Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС: ТОЧКИ ОТСЧЕТА И ВЕКТОР ОРИЕНТИРА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ'

СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС: ТОЧКИ ОТСЧЕТА И ВЕКТОР ОРИЕНТИРА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ИМЯ ОСНОВАТЕЛЯ КОМПАНИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / СТАТИСТИКА / ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ДОКТРИНА / НАУЧНАЯ ШКОЛА / МЕМОРАНДУМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова И. В.

В статье представлены статистические данные, характеризующие семейный бизнес в России и зарубежных странах. Обозначена роль семейного предпринимательства для достижения национальных целей и реализации национальных интересов. С указанием на подходы, применяемые при проведении социологических исследований и составлении рейтингов, сделан акцент на понятиях «семейное предприятие», «семейное предпринимательство» и подтвержден вывод о необходимости закрепления соответствующих дефиниций и критериев в законодательстве. С опорой на мнение экспертов обращено внимание на повышение эффективности деятельности семейных компаний, названных в честь своих владельцев. Выявлено значение прикладных исследований и показано состояние доктрины в сфере семейного бизнеса. Сделан вывод о недостаточности правовых изысканий в данной сфере общественных отношений. Продемонстрированы результаты становления научной школы семейного предпринимательства Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Обнародован меморандум, принятый профессиональным сообществом по результатам проведенной международной конференции. Определены прогнозируемые эффекты для университета, отрасли, региона и общества в целом от реализации проекта «Семейное предпринимательство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY BUSINESS: POINTS AND A VECTOR OF REFERENCE IN LEGAL REGULATION

The paper provides for statistical data characterizing family business in Russia and foreign countries. The author focuses on the role of family entrepreneurship for achieving national goals and implementing national interests. With reference to the approaches used in conducting sociological research and compiling ratings, emphasis is placed on the concepts of «family enterprise», «family entrepreneurship» and the conclusion is confirmed that it is necessary to consolidate the relevant definitions and criteria in legislation. Based on the opinion of experts, the author draws the readers’ attention to improving the efficiency of family companies named after their owners. The paper shows the importance of applied research and explains the state of the doctrine in the field of family business. The conclusion is made about legal research insufficiency in this area of public relations. The paper describes the results of the formation of the scientific school of family entrepreneurship in Kutafin Moscow State Law University (MSAL). The memorandum adopted by the professional community based on the results of the international conference has been published. The paper determines possible effects for the university, the industry, the region and society as a whole because of implementation of «Family Entrepreneurship» project

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС: ТОЧКИ ОТСЧЕТА И ВЕКТОР ОРИЕНТИРА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

001: 10.17803/1994-1471.2022.144.11.067-075

И. В. Ершова*

Семейный бизнес: точки отсчета и вектор ориентира в правовом регулировании1

Аннотация. В статье представлены статистические данные, характеризующие семейный бизнес в России и зарубежных странах. Обозначена роль семейного предпринимательства для достижения национальных целей и реализации национальных интересов. С указанием на подходы, применяемые при проведении социологических исследований и составлении рейтингов, сделан акцент на понятиях «семейное предприятие», «семейное предпринимательство» и подтвержден вывод о необходимости закрепления соответствующих дефиниций и критериев в законодательстве. С опорой на мнение экспертов обращено внимание на повышение эффективности деятельности семейных компаний, названных в честь своих владельцев. Выявлено значение прикладных исследований и показано состояние доктрины в сфере семейного бизнеса. Сделан вывод о недостаточности правовых изысканий в данной сфере общественных отношений. Продемонстрированы результаты становления научной школы семейного предпринимательства Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Обнародован меморандум, принятый профессиональным сообществом по результатам проведенной международной конференции. Определены прогнозируемые эффекты для университета, отрасли, региона и общества в целом от реализации проекта «Семейное предпринимательство». Ключевые слова: семейный бизнес; семейное предпринимательство; семейное предприятие; малые и средние предприятия; национальные цели; национальные интересы; имя основателя компании; предпринимательская деятельность; государственная поддержка семейного предпринимательства; торгово-промышленная палата; статистика; прикладные исследования; доктрина; научная школа; меморандум. Для цитирования: Ершова И. В. Семейный бизнес: точки отсчета и вектор ориентира в правовом регулировании // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 11. — С. 67-75. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.144.11.067-075.

