Научная статья на тему 'СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РОССИИ'

СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ / МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ ГРАЖДАНЕ / МАЛОИМУЩИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев А. С.

Семейное предпринимательство имеет особую актуальность в современных условиях, поскольку оно объединяет семейные ценности и бизнес-интересы с учетом сложной международной политической обстановки и необходимости поиска новых инструментов социальной поддержки населения. Для него характерна высокая степень лояльности между семейными ценностями и бизнесом, что обеспечивает надежность и устойчивость предприятия. Кроме того, семейное предпринимательство позволяет решать социальные проблемы, такие как безработица и низкий уровень доходов населения. Это может быть важным фактором в экономическом развитии как отдельных регионов, так и всей страны.В статье сделан вывод о том, что семейный бизнес может стать одним из ключей к выходу из сложной экономической обстановки. Многие зарубежные фирмы ушли с российского рынка в связи с санкциями недружественных государств; не сто́ит заменять их китайскими и иными зарубежными аналогами, необходимо вкладывать деньги в развитие семейных предприятий сегодня, чтобы завтра они смогли стать конкурентоспособными ячейками бизнеса и производили качественный и востребованный товар.На основе анализа информации были определены возможные пути решения проблем в сфере семейного предпринимательства в Российской Федерации: создание специальных программ поддержки и помощи для начинающих семейных предпринимателей, включающих налоговые льготы, кредиты и помощь в поиске финансирования; целевое продвижение семейного предпринимательства в социальных сетях и СМИ; организация поддержки и обучения в области маркетинга, бизнес-планирования и бизнес-аналитики; обучение практическим навыкам для успешного ведения бизнеса; создание проектов по совместному использованию ресурсов и инфраструктуры для семейных предпринимателей. Разработаны прложения по созданию благоприятных условий для развития семейного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY ENTREPRENEURSHIP AS A TOOL OF SOCIAL SUPPORT FOR LOW-INCOME CATEGORIES OF CITIZENS IN RUSSIA

Family business (family entrepreneurship) is of particular relevance in modern conditions, since it combines family values and business interests with due regard to the complex international political situation and the need to find new tools for social support. Family entrepreneurship is characterized by a high degree of loyalty between family values and business interests, which ensures reliability and sustainability of an enterprise. In addition, family entrepreneurship allows solving social problems such as unemployment and low income of the population. This can be an important factor in economic development of both individual regions and the whole country.The author concludes that family business can become one of the keys to getting out of a difficult economic situation. Many foreign enterprises have left the Russian market due to the sanctions of unfriendly states. Thus, it is not necessary to replace them with Chinese and other foreign analogues. It is necessary to invest money in the development of family enterprises today so that tomorrow they can become competitive business units and produce high-quality and in-demand goods.Based on the data analysis, the author identifies possible ways to solve problems in the field of family entrepreneurship in the Russian Federation. They include creation of special support and assistance programs for aspiring family entrepreneurs, including tax incentives, loans and assistance in finding financing; targeted promotion of family entrepreneurship in social networks and the media; organization of support and training in marketing, business planning and business analytics; training in practical skills for successful business; creation of projects for the joint use of resources and infrastructure for family entrepreneurs. The paper provides proposals aimed at creating favourable conditions for the family business development.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РОССИИ»

ЧАСТНОЕ ПРАВО

JUS PRIVATUM

DOI: 10.17803/1729-5920.2023.202.9.009-020

А. С. Киселев*

Семейное предпринимательство как инструмент социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан в России

Аннотация. Семейное предпринимательство имеет особую актуальность в современных условиях, поскольку оно объединяет семейные ценности и бизнес-интересы с учетом сложной международной политической обстановки и необходимости поиска новых инструментов социальной поддержки населения. Для него характерна высокая степень лояльности между семейными ценностями и бизнесом, что обеспечивает надежность и устойчивость предприятия. Кроме того, семейное предпринимательство позволяет решать социальные проблемы, такие как безработица и низкий уровень доходов населения. Это может быть важным фактором в экономическом развитии как отдельных регионов, так и всей страны. В статье сделан вывод о том, что семейный бизнес может стать одним из ключей к выходу из сложной экономической обстановки. Многие зарубежные фирмы ушли с российского рынка в связи с санкциями недружественных государств; не стоит заменять их китайскими и иными зарубежными аналогами, необходимо вкладывать деньги в развитие семейных предприятий сегодня, чтобы завтра они смогли стать конкурентоспособными ячейками бизнеса и производили качественный и востребованный товар. На основе анализа информации были определены возможные пути решения проблем в сфере семейного предпринимательства в Российской Федерации: создание специальных программ поддержки и помощи для начинающих семейных предпринимателей, включающих налоговые льготы, кредиты и помощь в поиске финансирования; целевое продвижение семейного предпринимательства в социальных сетях и СМИ; организация поддержки и обучения в области маркетинга, бизнес-планирования и бизнес-аналитики; обучение практическим навыкам для успешного ведения бизнеса; создание проектов по совместному использованию ресурсов и инфраструктуры для семейных предпринимателей. Разработаны предложения по созданию благоприятных условий для развития семейного бизнеса.

Ключевые слова: социальная поддержка; социальная помощь; направления социальной поддержки; эффективность социальной помощи; малообеспеченные граждане; малоимущие.

Для цитирования: Киселев А. С. Семейное предпринимательство как инструмент социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан в России // Lex russica. — 2023. — Т. 76. — № 9. — С. 9-20. — DOI: 10.17803/1729-5920.2023.202.9.009-020.

