Семья и школа Family and school
Научнаястатья
УДК 37.035
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-69-77
КОММУНИКАТИВНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
Елена Николаевна Приступа
Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2654-5768 еп.рп stupa@mpgu. su
Аннотация. В статье раскрывается проблема профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, которая регламентируется профессиональным стандартом. Раскрываются основные группы психолого-педагогических и коммуникативных компетенций специалиста по работе с семьей: способность и готовность к установлению контакта с родителями, лицами их замещающих; способность и готовность к диагностике отклонений в функционировании различных типов семей с детьми; способность и готовность к изучению особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства; способность и готовность к определению направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения и др. Рассмотрены положения Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства. Приведены работы ведущих специалистов в сфере семьи детства.
Ключевые слова: семейное воспитание, семья с детьми, трудная жизненная ситуация, социально опасное положение, благополучие семьи, семейное и детское неблагополучие
Для цитирования: Приступа Е.Н. Коммуникативные и психолого-педагогические компетенции специалистов по работе с семьей // Педагогика: история, перспективы. 2021. N0 5. С. 69-77.
БОТ: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-69-77
Original article
COMMUNICATIVE AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN WORKING WITH THE FAMILY
Pristupa Elena Nikolaevna
Moscow Pedagogical State University (MPGU) Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-2654-5768 [email protected]
Annotation. The article reveals the problem of professional activity of specialists working with the family, which is regulated by the professional standard. The main groups of psychological, pedagogical and communicative competencies of a specialist in working with the family are revealed: ability and willingness to establish contact with parents, their surrogates; ability and willingness to diagnose abnormalities in the functioning of various types of families with children; ability and willingness to study the characteristics of personal development and behavior of children in need of state assistance; ability and willingness to identify areas of work to improve relationships in various types of families and their social environment, etc. The provisions of the Plan of the main activities carried out within the framework of the Decade of Childhood are considered. The works of leading experts in the field of family childhood are presented.
Keywords: family upbringing, family with children, difficult life situation, socially dangerous situation, family well-being, family and child distress
For citation: Pristupa E.N. Communicative and psychological-pedagogical competencies of specialists in working with the family.Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. No. 5. PP. 69-77 (In Russ.)
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-69-77
Современная социальная и семейная политика направлена на поддержку семейного воспитания, сохранение кровной семьи для ребенка, развитие семейных форм устройства, формирование и развитие психолого-педагогической грамотности родителей. Согласно Плану основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года [1] большое значение уделяется и таким направлениям, как: «Благополучие семей с детьми», «Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей», «Защита детей, оставшихся без попечения родителей», «Безопасность детей». Обобщая цели и задачи профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, можно выделить следующие ключевые компоненты целеполагания (таблица 1):
Таблица 1 Целевой компонент профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей (на основе «Дорожной карты» Стратегии Десятилетия детства на 2017 - 2027 гг.)
Table 1 Target component of the professional activities of specialists working with families (based on the "Roadmap" of the Strategy for the Decade of Childhood 2017 - 2027)
Направление Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства
№ п/п Целевые ориентиры социальной и семейной политики
1. Благополучие семей с детьми Цели: обеспечение материального и семейного благополучия; снижение негативного влияния бедности на качество жизни детей.
Задачи: снижение числа малообеспеченных семей; повышение доступности мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми на основании одного заявления (без истребования дополнительных документов); улучшение жилищных условий семей с детьми, в том числе многодетных семей и семей с детьми-инвалидами; формирование культуры семьи с детьми как базовой общественной ценности; формирование ответственного и осознанного родитель-ства как базовой основы благополучия семьи; создание единой комплексной системы поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; создание правовых, организационных, кадровых, социальных условий для раннего выявления семейного и детского неблагополучия и организации индивидуального сопровождения.
2. Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей Цель - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Задачи: обеспечение доступного и качественного образования; совершенствование мер, направленных на развитие эффективной системы воспитания детей и др.
3. Защита детей, оставшихся без попечения родителей Цель - обеспечение полноценного развития и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации, замещающего родительства и в самостоятельной жизни. Задачи: реформирование системы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних; развитие и совершенствование форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; развитие системы подготовки детей к самостоятельному проживанию и системы постинтернатного сопровождения выпускников всех форм попечительства; повышение уровня компетенций специалистов, работающих с детьми-сиротами, замещающими семьями; реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; расширение участия общества в защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Безопасность детей Цель - обеспечение комплексной безопасности детей, соблюдение прав и законных интересов детей. Задачи: формирование у обучающихся представления о безопасном образе жизни, правосознания и культуры в области безопасности дорожного движения; подготовленность детей к поведению в условиях чрезвычайных ситуаций, безопасному поведению в быту, на природе, на дорогах; реализация мер по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, детских суицидов и других причин потери детского населения;
создание безопасного информационного пространства для детей; разработка и реализация системных решений по оказанию своевременной помощи детям и родителям в случае нарушения прав и законных интересов детей; сокращение повторной преступности среди несовершеннолетних осужденных, освобожденных из мест лишения свободы;
проведение профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете в уголовно___исполнительных инспекциях, и их родителями [1]._
Источник: составлено автором научной статьи.