1 Исследование выполнено рамках программы стратегического академического лидерства «Приори-тет-2030».

© Ершова И. В., 2022

* Ершова Инна Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист РФ Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 ivershova@msal.ru

Family Business: Points and a Vector of Reference in Legal Regulation2

Inna V. Ershova, Dr. Sci. (Law), Professor, Head of the Department of Business and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honored Lawyer of the Russian Federation ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 ivershova@msal.ru

Abstract. The paper provides for statistical data characterizing family business in Russia and foreign countries. The author focuses on the role of family entrepreneurship for achieving national goals and implementing national interests. With reference to the approaches used in conducting sociological research and compiling ratings, emphasis is placed on the concepts of «family enterprise», «family entrepreneurship» and the conclusion is confirmed that it is necessary to consolidate the relevant definitions and criteria in legislation. Based on the opinion of experts, the author draws the readers' attention to improving the efficiency of family companies named after their owners. The paper shows the importance of applied research and explains the state of the doctrine in the field of family business. The conclusion is made about legal research insufficiency in this area of public relations. The paper describes the results of the formation of the scientific school of family entrepreneurship in Kutafin Moscow State Law University (MSAL). The memorandum adopted by the professional community based on the results of the international conference has been published. The paper determines possible effects for the university, the industry, the region and society as a whole because of implementation of «Family Entrepreneurship» project. Keywords: family business; family entrepreneurship; family enterprise; small and medium-sized enterprises; national goals; national interests; name of the founder of the company; entrepreneurial activity; state support for family entrepreneurship; Chamber of Commerce; statistics; applied research; doctrine; scientific school; memorandum.

Cite as: Ershova IV. Semeynyy biznes: tochki otscheta i vektor orientira v pravovom regulirovanii [Family Business: Points and a Vector of Reference in Legal Regulation]. Aktual'nyeproblemy rossijskogo prava. 2022;17(11):67-75. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.144.11.067-075. (In Russ., abstract in Eng.).

Семейный бизнес в фокусе статистики

Семейный бизнес относится к числу интернациональных явлений, получивших распространение во всем мире.

Так, по разным оценкам, от 70 до 90 % иностранных организаций относятся к числу семейных. Примечательно, что большая часть «предприятий-долгожителей» являет собой именно семейный бизнес. «Ассоциация Henokiens объединяет семейные компании, которым более 200 лет, сейчас в ней 47 членов, самому старому из них... 1301 год»3.

Среди малых и средних предприятий доля основанных членами семьи и наследуемых компаний составляет более 2/3 (во Франции — более 80 %, в Финляндия до 95 %, в Великобритании и Швеции — более 50 %). «А всего в мире насчитывается 5 586 семейных компаний с более чем 200-летней историей»4.

74 % субъектов малого и среднего предпринимательства России относятся к числу семейных предприятий. 52 % семейных компаний имеют оборот до 500 млн руб.

По данным опросов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП) и Deloitte5,

2 The reported study was carried out according to the strategic academic leadership program «Priority-2030».

3 URL: https://wardhowell.com/teinstitute/est-li-budushchee-u-semeynogo-biznesa-v-Rossii (дата обращения: 20.08.2022).

4 URL: https://famMy.tpprf.ru/about/PyscNdH71naf1dy8490261653 (дата обращения: 20.08.2022).

5 URL: https://www2.deloitte.com/global/en.htmlPysclidH733cm4ude587966870 (дата обращения: 20.08.2022).

пальму первенства в отраслевой принадлежности семейного предпринимательства удерживает потребительский сектор экономики (31 %). Чуть более четверти (26 %) семейных предприятий сосредоточены в строительстве, горнодобывающей отрасли и энергетике. На пьедестал почета попали также производственные семейные предприятия (23 %). Немногим от тройки лидеров отстала розничная торговля — семейному бизнесу принадлежит 1/5 этой сферы (20 %)6.

