СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
А. В. МИТЬКИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики воспитания ГОУ ДПО НИРО
Статья посвящена одной из актуальных проблем современности — вопросу семейного воспитания. Ключевое положение статьи заключается в том, что в период социальной трансформации общества, в условиях наметившихся тенденций к снижению социального статуса семьи возникает необходимость сочетания в семейном воспитании традиционного и нового, что определяет дальнейшую социализацию и личностный рост детей и подростков.
Ключевые слова: культура родителъства, социокультурный опыт, неформальные родительские объединения, культурно-педагогическая практика семьи, интеллектуализация детства, традиционная культура, коррекция демографического поведения
В период социальной трансформации общества наметилась тенденция к снижению социального статуса семьи, возникла необходимость сочетать в семейном воспитании традиционное и новое. Для успешного и стабильного развития России необходимо поддерживать жизнеспособные родительские объединения, изучать и популяризировать их опыт и способы приобщения к традиционным духовным и культурным основам народной жизни.
Реформы, проводимые в наши дни в обществе, оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям в ее жизнедеятельности: происходит резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание; углубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции; ослабевает значение семьи как социального института
и малой социальной группы. Некоторые специалисты диагностируют кризис семьи. Обострению кризисных тенденций в семейном развитии способствовали два основных фактора — действие общемировых процессов (депопуляция и др.) и социальная ограниченность реформ, осуществлявшихся в России в 1990-е годы.
Культура родительства относится к тем явлениям жизни, которые проецируются на самые разные и широкие ее пласты и затрагивают каждого человека. Родительская культура — одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом.
Роль семьи в передаче следующим поколениям социокультурного опыта, в воспроизведении ценностно-смыслового пространства национальной культуры, формировании культурного облика человека представляется исключительной. Феномен родительской культуры заклю-
чается в его самобытности, — это не только зеркало народа, его ценностей, обычаев и традиций, отражение общественного восприятия конкретной эпохи, личности, человеческих взаимоотношений, но также прообраз будущего этого народа.
Жесточайшее демографическое пике, в котором оказалась Россия на рубеже веков, когда многие ученые и общественные деятели всерьез заговорили об угрозе депопуляции, заставляет задуматься о состоянии семейной культуры в обществе, для которого супружество, семья, рождение детей традиционно являлись приоритетными ценностями. Сегодня к наибольшим демографическим потерям России приводит не смертность, а «обвал» рождаемости во всех регионах страны — в основном из-за абортов (в среднем на четыре беременности приходится три аборта), что означает, по сути, сознательный отказ от деторождения и родительского статуса.
Начиная с 90-х годов XX века — «кризисных» и переломных для нашей страны, — казалось бы, вопреки вышеозначенной проблеме угасания культуры роди-тельства, характерной особенностью социокультурного облика больших городов становятся неформальные родительские объединения. Их названия говорят о концептуальной направленности деятельности: «Центр родительской культуры», «Семейный клуб родительского опыта» и т. п., в их лексиконе — новые для того времени, но уже привычные сегодня понятия: «осознанное родительство», «ответственное родительство», «родовая культура семьи». В стране существуют сотни подобных центров, объединяющих тысячи активных последователей, которым свойственны любознательность, готовность учиться и постигать особенности различных оздоровительных и образовательных систем, создавать дружескую социокультурную среду общения семей-единомышленников.
По содержанию программы этих центров достаточно разнообразны, но все они
оказались способны поддерживать и развивать родительскую культуру в современном обществе, а значит, выработали в ходе своего становления эффективную стратегию коррекции демографического поведения.
Определяющими в понятии «традиционности» в данном случае являются не внешний уклад жизни и механическое копирование, воспроизведение старых форм, но ценностно-смысловое «прочтение» русской культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства. Традиция, как система передачи и наследования смысло-жизненных доминант, духовных приоритетов, нравственных идеалов и норм поведения, организует пространство родительской культуры с позиций этого подхода. Представление о человеке может быть выражено формулой И. А. Ильина: «Человек определяется тем, что он любит и как он любит...» [7, с. 67—68]. Культурным образцом выступает совестливая цельная личность; духовный идеал этой личности — подвижничество, святость.
В культурно-педагогической практике семьи образование идет рука об руку с воспитанием. Колыбельная песня и другие жанры «материнского фольклора», народная игра и сказка, элементы художественных промыслов и рукоделия, годовой строй календарных праздников востребованы как проверенные временем средства, с которых ребенок начинает открывать для себя культуру своей Родины, поэтику ее языка, высоту идеалов. В русле данного направления отсутствует ограничение возрастной адресности: родительское попечение равно сопровождает перинатальное развитие ребенка, младенчество, дошкольное детство, отрочество.
