Научная статья на тему 'Семейно-поколенческое исследование: теория и практика'

Семейно-поколенческое исследование: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1190
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНО-ПОКОЛЕНЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОКОЛЕНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТРАНСЛЯЦИЯ / FAMILY INTERGENERATIONAL RESEARCH / GENERATION / CONTINUITY / TRANSLATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куфтяк Елена Владимировна

В статье рассмотрены семейные исследования представителей двух и более поколений, получившие свое распространение в психогенетике, семейной психологии, клинической и социальной психологии. Приводятся результаты семейно-поколенческого исследования с участием трех поколений женщин одной семьи. Анализируются вопросы трансляции в поколениях системы отношений личности и их воспроизведения в контексте семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family-intergenerational research: theory and practice

The family research of representatives of two or more generations is considered, its distribution in psychogenetics, family psychology, clinical and social psychology are received in the article. The results with the participation of three matrilineal generations of the same family are also presented.

Текст научной работы на тему «Семейно-поколенческое исследование: теория и практика»

нематериальной сущностью; она не сердце или кровь (для Аристотеля она не была бы и мозгом, даже если бы он поместил психе в мозг); она шаги, которое делает мышление. Эта функциональная концепция сегодня лежит в основе когнитивной науки, теории и информации и искусственного интеллекта. Неудивительно, что знающие психологию Аристотеля испытывают перед ним благоговение» [4, с. 46]. С комментарием идей Аристотеля в XVI веке выступит немецкий ученый Рудольф Гоклениус, который, собственно, и введет в научный обиход термин «психология» (1590), использованный в дальнейшем его учеником Оттоном Кассманом (1594). А идеи, высказанные Аристотелем в трактате «О душе», просу-

ществуют вплоть до XVII века, не теряя известной актуальности и по сей день.

Библиографический список

1. Аристотель. Соч. в четырех т. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - 550 с.

2. Аристотель. Соч. в четырех т. - М.: Мысль, 1978. - Т. 2. - 687 с.

3. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля. Трактат о душе // Аристотель. Соч. в четырех т. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - С. 5-62.

4. Хант Морис. История психологии / пер. с англ. А.В. Александровой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 863 с.

УДК 159.923

Куфтяк Елена Владимировна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kuftyak@yandex.ru

СЕМЕЙНО-ПОКОЛЕНЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА*

В статье рассмотрены семейные исследования представителей двух и более поколений, получившие свое распространение в психогенетике, семейной психологии, клинической и социальной психологии. Приводятся результаты семейно-поколенческого исследования с участием трех поколений женщин одной семьи. Анализируются вопросы трансляции в поколениях системы отношений личности и их воспроизведения в контексте семьи.

Ключевые слова: семейно-поколенческое исследование, поколение, преемственность, трансляция.

Семейно-поколенческое исследование как один из вариантов научного исследования, применяемый в социальных науках и семейной психологии, основывается на изучении представителей двух и более поколений одной семьи. Подобное исследование фокусируется на сопоставлении полученных результатов на группах разных поколений. Семейно-поколенческое исследование с участием двух-трех поколений нивелирует различия в социально-экономическом статусе, культурном уровне, религиозных предписаниях.

Первая работа в этой области относится к середине 60-х годов XIX столетия и принадлежит основоположнику психогенетики Ф. Гальтону, изучавшему феномен наследования человеческих черт или «наследственность таланта» на основе изучения родословной информации, принадлежащей выдающимся людям того времени. Впоследствии генеалогический метод широко использовался в медицинской генетике, нашел свое применение в семейной психологии и семейной психотерапии производный от него метод - «генограмма» (М. Боуэн), «генеалогическое древо» (В. де Гольжак), помогающий изучить исторический контекст семьи, определить место индидуума в зависимости от его предков и его союзов. Генеалогическая работа дает возможность выявить характеристики семейной структуры в социологическом, психологическом,

антропологическом и исторических планах. Вместе с тем систематизация информации о нескольких поколениях семьи оказывается трудновыполнимой задачей реальных исследований, например, в аспекте получения информации, так как большинство сведений могут быть получены опосредованно и ретроспективно.

