Научная статья на тему 'Семейная тревога и копинг в диаде "мать - сын-подросток, страдающий бронхиальной астмой"'

Семейная тревога и копинг в диаде "мать - сын-подросток, страдающий бронхиальной астмой" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейная тревога и копинг в диаде "мать - сын-подросток, страдающий бронхиальной астмой"»

представлены в таблице) обнаружены статистически зна- двумя группами позволяют сделать выводы о положитель-чимые различия (р < 0,001) в пользу первой группы по ном влиянии систематических занятий рукопашным боем всем компонентам. Таким образом, полученные различия на формирование профессионального самосознания и средних показателей компонентов структуры между способствовании их успешной профессиональной подготовке офицера внутренних войск.

Таблица

Различия средних показателей компонентов профессионального самосознания у курсантов сборной команды ПВИ ВВ

Показатели Сборная команда по РБ Курсанты Достоверность различий

г Р

1 компонент: осознание особенностей деятельности своей профессиональной группы 28,4 33,09 4,87 < 0,001

2 компонент: осознание психологических особенностей представителей своей профессиональной группы 69,62 83,09 7,48 < 0,001

3 компонент: осознание тождественности со своей профессиональной группой 36,31 47,11 11,563 < 0,001

4 компонент: осознание своих профессиональных особенностей 60,97 77,23 8,80 < 0,001

5 компонент: осознание себя субъектом деятельности профессиональной группы 53,18 68,09 5,33 < 0,001

6 компонент: социально-нравственная самооценка своих профессиональных качеств 36,92 45,80 7,39 < 0,001

Так, курсанты, являющиеся членами сборной команды военного института по рукопашному бою обладают более развитым уровнем осознания важности профессионального предназначения и задач, стоящих перед войсками. Отличаются высоким уровнем общей физической подготовленности. Подтянуты в строевом отношении. Легче переносят трудности, связанные с исполнением обязанностей военной службы, выше оценивают свой социальный статус, уровень личной профессиональной подготовленности и степень соответствия требованиям, предъявляемым к ним, как к будущим офицерам. Более уверены в себе, своих суждениях и действиях, способности самостоятельно справиться с решением возникших служебных задач. Они получают моральное удовлетворение от службы. В целом, следует заключить, что их профессиональное самосознание отличается более выраженной и гармоничной структурой.

Список литературы 1. Беляев О.Б. Опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД РФ: методические рекомендации по применению опросника / О.Б. Беляев; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2009. -38 с.

и прикладных исследований. Известия Уральского отделения РАО, № 11 (68), 2009. - С. 76-85.

3. Вяткин Б.А. Профессиональное самосознание офицера внутренних войск МВД России: понятие, структура, диагностика / Б.А. Вяткин, О.Б. Беляев // Психопедагогика в правоохранительных органах. -№ 4 (39), 2009. - С. 24-29.

4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин; Под ред. Е.А. Климова. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - С. 272-303.

5. Наставление по физической подготовке во внутренних войсках МВД России (НФП ВВ). - С. 49-66.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии -С.Пб.: Питер, 2001.

7. Салтрукович Н.Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях / Н.Е. Салтрукович. - Пермь: ПВИ, 2001. - 84 с.

8. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской федерации» № 47-ФЗ в редакции от 08.04.2008.

9. Физическая подготовка: Учебное пособие / Под

2. Беляев О.Б. Профессиональное самосознание как ред. Ю.К. Демьяненко. - М.: Воениздат, 1987. - С.

фактор развития интегральной индивидуальности 133-134. офицера внутренних войск МВД России / О.Б. Беляев // Образование и наука. Журнал теоретических

СЕМЕЙНАЯ ТРЕВОГА И КОПИНГ В ДИАДЕ «МАТЬ - СЫН-ПОДРОСТОК, СТРАДАЮЩИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ»

Билецкая Марина Петровна

доцент, кандидат медицинских наук, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург

Шемет Валерий Евгеньевич

студент 5 курса, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства

здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург

В настоящее время бронхиальная астма - наиболее часто встречающееся заболевание у детей и подростков, для которого характерна социально-биологическая, психосоматическая обусловленность [3, с. 117]. Одной из важных причин обострения бронхиальной астмы у ребенка являются дисфункциональные отношения в семье [2, с. 25]. Искаженные детско-родительские отношения приводят к длительному психоэмоциональному напряжению в семье, повышающему риск обострения заболевания, что может стать фактором нарушения гомеостаза семьи в целом [2, с. 24; 4, с. 460, 469].

