Научная статья на тему 'СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА'

СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Историография / постсоветская историография / семейный бизнес / семейное предпринимательство / хозяйство / организационно-правовая форма / экономика / занятость / стимулирование / воспитание. / Historiography / post-Soviet historiography / family business / family entrepreneurship / economy / organizational and legal form / economy / employment / stimulation / education.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьяков А. В.

В статье рассматривается понимание семейного предпринимательства в постсоветской литературе. Анализ историографического материала показывает, что проблематикой в большей степени занимались экономисты, юристы, отчасти социологи. Специальные исторические работы по данной теме в конце XX – начале XXI в. не выходили. В работе показано, что в постсоветской историографии отсутствует единый подход к пониманию сущности семейного бизнеса, а следовательно, нет принимаемого всеми понятия семейного предпринимательства, и его роли в хозяйственнопроизводственной жизни. Вместе с тем все авторы едины в том, что семейное предпринимательство не только основа экономического развития и устойчивого роста, но и важный фактор укрепления семейных традиций. Из статьи видно, что в историографии также отсутствует единство относительно целесообразности законодательного закрепления понятия «семейное предпринимательство». Большинство авторов считает, что оно может успешно развиваться в любой организационно-правовой форме, определённой законом для малого бизнеса, и в большей степени относится к микропредприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA IN THE RUSSIAN HISTORIOGRAPHY OF THE LATE XX-EARLY XXI CENTURIES

The article examines the understanding of family entrepreneurship in the post-Soviet literature. The analysis of the historiographical material shows that economists, lawyers, and partly sociologists were more involved in the problems. It can be seen from the article that special historical works on this topic did not come out at the end of the XX-beginning of the XXI centuries. The paper shows that in post-Soviet historiography there is no unified approach to understanding the essence of family business, and, consequently, there is no universally accepted concept of family entrepreneurship and its role in economic and industrial life. At the same time, all the authors agree that family entrepreneurship is not only the basis of economic development and sustainable growth, but also an important factor in strengthening family traditions. It can be seen from the article that there is also no unity in historiography regarding the expediency of legislating the concept of "family entrepreneurship". Most of the authors believe that it can successfully develop in any organizational and legal form defined by law for small businesses and is more relevant to micro enterprises.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА»

УДК 930.1

СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

© 2022 А. В. Третьяков

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России

e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается понимание семейного предпринимательства в постсоветской литературе. Анализ историографического материала показывает, что проблематикой в большей степени занимались экономисты, юристы, отчасти социологи. Специальные исторические работы по данной теме в конце XX - начале XXI в. не выходили. В работе показано, что в постсоветской историографии отсутствует единый подход к пониманию сущности семейного бизнеса, а следовательно, нет принимаемого всеми понятия семейного предпринимательства, и его роли в хозяйственно-производственной жизни. Вместе с тем все авторы едины в том, что семейное предпринимательство не только основа экономического развития и устойчивого роста, но и важный фактор укрепления семейных традиций. Из статьи видно, что в историографии также отсутствует единство относительно целесообразности законодательного закрепления понятия «семейное предпринимательство». Большинство авторов считает, что оно может успешно развиваться в любой организационно-правовой форме, определённой законом для малого бизнеса, и в большей степени относится к микропредприятиям.

Ключевые слова: историография, постсоветская историография, семейный бизнес, семейное предпринимательство, хозяйство, организационно-правовая форма, экономика, занятость, стимулирование, воспитание.

FAMILY ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

IN THE RUSSIAN HISTORIOGRAPHY OF THE LATE XX-EARLY XXI CENTURIES

© 2022 A. V. Tretyakov

Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of Russian History e-mail: dr_tretiyakov@ mail. ru

Kursk State University

The article examines the understanding of family entrepreneurship in the post-Soviet literature. The analysis of the historiographical material shows that economists, lawyers, and partly sociologists were more involved in the problems. It can be seen from the article that special historical works on this topic did not come out at the end of the XX-beginning of the XXI centuries. The paper shows that in post-Soviet historiography there is no unified approach to understanding the essence of family business, and, consequently, there is no universally accepted concept of family entrepreneurship and its role in economic and industrial life. At the same time, all the authors agree that family entrepreneurship is not only the basis of economic development and sustainable growth, but also an important factor in strengthening family traditions. It can be seen from the article that there is also no unity in historiography regarding the expediency of legislating the concept of "family entrepreneurship". Most of the authors believe that it can

successfully develop in any organizational and legal form defined by law for small businesses and is more relevant to micro enterprises.

