболее значимыми семейными ценностями являются «Искренность и открытость», «Общение» и «Нежность». Средней значимостью обладают ценности «Привлекательность партнера», «Восхищение», «Сексуальные отношения». Наименее значимыми представляются ценности «Работа по дому», «Посвященность семье», «Супруг как спутник по отдыху». Между средней и низкой значимостью расположена ценность «Финансовая поддержка». Такие данные, на наш взгляд, обусловлены психологией юности, поскольку подавляющее большинство девушек данной выборки не имеет опыта брачных или хотя бы длительных отношений, но наиболее важным для них является то, что демонстрирует женщине отношение партнера и позволяет узнать его ближе, поэтому именно общение, искренность и открытость к близости, нежность со стороны партнера привлекают респонденток этого возраста. При этом, поскольку у женщин данной группы нет опыта совместного проживания и ведения общего хозяйства, проведения отпуска и досуга, а также зачастую опыта финансового самообеспечения (в 18-20 лет, как правило, девушки проживают на иждивении родителей), то эти ценности еще не обрели свою значимость.

Для женщин возрастной группы 35-40 лет так же, как и более молодым респон-денткам, представляются наиболее важными ценности «Общение», «Искренность и открытость», «Нежность». Также средней значимостью обладают ценности «Сексуальные отношения» и «Финансовая поддержка».

Вероятно, это обусловлено тем, что в возрасте 35-40 лет женщины уже имеют опыт работы, чаще всего у них уже есть дети и период отпуска по уходу за ребенком (детьми) завершен. Женщины данного возраста, как правило, финансово стабильны, имеют опыт или возможности самостоятельного финансового обеспечения, что снижает тревогу о материальном и снижают значимость финансового содержания со стороны партнера.

Более значимой для женщин периода взрослости является ценность «Супруг как спутник по отдыху». Вероятно, это обусловлено сужением круга общения, которое часто происходит с возрастом, и супруг представляется наиболее перспективным партнером для совместного досуга, отпуска, в то время как для студенток более предпочтительно общество подруг.

Наименьшей значимостью обладают ценности «Работа по дому», «Посвященность семье», «Восхищение». Данные показатели могут быть обусловлены гендерным воспитанием, в котором работа по дому и направленность на семью является обязанностью женщины, в то время как мужчине отводится роль добытчика и социально одобряемой является мужская направленность на карьеру.

Ранговая оценка данных демонстрирует следующее распределение (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение ценностей у женщин в разные возрастные периоды

Ранг Ценности в 18-20 лет Ценности в 35-40 лет

1 Искренность и открытость Общение

2 Общение

2,5 Финансовая поддержка, восхищение

3 Финансовая поддержка

4 Работа по дому

4,5 Работа по дому, нежность

5 Супруг как спутник по отдыху

6 Сексуальные отношения Супруг как спутник по отдыху

7 Нежность Искренность и открытость

8 Посвященность семье Сексуальные отношения

9 Восхищение Посвященность семье

10 Привлекательность партнера Привлекательность партнера

Ценность «Привлекательность партнера» имеет одинаково низкую ценность для испытуемых обеих групп, ей присвоен 10-й ранг как в группе женщин 18-20 лет, так и в группе женщин 35-40 лет. Исходя из ранговых оценок, мы можем отметить сходство в предпочтениях двух выборок, однако в группе девушек-студенток ценности распределяются более равномерно, не выявляются эквивалентные группы, в то время как в

группе женщин 35-40 лет некоторые ранги не присвоены, а часть ценностей - эквивалентны. При этом ранговые оценки имеют расхождения с количественным анализом.

Для статистического сравнения различий в данных группах женщин 18-20 лет и 35-40 лет между собой был использован и-критерий Манна - Уитни. Статистические различия двух групп не выявлены.

