УДК 159.922.8+159.922.1
А. Ю. Маленова, А. В. Самойленкова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ И РЕСУРСЫ*
Представлен анализ гендерных особенностей брачных установок современных студентов. Описаны гендерные различия в мотивах вступления в брак, критериях выбора брачного партнера, ролевых ожиданиях и притязаниях в сфере семейных отношений. Обнаружены специфические особенности взаимосвязи изучаемых конструктов у юношей и девушек. Выделены потенциальные риски и ресурсы представлений студентов о брачно-семейных отношениях.
Ключевые слова: супружеские и семейные отношения; брачные установки; риски и ресурсы; гендерные и возрастные особенности.
A. Yu. Malenova, A. V. Samoylenkova
Omsk F. M. Dostoevsky State University
IDEAS OF THE MATRIMONIAL RELATIONS OF STUDENT'S YOUTH:
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RISKS AND RESOURCES
The article presents the analysis of gender peculiarities of marriage installations of modern students. The study's main objectives are the motives of marriage, criteria of a choice of the marriage partner, role expectations and claims in the sphere of the family relations. Specific features of interrelation of studied constructs are found in young men and girls. Potential risks and resources of representations of students about the matrimonial relations are allocated.
Keywords: matrimonial and family relations; marriage installations; risks and resources; gender and age features.
Нарушение преемственности семейных традиций, затруднения передачи опыта прошлых поколений, внедрение новых ролевых стереотипов, пропаганда модных брачных тенденций постепенно разрушает целостность семейной системы, в том числе на уровне построения ее модели в сознании человека. Особую включенность в данный процесс демонстрирует молодое поколение как наиболее сензитивное к любым социальным изменениям. Поскольку новообразования в сфере брачно-семейных отношений на данном этапе трудно оценить, последствия проявятся позже, но всё же можно предположить наличие серьезной угрозы семейному благополучию членов общества в связи с утратой приори-
тетности этой сферы отношений в системе ценностей современной молодежи. Данная тенденция будет усиливаться, поскольку сформированные установки будут закономерно запускать соответствующие формы поведения, обесценивающие традиционные представления о браке и семье и их роль в жизни каждого человека.
С другой стороны, появление нового при разрушении старых форм может иметь прогрессивное значение, создавая условия для развития, приспособления феномена к современным требованиям. Обладая достаточной степенью гибкости, семья, меняя свой облик, способна сохранять специфичные функции, обретая одновременно ресурсы для гармо-
* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 14-16-55015).
© Маленова А. Ю., Самойленкова А. В., 2014
ничного принятия инноваций. В любом случае вопрос пока остается открытым, позволяя говорить как о рисках, так и новых возможностях в сфере брака и семьи, раскрывая как инвариантные, так и вариативные стороны этой сферы отношений.
С учетом актуальности и остроты проблемы нами было организовано исследование, направленное на изучение гендерных особенностей мотивов вступления в брак, критериев выбора брачного партнера и семейных установок в юношеском возрасте. Выборку составили 80 студентов (по 40 юношей и девушек) ряда вузов г. Омска (ОмГУ, ОмГПУ, ОмГТУ и СибАДА) в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющих собственной семьи, но планирующих ее создать в будущем.
Достижение поставленной цели предполагало использование письменного опроса и психологического тестирования.
Анкетирование было направлено на выявление потенциальных мотивов вступления в брак, каждый оценивался по 5-балльной системе в зависимости от уровня значимости: 5 - самый значимый, 4 - очень значим, 3 -имеет значение, 2 - скорее значим, чем незначим, 1 - не имеет значения. Общий список включал 23 причины (основу составили мотивационные тенденции, выделенные преимущественно отечественными авторами): любовь; общность взглядов; одиночество; сострадание; ожидание ребенка; случайность; материальная обеспеченность партнера; наличие жилплощади у партнера; духовная близость; материальный расчет; подходящий возраст; стремление быть как все; уход из-под опеки родителей; месть; чувство долга; следование традициям; престиж; власть; желание иметь постоянного сексуального партнера; желание компенсировать внутреннюю пустоту; желание стать родителем; решение бытовых проблем; сложившиеся обстоятельства [1; 3; 4; 6; 7].
