Научная статья на тему 'СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
325
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морально-нравственный ценности / семья / брак / любовь / студенческая молодежь. / moral values / family / marriage / love / student youth.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гимаев Ильдар Закиевич

В статье рассматривается отношение студенческой молодежи к вопросам семьи и брака, место семейно-брачных отношений в системе морально нравственных ценностей молодежи. На основе научно-теоретического подхода автором разработана классификация морально-нравственных ценностей, дано авторское определение этого понятия. Освещен вопрос зависимости морально-нравственных ценностей молодежи от социокультурных процессов в целом и психологических особенностей подростка в частности, рассмотрены внешние факторы, оказывающие влияние на формирование ценностей и определение поведенческой модели. На основе анализа эмпирических данных – результатов социологического исследования рассмотрены значимость и уровень восприятия современной студенческой молодежью таких социальных институтов общества как «семья» и «брак», влияние кризисных явлений на решение о создании семьи. У исследователей вызовет интерес представление современной молодежи о том, что происходит с любовью в браке, мотивация вступление в брак и чем в их понимании отличается брак от семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS IN THE SYSTEM OF MORAL AND ETHICAL VALUES OF YOUTH STUDENTS

The article deals with the attitude of student youth to the issues of family and marriage, the place of family and marriage relations in the system of moral values of youth. Based on the scientific and theoretical approach, the author developed a classification of moral values, and gave the author's definition of this concept. The question of the dependence of the moral values of young people on sociocultural processes in general and the psychological characteristics of a teenager in particular is covered, external factors that influence the formation of values and the definition of a behavioral model are considered. Based on the analysis of empirical data the results of a sociological study, the significance and level of perception by modern student youth of such social institutions of society as "family" and "marriage", the impact of crisis phenomena on the decision to create a family are considered. Researchers will be interested in the idea of modern youth about what happens to love in marriage, the motivation for marriage, and how, in their understanding, marriage differs from the family

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Гимаев И.З.

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

РО!: 10.26907/2079-5912.2023.1.10-15

Аннотация. В статье рассматривается отношение студенческой молодежи к вопросам семьи и брака, место семей-но-брачных отношений в системе морально нравственных ценностей молодежи. На основе научно-теоретического подхода автором разработана классификация морально-нравственных ценностей, дано авторское определение этого понятия. Освещен вопрос зависимости морально-нравственных ценностей молодежи от социокультурных процессов в целом и психологических особенностей подростка в частности, рассмотрены внешние факторы, оказывающие влияние на формирование ценностей и определение поведенческой модели. На основе анализа эмпирических данных -результатов социологического исследования рассмотрены значимость и уровень восприятия современной студенческой молодежью таких социальных институтов общества как «семья» и «брак», влияние кризисных явлений на решение о создании семьи. У исследователей вызовет интерес представление современной молодежи о том, что происходит с любовью в браке, мотивация вступление в брак и чем в их понимании отличается брак от семьи. Ключевые слова: морально-нравственный ценности, семья, брак, любовь, студенческая молодежь. Благодарности: Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ИСИ АН РБ

Введение. Морально-нравственные ценности - это система врожденных и приобретенных социальных жизненных ценностей и индивидуальных личностных качеств, черт характера, обусловленных природой, эволюцией и прогрессом, определяющих поведение человека, его жизненную позицию, воззрение на мир и окружающую действительность.

Проблемы формирования духовно (сиречь морально-нравственных ценностей рассматривались в трудах ЛС. Выготского, Б.Т. Лихачева, П.Е. Матвеева [1]. Крупные философы и педагоги делали акцент на духовно-нравственном воспитании личности в процессе образования (И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) [2]. Идеи духовно-нравственного воспитания личности в контексте религиозной культуры с опорой на отечественные культурные традиции изложены в трудах Т.И. Петраковой, Т.В. Скляро-вой, С.Ю. Дивногорцевой, И.В. Метлика, И.А. Галицкой [3].

Научно-теоретический подход к классификации морально-нравственных ценностей позволяет нам объединить их в несколько основных групп.

Во-первых, социальные морально-нравственные ценности, регулирующие жизнедеятельность в обществе, поведение и безопасность человека: отношение к родине -патриотизм, воинский долг, служение родине; отношение к человеку, к жизни как высшей и абсолютной ценности, отношение к обществу - иждивенческое, потребительское или понимание социальной полезности, востребованности и самореализации. Эти ценности зависят от политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, регулируются общественно-государственными институтами, охраняются действующим законодательством.