Статистический расчет подтверждает схожие результаты, полученные в двух группах. И это позволяет сделать следующий вывод: значимость семейных ценностей в двух группах не имеет зависимости от возраста испытуемых и, вероятно, обусловлена ген-дерной социализацией и существующей традицией воспитания женщин.

Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой [12]. Рассмотрим подробнее иерархию семейных ценностей каждой из групп.

Первая группа - девушки- студентки в возрасте 18-20 лет.

Для девушек-студенток семейные ценности распределись следующим образом: «Личностная идентификация с супругом или супругой» (57,35%), «Социальная активность» и «Эмоционально-психотерапевтическая сфера» (48,10% каждая), «Внешняя привлекательность», (20,35%), «Интимно-сексуальная» и «Родительско-воспитательная» ценности (12,95% каждая), «Хозяйственно-бытовая» (9,25%).

Мы видим, что самый высокий показатель у девушек-студенток «Личностная идентификация» (57,35%), а низкий - «Хозяйственно-бытовая ценность» (9,25%).

Близкие по оценкам к этой ценности «Социальная активность» и «Эмоционально-психотерапевтическая» набрали по 48,10%, что свидетельствует о важности для ре-спонденток данной группы близкого, теплого общения с супругом, а также социальной реализации вне семьи.

«Хозяйственно-бытовая» семейная ценность составила всего 9,25% оценок. Возможно, данная ценность не актуализирована для девушек в силу отсутствия опыта семейной жизни.

Вторая группа - женщины в возрасте 35-40 лет. Для женщин данной группы семейные ценности распределились следующим образом: «Социальная активность» (53,65%), ценность «Личностной идентификации с супругом» (46,25%), и «Эмоционально-психотерапевтическая» ценность (31,45%), «Родительско-воспитательная» (18,50%), «Интимно-сексуальная сфера» (11,35%), «Внешняя привлекательность» (11,10%), «Хозяйственно-бытовая функция» (5,55%).

Итак, рассмотрим показатели семейных ценностей респондентов второй группы: «Социальную активность» (53,65%) и «Личностную идентификацию с супругом» (46,25%). Отдавая «Личностной идентификации» как ценности 46,25%, можно предположить, что у женщин на этом возрастном этапе возможны совпадения и различия интересов и увлечений. Жизненный опыт позволяет им не только высоко оценить личную идентификацию, но и акцентировать внимание на таких семейных ценностях, как «Социальная активность», «Родительско-воспитательная». При этом, так же как и в группе респонденток младшего возраста, для женщин остается важной социальная активность за пределами семьи.

Высокие показатели семейных ценностей женщин в возрасте 35-40 лет в «Эмоционально-психотерапевтической сфере» (31,45%), возможно, говорят о том, что для этой

возрастной категории женщин значимы проблемы психологического здоровья и вопросы межличностных отношений.

Наименьшее количество баллов испытуемых второй группы также отдали «Хозяйственно-бытовой сфере жизни» (5,55%). Можно предположить, что женщины считают ведение хазяйства само собой разумеющимся и менее важным в семейной жизни.

Представляет интерес выявленные различия в оценках такой ценности, как «Внешняя привлекательность». Данная ценность является в два раза более значимой в группе девушек-студенток: 20,35% против 11,10% в группе женщин 35-40 лет.

Согласно полученным данным, выявлены статистически значимые различия при оценке показателей сфер «Социальная активность» (p = 0,009), «Эмоционально-психотерапевтическая» (p < 0,001), «Внешняя привлекательность» (p = 0,005).

В ходе анализа не удалось выявить статистически значимых различий при сравнении показателей сфер «Интимно-сексуальная» (p = 0,743), «Личностная идентификация с супругом» (p = 0,067), «Хозяйственно-бытовая» (p = 0,332), «Родительско-воспитатель-ная» (p = 0,161).

Эти данные подтверждают результаты, полученные в ходе количественного анализа. Для женщин двух групп наиболее важной представляется «Личностная идентификация с супругом», в то время как «Интимно-сексуальная», «Родительско-воспитатель-ная» и «Хозяйственно-бытовая сферы» не обладают высокой значимостью.

