Научная статья на тему 'Представления молодежи сельского социума о семейных ценностях'

Представления молодежи сельского социума о семейных ценностях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ / ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ / YOUTH / FAMILY / VALUE / FAMILY VALUES / OMSK REGION / ATTITUDE TOWARDS LIFE / ATTITUDE TOWARDS FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аксютина Зульфия Абдулловна, Озерова Ольга Алексеевна

Целью данной работы было изучение оценки семейных ценностей молодыми людьми 17-18 лет, проживающих в сельском социуме северных районов Омской области. Для решения задач исследования в статье приводится понимание понятий «ценность» и «семейные ценности». Анализ результатов исследования семейных ценностей осуществлен с применением опросных и проективных методик, которые отбирались с позиции их надежности и валидности. В ходе исследования опрошено 256 респондентов. Результаты исследования позволяют оценить значимость семьи в структуре ценностей сельской молодежи на примере северных районов Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representations of Young People of Rural Society on Family Values

The purpose of this work was to study the assessment of family values of young people aged 17-18 living in a rural society of the northern regions of the Omsk region. To solve the research problems the article provides an understanding of the concepts of «value» and «family values». The analysis of the results of the study of family values was carried out using survey and projective methods, which were selected from the standpoint of their reliability and validity. 256 respondents were interviewed during the survey. The results of the study make it possible to assess the importance of the family in the structure of values of rural youth, using the example of the northern regions of the Omsk Region.

Текст научной работы на тему «Представления молодежи сельского социума о семейных ценностях»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

SOCIOLOGICAL SCIENCE

DOI 10.26105/SSPU.2019.62.5.008 YAK 316.346.32-053.6 ББК 60.542

З.А. АКСЮТИНА, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

O.A. ОЗЕРОВА МОЛОДЕЖИ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ

Z.A. AKSYUTINA, REPRESENTATIONS

O.A. OZEROVA OF YOUNG PEOPLE OF RURAL SOCIETY

ON FAMILY VALUES

Целью данной работы было изучение оценки семейных ценностей молодыми людьми 17-18 лет, проживающих в сельском социуме северных районов Омской области. Для решения задач исследования в статье приводится понимание понятий «ценность» и «семейные ценности». Анализ результатов исследования семейных ценностей осуществлен с применением опросных и проективных методик, которые отбирались с позиции их надежности и валидности. В ходе исследования опрошено 256 респондентов. Результаты исследования позволяют оценить значимость семьи в структуре ценностей сельской молодежи на примере северных районов Омской области.

The purpose of this work was to study the assessment of family values of young people aged 17-18 living in a rural society of the northern regions of the Omsk region. To solve the research problems the article provides an understanding of the concepts of «value» and «family values». The analysis of the results of the study of family values was carried out using survey and projective methods, which were selected from the standpoint of their reliability and validity. 256 respondents were interviewed during the survey. The results of the study make it possible to assess the importance of the family in the structure of values of rural youth, using the example of the northern regions of the Omsk Region.

Ключевые слова: молодежь, семья, ценность, семейные ценности, Омская область, отношение к жизни, отношение к семье.

Key words: youth, family, value, family values, Omsk region, attitude towards life, attitude towards family.

Введение. Проблема ценностей остается ведущей в исследованиях российских ученых. Анализ ценностей позволяет понять процессы, происходящие в социальных системах, определить их содержание, выявить функциональное предназначение, объяснить характер общественного развития, прогнозировать общественное развитие. Именно поэтому исследование ценностного отношения к семье всегда будет сохранять свою актуальность в силу динамичности изменений ценностного отношения у разных социальных и возрастных групп.

В идеале семья должна оставаться одной из главных ценностей человека и общества, ведь семейные ценности являются основополагающими в формировании роли семьянина у молодых людей. Вместе с тем, есть тен-

денции, демонстрирующие снижение ценности семьи. Это явление можно проследить и в Омской области. Так, по данным управления ЗАГСа Омской области в 2018 году зарегистрировано 13 134 записи актов о заключении брака и 8 623 записи акта о расторжении брака [7]. Анализ указанных статистических данных свидетельствуют о том, что в ценностном отношении к семье есть существенные затруднения и негативные тенденции. Полагаем, что эти затруднения связаны с искаженным ценностным восприятием семьи со стороны молодежи.

