УДК 316
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
© 2017
Подкладова Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальной работы философского факультета Губайдуллина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры
истории русской литературы ХХ века филологического факультета Горенинцева Валентина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии филологического факультета Национальный исследовательский Томский государственный университет (636050, Россия, Томск, пр. Ленина, 36, [email protected])
Аннотация. Феномен семейного чтения традиционно рассматривается в контексте внешней поддержки семьи со стороны библиотек и детских образовательных учреждений. Внимание к семейному чтению как социальному феномену, исследованию его значения в формировании социального, культурного капитала семьи существенно меньше. На фоне дискуссий в профессиональном сообществе педагогов, специалистов библиотечного дела, в научном сообществе о будущем чтения, о его новых форматах недостаточно исследованы возможности семейного чтения в качестве помогающей практики. В меньшей степени также исследован сравнительно-типологический аспект семейного чтения в России и за рубежом. Семейное чтение - это взаимодействие семьи с книгой, совместный выбор и чтение книг, взаимодействие детей и родителей по поводу прочитанного. В условиях дефицита времени, инви-дуализации, изменения количества и качества взаимодействия в семье, семейное чтение как социальная практика может быть объединяющим ресурсом, создающим пространство, контекст для общесемейного, межпоколенного общения. Даная статья - попытка систематизировать исследования семейного чтения, в том числе в контексте его социального значения.
Ключевые слова: семейное чтение, детство, социализация ребенка, социальный капитал, семейный капитал, книги, литература двойной адресации, библиотеки, российское общество.
FAMILY READING AS A SOCIAL PRACTICE: PROBLEM STATEMENT AND REVIEW OF RESEARCH
© 2017
Podkladova Tatiana Dmitrievna, senior lecturer in social work, faculty of philosophy Gubaidullina Anastasia Nikolaevna, candidate of philological Sciences, associate Professor
the history of Russian literature of XX century the philological faculty Gorenintseva Valentina Nikolaevna, candidate of philological Sciences, associate Professor of the Department of romance and Germanic Philology National research Tomsk state University (636050, Russia, Tomsk, Lenin Avenue, 36, [email protected])
Abstract. The phenomenon of family reading was traditionally viewed in the context of external support for family library and children's educational institutions. Attention to family reading as a social phenomenon, the study of its importance in shaping the social, the cultural capital of the family is much smaller. Against the background of discussions in the professional community of teachers, specialists in library science in the scientific community about the future of reading, about new formats insufficiently investigated the possibility of family reading as a helping practice. To a lesser extent also investigated the comparative-typological aspect of family reading in Russia and abroad. Family reading is the interaction of the family with a book that combines the choice and reading of books, the interaction between children and parents about reading. The shortage of time, indvidualization, changes in the quantity and quality of interaction in the family, the family reading as a social practice can be a unifying resource for creating the space, the context for the extended family, intergen-erational communication. This article is an attempt to systematize the study, family reading, including in the context of its social importance.
Keywords: family reading, childhood, child's socialization, social capital, family capital, books, literature dual homing, libraries, Russian society.
Понятие «семейное чтение» активно используется как в научном обиходе, так в образовательном сообществе. Периодические издания, библиотеки, книжные интернет-порталы публикуют списки книг для семейного чтения (раздел «Что и как читать ребёнку» на сайте «Папмамбук»[20]; «Книжная полка против Серого Волка» / Российская газета[24] - и другие). В свою очередь, издательства предусматривают серии книг для совместного чтения родителей и детей (к примеру, серия «Читаем всей семьёй» от Издательской группы «ЭНАС»[18,19]). В художественных книгах печатаются аннотации без указания конкретного возраста читателя, но с объединяющей адресацией: «для взрослых и детей», «для чтения взрослыми детям», «для семейного чтения». Кроме того, существуют специальные пособия по обучению совместному чтению детей и родителей[9], семейному чтению[15]. Ему по-прежнему отводится роль мощного инструмента социализации, способствующего развитию ребёнка, укреплению внутрисемейных связей, духовно-нравственному воспитанию личности.