Keywords: historiography, post-Soviet historiography, family business, family entrepreneurship, economy, organizational and legal form, economy, employment, stimulation, education.

Выступая на всероссийском форуме семейного бизнеса «Успешная семья -успешная Россия!», глава Правительства России отметил, что семейные, или фамильные, «предприятия являются основой экономик многих стран, обеспечивая до 70-90 процентов годового глобального валового внутреннего продукта и 50-80 процентов занятости. Из них со временем выросли некоторые крупные корпорации» [7]. По мнению премьер-министра, этот зарубежный опыт свидетельствует о перспективности и важности развития семейного бизнеса в современной России.

Историография показывает, что в настоящее время в стране семейный бизнес постепенно возрождается. Сейчас «примерно три четверти малых и средних компаний России относятся именно к таким предприятиям» [Там же]. Из этого следует, что в России в настоящее время отсутствует чёткое и нормативно определенное понятие «семейный бизнес», который относят к малому и среднему предпринимательству.

Конец XX - начало XXI в. в России ознаменовался началом и реализацией радикальных социально-экономических реформ, которые затронули все сферы жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения. Формировавшиеся рыночные условия хозяйствования стимулировали руководство организаций, всех людей к поиску новых, адекватных повседневным условиям развития организационно-правовых форм хозяйствования, и в аграрной сфере и жизни. В настоящее время имеется значительное количество работ, в которых авторы с различных позиций, достаточно аргументированно полемизируют о сущности реализованных реформ, их последствиях и значении, хотя подчас и голословно высказывают свои тенденциозные суждения по поводу значения и последствий проведённых реформ.

Однако бесспорным остаётся вывод о том, что реформы коренным образом изменили социально-экономическую жизнь в направлении формирования в России рыночной системы хозяйствования. Естественно, что здесь на поверхность выходит достаточно много важных и дискуссионных проблем. Тридцатилетний опыт рыночного хозяйствования позволяет сказать, что рыночные реформы, проводившиеся сверху, в определённой степени опирались на дореволюционный российский и советский опыт кооперативного движения, а также на опыт зарубежных стран, но в большей степени, как показывает историография, насаждались государством сверху, по принципу очевидной целесообразности, что осложняло процесс формирования новой системы хозяйствования.

Естественно, что реформирование старой системы хозяйствования, а скорее, как следует из многих исследований, спланированное разрушение плановой экономики, имело для жизни людей негативные последствия. Наиболее ощутимыми для населения были характерный для советского времени дефицит товаров и услуг, на ликвидацию которого были нацелены реформы, а также безработица как результат уже начатых реформ. Введение свободного рынка не вызвало массового производства товаров и услуг, а также всеобщей занятости населения, как предполагалось идеологией реформ.

В условиях упрочения новых форм хозяйствования правительство в конце XX -начале XXI в. стремилось повышать экономическую активность людей, развивать хозяйственную предприимчивость, малые формы предпринимательства, в том числе

выступало за развитее семейного бизнеса. Вместе с тем в этот период отсутствовало понятие семейного предпринимательства. Историография и постсоветское законодательство показывают, что данное понятие до сих пор юридически не определено, что в определённой степени сказывается на процессе развития малого предпринимательства, и семейных форм его организации в частности. Надо полагать, что это также вытекает из наличия многих противоречий в определении собственно малого предпринимательства.

Для выяснения понятия семейного бизнеса важно прежде всего определить, к какому времени современная историография относит зарождение семейного бизнеса в России. «Семейный бизнес в России, - утверждает А.Н. Левушкин, - начал складываться достаточно давно, еще при царе Иване Грозном. К началу XVIII в. стали формироваться купеческие династии: это семейный бизнес Морозовых, Рябушинских и т.д. Традиционно семейное предпринимательство преимущественно занимается производством и сферой оказания услуг, на которых и основывается экономика страны» [9, с. 20].

Об исторических корнях семейного предпринимательства также говорят А.А. Жук и К.М. Потий. «В России, - пишут они, - институт семейного предпринимательства успешно развивался до 1917 г. Революция прервала развитие данного института более чем на 70 лет, но с начала 1990-х гг. семейное предпринимательство стало развиваться вновь. Предприниматели начали открывать собственные семейные компании (магазины, ателье, кафе и др.), создавать кооперативы» [3, с. 52]. Вместе с тем невозможно согласиться с мнением авторов об отсутствии семейного бизнеса в Советском Союзе. Он развивался как в официальной, так и в теневой форме [1].