Source: compiled by the author of the scientific article
Исходя из деятельностного подхода к организации профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, содержанием и принципами выполнения профессиональных обязанностей будут выступать: работа с малообеспеченными семьями, с детьми-инвалидами, замещающими семьями и их социальная поддержка, выявитель-ный характер работы, формирование ответственного и осознанного родительства и безопасной среды в домашних условиях, преодоление трудной жизненной ситуации и социально опасного поведения, раннее выявление и профилактика семейного и детского неблагополучия, работа со случаем. Деятельность специалистов по работе с семьей выстраивается на основе междисциплинарного и межведомственного взаимодействия.
Безусловно, освой содержания деятельности специалистов по работе с семьей выступает профессиональный стандарт, который четко регламентирует обобщенные трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия [2]. Так, например, видом профессиональной деятельности выступает предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении, целью - оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Соответственно, профессиональными компетенциями специалистов по работе с семьей, относящихся к группам психолого-педагогические и коммуникативные, будут отнесены следующие (таблица 2):
Таблица 2 Психолого-педагогические, коммуникативные компетенции специалистов по работе с семьей (профстандарт 03.009)
Table 2 Psycho-pedagogical and communicative competencies of specialists in working with families (professional standard 03.009)
№ п/п
Название компетенции Профессиональные знания и умения
1. Способность и готовность к установлению контакта с родителями, лицами их замещающих Уметь: Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением Проводить разные виды социального консультирования
2. Способность и готовность к диагностике отклонений в функционировании различных типов семей с детьми
Способность и готовность к изучению особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства_
Способность и готовность к определению направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения
Способность и готовность к оценке рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе
Способность и готовность к систематизации и анализу семейных проблем с детьми в разных типах семей_
Способность и готовность к определению возможности проведения социально-психологической реабилитации детей и семей
Способность и готовность к подбору методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учётом национально-культурных особенностей и социального положения ребёнка_
Способность и готовность к проведе-9. нию комплексного изучения ребенка в социуме_
Способность и готовность к определению направлений работы по улучше-10. нию взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации
Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации Проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека
Находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми
Поддерживать социальные контакты с семьей и детьми
Знать:
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды Типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации Методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия Социальная психология (методы, малые группы, психологию влияния и т.д.) Социальная психология личности Социальная педагогика, социология
Источник: составлено автором научной статьи.
Source: compiled by the author of the scientific article
Причем важными личностными характеристиками специалиста по работе с семьей является ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми.
Приведем пример рассмотрения компетенции «Способность и готовность к диагностике отклонений в функционировании различных типов семей с детьми» через систему дескрипторов и содержания. К ним будут отнесены способность и готовность к следующим: диагностирование семейного стресса, дисфункционально-сти, ресурсности и безопасности семейного воспитания; диагностирование супружеских, детско-родительских, сиблинговых отношений; выявление факторов семейного и детского неблагополучия; комплексная психолого-педагогическая и социальная диагностика семьи; анализ сети социальных контактов семьи. Специалистами может быть подобраны различные диагностические методики, например, ОРВ (Оценка рисков и возможностей).
Метод «Оценка рисков и возможностей» является структурированным и направлен на оценку риска совершения повторного (рецидивов) противоправного поведения
несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Данное основание является основание признания семьи, находящейся в социально опасном положении. Методика позволяет оценить потенциал реабилитационного пространства подростка с учетом его личностных особенностей, жизненной ситуации, социального окружения и наличия реабилитационных ресурсов. Основной задачей использования методики ОРВ является оказание своевременной психолого-педагогической и социальной помощи несовершеннолетнему, демонстрирующему рискованное поведение, на основе построения индивидуального профилактического маршрута с указанием обоснованных решений о необходимых профилактико-реабилитационных мерах. При организации комплексной социальной, психологической, медицинской, педагогической работы с несовершеннолетними группы «риска» использование формализованной методики призвано упростить межведомственное взаимодействие специалистов, участвующих в реабилитационном процессе.
В частности, там отмечаются следующие факторы: «Пункт 2. Семейные обстоятельства/выполнение родительских обязанностей.