Обратимся к базовым понятиям исследования: «ценность», «семья», «семейные ценности». Проведем попытку выявления их сущности в разных науках. Так, в философии и социологии термин «ценность» используется для указания на три основные явления действительности (человеческие, социальные и культурные) [11]. В русском языке ценность рассматривается как важность, значимость [2, с. 1173]. В психологии ценность традиционно определяют как то, чему человек осознанно назначает более высокую цену, а также то, чем он дорожит и ради чего готов пожертвовать чем-то другим, заплатить усилиями, временем и пр. [3, с. 69].

Проведенный анализ указывает на наличие двух признаков, характерных для категории «ценность», их важность и значимость. Резюмируя отметим, что ценность - это значимость объекта для субъекта. В фундаменте ценности могут лежать содержание сознания, результаты творчества, объективная реальность. Возникновение ценности имеет прямую зависимость от процесса действий и их осмысления, а их проявление происходит в степени отражения значимости идей, предметов, явлений и т.п.

В своих исследованиях Т.В. Геворкян акцентирует внимание на социальном характере ценностей, природа каковых находит формирование в общественных практиках и индивидуальности деятельности, через конкретно-исторические формы отношений и общения [5, с. 40]. Ценности имеют динамических характер, что доказывает формирование их в процессе социализации индивида в обществе. На характер формирования ключевых ценностей человека в совокупности влияют система знаний и жизненный опыт, поэтому ценности можно рассматривать как нормативный регулятор поведения социальных общностей и групп.

В исследованиях, направленных на изучение ценностей, для их классификации используются различные основания: сферы общественной жизни (материальные, духовные, религиозные, др.); предметное содержание (правовые, политические, экономические, др.); характерные особенности в ориентирах поведения (терминальные и инструментальные); основание по функциям (одобряемые, порицаемые); преобладающая социокультурная система (традиционные, либеральные, общечеловеческие) и базовые ценности. Опираясь на эти основания, мы можем связать воедино представления о семье и ценностях.

К наиболее распространенным можно отнести понимание семьи как: 1) основной ячейки общества, главной задачей которой является как биологическое, так и социальное воспроизводство людей; 2) малой социально-психологической группы, имеющей определенную специфику. Семья как группа характеризуется особой системой межличностных отношений, на которые накладывается отпечаток нравственных норм, традиций формируемых этой группой и определенной степенью управляемости. D. 1^ко и М. Кауа1е-РаиИпа считают, что «термин «семья» со временем изменился», а изменения находятся «в зависимости от того, кто его определяет» [12, с. 86].

Перейдем к пониманию ценности семь, которая, по мнению Н.К. Аки-менко и С.В. Багинской, проявляется в важности и значимости её самой, как группы имеющей в своей основе брачно-родственные отношения. Характерными особенностями этого являются совместный быт и моральная ответственность друг за друга [1, с. 212]. Это подтверждается и исследованиями Р. Валеева, Н. Королева и Ф. Сахапова, которые обнаружили, что 75% родителей считают, что семья всегда занимает важное место в жизни ребенка

[13, с. 1646]. Остается открытым вопрос о сохранение важности этого места у молодежи.

В современных условиях не все субъекты общественной жизни признают ценность семьи, не осознавая ее существование с достаточной глубиной и ответственностью. Очевидно, что это обуславливает наличие проблем восприятия брака и семьи. Так, например, можно говорить о существенном количестве семей, ограничивающихся наличием одного ребёнка, предпочтении «бездетного» существования, преобладание мотивов построения карьеры над построением семьи и пр. Создание и функционирование успешной семьи предполагает наличие высокой осознанности и ответственности, что накладывает особый отпечаток на необходимость подготовки молодых людей к семейной жизни в основе которой лежит формирование ценности семьи.

