Научная статья на тему 'Библиотеки семейного чтения в социокультурном пространстве России: перспективы развития или медленное угасание?'

Библиотеки семейного чтения в социокультурном пространстве России: перспективы развития или медленное угасание? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1325
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ / FAMILY READING / БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилова Ирина Захаровна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся состояния библиотек семейного чтения на современном этапе. Дано обоснование деятельности библиотеки семейного чтения как оптимальной модели эффективной работы с семьёй. В современном социокультурном пространстве России на библиотеки семейного чтения возложена очень важная миссия: возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития внутрисемейных отношений. Потому что именно библиотеки семейного чтения, нацеленные в своей работе на все категории читателей, от дошкольников до пенсионеров, являются единственным учреждением культуры, где можно совершенно бесплатно, но при этом содержательно и интересно провести своё свободное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY FOR FAMILY READING IN SOCIO-CULTURAL SPACE OF RUSSIA: DEVELOPMENT PROSPECTS OR FADING?

In article the questions concerning a condition of libraries of family reading at the present stage are considered. Justification of activity of library of family reading as optimum model of effective work with a family is given. In modern sociocultural space of Russia very important mission is assigned to libraries of family reading: revival, further development and removal on new level of traditions of family reading as cultural norm of development of the intra family relations. Because the libraries of family reading aimed in the work at all categories of readers, from preschool children to pensioners, are the only cultural institution where it is possible absolutely free of charge, but it is thus substantial and interesting to spend a free time.

Текст научной работы на тему «Библиотеки семейного чтения в социокультурном пространстве России: перспективы развития или медленное угасание?»

References

1. Antonova S. G. Otrazhenie literatury po teatru v sisteme tekushchikh otraslevykh informatsionno-bibliograficheskikh izdanii. Diss. kand. ped. nauk [Reflected in the literature of the theater system the current industry information — bibliographic publications. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1981.

2. Lopatina N. V. Informatizatsiia kul'tury: sovremennye problemy i perspektivy [Informatization of the culture: Modern Problems and Prospects]. Nauchno-tekhnicheskaia informatsiia, seriia 1 [Scientific and technological information, series 1], 2010, No. 3.

3. Lopatina N. V. Bibliotechnaia professiia v informatsionnom obshchestve: razrushenie ili razvitie [The library profession in the information society: the destruction or development]. Nauchno-tekhnicheskaia informatsiia, seriia 2 [Scientific and technological information, series 2], 2014, No. 5.

4. Ostapov A. I. Problemy metodiki izucheniia informatsionnykh potrebnostei nauchno-tekhnicheskikh rabotnikov (na primere territorial'nykh TsNTB i TsNTI). Diss. kand. ped. nauk [Methodological study of the information needs of the scientific — technical workers (for example the territorial TsNTB and TsNTI). Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1979.

5. Suminova T. N. Personal'naia dokumentografiia kinoiskusstva: teoretiko-metodicheskie osnovaniia i tendentsii razvitiia. Diss. kand. ped. nauk [Personal documents of the cinema: theoretical — methodological bases and development trends. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1996.

6. Iurkovetskaia A. Z. Sovershenstvovanie bibliotechno-bibliograficheskogo obsluzhivaniia samodeiatelnykh muzykalnykh kollektivov na osnove izucheniia spetsifiki ikh informatsionnykh potrebnostei. Diss. kand. ped. nauk [Perfection of the library — bibliographic service of amateur musical groups based on the study of their specific information needs. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1981.

УДК 021.2

И. З. Шипилова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся состояния библиотек семейного чтения на современном этапе. Дано обоснование деятельности библиотеки семейного чтения как оптимальной модели эффективной работы с семьёй. В современном социокультурном пространстве России на библиотеки семейного чтения возложена очень важная миссия: возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития внутрисемейных отношений. Потому что именно библиотеки семейного чтения, нацеленные в своей работе на все категории читателей, от дошкольников до пенсионеров, являются единственным учреждением культуры, где можно совершенно бесплатно, но при этом содержательно и интересно провести своё свободное время.