По состоянию на сентябрь 2021 г. в России 55 % субъектов являются семейными в первом поколении, 37 % — во втором и 8 % компаний — в третьем7. Выразим надежду, что последний показатель будет демонстрировать положительную динамику.

Вместе с тем точных чисел по семейным предприятиям в России нет, поскольку в отсутствие законодательного признания и квалифицирующих признаков рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов их официальный статистический учет затруднителен.

Как отметил президент ТПП Сергей Каты-рин, выступая 24 мая 2022 г. в Государственной Думе, «оценочно речь идет о 2,5 млн компаний, а если учесть, что 99 % фермерских хозяйств — это тоже семейный бизнес, то цифра еще выше. Иными словами, огромный пласт бизнеса всё еще официально не признан»8.

Семейное предпринимательство через призму национальных целей и национальных интересов

Главой государства в качестве значимых национальных целей развития России определены: «достойный, эффективный труд и успешное

предпринимательство, возможности для самореализации и развития талантов»9.

В числе национальных интересов Президентом России обозначены: «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России»10.

Несомненно, большая роль в достижении столь амбициозных и значимых целей отводится семейному бизнесу.

Неслучайно сегодня идея семейного предпринимательства активно продвигается органами исполнительной власти (Минэконораз-вития России, Минфин России, Минтруд России), уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, негосударственными некоммерческими организациями (ОПОРА России, ТПП).

В частности, ТПП инициировала и ведет проект «Развитие семейного бизнеса», горизонт задач которого простирается от формирования предпринимательских династий до повышения престижа предпринимательства в целом. Не остались в стороне и фискальные интересы, решение проблем трудоустройства, развитие молодежного предпринимательства11.

Семейное предприятие: вопросы терминологии

Компания Family Capital при поддержке компании PricewaterhouseCoopers составила основанный на доходах Рейтинг-750. Чтобы претендовать на включение в Рейтинг-750, семья или группа семей должны контролировать не менее 50 % голосующих акций в частной компании и не менее 30 % — в публично зарегистрированной компании. Порог в 30 % обоснован наблю-

6 URL: https://family.tpprf.ru/families/regional/2743271 (дата обращения: 20.08.2022).

7 URL: https://family.tpprf.ru/families/regional/2743274 (дата обращения: 20.08.2022).

8 URL: https://family.tpprf.ru/families/news/3240352 (дата обращения: 20.08.2022).

9 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.

10 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.

11 Обратим внимание на проекты, сателлитные к проекту «Развитие семейного бизнеса»: специальный проект «100 семейных компаний под патронатом президента ТПП РФ», флагманский проект «100 Надежд

дением: в большинстве стран 30 % голосующих акций достаточно, чтобы доминировать на общем собрании публично зарегистрированной компании. Это связано с тем, что в среднем 60 % всех голосующих акционеров присутствуют на общем собрании листингового бизнеса.

Помимо доли в бизнесе, критерием квалификации предприятия в качестве семейного был выбран период его существования: к семейному бизнесу были отнесены только компании в возрасте 22 лет и старше. По мнению экспертов, 20-летние временные рамки в среднем соответствуют уровню перехода от контроля первого поколения к хотя бы некоторому участию следующего поколения семейных владельцев12.