С целью изучить особенности взаимоотношений в диаде «мать - сын, страдающий бронхиальной астмой», было исследовано 80 человек. Основную группу составили 20 диад «мать - сын, страдающий бронхиальной астмой»: 20 мальчиков 15-16 лет с атопической формой бронхиальной астмы среднетяжёлой степени тяжести и 20 их матерей. Контрольная группа - 20 диад «мать - условно здоровый сын»: 20 условно здоровых мальчиков 15-16 лет и 20 их матерей. Все исследуемые семьи полные.

Методы исследования:

Психодиагностический метод: опросник «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; «Шкала семейной адаптации и сплочённости» Д.Х. Ол-сона, Дж. Портнера, И. Лави, адаптированная М. Перре; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; методика «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова, А.А. Аладьина.

Статистический метод.

Результаты исследования

Анализ семейной тревоги показал, что у матерей мальчиков-подростков, страдающих бронхиальной астмой, выявляется высокий уровень семейной вины (2,35± 0,31; 1,3±0,14; p<0,05) и общей семейной тревоги (7,45± 1,12; 4,75±0,43; p<0,01). Также, на уровне тенденции отмечается сравнительно более высокий уровень семейной напряжённости (2,65±0,28; 1,25±0,2; p<0,1) по отношению к оценке данного показателя матерями условно здоровых мальчиков-подростков. Подростки, страдающие бронхиальной астмой, частично подтверждают показатели своих матерей, в сравнении с оценками условно здоровых мальчиков-подростков. В том числе, это касается уровня общей семейной тревоги (4,68±0,12; 1,25±0,17; p<0,05). Анализ диадного взаимодействия позволяет отметить, что у матерей мальчиков, страдающих бронхиальной астмой, в отличие от их сыновей, отмечается превышение уровня показателей семейной вины (p<0,05) и общей семейной тревоги (p<0,05), а также семейной тревожности и напряжённости (на уровне средних значений). Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что для детско-родительских отношений в диадах «мать - сын, страдающий бронхиальной астмой» характерен высокий уровень семейной вины и общей семейной тревоги со стороны матерей, что также ощущается и сыновьями.

Особенность семейного копинга в диадах «мать -сын, страдающий бронхиальной астмой» заключается в том, что для матерей больных мальчиков-подростков, в отличие от матерей условно здоровых мальчиков, характерны сниженные показатели уровня семейной сплочённости (30,35±1,78; 37,25±1,49; p<0,05) и уровня семейной адаптации (25,8±1,08; 38,6±2,08; p<0,01). В рамках «циркулярной модели» («круговой модели») Д.Х. Олсона, уровень семейной сплочённости у матерей больных сыновей характеризуется как «разобщённый», а уровень семейной адаптации как «гибкий». Для мальчиков-подростков, страдающих бронхиальной астмой, характерен также «разобщённый» уровень семейной сплочённости (34,05±

3,41; 38,85±2,45; р<0,05) и «хаотичный» уровень семейной адаптации (33,05±4,13; 37,55±3,01; р<0,05). Таким образом, в диадах «мать - сын, страдающий бронхиальной астмой» выявляются такие особенности семейных сплочённости и адаптации, которые характеризуют тип семейной системы как «низко сбалансированный» с тенденцией к несбалансированности, что свидетельствует о неадаптивности семейного копинга и подтверждает дисфункцио-нальность материнско-детских отношений.

Таким образом, структурные компоненты тревоги и особенности копинга, рассмотренные с позиции системного семейного подхода, иллюстрируют дисфункциональ-ность материнско-детских взаимоотношений, что подтверждает патологизирующий стиль воспитания.