Во-вторых, мировоззренческие морально-нравственные ценности, определяющие жизненную позицию человека, его воззрение на мир и окружающую действительность: убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации. Эти ценности формируются общественными институтами: семьей, школой, культурно-массовыми учреждениями, армией и пр. в течении всей жизни человека в процессе его развития, обучения, освоения новых навыков и делает личность целостной. Факторы, влияющие на их формиро-

вание - социальное окружение, условия проживания, уровень развития общества, пропаганда и идеология.

В-третьих, родовые (кондовые) морально-нравственные ценности - традиционные, исконные ценности, заложенные природой и естественным ходом развития человечества, передающиеся из поколения в поколение. Это отношение к родителям, детям, семье, любви, браку, продолжению рода.

В-четвертых, поведенческие морально-нравственные ценности, определяющие взаимоотношения в обществе, поведение человека в обществе и социальных группах -это традиции и обычаи, уровень толерантности и веротерпимости (расовой, этнической, национальной, конфессиональной и пр.), отношение к собственности, труду и результатам труда, профессионально-квалификационное развитие и досуговые предпочтения.

В-пятых, личностные морально-нравственные ценности, отражающие качества человека, черты характера: доброта, вежливость, эмпатия, уважение старших, бескорыстие, честность, порядочность и т.п., а также их пейоративы (словарные единицы с отрицательно-оценочным значением). Могут быть как врожденными, так приобретенными. Факторы, влияющие на их формирование - наследственность, менталитет, культура, окружающая среда.

В настоящее время становление и развитие личности, формирование его морально-нравственных ценностей и взглядов зависит от таких социокультурных процессов, как:

- Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий;

- Высокая динамика социальных, экономических, политических преобразований в обществе;

- Ослабление значимости и актуальности традиционных институтов социализации (семья, школа, референтные группы, личности);

- Социальная атомизации, трансформация социальных связей, увеличение социальной дистанции между поколениями, профессиональными стратами, различными социальными группами;

Пренебрежение общественными интересами и благами, превалирование личной независимости и свободы (индивидуализм) над коллективными ценностями, прагматизм;

- Насаждение идеологии массового потребления материальных благ и формирование соответствующей системы ценностей в обществе (консьюмеризм),

- Культивирование личностных благ и удовольствия как высшей формы существования и смысл жизни (гедонизм).

Отдельно отметим, что помимо от социокультурных факторов, к процессам, оказывающим влияние на формирование личности, относят психологическое здоровье подростка, особо уязвимое для таких явлений как соци-

альная изоляция, дискриминация, стигматизация, трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье. На психическое здоровье подростка, которое в дальнейшем оказывает непосредственное влияние на формирование системы морально-нравственных ценностей в целом и отношение к институтам семьи и брака в частности, влияет целый ряд факторов. Детерминантами психического здоровья являются качество жизни в семье, взаимоотношения со сверстниками, методы родительского воспитания, социально-экономические проблемы, влияние СМИ, гендерные нормы и отклонения. По оценкам специалистов, психическими расстройствами страдает каждый седьмой подросток в мире (14%) [2].

Коронавирусная инфекция (COVID-19) и вызванные ей кризисы, затронул все мировые процессы и сферы жизнедеятельности человека, в том числе и вопросы здоровья и дестабилизации психоэмоционального здоровья молодежи. Согласно выводам международного опроса детей и взрослых, проведенного ЮНИСЕФ и Институтом Гэллапа в 21 стране, в среднем каждый пятый из опрошенных молодых людей в возрасте 15-24 лет заявил, что часто чувствует себя подавленным или мало заинтересованным в том, чтобы чем-то заниматься. Неопределенность, перебои в распорядке дня, образовании, отдыхе, а также беспокойство по поводу дохода и здоровья семьи заставляют многих молодых людей испытывать страх, гнев и тревогу за свое будущее [3]. Психические расстройства, отклонения могут вести к социальному пессимизму, деструкции личности и социальных ориентаций молодежи, наносить значительный ущерб здоровью.

Социокультурные факторы и психологическое здоровье молодого человека формируют систему морально-нравственных ценностей, служат базой для выработки определенной модели поведения в обществе, его социальной роли.

Помимо социокультурных и психологических факторов, внешние факторы также оказывают влияние на формирование ценностей и определение поведенческой модели. На глобальном (международном) уровне - это цивилизационные вызовы (эпидемия, войны, масштабные экологические катастрофы), на государственном (макроуровне) - это экономические, политические кризисы в обществе, на личностном (микроуровне) - успешность, финансовое благополучие, профессиональная реализация, личностный рост и т.п.