Интерес к психологическим исследованиям семьи в вертикальном (межпоколенном) срезе, связывающим жизнедеятельность семьи с семейной историей и детским опытом взрослого члена семьи, возрастает в 50-х годах XX столетия в западной психологии в рамках психотерапии семьи [7; 8]. Однако наиболее распространенным вариантом построения данного исследования оказывается приписывание характеристик одним поколением другому (чаще в видении и оценке представителей младших поколений старшего), т.е. ретроспективное рассмотрение семейных историй и отношений.

Одним из первых исследований в отечественной психологии, построенным по аналогичному принципу, является диссертационное исследование Т.И. Дымновой (1996), посвященное изучению отражения структурного дисбаланса в семье на структуре семей последующих поколений, на стиле межличностного взаимодействия и адаптивных возможностях [3]. Выборку представили девушки и юноши в возрасте 18-24 лет (первое поколение),

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 13-06-0582).

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Куфтяк Е.В., 2014

которые давали оценку исследуемым характеристикам в родительских (второе поколение) и прародительских (третье и четвертое поколения) семьях. В целом, автор делает вывод о прямой зависимости структур супружеской и родительской семей, хотя по сути, реальной оценки характеристик семей со стороны старшего поколения не было получено.

К другим исследованиям, выполненным в рамках данного подхода, можно отнести работу К. Бей-кер, Ю.Б. Гиппеннрейтер, посвященную изучению сохранения и передачи в трех поколениях чувства связи, семейной идентичности и семейных ценностей [1]. В качестве главных источников собираемых сведений выступили внуки жертв репрессий конца 30-х годов прошлого столетия. Так, изучение жизни семей, переживших трагедию, основывается на ответах внуков, «на их собственной памяти, впечатлениях, знаниях, переживаниях, относительно событий жизни своей, своих родителей и родителей этих родителей» [1, с. 69].

Опыт использования семейно-поколенческого исследования имеется в рамках клинической психологии (А.И. Захаров, 1988; Э.Г. Эйдемиллер, 1999). Исследование семей в трех поколениях осуществлено А.И. Захаровым в аспекте изучения происхождения неврозов [4]. По мнению автора, три поколения семьи с детьми с неврозами объединяет базисная триада невротического типа реагирования: на эмоциональном уровне - сензитивность; на уровне характера - тревожность; направленности личности - гиперсоциальность. Заслуживает внимания достоверно большая выраженность характерологических изменений по взрослой женской линии в сравнении с мужской, что наиболее представлено в семьях девочек. Так, бабушки по линии матерей в семьях девочек являются наиболее патогенным прародительским звеном.

Проблема передачи патологии в ряду поколений изучалась Э.Г. Эйдемиллером в исследовании трех поколений семей с больным неврозом, на основании которого разработана оригинальная концепция «патологизирующего семейного наследования» [11; 12]. Концепция подразумевает собой формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей поколения прародителей к представителям последующих поколений в дисфункциональных семьях. Несмотря на участие в исследовании представителей трех поколений из дисфункциональных семей (наличие больного пограничными нервно-психическими расстройствами), основные результаты касаются сравнения изучаемых характеристик у представителей разных поколений, включая и сравнение с контрольной группой.

Семейно-поколенческие исследования, отвечающие основному требованию - обязательному участию разных поколений семей, наиболее представлены в зарубежной психологии в рамках социаль-

ной и семейной психологии. Одной из первых в этой области следует считать работу Е. Фюрст, ученицы К. Юнга, посвященную генеалогическому исследованию целых семейств [10]. Автор установила однообразие типа реакций в пределах одной и той же семьи, т.е. у родителей и их детей, родственников по одной линии (женской, мужской). В уникальном Гарвардском лонгитюдном исследовании, продолжавшемся с конца 1930-х до конца 1980-х годов, приняли участие четыре поколения мальчиков из одних и тех же семей, было установлено, что опыт отцовского поведения передается из поколения в поколение, от отца к сыну, внуку и дальше [6; 14]. Л. Эрон и Л. Хьюсман (Eron L.D., Huesmann L.R., 1984) провели лонгитюдное исследование испытуемых (в возрасте 8, 18 и 30 лет) и их родителей [2, с. 96]. Получены данные об устойчивой связи между уровнем агрессивности в трех поколениях семей. Известны исследования, посвященные передаче паттерна привязанности в трех поколениях семей - от бабушки к матери и к внукам [13]. Одно из самых продолжительных лонги-тюдных исследований является исследование меж-поколенческих отношений в семье (Longitudinal study of generations, LSOG), начатое в 1971 году в качестве одномоментного исследования 2044 лиц, включенных в три поколения 358 семей. Исследователи обнаружили, что в свете динамики семейных отношений, семья сохраняет прочное отношение к выполнению семейных обязанностей, чувство долга младших поколений перед родителями возрастает, а не слабеет со временем.