Ценность семейного чтения подтверждается и зарубежными исследованиями. Так, просмотр веб-портала исследовательской группы SCImago по ключевому сло-
ву «reading» дал информацию о девяти мультидисципли-нарных журналах, посвященных различным теоретическим и практическим аспектам изучения чтения и входящих в базу научного цитирования Scopus. Среди них «Reading Research Quarterly» (США), «Scientific Studies of Reading» (Великобритания), «Journal of Research in Reading» (Великобритания), «Reading Teacher» (США), издаваемые Международной Ассоциацией Чтения (IRA), в которых публикуются психологические, социологические и лингвистические исследования проблем чтения.
Преобладающее количество зарубежных исследований феномена семейного чтения выполнено на стыке психологии развития, социологии и когнитивной лингвистики. Семейное чтение при этом традиционно рассматривают как эффективный механизм развития речи, расширения словарного запаса и формирования базовой грамотности (анг.: «literacy»). В трудах А. Бас, М. Сенечал, Б. Ноймана, Д. Дикинсона, Г. Уайтхерста исследуется влияние практик семейного чтения на формирование навыков самостоятельного чтения в раннем возрасте, количественные характеристики семейного чтения и расширение словарного запаса ребенка, семей-
ное чтение как эффективный механизм расширения словарного запаса на неродном языке, влияние семейного чтения на академическую успеваемость детей в начальной школе, роль родителей в формировании базовой грамотности детей в процессе семейного чтения, зависимость развития речи ребенка от выбора бумажного или электронного носителя для совместного чтения с детьми и так далее. Любопытным аспектом изучения семейного чтения является исследование зависимости родительского и детского дискурса от жанра книги и роль дискуссии во время совместного чтения в передаче моральных ценностей и правильных поведенческих моделей[33].
Весьма популярно рассмотрение семейного чтения как техники психологической интервенции для развития речи и формирования навыков грамотности у отдельных групп детей с особенными потребностями социализации, к примеру, у детей из семей с низким доходом, у детей с задержкой развития речи, с синдромом Дауна, с частичной потерей слуха (труды О. Корат, А. Спаркс, К. Сноу). С 2017 года работает международный проект «Special Books by Special Kids» для детей с особыми потребностями, их семей и педагогов, работающих с ними[34]. Департамент образования и раннего развития Аляски оплатил доступ в электронную библиотеку в 20172018гг. семьям, имеющим детей, с целью создания условия для развития, обучения детей, улучшения качества пребывая детей дома, в семье[28]. Вышеперечисленные проекты и многие другие доказывают признание ценности и практической значимости практики чтения в семье не только исследователями, но и специалистами, работающими непосредственно с семьями и детьми.
В исследовании израильского профессора Д. Арам семейное чтение рассматривается в контексте социально-эмоционального развития ребенка. По мнению Д. Арам, диалог в режиме «родитель-ребенок» способствует эмоциональному развитию последнего: «Беседы матери с ребенком об эмоциях и поступках героев во время совместного чтения способствуют расширению знаний ребенка об эмоциональных переживаниях, учат сопереживать и выражать собственные эмоции»[26]. В ряде трудов, выполненных в рамках гендерного подхода, авторы рассматривают социологические и психологические особенности женского и мужского чтения, роль материнского чтения в образовании и воспитании детей[32].
Несмотря на то, что тема семейного чтения в последние годы находится в фокусе внимания гуманитарных наук (за последние 5 лет опубликовано около 20 статей в различных научных журналах; ежегодная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых» под кураторством ИБЦ СПбАППО в 2008 году была посвящена семейному чтению; существует несколько диссертационных исследований по данной проблеме[5, 21]), конкретные аспекты темы изучены в разной степени. Социальные исследования, проводимые в рамках рассмотрения проблемы семейного чтения, касаются, преимущественно, изучения распространенности этой практики в современной семье. О. В. Сергеева [16], проведя социологическое исследование домашних библиотек (г. Волгоград, метод свободного интервью), предлагает три модели отношений современной семьи к чтению: «книги в доме - часть жизни семьи», «книги в доме есть», «дом без книг» - выявляя влияние модели на психосоциальные особенности информантов. Автор актуализирует проблему культурных паттернов, формирующихся в детстве, в том числе и благодаря семейному чтению.