Ключевые слова: культура, семейное чтение, библиотека, традиция, воспитание.

ШМПИАОВА ИРИНА ЗАХАРОВНА — аспирантка кафедры литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры и искусств

SHIPILOVA IRINA ZAKHAROVNA — doctoral student of Department of literature and library work with children and youth, Moscow State University of Culture and Arts

НБЛИОТЕКИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИЛИ МЕДЛЕННОЕ УГАСАНИЕ?

e-mail: [email protected] © Шипилова И. 3., 2014

I. Z. Shipilova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

LIBRARY FOR FAMILY READING IN SOCIO-CULTURAL SPACE OF RUSSIA: DEVELOPMENT PROSPECTS OR FADING?

In article the questions concerning a condition of libraries of family reading at the present stage are considered. Justification of activity of library of family reading as optimum model of effective work with a family is given. In modern sociocultural space of Russia very important mission is assigned to libraries of family reading: revival, further development and removal on new level of traditions of family reading as cultural norm of development of the intra family relations. Because the libraries of family reading aimed in the work at all categories of readers, from preschool children to pensioners, are the only cultural institution where it is possible absolutely free of charge, but it is thus substantial and interesting to spend a free time.

Keywords: culture, family reading, library, tradition, education.

Культура всегда теснейшим образом связана со временем и видоизменяется в соответствии с общим вектором движения общества. Некоторые периоды в истории человечества бывают относительно спокойными, в другие лее возникают «взрывы», духовная жизнь мгновенно реагирует на них, становится бурной и напряжённой. Именно таким периодом явилось XX столетие, особенно его вторая половина, когда невероятно ускорились все процессы, наука и техника осуществили гигантский скачок. Облик культуры в XXI веке изменился очень стремительно. Она отразила все неожиданные, причудливые повороты современной жизни, её бесконечно многообразные грани, динамика современной жизни разорвала прочные связи, создала ощущение зыбкости, неустойчивости. В результате современная российская семья находится в состоянии кризиса. Много неполных семей, большой популярностью у молодых людей пользуются гражданские браки, потому что это очень удобно: не надо брать ответственность ни за ребёнка, ни за семью. Не уменьшается количество брошенных детей, хотя государство проводит определённую политику в этом направлении.

И, безусловно, изменение коммуникативных технологий повлекло за собой и изменение отношений между родителями и детьми.

«На смену книге пришли телевизор и компьютер. Вместе с этим в семью пришёл разрыв поколений. Нередко родители — люди книги, а дети — люди компьютера. Это не только разный способ получения информации, но и разные способы общения и, конечном итоге, разные культуры. У родителей часто возникает ощущение потери своего авторитета, своей ненужности ребёнку в качестве старшего, опытного товарища» [6, с. 83].

В данной ситуации реальную помощь семье может оказать семейное чтение. Возродить забытую традицию — значит вернуть в семью культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения.

В настоящее время возникла необходимость теоретического осмысления проблем чтения в семье, педагогического всеобуча родителей и совместной деятельности школ, библиотек и родителей по приобщению детей к чтению, книге, библиотеке.

Ещё в 90-е годы прошлого столетия в нашей стране стали открываться библиотеки семейного чтения, специфика работы которых заключается, прежде всего, в том, чтобы обслуживать членов одной семьи. И здесь важно определить роль и возможности библиотек.

В настоящее время на библиотеки семейного чтения возложена очень важная мис-

сия: возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития внутрисемейных отношений.

Быть или не быть библиотекам семейного чтения в культуре современной России?