Семейно-поколенческие исследования проводятся и в генетике поведения. Сравнение биологического и культурного наследования личности и социальных установок было осуществлено в проекте изучения близнецов и их родственников «Виргиния 30000» [5].

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что семейно-поколенческие исследования, несмотря на труднодоступность и трудоемкость, широко распространены в социальной и семейной психологии, психогенетике. Вместе с тем, не всегда оказывается выполнимым основное условие исследования - участие трех представителей разных поколений семьи, что может исказить информацию и снизить достоверность анализируемого материала.

В настоящее время нами осуществляется семей-но-поколенческое исследование с участием трех поколений одной семьи, состоящих в родстве одного пола. С учетом положения, распространенного в психогенетике, о влиянии матери на фенотип потомков («материнский эффект»), связанного как с генетическим фактором, так и психологическими, постнатальными факторами (идентификация ребенка с матерью, особенности их взаимодействия), и биологическими, внутриутробными (состояние материнского организма во время беремен-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

65

ности, цитоплазматическая наследственность), в исследовании участвуют три поколения женщин одной семьи (бабушка - мать - дочь (внучка)).

Настоящее исследование посвящено изучению трансляции в поколениях системы отношений личности и их воспроизведения в контексте семьи. На данном этапе исследования приняли участие 17 семей, 51 человек в возрасте. Женщины старшего поколения (бабушки), год рождения - 19361950 (средний возраст М=69,6), пенсионерки, неработающие. Женщины среднего поколения (матери) - 1964-1973 годов (средний возраст М=43,6), работающие. Представительницы младшего поколения (дочери) - 1988-1996 годов рождения (средний возраст М=20,1), в основном студенты.

В диагностических целях были применены следующие методики:

Проективный ситуативный рисунок «Bubbles» (модификация Е.В. Куфтяк, 2013), позволяющий диагностировать стили взаимодействия между поколениями в семье.

Методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» (RQ) К. Бартоломью, Л. Горови-ца, изучающая типы генерализованной привязанности.

Тест жизнестойкости (С. Мадди), адаптированный Д.А. Леонтьевым (2006).

Стили взаимодействия между поколениями в семье изучался нами с использованием ситуативного рисунка «Bubbles». Участникам исследования в визуальной форме был представлен на рассмотрение рисунок, изображающий ситуацию с участием людей, отражающий аспект исследуемой темы. Участников попросили вписать реплики в пустые «пузыри bubble». В «пузырях» необходимо было написать, что думают, чувствуют и делают изображенные на рисунки люди. Нами на основе содержательных показателей выделена типология межпоколенного взаимодействия: активный (подтип - игнорирующий, заботливый), беспомощный, превозмогающий, игнорирующий, индивидуальный (подтип - игнорирующий, заботливый).

Обратимся к результатам анализа рисунков. Наибольшее сходство между тремя поколениями женщин отмечается в присутствии у всех слабой

ориентации в быту, недостаточной компетентности и пассивности в социальных контактах, стремлении не принимать критики, что вероятно свидетельствует о трансляции их от поколения к поколению женщин в семье. Интересно, что между представителями старшего и младшего поколения наибольшее сходство обнаружено между представлениями о женственности, установками на свободу и социальное проявление. Показатели взглядов старшего и среднего поколений сходны в оценке таких характеристик как враждебность, конфликтность и устойчивость, уверенность в себе.

