Научная статья на тему 'Библиотека семейного чтения как оптимальная модель по работе с семьей'

Библиотека семейного чтения как оптимальная модель по работе с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2821
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / КУЛЬТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / КНИГА / ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ / LIBRARY / CULTURE / FAMILY RELATIONSHIPS / BOOK / EDUCATION / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилова Ирина Захаровна

В настоящей статье рассмотрены основные направления деятельности библиотеки семейного чтения как центра по формированию педагогической культуры родителей, созданию и внедрению в практику специализированных программ чтения, помощи семье в психологических и правовых вопросах. Особое внимание уделено педагогическому просвещению родителей и целенаправленной работе библиотеки с этой категорией читателей, а также воспитанию культуры семейных отношений среди детей и подростков. Кроме того, дано теоретическое обоснование процесса взаимодействия библиотеки и семьи и показана оптимальная модель функционирования библиотеки семейного чтения. Представленная теоретическая модель позволит рассмотреть в практическом преломлении проблемы и тенденции функционирования библиотек семейного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY OF FAMILY READING AS AN OPTIMAL MODEL FOR WORKING WITH FAMILY

In the present article the basic directions of activity of the library family reading as a center for the formation of pedagogical culture of parents, the creation and implementation of specialized reading programs, assistance to families in psychological and legal issues. Special attention is paid to the pedagogical education of parents and the dedicated work of the library with this group of readers, as well as the culture of family relationships among children and adolescents. In addition, the theoretical justification of the process of interaction between the library and family and shown the optimal model of functioning of the library family reading. Presents a theoretical model will allow us to consider in practical terms the problems and tendencies of functioning of the library family reading.

Текст научной работы на тему «Библиотека семейного чтения как оптимальная модель по работе с семьей»

ISSN 1997-Q8Q3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Q17 ♦ 4 (78) июль - август ^

ИБЛИОТЕКА СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

КАК ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ УДК 021.2

И. З. Шипилова

Московский государственный институт культуры

В настоящей статье рассмотрены основные направления деятельности библиотеки семейного чтения как центра по формированию педагогической культуры родителей, созданию и внедрению в практику специализированных программ чтения, помощи семье в психологических и правовых вопросах. Особое внимание уделено педагогическому просвещению родителей и целенаправленной работе библиотеки с этой категорией читателей, а также воспитанию культуры семейных отношений среди детей и подростков. Кроме того, дано теоретическое обоснование процесса взаимодействия библиотеки и семьи и показана оптимальная модель функционирования библиотеки семейного чтения. Представленная теоретическая модель позволит рассмотреть в практическом преломлении проблемы и тенденции функционирования библиотек семейного чтения.

Ключебые слова-, библиотека, культура семейных отношений, книга, воспитание, модель.

In the present article the basic directions of activity of the library family reading as a center for the formation of pedagogical culture of parents, the creation and implementation of specialized reading programs, assistance to families in psychological and legal issues. Special attention is paid to the pedagogical education of parents and the dedicated work of the library with this group of readers, as well as the culture of family relationships among children and adolescents. In addition, the theoretical justification of the process of interaction between the library and family and shown the optimal model of functioning of the library family reading. Presents a theoretical model will

ШИПИЛОВА ИРИНА ЗАХАРОВНА - аспирантка кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, заведующая Культурным центром имени Н. Ф. Погодина

SHIPILOVA IRINA ZAKHAROVNA - doctoral student the Department of management of information and library activity, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture, Head of Cultural center named after N. F. Pogodin

I. Z. Shipilova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

LIBRARY OF FAMILY READING AS AN OPTIMAL

MODEL FOR WORKING WITH FAMILY

e-mail: pogodinka12@mail.ru © Шипилова И. З., 2017

allow us to consider in practical terms the problems and tendencies of functioning of the library family reading.

Keywords-, library, culture, family relationships, book, education, model.

Для цитирования: Шипилова И. З. Библиотека семейного чтения как оптимальная модель по работе с семьёй // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78). С. 192-198.

Под моделированием понимается установление необходимых параметров объекта и создание с их помощью его образцовой модели. В данном контексте мы используем модель-проект, которая отражает будущее желаемое состояние библиотеки семейного чтения.

При формировании комплексной модели определялись следующие факторы:

• внешние — макросреда библиотеки и внутренние - микросреда;

• цели, задачи библиотеки, её миссия;

• пути и средства реализации намеченных задач.

