Научная статья на тему 'СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ'

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
семья / социализация / подростковая агрессия / детско-родительские отношения / family / socialization / teenage aggression / child-parent relationships

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириленко И. Н., Овсяник С. Б.

В работе рассматривается влияние семейного неблагополучия и нарушенной социализации на подростковую агрессивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY DYSFUNCTION AS FACTOR IN ADOLESCENT AGGRESSIVENESS

The work examines the influence of family dysfunction and impaired socialization on adolescent aggressiveness.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ»

УДК 316 Кириленко И.Н., Овсяник С.Б.

Кириленко И.Н.

канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГАУ ДПО РО «Институт развития образования» (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Овсяник С.Б.

доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО РО «Институт развития образования» (г. Ростов-на-Дону, Россия)

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Аннотация: в работе рассматривается влияние семейного неблагополучия и нарушенной социализации на подростковую агрессивность.

Ключевые слова: семья, социализация, подростковая агрессия, детско-родительские отношения.

Агрессивность детей и подростков сегодня является одной из наиболее острых проблем не только для психологии, но и для всего общества.

Существует зависимость между агрессивностью подростков и изъянами процесса социализации и индивидуализации, их социальной дезадаптивностью. Среди социально-психологических детерминант подростковой агрессии приоритет принадлежит семье, характеру и качеству родительских отношений.

Основными проводниками социализации несовершеннолетних являются семья, школа и неформальное окружение. Через эти институты проходит процесс усвоения подростком норм и ценностей окружающей среды, формирование его личности. При этом семье принадлежит особая роль.

Именно в семье дети проходят первичную социализацию (З. Фрейд, А. Фрейд, А. И. Захаров, И. Б. Котова). На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом возрасте и в зрелые годы. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношений между братьями и сестрами -являются факторами, которые могут определять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими.

Семья является той первичной группой, в которой эмоционально опосредованные отношения имеют решающее значение для формирования у подростков представлений о значении и ценности норм и способов поведения, в том числе и агрессивного.

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Нравственная и эмоциональная обстановка большинства неблагополучных родительских семей не обеспечивает ребенку ровного, спокойного воспитания, формирование у него чувств защищенности и собственного достоинства, веры в жизненные перспективы (В. Сатир).

Семейное неблагополучие, проявляемое в различных формах, является первой ступенью искаженной социализации. На других стадиях возможны как закрепление, так и нейтрализация отрицательного влияния семьи на формирование девиантного поведения подростка.

Деструктивным фактором социализации, порождающим агрессию как защитную форму поведения является фрустрация как следствие

неудовлетворенной потребности в родительской любви, а также высокая плотность наказаний в системе воспитания.

Агрессивность и ее поведенческие проявления носит возрастно-специфический характер. Поэтому неуравновешенность и несбалансированность психического развития, чувство взрослости, стремление к самоутверждению подростков способствует более яркому проявлению своеобразной защиты и способа адаптации.

Вместе с тем существует прямая связь между агрессивностью подростков и изъянами процесса индивидуализации и адаптации. Особое значение здесь приобретает качество и характер внутрисемейных отношений и отношений в диаде «родитель - подросток».

В психологической отечественной (А. Я. Варга, А. И. Захаров, Т. Н. Сартан, А. С. Спиваковская) и особенно в зарубежной практике (А. Адлер, Р. Т. и Д. Байрды, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Т. Гордон, Х. Джайнотт) накоплен достаточно богатый опыт работы с родителями. Согласно исследованиям, неблагополучие во взаимоотношениях подростка с родителями обуславливается недостаточной эмоциональной теплотой, жестким тотальным контролем, недоверием, конфликтностью, психологическими барьерами эмоционального, оценочного и смыслового характера.

Благополучные отношения характеризуются высокой эмоциональной теплотой, принятием, поддержкой, доверием, рациональностью контроля, возможностью сотрудничества, верой в способности и успех ребенка, уважением его интересов, потребностей, обеспечением защиты и безопасности в пространстве общения «родитель - подросток»

При общем повышенном фоне агрессивности, особенно защитной, который характерен для подросткового возраста и в определенном смысле носит адаптивный характер, выявлены существенные различия в группах подростков, имеющих разный опыт общения с родителями. Подростки, выключенные в «неблагополучные» взаимоотношения, демонстрируют более высокие показатели по всем видам агрессивных проявлений: физической, вербальной,

косвенной агрессии. Они более раздражительны, подозрительны и обидчивы, отличаются негативизмом и выраженным чувством вины. Напротив, подростки, включенные в «благополучные» взаимоотношения, показывают более сглаженную картину, менее обидчивы, подозрительны и раздражительны, более уравновешены, демонстрируют более низкий уровень физической, вербальной и косвенной агрессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. - М. : ВЛАДОС, 2007;

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М. : Юрайт, 2018. - 199 с;

3. Смык Ю. В. Жестокость родительского воздействия как фактор роста агрессивности у подростков // Психологическая наука и практика: перспективы развития в Иркутской области: Материалы научно-практической конференции. -Иркутск, 2000. - 162 с. - С. 113 - 114;

4. Смирнова, Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст]/ Е. О. Хузеева, Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. -2012. - №1. - С. 17-26;

5. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. - М. , 2000.

Kirilenko I.N., Ovsyanik S.B.

Kirilenko I.N.

Institute of Education Development (Rostov-on-Don, Russia)

Ovsyanik S.B.

Institute of Education Development (Rostov-on-Don, Russia)

FAMILY DYSFUNCTION AS FACTOR IN ADOLESCENT AGGRESSIVENESS

Abstract: the work examines the influence of family dysfunction and impaired socialization on adolescent aggressiveness.

Keywords: family, socialization, teenage aggression, child-parent relationships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.