Научная статья на тему 'Семейная идентичность современной российской молодежи (по материалам социологического исследования в Республике Башкортостан)'

Семейная идентичность современной российской молодежи (по материалам социологического исследования в Республике Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКИ / МОЛОДЕЖЬ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / FAMILY IDENTITY / FAMILY VALUES / YOUTH / ATTITUDES / THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камалова Гульдар Рашитовна

В статье рассматриваются семейные ценности, которые сформированы у современной российской молодежи, проводится анализ процесса формирования семейной идентичности у молодого поколения россиян согласно результатам социологических исследований, проведенных фондом «Общественное мнение» за последние несколько лет. Также представлены данные сравнительного анализа результатов исследований молодежи Республики Башкортостан, проведенных автором статьи в 2008 и 2014 гг. по изучаемому сегменту. Результаты исследований выявля-ют изменения, которые произошли в семейных установках башкортостанской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY IDENTITY OF MODERN RUSSIAN YOUTH (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

The article deals with family values of the modern Russian youth. The author studies the process of family identity formation of the young generation of Russians basing on the results of the sociological research conducted by the Fund “Public opinion” during the recent few years. Also, the paper carries out a comparative analysis of the researches concerned with the youth of the Republic of Bashkortostan, conducted by the author in 2008 and 2014. The research results reveal the changes that have taken place in the family values of the Bashkortostan youth.

Текст научной работы на тему «Семейная идентичность современной российской молодежи (по материалам социологического исследования в Республике Башкортостан)»

УДК 316.356.2/316.752 Камалова Гульдар Рашитовна

кандидат политических наук,

доцент кафедры политологии, социологии

и философии

Башкирской академии государственной службы и управления

при Президенте Республики Башкортостан

СЕМЕЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН)

Аннотация:

В статье рассматриваются семейные ценности, которые сформированы у современной российской молодежи, проводится анализ процесса формирования семейной идентичности у молодого поколения россиян согласно результатам социологических исследований, проведенных фондом «Общественное мнение» за последние несколько лет. Также представлены данные сравнительного анализа результатов исследований молодежи Республики Башкортостан, проведенных автором статьи в 2008 и 2014 гг. по изучаемому сегменту. Результаты исследований выявля-ют изменения, которые произошли в семейных установках башкортостанской молодежи.

Ключевые слова:

семейная идентичность, семейные ценности, установки, молодежь, Республика Башкортостан.

Kamalova Guldar Rashitovna

PhD in Political Science, Assistant Professor, Political and Social Sciences and Philosophy Department, Bashkir Presidential Academy of Public Service and Administration

FAMILY IDENTITY OF MODERN RUSSIAN YOUTH (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

Summary:

The article deals with family values of the modern Russian youth. The author studies the process of family identity formation of the young generation of Russians basing on the results of the sociological research conducted by the Fund "Public opinion" during the recent few years. Also, the paper carries out a comparative analysis of the researches concerned with the youth of the Republic of Bashkortostan, conducted by the author in 2008 and 2014. The research results reveal the changes that have taken place in the family values of the Bashkortostan youth.

Keywords:

family identity, family values, youth, attitudes, the Republic of Bashkortostan.

Исследования последних лет показывают трансформацию ценностей и установок современного общества как в России, так и за рубежом. Изучению данного вопроса посвящены исследования многих российских научно-исследовательских институтов и центров. Новое поколение, или поколение Y (поколение миллениума) [1], как называют его российские исследователи, - это молодежь в возрасте 16-25 лет и поколение X (неизвестное поколение) - в возрасте от 25 и старше (до 45 лет) кардинально отличаются друг от друга по вопросам современных ценностей и установок. С этой точки зрения интересными представляются данные фонда «Общественное мнение», полученные по результатам общероссийских социологических исследований за последние несколько лет [2; 3]. Данные опросов показывают, что семья занимает лидирующее положение в шкале ценностей у всех поколений россиян - 68 % среди респондентов возраста от 18 до 30 лет, 71 % - от 31 до 45 лет, 67 % - от 46 до 60 лет и 51 % - старше 60 лет. При этом большинство россиян (53 %) считает, что современные супруги откладывают рождение детей на более поздний срок, такое мнение характерно не только для мужчин (43 %), но и для женщин (61 %). В вопросе воспитания детей подавляющее большинство россиян (88 %) считает, что детьми должны заниматься оба супруга, при этом такого мнения придерживаются все респонденты, вне зависимости от семейного положения: женатые / замужние респонденты, у которых брак зарегистрирован (89 %); неженатые / незамужние респонденты (87 %); женатые / замужние респонденты, у которых брак не зарегистрирован (85 %).

По результатам социологических исследований, проведенных автором статьи в 2008 и 2014 гг., был рассмотрен вопрос о семейных ценностях, выявлены тенденции к формированию семейной идентичности у разных поколений российской молодежи, проживающих в Республике Башкортостан. В исследовательское поле были включены учащиеся высших учебных заведений дневных и заочных форм обучения [4]. Анкетный опрос был проведен среди респондентов двух возрастных групп (от 17 до 25 лет и от 26 до 35 лет). По данным исследований 2008 (п = 1020 респондентов) и 2014 гг. (п = 1000 респондентов) был проведен сравнительный анализ по изуча-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 20)

емому сегменту. Так, общим для двух периодов исследования стал рост количества респондентов, ориентированных на самореализацию как в профессиональном плане, так и в вопросе создания семьи. Сравнительный анализ был проведен как в отношении респондентов, состоящих в браке (37 %), так и в отношении молодых респондентов, которые не состояли в браке (63 %).