Феномен семейного чтения может быть рассмотрен в русле изучения культурного и семейного капитала. В этой связи необходимо обратиться к исследованиям Б.Бернстайна [27], английского социолога, по мнению которого, дети разных социальных сред в раннем возрасте производят различные коды, или разговорные формы, которые в дальнейшем влияют на их школьные успехи. Б. Бернстайн использует понятие «различие в 370
воспитании», анализируя социальные различия в образовательных достижениях ребенка. Иначе говоря, культурные различия родителей из среднего и рабочего класса обусловлены разными образовательными ресурсами.
П. Бурдье [2] выделял три формы капитала: экономический, социальный, культурный. Все формы связаны между собой и взаимно трансформируются. Соответственно, семьи, принадлежащие к определенной социальной группе и имеющие определенный культурный капитал, передают эти формы капитала своим детям. Это касается культурных ценностей, отношения к образованию, языкового стиля. Внутрисемейный социальный и культурный капитал включает семейные отношения, взаимодействие ребенка и взрослых, количество и качество внимания, которые взрослые уделяют ребенку. Чтение, взаимодействие взрослого и ребенка по поводу прочитанного в семье относится как раз к качеству отношений в семье, социализации ребенка и оказывают непосредственное влияние на формирование социального и культурного капитала.
Актуальность обращения к проблеме семейного чтения обусловлена сложившимся противоречием между заинтересованностью профессионального сообщества в сохранении и продвижении семейного чтения, с одной стороны, и снижением авторитета книги в семье, с другой стороны. Социологи фиксируют сокращение числа читателей в России: более трети россиян почти не берут в руки книги, а три четверти не готовы платить за них больше 50 рублей. 25 лет назад «богатой детской библиотекой» на своих книжных полках обладали 2% россиян. Сейчас дефицит закончился: «много хороших книг» успели приобрести 15% опрошенных. Однако втрое (с 10% до 35%) выросло число тех, кто считает, что детские книги вообще не нужны «в хозяйстве и быту» (ВЦИОМ)[8]. Являются ли эти изменения отношения к книге и к чтению в семье естественным следствием трансформации семьи как социального института, объема и качества внутрисемейного взаимодействия? Каковы приоритеты и потребности современной семьи, имеющей детей, в чтении? Что родители и дети ожидают от современной литературы в контексте «семейного чтения»? Как взаимодействуют читатель и литератор, встречаясь на территории семьи? Возникшие противоречия и вопросы требуют многостороннего исследования ресурсного потенциала семейного чтения и возможностей его утверждения. Назрела потребность в комплексном изучении явления, как в диахроническом аспекте (эволюция семейного чтения в России), так и в синхроническом (инструменты продвижения семейного чтения, эффективные для России и других стран).
Если говорить о диахроническом подходе - попытках рефлексии и восстановления успешных традиционных практик совместного чтения, которое ранее понималось шире, чем коммуникация «взрослый - ребёнок», и охватывало всю семью, то обращение к истории вопроса не популярно. Можно назвать лишь несколько статей, посвященных чтению в развитии. Чаще всего исторический подход присутствует в ряде исследований как дополнительный. Так, практика семейного чтения в конце XIX - начале ХХ века и в конце ХХ - начале XXI века сопоставляется в работе Ю. И. Соловьевой «Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ре-бенка»[14]. Автор работы рассматривает семейное чтение как непосредственный механизм продуктивного контакта взрослого и ребенка и обращается к условиям возрождения утраченной модели внутрисемейного взаимодействия. При анализе организации семейного чтения в XIX веке можно опираться на работу О. А. Лучкиной «О том, как вредно читать в детстве всякие книги без разбору...»[11]. О. И. Гринюк [6] изучает эволюцию понятия «культура чтения» - родового по отношению к практике любого типа совместного чтения. По сути, её статьях является единичным историческим экскурсом в философию чтения, фундаментальным для дальнейших
практических исследовании.