В контексте международного проекта «Частный бизнес крупным планом: семейный и профессиональный», реализованного компанией PricewaterhouseCoopers, «частная или семейная компания» определяется как «компания, в которой:

— большинство голосов принадлежит лицу, которое учредило или приобрело эту компанию (либо его супругу/супруге, родителям, детям или прямым наследникам детей);

— по крайней мере один представитель семьи участвует в руководстве или в управлении компанией;

— в случае если речь идет о компании, зарегистрированной на бирже, лицо, учредившее или приобретшее компанию (или члены его семьи), владеет 25 % прав голоса посредством своего акционерного капитала и по меньшей мере один член семьи является членом совета директоров компании»13. Очевидно, что в России назрела необходимость определения и законодательного закрепления понятий «семейное предпринимательство», «семейное предприятие» с установле-

нием четких критериев отнесения к данной категории хозяйствующих субъектов.

Обратим внимание на то, что в науке предприняты попытки конструирования понятия «семейное предпринимательство». Но, будучи ориентированными на развитие доктрины, они грешат излишней теоретизированностью либо не содержат четких критериев, позволяющих идентифицировать семейное предприятие14.

Таким образом, становление правового регулирования и государственной поддержки семейного предпринимательства на территории Российской Федерации в первую очередь предполагает законодательное закрепление ключевых понятий и определение мер поддержки таких семейных предприятий с целью их эффективного функционирования.

Семейный бизнес: как корабль назовешь...

Акцентируем внимание еще на одном немаловажном для семейного предприятия аспекте. Зарубежные исследователи указывают, что фирмы, названные в честь своих владельцев, демонстрируют превосходную производительность, однако встречаются относительно редко (около 19 %). Авторы дают объяснение, основанное на создающей ассоциацию между предпринимателем и его фирмой эпонимии15, которая увеличивает репутационные выгоды, уменьшает затраты на успешные проекты и минимизирует неудачные результаты. По оценке экспертов, в Европе личный бренд в фирменном наименовании повышает рентабельность активов на 3 %. Специалистами разработана соответствующая сигнальная модель, которая предсказывает, что в дальнейшем этот эффект будет сильнее для предпринимателей с более редкими именами.

бизнеса», Всероссийский форум семейного предпринимательства «Успешная семья — успешная Россия» (см.: URL: https:// family.tpprf.ru/about/ (дата обращения: 20.08.2022)).

12 URL: www.famcap.com/2022/07/methodology-750-top-family-businesses (дата обращения: 20.08.2022).

13 URL: https://gtmarket.ru/files/news/6981/PwC_Family_Business_Survey_Global_2014.pdf?ysclid = l723lins16664315329 (дата обращения: 20.08.2022).

14 См., например: Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 12.

15 Эпонимия — от лат. heros eponimus — давший имя.

Достоверность прогнозов модели базируется на уникальном наборе данных панели, состоящем из более чем 1,8 млн исследованных фирм16.

Любопытно, что 80 % старейших и 56 % крупнейших мировых семейных компаний названы по фамилии или имени основателя (Cadbury, Estee Lauder, Cargill, Roche и др.)17.

В России есть отдельные успешные примеры (Тинькофф, Б. Ю. Александров), которые иллюстрируют скорее исключение, чем правило. Абсолютное большинство семейных предприятий не закладывает в название организации имя ее основателя. Представляется, что данный барьер может быть преодолен уже в ближайшем будущем, чему должно способствовать обнародование историй успеха.

Как отметил В. В. Путин, выступая 17 июня 2022 г. на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), «для наследников, возможных наследников капитала еще неизвестно, что важнее: доставшиеся им деньги, имущество или доброе имя и заслуги их предков перед страной. <...> И это уже точно пойдет с ними по жизни, из поколения в поколение, будет им помогать, поддерживать по жизни, делать их сильнее, чем даже деньги, которые им могут достаться в наследство, или имущество»18.

Семейный бизнес в русле прикладных исследований

Семейный бизнес в России — явление сравнительно молодое. По известным причинам оно насчитывает немногим более 30 лет, а его основатели только входят в пенсионный возраст. Вместе с тем опыт ведения предпринимательской деятельности членами семьи уже сложился, проблемы выкристаллизовались, а перспективы, особенно в текущих экономических условиях, не всегда оптимистичны, а порой и иллюзорны.

