нематериальной сущностью; она не сердце или кровь (для Аристотеля она не была бы и мозгом, даже если бы он поместил психе в мозг); она шаги, которое делает мышление. Эта функциональная концепция сегодня лежит в основе когнитивной науки, теории и информации и искусственного интеллекта. Неудивительно, что знающие психологию Аристотеля испытывают перед ним благоговение» [4, с. 46]. С комментарием идей Аристотеля в XVI веке выступит немецкий ученый Рудольф Гоклениус, который, собственно, и введет в научный обиход термин «психология» (1590), использованный в дальнейшем его учеником Оттоном Кассманом (1594). А идеи, высказанные Аристотелем в трактате «О душе», просу-
ществуют вплоть до XVII века, не теряя известной актуальности и по сей день.
Библиографический список
1. Аристотель. Соч. в четырех т. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - 550 с.
2. Аристотель. Соч. в четырех т. - М.: Мысль, 1978. - Т. 2. - 687 с.
3. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля. Трактат о душе // Аристотель. Соч. в четырех т. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - С. 5-62.
4. Хант Морис. История психологии / пер. с англ. А.В. Александровой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 863 с.
УДК 159.923
Куфтяк Елена Владимировна
доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СЕМЕЙНО-ПОКОЛЕНЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА*
В статье рассмотрены семейные исследования представителей двух и более поколений, получившие свое распространение в психогенетике, семейной психологии, клинической и социальной психологии. Приводятся результаты семейно-поколенческого исследования с участием трех поколений женщин одной семьи. Анализируются вопросы трансляции в поколениях системы отношений личности и их воспроизведения в контексте семьи.
Ключевые слова: семейно-поколенческое исследование, поколение, преемственность, трансляция.
Семейно-поколенческое исследование как один из вариантов научного исследования, применяемый в социальных науках и семейной психологии, основывается на изучении представителей двух и более поколений одной семьи. Подобное исследование фокусируется на сопоставлении полученных результатов на группах разных поколений. Семейно-поколенческое исследование с участием двух-трех поколений нивелирует различия в социально-экономическом статусе, культурном уровне, религиозных предписаниях.
Первая работа в этой области относится к середине 60-х годов XIX столетия и принадлежит основоположнику психогенетики Ф. Гальтону, изучавшему феномен наследования человеческих черт или «наследственность таланта» на основе изучения родословной информации, принадлежащей выдающимся людям того времени. Впоследствии генеалогический метод широко использовался в медицинской генетике, нашел свое применение в семейной психологии и семейной психотерапии производный от него метод - «генограмма» (М. Боуэн), «генеалогическое древо» (В. де Гольжак), помогающий изучить исторический контекст семьи, определить место индидуума в зависимости от его предков и его союзов. Генеалогическая работа дает возможность выявить характеристики семейной структуры в социологическом, психологическом,
антропологическом и исторических планах. Вместе с тем систематизация информации о нескольких поколениях семьи оказывается трудновыполнимой задачей реальных исследований, например, в аспекте получения информации, так как большинство сведений могут быть получены опосредованно и ретроспективно.
Интерес к психологическим исследованиям семьи в вертикальном (межпоколенном) срезе, связывающим жизнедеятельность семьи с семейной историей и детским опытом взрослого члена семьи, возрастает в 50-х годах XX столетия в западной психологии в рамках психотерапии семьи [7; 8]. Однако наиболее распространенным вариантом построения данного исследования оказывается приписывание характеристик одним поколением другому (чаще в видении и оценке представителей младших поколений старшего), т.е. ретроспективное рассмотрение семейных историй и отношений.
Одним из первых исследований в отечественной психологии, построенным по аналогичному принципу, является диссертационное исследование Т.И. Дымновой (1996), посвященное изучению отражения структурного дисбаланса в семье на структуре семей последующих поколений, на стиле межличностного взаимодействия и адаптивных возможностях [3]. Выборку представили девушки и юноши в возрасте 18-24 лет (первое поколение),
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 13-06-0582).
