Научная статья на тему 'Семантика цвета в художественном проектировании костюма'

Семантика цвета в художественном проектировании костюма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
111
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Куимова А. С.

В статье раскрываются особенности процесса формирования семантики цвета в проектировании дизайнерского образа, а также определяется семантика цвета в ряде направлений моды 1990-2000 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантика цвета в художественном проектировании костюма»

СЕМАНТИКА ЦВЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

© Куимова А.С.*

Институт художественного образования Волгоградского государственного педагогического университета, г. Волгоград

В статье раскрываются особенности процесса формирования семантики цвета в проектировании дизайнерского образа, а также определяется семантика цвета в ряде направлений моды 1990-2000 гг.

Семантика цвета играет важнейшую роль в художественном проектировании костюма в силу того, что выражает одну из составляющих структуры дизайнерского образа, а именно семантика цвета является носителем культурно-информационного значения образа. Например, костюмы в стиле Гранж, культурно-информационное значение которых связано с протестом и бунтом. Потому в основу дизайнерского колорита положены взаимоотношения согласия - несогласия, ассоциативно отсылающие зрителя на улицы большого города, где часто можно увидеть маргинальных персонажей в одежде, словно купленной в магазине секонд-хэнд: грязновато-синие вытертые джинсы и клетчатая тёмно-красного цвета рубаха резко сочетаются по цвету, каждый из которых фокусирует внимание зрителя на себе. Образовавшиеся два фокуса как бы спорят между собой, вызывая у зрителя ощущение беспокойства.

Процесс формирования семантики цвета в художественном проектировании костюма проходит несколько этапов:

- первый этап метамерности цвета, когда смысловой нагрузки ощущение цвета ещё не имеет, потому может быть соотнесено с любым значением. Семантическое значение цвета возникает благодаря цветоэмоциональным связям, когда возникает эмоциональное отношение к нему.

- второй этап апертурности цвета. Цвет ещё беспредметен. На этом этапе происходит наполнение содержанием, т.е. соотнесение с основной идеей дизайнерского образа, с его культурно-информационным значением.

- третий этап: цвет выступает как хроматическая характеристика, происходит опредмечивание цвета, выделение доминирующего эмоционального состояния и идеи, их соотнесения с цветом, т. е. формируется хроматическая характеристика.

* Студент кафедры Теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайна костюма. Научный руководитель: И.А. Лескова, старший преподаватель кафедры Теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайна костюма.

Процесс формирования семантики цвета для дизайнера, с одной стороны, является средством осознания своего внутреннего состояния, эмоционального отношения к себе и к миру, а с другой стороны, он тесно связан с общекультурным значением цвета, сформировавшимся в процессе исторического развития общества. Потому семантика цвета того или иного модного направления выражает отношение общества к внутренним и внешним факторам культуры. Модные направления, быстро сменяющие друг друга, фактически проявляют важнейшую функцию, которой обладает дизайнерский колорит. Благодаря семантике цвета он обретает интерактивность, выявляя эмоциональное и интеллектуальное отношение общества к социальным и культурным процессам, определяющим его жизнь.

В направлениях моды последних десятилетий ярко выражено преобладание ахроматических цветов - чёрного, белого, серого, что, на наш взгляд, может быть интерпретировано как проявление космополитизма как одной из ведущих тенденций современной культуры. Созвучно космополитизму и существующее в современном обществе стремление к жизни в мире, в котором нет границ. Яркая выраженность ахромной оси, представляющей цвета, имеющие наиболее ёмкое архетипическое значение, кроме вышеназванных тенденций, на наш взгляд, также свидетельствует ещё об одной особенности. Имеется в виду ощущение вневременного характера массовой культуры, нивелирующей культурно-исторические приметы национальной самобытности.

Семантика ахромной оси в течение двух десятилетий развития моды служила общим смысловым фоном для проявления интеллектуально-чувственных интересов общества. Семантика ахромного фона позволила более ярко выразить кратковременные всплески интереса к отдельным аспектам жизни, подчас диаметрально противоположным, например, гранж, ставший проявлением протеста против любви к роскоши, и Бель эпок, который, наоборот, стал выражением любви роскоши. Но в целом направления моды не противостоят друг другу, а выражают устойчивые интересы общества, которые с течением времени лишь слегка изменяются, потому ряд направлений моды сближается и по идейной направленности и по семантике цвета, например, экологический стиль и кантри, фольклорный и а ля рюс, гранж и smart casual, панк, кибер-панк и милитари.

Таблица 1

Основные направления моды 1990-2000 гг.