По мнению А.А. Реан, семейные ценности определяются как положительные или отрицательные показатели значимости объектов, которые основаны на единой совместной деятельности людей, связанных кровнородственными узами, вовлеченностью в жизнедеятельность, интересами, потребностями и социальными отношениями» [8, с. 4]. В.П. Сергеева пишет: «семейные ценности - это некие духовно-нравственные ориентиры, которые социально одобряемы и разделяются большинством людей. Соответственно, их можно считать эталоном или идеалом, определяющим весь ход целенаправленного процесса по созданию идеальной семьи для всех граждан» [9, с. 42]. Анализ научных публикаций показал наличие многообразия классификаций семейных ценностей.

Т.Ф. Бурганова и Г.Ф. Биктагирова выделили семейные ценности в различных брачно-семейных сферах (табл. 1) [4, с. 42].

Таблица 1

Семейные ценности в различных брачно-семейных сферах

Сфера Проявления

брачное поведение и выбор брачного партнёра для личности для семьи

любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи

родительство сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга

дети наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни

семейные функции хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля

отношения истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т.д.

выполнение семейной роли способность к плодотворности, разрушению

социализация приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие

З.И. Рябикина и П.М. Хозяинова исследовали базовые семейные ценности, считая, что они содержат предметное содержание. Базовые ценности лежат в основе сознания влияют на поступки и семейные отношения [10]. Будем учитывать тот факт, что таких ценностей немного. Все они, как правило, уже оказываются сформированными к 18-20 годам в течение первичной социализации. Эти ценности остаются в той или иной степени стабильными на протяжении практически всей жизни. Однако кризисы, серьёзные перемены в жизни человека могут повлиять, «пошатнуть» эту систему, затро-

нуть не только состав, но и структуру ценностей, т.е. иерархические соотношения между ними в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности становятся более значимыми, а другие получают низкий статус или ранг. Следствием этого являются изменения социального смысла тех или иных ценностей для индивидов и других социальных объектов [3, с. 115].

Важным для исследования является классификация семейных духовно-нравственных ценностей Е.И. Зритневой. К ним относятся следующие:

- абсолютные ценности (любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность);

- видовые духовно-нравственные ценности: природно-географические ценности (природные условия и ресурсы, труд);

- общественно-государственные ценности (Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир);

- культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать (материнство), отец (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды) [6, с. 39].

Важно учитывать, что у каждой семьи основные семейные ценности будут свои - уникальные. Однако каждому человеку, в том числе и юношеского возраста, необходимо иметь четкое собственное представление о тех семейных ценностях, на которых будет строиться и укрепляться фундамент будущей крепкой и дружной семьи. Таким образом, формирование семейных ценностей основано на необходимости выбора тех из них, которые будут оставаться важными и значимыми на всем протяжении жизни [9, с. 68].

Цель статьи: изучить состав семейных ценностей у лиц юношеского возраста, проживающих в сельском социуме северных районов Омской области.

Нами не найдено исследований семейных ценностей юношества в северных районах Омской области. Исследования такого рода в удаленных от мегаполисов районах не проводятся в силу географического расположения. В этом и заключается новизна исследования.

Материалы и методы. Для достижения поставленных задач в работе использовались диагностические методики, имеющие достаточный уровень надежности и валидности. Кроме того, они являются эффективными в исследовании семейных ценностей, как групп, так и отдельных индивидов.

Дадим краткое описание используемых методик исследования.

Методика П.В. Степанова «Изучение характера отношения к различным сферам жизни». Методика, включает в себя 91 вопрос. На каждый из вопросов испытуемый должен выбрать один ответ. При этом оценить степень согласия или несогласия он может в интервале от «+4» до «-4» баллов.

Тест С.С. Носова «Семейные ценности». Он основан на том, что испытуемые проводят ранжирование представленных основных семейных ценностей. Автор методики указывает на то, что именно система ценностных ори-ентаций испытуемого определяет содержательную сторону направленности его личности, тем самым составляя основу отношений не только к окружающему миру, но и к другим людям. В соответствии с этим в анкете нашли отражение десять семейных ценностей, предлагаемых к прямому ранжированию каждому из респондентов.