Многие авторы считают, реформы 1990-х гг. стимулом развития семейного предпринимательства в постсоветской России. В частности, И.И. Жуков говорит, что в России «в 1990-1994 годах закон устанавливал такую организационно правовую форму юридических лиц, как индивидуальное (семейное) частное предприятие» [4, с. 31]. С этого времени, по его мнению, можно говорить о начале развития семейного бизнеса в России. «Состоявшийся уже почти четверть века назад переход России к рыночной экономике, - пишет Е.В. Корчагина, - стал импульсом к развитию частного бизнеса и созданию семейных предприятий» [6, с. 38].

Из вышеназванных и других работ видно, что исследователи, в основном экономисты и юристы, социологи, затрагивая различные аспекты развития семейного предпринимательства в постсоветской России, единодушны в его исторической природе. Дискуссионным остаётся вопрос о начале семейного бизнеса в России. Если одни его истоки относят к началу XVI и последующим векам, другие - к реформам 1990-х гг. Вместе с тем все они единодушны в том, что семейный бизнес в различные исторические эпохи играл важную социально-экономическую роль в жизни государства и общества.

Выше мы отмечали, что в постсоветской России и до настоящего времени отсутствует юридически определённое понятие «семейное предпринимательство». Поэтому для раскрытия существа проблемы, на наш взгляд, главным остаётся вопрос о том, что в данное понятие вкладывали исследователи. Имеющаяся по теме литература даёт основание в историографии вопроса выделить два относительно самостоятельных этапа. Первый включает работы учёных, вышедшие в период с 1990-х гг. до 2015 г. включительно, второй - труды, вышедшие начиная с 2016 г. по настоящее время.

В числе первых к выявлению сущности семейного предпринимательства в постсоветской России подошла Н. М. Бархатова. Изучая непродолжительный опыт развития предпринимательской деятельности в постсоветское время, выявляя сущность

и структуру субъектов малого бизнеса в развитии рыночной экономики, опираясь в большей степени на практику (развитие кооперативов и фермерских хозяйств), она считала семейным бизнесом дело, которое организовывал глава какой-либо семьи с привлечением её членов к выполнению различных хозяйственно-производственных функций [2, с. 19-25].

Для своего времени это было достаточно верное понимание сути деятельности. К тому же такой подход не противоречил действовавшему в то время рыночному законодательству, регулировавшему развитие малого бизнеса, который в большей степени и ориентировался на семью. Важно отметить, что автор верно определяет цель создания таких организаций - производство товаров и услуг в целях ликвидации их дефицита.

В 2008 г., учитывая правовую неопределённость многих вопросов, связанных с регулированием малого бизнеса, А. Чернецкий предложил семейным называть тот бизнес, который, по мнению его собственников, является таковым (см.: [6, с. 38]). Такой подход особо важен с точки зрения понимания социально-психологической сущности бизнеса. Если к такому пониманию добавить доверие в качестве фактора, объединяющего родственников в мобильные хозяйственные коллективы, то мы видим неформальные, а жизненные семейные предприятия (см.: [8]).

Глубоко в истории усматривает истоки семейного бизнеса Т.Ю. Назарова. «Первоначально, - пишет она, - предпринимательство развивалось именно как семейный бизнес, поскольку в период разделения общественного труда возникновение ремесленных мастерских происходило именно на дому, как правило, с использованием труда родственников» [13, с. 9]. По её мнению, « семейным предприятием можно считать любое предприятие, большая часть собственности или управления которого принадлежит членам одной семьи, часть из которых непосредственно работают на этих предприятиях» [13, с. 10].

Значительный теоретический интерес вызывает статья А.С. Сенотрусовой. Она основное внимание уделяет социально-психологическим аспектам развития семейного бизнеса. Поддерживая многих исследователей в понимании сути семейного бизнеса, она считает, что «семейный бизнес представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии» [20, с. 106].

Большой научный интерес представляет работа С. Календжян и Д. Волкова. Авторы также семейный бизнес в России считают явлением социально-историческим. «Существовавшие веками традиции семейного предпринимательства в России, - пишут они, - были полностью разрушены после революции 1917 года и начали возрождаться лишь недавно, в 1990-е годы. За это время семейные связи ослабли, и сам институт семьи претерпел коренные изменения» [5, с. 148-149].

