Научная статья на тему 'Изучение специфики отношения студенческой молодежи к ценностям ответственного родительства'

Изучение специфики отношения студенческой молодежи к ценностям ответственного родительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / БРАК / МАТЕРИНСТВО / ОТЦОВСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кизилова Светлана Анатольевна, Ращикулина Елена Николаевна, Панова Людмила Петровна

В статье представлены результаты исследования специфики отношения студенческой молодежи к ценностям ответственного родительства, обоснована необходимость формирования жизненных ценностей в сфере брачно-семейных отношений, характеризующих мотивационную готовность к материнству, отцовству. Мотивационная готовность студенческой молодежи к ответственному родительству включает желание создать семью, жить в зарегистрированном браке, ответственное отношение к рождению и воспитанию детей, стремление к сохранению традиционного уклада и семейных ценностей, ответственное отношение к собственному здоровью, включая репродуктивное, правильное представление о социальной роли отца, матери

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение специфики отношения студенческой молодежи к ценностям ответственного родительства»

Изучение специфики отношения студенческой молодежи к ценностям ответственного родительства

Кизилова Светлана Анатольевна

Магистр, Преподаватель общественных дисциплин, ГБПОУ Магнитогорский строительно-монтажный техникум название кафедры и специальность, svetlana10241@mail.ru

Ращикулина Елена Николаевна

доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», El.Rashchikulina@gmail.com

Панова Людмила Петровна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра прикладной и теоретической физики, ФГбОу ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», beduleva@rambler.ru

В статье представлены результаты исследования специфики отношения студенческой молодежи к ценностям ответственного родительства, обоснована необходимость формирования жизненных ценностей в сфере брачно-семейных отношений, характеризующих мотивационную готовность к материнству, отцовству. Мотивационная готовность студенческой молодежи к ответственному родительству включает желание создать семью, жить в зарегистрированном браке, ответственное отношение к рождению и воспитанию детей, стремление к сохранению традиционного уклада и семейных ценностей, ответственное отношение к собственному здоровью, включая репродуктивное, правильное представление о социальной роли отца, матери

Ключевые слова: ценности ответственного родительства, студенческая молодежь, семья, брак, материнство, отцовство.

Современные социально-экономические реалии существенно ослабили институт материнства и отцовства. Материнство и отцовство в сознании молодежи утратили былую ценностную значимость как смыслообразующие основания бытия, задающие направленность и мотивированность их жизни и деятельности. В молодежной среде складывается новая система взглядов на характер и содержание родительской роли, обусловленной тенденциями роста престижных потребностей в сфере образования, профессиональной деятельности, общественной жизни, в сфере увлечений и досуга [7]. Снижение социального контроля со стороны формальных и неформальных институтов общества привело к закреплению девиантных форм и моделей поведения, деформации личностного и социального развития юношей в отцовстве, девушек в материнстве.

«Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способ оценки этой значимости, выражение в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [4, С. 202].

Николай Константинович Рерих в статье «Летопись искусства» писал: «Истинные ценности человечества должны быть не только охранены, они должны быть рассказаны со всею справедливостью и обоснованностью», а для, на наш взгляд, этого необходимо создать условия, среду, обстановку, в которой будут вызревать, прорастать чувства и убеждения.

И девушки, и юноши нуждаются в социализации, ведь материнско-отцовские чувства не передаются по наследству (хотя генетически они присутствуют у каждого живого существа), не возникают сами по себе, они формируются под влиянием семьи и общества, при благоприятных социально-экономических условиях, в течение всего периода взросления, а качество этих чувств развивается в течение всей жизни.

В рамках практически любой вузовской образовательной дисциплины, курса возможно формирование у студентов ценностей семьи, материнства и отцовства. И высшее образование может стать действительно социально- и субъективно-, а не только профессионально- значимым для человека, а для этого, по нашему мнению, необходимо воспитывать в каждом рефлексивность мышления,

поскольку осознание сущности не только профессиональной и личной направленности реализуется только через осознание, через рефлексию собственных целей, собственной деятельности и мышления.

Поэтому, в учебной деятельности, подходить к решению этого вопроса необходимо с учетом тендерных особенностей. Во-первых, биологическая функция мужчин и женщин разная: женщина по природе - мать, мужчина - воин, охотник. Во-вторых, потребность материнства врожденная, биологическая: зачатие, вынашивание, роды, кормление грудью; отцовство - социальная: мужчину необходимо убедить в необходимости, научить обеспечивать семью, заботиться о детях, жене, приучить к ответственности перед семьей. В-третьих, женщины в любую историческую эпоху, связывали счастье и смысл жизни с семьей и материнством, мужчины с профессиональной деятельностью.