Можно утверждать, что сегодня воссоздаётся научная база для изучения проблем библиотек семейного чтения, формируются педагогические подходы к исследованию их деятельности. Актуальным является системный подход в работе с семьями юных читателей. «Система работы библиотеки семейного чтения с родителями — это не сумма полезных мероприятий. Здесь обязательна такая их взаимосвязь и целенаправленная организация, при которой последовательно, на основе единых принципов, дифференцированного подхода к семьям, реализуется определённое содержание с помощью многообразных форм и методов, по намеченному плану, с учётом и анализом ранее достигнутых и получаемых результатов [3, с. 207]».

Своей деятельностью библиотека семейного чтения может внести существен-

ный вклад в дело повышения статуса семьи как социального института. Из этого вытекают конкретные культурно-творческие проявления её деятельности как социокультурного учреждения:

• сохранение педагогических традиций, культуры семейных отношений;

• предоставление возможности творческого самовыражения каждому члену семьи;

• создание условий для постижения культурно-философских основ развития семьи.

Проблема личности в семье является одной из основных для работников библиотек семейного чтения. При этом необходимо учитывать личностные особенности как ребёнка, так и взрослого. Именно поэтому в своей работе с семьёй библиотекарям необходимо придерживаться принципа «параллельности», то есть одновременного познания целостной картины мира и ребёнком, и взрослым. Как отметил известный социолог И. Г. Васильев: «общую нашу историю мы можем острее почувствовать через историю своей семьи, то есть одновременного познания ребёнком и взрослым целостной картины мира [1, с. 53]».

Необходимо учитывать, что история рода — это всегда история страны. Открытие детьми обстоятельств жизни собственных предков в разные исторические эпохи, осознание сложностей, достижений, жизненных уроков семейной био-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2017 ♦ 4 (78) июль - август ^

графии, её неразрывной связи с историей Родины — самый верный и грамотный путь воспитания патриотизма.

На этом основании необходимо выделить такое направление деятельности библиотек семейного чтения, как библиотечное краеведение. Всепоглощающая унификация советского времени привела к тому, что библиотеки потеряли связь со своим краем. Но каждый человек хочет знать, откуда он произошёл, кем были его предки, где его корни. Библиотечное краеведение как раз и помогает людям разобраться в данных вопросах, поэтому становится всё более популярным направлением в библиотечных учреждениях России.

Другое, не менее важное направление деятельности библиотек семейного чтения — формирование педагогической культуры родителей, которое включает в себя создание и внедрение в практику программ чтения для родителей, а также помощь семье в психологических, правовых вопросах.

Из-за столь широкого спектра обязанностей библиотеки семейного чтения иногда теряют основное направление своей деятельности — организация семейного чтения. В современных условиях такое распыление усилий нельзя оценивать как однозначно негативное явление, ведь семья находится в сложной ситуации и ей необходима помощь по различным вопросам. Библиотека, сотрудничая с рядом социальных институтов, в состоянии такую помощь оказать, однако недопустимо забывать о приоритетности продвижения чтения. Необходимо также учесть, что в последнее время коренным образом меняются досуговые предпочтения не только молодых людей, но и семьи

в целом. Огромное количество свободного времени семьи проводят за компьютером. Можно сказать, что «информационно-компьютерные технологии оказывают влияние и на саму досуговую сферу, усиливая и обогащая её, делая более привлекательной. В то же время новые технологии рождают немало проблем гуманитарного типа, в частности, уводят человека в так называемое виртуальное (развлекательное) пространство [2, с. 158]».

В центре внимания специалистов всегда стоял вопрос о месте и роли библиотеки в образовательном процессе. Сегодня он особенно актуален и его решение зависит от способов и методов взаимодействия библиотеки и семьи.

Необходима комплексная работа с семьей. Её значимость подчёркнута В. А. Сухомлинским: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей [4, с. 24]».

Сегодня актуальными являются следующие задачи:

• помочь родителям осознать ценность семейного чтения;

• научить пользоваться рекомендательной библиографией в целях повышения педагогических знаний по работе с книгой.

Отсюда вытекает ещё одно важное направление деятельности библиотеки семейного чтения — обучение молодых матерей, чьё детство пришлось на период 1990-х годов в России. Не случайно Ю. М. Лотман, известный культуролог и литературовед, высоко ценил именно материнское чтение: «Чтение матерями книги вслух, а затем самостоятельная

детская библиотека — вот путь, по которому пойдут будущие литераторы, воины и политики. Женская библиотека, женский книжный шкаф формировали круг чтения и вкусы ребенка. Домашние библиотеки женщин конца XVIII — начала XIX века формировали облик людей 1812 года и декабристской эпохи, домашнее чтение матерей и детей 1820-х взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX века. Таким образом, "золотым веком" русской культуры мы обязаны матерям, читавшим книги своим детям [8, с. 12]».