Проблему снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ духовности и общей культуры связывают с общественными изменениями, повлиявшими на семью. Важность исследования семейного чтения напрямую связана с изменением модели семьи и форм внутрисемейного взаимодействия. Ценность института семьи и эффективность сосуществования людей в таком сообществе сегодня оценивается неоднозначно. Увеличивается число людей, не заключающих браки и выбирающих жизнь без детей (child free). Утверждаются в обществе различные типы семей: семьи с одним родителем, приемные, гостевые семьи, семьи, существующие в рамках так называемого «гражданского брака», семьи с зарегистрированным браком, но проживающие раздельно. Общественные институты сегодня более ориентированы на личные потребности и интересы. И семья зачастую оказывается препятствием, «слабым звеном» в жизни человека. Статус полноценного члена общества все больше ассоциируется, например, с профессиональной деятельностью, с возможностью иметь свободу личного выбора во всех сферах собственной жизни. В ряде европейских стран данные тенденции выражены более явно, но и в России существуют признаки кризисных явлений в семье (малодетность, отложенное материнство и отцовство, рост числа разводов, рост числа одиноко проживающих людей, негативный образ многодетной семьи). В тоже время понятие «традиционная семья» в последние годы является одним из востребованных в российском общественно-политическом и бытовом дискурсе. Основной функцией семьи было и остается рождение и воспитание детей; традиционно семья считается первым и важнейшим институтом социализации детей.
Реализация данной функции современной семьей сопряжена с новыми задачами и трудностями. Одной из системных психологических проблем современной семьи, как ни парадоксально, является одиночество и отсутствие взаимопонимания. Причинами данной проблемы являются ухудшающееся качество коммуникаций в семье, ощущение одиночества, отсутствие наполнения общего культурного, интеллектуального пространства.
Лонгитюдное исследование семей Центра исследования семей Пенсильванского университета выявило, что чем больше совместного времени члены семьи проводят друг с другом, тем более теплые, близкие и заботливые отношения устанавливаются между ними. Р. Ларсон и М. Ричардс считают, что именно ежедневное взаимодействие членов семьи развивает способность к пониманию чувств, заключенных в словах, в те моменты, когда «их сознания встречаются», когда устанавливаются духовная близостью. Семейное время может способствовать единению семьи, созданию коммуникативного пространства для передачи семейной истории, опыта, традиций, убеждений и ценностей [4]. По сути, это то, что объединяет людей, проживающих вместе, формирует семейную историю, традиции и фактически создает среду, в которой воспитываются дети. Одним из потенциальных ресурсов, способствующих преодолению пустоты и формированию среды для общения, является семейное чтение. Собственно, потребность, интерес к чтению у ребенка, главным образом, формируется в семье, в процессе взаимодействия «взрослый - взрослый» (например, дети видят, что взрослые в семье читают и обсуждают прочитанные книги) и в системе «взрослый-ребенок» (совместное чтение).
Изучение семейного чтение представляет интерес также в контексте психологических исследований семейного времени, в частности, в аспектах история семьи и семейных историй, семейных традиций и коммуникаций. Э.Дженсен, Ш. Джеймс, Т.Бойс и С.Хартнет разработали «Опросник семейных практик» («The family routines inventory»)[31], который измеряет 28 позитивных, устоявшихся семейных практик, заведенного
порядка, установленного режима. Среди них авторы опросника выделяют следующие:
- родители читают или рассказывают истории детям каждый день (parent(s) read or tell stories to the children almost very day);
- у детей есть особые ритуалы перед сном (рассказать сказку, поцеловать на ночь, выпить стакан воды и пр. (children have spécial things they do or ask for each night at bedtime (e.g. a story, a good-night kiss, a drink of water).
В рамках изучения качества и количества времени, которое семья проводит вместе, А.Эллингтон был создан «Опросник времени семьи» («Family time questionnaire») [30], в который также вошли утверждения, касающиеся чтения в семье:
- родители читают вместе с детьми (parent and child read together);
- родители рассказывают детям истории, сказки(parent tells child a story).