Полученные данные позволяют отметить, что и девушки-студентки в возрасте 18-20 лет, и более старшие женщины в возрасте 35-40 лет имеют схожие позиции, представления и установки, касающиеся обеспечения бытовой и сексуальной функции семьи, воспитания детей, общности с супругом. При этом выявленные различия указывают на то, что значимость направленности вовне семьи выше у женщин старшего возраста. При этом для девушек-студенток выше значимость близкого и теплого общения с партнером, возможность видеть в супруге эмоционально близкого друга. Также для юных девушек гораздо более важной является внешняя привлекательность партнера.

«Ценностный опросник» Ш. Шварца [13]. Проведенное исследование позволило установить следующее: на первые местах у девушек-студенток - универсализм, самостоятельность, безопасность, доброта. У женщин периода взрослости - универсализм, самостоятельность, доброта, безопасность.

Дальнейший статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v. 2.5.5. Нами был проведен анализ показателей в зависимости от показателя «возраст». Сравнение двух групп выполнялось с помощью U-критерия Манна - Уитни.

Статистически значимые различия получили для показателей «Конформность Conformity» (p = 0,007), «Самостоятельность Self-Direction» (p = 0,031), «Стимуляция Stimulation» (p = 0,001), «Гедонизм Hedonism» (p < 0,001), «Достижения Achievement» (p = 0,001), «Власть Power» (p < 0,001).

Не удалось установить статистически значимых различий при оценке показателя «Традиции Tradition» (p = 0,968), «Доброта Benevolence» (p = 0,129), «Универсализм Uni-versalism» (p = 0,092), «Безопасность Security» (p = 0,077).

Рассмотрим выявленные данные подробнее.

1. Конформность. Данная ценность свидетельствует о стремлении к проявлению социально-желательного поведения, принятию поведения окружающих, проявлению уважения и ответственности за культурные обычаи и идеи. Данная шкала отлична у двух групп респондентов, среднее значение, полученное в группе студенток выше среднего значения, полученного в группе 35-40 лет (15,91 и 11,94 соответственно, р = 0,007). Девушки-студентки относятся серьезно к социальному одобрению их поведения, внешнего вида и стремятся к сохранению этого одобрения, а старшие женщины позволяют себе более свободное отношение к мнению общества.

2. Традиции. В обеих возрастных группах средние показатели по данной категории имеют близкие значения, статистические различия не выявлены, то есть студентки и женщины в возрасте 35-40 лет в равной степени ценят приверженность существующей традиции, в том числе в вопросах семьи, гендерного разделения, семейных ценностей.

3. Доброта. Данная категория не имеет различий у женщин исследуемых возрастных групп, то есть схожие ценности дружбы, любви, благоприятных межличностных отношений у женщин и 18-20 лет, и 35-40 лет.

4. Универсализм. Данная ценность не имеет значимых различий в исследуемых возрастных группах.

5. Самостоятельность. Среднее значение по данной ценности выше у студенток (24,81 и 22,17 соответственно, р = 0,031). Таким образом, надо заметить, что для девушек-студенток важны точки зрения других людей, но для них важно и собственное мнение, их автономность.

6. Стимуляция. Данная шкала оказалась статистически различной в исследуемых группах. Среднее значение по ней выше у студенток (11,74 и 8,09 соответственно, р < 0,001).

Для девушек-студенток, не имеющих опыта семейной жизни, важно периодически испытывать яркие, положительные эмоции.

7. Гедонизм. У студенток среднее значение существенно превышает среднее значение возрастной группы 35-40 лет (15,48 и 10,81 соответственно, р < 0,001). Данные различия статистически значимы. Более юные девушки больше ценят удовольствия в жизни, стремятся его получать, реализуясь в разных сферах, легче позволяют себе это удовольствие.

