ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК САМАРЧАНОК РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
© С. В. Ильинский © Г. Г. Лавликамова
Ильинский
Сергей Владимирович кандидат
психологических наук доцент кафедры психологии управления Самарская гуманитарная академия
e-mail: ilinskyy@mail.ru
Лавликамова Гульнара Галимжановна
психолог e-mail:
gulnaradavlikamova@mail.ru
The Bulletin of the Samara
В статье рассматриваются особенности ценностных ориентация левушек русской и татарской национальности, проживающих в олном субъекте РФ. Устойчивость семье прилают тралиции и луховные ценности, которые перелаются из поколения в поколение и являются стержнем в лальнейшем развитии института семьи.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, социальные ценности, социализация личности, ценностное самоопределение, ценность традиций.
Для многих людей, живущих в современном обществе, семья по своей ценности занимает одно из первых мест в общей структуре жизненных ценностей. В связи с этим, а также с тем, что семья является первым и важнейшим институтом социализации человека, ее изучение является одной из первостепенных задач общественных наук.
Способность семьи на протяжении веков осуществлять первичную и последующую социализацию индивидов, обеспечивает преемственность освоения культурных ценностей, передачи навыков и норм поведения людей в данном обществе. Вместе с тем, когда говорят об институциональном характере брака и семьи, отмечают динамичность их форм, эволюционный характер перемен, различия в тех или иных обществах [7].
Формирование социальных ценностей представляет собой не только архаичный процесс установления, но и процесс их современной трансформации. Ценности каждого следующего поколения претерпевают некоторые изменения
Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 1 (15)
в сравнении с ценностями предыдущего. В российском обществе процесс трансформации социальных ценностей и норм сегодня протекает в активной фазе [6].
Как показывают исследования, необходимы должные позитивные установки на семью и брак, готовность реализовать заявленные установки на практике в повседневной семейной жизни. В современных условиях, когда внешний социальный контроль над поведением молодежи ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы, необходимо воспитание культуры чувств и умения жить в семье [10].
Как показывают современные исследования, в жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с духовным общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями между членами семьи. Именно в семье формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах отношений: духовно-практической, гражданской, межэтнической, профессиональной и собственно семейной. В семье выстраиваются жизненные цели человека, проектируются способы их достижения. Ценности семьи, атмосфера жизни в семье, характер внутрисемейных отношений определяют процесс социализации, личностного развития ребенка, способствуют или препятствуют его саморазвитию и самореализации.
Процесс ценностного самоопределения в семейной сфере предполагает осмысление растущим человеком того, ради каких целей живет сейчас его семья, что актуально и значимо для него в семье, в отношениях с ее членами, в чем он находит в данный момент смысл своего существования, ради реализации каких своих ценностных устремлений он будет жить в будущем, ориентируясь на какие ценности будет выстраивать свою семейную жизнь [3].
Семейные ценности — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия [8].
Традиционные семейные ценности во всех сообществах формировались на протяжении длительного времени и, по существу, явились результатом эволюции разнообразных форм и видов общественных объединений: от первобытного человеческого стада, через родоплеменные отношения, полигамную и моногамные типы семьи, религиозные основы отношений между мужчиной и женщиной к государственному регулированию семейно-брачных отношений [2].
Кроме того, семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи, особенностей личности супругов, их жизненной ситуации. На структуру семейных ценностей влияет также национальная принадлежность супругов, так как вероисповедание, семейные национальные, культурные обычаи и традиции накладывают определенный отпечаток на систему взглядов человека [9].
Таким образом, семейные ценности представляют собой совокупность представлений человека о семье, регулирующих его поведение в области создания семьи и отношения к близким людям. Эти ценности формируются под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов.
Цель исследования — выявить различия семейных ценностей у девушек русской и татарской национальности.
Объект исследования - семейные ценности девушек.
Предмет исследования - особенности семейных ценностей девушек русской и татарской национальности.
Гипотеза исследования: семейные ценности девушек русской и татарской национальности, проживающих на территории городского округа Самара, имеют ряд особенностей и различий, обусловленных социальными установками.
Методика исследования
В состав психодиагностического аппарата вошли следующие методики: методика «Ролевые ожидания и притязания» А. Н. Волковой, анкета «Семейные ценности» С. С. Носова, методика «Аксиологическая направленность личности» (АНЛ4.6) А. В. Капцова.