Жизненный опыт и наблюдения позволяют сделать вывод, молодость - это период социальной неустойчивости, растерянности, порой, ощущения одиночества, изменчивых порывов и проявлений, подверженности негативным факторам социальной среды, критичности, вплоть до полного отрицания традиционных ценностей, постоянного поиска новизны, стремления к преобразованию мира, вопреки законам его развития.

Вот почему молодежь так нуждается в защите и поддержке на всем пути своего становления, и учебный процесс - это благодатное время не только для усвоения учебной информации, но и для усвоения жизненно важных ценностей и целей. Сама сущность педагогического процесса позволяет вести и социальную работу с молодежью с целью обеспечения педагогических условий социального, духовного становления личности молодого человека. Именно социально-воспитательная работа в процессе обучения влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге социальные качества молодого поколения россиян.

Многие учебные курсы, так или иначе, затрагивают такие разные аспекты воспитания студентов, и различные вопросы с различных точек зрения, такие как, уход личности от целомудренных добрачных отношений, отказ от создания семьи и заключения брака, отсутствие верности в брачном союзе, проблему абортов, отказ от рождения детей или их воспитания, безответственное отношении к собственному здоровью, в том числе репродуктивному, снижение качества проявлений родительской заботы и внимания за взрослением и развитием ребенка и другие.

В нашем исследовании мы обобщили результаты проведенной анкеты с целю изучения специфики отношения студенческой молодежи к ценностям ответственного родительства. Анкета была составлена с опорой на методику Панковой Л.М. [5, С. 129]. В опросе приняли участие 105 респондентов - обучающиеся Магнитогорского строительно-монтажного техникума от 17 до 18 лет. Из них: юноши - 46 человек, девушки - 59.

Безусловным приоритетом в ряду жизненных ценностей обучающиеся называли семью - 94 % из числа опрошенных. При этом юноши составили 100 %, девушки - 88 % в соответствии с принятым критерием. Подобное можно объяснить тем, что, как правило, с семьей человек связывает свое стремление быть счастливым. В тоже время в личных беседах многие подростки говорят о том, что о браке и семье они еще не задумывались, т.е. для них добрачные отношения с лицами другого пола строятся на неосознанных мотивах, соответственно эти подростки еще не готовы к выполнению обязанностей и несению ответственности, связанных с семьей.

Среди важных жизненных ценностей обучающиеся называли: «здоровье» - 98 % от общего числа: юноши - 97 %, девушки - 100 %; «любовь»

- 81 % от общего числа: юноши - 78 %, девушки -84 %;«материальное благополучие» - 69 %: юноши

- 71 %, девушки - 67 %. Наименее значимыми оказались такие ценности: «любимая работа» - 40 % от общего числа: юноши - 47 %, девушки - 33 %; «престижное образование» - 38 %: юноши - 32 %, девушки - 44 %; «самостоятельность и независимость» - 36 %: юноши - 43 %, девушки - 30 %; «профессионализм» - 40 % от общего числа: юноши - 36 %, девушки - 44 %; «уважение и признание в коллективе» - 23 %: юноши - 47 %, девушки

- 0 %.

Исходя из анализа полученных результатов, определились две группы ведущих жизненных ценностей: нравственно-эмоциональные и социально-материальные. Среди ценностей первой группы предпочтение получили «любовь» и «здоровье» - это важные показатели психологической готовности к семейным отношениям, т.к. и любовь, и здоровье во многом определяют нравственно-психологическое благополучие семьи. На первый план учащиеся выдвинули также - материальное благополучие. Однако при этом наметился парадокс - молодежь не осознает прямой зависимости материального благосостояния от социально-профессионального статуса. Это противоречие свидетельствует о том, что многие 18-летние смотрят на взрослую жизнь глазами ребенка и пока являются социально незрелыми, не способными выполнять социальные роли и обязанности, связанные с семьей.

На вопрос, в каком возрасте следует создавать семью, большинство назвали возрастную категорию 21-23 года: 37 %, из них: юноши - 15 человек из 46, соответственно - 21 %; девушки - 32 из 59, соответственно - 54 %; 24-25 лет: 35 %, из них: юноши - 20 из 46, соответственно - 43 %; девушки - 16 или 27 %. Остальные голоса распределились следующим образом: 18 лет: 3 человека от общего числа - 2 юношей и 1 девушка; 19-20 лет: 3 юношей, 7 девушек; от 26 до 30: 6 юношей и 3 девушки.