8. Достижения. Данная шкала также отлична у двух групп респонденток, среднее значение, полученное в группе женщин 18-20 лет, выше среднего значения, полученного в группе 35-40 лет (18,70 и 14,61 соответственно, р = 0,001). Студентки выше ценят социальный успех, заслуженный трудом и компетентностью. Таким образом, девушки-студентки ценят успешность гораздо выше.

9. Власть. Среднее значение по данной ценности выше у студенток (15,81 и 10,06, соответственно, р < 0,001). У студенток цель «Власти» как типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Безопасность. По данной ценности в исследуемых группах не были получены статистически значимые различия. Женщины обеих возрастных групп в равной степени ценят стабильность, социальный порядок.

На уровне индивидуальных приоритетов на ведущие места девушки-студентки ста -вят ценности «Самостоятельность», «Власть», а женщины 35-40 лет - ценности «Власть» и «Самостоятельность».

Выявлены статистически значимые различия при сравнении показателя «Конформность Conformity» (p = 0,027), «Традиции Tradition» (p < 0,002), «Доброта Benevolence» (p = 0,043), «Универсализм Universalism» (p < 0,002), «Стимуляция Stimulation» (p < 0,001), «Достижения Achievement» (p < 0,001), «Безопасность Security» (p = 0,007).

Также выявлены существенные различия при сравнении показателя «Гедонизм Hedonism» (p < 0,001), «Власть Power» (p < 0,001).

Не удалось установить статистически значимых различий при оценке показателя «Самостоятельность Self-Direction» (p = 0,956).

Таким образом, одинаково важна для женщин обеих возрастных групп «Самостоятельность», однако по остальным показателям индивидуальные приоритеты испытуемых отличаются. Все ценности, кроме показателя «Власть», ярко выражены, то есть имеют большее значение для девушек-студенток, чем для женщин 35-40 лет.

Полученные результаты демонстрируют стремление более старших женщин доминировать, более свободно проявлять себя, однако при этом оставаясь в безопасных пределах социального одобрения.

На следующем этапе мы провели корреляционный анализ полученных данных.

Наибольшее число двухсторонних связей было получено между реализацией хозяйственно-бытовой функции и такими показателями, как родительско-воспитательная функция, социальная активность, эмоционально-психотерапевтическая функция, традиционализм, гендерная двойственность, важность официальной государственной регистрации брака, посвященность семье. Данные связи характеризуют реализацию функций, возложенных на женщину в семье в рамках традиционной гендерной социализации.

Родительско-воспитательная функция, в свою очередь, связана с социальной активностью, внешней привлекательностью, традиционализмом, важностью официальной государственной регистрации брака, взаимоотношениями с родственниками.

Реализация интимно-сексуальной функции у испытуемых данной группы коррелирует с внешней привлекательностью, искренностью и открытостью. Данные результаты демонстрируют, что для девушек-студенток высока значимость внешней привлекательности партнера и близкого общения с ним.

В целом предпочтение семейных ценностей также связано с ценностью «социальная активность», что дает основание предположить, что женщины данной возрастной группы социально активны (профессия, активный досуг, общественная работа) и могут более гибко подходить к условиям семейной жизни.

В группе женщин 35-40 лет получено меньшее количество связей. Так, реализация хозяйственно-бытовой функции у данной группы женщин связана с личностной идентификацией с супругом, что отражает установку испытуемых на общность интересов,

потребностей, способов времяпрепровождения взамен на роль «хозяйки дома», то есть чем более близок партнер по духу, тем более женщина настроена на выполнение хозяйственно-бытовых обязанностей. Аналогично с реализацией хозяйственно-бытовой функции связаны реализация родительско-воспитательной, эмоционально-психотерапевтической функций, а также значимость внешней привлекательности. В целом для данной группы женщин значимость внешней привлекательности партнера и своей собственной более выражена и связана с интимно-сексуальной сферой, реализацией хозяйственно-бытовой, эмоционально-психотерапевтической функций, а также социальной активностью.