Выбор методик диагностики семейных ценностей А. Н. Волковой и С. С. Носова определяется предметом исследования и отсутствием других адаптированных, валидных, надежных и простых в проведении и обработке методик.
Методика А. В. Капцова использовалась для определения взаимосвязи жизненных ценностей и ценностных сфер в целом и семейных ценностей. Выбор методики обусловлен информативностью теста, включающего данные о ценностных сферах, личностных ценностях, их устойчивости, наличием данных о валидности и надежности методики, возможностью компьютерной обработки результатов исследования. Рассмотрим краткую характеристику методик:
1. Анкета, направленная на получение биографических сведений об исследуемых. В анкете выявляются возраст, национальность, образование, профессия, семья, владение родным языком и традициями народа.
2. Методика «Ролевые ожидания и притязания» А.Н. Волковой. Ролевые ожидания отражают ориентацию мужа (жены) на активное ролевое поведение брачного партнера. Ролевые притязания — ориентация на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций [8].
3. Анкета «Семейные ценности» С. С. Носова предназначена для диагностики наиболее значимых семейных ценностей супругов. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [1].
4. Методика «Аксиологическая направленность личности» (АНЛ4.6) А. В. Капцова представляет собой по существу модифицированный и сокращенный вариант теста личностных ценностей [5] и предназначена для индивидуального и группового тестирования при социально-психологических исследованиях. Она содержит все основные шкалы аксиологической направленности, шкалы личностных ценностей, жизненных сфер, включая шкалы устойчивости, а также шкалы достоверности (социальной желательности и безразличия) и состоит из 50 пунктов [4].
Для статистического анализа данных были использованы И-критерий Манна-Уитни, коэффициент углового преобразования Фишера и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Характеристика выборки. Выборку исследования составили 50 девушек
в возрасте 18-25 лет. Вся выборка была разделена на две группы: русские (25 человек) и татарки (25 человек). В таблице 1 представлена сравнительная характеристика групп.
Таблица 1
Количество испытуемых эмпирической выборки в различных стратах (человек)
Группы Образование Семья Владение родным языком Соблюдение традиций народа
Русские высшее - 9 н/высшее - 4 среднее - 12 полная - 19 неполная - 6 все обследуемые да - 12 иногда - 8 нет - 5
Татарки высшее - 4 н/высшее - 7 среднее - 14 полная - 22 неполная - 3 владеют - 11 не владеют -14 да - 16 иногда - 7 нет - 2
Сравнительная характеристика групп (табл. 1) показывает, что они близки по образовательному цензу и составу семьи. Параметры, которые свидетельствуют об этнической идентичности, — владение родным языком и соблюдение народных традиций, показывает, что примерно у половины обследуемых девушек татарской национальности нет знания родного языка, а традиции соблюдаются от случая к случаю. Это говорит о значительной этнической ассимиляции исследуемых.
Результаты исследования Результаты методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» позволяют судить об активном ролевом поведении брачного партнера («ролевые ожидания») и собственной активной роли в семье по реализации семейных функций («ролевые притязания») (табл. 2).
Таблица 2
Результаты исследования ролевых ожиданий и притязаний в браке (%)
Шкалы русские татарки
низкие средние высокие низкие средние высокие
Интимно-сексуальная 4 28 68 - 32 68
Личностная идентификация - 52 48 - 48 52
Хозяйственно-бытовая - 68 32 - 64 36
Родительско-воспитательная - 52 48 - 40 60
Социальная активность - 40 60 - 60 40
Эмоционально-психотерапевтическая - 28 72 - 24 76
Внешняя привлекательность - 20 80 - 20 80
Данные таблицы 2 говорят о том, что наиболее важными сферами семейной жизни для девушек обеих национальностей являются интимно-сексуальная, эмоционально-психотерапевтическая и внешней привлекательности. Именно по перечисленным шкалам получено наибольшее количество высоких значе-ний.Большинство девушек (68%) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супругу существенно зависит от оценки его как сексуального партнера.