По сути, это признание молодыми людьми своей моральной и социальной недееспособности в вопросах семьи и брака, а также стремление к более позднему и обеспеченному браку.

«Сколько в семье должно быть детей?»: 1 ребенок: 16 %, из них: юноши: 10 %, девушки - 22 %; 2 ребенка: 55 %, из них: юноши - 56 %, девушки -54 %; 3 и более детей: 27 %, из них: юноши - 32 %, девушки - 23 %; можно жить без детей: 2 %.

Разумный и позитивный показатель социально-психологической готовности к браку.

«Настроены ли вы, заниматься домашним хозяйством?»: «да»: 61 %, из них: юноши - 73 %, девушки - 50 %; «нет»: 5 %, из них: юноши - 8 %, девушки - 2 %; «домашним хозяйством должны заниматься в равной степени и муж, и жена»: 49 %, из них: юноши - 52 %, девушки - 47 %; «домашнее хозяйство - обязанность жены»: 10 %, из них: юноши - 8 %, девушки - 13 %.

Ребята хорошо усвоили навыки трудового воспитания, принятые в семье. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами только укрепит брачно-семейный союз.

«Хотели бы вы перенять опыт семейных отношений своих родителей?»: «да»: 41 %, из них: юноши - 45 %, девушки - 37 %; «нет»: 35 %, из них: юноши - 21 %, девушки - 49 %; «частично»: 22 %, из них: юноши - 32 %, девушки - 13 %.

Учащиеся выражают относительную удовлетворенность жизнью в семье - «живем нормально, не хуже, чем другие». Однако за цифрами кроются определенные проблемы, связанные с частными сторонами жизни подростков в семье.

Среди мотивов вступления в брак у молодежи приоритетным является любовь, это может только радовать, но очень часто подростки культивируют это чувство в отрыве от других социальных, нравственных, материальных ценностей, а это влечет за собой нарушение социально-психологического равновесия. И все же за этим общим ответом кроется острая потребность человека любить и быть любимым.

«Приходилось ли вам читать литературу, посвященную браку и семье ?»: «да»: 40 %, из них: юноши - 32 %, девушки - 49 %; «нет»: 58 %, из них: юноши: 67 %, девушки-50 %.

Сравнительно невысокий процент обучающихся (40 %) вооружены знаниями в этой области человеческих отношений. Значительное же число студентов информацию по самым интимным вопросам получают из собственного жизненного опыта. При этом опыт не всегда позитивный. Мудрость в вопросах интимно-личностных отношений накапливается, при условии постоянной работы души и разума человека.

Основой крепкой семьи абсолютное большинство девушек и юношей назвали любовь - 98 % из числа опрошенных; детей - 87 %; здоровый образ жизни - 69 %. В один ряд поставили: «престижная работа» - 51 %; «высокие доходы» - 53 %; «терпимость отношений в семье» - 48%. Нижние позиции заняли: «традиции» - 27 %; «общественное мнение» - 19 %; «авторитет мужа» - 8 %; «государственная поддержка» - 7%.

Семью как коллектив значительно сплачивают традиции. В современных семьях традиции посте-

пенно теряют свое воспитательное значение. Упал авторитет мужа как главы семейства, «патриарха». Такое положение нельзя считать нормальным.

Охарактеризовать идеальную семью попытались лишь 63 % учащихся. Юношу и девушку нельзя считать подготовленными к ответственным брачно-семейным отношениям, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, какие семейные отношения хотят построить.

Таким образом, изучение ценностного отношения студентов к семье обнаружило, что абсолютное большинство молодых людей относятся к браку и семье как к высшей и незаменимой социальной и нравственной ценности. Однако выявленные противоречия - несоответствие общественных ожиданий, идеальных представлений студентов о семье и браке и поведенческих проявлений юношей и девушек в добрачный период жизни позволяют утверждать, что молодежь морально и социально не готова к выполнению обязанностей, связанных с семьей. Представления молодежи о семье оторваны от реальности, а это в свою очередь чревато многими ошибками. Совершенно ясно, студентам нужна профессиональная социальная, психологическая, педагогическая помощь [2, С.176-177].

Конечно, ценности материнства и отцовства закладываются, прежде всего, в семье, семье отводится ключевая роль в духовно-нравственном и социально-бытовом воспитании будущих родителей. Семья - главный институт первичной социализации человека, активно перенимающего установленные родителями модели поведения в семье, осваивающего отобранные ими социальные ценности и нормы.