Перечисленные выше методы изучения качества семейного времени, его содержания (практики, ритуалы) позволяют выявить основные направления взаимодействия внутри семьи, ситуации в которых , собственно, и происходит социализация ребенка. Семейное чтение
- одно из таких направлений.
Однако использование семейного чтения как механизма социализации осложнено по нескольким причинам. В условиях, трансформации института семьи, ускорения темпов современной жизни происходит упрощение, сокращение возможностей и даже исчезновение ритуалов и традиционных практик в семье [29]. Это приводит к уменьшению количества времени, которое семья проводит вместе, к постоянному временному дефициту. Кроме этого, применение практики семейного чтения ограничено снижением авторитета книги как таковой, отстраненностью, отделенностью современной книги от адресата.
Замкнутая система семьи нуждается во внешней информационной и культуроцентрической поддержке. Эксперты по продвижению чтения предлагают, в частности, «создание специальных программ для семьи (особенно для нечитающих семей)»[22, с.162]. Семейное чтение как процесс, нуждающийся в дополнительной организации, рассматривается в ряде педагогических работ, а также в библиотечных трудах. Так, Е. И. Голубева обозначает задачи «методической» и «библиографической помощи родителям»[23]. Она поднимает вопрос несоответствия типовой семейной библиотеки потребностям молодых родителей и взрослеющих детей. Сформировавшаяся у взрослого карта чтения должна быть обновлена, но расширения знаний о современных книгах не происходит по ряду причин, среди которых Е. И. Голубева выделяет не только высокую стоимость изданий, но и нехватку информации о литературе, отсутствие скоординированных действий библиотеки, школы, СМИ, семьи. Автор также приводит ряд ресурсов, удобных для использования в распространении практики семейного чтения. Среди них: интернет-портал «Библиогид» и электронная картотека «Детская книга России» (РГДБ), ряд печатных пособий[17, 18]. В отдельных статьях рассматривается конкретная практика продвижения семейного чтения в определенном регионе России[12, 25].
Российские авторы большинства современных трудов подтверждают необходимость развернутого исследования чтения как помогающей практики, а также сходятся во мнении, что семью необходимо заново обучать совместному читательскому досугу. В некоторых учебниках для вузов и методических пособиях предусмотрены соответствующие главы[10]. В работе А. С. Павловой[13] обозначаются четыре универсальных ключевых стадии семейного чтения: отбор литературы
- процесс чтения - обсуждение прочитанного - «по-слечтение» как синтез результатов чтения с другими областями деятельности. Системность данной работы
полезна для последующего изучения взросло-детского чтения.
Некоторые авторы обращаются к семейному чтению в рамках изучения современного детского текста (работы И. Арзамасцевой, Н. Барковской, М. Черняк, О. Лучкиной), особенно текста пограничного, находящегося на стыке интересов родителей и детей и способного заинтересовать обе группы. Исследования, анализирующие литературу, предназначенную одновременно детям и взрослым (существует несколько определений для текстов подобного типа: «литература двойной адресации», «двухадресная», «cross-writing»[7]), являются менее прикладными, более научными. Несмотря на то, что эти работы не апеллируют напрямую к проблеме семейного чтения, они выходят к идее со-творчества, принципиальной для данной проблемы, выявляют характерные черты «взрослого» текста, который может быть принят детьми, и наоборот. Н. В. Барковская вскрывает «болезненное» препятствие для практики совместного чтения современной литературы в семье. Существует психологический барьер: многие родители предпочитают давать ребенку классику, полагая, что современные книги не всегда выдерживают четкие этические критерии, касаются острых социальных проблем, заставляют детей слишком рано взрослеть[1]. Родительский выбор воспринимается детьми как задача, навязанная извне; ребёнок отторгнут от текста, который для него актуален, отвечает особенностям новой субкультуры детства. С другой стороны, родитель не готов вступать в коммуникацию, необходимую для совместного процесса чтения, обратившись к слишком радикальному тексту о подростках (сюжеты о смерти, о болезнях, о сексуальных меньшинствах; чересчур ироничные истории, демонстрирующие нравственный релятивизм; тексты с обесцененной лексикой, с поэтикой подросткового арго). Таким образом, идея семейного чтения встречает препоны уже на этапе выбора книги, что ещё больше обостряет проблему информирования читателей не только о том, какие книги издаются, но и о ценности современной книги.