Задавшись целью ответить на вопрос «Есть ли будущее у семейного бизнеса в России?», исследовательское подразделение Ward Howell Talent Equity Institute и Центр семейного бизнеса имени семьи Вендель (Wendel International Centre for Family Enterprise) бизнес-школы INSEAD провели уникальное изыскание, для достижения цели которого была использована специальная методика Family Business Map19. Результаты исследования опубликованы в специальном номере Talent Equity Newsletter. В рамках данного труда эксперты выявили основные сильные и слабые стороны российских семейных компаний, а также проанализировали лучшие практики, которые могут помочь каждому семейному бизнесу20.

Отметим, что социологические исследования семейного предпринимательства проводятся с определенной регулярностью. Подоб-

16 Sharon B., Chatterji A. K., Daley B. Eponymous Entrepreneurs // American Economic Review. 2017. Vol. 107. No. 6. P. 1638-1655. URL: https://www.aeaweb.org/articles?id=10.1257/aer.20141524 (дата обращения: 20.08.2022).

17 URL: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/kak-vesti-biznes-s-rodstvennikami-i-ne-razrushit-semyu (дата обращения: 20.08.2022).

18 URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-plenarnogo-zasedanija-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-ekonomicheskogo-foruma-17-06-2022.html?ysclid=l7344qbent942372680 (дата обращения: 21.08.2022).

19 Family Business Map — модель, позволяющая анализировать текущее состояние семейной компании и, по результатам анализа, выбирать долгосрочную стратегию. Два основных параметра данного инструмента — нематериальные активы (intangible assets) и препятствия (roadblocks), другими словами — преимущества и сложности, характерные для семейных бизнесов. Устойчивость семейного бизнеса определяется коэффициентом устойчивости — насколько нематериальные активы компании позволяют преодолевать стоящие перед ней препятствия. Чем выше коэффициент устойчивости, чем больше он превышает единицу, тем выше вероятность успешной передачи бизнеса следующему поколению.

20 URL: https://wardhowell.com/journal/14-vypusk-est-li-budushchee-u-semeynogo-biznesa-v-Rossii (дата обращения: 20.08.2022).

ные прикладные работы очень важны — их результаты формируют эмпирическую базу для теоретического осмысления данного феномена.

Семейное предпринимательство:

состояние доктрины и становление научной школы

Семейное предпринимательство относится к числу явлений, изучение которых вызывает интерес представителей разных научных специальностей.

Предпринятый автором поиск публикаций в электронной научной библиотеке Е-ЫЬгагу по запросу «семейный бизнес, семейное предпринимательство» дал внушительные результаты: в подборку было включено 3 457 источников разных научных жанров (диссертации, научные статьи, монографические исследования, материалы конференций и пр.). Обращение к ним показывает, что изучение семейного бизнеса представляет интерес в первую очередь для специалистов в сфере экономики, социологии, психологии, истории, политологии21. Данная ситуация не вызывает недоумения: как справедливо указал А. Н. Левушкин, «семейное предпринимательство в обобщающем виде может

рассматриваться как комплексное экономическое и социально-правовое образование»22.

Но как раз юридические публикации представлены весьма скупо, а диссертационные исследования среди них единичны23. Аналогичный вывод нами был сделан и при анализе доктринальной основы женского предпринимательства24 — явления, обладающего сходной правовой природой и неразрывной связью с предпринимательством семейным.

При этом очевиден вклад, внесенный за последние годы в доктрину семейного предпринимательства преподавателями кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), силами которой ежегодно проводятся крупные международные конференции и издаются монографии, посвященные различным проблемам семейного бизнеса25. Площадка МГЮА позволила объединить представителей различных отраслей права (предпринимательского, семейного, гражданского, корпоративного, трудового и др.), с тем чтобы комплексно обсудить значимые для семейного бизнеса проблемы и предложить пути их решения.