2.1. Отсутствие должного контроля: если родители или опекуны часто оставляют подростка без контроля, не обладают достаточной информацией о поведении и образе жизни подростка или, осуществляют недостаточный контроль за поведением подростка. Обратить внимание! Отметьте этот пункт, если несовершеннолетний подросток живет отдельно от родителей. Ненадлежащим контролем также следует рассматривать и гиперопеку, когда родителями или опекунами избыточно (вплоть до мелочей) контролируются мысли, побуждения, поступки и поведение подростка
2.2. Трудности в контроле за поведением подростка: родителям или опекунам сложно контролировать подведение подростка; подросток «неуправляем», не подчиняется родительским требованиям. Обратить внимание! Этот пункт необходимо отметить и в том случае, если подросток живет отдельно от родителей и его подведение никем не контролируется.
2.3. Неприемлемые наказания: применяются физические наказания или неумеренно применяются иные наказания; часто используются крик либо угрозы; слишком жесткие правила (в том числе практика принуждения); либо родитель/родители применяют иные неправильные дисциплинарные методы.
2.4. Непоследовательное воспитание: родитель/родители (опекун/опекуны) непоследовательны в применении правил или использовании системы наказаний и вознаграждений — периоды жесткой дисциплины сменяются периодами бесконтрольности или чрезмерного попустительства. Обратить внимание! Необходимо отметить этот пункт, если родитель не может сформулировать (или доходчиво разъяснить) четкие правила в отношении работы по дому, времени возвращения домой, друзей и т. д.
2.5. Плохие взаимоотношения между отцом и ребенком: очень плохие взаимоотношения между несовершеннолетним и его отцом/отчимом (например, враждебные, отчужденные, безразличные). Обратить внимание, что проживание несовершеннолетнего с отцом/отчимом не является обязательным условием при оценке этого пункта. В тех случаях, когда есть и биологический отец, и отчим, оценивайте те взаимоотношения, которые были наиболее важны для несовершеннолетнего в последний год. Обратить внимание! Следует отметить этот пункт также в том случае, если отец или отчим умер или отсутствует по другим причинам, но плохие взаимоотношения по-прежнему являются для несовершеннолетнего проблемой.
2.6. Плохие взаимоотношения между матерью и ребенком: очень плохие взаимоотношения между несовершеннолетним и его матерью/мачехой (например, враждебные, отчужденные, безразличные). Проживание несовершеннолетнего с матерью/мачехой не является обязательным условием при оценке этого пункта. В тех слу-
чаях, когда есть и биологическая мать, и мачеха, следует оценивать те взаимоотношения, которые были наиболее важны для несовершеннолетнего в последний год»[3].
Обратим внимание и на «Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации», в котором приводится комплексная психолого-педагогическая оценка семьи с детьми[4]. К параметрам оценки потребностей ребенка в семье отнесены: здоровье, образование, эмоциональное развитие ребенка и поведение, идентичность, семейные и социальные отношения, социальная презентация, навыки самообслуживания, ухода за собой.
К настоящему времени представлено достаточно работ, в которых анализируется содержание специалистов, работающих с семьями с детьми (Е.Н. Приступа (контекст социального здоровья личности и семьи) [5-8], В.К. Игнатович (взаимодействие семьи и школы) [11], Л.С. Мардахаев (социальная и семейная педагогика) [12], Т.В. Шинина (семейное функционирование, ответственное родительство) [13] и др.).
Таким образом, тема, определяющая характеристику групп компетенций психолого-педагогической и коммуникативной направленности, имеет четкое нормативно-правовое содержание и специальные профессиональные знания и умения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.»
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 683н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей»»
3. Метод структурированной оценки рисков совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетнего «Оценка рисков и возможностей». URL: http://kuzneckschool3.ucoz.ru/orv_nov.pdf (дата обращения 06.11.2021)
4. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. - СПб.: Автономная некоммерческая организация «Центр развития инновационных социальных услуг «Партнерство каждому ребенку», 2015. - 69 с.
5. Приступа Е.Н. Социальное здоровье личности ребенка как макросоциальная задача / Депонированная рукопись № 59515 10.11.2005
6. Приступа Е.Н. Воспитание социально здоровой личности как социально политическая и социально педагогическая задача // Социальная политика и социология. 2006. № 1. С. 107-119.
7. Приступа Е.Н., Степичев П.А. Социальная работа // Словарь терминов / Под редакцией автора-составителя Е.Н. Приступы; перевод Е.Н. Приступы, П.А. Степи-чева, М.С. Фироновой. Москва, 2015.
8. Приступа Е.Н. Социальное здоровье ребенка как педагогическая категория // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2006. Т. 12. № 2. С. 72-77.
9. Ushatikova I.I., Klyuchnikov D.A., Saenko N.R., Levitskaya I.A., Pristupa E.N., Lebedeva N.V. Psychological and economical aspects of the competency approach the paradigm of higher education // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1. С. 218-223.