Рассуждая о проблемах развития семейного бизнеса в современной России, авторы не дают его чёткого определения. Однако из анализа статьи следует, что в понятие семейный бизнес они включают фамильную собственность, гибкую передачу дела по наследству, воспитание и формирование семейных традиций, сбалансированное образование как системообразующий фактор формирования эффективного механизма управления семейным делом, которое стабильно повышает свою социальную значимость (см.: [5]).

Интересные суждения содержатся в статье И.А. Плотниковой. Она считает, что для России понятие «семейный бизнес» - «забытое старое». «С давних пор, - говорит она, - в России существуют семейные традиции, благодаря которым из поколения

в поколение передаются секреты профессионального мастерства, жизненный опыт, накопленный годами капитал» [16, с. 212].

Исследуя институциальные особенности развития, И.А. Плотникова делает вывод о том, что «семейный бизнес - форма предпринимательства, в которой члены семьи и другие родственники являются собственниками и работниками своих предприятий». По мнению автора, семейный бизнес как субъект малого предпринимательства для успешного функционирования нуждается в государственной поддержке [Там же, с. 213].

Первый период историографии семейного предпринимательства в постсоветской России, на наш взгляд, завершает обобщающий труд Е.В. Корчагиной. Её статья стала результатом изучения большинства работ по рассматриваемой проблематике, вышедших с конца 1990-х до 2015 г. включительно. В работе показано, что изучением вопросов семейного бизнеса в это время в основном занимались экономисты. На основе изучения их статей Е.В. Корчагина показала авторские подходы исследователей к определению понятия семейного бизнеса, раскрыв их различия. По мнению Е.В. Корчагиной, все авторские подходы определялись «бытовым пониманием» предпринимательства [6, с. 38-39].

В работах, подвергшихся научному анализу, автор выделила два основных направления исследований. Первое, с её точки зрения, представляют «преимущественно теоретические работы, направленные на уточнение терминологии семейного бизнеса и связанных с ним определений, классификацию семейных компаний, а также постулирование принципов корпоративного управления семейным бизнесом». Второе направление работ в основном представляют «эмпирические, направленные на исследование тенденций развития российского семейного бизнеса, определение его ключевых отличий от несемейного, выявление внешних и внутренних проблем и ограничений, с которыми он сталкивается» [Там же, с. 39].

Особую ценность имеет нижеследующая таблица, составленная автором. В ней Е.В. Корчагина не только обобщила результаты историографического обзора, но и приводит определения семейного бизнеса, имеющиеся в работах учёных, а также обобщает ключевые идеи, заложенные исследователями в проблематику развития семейного бизнеса в современной России.

Сравнительный анализ основных российских исследований в области семейного бизнеса

Авторы Определение семейного бизнеса Ключевые идеи

Бархатова Н. М. Бизнес, основанный главой семьи, в котором работают на различных должностях члены семьи Проблемы создания и развития российского семейного бизнеса; вовлечение главой семьи родственников в свою предпринимательскую деятельность; роль семьи в бизнесе; взаимодействие между учредителем, членами семьи и другими сотрудниками при ведении семейного бизнеса; преимущества и недостатки семейного бизнеса по сравнению с несемейным

Черницкий А. Бизнес, собственник которого считает его бизнес семейным Определение семейного бизнеса; особенности российского семейного бизнеса; проблемы взаимодействия между учредителем, членами семьи

и другими сотрудниками при ведении семейного бизнеса; преимущества и недостатки семейного бизнеса по сравнению с несемейным

Королев В. А. Бизнес частной или партнерской компании, во владении которой участвуют члены нуклеарной или расширенной семьи Разработка понятийного аппарата семейного бизнеса; классификация типов компаний; стратегическое управление семейным бизнесом; корпоративное управление; проблемы преемственности и наследования; стейкхолдерский подход; особенности российского семейного бизнеса

Волков Д. А. Одна из возможных стадий развития компании, предполагающая «единоличное правление» со стороны семьи, критерием успешности которого могут являться нефинансовые показатели Определение семейного бизнеса, выявление особенностей семейной компании по сравнению с корпорацией, анализ стадий и жизненного цикла развития семейного бизнеса

Календжян С. О., Волков Д. А. Отсутствует Проблемы и перспективы развития семейного предпринимательства в России; преемственность и наследование бизнеса; эмпирическое исследование специфики организации и управления семейным бизнесом в России; ценности семейного бизнеса; семейный офис

Исследование владельцев капиталов России Бизнес, руководство и (или) управление которым осуществляются с намерением сформулировать и реализовать концепцию развития бизнеса, находящегося во владении доминирующей коалиции, управляемой членами одной семьи или небольшим количеством семей, таким образом, чтобы обеспечивать потенциальную устойчивость на протяжении нескольких поколений данной семьи или семей Эмпирическое исследование владельца капитала в России; базовые ценности, семейные ценности, личные ценности, ценностный портрет владельцев капиталов, преемственность бизнеса и благосостояния, передача ценностей и мировоззрения, стратегии взаимодействия семьи и бизнеса, филантропия и социальная ответственность

Источник: [6, с. 42-43].