Благодарности. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета в 2023 г.

© Киселев А. С., 2023

* Киселев Александр Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Института экономики, управления и права Государственного университета управления, старший научный сотрудник Центра исследований и экспертиз юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Ленинградский пр., д. 49, г. Москва, Россия, 125167 alskiselev@fa.ru

Family Entrepreneurship as a Tool of Social Support for Low-Income Categories of Citizens in Russia

Aleksandr S. Kiselev, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Civil Law, Faculty of Law,

Institute of Economics, Management and Law, State University of Management; Senior Researcher,

Centre for Research and Expertise, Faculty of Law, Financial University under the Government

of the Russian Federation

pr. Leningradskiy, d. 49, Moscow, Russia, 125167

alskiselev@fa.ru

Abstract. Family business (family entrepreneurship) is of particular relevance in modern conditions, since it combines family values and business interests with due regard to the complex international political situation and the need to find new tools for social support. Family entrepreneurship is characterized by a high degree of loyalty between family values and business interests, which ensures reliability and sustainability of an enterprise. In addition, family entrepreneurship allows solving social problems such as unemployment and low income of the population. This can be an important factor in economic development of both individual regions and the whole country.

The author concludes that family business can become one of the keys to getting out of a difficult economic situation. Many foreign enterprises have left the Russian market due to the sanctions of unfriendly states. Thus, it is not necessary to replace them with Chinese and other foreign analogues. It is necessary to invest money in the development of family enterprises today so that tomorrow they can become competitive business units and produce high-quality and in-demand goods.

Based on the data analysis, the author identifies possible ways to solve problems in the field of family entrepreneurship in the Russian Federation. They include creation of special support and assistance programs for aspiring family entrepreneurs, including tax incentives, loans and assistance in finding financing; targeted promotion of family entrepreneurship in social networks and the media; organization of support and training in marketing, business planning and business analytics; training in practical skills for successful business; creation of projects for the joint use of resources and infrastructure for family entrepreneurs. The paper provides proposals aimed at creating favourable conditions for the family business development.

Keywords: social support; social assistance; directions of social support; effectiveness of social assistance; low-income citizens; the poor.

Cite as: Kiselev AS. Semeynoe predprinimatelstvo kak instrument sotsialnoy podderzhki maloobespechennykh kategoriy grazhdan v Rossii [Family Entrepreneurship as a Tool of Social Support for Low-Income Categories of Citizens in Russia]. Lex russica. 2023;76(9):9-20. DOI: 10.17803/1729-5920.2023.202.9.009-020. (In Russ., abstract in Eng.).

Acknowledgements. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University in 2023.

Семейное предпринимательство — это вид предпринимательской деятельности, основанный на создании и управлении бизнесом совместно с членами семьи. В рамках семейного предпринимательства семья формирует основу бизнес-структуры, решает стратегические вопросы, принимает управленческие решения и осуществляет контроль над бизнесом. Цели семейного бизнеса могут быть разными: от обеспечения финансового благосостояния для всех членов семьи до достижения крупного успеха на рынке.

Важными чертами семейного предпринимательства являются наличие родственных связей между участниками семейного бизнеса и уникальная культура, базирующаяся на об-

щих ценностях и идеалах. Основные особенности семейного предпринимательства: особая привязанность к производству, долгосрочный период существования, связь между работой и домашними отношениями, передача права собственности и управления из поколения в поколение, высокий уровень личной ответственности и понимание потребностей клиентов.

Рассмотрим сущность семейного предпринимательства. Семейное предприятие предполагает коммерческую деятельность, осуществляемую членами семьи вместе, на основе договора, который определяет порядок осуществления деятельности и распределения доходов. Основными участниками семейного предприятия могут быть супруги, родители и

дети, братья и сестры, а также другие родственники. В рамках семейного предприятия члены семьи, как правило, сотрудничают на условиях равенства, совместно принимают управленческие решения, распределяют доходы и риски, а также взаимодействуют на условиях договора. Помимо этого, семейное предприятие может быть зарегистрировано как юридическое лицо. В этом случае предприятие обычно зарегистрировано как ООО, участники обладают равными долями в уставном капитале компании. Кроме того, для защиты прав участников семейного предприятия могут быть заключены специальные внутренние соглашения, регулирующие порядок совместной деятельности, распределения доходов и имущества, а также процедуры решения споров. Заключение таких соглашений распространено в Европе; в Российской Федерации практика складывается иным образом и строится, как правило, на доверительных неформальных началах. Помимо этого, возможны случаи регистрации одного или нескольких индивидуальных предпринимателей — участников семейных бизнес-отношений.

Существенным недостатком развития семейного предпринимательства в нашей стране является отсутствие формального закрепления его правовых основ в Гражданском кодексе РФ и других нормативных правовых актах. Правовая основа предпринимательства в целом в России представлена Гражданским кодексом РФ, Законом «Об акционерных обществах»1, Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»2, Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»3, а также другими законодательными актами.

Говоря о преимуществах семейного предпринимательства, Д. А. Пономарев указывает, что в процессе развития семейного предпринимательства происходит «формирование особой социально-экономической субъектности;

повышение эффективности экономической деятельности, в том числе вследствие роста личной заинтересованности в ее результатах; возможность самореализации членов семьи; экономическая социализация, в том числе для несовершеннолетних членов семьи, повышение социального статуса и рост самодостаточности членов общества; возможность частичной и периодической занятости; снижение социальной напряженности; борьба с бедностью; вовлечение в производственные отношения лиц, частично утративших трудоспособность; оперативное реагирование на образующийся спрос; расширение выбора для потребителей и т.д.»4.