Методика исследования. Социологическое исследование «Семейно-брачные отношения в системе морально-нравственных ценностей студенческой молодежи» проводилось в рамках международного социологического исследования «Отношение студенческой молодежи к семье и браку в тюркоязычных странах», (Турция, Азер-

байджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Российская Федерация). В Российской Федерации исследование проводилось на территории Республики Башкортостан, организаторы полевого этапа исследования: «Институт стратегических исследований РБ» и «Евразийская ассоциация социологов» (г. Уфа). Объект исследования: студенческая молодежь в возрасте от 15 до 35 лет. Исследование проводилось в соответствии с методикой и было направлено на определение отношения студенческой молодежи к вопросам семейно-брачных отношений, выявление установок молодежи на создание семьи, изучение желаемого типа семьи в представлениях современной молодежи. Объем выборки: 799 человек, обучающихся на очной и заочной формах в БашГУ, УГНТУ, УГАТУ, БГПУ и БГМУ. Метод сбора данных: онлайн-анкетирование с применением Google Forms. Сроки проведения: IV квартал 2021 года. При разработке данного исследования использовались результаты дистанционного анкетирования студентов с применением программ Google Forms. Опрос проходил с использованием базовой анкеты, предусмотренной социологической методикой. Анкета была размещена в сети Интернет. Для заполнения анкеты респондентам были разосланы электронные ссылки. Активная ссылка для прохождения опроса распространялась среди студентов и студенческих сообществ через преподавателей и работников ведущих вузов, старост групп и студенческих профсоюзных активистов посредством социальных сетей и мессенджера WhatsApp - сервиса обмена сообщениями и голосовой связи. Задача исследования - рассмотреть систему морально-нравственных ценностей студенческой молодежи, изучить отношение современной студенческой молодежи

к семье, браку, деторождению, определить место этих понятий в системе морально-нравственных ценностей на современном этапе.

Результаты исследования. Семья - это социальный институт, чья структура и общечеловеческая ценность обусловлена эволюцией, естественным процессом развития человечества [4]. Испокон веков традиционными семей-но-брачными ценностями являются целомудрие, брак, семья, (много)детность, материнство, отцовство, сохранение брака, укрепление института семьи, преемственность поколений. Согласно результатам исследования, две трети респондентов считают семью и брак важными социальными институтами. Так считают 69,3% женщин и 64,1% мужчин в возрасте от 17 до 35 лет. Для оставшейся трети респондентов брак не так важен (Рисунок № 1).

Здесь необходимо пояснить, что скорее всего респонденты под браком подразумевают не только и не сколько официально зарегистрированный в отделении ЗАГС союз двух людей, а все формы семейно-брачных отношений (светский, религиозный, гражданский). То, что треть респондентов не видят важность брака, не означает, что они против каких-либо из этих форм брака.

Необходимо отметить, что респонденты при ответе на вопрос «Что для вас значит семья?» в первую очередь имеют ввиду семью в которой родились и выросли, и уже потом семью, которую только планируют создать. Этому наблюдению свидетельствует тот факт, что для 17,0% респондентов семья - это дом, родители, очаг, родные люди, т.е. то, что знакомо и с детства окружает нас, дарит тепло. А 5,1% респондентов определили семью как союз, роди-тельство, продолжение рода, брак (Таблица № 1).

70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

69,3%

Женщины

64,1%

Мужчины

□ Да, важен Нет, не важен

Рисунок 1. Важен ли для Вас брак?

Таблица № 1

Что для Вас значит «семья»? %

Любовь 18,0

Дом, уют, родство, тепло, родные люди, дети, мир, ячейка (часть) общества, братство, тыл, близкие люди, очаг, родители, команда 17,0

Счастье, рай на земле 7,7

Доверие, поддержка, помощь, сотрудничество, партнерство, надёжность, стабильность, целостность, единство, единое целое, опора, крепость, забота, защита, безопасность, верность, благополучие, ответственность, отношения, верность, уверенность, удобство, испытание, обязанность, приключение 23,5

Жизнь, смысл жизни, всё 2,6

Союз, дружба, целое, родительство, брак, продолжение рода 5,1

Понимание, взаимопонимание, благодать, гармония, взаимодействие, взаимоуважение, радость, идиллия, удовлетворение, уважение 17,7

Другое: душа, будущее, милость аллаха, нервы, симбиоз, добро, сложно, ничего, ментальная близость, прочее 8,0

Рабство, работа, труд 0,7

Нет ответа 5,2

Всего 105,5

23,5% респондентов наделили «семью» такими качествами, как стабильность, целостность, поддержка, помощь, забота, надёжность, безопасность, верность и т.д. То есть теми качественными характеристиками, перечисление которых наводит на мысль, что значительная часть молодых людей ищет в семье в первую очередь защиту, стабильность и благополучие.