В целом это демонстрирует стремление женщин в возрасте 35-40 лет к реализации себя в равной степени в роли хозяйки, подруги, любовницы. Женщины более старшего возраста не могут или не хотят выбирать, для них значимы все роли, а возрастной кризис середины жизни побуждает их смелее реализовать себя как в семье, так и в социуме. Высокая значимость внешней привлекательности говорит о том, что женщины более старшего возраста, имеющие опыт семейной жизни, уже позволяют себе выбирать близость с партнером с учетом требуемых качеств, а не только по «функциональности».

Ни в одной из групп испытуемых не выявлена значимость финансовой сферы, что подтверждает тезис о предпочитаемой самостоятельности и автономности женщин. Однако в обеих возрастных группах семейные ценности женщин соответствуют традициям гендерной социализации, в которой женщина в первую очередь реализуется в семье как хозяйка и мать.

Таким образом, проведенное исследование семейных ценностей современной молодежи помогает понять пути развития института семьи, показать специфику восприятия брака среди молодых, раскрыть условия воспитания детей, значимость межпо-коленческой связи внутри семьи, увидеть семью как часть более целостной картины образа жизни современного человека. Наше исследование подтверждает идею лидирующего положения семьи в системе жизненных ценностей современной молодежи, что мы ранее видели в работах А. А. Реана [14].

Наиболее заметные различия представлены по категории «Патриархальность», которые демонстрируют большую приверженность женщин 35-40 лет сложившейся традиции, существующему порядку в создании и функционировании семьи, некоторую ригидность, консервативность в предпочтениях семейной системы.

В то же время более юные респондентки отличаются гибким подходом, чаще выражают несогласие со сложившейся семейной традицией, существующими в обществе установками и представлениями относительно семьи и ее функционирования. Наиболее выраженные предпочтения демонстрируют направленность женщин обеих возрастных групп на партнерство в брачных отношениях, склонность к равенству, справедливое распределение семейных функций, стремление испытуемых обеих возрастных групп к равному разделению труда и партнерству в распределении обязанностей. Девушки-студентки практически единогласно сходятся во мнении, что женщине необходимо зарабатывать самостоятельно, а о планировании бюджета и финансовой ответственности необходимо договариваться внутри семьи.

Для женщин двух групп наиболее важной представляется «Личностная идентификация с супругом», в то время как «Интимно-сексуальная», «Родительско-воспитатель-ная» и «Хозяйственно-бытовая» сферы не обладают высокой значимостью. Мы видим, что у студенток и у более старших женщин есть схожие позиции, представления и установки, касающиеся обеспечения бытовой и сексуальной функции семьи, воспитания детей, общности с супругом. Выявленные различия указывают на то, что значимость направленности вовне семьи выше у женщин старшего возраста. При этом для студенток выше значимость близкого и теплого общения с партнером, возможность видеть в супруге эмоционально близкого друга. Также для юных девушек гораздо более важной является внешняя привлекательность партнера.

Различия по выраженности ценностей на уровне нормативных идеалов следующие: у студенток на первом месте такие ценности, как «Универсализм», «Самостоятельность», «Безопасность», «Доброта». Женщины 35-40 лет на первые места ставят: «Универсализм», «Самостоятельность», «Доброту», «Безопасность». На уровне индивидуальных приоритетов на ведущих местах у студенток «Самостоятельность», «Власть». Женщины 35-40 лет на первые места ставят также ценности «Власть» и «Самостоятельность.

Здесь мы можем отметить, что одинаково важна для женщин двух возрастных групп самостоятельность, однако по остальным показателям индивидуальные приоритеты испытуемых отличаются. Все ценности, кроме показателя «Власть», имеют большее значение для женщин 18-20 лет, чем для женщин 35-40 лет. Полученные результаты демонстрируют стремление более старших женщин доминировать, более свободно проявлять себя, однако при этом оставаясь в безопасных пределах социального одобрения.