В зарубежных странах семейное предпринимательство является одним из самых популярных видов бизнеса. Оно представляет собой бизнес, который управляется и поддерживается членами одной семьи (двумя или более семьями в редких случаях). Несмотря на то что семейное предприятие может быть организовано несколькими членами семьи, оно обычно имеет одного главного управляющего, который принимает решения и контролирует все бизнес-процессы.

Семейное предпринимательство получило популярность в зарубежных странах по нескольким причинам. Во-первых, оно позволяет членам семьи быть ближе друг к другу и вместе работать над общей целью. Во-вторых, они могут использовать свои совместные знания и опыт для успешного продвижения бизнеса. В-третьих, семейные предприниматели могут получить поддержку и поощрение (в том числе финансовое)от своих родственников и друзей. Наконец, семейное предпринимательство позволяет семьям сохранять и развивать свой бизнес из поколения в поколение. Об этих и многих других положительных тенденциях сегодня говорится в монографических5 и диссертационных исследованиях6.

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об акционерных обществах» // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в

Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Пономарев Д. А. Понятие и признаки семейного предпринимательства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «История и право». 2021. Т. 11, № 5. С. 57.

Семейный бизнес в правовом пространстве России : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левуш-кин, А. В. Барков. М. : Проспект, 2023 ; Волков Д. А. Преемственность и специфика управления семейным бизнесом. М. : Креативная экономика, 2013.

1

2

3

4

5

О высоком уровне развития семейного бизнеса на Западе идет речь в работе Ю. С. Мурзи-ной, которая отмечает следующее: «...В Европе 70-80 % предприятий являются семейным бизнесом (в основном это третье-четвертое поколение), и они составляют 40-50 % занятости населения в таких секторах, как сельское хозяйство, производство, строительство, туризм и розничная торговля. Их доля в ВВП колеблется от 20 до 70 %. Поэтому семейные предприятия вносят существенный вклад в стабильность экономики европейских стран»7. Соответственно, семейный бизнес нельзя воспринимать как малое подсобное хозяйство, во многих странах это направление играет важную роль в экономических отношениях.

Приведем примеры успешного семейного бизнеса за рубежом, которые стали известны на весь мир:

— концерн Mars (США) — семейный бизнес, занимающийся производством кондитерских изделий, пищевой продукции и других товаров. Владельцы концерна — семья Марс;

— концерн Siemens (Германия) — международный концерн, специализирующийся на производстве и продаже электротехнической продукции. Компания была основана в 1847 г. Фридрихом Сименсом;

— концерн Koch Industries (США) — многоотраслевой концерн, занимающийся производством и торговлей различных продуктов. Компания была основана в 1940 г. братьями Кох и с тех пор принадлежит им и членам их семьи.

А. В. Барков указывает, что «легализация семейного предпринимательства в зарубежном законодательстве ориентирована на принятие самостоятельных специальных законов и (или) внесение изменений в действующее законодательство, закрепляющих правовое положение субъекта семейного предпринимательства (семейного предприятия), условий, предостав-

ляющих право на государственную поддержку»8. Из этого следует, что сегодня фактически семейный бизнес существует, но его дальнейшее развитие сильно затруднено без правовой регламентации как понятийного аппарата, так и практических особенностей семейной предпринимательской деятельности.

В России семейное предпринимательство де-факто имеет многолетнюю историю. Многие современные известные российские бизнесмены начинали свой бизнес как семейное предприятие. Такие компании обладают рядом преимуществ, включая более высокий уровень доверия между сотрудниками, предсказуемость деятельности и возможность передавать бизнес следующему поколению. Однако семейное предпринимательство в России сталкивается также с рядом проблем и вызовов, включая ограниченность рынка, налоговые проблемы, быстро меняющуюся экономическую ситуацию и конкуренцию со стороны крупных корпораций.

А. В. Барков и Я. С. Гришина говорят о том, что «развитие российского семейного предпринимательства нуждается в индивидуальном правотворческом подходе, принимающем во внимание с учетом зарубежного правотворческого и правоприменительного опыта особенности правового режима семейного предпринимательства (учитывающего инструментарий правового обеспечения развития семейного предпринимательств, включая вопросы моделирования юридической конструкции семейного предприятия, правового положения главы, порядка создания и регистрации, реорганизации и ликвидации,управления, прав и обязанностей предприятия, его главы и участников, правового режима имущества и ответственности семейного предприятия)»9. Тем не менее в целом семейное предпринимательство продолжает играть важную роль в экономике России и остается для многих семей привлекательной формой бизнеса и инвестирования.

Назарова Т. Ю. Семейное предпринимательство в Российской Федерации: направления развития : дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2008 ; Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. Мурзина Ю. С. Факторы, препятствующие развитию семейного бизнеса в России, и эффективные инструменты их регулирования // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 15. С. 2336. Барков А. В. О совершенствовании российского правотворческого подхода к легализации семейного предпринимательства // Юридическая судьба бизнеса при расторжении брака и наследовании : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2022. С. 24.

Барков А. В., Гришина Я. С. Взгляд на легализацию семейного предпринимательства через призму социально-предпринимательского правотворческого опыта // Семейный бизнес в правовом пространстве

России : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2023. С. 34.