«Сегодня, как никогда, возникает вопрос о культурном просвещении, о помощи читателям и проводникам чтения (педагогам и родителям и другим) в организации информационно-библиографического пространства для поступательного развития личности средствами чтения и восприятия литературно-художественной картины мира [5, с. 148]». С учётом современных реалий на библиотеки семейного чтения возлагается важная миссия — научить молодых мам разговаривать с детьми на нравственные темы, используя художественные произведения, а также проводить обсуждения прочитанного, оценивать и раскрывать характеры главных героев. Совместный разговор взрослых и детей о литературных героях, общие переживания прочитанного — это эмоциональная привязка членов семьи друг к другу и лучшая профилактика негативных реакций детей на жизненные невзгоды. Чтобы установить связующую нить между матерью и ребёнком, надо учиться вместе «радоваться радостям литературного героя, скорбеть их печалями, ужасаться преступлениям и смеяться над пороками и заблуждения-

ми, восторгаться высокими поступками вымышленных героев [9, с. 62]».

Воспитание будущих отцов и матерей — следующее важнейшее направление деятельности библиотеки семейного чтения. Необходимо использовать в деятельности данных библиотек замечательные традиции русской педагогики, основанные на православных ценностях и культе семьи.

Ещё одно, не менее важное направление — организация информационной базы, то есть работа с фондом. Фонд библиотеки семейного чтения должен удовлетворять потребности как детей, так и взрослых. Как показывает практика, все библиотеки семейного чтения имеют одинаковую структуру: детский абонемент, взрослый абонемент, читальный зал. Но необходимо отметить, что одно из главных их отличий от других типов библиотек должно состоять как раз в том, чтобы в таких библиотеках был создан общий семейный абонемент. И дети, и взрослые должны находиться рядом и получать возможность общаться, выбирать книги вместе, советоваться. Как показывают многочисленные исследования, дети не знают, какие книги читают их родители, а родители, в свою очередь, слабо осведомлены о читательских предпочтениях своих детей.

При этом надо помнить, что библиотека семейного чтения — это не просто слияние двух библиотек — детской и взрослой. Здесь следует реорганизовать всю деятельность, библиотечное пространство и книжный фонд под запросы каждого члена семьи. Тематические комплексы литературы из двух-трёх стеллажей, которые практикуются во многих библиотеках, не решают задачу целиком.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2017 ♦ 4 (78) июль - август ^

Необходимо коренным образом пересматривать структуру фонда и создавать единый семейный абонемент.

Семейный абонемент может строиться следующим образом.

1. Книги для самых маленьких. Рядом, буквально в двух шагах, представлены книги для мам: «Что читать по вопросу воспитания детей младшего дошкольного возраста».

2. «Читаем всей семьёй» — в этой части фонда собирается литература для семейного чтения.

3. «Просим обратить внимание»!» — книжные новинки как для взрослых, так и для детей; они могут быть расставлены рядом, на одном стеллаже и даже на одной полке.

4. Организация содержательного досуга. Литература данного раздела посвящена как организации совместного семейного досуга, так и отдельным хобби.

5. «Это интересно...» — научно-познавательная литература для детей и взрослых. Она представлена изданиями, интересными как для детей, так и для взрослых. Это даёт возможность и детям, и родителям помогать друг другу в выборе книг, обмениваться впечатлениями о произведениях данной тематики. Кроме того, родители имеют возможность наблюдать за тем, какие книги и как выбирает их ребёнок. Тематика блоков может варьироваться в зависимости от месторасположения библиотеки (в центре города, в спальном районе, на окраине города), от состава читателей (рабочие, интеллигенция, люди старшего поколения), а также на основании анализа запросов на ту или иную литературу.

Объединение разных блоков в целостную систему не только повышает

интерес пользователей к литературе, но и способствует сплочению семьи и обогащению семейного общения посредством книги.

Необходимо признать, что используемая до сих пор структура комплекса «Дом. Быт. Семья. Досуг» для библиотек семейного чтения уже не актуальна, так как в век информационных технологий ответ на вопросы данной тематики можно найти в Интернете. В настоящее время семьям гораздо важнее не информация об организации быта, а возможность полноценного общения посредством книги. Семейный абонемент, при правильной расстановке открытого фонда, может этому способствовать.

