Научная статья на тему 'Семейное чтение как фактор духовно-нравственного развития личности ребенка'

Семейное чтение как фактор духовно-нравственного развития личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ / FAMILY READING / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / КРАЕВЕДЕНИЕ / STUDY OF LOCAL LORE / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразова М. Б., Вахидова Н. Х.

В статье рассматривается роль школы в возрождении традиций семейного чтения как важнейшего компонента в духовно-нравственном развитии ребенка. Особое внимание обращается на формирование образа Родины через семейное чтение.The article discusses the role of the library in the revival of traditions of family reading as an essential component in the spiritual and moral development of the child. Particular attention is paid to the forming of motherland image through family reading.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное чтение как фактор духовно-нравственного развития личности ребенка»

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

1 2 Уразова М.Б. , Вахидова Н.Х.

1 2

Доцент, д.п.н., доцент, к.п. н., кафедра методики начального образования, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

Аннотация

В статье рассматривается роль школы в возрождении традиций семейного чтения как важнейшего компонента в духовно-нравственном развитии ребенка. Особое внимание обращается на формирование образа Родины через семейное чтение.

Abstract

The article discusses the role of the library in the revival of traditions of family reading as an essential component in the spiritual and moral development of the child. Particular attention is paid to the forming of motherland image through family reading.

Ключевые слова: семейное чтение, подрастающее поколение, духовно-нравственное развитие, краеведение.

Keywords: family reading, children, spiritual and moral development, study of local lore.

В Республике Узбекистан уделяется особое внимание повышению интеллектуального потенциала молодого поколения, формированию у молодежи культуры чтения, дальнейшему усилению обеспечения образовательных учреждений художественной, просветительской, научно-популярной литературой.

Распоряжение Президента нашей страны Ш.М. Мирзиёева "О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения" от 12 января 2017 года стало важным шагом по подъему этой работы на качественно новый уровень, которое направлено на повышение у подрастающего поколения интереса к чтению, ознакомления с жизнью и творчеством известных писателей и поэтов нашей страны. [1].

Данное распоряжение Президента РУз утверждает, что именно книга является тем инструментом, с помощью которого формируются нравственные и моральные принципы подрастающего поколения. Именно с помощью книги подрастающее поколение осваивает информацию, которая накапливалась веками. Именно книга развивает фантазию, учит думать, оценивать свои и чужие поступки, примерять ту или иную ситуацию к себе, переживать ее и анализировать. Поэтому книга и чтение становятся тем мостиком, который помогает родителям и детям найти общий язык и не отдалиться друг от друга. Книга как бы становится посредником для диалога между взрослым и ребенком. Поэтому перед школами стоит задача развивать интерес к чтению. А одним из средств развития такого интереса являются традиции семейного чтения. Именно она формирует положительное отношение к книге и к чтению в целом. И только с возрождением традиций семейного чтения можно решить эту проблему. Именно дом, а не школа, является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники - родители. Именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения. Более того, на расширение прав и ответственности родителей как «первых педагогов» обращается внимание в Законе Республики Узбекистан «Об образовании», обязывающем родителей «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». [2]

В этой связи деятельность школ по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения трудно переоценить. Школы имеют специалистов в области детского чтения, которые убедительно могут объяснить необходимость совместного чтения родителя и ребенка, и при этом могут создать условия для непринужденного общения, сближения родителя с ребенком.

Возникает необходимость в рамках данной статьи уточнения понятия семейного чтения. Процесс семейного чтения включает в себя:

1) процесс чтения взрослыми ребенку;

2) чтение родителями педагогической и медицинской литературы для воспитания и ухода за ребенком;

3) организацию самостоятельного чтения ребенка (рекомендацию ему книг, их приобретение в книжных магазинах, походы в библиотеку за книгами, беседы о прочитанных книгах и др.).[3]

Школы Республики Узбекистан активно занимаются проблемами семейного чтения. Решая проблему семейного чтения, школы Республики Узбекистан ставят перед собой следующие задачи:

- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.[4] В связи с этим с родителями практикуются различные формы работы: - коллективные беседы по таким темам, как «Что читать ребенку», «Как стать родителем читающего ребенка», «Мама, почитай мне сказку», где мы вместе с родителями разбираем сказки, пробуем найти их скрытый смысл; - индивидуальные беседы - рекомендации книг, как для родителей, так и для детей; - консультативная и информационная помощь в вопросах воспитания и обучения детей; - ведение обслуживания по семейному формуляру; -различные рекомендации для родителей по развитию читательского интереса: «Советы родителям в помощь чтению», «Как начать семейное чтение», «Памятка для родителей» и др. Взаимодействие работы школы и семьи - это наиболее эффективный путь приобщения детей к чтению.