6

7

8

9

Выделим основные проблемы развития семейного предпринимательства в России:

1. Недостаточное финансирование. В России не существует достаточных источников финансирования для семейных бизнесов. Банки и другие финансовые институты предпочитают вкладывать средства в более безопасные и прибыльные инвестпроекты, поэтому для многих семейных бизнесов доступ к крупным кредитам и другим источникам финансирования фактически закрыт. Помимо прочего, многие банки не готовы предоставлять рисковые кредиты для представителей семейного бизнеса. С учетом отсутствия федеральных целевых программ по поддержке уже существующих семейных бизнес-проектов очень сложно говорить о развитии данного института в ближайшее время.

Тем не менее считаем, что семейный бизнес является одним из ключей к выходу на самообеспечение нашей страны различными товарами, в том числе дефицитными. Многие зарубежные фирмы ушли с российского рынка в связи с санкциями недружественных государств. Не стоит заменять их китайскими и иными зарубежными аналогами, необходимо вкладывать деньги в развитие семейных предприятий сегодня, чтобы завтра они могли стать конкурентоспособными ячейками бизнеса и производили качественный и востребованный товар.

2. Недостаточное правовое регулирование. В России сегодня не существует законодательных гарантий, которые могли бы защитить перспективные семейные бизнес-проекты от потенциальных рисков. В силу того, что семейный бизнес в законодательстве не регламентирован, существует проблема теневого семейного бизнеса, когда участники семейного предприятия официально не оформляют своих родственников на работу из-за самих особенностей семейного бизнеса (возможности подрыва личных доверительных отношений, сложности оформления родственника на работу, в особенности детей, нежелания вести документацию и др.). Именно поэтому многие семейные предприятия до сих пор остаются в тени. Однако если создать подходящие для семейного биз-

неса условия, то это будет способствовать как росту предпринимательства в нашей стране, так и пополнению бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, где семейный бизнес активно функционирует10.

3. Недостаточное образование и профессиональные навыки. Как отмечают многие специалисты, в частности В. Н. Абрамов, многие представители семейных бизнес-предприятий в России не имеют достаточных знаний и навыков для успешного ведения бизнеса11. В результате такие бизнес-проекты сталкиваются с проблемами привлечения инвестиций, продвижения своих товаров и услуг и т.д. Кроме того, предпринимательский опыт, полученный от родственников, может быть недостаточным для успешного ведения бизнеса. Обычно это касается молодых предпринимателей, которые только появились на рынке и имеют недостаточное количество опыта для понимания всех процессов, тем более этого недостаточно для передачи опыта подрастающему поколению.

В последнее время в связи с быстро меняющимися экономическими условиями и развитием информационных технологий видоизменяются подходы к ведению бизнес-процессов, поэтому получение нового образования, переподготовка и переквалификация могут быть характерны и для семейных предпринимателей, которые давно закрепились на рынке.

4. Недостаточный доступ к информации. Доступ к информации и инструментам для планирования и управления бизнесом для многих семейных бизнесов в России ограничен. Это может стать причиной принятия неправильных или неэффективных бизнес-решений.

5. Проблемы с наследством. Распределение долей бизнеса между наследниками часто приводит к конфликтам.

6. Ошибки в управлении бизнесом. Д. М. Аза-ев справедливо замечает, что «продвижение по карьерной лестнице в традиционном бизнесе происходит в абсолютно одинаковых условиях для всех сотрудников, в семейном же бизнесе возможность продвижения по карьерной лестнице получают в первую очередь родственники, а после — другие сотрудники и участники

10 Сиваков О. В., Лапина В. А., Сенина В. Е. Проблемы правового регулирования семейного предпринимательства и участие в нем несовершеннолетних // Гарантии прав ребенка — безопасность детства : сборник материалов конференции (Москва, 28 января 2020 г.) / отв. ред. А. В. Голышев, Н. М. Ладнушкина. Вып. 3. М. : Саратовский источник, 2020. С. 216.

11 Абрамов В. Н. Развитие семейного предпринимательства: проблемы и перспективы развития // Вестник научных конференций. 2016. № 6-1 (10). С. 11.

LEX 1Р?Ж

компании»12. Фактически родственник может быть менее ценным сотрудником и хуже выполнять свою работу, что будет негативным образом сказаться на эффективности всего предприятия. Существуют и другие ошибки в процессах управления, однако большинство из них сводится к очевидным рискам и успешно прогнозируется.

7. Проблемы в личной жизни членов семьи могут отразиться на работе и привести к конфликтам, что повлияет на деятельность бизнеса. К примеру, развод супругов, занимающихся бизнесом, в подавляющем большинстве случаев влечет за собой раздел имущества, к которому относятся и доли в совместном бизнесе. Этот риск невозможно просчитать и предугадать, так как он находится в сфере межличностных отношений. Помимо этого, Н. В. Летова обращает внимание на то, что «закон сегодня не позволяет точно дифференцировать сделки супругов-предпринимателей, осуществляемые в сфере семейных и гражданских отношений, что не может обеспечить их участникам системную защиту»13.

8. Неправильное распределение ролей и ответственности. Неравные доходы и возникновение ситуаций, при которых один или несколько членов семьи делают намного больше, чем остальные, могут вызвать напряжение и конфликты в межличностных отношениях. Такие проблемы неизбежно оказывают влияние и на бизнес-процессы.

На основе анализа информации определим возможные пути решения проблем в сфере семейного предпринимательства в Российской Федерации.