Изучение чтения и, в частности, детского чтения осуществляется и с использованием социологических методов. Исследуются, главным образом, досуговые предпочтения детей и роль чтения в них, роль библиотек в детском чтении, формы чтения, любимые книги. Например, в 2013 году Лабиринт.ру провел всероссийский опрос «Внеклассное чтение»[3], в котором приняли участие в общей сложности 4500 детей, родителей и педагогов. В частности, на вопрос «до какого времени следует читать ребенку вслух?» 80% родителей и 68% педагогов выбрали вариант «это лучший способ семейного досуга и возраст не имеет значение». В рамках данного исследования также рассматривались различные формы мотивации к чтению и ряд других аспектов. Результаты данного исследования представляют интерес и практическую ценность, но необходимо учитывать специфику респондентов - это клиенты книжного интернет магазина, т.е. люди читающие.
Если систематизировать существующие работы, обнаруживаются устойчивые тенденции и, вместе с тем, «белые пятна» на поле исследований практик семейного чтения. Заметно, что большее внимание уделяется внешней поддержке семьи как читающего «организма» со стороны библиотек и детских образовательных учреждений.
В меньшей степени исследован сравнительно-типологический аспект, рассматривающий организацию семейного чтения в России и за рубежом; возможности влияния семейного чтения в качестве помогающей практики. Практически не уделяется внимание проблеме тематического, мотивного, идейного соответствия литературы для детско-родительского чтения особенностям и потребностям современной семьи и, как следствие, механизмам подбора и продвижения современной литературы. 372
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барковская Н. В. Роль детской книги в семейном воспитании/Педагогическое образование в России.-2015. Вып. № 4.- с. 140-148.
2. Бурдье П. Формы капитала /пер. с англ. М. С. Добряковой - [Электронный ресурс] - URL: https://cy-berleninka.m/article/v/formy-kapitala (дата обращения: 24.07.2017).
3. Внеклассное чтение: отчет для родителей и педагогов. Май 2013, Лабиринт.ру - [Электронный ресурс]
- URL: https://www.labirint.ru/downloads/labirint_report_ chtenie.pdf
4. Городилина М.В. Время как интегрирующий фактор семьи в зарубежных исследованиях // Социальная психология и общество. - 2017.- Т. 8. - 1. - С. 5-16. с.11.
5. Голубева Н. Л. Деятельность детской библиотеки по подготовке родителей к семейному чтению как межличностному общению : дис.... канд. педаг. наук/ Н. Л. Голубева. - М., 1994.- 193с.
6. Гринюк О. И. Эволюция взглядов на понятие «культура чтения» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - Вып. 1. Т. 65.- С. 100-104.
7. Губайдуллина А. Н. «Взрослое слово» в современной поэзии для детей // Вестник Томского государственного университета. Филология. ТГУ.- 2012. № 3 (19).- С. 59-65
8. Какие книги нужны нашим детям / ВЦИОМ. Пресс-выпуск №2679. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114988 (дата обращения: 25.06.2017)
9. Кашкаров А. Чтение подростка: пособие для отцов / А. Кашкаров, З. Овсянкина.- М.: Либерея-Бибинформ,
2010. - 256 с.
10. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.- М., 2000.
- 464с.
11. Лучкина О. А. «О том, как вредно читать в детстве всякие книги без разбору.»: отбор книг для детского чтения (1830 - 1850-гг.) / Конструируя детское: философия, история, антропология. - Вып. 9. - М., СПб.,
2011. - С.112-131.
12. Ляпкова А.А. Поддержка семейного чтения как направление работы сельских библиотек (из опыта деятельности библиотек Кожевниковского района Томской области в 90-е гг. XX в.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2012.- Вып. 3 (7).- С.83-87.
13. Павлова А. С. Методика изучения семейного чтения // Библиосфера.- Вып. 2. - 2007.- С.28-31.
14. Соловьёва Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребёнка // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2005.
- Вып. 1.- С. 66-74.
