JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 343.8
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-69-72 NIION: 2015-0066-5/21-078 MOSURED: 77/27-011-2021-05-277
Девиантное поведение несовершеннолетних как причина роста преступности
Мевлуд Демуралович Давитадзе1, Григорий Александрович Майстренко2
1 Одинцовский филиал МГИМО (У) МИД России, Одинцово, Россия, [email protected]
2 Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России,
Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются проблемные вопросы девиантного поведения несовершеннолетних. Основным направлением исследования рассматриваемых проблем является изучение соответствующей статистики, свидетельствующей о росте преступности среди несовершеннолетних. Как свидетельствуют результаты исследования, на девиантное поведение несовершеннолетних существенное влияние оказывает семейное окружение. В статье показана характеристика большинства социальных девиантов «со знаком минус», которая раскрывает крайне низкий уровень культуры, потребительское отношение к окружающей действительности, господствующее не только во многих семьях, но и в детских домах, интернатах и иных специализированных учреждениях данного профиля.
Ключевые слова: несовершеннолетние, семья, девиантное поведение, преступление, общество, родители, воспитание
Для цитирования: Давитадзе М. Д., Майстренко Г. А. Девиантное поведение несовершеннолетних как причина роста преступности // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 69-72. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2021-5-69-72.
Original article
Deviant behavior of minors as a cause of the growth of crime
Mevlud D. Davitadze1, Grigory A. Maystrenko2
1 Odintsovo Branch MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo, Russian Federation,
2 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russian Federation,
Abstract. The article reveals the problematic issues of deviant behavior of minors. The main direction of the study of the problems under consideration is the study of relevant statistics and their comparison with the development of public relations. According to the results of the study, the family environment has a significant impact on the deviant behavior of minors. The article shows the characteristics of the majority of social deviants «with a minus sign», which reveals an extremely low level of culture, consumer attitude to the surrounding reality, which prevails not only in many families, but also in orphanages, boarding schools and other specialized institutions of this profile.
Keywords: minors, family, deviant behavior, crime, society, parents, upbringing
For citation: Davitadze M. D., Maystrenko G. A. Deviant behavior of minors as a cause of the growth of crime // Bulletin of economic security. 2021;(5):69-72. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-69-72.
Связь девиантного поведения несовершеннолетних, а также преступных деяний, совершаемых ими, с теми условиями, в которых они воспитываются, подтверждается данными статистики. Так, в 30-35 % случаев установлена связь роста преступной активности
© Давитадзе М. Д., Майстренко Г. А., 2021
подростков с негативным влиянием на них семейного окружения. Отрицательное воздействие как родителей, так и старших членов семьи, проживающих совместно с несовершеннолетними, состоит не только в жестоком обращении или проявлении таких тради-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ционных девиаций, как, например, пьянство, или асоциальный образ жизни. Оно может заключаться также в насаждении в сознании молодежи искаженных жизненных ценностей, неверных установок, способствующих деградации личности. Так, характеристикой большинства социальных девиантов «со знаком минус» выступает крайне низкий уровень культуры, потребительское отношение к окружающей действительности. Как следствие, несовершеннолетние, усваивая подобные стандарты поведения от взрослых, переносят их в среду своих сверстников, что, в свою очередь, дополняется неумением, а в ряде случаев, нежеланием преподавательского состава учебно-воспитательных учреждений формировать иные идеалы у подрастающего поколения.
Подростковые девиации создаются не только негативным социальным окружением, но также и его отсутствием. В частности, рост преступности среди несовершеннолетних обусловлен таким фактором, как безнадзорность, которую часто отождествляют с бродяжничеством. Несмотря на интерес общественности к данной социальной проблеме, ее динамизм не позволяет определить точное количество безнадзорных детей как в целом по России, так и по регионам. Так, согласно статистическим данным, в 2019 г. было выявлено 75,5 тысячи таких несовершеннолетних, что на 6,8 тысяч больше, чем в 2018 г. (68,7 тысячи) [1]. При этом лидируют по данному показателю крупные города и области, в частности, Москва (8,2 тысячи), Свердловская область (3,6 тысячи), Московская область (2,8 тысячи) и Иркутская область (2,7 тысячи), в то время как наименьший процент беспризорных детей зафиксирован в западно-сибирской и азиатской частях России. Так, в Калмыкии в 2019 г. было выявлено только два беспризорных ребенка [1].
В силу отсутствия попечения со стороны родителей такие дети постоянно находятся в среде, которая сама по себе является отклонением от нормы, в результате чего они могут как сами стать жертвой преступления, так и лицом, совершившим его.
Значительное увеличение процента сирот, страдающих такими девиациями, как алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение и проч., неизбежно увеличивает статистику правонарушений.