Создание специальных программ поддержки и помощи для начинающих семейных предпринимателей, включающих налоговые льготы, кредиты и помощь в поиске финансирования. Программа поддержки и помощи для начинающих семейных предпринимателей может включать в себя различные инструменты

и программы, которые помогут им развивать свой бизнес и приносить пользу обществу. В частности, это может быть:

— обучение и консультации (начинающим семейным предпринимателям необходимо предоставить доступ к обучающим материалам, консультациям и информационным ресурсам, которые помогут им правильно начать и вести бизнес, избегая рисков и критичных ошибок);

— финансовая поддержка (предпринимателям необходимо предоставить доступ к субсидиям, кредитам и другим финансовым инструментам, которые помогут им развивать свой бизнес)14;

— сетевые возможности (начинающим семейным предпринимателям необходимо предоставить доступ к сообществам и сетям, которые помогут им обмениваться идеями, ресурсами и инструментами для развития своего бизнеса с единомышленниками и коллегами);

— поддержка Правительства РФ (создание федеральных целевых программ и национальных проектов по развитию социального предпринимательства).

Приведем в качестве успешного примера государственной поддержки региональную проектную помощь. «Белгородская область имеет уникальный опыт по развитию личных подсобных хозяйств, который доказывает, что личное подсобное хозяйство населения может из натуральной формы хозяйствования превратиться в товарную, которая будет приносить членам личного подсобного хозяйства доход, соизмеримый с доходом, получаемым по основному месту работы»15. Успешные практики можно применять в других субъектах РФ с учетом климатических, экономических и других особенностей.

Целевое продвижение семейного предпринимательства в социальных сетях и СМИ. Данный способ, на наш взгляд, является одним

12 АзаевД. М. Формы организации семейного предпринимательства в России // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 40. С. 226.

13 Летова Н. В. Проблемы обеспечения защиты прав супругов при осуществлении ими семейного бизнеса (семейного предпринимательства) // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16, № 1. С. 84.

14 Ручкина Г. Ф. Некоторые антикризисные финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Банковское право. 2022. № 3. С. 29-37.

15 Китаев Ю. А., Пак З. Ч., Рудая Ю. Н. Региональный опыт реализации целевых программ поддержки малого семейного предпринимательства в Белгородской области // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 3-3. С. 124.

из самых действенных методов улучшения продуктивности предпринимательской деятельности. Реклама и продвижение в социальных сетях позволяют владельцам бизнеса донести до потребителей информацию о своих товарах и услугах, а также быстро получить отзывы и предложения от потребителей.

Эффективное продвижение семейного бизнеса в социальных сетях требует определенных знаний и навыков. Владельцы бизнеса должны иметь понимание того, какие платформы и инструменты наиболее подходят для их продуктов или услуг, как использовать социальные медиа для привлечения внимания к бренду, а также как применять аналитику для оценки результатов. Кроме того, владельцы бизнеса должны создавать интересные и полезные материалы (лайфхаки), которые могут привлечь внимание потребителей.

Важно создавать аккаунты на всех популярных платформах, используя единый стиль написания, стилистику фотографий и видео, а также объединить всю продукцию или услуги под тематической опорой проекта или бренда. Рекомендуется также привлекать других пользователей, участвуя в онлайн-акциях, общаясь и размещая комментарии на страницах других бизнес-проектов и сообществ. Использование хештегов позволяет охватить новую аудиторию, а инвестиции в контекстную рекламу — привлечь новых клиентов.

СМИ — это другая эффективная платформа, на которой можно продвигать семейный бизнес. Через СМИ можно направить пресс-релизы или записать с их помощью интервью с представителем семейного бизнеса (в том числе рекламного характера), чтобы показать потенциальному потребителю, чем рекламируемые товары лучше аналогичных. Основной принцип состоит в том, чтобы знакомить блогеров и журналистов с интересным и уникальным семейным бизнес-проектом, который может привлечь внимание. Кроме того, можно продвигать различную продукцию в рамках проекта, акции, спортивного, музыкального или иного мероприятия, особенно если семейный бизнес является крупным игроком на рынке.

Таким образом, использование социальных сетей и СМИ — это отличный способ продвижения семейного бизнеса, с помощью которого можно достигнуть широкого охвата аудитории, привлечения новых клиентов и повышения узнаваемости семейного бренда. Главное — качество и контент. Однако реклама представ-

ляет собой сложный и трудоемкий процесс, к которому нужно подходить с набором определенных навыков. Но если он будет правильно выполнен, то сможет принести значительные преимущества бизнесу.

Внедрение программ поддержки семейных предпринимателей, включающих обучение в области маркетинга, бизнес-планирования и бизнес-аналитики. Сегодня существует немало программ по обучению в сфере финансов и бизнес-планирования, предоставляющих доступ к финансовым и информационным ресурсам. Применительно к семейному предпринимательству могут быть разработаны программы поддержки, включающие помощь в создании профессионального сайта, разработке комплексного бизнес-плана и продвижении бренда. С нашей точки зрения, особо важны программы поддержки, позволяющие предпринимателям получить доступ к профессиональным сервисам, включая правовые, бухгалтерские и консалтинговые услуги. В некоторых случаях могут быть предоставлены субсидии и преференциальные кредитные условия.

Перечислим некоторые наиболее популярные программы поддержки бизнеса в России федерального, регионального и локального уровня: национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; программы «Открытие», «Бизнес-план», «Старт», «Молодые предприниматели», «Доступное финансирование», «Бизнес-акселератор», «Инновационный бизнес» и др. Однако при всем многообразии программ, созданных для поддержки и развития бизнеса, ни одна из них не ориентирована конкретно на семейный бизнес, который имеет свою уникальную специфику и коренным образом отличается форматом и способами ведения многих коммерческих операций. Полагаем, что следует разработать и внедрить новую федеральную целевую программу или национальный проект «Семейное предпринимательство», который будет ориентирован на молодых супругов (до 35 лет), желающих открыть и вести совместный бизнес.