Для исследования гендерных представлений о качествах потенциального брачного партнера в юношеском возрасте была использована методика О. Л. Кустовой [2], инструкция к которой была модифицирована нами в соответствии с задачами. Качества будущих супругов измерялись по следующим факторам:
• фактор общей привлекательности;
• фактор силы личности;
• фактор эмоциональности;
• фактор социального статуса;
• фактор зависимости;
• фактор эмпатийности;
• фактор современности;
• фактор фемининности;
• фактор маскулинности;
• фактор андрогинности.
С целью выявления семейных установок у юношей и девушек был использован опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой (РОП) [5]. Методика позволяет определить представления молодых людей о разных сферах семейных отношений, одновременно отражая основные функции семьи и иерархию семейных ценностей:
• сексуальные отношения;
• личностная общность мужа и жены;
• родительские обязанности;
• профессиональные интересы каждого из супругов;
• хозяйственно-бытовая функция;
• моральная и эмоциональная поддержка;
• внешняя привлекательность партнеров.
Для обработки полученных данных применялись программы вычисления MS Excel, SPSS с использованием следующих математических методов: первичная описательная статистика (средние значения и стандартные отклонения), критерий Z Колмогорова - Смирнова (анализ нормальности распределения данных), /-критерий Стьюдента (выявление значимых различий показателей школьников разного пола), коэффициент корреляции Пирсона (установление связи мотивов вступления в брак, критериев выбора брачного партнера, семейных установок в подростковом возрасте).
В ходе исследования было обнаружено, что наиболее выраженными брачными мотивами у девушек являются «любовь» (4,8 балла), «общность взглядов» (4,1 балла), «духовная близость» (4 балла), «желание стать родителем» (3,1 балла) и «ожидание ребенка» (3,1 балла). В целом студентки отмечают, что вступят в брак, если будут влюблены в партнера; важным аспектом выступают также общие ценностные предпочтения и взгляды на жизнь (см. табл. 1).
Побудительной силой для создания семьи в юношеском возрасте у студенток является также психологическая готовность иметь ребенка или его ожидание. Интересен тот факт,
Таблица 1
Степень выраженности брачных мотивов у девушек
Мотив Среднее значение Стандартное отклонение Ранг
Любовь 4,8 0,5 1
Общность взглядов 4,1 0,8 2
Одиночество 1,6 0,7 11,5
Сострадание 1,6 0,9 11,5
Ожидание ребенка 3,1 1,2 4,5
Случайность 1,3 0,7 19,5
Материальная обеспеченность будущего супруга 2,4 0,9 7,5
Наличие жилплощади у будущего супруга 2,2 1,2 9
Духовная близость 4 1 3
Материальный расчет 1,6 0,9 11,5
Подходящий возраст 2,6 1 6
Стремление быть как все 1,2 0,5 22
Уход из-под опеки родителей 1,6 0,8 11,5
Месть 1 0 23
Чувство долга 1,3 0,7 19,5
Следование традициям 1,4 0,7 17,5
Престиж 1,3 0,7 19,5
Власть 1,5 0,9 16
Желание иметь постоянного сексуального партнера 2,4 1,3 7,5
Желание компенсировать внутреннюю пустоту 1,4 0,7 17,5
Желание стать родителем 3,1 1,2 4,5
Решение бытовых проблем 1,9 1 10
Сложившиеся обстоятельства 1,6 0,8 11,5
что на шестом месте из 23 брачных мотивов стоит мотив «подходящий возраст» (2,6 балла). Несмотря на то, что «следование традициям» при этом занимает место более низкое в иерархии брачных мотивов (1,4 балла), мы считаем, что фактор возраста является свидетельством влияния на брачную мотивацию девушек традиционных социальных представлений, согласно которым определенный возраст подходит для замужества лучше, чем более ранний или поздний.
