УДК 316 Кириленко И.Н., Овсяник С.Б.
Кириленко И.Н.
канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГАУ ДПО РО «Институт развития образования» (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Овсяник С.Б.
доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО РО «Институт развития образования» (г. Ростов-на-Дону, Россия)
СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ
Аннотация: в работе рассматривается влияние семейного неблагополучия и нарушенной социализации на подростковую агрессивность.
Ключевые слова: семья, социализация, подростковая агрессия, детско-родительские отношения.
Агрессивность детей и подростков сегодня является одной из наиболее острых проблем не только для психологии, но и для всего общества.
Существует зависимость между агрессивностью подростков и изъянами процесса социализации и индивидуализации, их социальной дезадаптивностью. Среди социально-психологических детерминант подростковой агрессии приоритет принадлежит семье, характеру и качеству родительских отношений.
Основными проводниками социализации несовершеннолетних являются семья, школа и неформальное окружение. Через эти институты проходит процесс усвоения подростком норм и ценностей окружающей среды, формирование его личности. При этом семье принадлежит особая роль.
Именно в семье дети проходят первичную социализацию (З. Фрейд, А. Фрейд, А. И. Захаров, И. Б. Котова). На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом возрасте и в зрелые годы. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношений между братьями и сестрами -являются факторами, которые могут определять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими.
Семья является той первичной группой, в которой эмоционально опосредованные отношения имеют решающее значение для формирования у подростков представлений о значении и ценности норм и способов поведения, в том числе и агрессивного.
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Нравственная и эмоциональная обстановка большинства неблагополучных родительских семей не обеспечивает ребенку ровного, спокойного воспитания, формирование у него чувств защищенности и собственного достоинства, веры в жизненные перспективы (В. Сатир).
Семейное неблагополучие, проявляемое в различных формах, является первой ступенью искаженной социализации. На других стадиях возможны как закрепление, так и нейтрализация отрицательного влияния семьи на формирование девиантного поведения подростка.
Деструктивным фактором социализации, порождающим агрессию как защитную форму поведения является фрустрация как следствие
неудовлетворенной потребности в родительской любви, а также высокая плотность наказаний в системе воспитания.
Агрессивность и ее поведенческие проявления носит возрастно-специфический характер. Поэтому неуравновешенность и несбалансированность психического развития, чувство взрослости, стремление к самоутверждению подростков способствует более яркому проявлению своеобразной защиты и способа адаптации.
Вместе с тем существует прямая связь между агрессивностью подростков и изъянами процесса индивидуализации и адаптации. Особое значение здесь приобретает качество и характер внутрисемейных отношений и отношений в диаде «родитель - подросток».
В психологической отечественной (А. Я. Варга, А. И. Захаров, Т. Н. Сартан, А. С. Спиваковская) и особенно в зарубежной практике (А. Адлер, Р. Т. и Д. Байрды, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Т. Гордон, Х. Джайнотт) накоплен достаточно богатый опыт работы с родителями. Согласно исследованиям, неблагополучие во взаимоотношениях подростка с родителями обуславливается недостаточной эмоциональной теплотой, жестким тотальным контролем, недоверием, конфликтностью, психологическими барьерами эмоционального, оценочного и смыслового характера.
Благополучные отношения характеризуются высокой эмоциональной теплотой, принятием, поддержкой, доверием, рациональностью контроля, возможностью сотрудничества, верой в способности и успех ребенка, уважением его интересов, потребностей, обеспечением защиты и безопасности в пространстве общения «родитель - подросток»
При общем повышенном фоне агрессивности, особенно защитной, который характерен для подросткового возраста и в определенном смысле носит адаптивный характер, выявлены существенные различия в группах подростков, имеющих разный опыт общения с родителями. Подростки, выключенные в «неблагополучные» взаимоотношения, демонстрируют более высокие показатели по всем видам агрессивных проявлений: физической, вербальной,
косвенной агрессии. Они более раздражительны, подозрительны и обидчивы, отличаются негативизмом и выраженным чувством вины. Напротив, подростки, включенные в «благополучные» взаимоотношения, показывают более сглаженную картину, менее обидчивы, подозрительны и раздражительны, более уравновешены, демонстрируют более низкий уровень физической, вербальной и косвенной агрессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. - М. : ВЛАДОС, 2007;
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М. : Юрайт, 2018. - 199 с;
3. Смык Ю. В. Жестокость родительского воздействия как фактор роста агрессивности у подростков // Психологическая наука и практика: перспективы развития в Иркутской области: Материалы научно-практической конференции. -Иркутск, 2000. - 162 с. - С. 113 - 114;
4. Смирнова, Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст]/ Е. О. Хузеева, Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. -2012. - №1. - С. 17-26;
5. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. - М. , 2000.
Kirilenko I.N., Ovsyanik S.B.
Kirilenko I.N.
Institute of Education Development (Rostov-on-Don, Russia)
Ovsyanik S.B.
Institute of Education Development (Rostov-on-Don, Russia)
FAMILY DYSFUNCTION AS FACTOR IN ADOLESCENT AGGRESSIVENESS
Abstract: the work examines the influence of family dysfunction and impaired socialization on adolescent aggressiveness.
Keywords: family, socialization, teenage aggression, child-parent relationships.