64
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Куфтяк Е.В., 2014
которые давали оценку исследуемым характеристикам в родительских (второе поколение) и прародительских (третье и четвертое поколения) семьях. В целом, автор делает вывод о прямой зависимости структур супружеской и родительской семей, хотя по сути, реальной оценки характеристик семей со стороны старшего поколения не было получено.
К другим исследованиям, выполненным в рамках данного подхода, можно отнести работу К. Бей-кер, Ю.Б. Гиппеннрейтер, посвященную изучению сохранения и передачи в трех поколениях чувства связи, семейной идентичности и семейных ценностей [1]. В качестве главных источников собираемых сведений выступили внуки жертв репрессий конца 30-х годов прошлого столетия. Так, изучение жизни семей, переживших трагедию, основывается на ответах внуков, «на их собственной памяти, впечатлениях, знаниях, переживаниях, относительно событий жизни своей, своих родителей и родителей этих родителей» [1, с. 69].
Опыт использования семейно-поколенческого исследования имеется в рамках клинической психологии (А.И. Захаров, 1988; Э.Г. Эйдемиллер, 1999). Исследование семей в трех поколениях осуществлено А.И. Захаровым в аспекте изучения происхождения неврозов [4]. По мнению автора, три поколения семьи с детьми с неврозами объединяет базисная триада невротического типа реагирования: на эмоциональном уровне - сензитивность; на уровне характера - тревожность; направленности личности - гиперсоциальность. Заслуживает внимания достоверно большая выраженность характерологических изменений по взрослой женской линии в сравнении с мужской, что наиболее представлено в семьях девочек. Так, бабушки по линии матерей в семьях девочек являются наиболее патогенным прародительским звеном.
Проблема передачи патологии в ряду поколений изучалась Э.Г. Эйдемиллером в исследовании трех поколений семей с больным неврозом, на основании которого разработана оригинальная концепция «патологизирующего семейного наследования» [11; 12]. Концепция подразумевает собой формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей поколения прародителей к представителям последующих поколений в дисфункциональных семьях. Несмотря на участие в исследовании представителей трех поколений из дисфункциональных семей (наличие больного пограничными нервно-психическими расстройствами), основные результаты касаются сравнения изучаемых характеристик у представителей разных поколений, включая и сравнение с контрольной группой.
Семейно-поколенческие исследования, отвечающие основному требованию - обязательному участию разных поколений семей, наиболее представлены в зарубежной психологии в рамках социаль-
ной и семейной психологии. Одной из первых в этой области следует считать работу Е. Фюрст, ученицы К. Юнга, посвященную генеалогическому исследованию целых семейств [10]. Автор установила однообразие типа реакций в пределах одной и той же семьи, т.е. у родителей и их детей, родственников по одной линии (женской, мужской). В уникальном Гарвардском лонгитюдном исследовании, продолжавшемся с конца 1930-х до конца 1980-х годов, приняли участие четыре поколения мальчиков из одних и тех же семей, было установлено, что опыт отцовского поведения передается из поколения в поколение, от отца к сыну, внуку и дальше [6; 14]. Л. Эрон и Л. Хьюсман (Eron L.D., Huesmann L.R., 1984) провели лонгитюдное исследование испытуемых (в возрасте 8, 18 и 30 лет) и их родителей [2, с. 96]. Получены данные об устойчивой связи между уровнем агрессивности в трех поколениях семей. Известны исследования, посвященные передаче паттерна привязанности в трех поколениях семей - от бабушки к матери и к внукам [13]. Одно из самых продолжительных лонги-тюдных исследований является исследование меж-поколенческих отношений в семье (Longitudinal study of generations, LSOG), начатое в 1971 году в качестве одномоментного исследования 2044 лиц, включенных в три поколения 358 семей. Исследователи обнаружили, что в свете динамики семейных отношений, семья сохраняет прочное отношение к выполнению семейных обязанностей, чувство долга младших поколений перед родителями возрастает, а не слабеет со временем.
