ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК : 37.018 ББК: 74.9+63.3(5Ту)-7
Б. Алтыкат
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РОЛЬ МАТЕРИ В ТРАДИЦИЯХ ТУРЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ
(1299-1923)
В статье анализируется Анатолийская педагогическая система; перечисляются эффективные способы помощи семьям для развития ребенка с учетом социально-культурных факторов; подчеркивается важность семейного воспитания, где проводником языка и культуры является хорошо образованная женщина; описывается социальный статус ребенка и дается информация о воспитании в семье во времена Османской Империи; рассматривается роль женщины в османском обществе; анализируется период модернизации (Танзимат), который начался в Османской Империи в 1839 году; раскрывается влияние реформ Танзимата на жизнь общества, а также на ряд традиционных исламских ценностных установок.
Ключевые слова: воспитание, семья, исламские традиции, Анатолийская педагогическая система, социально-культурные факторы.
в. кшыг
FAMILY EDUCATION AND MOTHER'S ROLE IN THE TRADITION OF TURKISH CULTURE
(1299-1923)
This article analyzes the Anatolian educational system. Effective ways to help families for child development are listed, socio-cultural factors are taken into account; the importance of family education, where well-educated woman is the conductor of language and culture are emphasized; social status of the child is described and information about family education during the Ottoman Empire is provided; the role of women in Ottoman society is examined; the Tanzimat period of modernization that began in the Ottoman Empire in 1839 is analyzed and the influence of the Tanzimat reforms on society and on the number of traditional Islamic value systems is revealed.
Key words: education, family, Islamic traditions, Anatolian educational system, social and cultural factors.
Первой ступенькой в воспитании ребенка в большинстве случаев является его семья. Этот трудоемкий процесс проходит в условиях развития конкретного общества, которое не является чем-то застывшим, поскольку испытывает воздействие сил внутреннего и внешнего характера.
Сказанное выше можно проиллюстрировать на примере генезиса турецко-османского общества с 1299-го до 1923 г.
Обе даты приведены не случайно. Первая относится к возникновению турецкого государства, а вторая - связана с фундаментальными реформами турецкого общества М. Кемаля (Ататюрка) и становлением Турецкой республики.
В настоящее время в Турции можно найти многочисленные книги и экспертные заключения, основанные на западных моделях воспитания детей в семье [4, с. 14]. Однако в турецком общеПедагогические науки
о ф
го ^
н
ф
н го
_й
о
ф^
SCO ICN ГО СО
Р
S 8
ф ^
0 Z
1 О.
®¡5
S с
ф Б
н го
.0
н
ш
стве справедливо указывают на наличие в стране традиции воспитания, которая имеет глубокие исторические корни и органично связана с этико-нравственными ценностями народа. В Анатолии на протяжении сотен лет существовала продуманная педагогическая система воспитания детей, учитывающая духовный аспект этого процесса. Западный же мир лишь в XX веке начал серьезно интересоваться и изучать духовный мир ребенка, начиная с первых лет его жизни. Исследователи этой темы отмечали, что Османское государство было первым и единственным государством XIX века, где в центре внимания оказалась проблематика детства [4, с. 16].
Воспитание ребенка в семье, согласно Анатолийской педагогической системе, рассматривалось с учетом пяти дидактических постулатов: 1) в семье обязательно должно присутствовать чувство доверия; 2) ребенка нельзя оскорблять недоверием; 3) личный пример родителей - наилучший способ наладить отношения с ребенком; 4) лучшее, что может сделать мать для ребенка - оставить его в нужный час наедине с самим собой; 5) матери не следует расставаться с ребенком более, чем на два года [5].
Практика следования в Анатолии этим педагогическим принципам предполагала разъяснение их основных положений с учетом правовых, психологических и поведенческих аспектов. В современном обществе эти принципы по-прежнему актуальны.