Неблагоприятный климат с точки зрения воспитания подрастающего поколения господствует не только во многих семьях, но, как уже отмечалось выше, в детских домах, интернатах и иных специализированных учреждениях данного профиля. Как следствие, значительная часть их выпускников встает на преступный путь, либо начинает вести отклоняющийся от нормы образ жизни, способствующий вовлечению в преступную среду. Сложность оценки ситуации по России в целом состоит в отсутствии данных за от-
дельные периоды относительно видов девиаций несовершеннолетних и их преступных последствий. Так, наиболее полные сведения были предоставлены Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), анализировавшим статистику относительно выпускников детских домов и интернатов за 2008 г. Было выявлено, что 40 % из них становятся преступниками, 30 % - алкоголиками и наркоманами, 10 % - склонными к суицидальному поведению. На эти данные ссылается в своем исследовании И.И. Гребешева, исследовавшая различные социальные аспекты ответственного роди-тельства [4]. Также по материалам ЮНИСЕФ только около 10 % выпускников школ для детей, оставшихся без попечения родителей, способны вести нормальный образ жизни. Статистика за 2020 г., составленная на основании данных Генпрокуратуры Российской Федерации, сообщает не только о росте преступности, но также о том, что около половины осужденных несовершеннолетних воспитывались одним родителем, 10 % - вне семьи [8].
Безусловно, девиантное поведение именно в подростковом возрасте способно стать благодатной почвой для развития преступной активности молодежи еще и потому, что именно в это время отклоняющееся поведение, которое, пусть и является частью девиаций в принципе, обладает весьма характерными и ярко выраженными особенностями, обуславливающими склонность к совершению преступлений. Это связано как со спецификой возраста несовершеннолетних, так и с их особым социальным статусом, который определяется стремлением доказать собственную самостоятельность, независимость и, вместе с тем, сравнительно небольшими возможностями для этого, зависимостью от старших родственников.
Девиантное поведение как основа поведения преступного в определенной степени является следствием большей степени свободы и толерантности в вопросах воспитания, начало которым в российском обществе было положено с крушением советской системы [9, с. 524]. В этой связи понятие общественно одобряемого поведения подверглось значительным трансформациям, следствием которых стало, в том числе, обострение криминогенной ситуации. Нарушение закона со стороны несовершеннолетних часто начинается с противостояния общепринятым нормам и стандартам поведения. В правовом плане опасность представляет тот факт, что подростковый нигилизм является свойственным для подавляющего числа несовершеннолетних. Это, по мнению Я. И. Гилин-ского, является основанием для деления подростков России на «включенное меньшинство» с точки зрения общественных норм и правил, и «исключенное большинство» [3].
Девиации как причина роста преступной активности среди молодежи существуют в таких, часто
JURISPRUDENCE
тесно связанных с друг другом, формах, как алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, бродяжничество и попрошайничество. Именно они становятся общественной предпосылкой совершения преступлений несовершеннолетними. Вовлеченность несовершеннолетних в какую-либо из форм вышеуказанных девиаций часто способна принимать крайние формы, что, в свою очередь, граничит с нарушениями действующего законодательства. Так, по данным Университета прокуратуры Российской Федерации, занимавшегося разработками криминологической характеристики личности несовершеннолетних нарушителей закона, каждый девятый из них совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения (в 2017 г. эта цифра составила 12,6 %, в 2018 г. - 11,8 %; в 2019 г. - незначительно сократилась до 11,6 %) [2]. Кроме того, даже если изначально подросток не был склонен к девиантному поведению, он может оказаться вовлеченным в него в силу, например, стремления к «легким деньгам», если возникает необходимость работать самостоятельно. Как следствие, несовершеннолетний может утратить нравственные идеалы, используя такие незаконные способы как проституция, распространение и продажа наркотиков и т. д.
Все указанные факторы, способствующие развитию девиаций в молодежной среде (негативное влияние семьи и близкого окружения несовершеннолетних, установки общества на толерантность и проч.), в результате, способствуют формированию криминогенной личности. Вовлеченность последней в преступную активность в условиях утраты интереса к учебной или профессиональной деятельности, искаженных нравственных идеалов, ориентации исключительно на собственные потребности при равнодушии к проблемам общества, является вопросом времени. Трансформация личности с точки зрения морали создает благоприятную почву для соответствующих изменений в области правового сознания. Как следствие, в случае определенной ситуации подросток с данным типом личности может совершить преступление, не особенно задумываясь над последствиями содеянного.
Связь девиаций как общественно неодобряемо-го поведения подростков с ростом их преступной активности может усиливаться как за счет внешних социальных факторов, в частности, неблагополучного окружения, подталкивающего подростков к совершению преступлений, отсутствия средств к существованию в случае социального сиротства и др., так и внутренних особенностей психики переходного возраста.
Для предупреждения перехода девиаций в преступную активность несовершеннолетних необходимо усиление профилактики представляющего общественную опасность отклоняющегося поведения со-
циальными службами, учебными заведениями и, в первую очередь, правоохранительными органами, а также разработка новой информационной политики, запрет на пропаганду криминальной субкультуры в сети Интернет и традиционных СМИ.