Вопрос далеко не праздный. В начале 90-х годов XX века звучали прогнозы, что библиотеки семейного чтения — наиболее перспективный вид библиотек. Но на сегодняшний день можно констатировать, что они не получили в стране широкого распространения. Почему? Среди библиотекарей существует мнение о нецелесообразности создания библиотек подобного вида. В защиту своей позиции они приводят следующие аргументы:

• сельские библиотеки традиционно работают как библиотеки семейного чтения, хотя таковыми не являются;

• сегодня налицо отсутствие профессиональных контактов между традиционно существующими детскими и массовыми библиотеками, что и является причиной создания библиотек семейного чтения;

• организация полноценного сотрудничества между детскими и массовыми библиотеками — реальный и достаточный путь решения проблемы. В диссертационном исследовании Е.Л. Бухтияровой «Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребёнка» говорится о том, что очень часто родители не воспринимают библиотеку как социокультурный институт, который может оказать существенное влияние на развитие ребёнка как на читателя. «Анализ практической деятельности библиотек семейного чтения убеждает в том, что, несмотря на имеющийся позитивный опыт работы, существуют и определённые проблемы. Деятельность большинства библиотек семейного чтения локальна, данные библиотеки не позиционируют себя как социальный институт, способный решать проблемы в формировании ребёнка-читателя» [1, с. 7].

Однако следует заметить, что материа-

лов, раскрывающих работу библиотеки семейного чтения как социального института по целенаправленной работе с семьёй, очень мало, поэтому утверждать, что библиотеки семейного чтения не позиционируют себя как социальный институт, на наш взгляд, преждевременно и необоснованно.

Кроме того, кризисные явления в социально-политической, экономической и культурной жизни общества отразились на культурной активности россиян. Об этом молено судить по низкой посещаемости театров, филармоний, выставочных залов: «90% семей вынуждены проводить свой досуг дома, из-за низкого материального положения. По этой же причине 70—80% детей и подростков проводят свой досуг вне организованной культурно-досуговой среды, и ситуация продолжает осложняться» [4, с. 56].

Сегодня, в целом, в России, даже в столице, нет массовых подростковых, молодёжных организаций, чья деятельность была бы направлена на воспитание, включение подрастающего поколения в активную культурную общественную жизнь общества. Не в лучшем положении и старшее поколение, им не хватает обычного человеческого внимания. И библиотеки семейного чтения, нацеленные в своей работе на все категории читателей, от дошкольников до пенсионеров, являются в настоящее время единственными учреждениями культуры, где молено совершенно бесплатно, но при этом содерлсательно и интересно провести своё свободное время. Отличительной особенностью библиотек семейного чтения является то, что она способна учитывать и удовлетворять запросы и интересы самых разнообразных категорий населения и сло-ёв общества.

Своей деятельностью библиотека семейного чтения может внести существенный вклад в следующие направления культурно-творческого процесса в семье:

• сохранение педагогических традиций культуры семейных отношений;

• предоставление возможности творческого самовыражения каждому члену семьи;

• создание условий для постижения каждым членом семьи культурно-философских основ развития семьи.

Проблема личности в семье — одна из основных проблем для работников библиотек семейного чтения, причём речь идёт и о ребёнке, и о взрослом человеке. Именно поэтому, разрабатывая методику работы с литературой, несущей в себе заряд философских идей, необходимо придерживаться принципа «параллельности», то есть одновременного познания ребёнком и взрослым целостной картины мира.

В библиотеке семейного чтения имени Н. Ф. Погодина разработан проект «Моя Москва — моя семья», цель которого — помочь детям почувствовать историю своей малой родины через историю своей семьи. ведь история рода — это всегда и история страны. Открытие детьми жизни собственных предков в разные исторические эпохи, осознание сложностей, достижений, жизненных уроков семейной биографии, её неразрывности с историей Родины, пожалуй, самый верный и грамотный путь воспитания патриотизма.

Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет

любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».

Главная задача данного проекта — не допустить такого безразличия среди наших детей.

На основании вышеизложенного необходимо отметить такое направление деятельности библиотек семейного чтения, как библиотечное краеведение. Всепоглощающая унификация и централизация в библиотечном деле привели к тому, что в деятельности библиотеки нет не только национальной, но и локальной специфики. Но человек хочет знать, откуда он произошёл, кто были его предки, где он родился. Осознавая преемственность во времени, он стремится понять её закономерности. во многом на эти и другие вопросы помогает ответить библиотечное краеведение, цель которого — изучение истории как малой родины, так и своей собственной семьи.