Илбер Ортайлы в книге «Семья в Османском обществе» прослеживает основные положения традиционных взглядов и указывает на их соответствие обыденными представлениями турок в вопросах семейных отношений, воспитания и образования детей. Ребенок в османской семье находится под юридическим контролем и опекой отца. Но в воспитании и образовании ребенка на первый план выходят мама, бабушка и близкие по крови родственники женского пола. С учетом этого факта в Турции в настоящее время широко обсуждаются вопросы о материнском образовании. В Османской империи из-за
бедности многих жителей сельской местности и в городах дети в раннем и «несамостоятельном» возрасте нередко попадали во взрослую сложную жизнь и среду, так и не получив формального образования. Следует отметить, что образование в османские времена было пронизано религиозными воззрениями. Вплоть до периода Танзимат различные религиозные группы турецкого общества и религиозные общины стремились включать своих детей в собственную систему образования [6, с. 135-136].
Какой же была роль матери в османском обществе? «В то время как муж зарабатывал на хлеб, - пишет турецкий социолог Эртен Хайри, - роль женщины-матери в жизни семьи была самой важной, поскольку она занималась домом, воспитанием и образованием детей»; «В османском обществе материнство была самой важной ролью женщины, можно сказать, самой ценной» [7, с. 85]. Ему вторит социолог Эркал Мустафа: «Хотя за пределами дома социальная роль женщины в обществе была не столь значительной, тем не менее она была очень значимой внутри семьи, как части общества, ведь женщина-мать обеспечивала здоровую, благоприятную среду для воспитания и образования детей» [8, с. 82].
Многие положительные черты воспитания прежних времен перешли в современное общество, которое уже осознало в полной мере значение матери-женщины в процессе становления личности ее детей. Потому в Турции все чаще звучат призывы «помочь матери в выполнении своих обязанностей перед семьей и страной». Государством и общественными организациями прилагаются усилия для получения женщинами хорошего образования. В дополнение к материнскому опыту, чувствам и интуиции хорошо образованная женщина может вложить в душу ребенка много полезного, что позволит ему успешно продолжить свой путь в жизни.
В современной Турции работают многочисленные государственные и частные учреждения, которые оказывают членам семей консультационные услуги по различным вопросам семейных отношений.
При многих турецких университетах, как государственных, так и частных, функционируют так называемые «школы брака» (evlilik okulu), где супругов информируют о том, что является важным для семейной жизни и образования детей. В этих бюро работают профессиональные консультанты: социологи, психологи, юристы. Проблеме семьи посвящены многие работы и в российской педагогике [1; 2]. Так, И. Хоменко пишет об этом следующим образом: «В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах» [3, с. 167].
Эпоху существования Османской империи принято разделять на два периода: «классический» и период модернизации. Первый длился до конца XVIII века, второй продолжался с 1790 г. (начало общественного движения «Низами Джедит» -«новый порядок») и до провозглашения в 1923 году Турецкой республики [9, с. 84].
В рамках «классического» периода ребенок находился под опекой и вниманием не только собственно семьи и близких родственников, но и общины того места, где проживала семья. То есть не только семья, но и соседи по кварталу считали себя в ответе за воспитание ребенка. Квартальная община не только активно участвовала в значимых события конкретной семьи, например, в праздновании рождения ребенка, но и считала своим долгом воспитывать его: если тот дурно себя вел, они порицали ребенка и даже имели право наряду с родителями потрепать непослушного за ухо. Отметим: в те времена ребенок чувствовал свою тесную принадлежность не только к семье, но и к квартальному сообществу. Возможно, это было проявлением уходящего родового сознания. Хорошо это или плохо, но в современном обществе сейчас царит другая атмосфера [6, с. 137].
В период модернизации (Танзимат) в стране произошли крупные реформы в жизни общества. Зарубежные исследователи Турции первой половины XIX в. стали замечать новые для исламского общества явления: «употребление
спиртных напитков, увлечения азартными играми, в карты теперь играли в открытую, а также танцы с женщинами» [10, с. 195].
В XX веке к наиболее важным заботам родителей о здоровье ребенка, его воспитании и образовании добавилась еще одна ценностная установка: ребенка следовало нацеливать на достижение им «европейского уровня жизни». Это сказалось на нормах поведения и даже на том, где и как должно быть расположено жилище... [11, с. 195]. Произошли некоторые «прозападные» изменения относительно роли женщины в семье и, соответственно, места ребенка в жизни общества. Если ранее, до Танзимата, ребенок был включен в систему семейных отношений, то теперь его предназначение больше ассоциировалось с понятием полезности для государства. Подобный ценностный сдвиг повлиял на систему школьного образования, которая стала испытывать на себе определенное воздействие государственных интересов. Жизнь ребенка в этой связи стала несколько иной, возможно, более напряженной.