Выявленные корреляционные связи демонстрируют, что у девушек-студенток предпочтение семейных ценностей связано с ценностью «Социальная активность», у женщин в возрасте 35-40 лет выявленные связи демонстрируют стремление к реализации себя в равных степенях в ролях хозяйки, подруги, любовницы. Женщины более старшего возраста не могут или не хотят выбирать, для них значимы все роли, а возрастной кризис середины жизни побуждает их смелее реализовать себя как в семье, так и в социуме. Высокая значимость внешней привлекательности говорит о том, что женщины более старшего возраста, имеющие опыт семейной жизни, уже позволяют себе выбирать близость с партнером с учетом требуемых качеств, а не только по «функциональности». Полученные корреляционные связи подтверждают выявленный тезис о предпочитаемой самостоятельности и автономности женщин. Однако в обеих возрастных группах семейные ценности женщин соответствуют традициям гендерной социализации, в которой женщины в первую очередь реализуется в семье как хозяйка и мать.

Важно заметить, что полученные результаты исследования среди девушек-студенток, с одной стороны, подтверждают данные предыдущих исследований [15] о том, что превалируют индивидуалистические ценности, которые опосредуют ориентацию на эгалитаризацию семейных ценностей и индивидуализацию семейных традиций, но, с другой стороны, демонстрируют и традиционность взглядов в отношении гендерной социализации, в которой женщина, в первую очередь, реализуется в семье как хозяйка и мать.

В дальнейшем представляется интересным изучение взаимосвязей между семейными ценностями и факторами, влияющими на их формирование у девушек-студенток, представляющих собой поколение, реализующее в равной степени как традиционные семейные роли, так и личные социальные амбиции. Кроме того, возможно обозначение кросс-культурного контекста представлений современной студенческой молодежи о семейных ценностях, выявление специфики семейных ценностей у разных поколений и социально-возрастных групп.

Список литературы

1. Говорухин Г. Э., Андросова И. С. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов КНАГТУ) // Учен. зап. Комсомольского-на-Амуре гос. технич. ун-та. 2015. Т. 2, № 3 (23). С. 71-81.

2. Белоусова Н. С., Юдина Н. А. Соотношение ценностных ориентаций и субъективного качества жизни молодежи: моногр. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. унта, 2017. 88 с.

3. Баранова В. А., Жукова М. О. Коллективная память о России ХХ века и ценности разных поколенческих групп // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 3. С. 190-200.

4. Чезганова В. О., Волкова Д. В. Молодежь как особая группа отношения к семейным ценностям // Лучшая студенческая статья 2018: сб. ст. XVII Междунар. науч.-исслед. конкурса (25 ноября 2018 г, г. Пенза). Ч. 3 / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. Пенза, 2018. С. 168-170.

5. Зайцева О. Ю. Современная молодежь, ее взгляд на семью и семейные ценности // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. № 11 (59). С. 82-85.

6. Хохлова О. М. Семейные ценности в период духовного кризиса в современном российском обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 31. С. 661-665. URL: http://e-koncept.ru/2017/970147.htm (дата обращения: 01.03.2022).

7. Кудрина У. В. Студенческая молодежь: брак и создание семьи (на примере студентов СВФУ им. М. К. Аммосова) // European Research: сб. ст. победителей VIII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 359-368.

8. Акутина С. П. Современная студенческая семья в многомерном пространстве общества: ценностный аспект // Социальная среда и социальная политика: новые подходы и инновационные технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Экон-Информ, 2019. С. 138-141.

9. Реан А. А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 3-8.

10. Кузнецова Т. В., Мунавирова А. И., Толмачев Д. А. Характеристика семейных ценностей среди студентов вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1. С. 81-83.

11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 2014. 320 с.

12. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. М., 2006. 440 с.

13. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of social issues. 1994. Vol. 50, No. 4. P. 19-45.