Организация семинаров и встреч для обмена опытом семейных предпринимателей. На уровне субъектов Российской Федерации стоит создавать центры поддержки и развития семейного бизнеса, которые будут информировать о предстоящих мероприятиях, в том числе инициировать и организовывать их. Полагаем,

что наиболее продуктивная деятельность возможна в формате плотного двустороннего диалога.

Целесообразно вести реестр всех предпринимателей, занимающихся как на территории субъекта РФ, так и в муниципальных образованиях семейным предпринимательством. Это позволит быстро и эффективно информировать всех заинтересованных лиц, повысит уровень заинтересованности и вовлеченности в региональные и муниципальные бизнес-проекты, конференции и семинары.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этих встречах могут обсуждаться насущные проблемы ведения бизнеса, предоставляться юридические и финансовые консультации, разъясняться новеллы законодательства в сфере бизнеса, а также решаться текущие вопросы. В кулуарах предприниматели могут обмениваться идеями, опытом, обсуждать конкретные проблемы и исследования, касающиеся семейного бизнеса. По итогам бесед предприниматели могут объединяться в группы с целью кооперации, от которой каждая из сторон получит выгоду (к примеру, одно предприятие занимается выращиванием растений, другое — логистикой и перевозками), находить потенциальных клиентов и определять новые возможности развития бизнеса. Как отмечает И. Л. Грошев, «итогом подобной работы может стать создание экспортных союзов молодежных семейных предприятий с образованием единой электронной экспортной площадки. Ориентация на экспорт позволит решить вопрос о появлении предприятий, чья деятельность осуществляется не в рамках приоритетных для государства направлений, но необходимых для населения»16.

Проведение программ обучения для семейных предпринимателей и предоставление им инструментов, развитие практических навыков для успешного ведения бизнеса. Обучение, тренинги и обучающие программы могут помочь представителям семейных предприятий улучшить свои навыки в области управления и увеличить эффективность работы.

Наиболее значимые и важные умения и навыки, необходимые для открытия и ведения семейного бизнеса:

— управление рисками в семейном бизнесе

(помогает участникам понимать, как управлять и адаптироваться к переменам, ко-

торые случаются в семейном бизнесе, научиться планировать и внедрять изменения с учетом потребностей и ценностей каждого члена семьи);

— развитие коммуникационных навыков в семейном бизнесе (предполагает развитие навыков управления своими эмоциями и эмоциями окружающих людей, повышение коммуникативных способностей, формирование адаптивной лидерской роли в процессе управления семейным предприятием);

— управление процессами и ресурсами в семейном бизнесе (должно быть основано на принципах эффективного управления, это включает в себя установление целей и планирование деятельности для достижения этих целей, мониторинг процессов и ресурсов, чтобы измерить их эффективность, а также реализацию необходимых изменений и осуществление исправлений в случае необходимости);

— принятие решений в семейном бизнесе;

— управление конфликтами в семейном бизнесе (ориентация на развитие навыков по урегулированию конфликтов в семейном предприятии, а также на создание участниками конструктивной коммуникации);

— развитие проектного управления в семейном бизнесе (представляет собой набор инструментов, которые позволяют семье улучшить работу и увеличить прибыль);

— управление финансами в семейном бизнесе (помогает сформулировать видение и миссию семейного бизнеса, научиться определять стратегические и тактические цели, разрабатывать бизнес-планы и планировать финансы);

— развитие лидерских навыков в семейном бизнесе (формирует навыки лидерства у членов семьи, помогает научиться распределять роли и ответственность, создавать и реализовывать значимые стратегии и проекты семейного бизнеса);

— развитие эффективных практик управления персоналом в семейном бизнесе;

— управление продажами и маркетингом в семейном бизнесе (должно основываться на знании того, как правильно работать с клиентами, и понимании, как они принимают решения при выборе покупки. Для успешно-

16 Грошев И. Л., ГрошеваЛ. И. Развитие семейного молодежного предпринимательства в условиях современной России // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). С. 76.

го управления продажами и маркетингом в семейном бизнесе необходимо внимательно изучать потребности клиентов и разрабатывать стратегии продаж и маркетинга, которые будут отвечать их потребностям. Необходимо определить целевые группы потребителей и привлекать их к продукту. Для этого следует изучать потребности и цели клиентов, а также их поведение в отношении выпускаемого продукта. На основе этого можно разработать стратегии продаж и маркетинга, которые помогут достичь поставленных целей и привлечь больше клиентов. Необходимо проводить исследования рынка и анализировать данные, чтобы улучшать качество продукции и повышать продажи. Это помогает разобраться, какие аспекты бизнеса работают хорошо, а какие нуждаются в улучшении. Необходимо постоянно отслеживать деятельность конкурентов, чтобы быть в курсе последних тенденций и развивать бизнес в соответствии с ними);

— развитие инновационных практик в семейном бизнесе, необходимых для упрощения процессов управления и увеличения эффективности проектного управления в семейном бизнесе (предполагается активное использование современных технологий, таких как программы управления проектами, системы управления данными и т.д.). Создание проектов по совместному использованию ресурсов и инфраструктуры для семейных предпринимателей. Совместное использование ресурсов и инфраструктуры для семейных предпринимателей предполагает использование таких инструментов, как партнерство, предоставление грантов, льготных кредитов, создание бизнес-инкубаторов и других программ поддержки для предпринимателей. Можно организовать консультации специалистов и предоставить семейным предпринимателям доступ к ресурсам, таким как центры предпринимательства, центры инноваций и т.д. Разумеется, такие органы существуют на сегодняшний день почти во всех регионах страны, но государство может повысить эффективность их работы путем оказания финансовой, организационной, правовой помощи, а также «мягкого» контроля за деятельностью подобных центров.