Удовлетворение сексуальных потребностей («желание иметь постоянного сексуального партнера» - 2,4 балла), а также финансовая стабильность партнера («материальная обеспеченность будущего супруга» - 2,4 балла) выражены по сравнению с другими брачными мотивами средне: они являются важными, но не решающими при принятии решения о вступлении в брак.
В качестве наименее весомых причин для вступления в брачные отношения девушки выделяют «стремление быть как все» (1,2 балла) и «месть» (1 балл). Интересно, что при
наделении значимостью мотива «подходящий возраст» девушки низко оценивают мотив «стремление быть как все». Это говорит о том, что следование общим представлениям о браке у девушек присутствует в установках, однако внешне они это отрицают. Последнее может быть желанием выразить индивидуальность, независимость своих взглядов; тем не менее содержание этих взглядов совпадает с традиционным в ряде аспектов, в частности в возрастном.
Наиболее выраженными брачными мотивами у юношей являются «любовь» (4,7 балла), «духовная близость» (4,2 балла), «общность взглядов» (4,1 балла)и «желание стать родителем» (3,4 балла). В качестве наименее весомых причин для вступления в брачные отношения юноши выделяют «чувство долга» (1,2 балла), «стремление быть как все» (1,2 балла) и «месть» (1 балл). В целом оценка общего профиля брачной мотивации у юношей позволяет нам говорить о том, что на уровне тенденций он совпадает с профилем девушек (см. табл. 2).
Таблица 2
Степень выраженности брачных мотивов у юношей
Мотив Среднее значение Стандартное отклонение Ранг
Любовь 4,7 0,6 1
Общность взглядов 4,1 0,9 3
Одиночество 1,8 0,9 10,5
Сострадание 1,3 0,5 18,5
Ожидание ребенка 3,2 1,3 5
Случайность 1,3 0,8 18,5
Материальная обеспеченность будущего супруга 2 1 8
Наличие жилплощади у будущего супруга 1,8 1 10,5
Духовная близость 4,2 0,6 2
Материальный расчет 1,5 0,7 14,5
Подходящий возраст 2,7 1,3 6
Стремление быть как все 1,2 0,4 21,5
Уход из-под опеки родителей 1,4 0,7 17
Месть 1 0,2 23
Чувство долга 1,2 0,5 21,5
Следование традициям 1,5 0,7 14,5
Престиж 1,6 0,8 12,5
Власть 1,3 0,6 18,5
Желание иметь постоянного сексуального партнера 2,6 1,2 7
Желание компенсировать внутреннюю пустоту 1,6 0,8 12,5
Желание стать родителем 3,4 1,4 4
Решение бытовых проблем 1,9 1,1 9
Сложившиеся обстоятельства 1,5 0,9 14,5
Таким образом, вне зависимости от пола ведущими мотивами вступления в брак в юношеском возрасте являются любовь, ценностные и родительские установки, а наименее значимыми - месть и случайность. Единственная тенденция, статистически подтвержденная нами, следующая - требования к материальным ценностям более свойственны для девушек: значимые различия наблюдаются по таким мотивам, как «материальная обеспеченность» (V = 2,3 при р < 0,05) и «наличие жилплощади» (V = 2 при р < 0,05) у будущего супруга. Вероятно, свою роль в таком распределении данных играют традиционные представления о муже как о «кормильце семьи», несущем основную финансовую нагрузку, в то время как к женщине предъявляются меньшие требования в отношении материального обеспечения. Кроме того, традиционно в будущем супруге женщины оценивают способность обеспечить условия для воспитания и жизни потомства, поэтому наличие у него собственной территории и высокого дохода для девушек более важно, чем для юно-
шей. Это подтверждается и результатами исследования представлений о качествах личности, предпочитаемых в образе спутника жизни.