Второй период историографии характеризуется углублением исследовательского интереса к изучению истоков отечественного семейного предпринимательства, уточнению понятия семейного бизнеса. Среди значительного количества работ, вышедших в это время, по-прежнему большая часть принадлежит экономистам и юристам. Следует отметить, что авторы в современной рыночной повседневности более внимательно стали соотносить развитие семейного бизнеса с различными организационно-правовыми формами развития малого предпринимательства, закреплёнными в современном российском законодательстве.

К примеру, В.Ю. Шалашникова практически отождествляет малое и семейное предпринимательство, что, скорее всего, является правомерным. «В настоящее время, -пишет она, - малое предпринимательство, тем более семейное предпринимательство в России, по-прежнему испытывает множество трудностей, которые необходимо преодолевать постоянно» [22, с. 34].

В своей статье К.М Потий, вслед за уже выше названными авторами, говорит о том, что в России «семейное предпринимательство ведет свою историю со времен Киевской Руси. Однако первые известные семейные династии предпринимателей начали складываться только при Иване Грозном» [18, с. 25]. В статье он достаточно подробно даёт характеристику подходов исследователей к определению понятия «семейный бизнес» и приводит данные ими определения семейного бизнеса.

Автор отмечает, что разработка теории семейного бизнеса в постсоветской России находится в стадии становления, потому что семейные отношения в постсоветском обществе постоянно изменяются «под воздействием социальных, политических и демографических факторов. Семья как основа предпринимательских отношений является информационно непрозрачной, закрытой хозяйственной системой» [Там же, с. 28]. На основе изучения трудов российских учёных автор приходит к выводу, что у них «постепенно вырабатывается общепринятая терминологическая база института семейного предпринимательства», семейного предприятия, а исследователи всё больше внимания уделяют «анализу факторов, гарантирующих не только эффективность самого предприятия, но и успешность его передачи по наследству» [Там же, с. 29].

На основе сделанных обобщений К.М. Потий приходит к выводу о том, что «наиболее подходящим определением семейного предприятия в современной российской действительности является следующее: микропредприятие, на котором работают члены одной семьи, принимающие участие в собственности и (или) управлении» [Там же, с. 30]. Надо полагать, что такой подход сужает рамки семейного бизнеса, но закономерен на начальной стадии развития предпринимательских отношений в целом.

Большой научный интерес представляют труды профессора А.Н. Левушкина. Он считает семейное предпринимательство «самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный риск и под свою имущественную ответственность деятельности в любой легальной организационно-правовой форме, осуществляемой членами семьи не столько в целях получения прибыли, сколько для достижения экономических и социальных результатов, направленных на удовлетворение имущественных потребностей и гармонизацию интересов семьи в преодолении социально-экономических проблем. Семейное предпринимательство делится на индивидуальное и коллективное, прямое и опосредованное» [9, с. 20].

В последующих работах А.Н. Левушкин конкретизирует и уточняет свои суждения на основе анализа практики развития малого бизнеса. Он аргументировано подчёркивает, что «сам семейный бизнес как эффективный способ развития предпринимательства в России основан на социальном предпринимательстве» [10, с. 198], которое, как известно, не ставит на первое место обязательное извлечение прибыли. «Семейный бизнес, - считает профессор, - направлен, с одной стороны, на решение вопросов экономического роста страны и перехода к инновационному развитию, с другой стороны, на решение материальных, финансовых проблем в семье, обеспечение экономической стабильности в семье, основанной на браке» [Там же, с. 199].

Из работ А.Н. Левушкина видно, что в настоящее время семейные предприятия могут осуществлять свою деятельность «посредствам создания коммерческих

юридических лиц или регистрации индивидуальных предпринимателей». Отмечая отсутствие юридического определения семейного бизнеса, автор говорит о том, что под супружеским бизнесом в настоящее время «понимается любая форма организации бизнеса, при котором осуществление предпринимательской деятельности основано на отношениях супружества, возникших в результате заключения брака» [11, с. 63-64].