В семье сеются первые семена патриотического воспитания, а школы вместе с родителями должны взрастить эти семена. Ведь суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут земляками. А наша земля богата историей, талантливыми людьми, и для нас очень важно показать мощь и красоту нашего края ребенку, чтобы он гордился и приумножал славу своих предков. И делать это лучше всего с раннего возраста. Так, пропаганда выдающихся достижений наших соотечественников в области науки, культуры, спорта, экономики, литературы и т. д. - одна из важных задач школы, которая способствует воспитанию патриотизма. Поэтому большое внимание школы уделяет организации книжных выставок по краеведению - это отличная реклама книг и чтения, которая привлекает читателей. [5]

Особенно интересны для ребят и их родителей были выставки: «Наша Республика в далеком прошлом», «Дети Ташкента в годы Великой отечественной войны» и др. Также подготовлен рекомендательный список литературы для родителей «Почитайте вместе с детьми», в котором представлены произведения таких узбекских авторов, как Худайберды Тухтабаев, Анвара Абиджана и др. Уже начиная с дошкольного возраста вместе с детьми можно почитать такие книги, как «Волшебная шапка»» Худайберды Тухтабаев и ««Жажжи, жажжи кулчалар» (Крохотные, крохотные лепешки) Анвара Абиджана. Эти книги написаны простым доступным языком, и ребенку дошкольного возраста они будут

понятны и интересны. Например, Или возьмём, к примеру, стихотворение Камбара Утаева «Ватан сайли» (Прогулка по Родине). Стихотворение начинается словами Ё гайри, гайри, гайри, напоминающие фольклорные элементы.

Тема Родины, которая звучит в творчестве каждого поэта, приобретает своеобразную особенность, благодаря фольклорному элементу.

Так, как в стихотворении Дильшода Раджапа «Зимние сравнения» из его книги «Дитя поезда». Несмотря на то, что это стихотворение-пейзаж, каждая строчка демонстрирует, как меняются образы. Автор учит читателя сопоставлять, обдумывать каждое сравнение, мыслить. И это ему удается.

Такие формы работы не только познакомят ребенка с историей родного города и его известными жителями, но и смогут посеять в ребенке крупицы патриотизма и любви к родной земле. Все это относится также к людям, которые жили и живут в нашем городе, ходили или ходят с нами по одним и тем же улицам и прославляют наш родной край. Таким образом, мы видим, что постоянное сотрудничество родителей со школой помогает увидеть в школе центр полезного, интересного досуга, неформального общения, где родители могут получить консультацию по вопросам детской литературы, педагогики, детского чтения. В свою очередь работа школы нацелена на семью, несмотря на то, что она работает с разными целевыми группами: дошкольники, обучающиеся начальных и средних классов, подростки, а также их родители и педагоги. Если мы хотим решить проблему семейного чтения, то, конечно же, надо начинать с дошкольного возраста (где очень важен тесный контакт с родителями), далее формировать традицию семейного чтения в подростковом и юношеском возрасте, проговаривать с ними тему семьи и семейного уклада. Родителям необходимо затрагивать такие темы, как семейные традиции, семейные ценности, семейный уклад, семейное чтение, семейная библиотека, а в образовательных учреждениях обсуждать и развивать их. Но для того чтобы решить эту проблему в целом, нужны комплексные программы, которые охватили бы работу детских садов и школ, музеев и театров. Таких программ, к сожалению, сегодня нет, и работа строится только на энтузиазме педагогов и библиотекарей школы. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа в адрес семьи, работа по восстановлению и поддержке традиции семейного чтения - одно из приоритетных направлений работы современных институтов образования.

Литература

1. Ш.М. Мирзиёев «О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения», распоряжение Президента РУз Ш.М. Мирзиеева от 12 января 2017

2. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Речь Президента на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан, август, 1997 года. -Ташкент: Шарк, 1998. - С. 51.

3. Литература Барковская Н. В. Роль детской книги в семейном воспитании / Н. В. Барковская // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. - С. 140-141.

4. Бикеева А. С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительства на каждый день / А. С. Бикеева // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С. 69-71. Кашкаров А. П. Проблемы семейного чтения / А. П. Кашкаров // Воспитание школьников. - 2012. - № 9. - С. 30-34.

5. Павлова Т. В. Рекомендации. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение. Рекомендации для родителей [Электронный ресурс]: PISMOREF.RU Мобильные рефераты. - URL: http://pismoref.ru/3487815760.html (дата обращения 27.10.2015).

6. Федосеева В. В. Роль семейного чтения в развитии личности ребенка как составляющая повышения качества образования [Электронный ресурс]: социальная сеть работников образования. URL: nsportal.ru (дата обращения: 29.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.