Список источников
1. В Генпрокуратуре озвучили статистику детской преступности // MK.RU. 23.09.2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www. mk.ru/incident/2020/09/23/v-genprokurature-ozvuchili-statistiku-detskoy-prestupnosti.html (дата обращения: 06.09.2021).
2. В Университете прокуратуры Российской Федерации разработана криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Генеральная прокуратура Российской Федерации. 19.04.2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://genproc.gov.ru/special/smi/news/news-1828306 (дата обращения: 06.09.2021).
3. Глинский, Я. Преступность несовершеннолетних в России // Неволя. 2006. № 3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.mdex. org.ru/nevol/2005-3/gili_n3.html (дата обращения: 06.09.2021).
4. Гребешева, И. И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и ответственного родительства // Планирование семьи. 1998. № 3. С. 6-9.
5. Гречишкин, Ю. Н. Девиантность как предпосылка преступного поведения несовершеннолетних и ее предупреждение : автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. 28 с.
6. Омигов, В. И. Закономерности развития преступности в Российской Федерации на рубеже веков // Государство и право. 2000. № 6. С. 52-55.
7. Особо опасные дети. Генпрокуратура сообщила о росте подростковой преступности в стране // Российская газета - Федеральный выпуск № 86 (8140). 20.04.2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html (дата обращения: 06.09.2021).
8. Позднякова, М. Е. Особенности девиантно-го поведения современной российской молодежи: на пути криминализацииидесоциализации // Россия реформирующаяся. 2017. С. 517-538. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-na-puti-kriminalizatsiii-desotsializatsii (дата обращения: 06.09.2021).
9. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М. М. Исениной; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. 479 с.
10. Самое слабое звено: в России растет число беспризорных детей // News.ru. 07.04.2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://news. ru/society/v-rossii-vyroslo-chislo-besprizornyh-detej/ (дата обращения: 06.09.2021).
11. Упоров, И. В. Девиантное поведение несовершеннолетних как предпосылка совершения ими преступных деяний / И. В. Упоров // Общество и право. 2012. № 4 (14). С. 312-315.
References
1. The Prosecutor General's Office announced the statistics of child crime // MK.RU . 23.09.2020. [Electronic resource] - Access mode: URL: https:// www.mk.ru/incident/2020/09/23/v-genprokurature-ozvuchili-statistiku-detskoy-prestupnosti.html (accessed: 06.09.2021).
2. The University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation has developed a criminological characteristic of the personality of a minor criminal // The Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 19.04.2020. [Electronic resource] - Access mode: URL: https://genproc.gov.ru/special/smi/news/news-1828306 (accessed: 06.09.2021).
3. Glinsky, Ya. Juvenile delinquency in Russia // Captivity. 2006. No. 3. [Electronic resource] - Access mode: URL: http://www.index.org.ru/nevol/2005-3/gili_ n3.html (accessed: 06.09.2021).
4. Grebesheva, I. I. Social aspects of reproductive health and responsible parenthood // Family planning. 1998. No. 3. P. 6-9.
5. Grechishkin, Yu. N. Deviance as a prerequisite for criminal behavior of minors and its prevention :
abstract. dis. ...cand. jurid. sciences'. Krasnoyarsk, 2004. 28 p.
6. Omigov, V. I. Patterns of crime development in the Russian Federation at the turn of the century // State and law. 2000. No. 6. P. 52-55.
7. Especially dangerous children. The Prosecutor General's Office reported on the growth of juvenile delinquency in the country // Rossiyskaya Gazeta - Federal Issue № 86 (8140). 20.04.2020. [Electronic resource] - Access mode: URL: https:// rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html (accessed: 06.09.2021).
8. Pozdnyakova, M. E. Features of deviant behavior of modern Russian youth: on the way of criminalization and de-socialization // Russia is reforming. 2017. pp. 517-538. [Electronic resource] - Access mode: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-na-puti-kriminalizatsiii-desotsializatsii (accessed: 06.09.2021).
9. Rogers, K. A look at psychotherapy. The formation of man / translated from the English by M. M. Isenina ; General ed. and preface by E. I. Isenina. M. : Progress, 1994. 479 p.
10. The weakest link: the number of street children is growing in Russia // News.ru. 07.04.2020. [Electronic resource] - Access mode: URL: https://news.ru/society/ v-rossii-vyroslo-chislo-besprizornyh-detej / (accessed: 06.09.2021).
11. Uporov, I. V. Deviant behavior of minors as a prerequisite for their commission of criminal acts / I. V. Uporov // Society and law. 2012. No. 4 (14). P. 312-315.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
М. Д. Давитадзе - профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Одинцовского филиала МГИМО (У) МИД России, доктор юридических наук, профессор;
Г. А. Майстренко - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук.
Information about the authors
M. D. Davitadze - Head of the Department of Criminal Law and Procedure of the Odintsovo Branch MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor;
G. A. Maystrenko - Senior Researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.09.2021; одобрена после рецензирования 19.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.
The article was submitted 28.09.2021; approved after reviewing 19.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.