Выявление специфики типа семейного воспитания у матерей мальчиков-подростков, страдающих бронхиальной астмой, показало, что для них характерны такие особенности воспитания, как гиперпротекция (7,1±2,1 -основная группа; 4,2±1,32 - контрольная группа; р<0,05), потворствование потребностям ребёнка (8,0±1,27; 4,65±0,89; р<0,05), расширение сферы родительских чувств (5,6±1,31; 1,8±0,13; р<0,01), а также недостаточность его обязанностей, минимальность санкций и предпочтение в подростке детских качеств (на уровне средних значений). На уровне тенденции выявляются такие показатели как воспитательная неуверенность (3,6±0,89; 1,15±0,43; р<0,1) и фобия утраты ребёнка (3,8±1,04; 2,45±0,13; р<0,1). Таким образом, полученные результаты исследования нарушения воспитания и его причин свидетельствуют о наличии у матерей мальчиков с бронхиальной астмой патологизирующего стиля воспитания по типу «потворствующая гиперпротекция» и инфантилизации подростка. Мальчики-подростки, страдающие бронхиальной астмой, подтверждают такие особенности типа семейного воспитания у своих матерей, как гиперпротекция (5,0±1,27; 2,75±0,17; р<0,05), потворствование потребностям ребёнка (5,52±1,19; 1,15±0,09; р<0,01), минимальность санкций, расширение сферы родительских чувств, и фобия утраты ребёнка (4,15±1,08; 2,15±0,49; р<0,05). Также ими выделяются такие показатели, как недостаточность требований-запретов и вынесение конфликта между матерью и отцом в сферу семейного воспитания, которые не обнаруживаются у их матерей. Таким образом, особенностью семейной дисфункции в диаде «мать - сын, страдающий бронхиальной астмой» является патологизирую-щий тип семейного воспитания «потворствующая гиперпротекция», который отмечают как матери больных сыновей, так и сами подростки.

Корелляционный анализ в диаде «мать - сын, страдающий бронхиальной астмой» выявил, что материнская гиперпротекция имеет положительную взаимосвязь с семейной виной (г=0,876; р<0,01) и уровнем общей семейной тревоги (г=0,873; р<0,01), как показателями матери, а также отрицательную взаимосвязь с распределением ролей в семье (г=-0,756; р<0,01) и наличием интереса и отдыха в семейных взаимоотношениях (г=-0,746; р<0,01), как показателями сына. Оценка больным мальчиком наличия интереса и отдыха в семейных взаимоотношениях имеет отрицательную связь с его восприятием игнорирования потребностей (г=-0,702; р<0,05). Следовательно, чем выше уровень гиперпротекции матери, тем сильнее ощущается ею семейная вина и выше уровень общей семейной тревоги, тем ниже показатель распределения ролей в семье и присутствие общих интересов и отдыха при взаимодействии с сыном. Соответственно, чем меньше совместных интересов и отдыха, тем сильнее сын ощущает игнорирование его собственных потребностей матерью.

Таким образом, наличие тесных взаимосвязей пато-логизирующего типа семейного воспитания с высоким уровнем семейных вины и тревоги отражает присутствие неадаптивных характеристик семейного копинга.

Уровень общей семейной тревоги, как материнский показатель, имеет положительные взаимосвязи с патоло-гизирующими характеристиками материнского воспитания: воспитательной неуверенностью (г=0,862; p<0,01), неустойчивостью (г=0,837; р<0,01), игнорированием потребностей (г=0,784; р<0,01), потворствованием потребностям (г=0,736; р<0,01), а также с восприятием сыном недостаточности его обязанностей (г=0,865; р<0,01) в процессе воспитания. Таким образом, чем выше уровень общей семейной тревоги ощущается матерью, тем сильнее проявляется её воспитательная неуверенность и неустойчивость стиля воспитания. Как следствие, матерью избирается как основная одна из двух стратегий поведения: потворствование потребностям сына, или их игнорирование. В любом случае, в независимости от выбранной стратегии, это влечёт за собой недостаточность обязанностей сына, что и отмечается как раз мальчиками-подростками, страдающими бронхиальной астмой.

Таким образом, анализ результатов исследования позволил выделить мишени психокоррекции: дисфункци-ональность материнско-детских взаимоотношений, высокий уровень семейной вины и общей семейной тревоги, неадаптивность семейного копинга.

Основываясь на парадигме системного подхода в медицине и исходя из биопсихосоциальной модели заболевания, проведение семейной психотерапии становится актуальным в системе комплексного лечения и реабилитации многих заболеваний у детей и подростков. Для коррекции отношений в диаде «мать - сын, страдающий бронхиальной астмой» с позиции системного семейного под-дхода может быть рекомендована модель «ромбовидной» векторной семейной психотерапии, разработанная М.П. Билецкой.