Эмоционально-психотерапевтическая шкала рассматривается как показатель значимости для обследуемой взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. Субшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах сохранения психологического климата, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создания «психотерапевтической атмосферы». Субшкала «ролевые притязания» показывает стремление супруга/супруги быть семейным «психотерапевтом». Эти показатели в обеих группах примерно равны, что говорит о важности для девушек обеих национальностей как самим поддерживать климат в семье, так и получать эмоциональную поддержку от супруга.
Шкала внешней привлекательности рассматривается как показатель ориентации обследуемого на современные образцы внешнего облика. Субшкала «ролевые ожидания» отражает желание девушки иметь внешне привлекательного партнера, а субшкала «ролевые притязания» иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво выглядеть. Сопоставление значений субшкал ожиданий и притязаний показывает, что девушки оценивают свою привлекательность выше, чем привлекательность партнера, т. е. не хотят иметь супруга, внешне более привлекательного, чем они сами.
На рисунке 1 показано соотношение высоких значений исследуемых сфер в группах русских и татарок. Как можно увидеть на рисунке 1, наибольшие различия между группами приходятся на шкалы социальной активности и родительского воспитания. Чтобы определить достоверность видимых различий, сравним их при помощи критерия углового преобразования Фишера.
По шкале родительского воспитания ф = 0,852, а по шкале социальной активности ф = 1,425 - оба результата попадают в зону статистической незначимости. Соответственно, представления о значимости семейных сфер у девушек русской и татарской национальности одинаковы.
Результаты диагностики по методике «Семейные ценности» С. С. Носова представлены в таблице 3. Ценности, занявшие три первых места при ранжировании, рассматриваются нами как наиболее значимые.
Анализ распределения семейных ценностей по важности (табл. 3) показал, что первое место в обеих группах занимает ценность сексуальных отношений, второе — ценность финансовой поддержки, а третье — ценность общения.
Внешняя привлекательность
Эмоционально-психотерапевтическая
Социальная активность
Родительско-воспитательная
Хозяйстве нно-бытовая
Личностная иде нтификация
Интимно-се ксуальная
0 20 40 60 80 100
Рис. 2. Соотношение высоких значений сфер семейной жизни в группах русских и татарок (%)
Таблица 3
Соотношение важности семейных ценностей в группах русских и татарок (%)
Ценности Русские Татарки
нежность 28 32
сексуальные отношения 64 76
общение 52 56
спутник по отдыху 8 8
финансовая поддержка 56 64
привлекательность партнера 8 8
искренность и открытость 48 36
работа по дому 4 8
посвященность семье 24 8
восхищение 8 -
Наиболее заметные различия между группами приходятся на шкалы искренности, открытости и посвященности семье. Чтобы определить достоверность видимых различий, сравним их при помощи критерия углового преобразования Фишера. По шкале искренности и открытости ф = 0,863, а по шкале посвященности семье ф = 1,591 — оба результата попадают в зону статистической незначимости. Соответственно, представления о значимости семейных ценностей у девушек обеих национальностей одинаковы (рис. 3).
восхищение
посвященность семье
работа по дому
искренность и открытость
привлекательность партнера
финансовая поддержка
спутник по отдыху
общение
сексуальные отношения
нежность
1 1
1
у
1
1
-1—!—
□ татарки
□ русские
20
40
60
80
Рис. 3. Соотношение семейных ценностей у русских и татарок (%)
Результаты диагностики аксиологической направленности личности представлены в таблице 4.
Наиболее важными сферами и ценностями (табл. 4) в группе русских девушек являются ценности традиций (5,36), коллективности (5,28), семьи (5,28). В группе девушек татарской национальности ведущими ценностями являются ценности традиций (5,76), семьи (5,76) и материального благополучия (5,44).
Таблица 4
Средние значения диагностики личностных ценностей (стен)
Ценности русские татарки
Профессии 2,52 2,92
Образования 3,36 3,76
а (D -е Семьи 5,28 5,76
и Общественной жизни 4,8 4,28
Досуга 4,24 4,52
Ко ллективно сти 5,28 4,56
Духовной удовлетворенности 2,24 2,88
Креативности 4,48 4,64
н о о Жизнедеятельности 4,76 4,68
s я CJ Достижения 2,24 2,76
Традиций 5,36 5,76
Материального благополучия 4,2 5,44
Индивидуальности 4,48 3,48
Ценность сферы семьи свидетельствует о значимости для человека всего того, что связано с жизнью его семьи. Они отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, полагая, что главное в жизни — семейное благополучие. Эта сфера жизни одинаково значима как для русских, так и для татарских девушек.