Отразим предложения по изменению налогового законодательства, которые, на наш взгляд, должны позитивно повлиять на разви-

тие семейного бизнеса в Российской Федерации, а также обеспечить улучшение финансового положения категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

— распространение на семейные предприятия упрощенной системы налогообложения;

— льготный налог на прибыль. Семейным биз-несам, которые занимаются определенными видами деятельности (например, производством товаров народного потребления или импортозамещением), может быть установлен льготный налог на прибыль.

В этой связи предлагаем дополнить п. 1 ст. 407 НК РФ «1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков...» подпунктом 18 следующего содержания:

«18) представители семейного предпринимательства, реализующие социально значимые товары и услуги». Кроме того, предлагаем дополнить ч. 1 ст. 284 НК РФ пунктом 1.18 следующего содержания:

«1.18. Для налогоплательщиков, начинающих предпринимательскую деятельность в форме семейного предприятия, первые три года налоговая ставка налога устанавливается в размере 10 процентов»;

— повышенные налоговые вычеты на детей. Семьи, владеющие бизнесом в России, могут воспользоваться налоговыми вычетами на детей. Нами предлагается повышение размера вычета до 10 тыс. руб. в год (сейчас в среднем налоговый вычет составляет от 3 тыс. до 6 тыс. руб. на каждого ребенка в год). Предлагаются изменения в п. 4 ст. 218 НК РФ следующего содержания:

«4) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

— 10 000 рублей — на первого ребенка;

— 10 000 рублей — на второго ребенка;

— 15 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;

— 15 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы»;

LEX 1PSSEA

— повышенные налоговые вычеты на обучение. Семьи бизнесменов из числа малого семейного бизнеса могут получать налоговые вычеты на обучение своих детей. Предлагается предусмотреть увеличение налогового вычета в том случае, если ребенок достиг 16-летнего возраста и уже официально работает в структуре семейного предприятия. Предлагается дополнить ст. 219 НК РФ пунктом 3.1 следующего содержания: «3.1) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте с 16 до 24 лет, официально трудоустроенных в семейном предприятии, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 120 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей»;

— льготы на налог на недвижимость. Предлагается включить в ст. 407 НК РФ представителей семейного бизнеса как льготную категорию налогоплательщиков. В завершение отметим, что семейное предпринимательство популяризируется в последние годы, поэтому стоит концептуально выстраивать модель развития малых семейных предприятий в Российской Федерации, в том числе с целью преодоления текущих трудностей в сфере экономики. Указанные предложения могут уменьшить финансовую нагрузку и решить многие проблемы становления новых семейных бизнес-проектов. Считаем, что комплексное развитие семейного предпринимательства возможно путем создания соответствующей федеральной целевой программы или национального проекта, а также формального закрепления данного понятия в нормативных правовых актах Российской Федерации. Помимо этого, колоссальное внимание стоит уделять финансовой грамотности и обучению молодых предпринимателей различным навыкам, которые могут пригодиться при ведении бизнеса.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамов В. Н. Развитие семейного предпринимательства: проблемы и перспективы развития // Вестник научных конференций. — 2016. — № 6-1(10). — С. 10-12.

2. Азаев Д. М. Формы организации семейного предпринимательства в России // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 40. — С. 222-227.

3. Барков А. В. О совершенствовании российского правотворческого подхода к легализации семейного предпринимательства // Юридическая судьба бизнеса при расторжении брака и наследовании : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. — М. : Проспект, 2022. — С. 21-34.

4. Барков А. В., Гришина Я. С. Взгляд на легализацию семейного предпринимательства через призму социально-предпринимательского правотворческого опыта // Семейный бизнес в правовом пространстве России : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. — М. : Проспект, 2023. — С. 33-44.

5. Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2015. — 189 с.

6. Волков Д. А. Преемственность и специфика управления семейным бизнесом. — М. : Креативная экономика, 2013. — 152 с.

7. Грошев И. Л., Грошева И. Л. Развитие семейного молодежного предпринимательства в условиях современной России // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 24 (353). — С. 75-77.

8. Китаев Ю. А., Пак З. Ч., Рудая Ю. Н. Региональный опыт реализации целевых программ поддержки малого семейного предпринимательства в Белгородской области // Terra Economicus. — 2013. — Т. 11, № 3-3. — С. 122-126.

9. Летова Н. В. Проблемы обеспечения защиты прав супругов при осуществлении ими семейного бизнеса (семейного предпринимательства) // Пробелы в российском законодательстве. — 2023. — Т. 16, № 1. — С. 84-90.

10. Мурзина Ю. С. Факторы, препятствующие развитию семейного бизнеса в России, и эффективные инструменты их регулирования // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16, № 15. — С. 23352354.

11. Назарова Т. Ю. Семейное предпринимательство в Российской Федерации: направления развития : дис. ... канд. экон. наук. — Тамбов, 2008. — 149 с.

12. Пономарев Д. А. Понятие и признаки семейного предпринимательства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «История и право». — 2021. — Т. 11, № 5. — С. 54-64.