Для организации содержательного досуга и семейного чтения в библиотеке рекомендуется создать:

• семейный абонемент, в состав фонда которого должны входить познавательные книги для семейного чтения, книги для взрослых и детей, художественные произведения, рассказывающие об отношениях между людьми: о создании семейного уюта, соблюдении семейных традиций, общечеловеческих ценностях, решении повседневных проблем, научно-познавательная литература для взрослых и детей, педагогическая литература для родителей;

• тематические картотеки информационных материалов и дайджестов;

• электронные базы данных: «Семья. Дети. Общество», «Династии района», «Семейная сокровищница», а также БД, в которых отражены материалы о развитии детей с ограниченными возможностями, о социальных льготах;

• игровые комнаты или комнаты для общения, где организуются видеопро-

смотры, чтение вслух, детские праздники, предоставляются в пользование игрушки, развивающие игры и пр.;

• консультации для молодых родителей по формированию вместе с детьми собственной домашней библиотеки.

Деятельность библиотек семейного чтения должна строиться по следующим направлениям:

• обучение родителей основам культуры чтения детей (школа родительской грамотности);

• воспитание будущих отцов и матерей посредством книги (уроки нравственного воспитания);

• организация досуга семьи (создание семейных клубов или клубов выходного дня);

• историко-краеведческая работа;

• реорганизация книжного фонда и создание единого семейного абонемента с единым семейным читательским формуляром.

Пользователи должны постоянно получать новую информацию об услугах, которые предоставляет библиотека.

Данная модель функционирования библиотеки семейного чтения наглядно показывает, каким образом должна строиться её работа.

Примечания

1. Васильев И. Г., Илле М. Е, Равинский Д. К. Социологические исследования в библиотеках : практическое пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2001. 174 с.

2. Дуликов В. 3. Досуговая составляющая в структуре свободного времени человека эпохи компьютерных технологий // Вестник Московского государственного института культуры. 2015. № 2 (64). С. 153-160.

3. Иванова Г. А. Библиотечная педагогика : учебное пособие для студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Москва : МГИК, 2015. 224 с.

4. Иванова Г. А., Кадынцева 3. И. Работа библиотеки с родителями : учебное пособие. Москва : МГИК, 1990. 70 с.

5. Лопатина Н. В., Чазова С. А. Художественное развитие личности в информационном обществе: реабилитация библиографического знания // Вестник Московского государственного института культуры. 2014. № 3. С. 144-148.

6. Острогорский В. П. Письма об эстетическом воспитании // Семья и школа. 2007. № 6.

7. Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения / Академия педагогических наук СССР ; [отв. ред. Г. Н. Волков ; вступ. ст. М. Г. Данильченко, с. 6-40]. Москва : Педагогика, 1985. 352 с.

8. Сокольская Л. В. Материнское чтение : научно-практическое пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. 80 с.

9. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Москва : РШБА, 2015. 462 с.

References

1. Vasilyev I. G., Ille M. E., Ravinsky D. K. Sotsiologicheskiye issledovaniya v bibliotekakh[Socio-logical research in the libraries]. St. Petersburg, Publishing house "Profession", 2001. 174 p.

2. Dulikov V. Z. Leisure component in structure of free time of the person of an era of computer technologies. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 2 (64), pp. 153-160. (In Russian)

3. Ivanova G. A. Bibliotechnaya pedagogika [Library pedagogy]. Moscow, Publishing house of Moscow State Institute of Culture, 2015. 224 p.

lift ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2017 ♦ 4 (78) июль - август ^

4. Ivanova G. A., Kadyntseva Z. I. Rabota biblioteki s roditelyami [Library work with parents]. Moscow, Publishing house of Moscow State Institute of Culture, 1990. 70 p.

5. Lopatina N. V., Chazova S. A. Artistic personality development in the digital society: the bibliographic knowledge's reinvention. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 3, pp. 144-148. (In Russian)

6. Ostrogorsky V. P. Pis'ma ob esteticheskom vospitanii [Letters on aesthetic education]. Sem'ya i shkola [Family and school]. 2007, no. 6.

7. Ostrogorsky A. N. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Publishing House «Pedagogy», 1985. 352 p.

8. Sokol'skaya L. V. Materinskoye chteniye [Maternal reading]. Moscow, Liber publisher, 2007. 80 p.

9. Tikhomirova I. I. Pedagogicheskaya deyatel'nost' shkol'nogo bibliotekarya [Pedagogical activity of the school librarian]. Moscow, Publishing house of Russian School Library Association, 2015.462 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.