Представления девушек о качествах будущего супруга включают в себя традиционно мужские черты - «сила личности» (87,2 %), «маскулинность» (82,5 %), а также гендерно нейтральную характеристику - «общая привлекательность» (86,3 %). Наименее выраженными оказались черты традиционно женского свойства - «эмоциональность» (47,1 %) и «зависимость» (48,6 %). Другими словами, студентки планируют строить супружеские взаимоотношения с человеком располагающим, обаятельным, вызывающим доверие, уверенным в себе, социально активным и смелым, с чувством вкуса и хорошим образованием. При этом девушки полагают, что молодой человек должен уметь контролировать свои эмоции и уметь принимать рациональные, взвешенные решения, самостоятельно решать свои проблема, не рассчитывая на помощь других (см. табл. 3).
Таблица 3
Представления о личных качествах партнера студентов разного пола
Факторы Девушки Юноши
Среднее значение, % Стандартное отклонение Среднее значение, % Стандартное отклонение
Общая привлекательность 86,3 7,3 88,5 8,3
Сила личности 87,2 8,3 77,5 10,8
Эмоциональность 47,1 13,6 52,3 11,6
Социальный статус 74,4 9,6 68,1 9,8
Зависимость 48,6 13,9 55,9 15,8
Эмпатийность 72,2 9,3 73,4 10,1
Современность 80,7 7,6 76,9 8,5
Феминность 73,2 11,5 78 10,2
Маскулинность 82,5 8,3 77,3 8,7
Андрогинность 78 7,4 79,5 7,9
В свою очередь, образ будущей супруги у юношей включает в себя качества различного характера: как гендерно нейтральные («общая привлекательность» - 88,5 % и «андрогин-ность» - 79,5 %), так и традиционно мужские («сила личности» - 77,5 %) и типично женские («феминность» - 78 %). Таким образом, фактор внешней привлекательности выступает ведущим при выборе партнера в юношеском возрасте вне зависимости от гендера. Кроме этого, юноши хотят видеть в своей спутнице человека сильного и уверенного в себе, образованного и хозяйственного, при этом им важно, чтобы партнерша была женственной и обладала чертами мягкости, гибкости и заботливости. Однако, несмотря на более феминный образ партнерши у юношей, проявления традиционно женских черт («эмо-
циональность» - 52,3 % и «зависимость» -55,9 %), ими не приветствуются: данные факторы заняли в иерархии качеств последние места. Кратко охарактеризовать портрет будущей супруги в сознании студентов можно следующими чертами: привлекательная, активная, уверенная в себе, умная, организованная, умеющая себя контролировать, самостоятельная, при этом внимательная к потребностям других, вежливая и верная.
При сравнении образов будущих брачных партнеров у юношей и девушек были выявлены значимые различия по факторам «сила личности» (V = 3,7 при р < 0,01), «социальный статус» (V = 2,3 при р < 0,05) и «маскулинность» (V = 2,2 при р < 0,05): они более выражены в женской выборке (см. рис. 1).
%
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
я*
Личные качества
□ юноши □ девушки
Рис. 1. Гендерные особенности представлений о личных качествах партнера
в студенческом возрасте, %
тивную социальную позицию. При этом они видят себя и как эмоционального лидера семьи, человека, отвечающего за психологическое благополучие всех ее членов, выполняющего роль семейного «психотерапевта», оказывающего эмоциональную поддержку близким (см. табл. 4).
В свою очередь, на выборке юношей превышает норму установка на выполнение будущей супругой «эмоционально-психотерапевтической функции» (7,1 балла). То есть юноши полагают, что роль эмоционального лидера в семье займет жена, создавая для своих близких благоприятный психологический климат (см. табл. 5).
Таким образом, брак испытуемыми мужского пола воспринимается прежде всего как система отношений, в которых им всегда оказывают поддержку и проявляют понимание, где можно найти разрядку и стабилизировать свое психологическое состояние, отдохнуть и набраться сил. Напомним, что в этой сфере представления девушек и юношей являются комплементарными, или взаимодополнитель-ными: одни испытывают эмоциональную потребность, другие готовы ее удовлетворять.