Реформы добавили новые грани в социальный статус женщины в турецком обществе, но в целом они никак не повлияли на ее традиционное место в семье. Мнение большинства авторов озвучил социолог Д. Исмаил: «.политическое признание общественной роли женщины не противоречило сохранению ее традиционного статуса в семье» [12, с. 184]. Что же касается всего института семьи в период Танзимата, то обычно говорят об «изменении отдельных функций и ролей членов семьи», а не о структурных новациях.
Следует упомянуть здесь и об определенной реакции на произошедшие изменения в жизни семьи и, в первую очередь, в общественном статусе женщины. Проявившаяся тенденция к восприятию западноевропейской идеологии и ценностей иного образа жизни не могла не вызвать сопротивления консервативно настроенной части турецкого общества. Взывая к «сохранению освященных религией традиционных духовных цен-
о ф
го
I-
ф
I-
го
-О
о
ф^
SCO ICN ГОСО
Р
1 О.
ф Б
ностей» эти силы консолидировались в стремлении препятствовать «переходу общества к идеологии Запада».
Турецкий мыслитель Ф. Гюлен выступает за необходимость сочетания выработанных веками традиций с потребностями современности: «Воспитание (детей) должно начинаться с домашнего очага и длиться всегда. Если домашний очаг не строится на принципах (нравственного) воспитания, то нечего и думать о воспитании общества» [13, с. 7]. В турецком обществе, как и в других гражданских обществах, женщина является проводником языка и культуры. Не отсюда ли происходит выражение «язык матери - родной язык». «Мать подняла
нацию», - продолжает Гюлен, подчеркивая святость матери, и эти слова известны всему турецкому обществу. Далее автор подчеркивает, что «мать в семье настолько свята в глазах ислама, что сам пророк Мухаммед говорил: „Рай - под ногами матерей"» [13, с. 70].
Понятие семьи в турецкой культуре менялось, развивалось из века в век. Не оставались неизменными и роли членов семьи. Однако семья была и есть -главная ячейка общества, необходимая для продолжения рода, воспитания и образования детей. Необходимо всегда помнить, что люди, правильно воспитывающие детей, сами становятся лучше.
Библиографический список
1. Антонова, Л. И. Психолого-педагогические основания формирования толерантного сознания старших школьников в пространстве семейных отношений [текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.И. Антонова. - М., 2006. - 188 с.
2. Данилов, А.В. Социальный институт семьи как педагогическая проблема [текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Данилов. - СПб., 2005. - 178 с.
3. Хоменко, И.А. Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема [текст] / И. А. Хоменко // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - Вып. 2. - С. 167-171.
4. Güne§, A. Çocukluk sirri [текст]: монография / А. Güne§. Istanbul: Nesil yayinlari; пер. на рус. яз.: Гюнэш, А. Секрет детства / А. Гюнэш. - Стамбул, 2013. - 288 с.
5. Tongar, H.K. Be§ soruda Anadolu pedagojisi [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. samanyoluhaber.com/kultur/5-soruda-Anadolu-Pedagojisi/528778/ (дата обращения: 05.10.2014). Пер. на рус. яз.: Тонгар, Х.К. Анатолийская педагогическая система в пяти вопросах.
6. Ortayli, i. Osmanli toplumunda aile [текст]: монография / i. Ortayli. Istanbul: Timaç yayinlari, 2013. -240 s. Пер. на рус. яз.: Ортайлы, И. Семья в Османском обществе. - Стамбул, 2013. - 240 с.
7. Erten, H. Konya'da kültürel yapi (18.yy ilk yarisi) [Текст] : монография / H. Erten. Ankara: TC. kültür bakanligi yayinlari, 2001. 221 s. Пер. на рус. яз.: Эртен, Х. Культурная структура в Конье (первая половина XVIII века). - Анкара, 2001. - 221 с.
8. Erkal, M. E. Sosyoloji [Текст]: монография / M.E. Erkal. istanbul: Der yayinlari, 1991. 384 s. Пер. на рус. яз.: Эркал М. Э. Социология. - Стамбул, 1991. - 384 с.