Интересные и оригинальные суждения имеются в работах, вышедших в 2021 г. На основе обобщения имеющихся научных наработок и практической деятельности авторы стали более полно к раскрывать сущность семейного предпринимательства. В частности, И.В. Охременко, исследуя социально-правовую эволюцию семейного бизнеса, предлагает под ним понимать «инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли, основанную на оптимальном использовании семейного капитала, включая физический, финансовый и интеллектуальный капитал членов семьи» [15, с. 73]. Вместе с тем он считает, что на начальной стадии формирования бизнеса извлечение прибыли для семьи не будет являться определяющей целью.

В своей статье Е.А. Черемных разделяет позицию исследователей относительно семейного предпринимательства: «Необходимо присоединиться к определению семейного бизнеса, выраженному в юридической науке как независимая, инициативная, систематическая, на свой страх и риск и под вашу имущественную ответственность, деятельность в любой организационно-правовой форме, осуществляемая членами семьи» отмечая, что семейное предпринимательство может быть «разделено на индивидуальное и коллективное, прямое и косвенное» [21, с. 85].

Е.В. Оболонкова, опираясь в своей работе на имеющиеся материалы и труды исследователей, приходит к вполне обоснованному выводу о том, что семейное предприятие нецелесообразно в гражданском законодательстве рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица, потому что правовой статус «семейного» может быть придан микропредприятию любой организационно-правовой формы [14].

Определённый интерес имеет статья Д.А. Пономарева. Автор, как и вышеназванные исследователи, рассматривая понятие и признаки семейного предпринимательства, соглашается с основными суждениями, но считает «возможным выделить в качестве дополнительного признака семейного предпринимательства наличие фидуциальных отношений между его участниками, высокого уровня доверия друг к другу, взаимообусловленных связей, не требующих обязательного закрепления в качестве элементов договорного правоотношения. Наличие таких особых фидуциарных отношений позволяет обеспечивать устойчивость и преемственность семейного предпринимательства, но в то же время само их существование обусловливается сохранением семьи и отсутствием существенных конфликтов между ее членами» [17, с. 60].

В отличие от Е.В. Оболонковой автор считает необходимым формирование специального законодательства о семейном бизнесе: «Отсутствие специального законодательства по вопросам семейного предпринимательства, в том числе отсутствие законодательного определения данного понятия создает правовую неопределенность при организации данного рода деятельности, препятствует решению задач оказания государственной поддержки для развития семейного предпринимательства, создает сложности во взаимодействии других участников экономических отношений со структурами, представляющими собой различные варианты организации семейной предпринимательской деятельности» [17, с. 61].

Из вышеизложенного материала следует, что семейное предпринимательство играет существенную роль в социально-экономической сфере современной России и имеет серьёзные перспективы развития по всем направлениям обеспечения жизнедеятельности людей. Историографический обзор показывает, что, несмотря на всю дискуссионность рассматриваемой проблемы, исследователям, на наш взгляд, удалось прийти к выявлению сущностных характеристик, определяющих понятие семейного предпринимательства.

В современных условиях под семейным предпринимательством следует понимать самостоятельную, инициативную, систематическую, основанную на совместной семейной собственности и рисках хозяйственную деятельность в любой допускаемой законодательством организационно-правовой форме в целях решения возникающих экономических проблем и извлечения прибыли, направленных на обеспечение имущественных потребностей и гармонизацию семейных интересов и отношений через преодоление социально-экономических проблем. Естественно, что такое понимание сути семейного предпринимательства следует рассматривать как итоговое в сегодняшних условиях, но не нужно считать в полном объёме завершённым.

Мы видим, что учёные, при всех разногласиях, всё же находят общие точки соприкосновения и выделяют в качестве системообразующего фактора семейного бизнеса экономическую деятельность, при этом извлечение прибыли для семьи не является первой и основной задачей. Историография семейного предпринимательства раскрывает, на наш взгляд, также важнейшую с точки зрения обеспечения устойчивого экономического развития страны стимулирующую функцию семейного бизнеса в России на различных этапах её исторического развития. «Семейный бизнес, - говорит профессор А.Н. Левушкин, - обеспечивает стабильную социально-экономическую атмосферу в обществе, формирует позитивную, направленную в будущее деловую среду» [12, с. 4].