Ценность традиций — это значимость для личности правил, обычаев, обрядов — всего того, что накопило общество до настоящего времени. Традиция позволяет связать в одно целое усилия людей, принадлежащих разным поколениям, наладить сотрудничество и взаимопонимание. Традиции важны для девушек русской и татарской национальности.
Ценность коллективности выражена у русских девушек и говорит о том, что им чрезвычайно важно ощущать свою принадлежность к социальной группе, получать одобрение от других людей, быть принятым референтной группой, осуществлять совместную социальную деятельность. Они способны поставить интересы других людей выше собственных, а наградой за это для них является социальное одобрение.
Для татарских девушек более значимой является группа материальных ценностей. Это ценности, характеризующие культуру жизнеобеспечения человека (питание, одежда, жилище и т. д.). От них зависит рождаемость детей, поддержание физического здоровья личности, ее морально-психологического состояния.
Сопоставление ценностных профилей двух групп (рис. 4) показывает, что между ними есть различия, значимость которых необходимо подтвердить статистически при помощи И-критерия Манна-Уитни (табл. 5).
Таблица 5
Значения и-критерия Манна-Уитни при сравнительном анализе личностных ценностей девушек русской и татарской национальности
Шкалы и р
Профессии 264 0,333
Образования 278,5 0,502
Семьи 288 0,629
Общественной жизни 256 0,264
Досуга 283,5 0,566
Коллективности 233 0,116
Духовной удовлетворенности 226,5 0,083
Креативность 311,5 0,984
Жизнедеятельности 284,5 0,581
Достижения 230 0,090
Традиций 256 0,256
Материального благополучия 217,5 0,063
Индивидуальности 232 0,114
По результатам проведенного статистического анализа данных (табл. 5) можно говорить о том, что значимых различий между ценностями и ценностными сферами девушек русской и татарской национальности не выявлено.
Отсутствие различий в уровне выраженности ценностей девушек русской и татарской национальности потребовал перейти к более глубокому анализу структуры ценностной сферы испытуемых. Для этого был проведен корреляционный анализ по Спирмену.
В результате корреляции показателей шкал методики «Ролевые ожидания и притязания» А. Н. Волковой и методики АНЛ4.6 А. В. Капцова в группе русских девушек были получены следующие значимые взаимосвязи:
— важность интимно-сексуальной сферы обратно пропорциональна важности таких ценностей, как семья (г = -0,407, при р < 0,05), досуг (г = -0,465, при р < 0,05) и достижения (г = -0,414, при р < 0,05), т. е. высокая ценность семьи, досуговой деятельности и личных достижений встречается у девушек, для которых интимно-сексуальная сфера представляет невысокую ценность;
— важность личностной идентификации имеет прямую значимую взаимосвязь с ценностью традиций (г = 0,439, при р < 0,05), т. е. для девушек,
бережно относящимся к традициям, важной является личностная идентификация;
— ожидания в хозяйственно-бытовой сфере, предъявляемые к партнеру, обратно пропорциональны важности сферы достижений (r = -0,513, при р < 0,01), т. е. русские девушки, для которых личные достижения не представляют значительной ценности, предъявляют более высокие ожидания к партнеру по обеспечению благополучия в хозяйственно-бытовой сфере;
— притязания в родительско-воспитательной сфере обратно пропорциональны важности ценности общества (r = -0,562, при р < 0,01) и жизнедеятельности (r = -0,551, при р < 0,01), т. е. девушки, для которых социальное взаимодействие и соучастие не представляют выраженной ценности, демонстрируют высокие притязания в родительско-воспитательной сфере;
— притязания в сфере социальной активности семьи прямо пропорциональны ценности индивидуальности (r = 0,616, при р < 0,01), т. е. значимость индивидуальности у русских девушек сочетается с высокими притязаниями в сфере социальной активности;
— ожидания, предъявляемые к партнеру по шкале внешней привлекательности, прямо пропорциональны ценности индивидуальности девушки (r = 0,449, при р < 0,05), т. е. чем более важной для девушки является собственная индивидуальность, тем выше ее требования к внешности партнера;
— притязания по шкале внешней привлекательности обратно пропорциональны важности ценности профессии (r = -0,439, при р < 0,05), т. е. девушки, считающие профессиональную деятельность важной, обращают меньше внимания на свою внешнюю привлекательность и ее важность в супружеских отношениях.