Семейно-поколенческие исследования проводятся и в генетике поведения. Сравнение биологического и культурного наследования личности и социальных установок было осуществлено в проекте изучения близнецов и их родственников «Виргиния 30000» [5].
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что семейно-поколенческие исследования, несмотря на труднодоступность и трудоемкость, широко распространены в социальной и семейной психологии, психогенетике. Вместе с тем, не всегда оказывается выполнимым основное условие исследования - участие трех представителей разных поколений семьи, что может исказить информацию и снизить достоверность анализируемого материала.
В настоящее время нами осуществляется семей-но-поколенческое исследование с участием трех поколений одной семьи, состоящих в родстве одного пола. С учетом положения, распространенного в психогенетике, о влиянии матери на фенотип потомков («материнский эффект»), связанного как с генетическим фактором, так и психологическими, постнатальными факторами (идентификация ребенка с матерью, особенности их взаимодействия), и биологическими, внутриутробными (состояние материнского организма во время беремен-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
65
ности, цитоплазматическая наследственность), в исследовании участвуют три поколения женщин одной семьи (бабушка - мать - дочь (внучка)).
Настоящее исследование посвящено изучению трансляции в поколениях системы отношений личности и их воспроизведения в контексте семьи. На данном этапе исследования приняли участие 17 семей, 51 человек в возрасте. Женщины старшего поколения (бабушки), год рождения - 19361950 (средний возраст М=69,6), пенсионерки, неработающие. Женщины среднего поколения (матери) - 1964-1973 годов (средний возраст М=43,6), работающие. Представительницы младшего поколения (дочери) - 1988-1996 годов рождения (средний возраст М=20,1), в основном студенты.
В диагностических целях были применены следующие методики:
Проективный ситуативный рисунок «Bubbles» (модификация Е.В. Куфтяк, 2013), позволяющий диагностировать стили взаимодействия между поколениями в семье.
Методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» (RQ) К. Бартоломью, Л. Горови-ца, изучающая типы генерализованной привязанности.
Тест жизнестойкости (С. Мадди), адаптированный Д.А. Леонтьевым (2006).
Стили взаимодействия между поколениями в семье изучался нами с использованием ситуативного рисунка «Bubbles». Участникам исследования в визуальной форме был представлен на рассмотрение рисунок, изображающий ситуацию с участием людей, отражающий аспект исследуемой темы. Участников попросили вписать реплики в пустые «пузыри bubble». В «пузырях» необходимо было написать, что думают, чувствуют и делают изображенные на рисунки люди. Нами на основе содержательных показателей выделена типология межпоколенного взаимодействия: активный (подтип - игнорирующий, заботливый), беспомощный, превозмогающий, игнорирующий, индивидуальный (подтип - игнорирующий, заботливый).
Обратимся к результатам анализа рисунков. Наибольшее сходство между тремя поколениями женщин отмечается в присутствии у всех слабой
ориентации в быту, недостаточной компетентности и пассивности в социальных контактах, стремлении не принимать критики, что вероятно свидетельствует о трансляции их от поколения к поколению женщин в семье. Интересно, что между представителями старшего и младшего поколения наибольшее сходство обнаружено между представлениями о женственности, установками на свободу и социальное проявление. Показатели взглядов старшего и среднего поколений сходны в оценке таких характеристик как враждебность, конфликтность и устойчивость, уверенность в себе.
Выявлено в трех поколениях женщин сходство в выраженности активной позиции (стиля) и беспомощной позиции взаимодействия. Активная позиция характеризуется усиленным участием в выполнении дел и обязанностей разного рода (хозяйственных, профессиональных, родительских и др.). Беспомощная позиция связана с пассивным поведением, потребностью в помощи, зависимостью и поверхностностью интереса к делам. Такие позиции взаимодействия как заботливая, самосовершенствующаяся, игнорирующая обнаружили наименьшее сходство в поколениях. Таким образом, выявленное сходство позиций взаимодействия (активная, беспомощная) позволяет нам говорить о межпоколенной трансляции выраженности стилей межличностного взаимодействия данной ориентации. Сознательное или бессознательное повторение и воспроизведение действий, проявлений, ситуаций, «выборов» может рассматриваться как демонстрация связи с предшествующими поколениями, связи, передающейся в поколении, необходимой для построения и структурирования индивида.