Название Идейные основы Колорит Семантика цвета

1. экологический принципы экологической этики, гармонизация отношений человека с окружающим миром зеленый, охра, серый, теплые оттенки коричневого чувственная пассивность, ощущение телесности, самоуглублённости

48 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Продолжение табл. 1

Название Идейные основы Колорит Семантика цвета

2. фольклорный космополитичен, вбирает в себя элементы национальных костюмов практически со всего мира, выражает существующее в современном обществе стремление к жизни в мире, в котором нет границ красный, синий, белый, черный ахромные и хроматические цвета, обладая архетипиче-ским значением, выражают вневременной характер, единство противоположных начал

3. гранж (Grunge) дерзкий протест против любви к роскоши, пафос-ности, буржуазности, воспевание антикультуры уличных подростков, «маргинальный шик» черный, серый, белый в сочетании с ярко-взрывным цветом деталей преобладание ахромных цветов как выражение нивелирующего влияния общества, подчёркивает импульсивность и локальность индивидуального проявления через цветовые акценты

4. панк, кибер-панк агрессивно-протестная до гротескности реакция на бездуховность жизни потребительского общества панк: черный, желтый, белый неопанк: «кислотные» цвета (оранжевый, зеленый, розовый) ахромные цвета (белый, чёрный) как выражение универсальной основы мировосприятия в сочетании с тёплым жёлтым выражают замкнутость, интимность, призем-ленность индивидуального переживания жизни

5. милитари выражение агрессивности историко-культурного контекста жизни общества цвета беж и хаки настороженность, контроль, самоутверждение, самонаблюдение

6. героиновый шик выражение ощущение иллюзорности, призрачности жизни оттенки чёрного всепоглощающая бесформенность индивидуального переживания жизни

7. гирли (Girlie-Look) выражает идеалы «цивилизации молодых»: ти-нейрджейство, сексуальность яркие цвета: синий, красный, зеленый, белый ахромный белый как основа дизайнерского колорита выражает стремление к совершенству, активность (красный) в проявлении собственного Я (зелёный), эгоцентризм (синий)

8. кантри выражение ностальгических настроений городского жителя по неторопливости и покою деревенской жизни бежевый, оттенки коричневого по семантике цвета кантри близок к экологическому, к его чувственной пассивности, ощущению телесности, самоуглублённости

9. бель эпок выражение роскоши и импозантности городской жизни фиолетовый, чёрный, белый ахромная основа дизайнерского колорита в сочетании с фиолетовым выражают классическую меру, ярче проявляет эстетство фиолетового

10. русский фольклор (а-ля рюс) выражает интерес к древнерусской экзотике традиционные цвета русского орнамента: черный, красный, синий, зеленый, желтый близок семантике цвета фольклорного направления: ахромная основа уравновешивает импульсы противоположных начал жизни

Продолжение табл. 1

Название Идейные основы Колорит Семантика цвета

11. йшаг! сайиа1 выражает стремление смягчить нивелирующее воздействие оффисно-рабочей одежды черный, серый, белый (традиционные офисные цвета); бежевый, голубой, светло-зеленый доминантность тотального воздействия массовой культуры побуждает к отвлечённой замкнутости человека на самоощущении

12. спортивный стиль идея свободы телесной динамики яркие цвета преобладание хроматических цветов фиксирует стремление к самовыражению

Таким образом, семантика цвета того или иного модного направления, выражая отношение общества к внутренним и внешним факторам культуры, визуализирует процессы, происходящие в духовной жизни общества, проявляя то, что ещё скрыто, и тем самым, способствуя становлению общественного самосознания.

Список литературы:

1. Базыма Б. А. Цвет и психика. - Харьков, 2001. - 175 с.

2. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. - М.: Высшая школа, 2002.

3. Глазычев В. О дизайне (Очерки по теории и практике дизайна на Западе). - М.: «Искусство», 1970.

4. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. - Мн.: «Беларусь», 2002. - С. 93-102.

5. Серов Н. Цвет культуры. - М., 2006.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ В РОССИЙСКОЙ ИНТЕРЬЕРНОЙ ПРАКТИКЕ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА

© Цехмистер Т.И.*

Уральская государственная архитектурно-художественная академия,

г. Екатеринбург

В статье рассматриваются примеры стиля экспрессионизм в современном российском интерьере, анализируются его специфические черты, отличные от западных аналогов в таких особенностях, как средовая контекстуальность, авторская интерпретация, стилевой и проектный синтез.

Произведения экспрессионизма на западе стали монументальными «говорящими» символами. Посредством свободного формообразования -

* Аспирант.Научный руководитель: Г.В. Вершинин, директор ТФ УралГАХА «Институт дизайна», кафедра Средового и графического дизайна, кандидат искусствоведения, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.