Цель модели: обеспечение адаптивного функционирования семейной системы в момент обострения психосоматического расстройства, выявление и использование саногенного эффекта семьи для выздоровления или длительной ремиссии заболевания ребенка.

Задачи: принятие ответственности за существующие проблемы каждым членом семейной системы; повышение ответственности за свое поведение и здоровье у каждого члена семьи; повышение родительской компетентности; поиск и активизация семейных ресурсов, развитие на их основе адаптивных стратегий совладания; ориентация не на причины заболевания, а на его лечение.

Модель рассчитана на 46 часов, состоит из четырех этапов и реализуется в течение пяти месяцев, включая поддерживающий этап. Частота встреч определяется задачами этапа.

Принципы и техники психотерапии, интегрированные в данную модель: семейная системная психотерапия, аналитико-системная семейная психотерапия, семейная арт-терапия, ролевые игры, свободный проективный рассказ, семейная дискуссия, психогимнастические упражнения.

Модель строится, исходя их следующих принципов:

• психосоматическое расстройство у ребенка - проблема не «идентифицированного» пациента, а всей семьи;

• ориентация на совладание с болезнью, а не на «культ болезни», существующий в семье;

• преодоление алекситимических барьеров - задача всей семьи;

• четкая дифференцированность внутрисемейной структуры, правильное функционирование подсистем в семье - основа адаптивного совладающего поведения и саногенной роли семьи в лечении заболевания;

• семья воспринимается способной нести ответственность за поведение своих членов и решение своих проблем;

В ходе проведения семейной психотерапии психотерапевт изменяет равновесие в семейной системе, подготавливая ее к изменениям, что вначале может приводить к усилению симптома, поэтому необходимо провести ряд сессий с детской и родительской подсистемами отдельно. Это помогает снизить семейную тревогу, возросшую в начале перестройки семейных ролей, а также снизить тревогу и напряженность ребенка, который может эмоционально отреагировать свои проблемы [1, с. 68].

Данная модель семейной психотерапии называется «ромбовидной» векторной, так как предусматривает проведение лечения по направлениям, условно обозначающим ромб:

На первом этапе проводится работа с семьей, как с системой: активное вовлечение семьи в работу (присоединение, «семейный диагноз»), заключение психотерапевтического контракта, осознание членами семьи внутрисемейной напряженности и закрепление мотивации на дальнейшую психотерапевтическую работу. На втором этапе психотерапевтическая работа проводится по направлениям-векторам - с родительской и детской подсистемами отдельно с целью снижения напряженности связей во внутрисемейной структуре и реконструкции границ каждой подсистемы. На третьем и четвертом этапах психотерапия проводится с семьей, как системой в целом. Содержание третьего этапа - реконструкция семейных отношений и выработка адекватного совладающего поведения в период обострения заболевания. Четвертый этап необходим как поддерживающий, итоговый. В ходе него также происходит отсоединение психотерапевта от семьи. Оценка эффективности модели «ромбовидной» векторной семейной психотерапии проводилась с помощью опросника «Анализ семейной тревоги». Полученные результаты сравнивались с исходными данными. Выявлены значимые различия по всем шкалам (р<0,001), свидетельствую-льствующие о снижении уровня общей семейной тревоги после лечения. Завершением «экологической проверки» модели явилось проведение катамнестического исследования: 85% семей, явившись через 6 месяцев после окончания лечения, отмечают снижение частоты и степени выраженности конфликтов в семье, преобладание конструктивных решений проблем. У 80% детей отмечается стойкая ремиссия заболевания, у остальных 20 % -снижение интенсивности протекания приступов удушья. Заключение

Таким образом, материнско-детское взаимодействие в семьях с мальчиками-подростками, страдающими бронхиальной астмой, является дисфункциональным и характеризует особенности семейной дисфункции в семейной системе. С позиции системного семейного подхода нами были рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов общей семейной тревоги с особенностями семейного копинга и характеристиками патологизирующего семейного воспитания в данных диадах. Наличие патоло-