Подводя итог, следует отметить, что уровень сформированности у студенческой молодежи ценностей в сфере семейной жизни мы определяем как достаточный (средний). Студенты выражают положительную мотивацию и стремление к созданию семью, заключению брака, рождению детей. Признают любовь как идеальную моральную ценность, уважительно относятся к традиционному укладу жизни в родительской семье, готовы перенести его в реалии своей супружеской семьи. Выражают готовность участвовать в жизнедеятельности семьи на правах отца (мужа), матери (жены). Степень информированности об основах семейной жизни слабая, но студенты осознают потребность в получении знаний. Поведенческий компонен развит слабо. Идеалы и ценности рассогласованы с поведенческими поступками молодежи. В связи с этим, структурно-содержательные компоненты плана работы образовательной организации должны включать мероприятия, направленные на воспитание, подготовку обучающихся к дальнейшей самостоятельной профессиональной и семейной жизни.

Литература

1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025

года: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р// Законы, кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации [Электронный ресурс]. URL:.http://legalactc.ru (дата обращения: 27.10.2017)

2. Кизилова С.А., Ращикулина Е.Н. Ценности студенческой молодежи в сфере брачно-семейных отношений // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - С. 166 -171.

3. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург. - 1996. -187 с.

4. Маслов С. И., Маслова Т. А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Вып. 3. Ч. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. - С. 202-212.

5. Панкова Л.М. Человек и семья (Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений) : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13 : Санкт-Петербург, 2003. - 404 с.

6. Панова Л.П. Ценностные ориентации современной молодёжи: экологический аспект // Молодежь в современном обществе: сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции / под ред. С.А. Бурилкиной, Б.Т. Ищановой, О.Л. Потрикеевой, Е.Н. Ращикулиной, Г.А. Супруненко. - Магнитогорск: МГТУ, 2015 - 284 с.

7. Ращикулина Е.Н., Кизилова С.А. Аксиологический подход в социогуманитарном исследовании ответственного родительства //Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. №1 (1). С. 101-107.

Studying the attitude of student youth specificity to the responsible parenthood values Kizilova S.A., Rashchikulina E.N., Panova L.P.

Magnitogorsk construction technical school, Magnitogorsk state

technical university of G.I. Nosov Results of a research of specifics of the relation of student's youth to values of a responsible parenthood values are presented in article, need of formation of vital values for the sphere of the matrimonial relations characterizing motivational readiness for motherhood, paternity is proved. Motivational readiness of student's youth for a responsible parenthood values includes desire to start a family, to live in the registered marriage, a responsible attitude to the birth and education of children, aspiration to preservation of traditional way and family values, a responsible attitude to own health, including reproductive, correct idea of a social role of the father, mother Keywords: values of a responsible parenthood values, student's

youth, family, marriage, motherhood, paternity. References

1. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation

until 2025: order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r//Laws, codes and normative legal acts of the Russian Federation [An electronic resource]. URL:.http://legalactc.ru (date of the address: 10/27/2017)

2. Kizilova S.A., Rashchikulina E.N. Values of student's youth in the

sphere of the matrimonial relations//Culture. Spirituality. Society: the collection of materials XXVII of the International scientific and practical conference / Under a general edition of S.S. Chernov. - Novosibirsk: TsRNS publishing house, 2016. -Page 166 - 171.

3. Kiryakova A. V. The theory of orientation of the personality in the

world of values. Monograph. Orenburg. - 1996. - 187 pages.

4. Maslov S.I., Maslova T. A. Axiological approach in pedagog-

ics//News of the Tula state university. Issue 3. Ch.2. Toole: Publishing house of TULGU, 2013. - Page 202-212.

5. Pankova L.M. of People and family (Philosophical analysis of

formation of culture of the matrimonial relations): Yew.... Dr.s $wnoc. sciences: 09.00.13: St. Petersburg, 2003. - 404 with.

6. Panova L.P. Valuable orientations of modern youth: ecological

aspect//Youth in modern society: the collection of materials of the All-Russian correspondence scientific and practical conference / under the editorship of S.A. Burilkina, B.T. Ishchanova, O.L. Potrikeeva, E.N. Rashchikulina, G.A. Suprunenko. - Magnitogorsk: MSTU, 2015 - 284 pages.

7. Rashchikulina E.N., Kizilova S.A. Axiological approach in a socio-

humanistic research of a responsible roditelstvo//Humanitarian and pedagogical researches. 2017. T. 1. No. 1 (1). Page 101107.

00 ^

О

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.