Ведущий принцип формирования культурной среды дома — ее избирательность, фильтрация. Совместные чтение, просмотр
Начиная с 90-х годов XX века — «кризисных» и переломных для нашей страны, характерной особенностью социокультурного облика больших городов становятся неформальные родительские объединения.
и обсуждение кинофильмов, собирание библиотек и видеотек, посещение музеев и театров, походы на концерты и экскурсии, путешествия могут быть названы приметами семейного досуга и общения. В качестве влиятельных авторитетов и вдохновителей подрастающего поколения преимущественно могут выступать: святоотеческое наследие, русские философы и деятели культуры XX века, отечественные педагоги, которым по праву принадлежит роль «первооткрывателей» традиций семейной педагогики и домашнего воспитания в России (например, супруги Никитины).
Таким образом, в родительских центрах, действующих в русле семейного воспитания, актуализируется и творчески преломляется богатое философско-этиче-ское и педагогическое наследие отечественной культуры, осознается необходимость ее осмысления в условиях изменения ценностных ориентаций.
Обратившись к отечественной философской мысли, нетрудно заметить, что тенденция к интеллектуализации детства наметилась еще в начале XX века, что сразу же вызвало обеспокоенность и горячий отклик выдающихся философов, психологов, педагогов. Достаточно вспомнить В. В. Зеньковского, который, поднимая проблему «педагогического интеллектуализма», назвал основной задачей воспитания «охрану и развитие творческих сил в нас, творческой основы души», при этом не связывая источник данной силы с интеллектом, приобретением знаний: «Творческие недра души... связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность» [6, с. 328—329].
И. А. Ильин переводит проблему стратегии образования из педагогической в культурную плоскость и определяет со-
В родительских центрах, действующих в русле семейного воспитания, актуализируется и творчески преломляется богатое фило-софско-этическое и педагогическое наследие отечественной культуры.
стояние общества как «бессердечную культуру»: «Человечество творит свою культуру неверным внутренним актом, из состава которого исключены: сердце, совесть и вера, а сила созерцания сведена к подчиненному, почти подавленному состоянию...» [7, с. 409]. И. А. Ильин видит основную задачу воспитания «...не в наполнении памяти и не в образовании "интеллекта", а в зажигании сердца. Обогащенная память и подвижная мысль — при мертвом и слепом сердце — создает ловкого, но черствого человека. Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное...» [7, с. 409].
Категория «традиция» объединяет комплекс многообразных явлений. Понятие «традиционная культура», с одной стороны, отсылает нас к историческому прошлому, к неписьменной народной культуре. С другой стороны, традиция в культуре любого общества составляет центральное звено, осуществляющее функцию социокультурного наследования и имеющее значимые свойства — длительность во времени и стабильность присутствия в культурной жизни.
Нашему времени свойственна тоска по прошлому, по традиции. Кажется, что в ней сосредоточены некие коды к культурной и духовной самоидентификации человека, к формированию в душе взрослеющего ребенка духовно-нравственного стержня, системы ценностей. Однако среди прочих голосов, различимых в социокультурном пространстве современности, явственно продолжают звучать слова о неизбежной гибели традиционной культуры, ее принадлежности сугубо вчерашнему дню.
Вопрос о сопряжении в культуре традиций и новаций напрямую связан с ци-вилизационной перспективой развития России. Е. Свердлов, директор Института молекулярной генетики РАН, уподобляет современное состояние цивилизации раковой болезни, разлагающей ткань традиционного общества метастазами индивидуализма. Он подчеркивает, что «об-
щество, которое плодит раковые клетки индивидуализма, обречено на гибель... В долгосрочной перспективе в борьбе за выживание скорее выигрывают популяции, в которых внутреннее движение центростремительно, где интересы индивида подчинены интересам общества... В сущности, мы обладаем лишь двумя системами передачи информации от поколения к поколению — это генетика и культура. Они тесно взаимосвязаны. Культура — это то, что объединяет нас с другими людьми. Все, что разрушает, я бы характеризовал как антикультуру, которая уничтожает эволюционно сложившиеся механизмы общности» [9].
Одной из важнейших общностей и смысложизненных ценностей в российской культуре является семья. Представления о полноценной семье в отечественной культурной практике неотъемлемо связаны с установкой на многодетность. Сегодня многодетных семей в России лишь 3%, но в них подрастает 16% детей, и драгоценный потенциал традиционных социокультурных норм многодетности и культуры родительства отнюдь не исчерпан.