Проективная методика «Рисунок будущей семьи». Методика основана на том, что посредством формирования рисунка своей будущей семьи у респондентов можно выявить особенности представлений о ней, о том, каково ее будущее, составе, а также выявляется предполагаемый характер взаимоотношений с будущими членами семьи.

Рисунок оценивается по параметрам: степень эмоциональной близости отношений с мужем/с женой, степень эмоциональной близости отношений с ребёнком/детьми, тревожность, конфликтность. Оценка производится по шкале от 0 до 4 баллов, где 4 - высшая степень проявления признака, а 0 - это отсутствие его проявления.

Результаты и обсуждение результатов. Диагностика представлений юношества о семейных ценностях проводилось в учреждениях образования Большереченского, Муромцевского, Седельниковского районов Омской области. Выборку составили 256 человек юношеского возраста в возрасте 17-18 лет. Половая идентификация испытуемых в ходе исследования не осуществлялась.

Приведем результаты исследования представлений юношества о ценности семейных отношений с помощью методики П.В. Степанова «Изучение характера отношения к различным сферам жизни». В таблице 2 отражены результаты опроса. Наибольшее преобладание имеет ситуативно-позитивное отношение к жизни - 38,68% обследуемых. Указанное означает то, что лица юношеского возраста высоко позиционируют ценности семьи, они являются для них значимыми. При этом они дорожат имеющимися семейными традициями и устоями, осуществляют заботу и понимание по отношению к родным и близким. Ситуативно-позитивное отношение отражает стремление молодых людей к созданию своей счастливой семьи в будущем.

Таблица 2

Результаты исследования характера отношений юношества к различным сферам жизни

Распределение по районам Кол-во (чел.) Характер представлений о семейных ценностях

Устойчиво-позитивное отношение (%) Ситуативно-позитивное отношение (%) Ситуативно-негативное отношение (%) Устойчиво-негативное отношение (%)

Большереченский 87 49,43 18,39 20,69 11,49

Муромцевский 83 32,53 50,61 10,84 6,02

Седельниковский 86 32,56 47,67 10,46 9,31

Всего 256 38,28 38,68 14,06 8,98

На втором месте, согласно полученным данным, стоит устойчиво-позитивное отношение к жизни, обнаруженное у 38,28% респондентов из числа обследуемых. В данной группе испытуемых восприятие семьи имеет ценность. Восприятие как семьи, так и семейных традиций это «само собой разумеющееся явление». Все, что есть в семье это естественное явление. Проблема будущего семейного функционирования может быть неудачной в силу недооценки кропотливой работы по развитию и сохранению семьи. Отношение к семейным праздникам поверхностное, часто необходима поддержка и напоминание на фоне достаточно активного участия в семейных торжествах. Родительская опека и забота молодыми людьми воспринимается как должное поведение родителей, но семейные идеалы в планируемом будущем имеют существенные трансформации.

Отметим, что данные, полученные по двум группам отношений -ситуативно-позитивному и устойчиво-позитивному - имеют незначительные различия в пользу первого. Суммарно позитивное отношение к семье выражено у 76,96% обследованных респондентов. Это указывает на сохранение позитивного отношения к семье у большей части респондентов.

У 36 испытуемых из общего числа обследуемых, что составило немногим более 14,06%, выявлено ситуативно-негативное отношение к жизни, так называемое «потребительское». Указанное означает, что семья воспринимается как «источник» удовлетворения потребностей, т.е. родные создавать условия для проявления гедонистических склонностей. При этом необходимого можно добиваться любым способом, будь то послушание или же ложь. Лица, юношеского возраста с ситуативно-негативным отношением не считают себя слишком обязанными семье, не разделяют семейных традиций и ценностей.