гизирующего типа семейного воспитания «потворствующая гиперпротекция», высокий уровень общей семейной тревоги и неадаптивность семейного копинга в диаде «мать - сын-подросток, страдающий бронхиальной астмой» являются мишенями семейной психотерапии. Модель «ромбовидной» векторной семейной психотерапии М.П. Билецкой помогает снять запрет на высказывание и отреагирование чувств в дисфункциональных семьях подростков с психосоматическими расстройствами, позволяет выработать оптимальные способы семейного функционирования, провести коррекцию стиля воспитания и способствует установлению адекватных детско-родитель-ских отношений. Данная модель может быть включена в программу комплексного лечения и реабилитации подростков с психосоматическими расстройствами.

Список литературы

1. Билецкая М.П. Семейная психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков. Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГПМА, 2011. - 80 с.

2. Билецкая М.П., Бурлакова М. И. / Адаптационный потенциал членов семей детей с бронхиальной астмой / М. // Ученые записки. - 2011. - Т. 18, № 4. - С. 23-25.

3. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 400с.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - Спб.: Питер, 2008.-672с.

СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОРА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

УЧАСТНИКОВ ПЕРЕГОВОРОВ

Борисенко Зинаида Викторовна,

старший преподаватель факультета психологии, Гусева Елена Анатольевна, студентка 3 курса факультета психологии, Панагушина Жанна Владиславовна,

студентка 3 курса факультета психологии, Филиал Московского государственного университета имени

М.В. Ломоносова в городе Севастополе, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования процесса постановки целей в переговорах. В качестве метода исследования использован ситуационно-поведенческий тест. В работе проанализирована специфика направленности высказываний, речевое поведение участников переговорного процесса и их связь с постановкой целей. Выявлены некоторые особенности в результате категориального анализа высказываний, касающиеся использования речевых категорий информационного и эмоционального плана. ABSTRACT

The article presents the results of a study of the process of setting goals in the negotiations. As a research method used situationally-behavioral test. In this paper we analyzed the specificity of orientation statements, verbal behavior ofparticipants in the negotiation process and their relationship to setting goals. Some features as a result of the analysis of categorical statements regarding the use of categories of speech information and emotional plane.

Ключевые слова: цель, целеполагание, переговоры, речевое поведение, информационные высказывания, эмоциональные высказывания, направленность высказывания.

Keywords: goal, goal setting, negotiation, verbal behavior, information statements, emotional statements, direction of statements.

Проблема целеполагания является актуальной, поскольку не все аспекты этого вопроса на данный момент отражены в экспериментальных исследованиях. В данном исследовании рассмотрена связь речевого поведения участников с постановкой целей в процессе переговоров.

Понятие цели составляет некоторую часть исследований в философии. Цель здесь отмечена как одна из характеристик открытой системы. Понятие цели отражает стремление к достижению определенного состояния, характеризующегося конечной стадией развития этой системы. Несмотря на рассмотрение цели как особенности, присущей открытой системы, это понятие характерно также и для неживых систем. В первую очередь, как аспект соответствия техническим характеристикам системы, а также антропный принцип, представляющий особенности целей в неживой природе. Этот принцип постулирует наличие определенной цели для всего существующего в природе, в физическом пространстве и во Вселенной в целом. Наличие цели означает присутствие смысла для всего существующего. Например, в неживой природе одним из значимых принципов является достижение равновесия.

Постановке целей свойственны как общие черты, отражающие весь процесс в целом, так и особенности, отмеченные у каждого вида систем. В качестве общих черт выделено наличие цели и стремление к смыслу у всего существующего, а особенности понимания цели, качественные и количественные, отличаются в каждой их систем.

В психологической науке существует также различные понимания как понятия цели, так и представления о механизмах его формирования и роли в жизни человека.

Исследования процесса постановки целей впервые представлено в работах исследователей психологии сознания. В этой школе целенаправленность понималась как выбор соответствующих, то есть целесообразных форм поведения.

Идеи представителей Вюрцбургской школы о наличии в процессе решения задач детерминирующей тенденции и представления цели были развиты в работе О. Зельца [4]. Он изучал степень представленности цели в сознании и зависящую от того степень отражения результата решения задачи. Также была отмечена предвосхищающая роль целеполагания в процессе решения задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.