Несмотря на противоборство мнений по проблеме соотношения традиции и глобализации, наиболее жизнеспособной стратегией развития родительской культуры в современном обществе мы считаем ориентацию на российские ци-вилизационные ценности, а перспективной тактикой — введение современной семьи в культурно-педагогическую практику посредством деятельного освоения и осмысления воспитательного потенциала традиционной культуры в неотъемлемом сопряжении с социокультурной динамикой, модернизацией. В этом контексте традиционные ценности мыслятся как своеобразная основа идей и идеалов, смысложизненных импульсов, структурирующих жизнь общества. Таким образом, традиция может выступать «и как естественный механизм трансляции и сохране-
ния культуры, и как проводник рационального обновления» [3].
Е. Л. Антонова предупреждает о необходимости нового «прочтения» ценностей народной культуры, переосмысления их в современном философско-культуро-логическом контексте, так как «...раньше или позже, но глобальное пространство придется структурировать, чтобы удержать его от нарастающего хаоса противоречий. В этой ситуации назревает необходимость противопоставить ему выработанную в народной культуре равновесную / сбалансированную систему личностных и коллективных интересов / ценностей, сводящих хаос в любой сфере жизнедеятельности к порядку» [3].
Как бы то ни было, традиционные ценности и идеалы национальной культуры остаются в мировоззрении народа. Можно предположить, что в наши дни они получат новое звучание, не только обеспечивая ценностное единство семьи, нации, специфику этноса, но и способствуя нравственной, духовной, культурной самоидентификации. Между тем освоение духовно-нравственного наследия, включение его в контекст современной культуры по-настоящему только начинается.
Социокультурная среда, сложившаяся в центрах родительской культуры, доказала свою способность привлекать и заражать творческой энергией тех, кто с ней соприкасается. Для многих семей такие родительские центры — источник сильнейшего вдохновляющего культурного влияния. Благодаря многочисленности подобных объединений в современной России, идея культуры родительства является ведущей для целого движения, цель которого — единение семьи, ответственность и компетентность отца и матери,
Наиболее жизнеспособной стратегией развития родительской культуры в современном обществе мы считаем ориентацию на российские цивилизационные ценности, а перспективной тактикой — введение современной семьи в культурно-педагогическую практику посредством освоения и осмысления воспитательного потенциала традиционной культуры.
физическое, психоэмоциональное и духовное оздоровление, создание дружеской среды межсемейного общения детей и взрослых в условиях современности.
Изучение и развитие родительской культуры представляется актуальной задачей в условиях демографического кризиса и нарастания тотальной отчужденности в семейных взаимоотношениях и обществе в целом. О реабилитации семейных ценностей как необходимом факторе возрождения России говорят сегодня многие ученые и общественные деятели.
ЛИТЕРАТУРА _
Поддержка государством в лице различных ведомств и министерств (образования, социальной защиты, культуры и др.) жизнеспособных родительских объединений, изучение и популяризация их опыта, возможность вглядеться в ценностное пространство их жизнедеятельности, способы приобщения к традиционным духовным и культурным основам народной жизни — это своеобразные источники накопления капитала, жизненно необходимого для успешного и стабильного развития России, и реальный вклад в ее будущее.
1. Антонов, А. И. Кризис семьи и родительства / А. И. Антонов // Проблемы родительства и планирования семьи. — М., 1992.
2. Антонов, А. И. Микросоциология семьи: методол. исслед. структур и процессов / А. И. Антонов. — М. : Nota Bene, 1998.
3. Антонова, Е. Л. Ценности народной культуры в историческом измерении : автореф. дис. ... канд. философ. наук / Е. Л. Антонова. — Белгород, 2006.
4. Багдасарян, В. Э. Цивилизованный альтерглобализм: традиционалистский проект / В. Э. Багдасарян // От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. — М. : Научный эксперт, 2006.
5. Егоров, В. К. Философия русской культуры / В. К. Егоров. — М. : Изд-во РАГС, 2006.
6. Зеньковский, В. В. О педагогическом интеллектуализме / В. В. Зеньковский // Психология детства. — М. : Школа-пресс, 1996.
7. Ильин, И. А. О духовности инстинкта // Путь к очевидному. — М. : Русская книга, 1994.
8. Культурология : учеб. для вузов. — М. : Оникс, 2007.
9. Свердлов, Е. Индивидуализм — путь раковой клетки / Е. Свердлов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.inauka.ru/biology/article32262.html.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
С. П. АКУТИНА,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры общей и социальной педагогики,
заместитель декана психолого-педагогического
факультета АГПИ им. А. П. Гайдара