Устойчиво-негативное отношение к жизни было выявлено у 8,98% испытуемых из всей выборки. Для них семья не представляет никакой ценности. Им бывает стыдно за семейные традиции, нормы поведения и пр., поэтому они считают их неприемлемыми, что, вполне возможно уже в недалеком будущем может найти отрицательное отражение на построение собственной семьи.

Негативное отношение к семье по сумме показателей сформировано у 23,04% обследованных. Это достаточно существенные показатели негативизма в отношение к семье. В целом, для 23 человек требуются соответствующая коррекция, которая может осуществляться за счет организации педагогической деятельности, направленной на формирование характера отношений юношества к различным сферам жизни.

По административным округам также обнаружены различия в оценке отношения к семье. Если в Седельниковском и Муромцевском районах показатели позитивного отношения имеются у 80,13% и 83,14% соответственно, то в Большереченском районе этот показатель выражен слабее и равен 57,82%. Полученные данные свидетельствуют о существенных различиях в отношении к семье среди молодежи разных административных районов, что требует дополнительного исследования причин данного явления.

Приведем результаты исследования по тесту С.С. Носова «Семейные ценности». Обобщенные результаты исследования представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты исследования по тесту «Семейные ценности»

Наименование ценности Средний ранговый балл по выборке

Большереченский Муромцевский Седельниковский

Нежность 4,51 3,34 3,01

Сексуальные отношения 4,20 4,54 6,24

Общение 6,10 2,86 3,90

Супруг(а) как спутник по отдыху 7,10 5,16 6,12

Финансовая поддержка 8,24 4,72 5,48

Привлекательность партнера 6,60 8,84 7,54

Искренность и открытость 5,80 5,10 4,90

Работа по дому 3,80 6,42 5,68

Посвященность семье 5,44 6,60 4,70

Восхищение 2,95 7,20 3,48

В таблице 2, даны результаты теста «Семейные ценности». Первые ранговые места занимают ценности - финансовой поддержки (8,24), партнер как спутник по отдыху (7,10) и его привлекательность (6,60). При этом в Большереченском районе; привлекательность партнера (8,84), восхищение (7,20), посвященность семье (6,60) в Муромцевском; привлекательность партнера (4,20), сексуальные отношения (6,24), супруг(а) как спутник по отдыху (6,12) в Седельниковском районах. Единство в выборе составила только привлекательность партнера.

Низкие ранговые места заняли такие семейные ценности, как сексуальные отношения (4,20), работа по дому (3,80), восхищение (2,95) в Большереченском; сексуальные отношения (4,54), нежность (3,34), общение (2,86) в Муромцевском; общение (3,90), восхищение (3,48), нежность (3,01) в Се-дельниковском районах. В выборе ранговых мест, занявших крайние позиции, полного совпадения в выборе не выявлено.

Если суммировать полученные в ходе исследования результаты (рис. 1), то можно говорить о том, что самой главной ценностью для семьи молодые люди считают привлекательность партнера (7,66). Хотя народная мудрость гласит: «С лица воды не пить».

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Рис. 1 Обобщенные представления о семейных ценностях у юношества

Далее следует финансовая поддержка (6,14). Это объясняется тем, что эпоха потребления находит отражение и в структуре семейных ценностей. Критерий «супруг(а) как спутник по отдыху» (6,12) завершает тройку лидирующих семейных ценностей. Этот критерий можно объяснить стремлением юношества к удовольствиям. Средние показатели получили критерии - «посвященность» семье (5,58), работа по дому (5,3), искренность и открытость (5,26), сексуальные отношения (4,99). Замыкающими стали - восхищение (4,54), общение (4,28) и нежность (3,62). Сложности вызывает интерпретация критерия «сексуальные отношения», который занимает седьмое место. Мы предполагали, что данный критерий будет занимать более высокий рейтинг.

Перейдем к рассмотрению результатов исследования по методике «Рисунок будущей семьи». Полученные данные представлены в табл. 4 и на рис. 2.