Для 18,0% представителей студенческой молодежи, принявшей участие в исследовании, семья - это любовь. 17,7% респондентов видят в семье гармонию, идиллию, радость, удовлетворение, взаимопонимание и взаимоуважение. К ним можно с небольшими оговорками присоединить 2,6% тех, кто считает семью смыслом жизни и 7,7% считающих, что семья - это счастье и рай на земле (вне обсуждения оставим единственный ответ, утверждающий, что семья - это вселенная).

Анализ ответов на вопрос «Что для Вас значит «брак»? выявил существенное отличие от понимания «семьи» (Таблица № 2).

Таблица № 2 Что для Вас означает понятие «брак»? %

Счастливое равенство 48,0

Испытание 2,0

Свобода 1,1

Рабство 2,2

Обязанность 6,5

Привычка 0,4

Принуждение 0,1

Любовь и сексуальная гармония 26,5

Родительство 5,3

Другое 7,9

Всего 100

Для большинства респондентов (48,0%) брак - это счастливое равенство, 26,5% респондентов видят в браке любовь и сексуальную гармонию, а 6,5% - обязанность.

Брак как родительство и продолжение рода воспринимают 5,3% респондентов. Отметим, что примерно столько же респондентов (5,1%) относятся к институту семьи как как родительству, продолжению рода.

На вопрос «Вы бы предпочли брак по любви или по расчету?» 85,1% женщин и 82,2% мужчин ответили - «по любви». Ответивших «по расчету» респондентов-мужчин чуть больше, чем женщин - 4,0% и 2,4% соответственно. «Не собираюсь жениться\выходить замуж» - 9,9% женщин и 12,8% мужчин. Как видим подавляющее большинство современной студенческой молодежи верит в любовь и в брак по любви.

Согласно исследования у современной студенческой молодежи стремящейся вступить в семейно-брачные отношения следующая мотивация. У большинства респондентов (72,6% женщин и мужчин) «чтобы разделить жизнь с тем, кого любишь», 34,2% - «для продолжения рода», в пределах 17,0 - 18,0 процентов - «для безопасной жизни» (18,1 %), «для более организованной жизни» (17,9%), «для удобства и комфорта» (17,7%). Как видим в первую очередь молодые люди ищут в семье и браке любовь, жизнь с любимым человеком. Следующая мотивация, в процентном отношении вдвое уступающая первой, - продолжение рода. Примечательно, что респонденты разводят такие понятия как продолжение рода и регулярная сексуальная жизнь, которую как мотивацию вступления в брак отметили 15,5%. Вступление в брак и создание семьи как религиозную норму и традицию отметили 7,9% респондентов, что коррели-руется вопросом о религиозных убеждениях (5,9% считают себя верующими и следуют всем религиозным требованиям). Также респонденты дали по одному ответу: «Чтобы быть счастливым», «Чтобы поддерживать друг друга», «Так решили прошлые поколения», «Для возможности присутствия в реанимации», «Упрощает многие юридические вопросы», «Брак не так важен, как его превозносят».

Результаты исследования показывают, что молодое поколение разводят понятия «семьи» и «брака». Эти понятия существенно разняться в силу своих социокультурных особенностей и функциональных установок.

На вопрос о влиянии кризисных явлений на решение бракосочетания 79,7% женщин и 68,5% мужчин ответили -«нет, не повлияет» и «не задумывались над этим». Женщины менее подвержены внешним страхам и угрозам в вопросах строительства семейного счастья, чем мужчины. Каждый третий мужчина (31,5%) и каждая пятая женщина (20,3%) считают, что да, кризис повлияет на решение о браке. Считаем этот процент достаточно высоким и связан в первую очередь с высокой динамикой социальных, экономических, политических преобразований в обществе и в мире.

По мнению большинства респондентов (59,9%), любовь в браке только укрепляется. Остальные респонденты в принципе не верят в продолжение любви - каждый десятый считает, что любовь заканчивается (11,3%), что любые отношения могут положить конец любви (10,3%), 18,2% - даже если любовь не заканчивается с годами любовь теряет силу и уходит. (Таблица № 3).