Выявлено в трех поколениях женщин сходство в выраженности активной позиции (стиля) и беспомощной позиции взаимодействия. Активная позиция характеризуется усиленным участием в выполнении дел и обязанностей разного рода (хозяйственных, профессиональных, родительских и др.). Беспомощная позиция связана с пассивным поведением, потребностью в помощи, зависимостью и поверхностностью интереса к делам. Такие позиции взаимодействия как заботливая, самосовершенствующаяся, игнорирующая обнаружили наименьшее сходство в поколениях. Таким образом, выявленное сходство позиций взаимодействия (активная, беспомощная) позволяет нам говорить о межпоколенной трансляции выраженности стилей межличностного взаимодействия данной ориентации. Сознательное или бессознательное повторение и воспроизведение действий, проявлений, ситуаций, «выборов» может рассматриваться как демонстрация связи с предшествующими поколениями, связи, передающейся в поколении, необходимой для построения и структурирования индивида.

Изучение генерализованного типа привязанности, как стиля значимых отношений, устанавливаемого у индивида, позволило получить подтверждение о том, что негативный стиль (тип D, негативное отношение к себе и другим) бабушки соотносится с таким же стилем дочери и внучки. Т.е., в поколении женщин семьи негативный стиль бабушки играет роль в становлении подобного у младших поколений. Интересно, что безопасный стиль матери (тип А) компенсирует негативный стиль своей дочери (внучки).

Рис. 1. Схема корреляционных связей показателей стилей привязанности в трех поколениях

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Рис. 2. Схема корреляционных связей компонентов жизнестойкости в трех поколениях

Далее рассмотрим компоненты жизнестойкости и их связь в поколениях семьи. Так, негативный опыт старшего поколения (бабушка), неоднородность жизненной среды стимулирует к росту убежденности человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет получаемых в опыте знаний. Травмирующий опыт старшего поколения имеет мобилизирующее и ресурсное действие на младшее, способствует готовности действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск. Например, в семьях с репрессируемыми членами семьи, говорили, чтобы выжить, надо иметь нужную профессию - например, врача, это поможет выжить в сложных и невероятных для жизни условиях.

Беспомощность, отсутствие контроля, чувство отвергнутости у матери способствует развитию у дочерей противоположных чувств и убеждений. Полученные нами данные, не вписывающиеся в рамки привычных объяснений, имеют отношение к развитию резилентности или устойчивости человека в стрессовой ситуации, или к пониманию того, что способность к восстановлению, жизненная сила и ресурсы могут порождать стрессовой ситуацией. Это опровергает распространенную точку зрения о том, что неблагоприятные факторы могут оказывать влияние на последующее развитие ребенка. Самые неблагоприятные условия могут иметь успешный результат.

Так, неблагоприятный опыт родителей матери имеет обратное значение - учит тому, что борьба может оказывать влияние на результат, дает ощущение контроля, независимо от результата. Надо делать что-то, бороться, решать, несмотря на результат. Это очень интересные данные, которые пока не имеют аналогов в отечественных исследованиях.

На данном этапе исследования, это пока пилотажные результаты, исследование продолжается, несмотря на труднодоступность и трудоемкость. В заключении отметим актуальность и перспективность данного вида исследования словами К. Ви-такера, считавшего, что жизнь человека организована «... по вектору предыдущего поколения. Наша жизнь строится на основе нашей истории, на ее продолжении в нынешнем поколении» [9, с. 100].

Библиографический список

1. Бейкер К., ГиппенрейтерЮ.Б. Влияние сталинских репрессий конца 30-х годов на жизнь семей в трех поколениях // Вопросы психологии. -1995. - № 2. - С. 66-84.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 1997.

3. Дымнова Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988.

5. Ивз Л., Хит Э., Мартин Н., МаесХ., НилМ., Кендлер К., Кирк К., Кори Л. Сравнение биологического и культурного наследования личности и социальных установок в проекте изучения близнецов и их родственников «Виргиния 30000» // Психогенетика: хрестоматия / сост. М.В. Алфимова, И.В. Равич-Щербо, Е.В. Малаховская. - М.: Академия, 2008. - С. 338-381.

6. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. - М.: Время, 2009.