Рассмотрим значимые корреляции в структуре ценностной сферы, выявленные в группе девушек татарской национальности:
— важность интимно-сексуальной сферы обратно пропорциональна важности таких ценностей, как семья (r = -0,526, при р < 0,01) и жизнедеятел-ность (r = -0,442, при р < 0,05), т. е. высокая ценность семьи и соучастия встречается у девушек, для которых интимно-сексуальная сфера представляет невысокую ценность;
— важность личностной идентификации имеет обратную значимую взаимосвязь с ценностью профессии (r = -0,473, при р < 0,05), духовного удовлетворения (r = -0,470, при р < 0,05) и креативности (r = -0,531, при р < 0,01), т. е. для девушек татарской национальности, высоко ценящих профессиональную самореализацию, духовное удовлетворение и оригинальность, личностная идентификация не имеет первостепенной важности;
— ожидания в хозяйственно-бытовой сфере, предъявляемые к партнеру, прямо пропорциональны важности традиций (r = 0,418, при р < 0,05), т. е. татарские девушки, для которых важно соблюдение традиций, предъявляют более высокие ожидания к партнеру по обеспечению благополучия в хозяйственно-бытовой сфере;
— ожидания в родительско-воспитательной сфере обратно пропорциональны важности ценности традиций (r = -0,440, при р < 0,05), т. е. татарские девушки, для которых соблюдение традиций не представляет выраженной цен-
ности, демонстрируют высокие ожидания от партнера в родительско-воспита-тельной сфере;
— притязания в родительско-воспитательной сфере прямо пропорциональны важности образования (г = 0,420, при р < 0,05) и креативности (г = 0,410, при р < 0,05), т. е. татарские девушки, для которых важно образование и креативность, демонстрируют высокие притязания в родительско-воспита-тельной сфере;
— ожидания в сфере социальной активности семьи прямо пропорциональны ценности достижений (г = 0,412, при р < 0,05), т. е. значимость достижений у татарских девушек сочетается с высокими ожиданиями, предъявляемыми к супругу в сфере социальной активности;
— притязания в сфере социальной активности семьи обратно пропорциональны ценности образования (г = -0,415, при р < 0,05), духовного удовлетворения (г = -0,512, при р < 0,01) и креативности (г = -0,612, при р < 0,01), т. е. значимость образования, духовного удовлетворения и креативности у татарских девушек сочетается с высокими притязаниями в сфере социальной активности;
— притязания по шкале внешней привлекательности прямо пропорциональны важности ценности сферы общества (г = 0,416, при р < 0,05), т. е. татарские девушки, считающие общественную деятельность важной, обращают больше внимания на свою внешнюю привлекательность и ее важность в супружеских отношениях.
Корреляционный анализ показал, что, несмотря на сходство ролевых ожиданий в семье, лежащие в их основе личностные ценности различны, т. е. различаются механизмы формирования семейных притязаний русских и татарских девушек. Для русских девушек определяющими их семейные ожидания являются такие личностные ценности, как индивидуальность и достижения, тогда как для татарских девушек в основе семейных ожиданий и притязаний лежат образование, креативность, духовное удовлетворение и традиции.
В начале исследования мы предположили, что семейные ценности русских и татарских девушек имеют различия. Мы подразумевали, что для девушек татарской национальности будут характерными более традиционные семейные ценности, такие как рождение и воспитание детей, создание семейного быта. Тем не менее, полученные результаты опровергли наши предположения. Участвующие в исследовании девушки татарской национальности проживают на территории одного субъекта РФ и в процессе ассимиляции нередко утрачивают свои отличительные черты и заменяют их на позаимствованные у русских. Это может быть одной из причин отсутствия значимых различий в структуре семейных ценностей.
Выводы
1. Наиболее важной ценностной сферой для русских и татарок является сфера семьи, а важнейшими ценностями для русских девушек — коллективности, для татарок — материального благополучия, для девушек обеих национальностей — ценности традиций.
2. Наиболее важными сферами семейной жизни для девушек русской и татарской национальностей являются интимно-сексуальная, эмоционально-психотерапевтическая и сфера внешней привлекательности.