Среди респондентов, не состоящих в браке, были выделены следующие три группы.

Первую группу составили молодые люди с высокой степенью ориентации на профессиональный и карьерный рост (46 % в 2008 г. и 49 % в 2014 г.). При этом данные респонденты отмечают первостепенную важность достижения карьеры и успеха, а построение семьи, по их мнению, является неотъемлемой составляющей жизни успешного человека. В этой группе большая часть респондентов - молодые люди, у которых ценности семьи и профессионального роста совпадают по уровню значимости.

Вторая группа ориентирована на индивидуализм (32 % в 2008 г. и 15 % в 2014 г.). Представители данной группы нацелены на получение более широких возможностей, готовы к новым открытиям, перспективной работе за рубежом, активной мобильности, подвержены новациям и т. д. Для данной группы построение семьи является долгосрочной целью, откладываемой на будущий период, когда будут реализованы все другие цели - «увидеть мир», «поучиться», «набраться опыта», «попутешествовать», «познакомиться с другими культурами, увидеть другие страны».

Третью группу (22 % в 2008 г. и 36 % в 2014 г.) представляет молодежь, как ее называют некоторые социологи - «поколение Путина», которая активно принимает участие во всех проектах, интересуется политической жизнью государства, находится в курсе всех изменений в политической, социальной, экономической жизни страны. Данная группа, так же как и первая, ориентирована на семейные ценности.

Опрос 2014 г. проходил в период подъема патриотических настроений, связанного прежде всего с событиями вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.

Также был проведен замер представлений молодых людей об их будущих семьях. 35 % респондентов высказались о необходимости завести одного-двух детей. Большая часть молодых людей (60 %) выразила свое желание иметь трех и более детей. Также необходимо отметить, что большинство респондентов, как в первом исследовании (в 2008 г.), так и во второй период (в 2014 г.), фиксируют следующую позицию: гражданский брак - один из приемлемых способов создания семьи в будущем.

Следующую группу составили респонденты, которые уже имеют семью и детей (37 %). Многие респонденты отмечают, что мечты и образы, которые они имели о своей будущей семье в прошлом, до вступления в брак, претерпели изменения после создания семьи - «оказалось не все так просто, легко и романтично». В данную категорию вошли респонденты, большая часть которых имеет одного ребенка (65 %), остальные - двоих-троих детей. Часть респондентов (35 %), которые имеют одного ребенка в семье, отметили, что планируют иметь большую семью «с тремя детьми как минимум», «семья хороша, когда много детей - хотелось бы вырастить пятерых детей».

По сравнению с данными 2008 г. в результатах 2014 г. прослеживаются изменения в сторону увеличения количества респондентов, которые настроены позитивно и уверенно смотрят в будущее - «все будет хорошо, несмотря ни на что», что присуще не только женским, но и мужским анкетам. Данный настрой, по-видимому, связан также с общероссийскими тенденциями, которые характерны периоду конца 2013 г. - 2014 г. Геополитическая ситуация, и прежде всего события, связанные с Украиной, актуализировали не только патриотические ценности, но и способствовали пересмотру отношения россиян ко многим вопросам, в том числе к образам лидеров различных стран в целом и к главе Российского государства в частности.

Большинство респондентов, вне зависимости от пола, отмечают, что главой семьи должен быть мужчина, который зарабатывает, однако при этом участники опроса положительно относятся к тому факту, что женщина в семье также будет работать и зарабатывать. Только 15 % респондентов-мужчин отметили, что муж должен зарабатывать больше жены. Большинство женщин отмечают необходимость работать и зарабатывать деньги для семьи наравне с мужем. Подавляющее большинство респондентов (97 %) отмечают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя. Большинство респондентов выразили желание иметь в среднем двух или трех детей. Из них 50 % уже имеют детей в среднем возрасте до трех лет. Ни один респондент не отметил необходимость иметь детей в связи с открывающимися возможностями, связанными с материнским капиталом (получение земли, покрытие ипотеки и т. д.), при этом все респонденты отметили жилищные проблемы и обозначили свои планы по покупке или строительства своего жилья.

Полученные результаты исследований двух периодов демонстрируют произошедшие изменения в семейных ценностях молодежи республики. Все большее количество респондентов

нацелено на создание семьи и рассматривает эту позицию прежде всего в качестве определяющей в успешной реализации профессиональной карьеры. Необходимо отметить, что такой позиции придерживались в большей степени студенты, ориентированные на работу в органах государственной власти и муниципального уровня. При этом большинство респондентов обеих групп (имеющих опыт семейной жизни (в зарегистрированном и гражданском браке) и неженатых / незамужних респондентов) ориентированы на семью с двумя и тремя детьми. Подавляющее большинство респондентов полагает, что воспитанием детей должны заниматься оба супруга. Результаты исследований показали ориентированность молодого поколения на семейные ценности и формирование позитивной семейной идентичности у молодых россиян.

Ссылки и примечания:

1. Теория российских поколений разработана К. Шамис и А. Антиповым по аналогии с теорией поколений американских ученых Н. Хоува и У. Штрауса, разработавших ее на примере США.

2. Семья и дети. Как россияне принимают решение о рождении ребенка? С кем должен жить ребенок после развода? [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/11315 (дата обращения: 24.11.2014).

3. Чем мы дорожим? О самом важном в жизни россиян [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/TSennosti/10994 (дата обращения: 20.11.2014).

4. В рамках двух проектов (2008 и 2014 гг.) были опрошены студенты трех вузов республики - Башкирского государственного университета, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.