Поэтому семейные предприятия в России условно можно называть своеобразными бизнес-инкубаторами. Их деятельность выходит за чисто экономические рамки, но активно стимулирует развитие экономики и предпринимательства. Семейные предприятия различных организационно-правовых форм в процессе своей деятельности формируют комплекс условий, способствующих раскрытию предпринимательского и организационного потенциала работников фамильных организаций. «Семейное предпринимательство, - говорит К.М. Потий, -является первой формой экономической активности» [19, с. 560].

Более обобщённо пишет К.М. Потий о значении семейного бизнеса в социально-культурном развитии страны и регионов. Она считает, что семейное предпринимательство «способствует формированию среднего класса населения; позволяет насыщать рынок различными товарами (услугами), повышать занятость посредством создания новых рабочих мест и развивать конкурентную среду; гарантирует социальную и политическую общественную стабильность; создает налогооблагаемую базу для бюджетов всех уровней» [18, с. 30].

В этом её поддерживает А.С. Сенотрусова. Она правомерно и аргументированно показывает, что семейный бизнес «создает благоприятный социально-экономический климат в обществе, стимулирует социальную активность граждан и снижает уровень социальной напряженности, активно способствует самозащите, стремлению людей к творческой самореализации в социально-экономической сфере» [20, с. 105].

По мнению А.С. Сенотрусовой, деятельность фамильных предприятий положительно влияет на «состояние общественной морали, воспитание подрастающего поколения», потому что включённые в трудовую деятельность дети на практике

постигают все сложности хозяйствования, а потому «вырастают не бездельниками и лодырями, а энергичными, деятельными, самостоятельными гражданами». Автор считает, что в семейном деле «первостепенное значение занимает не стремление извлечь максимальную прибыль, не материальные интересы, а традиционные человеческие ценности более высокого порядка - сохранить семью, вырастить детей, собственным примером научить их жить и работать» [20, с. 105-106].

На стимулирующую роль семейного бизнеса также указывает А.Н. Левушкин. По его мнению, фамильный бизнес - «форма деловой жизни, которая способна быстро мобилизовать необходимые финансовые и производственные ресурсы семьи, ускорить темпы научно-технического прогресса, решить проблему занятости населения, а также сформировать экономически самостоятельный и стабильный средний класс на основе семейно-правовых связей» [10, с. 198].

Важным, на наш взгляд, представляется вывод А.Н. Левушкина о том, что семейный бизнес является исторической формой сохранения, укрепления и развития традиционной семьи и семейных ценностей. Он считает, что «вне зависимости от масштабов организации семейного супружеского бизнеса в России основным фактором его успешного функционирования является опора на брак и семейные ценности, которые лежат в основе создания семьи. Если они будут утрачены, происходит разрушение семьи, расторжение брака, соответственно, возникает необходимость раздела семейного супружеского бизнеса, активов супругов, общей совместной собственности» [Там же, с. 201].

Из вышеизложенного материала следует, что для постсоветской исторической науки проблема семейного предпринимательства является новой и практически неразработанной, специальные исторические работы по теме отсутствуют. Вместе с тем экономисты, юристы, отчасти социологи внесли значительный вклад в разработку понимания сущности семейного предпринимательства.

В постсоветской историографии рассматриваемой проблемы можно выделить два самостоятельных этапа изучения вопроса. К первому относятся работы, вышедшие в период с 1990-х до 2015 г. Рубежом можно считать обобщающую статью Е.В. Корчагиной. Второй включает труды с 2016 г. и по настоящее время. Отличительная особенность работ первого периода состоит в том, что все исследователи пытались дать своё видение сущности понятия «семейное предпринимательство» и назвать его истоки в истории российской государственности. Второй отличается стремлением авторов показать не только организационно-правовую сущность семейного бизнеса как малого предпринимательства, но и значение семейных отношений в этом деле.

Историографический обзор показывает, что большинство авторов считают, что под семейным бизнесом следует понимать инициативную систематическую, основанную на совместной семейной собственности и рисках хозяйственно-производственную деятельность в любых допускаемых законодательством организационно-правовых формах для решения, прежде всего, возникающих имущественных и экономических потребностей, гармонизации семейных интересов, а также извлечения прибыли,

Все авторы в семейном предпринимательстве усматривают своеобразный бизнес-инкубатор, системообразующую основу неуклонного и устойчивого экономического роста, а также форму воспитания и подготовки населения к жизни в условиях рыночного хозяйствования, формирования социально-психологических основ рыночной ментальности.