вот только несколько аспектов деятельности библиотек семейного чтения в современных условиях.

Но необходимо остановиться на одной очень важной проблеме, а именно: как развивать систему профессионального образования для библиотек семейного чтения. Библиотеки данного типа должны работать по специально разработанным программам, где каждый читатель рассматривается как член семьи в широком понимании этого слова, то есть в девочке или мальчике библиотекари должны видеть не только детей, но сына или дочь, брата или сестру, будущую мать или будущего папу, в женщине — ту же дочь, мать семейства, хранительницу очага, в мужчине — отца, продолжателя рода и т.д.

Семейное чтение как процесс тоже слабо изучен специалистами. Нет научного обоснования этого понятия. Обычно считается семейное чтение — это чтение вслух. Но подобное определение не выявляет сущности данного процесса.

«Участие родителей в совместном с детьми чтении под руководством опытного библиотекаря молено рассматривать как ещё не использованный библиотечный потенциал, способный вывести подрастающую личность на новый качественный уровень читательского развития. Как свидетельствуют исследования, 93% родителей способствуют задерлске психического развития своих детей, так как не владеют педагогическими и библиотековедческими навыками и знаниями. Исходя из вышеизлолсенного понятно, как валено изучение возмолсностей семейной библиотеки в организации семейного чтения» [3, с. 24—25].

Кроме того, библиотекам необходимо выработать целостную методику нравственного воспитания подрастающего поколения, основанную на традициях русской национальной педагогики, с её ориентацией на православные ценности и культ семьи. Незаменим в этом отношении опыт В. А. Су-

хомлинского. Педагогика В. Сухомлинско-го базируется на двух святынях, без которых невозмолено само существования народа — Семья и Отечество. Большое внимание В. Сухомлинский уделял педагогическому просвещению родителей. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей» [5, с. 172].

Только совместными усилиями библиотеки, семьи, другие социальные институты смогут достичь заметных результатов по сплочению семьи и возролсдению семейных традиций.

В настоящее время на библиотеки семейного чтения возлолсена очень валеная миссия: возролсдения, дальнейшего развития и выведения на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития внутрисемейных отношений.

Примечания

1. Бухтиярова Е. А. Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребёнка : автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук / Бухтиярова Елена Анатольевна ; Челябинская государственная академия культуры и искусств. Челябинск, 2006. 15 с.

2. Васильев И. Г. Социологические исследования в библиотеках. Санкт-Петербург : Профессия, 2001. 176 с.

3. Иванова Г. А. Работа библиотеки с родителями. Москва, 1991.

4. Социологическое исследование «Шаг в XXI век» / Московский институт социально-культурных программ, ИПЦ «Социум». Москва, 2008. 122 с.

5. Сухомлинский В. А. О воспитании. Москва : Педагогика, 1982. 172 с.

6. Чудинова В. П. Литературная социализация детей и подростков // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 83—89.

References

1. Bukhtiyarova E. A. Vzaimodeystvie sem'i i biblioteki kak faktor formirovaniya chitatelya-rebenka. Avtoreferat diss. kand. ped. nauk [The interaction of the family and the library as a factor of the reader-child. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2006. 15 p.

2. Vasil'ev I. G. Sotsiologicheskie issledovaniya v bibliotekakh [Sociological research in libraries]. St. Petersburg, Professiya Publ. [Profession Publ.], 2001. 176 p.

3. Ivanova G. A. Rabota biblioteki s roditelyami [Library Work with parents]. Moscow, 1991.

4. Sotsiologicheskoe issledovanie «Shag vXXI vek» [Sociological research «Step into the XXI Century»]. Moscow, 2008. 122 p.

5. Sukhomlinskiy V. A. O vospitanii [About education]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1982. 172 p.

6. Chudinova V. P. Literaturnaya sotsializatsiya detey i podrostkov [Literary socialization of children and adolescents]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological researches], 1992. № 2, pp. 83—89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.