Таблица 4
Брачно-семейные установки девушек-студенток
Ролевая установка Ожидания Притязания Норма
Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение
Хозяйственно-бытовая 5 1,1 6,7 1,8 4 - 6,9
Родительско-воспитательная 6,8 1,3 6,3 2,1
Социальная активность 6,4 2,1 7,6 1,4
Эмоционально-психотерапевтическая 7,8 1,1 7,2 1,5
Внешняя привлекательность 6,7 1,3 6 2,2
Интимно-сексуальная 4,3
Личностная идентификация с супругом 6,6
Таблица 5
Брачно-семейные установки юношей-студентов
Ожидания Притязания
Ролевая установка Среднее Стандартное Среднее Стандартное Норма
значение отклонение значение отклонение
Хозяйственно-бытовая 6,2 2 6,3 1,9
Родительско-воспитательная 6,6 1,6 7,3 2,1
Социальная активность 5,7 1,9 7,7 1,7
Эмоционально-психотерапевтическая 7,1 1,3 6,3 1,6 4 - 6,9
Внешняя привлекательность 6,5 1,7 4,9 1,9
Интимно-сексуальная 4,6
Личностная идентификация с супругом 6,5
Таким образом, видеть в партнере традиционно мужские качества для девушек важнее, чем для юношей. Для них в большей степени значимы уверенность, смелость и активность партнера, занимаемое им место в обществе, организованность и рациональность во взглядах. Несмотря на выявленную тенденцию среди юношей указывать на желательность аналогичных черт у будущей супруги, все же они более характерны для образа мужчины. Другими словами, мы можем говорить скорее о тенденции к «уравниванию полов», а не о его полном осуществлении.
Что касается ролевых установок в юношеском возрасте в сфере брачно-семейных отношений, то, согласно полученным данным, ожидания от партнера у девушек находятся в области нормы. При оценке личной готовности девушек к выполнению партнерских ролей норму превышают такие показатели, как «социальная активность» (7,6 балла) и «эмоционально-психотерапевтическая функция» (7,2 балла). Таким образом, студентки считают брак средой, в которой они могут активно реализовывать себя как профессионалы и общественные деятели, занимать ак-
В сфере личной готовности к выполнению супружеских ролей высокие баллы у юношей набрали такие установки, как «социальная активность» (7,7 балла) и «родитель-ско-воспитательная функция» (7,3 балла). Итак, юноши готовы занимать в браке активную социальную и родительскую позиции, заботясь о социальном статусе семьи, реализуя свои профессиональные и общественные интересы, одновременно с этим занимаясь воспитанием ребенка и уходом за ним.
В ходе статистической обработки полученных данных были обнаружены значимые гендерные различия в показателях «хозяйственно-бытовой установки» в отношении партнера ^ = 2,7 при р < 0,01) и «эмоционально-психотерапевтической установки» в отношении себя ( = 2,1 при р < 0,05): первая в большей степени выражена у юношей, в то время как вторая - у девушек. Таким образом, юноши в большей степени ожидают от своей будущей супруги более активной включенности в решение хозяйственно-бытовых вопросов и организацию быта, чем девушки - от будущего супруга. В целом такая установка соответствует традиционному взгляду на распределение хозяйственных ролей между супругами. Девушки также считают себя более ответственными за поддержание благоприятного семейного климата, чем юноши, что в целом соответствует традиционной роли женщины как «хранительницы семейного очага».
Таким образом, мы можем говорить как о присутствии в представлениях испытуемых юношеского возраста традиционных устано-
вок на свои семейные функции и функции партнера, так и о появлении новых: если хозяйственно-бытовая функция и роль «хранительницы семейного очага» остается за женщиной, то в реализации родительской и социальной позиции супруги принимают равное участие.