10. Информатизация общества: социологический анализ / авт. Нагорнова А.Ю., Лева-гин Ю.Г., Арпентьева М.Р., Приступа Е.Н., Сиврикова Н.В., Столбова Е.А., По-дойницына И.И., Бубякин И.В., Бубякина Г.И. / коллективная монография / Ульяновск, 2016.
11. Игнатович В.К., Игнатович С.С. Взаимодействие семьи и школы как основного воспитательного института в обществе Педагогика: история и перспективы. - Том 3, № 4 (2020) С.18-24. URL: https://dpo-joumal.ru/index.php/pvsz/article/view/127
12. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. М.: Изд-во РГСУ, 1996.
13. Технология социальной работы с семьей и детьми / Прохорова О.Г., Байдарова О.И., Лебедева Н.В., Шинина Т.В., Акимова Ю.А., Приступа Е.Н., Корчагина Ю.В., Илларионова Л.П., Сикорская Л.Е., Беккер М.Е., Пригожина Г.А., Вайснер
H.А., Шапошникова Т.Д. Учебник и практикум / Москва, 2020. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.)
REFERENCES
1. The order of the Government of the Russian Federation of January 23, 2021 No. 122-R "On approval of the plan of main activities carried out in the framework of the Decade of childhood, for the period until 2027." (In Russ.)
2. The order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of November 18, 2013 N 683н "On approval of the professional standard "Specialist work with a family""(In Russ.)
3. The method of structured assessment of the risks of committing repeated offenses and the possibilities of rehabilitation of a minor "Assessment of risks and opportunities". URL: http://kuzneckschool3.ucoz.ru/orv_nov.pdf (accessed 06.11.2021) (In Russ.)
4. Guidelines for the assessment and interdisciplinary case management to assist children and families in a socially dangerous situation or in a difficult life situation. St. Petersburg: Autonomous non-profit organization "Center for the Development of innovative social services "Partnership for every child", 2015. - 69 p. (In Russ.)
5. Pripada E.N. Social health of a child's personality as a macrosocial task. Deposited manuscript No. 59515 10.11.2005(In Russ.)
6. Pripada E.N. Education of a socially healthy personality as a socio-political and socio-pedagogical task. Social policy and sociology. 2006. No. 1. pp. 107-119. (In Russ.)
7. Pripada E.N., Stepichev P.A. Social work. Dictionary of Terms. Edited by the author-compiler E.N. Attacks; translated by E.N. Attacks, P.A. Stepichev, M.S. Fironova. Moscow, 2015. (In Russ.)
8. Pripada E.N. Child's social health as a pedagogical category. Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. 2006. Vol. 12. No. 2. pp. 72-77. (In Russ.)
9. Ushatikova I.I., Klyuchnikov D.A., Saenko N.R., Levitskaya I.A., Pristupa E.N., Leb-edeva N.V. Psychological and economical aspects of the competency approach the paradigm of higher education. International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6. No. S1. pp. 218-223. (In Russ.)
10. Informatization of society: sociological analysis / author. Nagornova A.Yu., Levagin Yu.G., Arpentyeva M.R., Pripada E.N., Sivrikova N.V., Stolbova E.A., Podoinitsyna
I.I., Bubyakin I.V., Bubyakina G.I., collective monograph, Ulyanovsk, 2016. (In Russ.)
11. Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. Interaction between family and school as the main educational institution in society. Pedagogy: history and prospects. - Volume 3, No. 4 (2020). URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/127(In Russ.)
12. Mardahaev, L. V., Introduction to social pedagogy. M.: Publishing house of the University, 1996. (In Russ.)
13. The technology of social work with families and children. Prokhorov, O. G., Baydarova O. I., Lebedeva N. In., Sinine T. V., Akimov, Y. A., Attack E. N., Korchagin V., Illari-onov L. P., Sikorska, L. E., Becker, M. E., Prigogine G. A., Weisner N. A., Shaposhni-kova T. D. Tutorial and workshop / Moscow, 2020. Ser. 68 Vocationaleducation (lsted.) (In Russ.)
Информация об авторе: Приступа Елена Николаевна, доктор педагогических наук, профессор. Зав. кафедрой педагогики и психологии семейного образования. Институт педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
г. Москва, Россия
ORCIDiD: https://orcid.org/0000-0002-2654-5768 Scopus Author ID: 57093990600 [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Elena N. Pristupa, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Family Education. Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia
ORCIDiD: https://orcid.org/0000-0002-2654-5768 Scopus Author ID: 57093990600 [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / Received: 02.10.2021
Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 19.10.2021
Принята к публикации / Accepted for publication: 27.10.2021
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./The author declares no conflicts of interests
©Приступа Е.Н.2021 © «Педагогика:история,перспективы» 2021