3. В структуре семейных ценностей первое место в обеих группах занимает ценность сексуальных отношений, второе - ценность финансовой поддержки, а третье — ценность общения.
4. Несмотря на сходство семейных ценностей, лежащие в их основе личностные ценности различны, т. е. различаются механизмы формирования семейных ценностей русских и татарских девушек. Для русских девушек определяющими их семейные ожидания являются такие личностные ценности, как индивидуальность и достижения, тогда как для татарских девушек в основе семейных ожиданий и притязаний лежат образование, креативность, духовное удовлетворение и традиции.
Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась — семейные ценности девушек русской и татарской национальности не имеют различий. Это может быть связано с тем, что участвующие в исследовании девушки татарской национальности длительно проживают в одной местности и могли утратить часть этнических традиций и приобрести семейные ценности и социальные установки, свойственные русским. В то же время это может быть отражением общей мировой тенденции к снижению ценности семьи для современной молодежи. Уточнение причин отсутствия различий требует проведения дополнительного исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анкета «Семейные ценности» [Электронный ресурс]. URL: http://nosovs.ru/ ?page_id=15 (дата обращения: 12.11.2013)
2. Беляева, А. Б. Традиционные семейные ценности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — № 11. — С. 170—175.
3. Дюльдина, Ж. Н. Влияние возрастных особенностей в процессе приобщения юношей к семейным ценностям // Поволжский педагогический поиск. — 2012. — № 1. — С. 73—82.
4. Капцов, А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы : метод. пособие. — Самара : СамЛюксПринт, 2011. — 26 с.
5. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Тест личностных ценностей. — Самара : Содружество, 2007. — 38 с.
6. Р. А. Костин, Бутолина И. О. Деформация социальных ценностей и норм как фактор дезорганизации социальной системы // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2010. — Т. 4. — № 6. — С. 56—72.
7. Михеева, А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты : учеб. пособие. — Новосибирск : НГУ, 2001. — 74 с.
8. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — М., 2006. — 440 с.
9. Рассказова, И. Н. Семейные ценности молодых семей русской и казахской национальности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2007. — № 1. — С. 40—43.
10. Рогова, А. М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1. — С. 66—69.
REFERENCES
1. Anketa "Semeinye tsennosti" [Profile of "Family Values"]. Available at: http://nosovs.ru/ ?page_id=15 (accessed 12 November 2013) (in Russian).
2. Belyaeva A. B. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [The Bulletin of the University of Tambov. Series: Humanities], 2008, no. 11, pp. 170—175 (in Russian).
3. Dyul'dina Zh. N. Povolzhskiipedagogicheskiipoisk [Volga Pedagogical search], 2012, no. 1, pp. 73—82 (in Russian).
4. Kaptsov A. V. Psikhologicheskaya aksiometriya lichnosti i gruppy [Volga Pedagogical search]. Samara, 2011. 26 p. (in Russian).
5. Karpushina L. V. Kaptsov A. V. Test lichnostnykh tsennostei [Test of personal values]. Samara, 2007. 38 p. (in Russian).
6. Kostin R. A., Butolina I. O. Teoriya ipraktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii [Theory and practice of service: economic, social, technology], 2010, vol. 4, no. 6, pp. 56—72 (in Russian).
7. Mikheeva A. R. Brak, semya, roditel'stvo: sotsiologicheskie i demograficheskie aspekty [Marriage, family, parenthood: sociological and demographic aspects]. Novosibirsk, 2001. 74 p. (in Russian).
8. Olifirovich N. I., Zinkevich-Kuzemkina T. A., Velenta T. F. Psikhologiya semeinykh krizisov [Psychology of family crises]. Moscow, 2006. 440 p. (in Russian).
9. Rasskazova I. N. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts], 2007, no. 1, pp. 40—43 (in Russian).
10. Rogova A. M. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2007, no. 1, pp. 66—69 (in Russian).
Features of family values and attitudes samarchanok Russian and Tatar nationality
S. Il'inskii, G. Davlikamova
The article discusses the features of value orientations girls Russian and Tatar nationality, living in one region of the Russian Federation. The stability of the family tradition and give spiritual values that are passed from generation to generation and are the backbone of the future development of the institution of the family.
Key words: family, family values, social values, socialization of the individual, value self-determination, the value of tradition.