7. Куфтяк Е.В. Психология семейного совла-дания: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2011.

8. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.

9. Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

10. Юнг К.Г Значение отца в судьбе отдельного человека // Психоанализ детской сексуальности / под ред. В.А. Лукова. - СПб.: Союз, 1997. - С. 185206.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.

12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

67

13. Hautamäki A., Hautamäki L., Neuvonen L., Maliniemi-Piispanen S. Transmission of attachment across three generations: continuity and reversal // Clinical Child Psychology and Psychiatry. - 2010. -

Vol. 5(3). - P. 347-354.

14. Snarey J. How fathers care for the next generation. A four-decade study. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993.

УДК 159.9

Арскиева Залия Абасовна

Пятигорский государственный лингвистический университет

zaliya66@mail.ru

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО И ПЕССИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ

В статье представлен анализ констатирующего и формирующего эксперимента развития интегральной индивидуальности студентов с пессимистическим мироощущением; представлены результаты факторного и межу-ровневого корреляционного анализа структур интегральной индивидуальности в зависимости от типа мироощущения, а также цели и задачи исследования своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от оптимистического и пессимистического мироощущения.

Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, мироощущение, интегральная индивидуальность, интернальность, экстернальность, полиморфные зависимости, модель, психодинамический уровень, нейродинамический уровень, корреляция, факторный анализ, ортогональные зависимости, облические связи, компенсаторная способность, тран-формиация.

XXI век характеризуется как век нарастающей урбанизации, индустриализации; ускорение темпов жизни, общее снижение чувства безопасности человека в обществе приводят к поляризации вдвойне адаптированных групп и вдвойне неадаптированной части населения. Оптимизм (пессимизм) -комплексное явление, обусловленное множественными факторами. Но каковы бы ни были причины, они приводят к неизменному итогу: пессимисты останавливаются ниже своего потенциала, а оптимисты превосходят его. Поэтому проблема оптимизма и пессимизма не утрачивает актуальности и привлекает внимание исследователей.

Цель исследования - изучение своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от определенного типа мироощущения. Цель исследования определила следующие задачи:

- Подобрать методику для диагностики оптимизма и пессимизма и в соответствии с ее критериями разделить испытуемых на две группы.

- Составить программу по диагностике разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов с различным типом мироощущения и определить статистические критерии для оценки эмпирического материала.

- Посредством поэлементного и системного анализа выявить особенности структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов и пессимистов, далее сравнить полученные результаты.

- На основе полученных данных определить группу студентов, нуждающихся в коррекционно-консультационной работе психолога, разработать основные направления данной работы.

В исследовании, проводимом в 2006-2012 гг. на базе Чеченского государственного педагогического института, приняли участие 100 студентов в возрасте от 18 до 20 лет.

Первый этап исследования обоснован анализом литературы; выявлением проблемы исследования и постановкой задачи исследования; определением контингента респондентов; разработкой процедуры исследования; уточнением формулировки гипотезы исследования. На втором этапе исследования представлен констатирующий эксперимент, который позволяет составить интегративный портрет студентов оптимистов и пессимистов. Третий этап включал в себя выделение группы студентов, нуждающихся в коррекционно-консультационной работе психолога и разработке основных рекомендаций для данной работы. На четвертом этапе мы обосновали концептуальный подход к развитию структур интегральной индивидуальности студентов с пессимистическим мироощущением и разработали модель психологического сопровождения для данной группы студентов. На завершающем пятом этапе нами был проведен формирующий эксперимент. Для внедрения программы психологического сопровождения нами из группы студентов с пессимистическим мироощущением были сформированы контрольная и экспериментальная группы, затем в экспериментальной группе была реализована программа сопровождения, и в завершении мы сравнили контрольную и экспериментальную группы, используя ^критерий Стьюдента и факторный анализ, доказали эффективность предложенной программы психологического сопровождения студентов.

В качестве ведущей методики был выбран "Тест на оптимизм" [5, с. 464-469], позволивший разделить всех испытуемых две полярные группы: "оптимистов" и "пессимистов". Для получения более четких результатов нами была использована также методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и К. Даймонда (адаптиро-

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Арскиева З.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.