Так, прошедшее в апреле 2022 г. пятое, юбилейное научное мероприятие было посвящено семейному предпринимательству в аспекте

21 Похожие результаты нами были зафиксированы и в 2020 г. См.: Ершова И. В. Семейный бизнес — явление уникальное и не до конца изученное // Семейный бизнес в правовом пространстве России : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2020. С. 51.

22 Левушкин А. Н. Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 11 (96). С. 22. DOI: 10.17803/1994-1471.2018.96.11.019-025.

23 См.: Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 22 с. ; Побережный С. Г. Правовой статус супругов как субъектов предпринимательской деятельности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022. 22 с.

24 Ершова И. В. Женское предпринимательство: от эмпирики и доктрины к правовому регулированию // Lex russica. 2022. Т. 75. № 8. С. 13. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.189.8.009-022.

25 Семейный бизнес & качество правовой среды : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2022. 576 с. ; Семейный бизнес & самозанятые: взгляд через призму малого предпринимательства / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2021. 560 с. ; Семейный бизнес в правовом пространстве России : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2020. 624 с. ; Юридическая судьба бизнеса при расторжении брака и наследовании / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М. : Проспект, 2019. 480 с.

LegalTech26. Спикерами через призму LegalTech был рассмотрен феномен «бизнес семьи», выявлено влияние LegalTech и LawTech на традиционные способы оказания и получения юридических услуг, обозначена роль LegalTech и LawTech в семейном предпринимательстве27. При этом не утратили своей злободневности и традиционные проблемы семейного бизнеса (собственно категория «семейное предпринимательство», правовое регулирование в данной сфере, наследование и раздел семейного бизнеса и др.) — дискуссии по ним также были включены в программу.

Результатом обсуждения профессиональным сообществом стало принятие меморандума с выводами, предложениями и рекомендациями по ключевым проблемам правового регулирования семейного бизнеса.

Меморандум

1. Аргументировано, что легализация семейного предпринимательства в России в перспективе должна происходить посредством принятия единого комплексного федерального закона «О семейном предпринимательстве», направленного на регулирование именно семейного бизнеса.

2. Признана целесообразной, в целях оперативной легитимации семейного предпринимательства, поддержка законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"» в части закрепления понятий «семейное предприятие»», «члены семьи», а также критериев отнесения к числу семейных предприятий, мер и условий оказания им государственной поддержки.

3. Доказано, что при конструировании понятия «семейное предприятие» следует в данную категорию включать и самозанятых граждан,

правовая природа деятельности которых близка правовой природе индивидуального предпринимательства.

4. Предложено для снижения воздействия неправомерных ограничений (санкций) со стороны недружественных государств, а также стимулирования экономического потенциала Российской Федерации распространить на семейные предприятия меры поддержки, предусмотренные для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также разработать специальные меры поддержки, учитывающие специфику семейного бизнеса.

5. Обосновано, что в сфере семейного предпринимательства должен формироваться специальный (ординарный) правовой режим экономической деятельности по аналогии со специальным (ординарным) правовым режимом деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

6. Выявлено, что семейный бизнес основан на лично-доверительных, брачно-семейных отношениях (связях) супругов и других членов семьи. Данная специфика должна быть учтена в процессе формирования правового регулирования семейного предпринимательства.

Важно отметить, что в настоящее время в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) проект «Семейное предпринимательство» реализуется при активном участии Центра компетенций «Предпринимательский университет» в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». В процессе разработки дорожной карты названного проекта было важно определить эффекты от его реализации.

В качестве таковых на университетском уровне прогнозируются: а) популяризация направления «семейное предпринимательство» в рамках научной школы «Современное предпринимательское право имени В.С. Мартемьянова» (включена в реестр научных школ Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)); б) коммерциализация результатов исследования.

26 Статистика мероприятия оказалась внушительной: в конференции приняло участие более 200 человек, среди которых 40 докладчиков, имеющих ученую степень доктора юридических наук, около 70 человек — кандидатов юридических наук, более 100 практикующих юристов: адвокатов, судей, нотариусов, юрисконсультов и др.

