Научная статья на тему 'СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БУДУЩЕЕ РЕБЕНКА'

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БУДУЩЕЕ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
483
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ДЕФЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ / ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарова Варвара Сергеевна

В статье рассматривается влияние семейного неблагополучия на будущее ребенка. Если ребенок живет в неблагополучной семье, он лишен главного фактора для правильного формирования личности - эмоционального комфорта и общения с родителями. Неадекватное поведение родителей и семья с нездоровой нравственной атмосферой формирует у ребенка эмоциональный и психологический дискомфорт и, как следствие отклоняющееся поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY PROBLEMS AND THEIR IMPACT ON THE CHILD'S FUTURE

The article examines the impact of family problems on the child's future. If a child lives in a dysfunctional family, he is deprived of the main factor for the correct formation of personality, such as emotional comfort and communication with parents. Inadequate behavior of parents and a family with an unhealthy moral atmosphere creates emotional and psychological discomfort in the child and, as a result, deviant behavior.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БУДУЩЕЕ РЕБЕНКА»

УДК 37.015

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БУДУЩЕЕ РЕБЕНКА

Тарова В.С.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

(г. Кострома, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается влияние семейного неблагополучия на будущее ребенка. Если ребенок живет в неблагополучной семье, он лишен главного фактора для правильного формирования личности -эмоционального комфорта и общения с родителями. Неадекватное поведение родителей и семья с нездоровой нравственной атмосферой формирует у ребенка эмоциональный и психологический дискомфорт и, как следствие отклоняющееся поведение.

Ключевые слова: семья в социально-опасном положении, несовершеннолетние правонарушители, дефекты воспитания, причины детской преступности, семья.

FAMILY PROBLEMS AND THEIR IMPACT ON THE CHILD'S FUTURE

Tarova V. S.

Kostroma State University (Kostroma, Russia)

Abstract. The article examines the impact of family problems on the child's future. If a child lives in a dysfunctional family, he is deprived of the main factor for the correct formation of personality, such as emotional comfort and communication with parents. Inadequate behavior of parents and a family with an unhealthy moral atmosphere creates emotional and psychological discomfort in the child and, as a result, deviant behavior.

Keywords: family in a socially dangerous situation, juvenile delinquents, parenting defects, causes of child delinquency, family.

Благополучное развитие любого общества заключается в количестве детей, их физическом и психическом здоровье, а также уровне их образованности и соблюдении моральных устоев. С момента образования человечества люди стремились объединиться в общины, кланы, племена, чтобы сохранить жизнь, иметь возможность передавать знания, умения и навыки. Такое цивилизованное устройство жизни сформировало «ячейку общества», называемую семьей. Данный институт позволяет воспитать новых граждан, опираясь на опыт предков и любовь близких. Семья, всегда являлась объектом пристального внимания со стороны ученых, начиная с древних философов и заканчивая нашими современниками.

На сегодняшний день институт семьи находится в тяжелом положении. Это связано с потерей семейных ценностей некоторыми членами общества, а также обесцениванием самого понятия - семья. У множества родителей утрачено осознание того, что именно в семье закладываются основы личности ребенка, усвоение им социальных правил и основ взаимодействия с другими членами общества. Вместе с планомерным «перекладыванием» своих обязанностей по

воспитанию и содержанию своих детей на плечи государственных учреждений, таких как школа и детский сад, родители постепенно потеряли зерно семейной духовности, ограничив себя только рождением ребенка и периодическим сопровождением его от вышеуказанных учреждений до дома. Именно такой подход родителей к семейно-бытовым отношениям со своими детьми повлек за собой формирование такого понятия как - семьи, находящиеся в «социально - опасном положении».

Опираясь на исследования М.И. Буянова, можно выделить главные дефекты воспитания, в следствии которых семья попадает в социально - опасное положение. Автор главный упор делает на отношение к ребенку, на неправильное воспитание в семье. Ведь в раннем возрасте закладываются все, что потом будет составлять его личность. По словам автора, крайности родительской любви (недостаток или слепая любовь) могут иметь непредсказуемые отрицательные последствия для ребенка. В какой-то момент может возникнуть ситуация конфликта, что в свою очередь приведет семью в социально - опасное положение. Данные семьи причиняют детям не только нравственные, но и физические увечья. Родители должным образом не обеспечивают эмоционального и интеллектуального развития, формируют психопатические черты характера, причиняют детям травмы в результате побоев [6].

Поскольку мы затронули очень важную проблему, то вспомним исследования Г.Л. Касторского по данному вопросу. Причиной детской преступности, по словам автора, является семейное неблагополучие, которое связано с нравственной позицией родителей и их образом жизни. Если ребенок живет в семье, попавшей в социально опасное положение, он лишен главного фактора для правильного формирования личности, как эмоционального комфорта и общения с родителями. Неадекватное поведение родителей и семья с нездоровой нравственной атмосферой формирует у ребенка эмоциональный и психологический дискомфорт и, как следствие отклоняющееся поведение [2, 3].

Длительное проживание ребенка в семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им. Это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны [5].

Согласно нормам юридических наук «социально опасное положение», в которое попадают дети - это «совокупность обстоятельств жизни несовершеннолетнего/малолетнего, способствующих перерастанию трудной жизненной ситуации в криминогенную/виктимогенную безнадзорную, ведущую к формированию антиобщественного образа жизни, заканчивающуюся возникновением реальной угрозы вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом и требующую применения мер обеспечения криминологической безопасности» [1].

Агрессивность, увеличение числа правонарушений несовершеннолетними, психическая травматизация детей является следствием неблагополучия в семье. Детям из данных семей характерно нарушение социализации - сложности адаптации к новым условиям, отсутствие каких-либо ценностных ориентаций, вредные привычки, агрессивность, воровство и многое другое [4].

Благоприятные условия для духовного роста ребенка и нормального психического развития может создать только семья, которая основана на взаимном уважении интересов, ценностей, позиций, мнений детей и родителей, характеризующаяся равенством во взаимоотношениях, доверием, порядочностью, откровенностью, открытостью. Именно такая семья становится сферой абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и является надежной опорой, психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.

Библиографический список

1. Волкова Н.Ю Психолого - педагогическое сопровождение детей из семьи СОП / Н.Ю. Волкова // Матрица научного познания. - 2021. - №11-1 - С. 281-285.

2. Давитадзе М. Д., Майстренко Г. А. Девиантное поведение несовершеннолетних как причина роста преступности / М.Д. Давитадзе, Г.А. Майстренко // Вестник экономической безопасности. - 2021. - № 5 - С. 69-72.

3. Долгая В.И. Причины детской преступности / В.И. Долгая // Аллея науки. - 2021. - № 5 -С. 616-619.

4. Мокина А.А. Влияние семейного неблагополучия на формирование преступного поведения подростков / А.А. Мокина, Е.А. Елец // Сборник научных трудов. - 2018. - С. 365-368.

5. Мороз А.А. Особенности социально-педагогической работы с детьми их семей группы риска / А.А. Мороз, И.И. Николаева // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5.

6. Тажетдинова Р.М. Психология неблагополучной семьи / Р.М. Тажетдинова // Актуальные проблемы социально-экологического знания. - 2019. - С. 239-246.

Тарова Варвара Сергеевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Кострома, Россия).

e-mail: tarovavarvara@mail.ru

Козырева Татьяна Владимировна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Кострома, Россия).

Дата поступления статьи: 06.05.2022

© Тарова В.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.