15. Семейное чтение: метод. и практ. материалы / ГБУК «Сахалин. обл. дет. б-ка» ; сост. И. М. Кали-новская. - Южно-Сахалинск, 2015. - 60 с. [Электронный ресурс] URL: http://sakhodb.ru/site_get_file/3024/ SEMEYN0E%20CHTENIE%20.pdf
16. Сергеева О.В. Домашняя библиотека и чтение: социальные практики в современной городской семье // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. - 2008. № 1 (7). - С.86-89
17. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением/ И.Н. Тимофеева. - СПБ., 2000. - 512 с.
18. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей/ И.И. Тихомирова.- М., 2004. - 248 с.
19. Читаем всей семьёй / Официальный сайт
Издательской группы «ЭНАС». [Электронный ресурс] URL:http://www.enas.ru/kategorii-knig/chitaem-vsey-semyoy (дата обращения: 25.06.2017)
20. Что и как читать ребёнку / Папмамбук. Интернет-журнал о детской литературе. [Электронный ресурс] URL: http://www.papmambook.ru/sections/cto-i-kak-citat-rebenku/ (дата обращения: 25.06.2017)
21. Фидарова Ф. К. Семейное чтение как механизм идеологизации немецкой культуры в нач. XX в. (на примере журнала «Гартенлаубе»): дис. ... канд. культурологии/ Ф.К. Фидарова. - М., 2006. - 201с.
22. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды / Дети и культура. - М., 2007. - С. 131-164.
23. Чудинова В.П. Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии/ В.П. Чудинова, Е.И. Голубева, Н.Н. Сметанникова.
- М., 2004. - С. 55-59.
24. Шеваров Д. Книжная полка против Серого Волка // Российская газета. -2014. - 09 окт./ Официальный портал. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2014/10/09/ knigi.html (дата обращения: 22.06.2017)
25. Якубов Э. Н. Формирование толерантных отношений в семье как задача библиотеки // Библиосфера. -2008- № 3.- С.59-60.
26. Aram, D., Shapira, R. Parent-Child Shared Book Reading and Children's Language, Literacy, and Empathy. Rivista Italiana di Educazione Familiare. - n. 2 - 2012.- PP. 55-65.
27. Bernstain B. Pedagogy, symbolic control and identity. Theory, research and critique.: Bristol/London, 1996. -216с.
28. Best Beginnings Alaska's early childhood Invesment [Электронный ресурс]. URL: https://www.bestbeginning-salaska.org/best-beginnings-news/news-releases (дата обращения: 30.07.2017)
29. Costa R.P. Family rituals: Mapping the postmodern family through time, space and emotional // Journal of Comparative Family Studies. Vol. 43. Issue 3. - 2013. - P. 269-289.
30. Ellington A.S. The role of family time on a young child's overall development: thesis ... Master of Science. University of Alabama, USA, 2011. [Электронный ресурс] URL: http://acumen.lib.ua.edu/u0015/0000001/0000627/ u0015_0000001_0000627.pdf
31. Jensen E.W., James S.A., Boyce W.T., Hartnett S.A. The family routines inventory: development and validation // Social Science & Medicine. 1983. Vol. 17. Iss. 4. P. 201211. [Электронный ресурс] URL: http://www.psychwiki. com/dms/other/labgroup/Measufsdfsdbger345resWeek1/ Elizabeth/Jensen1983.pdf
32. Peeler M., Sassine, B., Price, C. Mothers' and fathers' guidance behaviours during storybook reading // Journal of Early Childhood Literacy.- 2012.- 12(4). - P. 415-442.
33. Price, L.H., van Kleeck, A., Huberty, C.J. Talk during book sharing between рarents and рreschool сЫИгсп: a comparison between storybook and expository Book Conditions // Reading Research Quarterly. - 2009.- n. 44 (2).
- P. 171-194.
34. Special Books by Special Kids [Электронный ресурс] URL: http://www.specialbooksbyspecialkids.org (дата обращения: 25.07.2017)
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ (РГНФ) в рамках научного проекта №17-0300528 «Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций»
Статья поступила в редакцию 22.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.