14. Реан А. А. Семья в структуре ценностей молодежи // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 1. С. 62-75.

15. Завгородний Д. А. Семейные ценности и ориентации российской молодежи в условиях демографического кризиса: факторы влияния и тенденции развития: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2014.

References

1. Govorukhin G. E., Androsova I. S. Semya kak tsennost i semeynye tsennosti v rossiyskom obshchestve (sotsiologicheskoe issledovanie semeynykh tsennostey studentov KNAGTU). Uchen. zap. Komsomolskogo-na-Amuregos. tekhnich. un-ta. 2015, Vol. 2, No. 3 (23), pp. 71-81.

2. Belousova N. S., Yudina N. A. Sootnoshenie tsennostnykh orientatsiy isub»ektivnogo kachestva zhizni molodezhi: monogr. Ekaterinburg: Izd-vo Uralskogo gos. ped. un-ta, 2017. 88 p.

3. Baranova V. A., Zhukova M. O. Kollektivnaya pamyat o Rossii XX veka i tsennosti raznykh pokolencheskikh grupp. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2018, Vol. 15, No. 3, pp. 190-200.

4. Chezganova V. O., Volkova D. V. Molodezh kak osobaya gruppa otnosheniya k semeynym tsennostyam. In: Gulyaev G. Yu. (ed.) Luchshaya studencheskaya statya 2018. Proceedings of the XVII International research competition (25 Nov. 2018, Penza). Vol. 3. Penza, 2018. Pp. 168-170.

5. Zaytseva O. Yu. Sovremennaya molodezh, ee vzglyad na semyu i semeynye tsennosti. Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom. 2019, No. 11 (59), pp. 82-85.

6. Khokhlova O. M. Semeynye tsennosti v period dukhovnogo krizisa v sovremennom rossiyskom obshchestve. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept". 2017, Vol. 31, pp. 661-665. Available at: http://e-koncept.ru/2017/970147.htm (accessed: 01.03.2022).

7. Kudrina U. V. Studencheskaya molodezh: brak i sozdanie semyi (na primere studentov SVFU im. M. K. Ammosova). In: European Research. Proceedings of the VIII International scientific-practical conference. Moscow, 2017. Pp. 359-368.

8. Akutina S. P. Sovremennaya studencheskaya semya v mnogomernom prostranstve obshchestva: tsennostnyy aspekt. In: Sotsialnaya sreda i sotsialnaya politika: novye podkhody i innovatsionnye tekhnologii. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow: Ekon-Inform, 2019. Pp. 138-141.

9. Rean A. A. Otnoshenie molodezhi k institutu semyi i semeynym tsennostyam. Natsionalnyy psikhologicheskiy zhurnal. 2016, No. 1 (21), pp. 3-8.

10. Kuznetsova T. V., Munavirova A. I., Tolmachev D. A. Kharakteristika semeynykh tsennostey sredi studentov vuzov. Aktualnye problemygumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2019, No. 1, pp. 81-83.

11. Engels F. Proiskhozhdenie semyi, chastnoy sobstvennosti igosudarstva. Moscow, 2014. 320 p.

12. Olifirovich N. I., Zinkevich-Kuzemkina T. A., Velenta T. F. Psikhologiya semeynykh krizisov. Moscow, 2006. 440 p.

13. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Journal of social issues. 1994, Vol. 50, No. 4, pp. 19-45.

14. Rean A. A. Semya v strukture tsennostey molodezhi. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2017, Vol. 14, No. 1, pp. 62-75.

15. Zavgorodniy D. A. Semeynye tsennosti i orientatsii rossiyskoy molodezhi v usloviyakh demograficheskogo krizisa: faktory vliyaniya i tendentsii razvitiya. Extended abstract of PhD dissertation (Sociology). Novocherkassk, 2014.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4

Статья поступила в редакцию 09.03.2022 The article was received on 09.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.