В свою очередь, установление взаимосвязи мотивов вступления в брак и семейных установок в студенческом возрасте показало, что между изучаемыми конструктами существуют как прямые, так и обратные связи разной силы: у девушек существует прямая взаимосвязь между установкой на «интимносексуальную функцию» и брачным мотивом «одиночество» (г = 0,508 при р < 0,05), а также обратная корреляция между установкой на собственную «социальную активность» и брачным мотивом «желание компенсировать внутреннюю пустоту» (г = -0,553 при
р < 0,01) (см. рис. 2).
Таким образом, стремление установить близкие взаимоотношения с будущим супругом у девушек может быть обусловлено желанием избавиться от ощущения одиночества за счет поддержки близкого человека. С другой стороны, чем менее одинокими чувствуют себя девушки, тем в меньшей степени они рассматривают сексуальные отношения с партнером в качестве одной из главных сфер супружества, полагая, что существуют более приоритетные установки в браке. Другими словами, удовлетворение эротических и сексуальных потребностей может расцениваться девушками как средство избегания одиночества.
Установка на собственную «социальную активность»
Брачный мотив «желание компенсировать внутреннюю пустоту»
Рис. 2. Взаимосвязь брачных мотивов и семейных установок у девушек:
<----------------► прямая взаимосвязь (p < 0,05);
<---------------► обратная взаимосвязь (p < 0,01)
Для многих из них это также носит определенную моральную нагрузку, в связи с чем интимная сфера жизни взрослых людей ими связывается с обязательным наличием брачных отношений.
В свою очередь, девушки, стремящиеся занять активную социальную и общественную позицию, не станут вступать в брак, чтобы компенсировать чувство внутренней пустоты. Наоборот, девушкам, которые хотят с помощью брака наполнить свою жизнь смыслом, не свойственно выраженное стремление к социальной и профессиональной активности: основная сфера их самореализации - семейные взаимоотношения. Социальная активность предполагает не только наличие широкого круга социальных связей у человека, но и его внутреннюю увлеченность достижениями, включенность в деятельность, разносторонность интересов. Увлеченность делом и включенность в него, в свою очередь, наполняет жизнь смыслом, уменьшают внутреннюю пустоту, в связи с чем потребность в компенсации этой пустоты отпадает. Выявленная тенденция на фоне активного стремления девушек к самореализации вне семьи, превышающей желание организовывать быт и заниматься воспитанием детей, на наш взгляд, представляет определенную угрозу собственно семейным ценностям. Об этом свидетельствует также противоречие между ожиданиями со стороны юношей и притязаниями девушек: последние стремятся к профессиональной реализации значительно сильнее, чем хотят их потенциальные супруги,
предполагающие, что социальные функции скорее должны быть закреплены за мужчиной. Конфликтность ситуации усугубляется тем, что девушки вступают в прямую конфронтацию с традиционными гендерными ролями, ожидая, что мужчины будут проявлять активность, в том числе экономическую, вне семьи меньше, чем они сами. Юноши эту идею отрицают, однако косвенно подтверждают вероятность ее осуществления, демонстрируя готовность в большей степени, чем девушки, заниматься воспитанием детей. Возможно, таким образом современные мужчины пытаются обратить внимание женщин на ценность семьи, вернуть их к традиционным ролям, обещая оказывать при этом серьезную помощь и поддержку.
Что касается самих юношей, взаимосвязь мотивов вступления в брак и семейных установок также была обнаружена, однако в более лаконичном виде (см. рис. 3).
Итак, в группе юношей выявлена прямая взаимосвязь между установкой на выполнение партнершей «эмоционально-психотерапевтической функции» (г = 0,618 при р < 0,01) и установкой на ее «внешнюю привлекательность» (г = 0,535 при р < 0,01) с брачным мотивом «любовь».