13. Ручкина Г. Ф. Некоторые антикризисные финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Банковское право. — 2022. — № 3. — С. 29-37.

14. Семейный бизнес в правовом пространстве России : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левуш-кин, А. В. Барков. — М. : Проспект, 2023. — 624 с.

15. Сиваков О. В., Лапина В. А, Сенина В. Е. Проблемы правового регулирования семейного предпринимательства и участие в нем несовершеннолетних // Гарантии прав ребенка — безопасность детства : сборник материалов конференции (Москва, 28 января 2020 г.) / отв. ред. А. В. Голышев, Н. М. Ладнуш-кина. Т. 3. — М. : Саратовский источник, 2020. — С. 213-217.

Материал поступил в редакцию 16 мая 2023 г. REFERENCES

1. Abramov VN. Razvitie semeynogo predprinimatelstva: problemy i perspektivy razvitiya [Development of family entrepreneurship: problems and prospects of development]. Bulletin of Scientific Conferences. 2016;6-1(10):10-12. (In Russ.).

2. Azaev DM. Formy organizatsii semeynogo predprinimatelstva v Rossii [Forms of organization of family entrepreneurship in Russia]. Innovation. Science. Education. 2021;40:222-227. (In Russ.).

3. Barkov AV. O sovershenstvovanii rossiyskogo pravotvorcheskogo podkhoda k legalizatsii semeynogo predprinimatelstva [On the improvement of the Russian law-making approach to the legalization of family entrepreneurship]. In: Ershova IV, Levushkin AN (eds.). The Legal Fate of Business at the Dissolution of Marriage and Inheritance. Moscow: Prospekt Publ.; 2022. (In Russ.).

4. Barkov AV, Grishina YaS. Vzglyad na legalizatsiyu semeynogo predprinimatelstva cherez prizmu sotsialno-predprinimatelskogo pravotvorcheskogo opyta [A look at the legalization of family entrepreneurship through the prism of socio-entrepreneurial law-making experience]. In: Ershova IV, Levushkin AN (eds.). Family Business in the Legal Space of Russia. Moscow: Prospekt Publ.; 2023. (In Russ.).

5. Barkova LA. Semeynoe predprinimatelstvo v mekhanizme pravovogo obespecheniya garmonizatsii interesov semi: dis. ... kand. yurid. nauk [Family entrepreneurship in the mechanism of legal support for the harmonization of family interests: Cand. Sci. (Law) Diss.]. Moscow; 2015. (In Russ.).

6. Volkov DA. Preemstvennost i spetsifika upravleniya semeynym biznesom [Continuity and specifics of family business management]. Moscow: Creative Economy Publ.; 2013. (In Russ.).

7. Groshev IL, Grosheva IL. Razvitie semeynogo molodezhnogo predprinimatelstva v usloviyakh sovremennoy Rossii [Development of family youth entrepreneurship in modern Russia]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014;24(353):75-77. (In Russ.).

8. Kitaev YuA, Pak ZCh, Rudaya YuN. Regionalnyy opyt realizatsii tselevykh programm podderzhki malogo semeynogo predprinimatelstva v Belgorodskoy oblasti [Regional experience in implementing targeted programs to support small family entrepreneurship in the Belgorod region]. Terra Economicus. 2013;11(3-3):122-126. (In Russ.).

9. Letova NV. Problemy obespecheniya zashchity prav suprugov pri osushchestvlenii imi semeynogo biznesa (semeynogo predprinimatelstva) [Problems of ensuring the protection of the rights of spouses in the implementation of their family business (family entrepreneurship)]. Gaps in Russian Legislation. 2023;16(1):84-90. (In Russ.).

10. Murzina YuS. Faktory, prepyatstvuyushchie razvitiyu semeynogo biznesa v Rossii, i effektivnye instrumenty ikh regulirovaniya [Factors hindering the development of family business in Russia and effective tools for their regulation]. Russian Entrepreneurship. 2015;16(15):2335-2354. (In Russ.).

LEX IPS«

11. Nazarova TYu. Semeynoe predprinimatelstvo v Rossiyskoy Federatsii: napravleniya razvitiya: dis. ... kand. ekon. nauk [Family entrepreneurship in the Russian Federation: directions of development: Cand. Sci. (Economics) Diss.]. Tambov; 2008. (In Russ.).

12. Ponomarev DA. Ponyatie i priznaki semeynogo predprinimatelstva [The concept and signs of family entrepreneurship]. Proceedings of Southwest State University. The series «History and Law». 2021;11(5):54-64. (In Russ.).

13. Ruchkina GF. Nekotorye antikrizisnye finansovye mery podderzhki subektov malogo i srednego predprinimatelstva [Some anti-crisis financial measures to support small and medium-sized businesses]. Banking Law. 2022;3:29-37. (In Russ.).

14. Ershova IV, Levushkin AN, Barkov AV. Semeynyy biznes v pravovom prostranstve Rossii [Family business in Russian Legal Environment]. Moscow: Prospekt; 2023. (In Russ.).

15. Sivakov OV, Lapina VA, Senina VE. Problemy pravovogo regulirovaniya semeynogo predprinimatelstva i uchastie v nem nesovershennoletnikh [Problems of legal regulation of family entrepreneurship and participation of minors]. In: Golyshev AV, Ladnushkina NM (eds). Safeguards of the rights of the child — the safety of childhood: a collection of conference proceedings (Moscow, January 28, 2020). Vol. 3. Moscow: Saratovskiy istochnik Publ.; 2020. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.