Изучение генерализованного типа привязанности, как стиля значимых отношений, устанавливаемого у индивида, позволило получить подтверждение о том, что негативный стиль (тип D, негативное отношение к себе и другим) бабушки соотносится с таким же стилем дочери и внучки. Т.е., в поколении женщин семьи негативный стиль бабушки играет роль в становлении подобного у младших поколений. Интересно, что безопасный стиль матери (тип А) компенсирует негативный стиль своей дочери (внучки).
Рис. 1. Схема корреляционных связей показателей стилей привязанности в трех поколениях
66
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Рис. 2. Схема корреляционных связей компонентов жизнестойкости в трех поколениях
Далее рассмотрим компоненты жизнестойкости и их связь в поколениях семьи. Так, негативный опыт старшего поколения (бабушка), неоднородность жизненной среды стимулирует к росту убежденности человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет получаемых в опыте знаний. Травмирующий опыт старшего поколения имеет мобилизирующее и ресурсное действие на младшее, способствует готовности действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск. Например, в семьях с репрессируемыми членами семьи, говорили, чтобы выжить, надо иметь нужную профессию - например, врача, это поможет выжить в сложных и невероятных для жизни условиях.
Беспомощность, отсутствие контроля, чувство отвергнутости у матери способствует развитию у дочерей противоположных чувств и убеждений. Полученные нами данные, не вписывающиеся в рамки привычных объяснений, имеют отношение к развитию резилентности или устойчивости человека в стрессовой ситуации, или к пониманию того, что способность к восстановлению, жизненная сила и ресурсы могут порождать стрессовой ситуацией. Это опровергает распространенную точку зрения о том, что неблагоприятные факторы могут оказывать влияние на последующее развитие ребенка. Самые неблагоприятные условия могут иметь успешный результат.
Так, неблагоприятный опыт родителей матери имеет обратное значение - учит тому, что борьба может оказывать влияние на результат, дает ощущение контроля, независимо от результата. Надо делать что-то, бороться, решать, несмотря на результат. Это очень интересные данные, которые пока не имеют аналогов в отечественных исследованиях.
На данном этапе исследования, это пока пилотажные результаты, исследование продолжается, несмотря на труднодоступность и трудоемкость. В заключении отметим актуальность и перспективность данного вида исследования словами К. Ви-такера, считавшего, что жизнь человека организована «... по вектору предыдущего поколения. Наша жизнь строится на основе нашей истории, на ее продолжении в нынешнем поколении» [9, с. 100].
Библиографический список
1. Бейкер К., ГиппенрейтерЮ.Б. Влияние сталинских репрессий конца 30-х годов на жизнь семей в трех поколениях // Вопросы психологии. -1995. - № 2. - С. 66-84.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 1997.
3. Дымнова Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988.
5. Ивз Л., Хит Э., Мартин Н., МаесХ., НилМ., Кендлер К., Кирк К., Кори Л. Сравнение биологического и культурного наследования личности и социальных установок в проекте изучения близнецов и их родственников «Виргиния 30000» // Психогенетика: хрестоматия / сост. М.В. Алфимова, И.В. Равич-Щербо, Е.В. Малаховская. - М.: Академия, 2008. - С. 338-381.
6. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. - М.: Время, 2009.
7. Куфтяк Е.В. Психология семейного совла-дания: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2011.
8. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.
9. Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
10. Юнг К.Г Значение отца в судьбе отдельного человека // Психоанализ детской сексуальности / под ред. В.А. Лукова. - СПб.: Союз, 1997. - С. 185206.
