Жанна ДЮЛЬДИНА
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА ОСНОВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
В статье рассматриваются традиционные семейные ценности и традиции, которые во все времена быпи и остаются оплотом государственности и сильной державы, а также новые тенденции в развитии института семьи.
Family values and traditions as the cornerstone of the Russian society and state as well as new tendencies in development of the family institute are considered in the article.
Ключевые слова:
семья, семейные ценности, семейные традиции, типология семьи, семейные функции, специфика современной семьи; family, family values, family traditions, family typology, family functions, specifics of a modern family.
Чтобы уничтожить нацию, не обязательно ее истреблять, достаточно лишить ее своей культуры, искусства и родного языка, и она будет обречена на самоуничтожение.
М. Скобелев
Указом Президента РФ от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Современный институт семьи претерпел очень сильные изменения, что является, с одной стороны, допустимым процессом (в связи с историко-политическими, социальными, культурными и прочими преобразованиями в стране), но есть и моменты, допустимость которых является весьма спорной и противоречащей человеческой природе.
Важно отметить, что вопросам семьи, семейных ценностей, семейных традиций во все времена уделялось большое внимание. Интерес к семье как объекту социально-философского осмысления возник давно. В творчестве таких величайших мыслителей античности, как Сократ, Платон и Аристотель, очень четко прослеживается главная роль брачно-семейных отношений в жизни человека, а также в различных отраслях знаний — психологии, педагогике, истории, культуре, религии, литературе и др.
Так как институт семьи является неповторимым и индивидуальным для каждого человека, следовательно, рассмотрение и изучение этого вопроса требует межпредметного подхода, чтобы учесть все особенности этого самого основного для человека института социализации и жизнедеятельности.
Как отмечается в Большой современной энциклопедии по педагогике1, семейные традиции и добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и
1 Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. — Мн., 2005, с. 522.
ДЮЛЬДИНА
Жанна
Николаевна — к.пед.н., старший преподаватель кафедры педагогики факультета педагогики и психологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова [email protected]
духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности. Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые раньше были найдены старшими членами семьи, и сделать их достоянием подрастающего поколения.
Как отмечает И.Ф. Дементьева, стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам. Этому способствует демонстрация личного поведения членов семьи, направленность интересов и потребностей в семье, а также создание в ней определенного психологического климата1.
Принимая во внимание вышеприведенные трактовки семейных ценностей, автор предлагает следующее определение. Семейные ценности — это взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных, национальных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке, кровном родстве. При заключении брака два образца ценностей приобретают для общества единый характер в зависимости от социально -исторического значения и межличностного взаимодействия2.
Остановимся на исторически сложившихся и традиционных типах семьи и семейных функциях.
Так, С.И. Голод выделяет 3 исторических типа семьи: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный)3.
По мнению С.И. Голода, супружеская семья характеризуется: 1) неинституцио-нальностью характера связи супругов и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личности, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.
Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними
1 Дементьева И.Ф.Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник РУДН. Сер. Социология, 2004, № 6-7.
2 Дюльдина Ж.Н. Формирование у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды» (на примере курсантов военного вуза) : дис. ...к.п.н. 13.00.0l. - Ульяновск, 2010.
3 Голод С.М. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал.
1995, № 6.
существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи традиционно относят:
• репродуктивную — биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
• воспитательную - духовное воспроизводство населения; семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
• хозяйственно-бытовую - поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
• экономически-материальную — поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
• функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
• функцию социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Каждая семья формирует свой образ жизни, свою неповторимую микрокультуру, микросоциум.
Специфика современной семьи4 определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.
1. Особая роль родительства. С точки
зрения автора «психогенной теории истории», можно выделить шесть стадий развития детско-родительских отношений, каждая из которых определяет специфику родительства как института первичной социализации человека: инфантицид,
«бросающий» стиль воспитания, амбивалентный, «навязчивый», социализирующий, «помогающий» стили воспитания.
2. Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное приятие и поддержка.
3. Семейная система является достаточно открытой — в современном обще-
4 Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. — М., Гардарики, 2005.
стве легко вступить в брак, но так же легко и развестись.
4. Современная семья изменилась и по составу — произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной.
Можно выделить ряд тенденций в развитии современной семьи, отчетливо проявившихся в последнее время:
— переход от многоядерных расширенных семей традиционного (патриархального) типа к нуклеарным семьям;
— снижение рождаемости (характерная особенность российского общества конца XX в.);
— диспропорция в продолжительности жизни мужчин и женщин;
— увеличение числа разводов;
— возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми (сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д.).
— демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке;
— возрастание числа несовершеннолетних родителей (подростковое родительство);
— рост числа преступлений на семейнобытовой почве;
— рост числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» — сознательный выбор супругов;
— появление так называемых двухкарьерных семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации;
— появление попустительского отношения к воспитанию детей как в неблагополучных, так и в благополучных семьях.
Традиционно выделялись два типа семьи — благополучная и неблагополучная. В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи.
Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:
1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам
семьи (снисходительная, потворствующая гиперпротекция и чрезмерная опека);
2) неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).
Неблагополучные семьи. Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсиль-ных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В свою очередь, В.С. Торохтий1 разделяет неблагополучные семьи на конфликтные, кризисные и проблемные.
• Конфликтная семья. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.
• Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.
• Проблемная семья. Для нее характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семей-
1 Торохтий В.С. Методика оценки социально-ролевой сферы жизнедеятельности семьи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1997, № 2, с. 28.
ных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.
Мы предлагаем выделить еще один, третий тип современной семьи.
• Полноценно-неполноценная, или благополучно-неблагополучная семья. На наш взгляд, она характеризуется тем, что это, прежде всего, семья полная, чаще всего имеющая одного ребенка. Это является полноценным (благополучным) аспектом семьи данного типа. Но отличительной особенностью таких семей, появившихся в постсоветский период, является то, что бизнес и особенности рабочего графика позволяют семье видеться только утром, в течение нескольких минут перед уходом на работу и учебу, а в остальное время — это общение на расстоянии, через телефон и Интернет. Это очень сильно ограничивает взаимодействие между членами семьи. Дети не получают должного внимания, не имеют эмоционального контакта с родителями, не видят систему взаимодействия родителей между собой, что в дальнейшем ведет к неумению выстраивать отношения с противоположным полом. Часто в таких семьях любовь и воспитание «покупается»: сначала неограниченным и бессистемным потоком игрушек, а потом, по мере взросления ребенка, — деньгами и дорогими подарками. Данный тип взаимоотношений членов семьи и воспитания ведет к тому, что дети в таких семьях страдают синдромом госпитализма.
Этот феномен впервые был описан у
младенцев и детей, долго находившихся в больнице. Согласно Р. Спитсу, госпита-лизм у детей обусловливается преимущественно разлукой с матерью; он может возникать в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, если матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания.
Наиболее часто условия, ведущие к госпитализму, объединяют под названием психической депривации. Й. Лангмайер и
З. Матейчик1, чехословацкие специалисты в области психической депривации детства, отмечают, что это состояние развивается вследствие такой жизненной ситуации, когда субъекту в течение достаточно длительного времени не предоставлены в достаточной мере условия для удовлетворения его витальных психических потребностей. Это может приводить к различным нарушениям, девиациям, аддикциям и прочим проблемам.
Поэтому семейные ценности и традиции, которые во все времена были и остаются оплотом государственности и сильной державы, сегодня объявлены безусловными приоритетами семьи, что предусмотрено в государственной семейной политике.
1 Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.