9. Tabakoglu, A. Osmanli tolumunda aile, sosyo kültürel degiçme sürecinde türk ailesi [текст] / A. Tabakoglu // Ankara, Aile ve toplum dergisi, Aralik, 1992. S. 84-88. Пер. на рус. яз.: Табакоглу, А. Семья в Османском обществе, турецкая семья в процессе социально-культурных изменений [текст] / A. Таба-коглу // Семья и общество. - 1992. Дек. - С. 84-88.
10. Baykara, T. 19.yy Osmanli yöneticilerinin aile yapisi [текст] / T. Baykara // Ankara, Aile ve toplum dergisi, Aralik, 1992. - S. 191-207. Пер. на рус. яз.: Байкара, Т. Структура семьи в османских администраторов 19-го века [текст] / T. Байкара // Семья и общество. 1992. Дек. - С. 191-207.
11. Meriç, N. Osmanli imparatorlugu'nda günlük yaçamin degiçimi (1894-1927) [текст]: монография / N. Meriç. istanbul, Kapi yayinlari, 2007. - 543 s. Пер. на рус. яз.: Мерич, Н. Изменение в повседневной жизни в Османской Империи (1894-1927). - Стамбул, 2007. - 543 с.
12. Dogan, i. Tanzimat'tan sonra sosyo kültürel degiçimler ve türk ailesi [текст] / i. Dogan // Ankara, Aile ve toplum dergisi, Aralik, 1992. - S. 168-190. Пер. на рус. яз.: Доган, И. Социально-культурные изменения после Танзимата и турецкая семья [текст] / И. Доган // Семья и общество. - 1992. - Дек. -С. 168-190.
13. Gulen, F. £ekirdekten finara [текст]: монография / F. Gulen. Istanbul, Nil yayinlari, 2000. 190 s. Пер. на рус. яз.: Гюлен, Ф. Из ядра в плоскости. - Стамбул, 2000. - 190 с.
References
1. Antonova L.I. Psycho-pedagogical bases offormation of tolerant consciousness of high school students in the area of family relations. Dis. ... Cand. ped. Science / Moscow, 2006. [in Russian].
2. Danilov A.V. The social institution of the family as a pedagogical problem. Dis. ... Cand. ped. Sciences, St. Petersburg., 2005. [in Russian].
3. Khomenko I.A. Family education as the current scientific and pedagogical problem. Znanie. Poni-manie. Umrnie. 2010. № 2. P. 167-171. [in Russian].
4. Gune§, A. Qocukluksirri. Istanbul: Nesil yayinlari, 2013. [in Turkish].
5. Tongar H.K. Beg soruda Anadolu pedagojisi. [electronic resource] http://www.samanyoluhaber.com/ kultur/5-soruda-Anadolu-Pedagojisi/528778/ [in Turkish].
6. Ortayli, i. Osmanli toplumunda aile. Istanbul: Tima§ yayinlari, 2013 [in Turkish].
7. Erten Erten, H. Konya'da kulturel yapi (18.yy ilk yarisi). Ankara: TC. kultur bakanligi yayinlari, 2001. [in Turkish].
8. Erkal, M. E. Sosyoloji. istanbul: Der yayinlari, 1991. [in Turkish].
9. Tabakoglu, A. Osmanli tolumunda aile, sosyo kulturel degi§me surecinde turk ailesi Ankara, Aile ve toplum dergisi, Aralik, 1992. P. 84-88. [in Turkish].
10. Baykara, T. 19.yy Osmanli yoneticilerinin aile yapisi. Ankara, Aile ve toplum dergisi, Aralik, 1992. P. 191-207. [in Turkish].
11. Merif, N. Osmanli imparatorlugu'nda gunlukyagamin degigimi (1894-1927). istanbul, Kapi yayinlari, 2007. [in Turkish].
12. Dogan, i. Tanzimat'tan sonra sosyo kulturel degi§imler ve turk ailesi. Ankara, Aile ve toplum dergisi, Aralik, 1992. P. 168-190. [in Turkish].
13. Gulen, F. Qekirdekten ginara. istanbul, Nil yayinlari, 2000. [in Turkish].
Сведения об авторе: Алтыкат Бюшра,
аспирант, кафедра непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента филологического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург. &maiк [email protected]
Information about the author: Altikat Busra,
Post graduate student, Faculty of Philology, Department of philological continuous education and educational management, Saint Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]