11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.
12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
67
13. Hautamäki A., Hautamäki L., Neuvonen L., Maliniemi-Piispanen S. Transmission of attachment across three generations: continuity and reversal // Clinical Child Psychology and Psychiatry. - 2010. -
Vol. 5(3). - P. 347-354.
14. Snarey J. How fathers care for the next generation. A four-decade study. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993.
УДК 159.9
Арскиева Залия Абасовна
Пятигорский государственный лингвистический университет
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО И ПЕССИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ
В статье представлен анализ констатирующего и формирующего эксперимента развития интегральной индивидуальности студентов с пессимистическим мироощущением; представлены результаты факторного и межу-ровневого корреляционного анализа структур интегральной индивидуальности в зависимости от типа мироощущения, а также цели и задачи исследования своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от оптимистического и пессимистического мироощущения.
Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, мироощущение, интегральная индивидуальность, интернальность, экстернальность, полиморфные зависимости, модель, психодинамический уровень, нейродинамический уровень, корреляция, факторный анализ, ортогональные зависимости, облические связи, компенсаторная способность, тран-формиация.
XXI век характеризуется как век нарастающей урбанизации, индустриализации; ускорение темпов жизни, общее снижение чувства безопасности человека в обществе приводят к поляризации вдвойне адаптированных групп и вдвойне неадаптированной части населения. Оптимизм (пессимизм) -комплексное явление, обусловленное множественными факторами. Но каковы бы ни были причины, они приводят к неизменному итогу: пессимисты останавливаются ниже своего потенциала, а оптимисты превосходят его. Поэтому проблема оптимизма и пессимизма не утрачивает актуальности и привлекает внимание исследователей.
Цель исследования - изучение своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от определенного типа мироощущения. Цель исследования определила следующие задачи:
- Подобрать методику для диагностики оптимизма и пессимизма и в соответствии с ее критериями разделить испытуемых на две группы.
- Составить программу по диагностике разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов с различным типом мироощущения и определить статистические критерии для оценки эмпирического материала.
- Посредством поэлементного и системного анализа выявить особенности структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов и пессимистов, далее сравнить полученные результаты.
- На основе полученных данных определить группу студентов, нуждающихся в коррекционно-консультационной работе психолога, разработать основные направления данной работы.
В исследовании, проводимом в 2006-2012 гг. на базе Чеченского государственного педагогического института, приняли участие 100 студентов в возрасте от 18 до 20 лет.
Первый этап исследования обоснован анализом литературы; выявлением проблемы исследования и постановкой задачи исследования; определением контингента респондентов; разработкой процедуры исследования; уточнением формулировки гипотезы исследования. На втором этапе исследования представлен констатирующий эксперимент, который позволяет составить интегративный портрет студентов оптимистов и пессимистов. Третий этап включал в себя выделение группы студентов, нуждающихся в коррекционно-консультационной работе психолога и разработке основных рекомендаций для данной работы. На четвертом этапе мы обосновали концептуальный подход к развитию структур интегральной индивидуальности студентов с пессимистическим мироощущением и разработали модель психологического сопровождения для данной группы студентов. На завершающем пятом этапе нами был проведен формирующий эксперимент. Для внедрения программы психологического сопровождения нами из группы студентов с пессимистическим мироощущением были сформированы контрольная и экспериментальная группы, затем в экспериментальной группе была реализована программа сопровождения, и в завершении мы сравнили контрольную и экспериментальную группы, используя ^критерий Стьюдента и факторный анализ, доказали эффективность предложенной программы психологического сопровождения студентов.
В качестве ведущей методики был выбран "Тест на оптимизм" [5, с. 464-469], позволивший разделить всех испытуемых две полярные группы: "оптимистов" и "пессимистов". Для получения более четких результатов нами была использована также методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и К. Даймонда (адаптиро-
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Арскиева З.А., 2014