Выводы. Результаты исследования показывают, что предпочтения студенческой молодежи Башкортостана в сфере семьи и брака соответствуют современным морально-нравственным ценностям и претерпевают соответствующие изменения под воздействием современных социокультурных процессов. Молодежь, рассматривая в большинстве своем брак как счастливое равенство, не стремится оформить свои отношения официально, предпочитая совместную жизнь без заключения официального брака. В большей степени брак пугает молодежь ответственностью, которая возникает в браке, а также необходимостью отказываться от привычек, которые были до брака. Респонденты рассматривают семью как экзистенциональное явление - осознание того, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят и что за него готовы отдать жизнь, и это порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность [5]. Брак же рассматривается как юридическое явление, закрепляющее отношения двух людей. Поэтому институт семьи в силу сложившейся социокультурной специфики имеет более важное значение, чем институт брака. Семья - убежище для совместного существования и продолжения рода.

Таблица № 3

Как вы думаете, что происходит с любовью в браке?%

Любовь укрепляется 59,9%

Остается неизменной 0,3%

Даже если любовь не закончится, с годами она теряет силу и уходит. 18,2%

Не только брак, но и долгосрочные отношения могут положить конец любви 10,3%

Любовь заканчивается 11,3%

Всего 100,0%

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Милохина Г.Г. Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе // Вестник Щадринского государственного педагогического института. - 2015. - № 4(28). - С. 85-87.

2. Кудимова Т.В. Духовно-нравственное воспитание в условиях обновленного содержания образования// Образование и воспитание. - 2016. - № 1(6). - С. 79-81.

3. Тазов П.Ю. Социокультурные условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 69.

4. Всемирная организация здравоохранения. Информационный бюллетень. Психическое здоровье подростка. Источник: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health. Дата обращения: 15.06.2022.

5. Хелен Уайли. ЮНИСЕФ: влияние COV!D-19 на ухудшение психического здоровья детей и молодежи. Источник: https:// www.unicef.org/eca/ru. Дата обращения: 15.06.2022.

6. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоци-ологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. - М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. - С. 27-53.

7. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. - М., Наука, 1989. - С. 116.

Информация об авторе

Гимаев Ильдар Закиевич, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник научного центра изучения социального развития региона ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0001-6374-5139

Gimaev I.Z.

FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS IN THE SYSTEM OF MORAL AND ETHICAL VALUES OF YOUTH STUDENTS

Abstract. The article deals with the attitude of student youth to the issues of family and marriage, the place of family and marriage relations in the system of moral values of youth. Based on the scientific and theoretical approach, the author developed a classification of moral values, and gave the author's definition of this concept. The question of the dependence of the moral values of young people on sociocultural processes in general and the psychological characteristics of a teenager in particular is covered, external factors that influence the formation of values and the definition of a behavioral model are considered. Based on the analysis of empirical data - the results of a sociological study, the significance and level of perception by modern student youth of such social institutions of society as "family" and "marriage", the impact of crisis phenomena on the decision to create a family are considered. Researchers will be interested in the idea of modern youth about what happens to love in marriage, the motivation for marriage, and how, in their understanding, marriage differs from the family.

Keywords: moral values, family, marriage, love, student youth.

Literature

1. Milokhina G.G. Formation of spiritual and moral values of adolescents as the main direction of personal education at school // Bulletin of the Shchadrin State Pedagogical Institute. - 2015. - No. 4(28). - Pp. 85-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kudimova T.V. Spiritual and moral education in the conditions of the updated content of education// Education and upbringing. - 2016. -No. 1(6). - Pp. 79-81.

3. Tazov P.Yu. Socio-cultural conditions for the formation of spiritual and moral values of university students // Modern problems of science and education. - 2019. - No. 2. - P. 69.

4. World Health Organization. Newsletter. Mental health of a teenager. Source: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health . Accessed: 06/15/2022.

5. Helen Wiley. UNICEF: the impact of COVID-19 on the deterioration of mental health of children and youth. Source: https:// www.unicef.org/eca/ru . Date of application: 06/15/2022.

6. Bim-Bad B.M., Gavrov S.N. Family as a socio-cultural phenomenon // Modernization of the family institute: macrosociological, economic and anthropological-pedagogical analysis. Monograph. - M.: Intellectual Book, New Chronograph, 2010. - Pp. 27-53.

7. Matskovsky M.S. Sociology of the family. Problems, theories, methodologies and techniques. - M., Nauka, 1989. - P. 116.

Author

Gimaev Ildar Zakievich, Candidate of Sociological Sciences, Senior researcher at the Scientific Center for the Study of Social Development of the region of Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russian Federation

e-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0001-6374-5139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.