Чем чаще юноши при вступлении в брак руководствуются чувством любви, тем более выраженными в их представлениях являются установки на внешнюю привлекательность партнерши и ее умение создавать благоприятный психологический климат в семье, и наоборот. Образ будущей супруги как «любимой
Рис. 3. Взаимосвязь брачных мотивов и семейных установок у юношей: 4 ► прямая взаимосвязь (p < 0,01)
женщины» у юношей включает в себя такие черты, как красота, уверенность в себе и хороший вкус, а также стремление оказывать эмоциональную и моральную поддержку своему избраннику, понимать его и принимать таким, какой он есть. Соответственно, отсутствие или низкая выраженность этих черт в избраннице обуславливают уменьшение силы брачного мотива любви.
Обобщая полученные результаты, можно обозначить основные социально-психологические риски и ресурсы брачно-семейных установок современной студенческой молодежи.
1. К базовому ресурсу следует отнести преобладание у молодых людей оптимальной брачной мотивации над неадекватными причинами вступления в брак. Независимо от пола ведущими брачными мотивами в юношеском возрасте являются «любовь» и «духовная близость». При этом материальная составляющая будущих семейных отношений в большей степени интересует девушек, чем юношей.
2. Существуют особые требования к личностным чертам будущего супруга (супруги). Несмотря на то, что в целом молодые люди предпочитают андрогинные характеристики партнера, все же девушки тяготеют к преобладанию у супруга маскулинных черт, тогда как юноши готовы к проявлению супругой и маскулинных, и феминных особенностей. В свою очередь, подобная андрогинная ориентация с элементами маскулинности может выступать основой для реализации молодежью популярной в настоящее время эгалитарной модели брачно-семейных отношений.
3. Ценности родительства, эмоциональнотерапевтической и личностной идентификации с супругом (супругой) по-прежнему являются приоритетными, при этом партнер воспринимается как равный и в семейных отношениях, и за пределами семьи. Одновременно с этим внешняя установка на социальную активность заметно конкурирует с внутрисемейными функциями. Особую остроту данная тенденция проявляет в межполовых отношениях: притязания девушек не только заметно превышают ожидания юношей, но и свидетельствуют о том, что в супружестве девушки планируют занять ведущую позицию, превосходя социальную активность их партнера (уровень притязаний выше, чем уровень ожиданий от будущего супруга).
4. На фоне внесемейной самореализации девушки готовы осуществлять хозяйственнобытовую и родительскую функции, при этом в большей степени ожидая помощи партнера в воспитании детей, чем в решении бытовых задач. Парадоксальность ситуации усугубляет тот факт, что юноши действительно готовы не только поддерживать супругу в этих сферах, но и активно проявлять себя в них. В частности, притязания молодых людей в сфере родительства превышают их ожидания от будущей супруги.
5. Современные молодые люди склонны к повышению статуса ценностей экономического благополучия, профессионального развития, личных достижений. Брак и семья, попадая в приоритетные задачи, все же заметно уступают им. В частности, девушки полагают, что успехи на работе могут заменять или компенсировать возможное неблагополучие супружества. При этом собственно притязания в брачно-семейных отношениях у девушек в большей степени определяются их эмоциональной функцией, у юношей - родительской. Возможно, именно угроза специфическим функциям семьи - репродуктивной и воспитательной - на фоне смены приоритетов у девушек заставляет молодых людей брать на себя ответственность за сохранение этой ценности, даже вопреки желаниям будущих матерей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Т. В. Психология современной семьи : монография. - СПб. : Речь, 2005. -436 с.
2. Гендерная психология : практикум. - 2-е изд. / под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2009. - 496 с.
3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пос. - М. : Гардарики, 2004. -320 с.
4. Ковалёв С. В. Психология современной семьи. - М. : Просвещение, 1988. - 206 с.
5. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. - 2-е изд., - М. : Академия, 2007. -432 с.
6. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии : учеб. пос. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 928 с.
7. Эйдемиллер Э. Д., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб. : Питер, 2002. - 652 с.