Эффект на региональном и отраслевом уровне может быть достигнут за счет: а) подготовки высокопрофессиональных юристов, способных оказывать качественное правовое сопровождение семейного бизнеса; б) создания базы для получения правовых заключений по проблематике семейного предпринимательства; в) использования результатов обнародованных научных исследований в правоприменении.

Наконец, на национальном уровне эффект может быть получен путем: а) правового обеспечения самореализации членов семьи в сфере предпринимательства; б) продвижения семейных форм предпринимательской деятельности в экономику России.

Таким образом, сегодня семейный бизнес находится на пороге качественных изменений правового регулирования. Убеждены, что ожидания профессионального сообщества не окажутся напрасными: регуляторное окно будет сформировано, а результаты научных

изысканий внесут свой вклад в дело становления правового режима семейного предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закончить статью, посвященную российскому семейному бизнесу, позволим себе словами, произнесенными Президентом России В. В. Путиным в июне 2022 г. на ПМЭФ: «Настоящий, прочный успех, чувство достоинства и самоуважения приходят только тогда, когда ты связываешь свое будущее, будущее своих детей со своей Родиной. <...> Именно так высоко понимали свою миссию Бахрушины и Морозовы, Щукины и Рябушинские, Акчурины и Галеевы, Апанаевы и Мациевы, Мамонтов, Третьяков, Арсанов, Дадашев, Гаджиев. Многие русские, татарские, бурятские, чеченские, дагестанские, якутские, осетинские, еврейские, армянские и другие купеческие и предпринимательские семьи, которые и прямых наследников не обидели, и навсегда вписали свое имя в историю нашей страны»28.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2015. — 22 с.

2. Ершова И. В. Женское предпринимательство: от эмпирики и доктрины к правовому регулированию // Lex russica. — 2022. — Т. 75. — № 8. — С. 9-22.

3. Левушкин А. Н. Семейное предпринимательство в системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 11 (96). — С. 19-25.

4. Семейный бизнес в правовом пространстве России : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. — М. : Проспект, 2020. — 624 с.

5. Sharon B., Chatterji A. K., Daley B. Eponymous Entrepreneurs // American Economic Review. — 2017. — Volume 107. — No. 6. — P. 1638-1655.

Материал поступил в редакцию 25 августа 2022 г.

27 Подробнее см.: URL: https://copy.msal.ru/news/myuf-v-mgyua-obsudili-problemy-semeynogo-biznesa-i-LegalTech/?arrFilter_pf%5BUF_SUBJECTS%5D=34&setJilter=Y&ysdid=l6xpv7jok0210495051 (дата обращения: 20.08.2022).

28 URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-plenarnogo-zasedanija-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-ekonomicheskogo-foruma-17-06-2022.html?ysclid=l7344qbent942372680 (дата обращения: 21.08.2022).

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Barkova L. A. Semeynoe predprinimatelstvo v mekhanizme pravovogo obespecheniya garmonizatsii interesov semi: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2015. — 22 s.

2. Ershova I. V. Zhenskoe predprinimatelstvo: ot empiriki i doktriny k pravovomu regulirovaniyu // Lex russica. — 2022. — T. 75. — № 8. — S. 9-22.

3. Levushkin A. N. Semeynoe predprinimatelstvo v sisteme malogo i srednego predprinimatelstva: pravovaya priroda i puti razvitiya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2018. — № 11 (96). — S. 19-25.

4. Semeynyy biznes v pravovom prostranstve Rossii: monografiya / otv. red. I. V. Ershova, A. N. Levushkin. — M.: Prospekt, 2020. — 624 s.

5. Sharon B., Chatterji A. K., Daley B. Eponymous Entrepreneurs // American Economic Review. — 2017. — Volume 107. — No. 6. — P. 1638-1655.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.