Библиографический список

1. Андрюхин, Е. А. Предпринимательская деятельность населения СССР в 50-80-е годы XX века: диссертация ... кандидата исторических наук / Е. А. Андрюхин. - Курск, 2011. - 194 с

2. Бархатова, Н. М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе // ЭКО. - Новосибирск, 1999. - № 12. - С. 19-40.

3. Жук, А. А. Институт семейного предпринимательства в современной России /

A. А. Жук, К. М. Потий //Актуальные вопросы хозяйственной практики. - 2018. -Том 9. - № 1. - С. 51-60.

4. Жуков, И. И. Роль и значение семейного предпринимательства для экономики страны / И. И. Жуков // Сервис plus. - 2008. - № 2. - С. 29-32.

5. Календжян, С. Развитие семейного предпринимательства в России / С. Календжян, Д. Волков // Экономическая политика. - 2011. - № 5. - С. 148-154.

6. Корчагина, Е. В. Исследование семейного бизнеса в России: и концептуальные особенности / Е. В. Корчагина // Journal of Economic Regulation. - 2015. - Том 6. - № 4. - С. 37-45.

7. Кузьмин, В. Михаил Мишустин пообещал поддержку семейному бизнесу /

B. Кузьмин // Российская газета. - 2022. - 17 января.

8. Куликова, Е. А. Особенности семейного бизнеса в современной России Е. А. Куликова // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 томах / отв. редактор А.А. Горохов; Юго-Западный государственный университет. - Курск, 2011. - С. 168-170.

9. Левушкин, А. Н. Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития / А. Н. Левушкин // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 11 (96). - С. 19-25.

10. Левушкин, А. Н Семейное предпринимательство и семейный бизнес как фактор стабильности семейных отношений / А. Н. Левушкин // Семейное право: современные проблемы теории и практики: материалы международного круглого стола / Редколлегия: В.Н. Годунов (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2020. - С. 196-202.

11. Левушкин, А. Н. Государственная политика в сфере семейного предпринимательства и поддержка семейного бизнеса в системе бизнес-процессов в современной России / А. Н. Левушкин // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран: материалы IX Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2020. - С. 59-65.

12. Левушкин, А. Н. Юридическая природа бизнеса супругов в цивилистической парадигме / А. Н. Левушкин // Гражданское право. - 2020. - №2. - С. 3-7.

13. Назарова, Т. Ю. Семейное предпринимательство в Российской Федерации: направления развития: автореферат диссертации ... кандидата экономических наук / Т. Ю. Назарова. - Тамбов, 2008. - 24 с.

14. Оболонкова, Е. В. К вопросу о закреплении в российском законодательстве понятий «семейное предприятие» и «семейное предпринимательство» / Е. В. Оболонкова // Хозяйство и право. - 2021. - № 5 (532). - С. 101-108.

15. Охременко, И. В. Социальные функции семейного бизнеса в современном обществе / И. В. Охременко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 3. - С. 72- 75.

16. Плотникова И. А. Семейный бизнес как социально-институциональная форма малого бизнеса / И. А. Плотникова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2012. - № 4 (08). - С. 212-218.

17. Пономарев, Д. А. Понятие и признаки семейного предпринимательства / Д. А. Пономарев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2021. - Том 11. - № 5. - С. 54-64.

18. Потий, К. М. Отечественный опыт определения понятия «семейное предпринимательство / К. М. Потий // Экономическая наука современной России. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018. - ■ № 2 (81). - С. 24-34.

19. Потий, К. М. Развитие института семейного предпринимательства как

фактор экономического роста в современной России / К. М. Потий // Возможные

сценарии будущего России и мира: междисциплинарный дискурс: сборник научных

трудов участников XI Международной Кондратьевской конференции / под редакцией В. М. Бондаренко. - Москва, 2020. - С. 560-561.

20. Сенотрусова, А. С. Семейное предпринимательство как форма самозащитной поддержки / А. С. Сенотрусова // Социальная политика и социология. - 2009. -№ 3 (45). - С. 105-110.

21. Черемных, Е. А. Семейное предпринимательство как субъект в секторе малого предпринимательства в Российской Федерации / Е. А. Черемных // Социально-экономическое развитие в условиях цифровых трансформаций: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2021. - С. 83-88.

22. Шалашникова, В. Ю. К вопросу о преемственности семейного предпринимательства / В. Ю. Шалашникова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2016. - № 1 (6). - С. 34-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.