Таблица 4

Результаты исследования по методике «Рисунок будущей семьи»

Показатель Среднее значение

Большереченский Муромцевский Седельниковский

Степень эмоциональной близости отношений с мужем/женой 3,12 4,08 3,24

Степень эмоциональной близости отношений с ребёнком 2,22 3,10 3,00

Тревожность 2,16 2,66 2,50

Конфликтность 2,00 1,20 2,10

Полученные результаты продемонстрировали единство респондентов в рейтинговых оценках по основным диагностируемым критериям.

Перечислим наиболее значимые показатели от более высоких к низким: степень эмоциональной близости отношений с мужем/женой, степень эмоциональной близости отношений с ребёнком, тревожность, конфликтность. Более наглядно это просматривается в диаграмме, представленной на рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2 Результаты исследования по методике «Рисунок будущей семьи»

Несомненно, представления о будущей семье связаны с опытом проживания в родительской семье. Анализ рисунка 2 показал, что молодые люди отдают предпочтение эмоциональным отношениям с будущим супругом. Эмоциональные отношения с будущим ребенком имеют второстепенное значение по сравнению с супружескими отношениями, хотя занимают важное место в структуре ценностей. Показатели по тревожности немногим менее, чем показатель отношения с детьми. Это говорит об обеспокоенности молодежи будущим построением семьи. И хотя в исследовании показатель конфликтности находится в конце рейтинга, его содержательная сторона достаточно высокая.

Выводы. Результаты исследования характера отношения юношества к различным сферам жизни демонстрирует, что позитивное отношение к семье наблюдается у 67,82% респондентов, а у 32,18% отношение окрашено негативизмом. Это свидетельствует о том, что почти у трети испытуемых имеется трансформация ценности семьи.

Результаты исследования по тесту С.С. Носова «Семейные ценности» демонстрируют, что основные ценности имеют внешние признаки, тогда как ключевые ценности, связанные с нормативным функционированием семьи (посвященность семье, работа по дому, сексуальные отношения), остаются недооцененными. Такая ситуация в дальнейшем может способствовать сравнительно быстрому разочарованию молодежи в семейной жизни.

Результаты исследования по проективной методике «Рисунок будущей семьи» продемонстрировали согласованность в полученных эмпирических данных респондентов и несогласованность их с данными, полученными в предыдущих методиках. Результаты можно суммировать тезисом: «Думаем одно, делаем другое, подразумеваем третье». Респонденты на подсознательном уровне демонстрируют потребность в эмоциональной близости с будущим супругом и детьми, хотя семейное будущее предположительно ожидается конфликтным.

Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о рассогласованности в системе семейных ценностей и необходимости их быстрейшей корректировки. Трансформация семейных ценностей молодежи подвержена динамическим изменениям по временному критерию. Трансформация стала происходить более быстро. Население сельского социума, имеющее склонность к сохранению традиционных ценностей, перестает быть носителем этой данности, что ведет к дальнейшим изменениям социальных характеристик семьи. Полагаем, что будет происходить сдвиг от традиционных форм брачных отношений к нетрадиционным. Уже сейчас все более выраженным в условиях северных районов Омской области является регулярно-раздельный вид брачных отношений. Большая часть мужчин из-за отсутствия рабочих мест уезжает на заработки в районы крайнего Севера. Вследствие этого произошли сдвиги их сексуального поведения, а именно получают распростра-

нение нерегулярные случайные сексуальные связи, что в свою очередь привело к интенсивному распространению ВИЧ-инфекции.

Полученные в ходе исследования результаты вызывают большую озабоченность изменениями системы семейных ценностей, происходящими в молодежной среде в сельской глубинке.

Литература

1. Акименко Н.К., Багинская С.В. Изучение ценностей семьи и осознание семейных ролей современной молодёжью. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 3 (38). С. 211-217.

2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.

3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика. М.: Юрайт, 2016. 477 с.

4. Бурганова Т.Ф., Биктагирова Г.Ф. Семейные традиции в представлениях подростков. Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 41-43.

5. Геворкян Т.В. Подростки и родители о семье как ценности. Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 39-44.

6. Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: монография. Ставрополь: СКИПКРО, 2005. 232 с.

7. Информация об основных статистических показателях управления записи актов гражданского состояния Главного государственно-правового управления Омской области за 2018 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ggpu.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/GGPU/ Zags/Statobzor.html (дата обращения: 17.02.2019).

8. Реан А.А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям. Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 3-8.

9. Соловьева Е.А. Психология семейного воспитания. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2014. 256 с.

10. Хозяинова П.М., Рябикина З.И. Особенности личности женщины, воспитывающей ребенка в неполной семье. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 132. С. 850-862.

11. Ценности, их природа и принципы классификации: Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://terme.ru/ termin/cennost.html (дата обращения: 01.05.2019).

12. Ilisko D., Kravale-Paulina M. Subtainability of family values throughout the generations as vieved by the bachelor program students. Proceeding of the International Scientifical Conference. 2015, Vol. I, р. 83-90.

13. Valeeva R., Korolyeva N., Sakhapova F. Case-study of the High School Student's Family Values Formation // International Journal of Environmental & Science Education. 2016, Vol. 11 (7), р. 1641-1649.

References

1. Akimenko N.K., Baginskaya S.V. The study of family values and the awareness of family roles of modern youth. Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy peda-gogiki i psihologii [Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology], 2014, № 3 (38), pp. 211-217 (in Russian).

2. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Big explanatory dictionary of the Russian language]. SPb.: Norint, 1998. 1536 p.

3. Borozdina G.V. Psihologija i pedagogika. Moscow: Yurayt, 2016. 477 p.Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Big explanatory dictionary of the Russian language]. SPb.: Norint, 1998. 1536 p.

4. Burganova T.F., Biktagirova G.F. Family traditions in the views of adolescents. Uspehi sovremennogo estestvoznanija [Successes of modern science], 2012, № 5, pp. 41-43 (in Russian).

5. Gevorkyan T.V. Teens and parents about the family as values. Gumanizacija obrazovanija [Humanization of education], 2009, № 1, pp. 39-44 (in Russian).

6. Zritneva E.I. Vospitanie budushhego sem'janina v sovremennoj Rossii: mono-grafija. Stavropol: SKIPKRO, 2005. 232 p.

7. Information on the main statistical indicators of the department of civil registration of the Main State and Legal Department of the Omsk Region for 2018. Informacija ob osnovnyh statisticheskih pokazateljah upravlenija zapisi aktov grazhdanskogo sostojanija Glavnogo gosudarstvenno-pravovogo upravlenija Omskoj oblasti za 2018 god. Available at: http://ggpu.omskportal.ru/ru/Region-alPublicAuthorities/executivelist/GGPU/Zags/Statobzor.html (Accessed 17 february 2019).

8. Rean A.A. The attitude of young people to the institution of family and family values. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National Psychological Journal], 2016, № 1 (21), pp. 3-8 (in Russian).

9. Solovyova E.A. Psihologija semejnogo vospitanija [Psychology of family education]. Tyumen: Publisher Tyumen State University, 2014. 256 p. (in Russian).

10. Khozyainova P.M., Ryabikina Z.I. Features of the personality of a woman raising a child in an incomplete family. Polytematicheskiy setevoy juornal kybanskogo gosydarstvennogo agrarnogo universiteta [Political Internet electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University], 2017, № 5, pp. 850-862 (in Russian).

11. Values, their nature and principles of classification: National Philosophical Encyclopedia. Cennosti, ih priroda i principy klassifikacii: Nacional'naja filosofs-kaja jenciklopedija. Available at: http://terme.ru/termin/cennost.html (Accessed 05 january 2019).

12. Ilisko D., Kravale-Paulina M. program students. Proceeding of the International Scientifical Conference, 2015, Vol. I, pp. 83-90.

13. Valeeva R., Korolyeva N., Sakhapova F. Case-study of the High School Student's Family Values Formation. International Journal of Environmental & Science Education, 2016, Vol. 11 (7), pp. 1641-1649.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.