Научная статья на тему 'Цвет как средство выражения художественного образа современного костюма'

Цвет как средство выражения художественного образа современного костюма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1342
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DESIGN OF CLOTHES / SUIT / ARTISTIC IMAGE / COLOR / ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ / КОСТЮМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ЦВЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шокорова Л.В., Киселева Н.Е., Сердюкова Д.А.

В статье раскрываются основные принципы создания художественного образа, играющего решающую роль в современном дизайне одежды. Характеризуются функции костюма, его отличительные особенности, как объекта дизайна, направленного на создание новых изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами в соответствии с образом жизни и потребностями людей. Рассматриваются природа и феномен цвета, позволяющие создать гармоничное единство образа человека и костюма в определённой среде. Проводится анализ влияния цвета, оказывающий влияние на современные тенденции в дизайне костюма. Определяются основные сочетания цветов в композиции костюма, характеризуется цвето-психологический аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOUR AS A MEANS OF EXPRESSION OF AN ARTISTIC IMAGE OF A MODERN SUIT

In the research paper the basic principles of creation of an artistic image that is playing a crucial role in the modern design of clothes are revealed. The authors characterize functions of a suit, its distinctive features, as an object of design directed on creation of new products with high-consumer properties and esthetic qualities according to the way of life and needs of people. The nature and a phenomenon of color allowing creating a harmonious unity of an image of a particular person and a suit in a definite environment are considered. The researchers present an analysis of influence of color on current trends in design of suits. The study provides characteristics of the main combinations of colors in suit composition and some color-relating psychological aspects.

Текст научной работы на тему «Цвет как средство выражения художественного образа современного костюма»

ролевые педагогические позиции в процессе профессионального обучения в вузе.

Подытоживая результаты исследования, мы отмечаем в целом хорошие показатели по личностным характеристикам, что немаловажную роль играет в развитии знаний и практических умений будущих педагогов. Исследуемая категория студентов

может стать педагогами с креативным мышлением, развитыми коммуникативными и организаторским способностями, умеющими организовать работу в социокультурном пространстве школы и среды, через использование возможностей формального и неформального образования в изучении ролей педагога и развитии ролевой педагогической позиции.

Библиографический список

1. Гибадуллина Ю.М. Профессиональная подготовка педагогов в процессе интеграции формального, неформального и информально-го образования. Фундаментальные исследования. 2014; 11-10: 2253 - 2257.

2. Гибадуллина Ю.М. Основные роли педагога в условиях формального, неформального и информального образования. Педагогическое мастерство: Материалы IVмеждународной научной конференции, февраль, Москва: Буки-Веди, 2014: 228 - 231.

3. Сахарова В.И. Подготовка педагога-исследователя в системе повышения квалификации. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. 4 (16): 106 - 109.

4. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. Авторы-составители Н.С. Сердюкова, Е.В. Посохина, Л.В. Серых. Белгород: БелРИПКППС, 2011.

References

1. Gibadullina Yu.M. Professional'naya podgotovka pedagogov v processe integracii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; 11-10: 2253 - 2257.

2. Gibadullina Yu.M. Osnovnye roli pedagoga v usloviyah formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe masterstvo: Materialy IVmezhdunarodnoj nauchnojkonferencii, fevral', Moskva: Buki-Vedi, 2014: 228 - 231.

3. Saharova V.I. Podgotovka pedagoga-issledovatelya v sisteme povysheniya kvalifikacii. Professional'noe obrazovanie vRossiiiza rubezhom. 2014. 4 (16): 106 - 109.

4. Organizaciya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obscheobrazovatel'nom uchrezhdenii: metodicheskoe posobie. Avtory-sostaviteli N.S. Serdyukova, E.V. Posohina, L.V. Seryh. Belgorod: BelRIPKPPS, 2011.

Статья поступила в редакцию 25.10.15

УДК 37.01

Shokorova L.V, Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: Larazmei@mail.ru

Kiselyova N.Ye., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: Kiseleva.121052@mail.ru

Serdyukova D.А., senior teacher, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: dilia1802@mail.ru

COLOUR AS A MEANS OF EXPRESSION OF AN ARTISTIC IMAGE OF A MODERN SUIT. In the research paper the basic principles of creation of an artistic image that is playing a crucial role in the modern design of clothes are revealed. The authors characterize functions of a suit, its distinctive features, as an object of design directed on creation of new products with high-consumer properties and esthetic qualities according to the way of life and needs of people. The nature and a phenomenon of color allowing creating a harmonious unity of an image of a particular person and a suit in a definite environment are considered. The researchers present an analysis of influence of color on current trends in design of suits. The study provides characteristics of the main combinations of colors in suit composition and some color-relating psychological aspects. Key words: design of clothes, suit, artistic image, color.

Л.В. Шокорова, канд. искусств., доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: Larazmei@mail.ru

Н.Е. Киселева, канд. искусств., доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский государственный университет, факультет искусств, г. Барнаул, E-mail: Kiseleva.121052@mail.ru Д.А. Сердюкова, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский государственный университет, факультет искусств. г. Барнаул, E-mail: dilia1802@mail.ru

ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА

В статье раскрываются основные принципы создания художественного образа, играющего решающую роль в современном дизайне одежды. Характеризуются функции костюма, его отличительные особенности, как объекта дизайна, направленного на создание новых изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами в соответствии с образом жизни и потребностями людей. Рассматриваются природа и феномен цвета, позволяющие создать гармоничное единство образа человека и костюма в определённой среде. Проводится анализ влияния цвета, оказывающий влияние на современные тенденции в дизайне костюма. Определяются основные сочетания цветов в композиции костюма, характеризуется цвето-психологический аспект.

Ключевые слова: дизайн одежды, костюм, художественный образ, цвет.

Одной из ведущих тенденций современной моды является разработка дизайна одежды, выгодно подчёркивающей особенности личности и выявляющей пластику и красоту человеческого тела. В настоящее время одной из сложнейших задач для дизайнеров становится создание индивидуального костюма, направленного на выявление новых образов человека, позволяющих выйти за рамки своего повседневного существования. Огромное разнообразие современного костюма гораздо отчётливее, чем «другие жанры художественного творчества отражают отноше-

ние к современному человеческому телу, переоценку ценностей, осуществляемую в нашем обществе» [1, с. 4]. Одним из основных аспектов, на что реагирует покупатель, даже не зная современных тенденций моды, является цвет. Как одно из ведущих средств создания художественного образа цвет, в костюме независимо от модных течений и направлений, способен привлечь внимание широкой аудитории, а грамотно составленная цветовая палитра выявить основные критерии создания модного образа: новизну и выразительность. Таким образом, анализ вли-

яния цвета на создание художественного образа в современном дизайне костюма определяет несомненную новизну и актуальность данного исследования.

Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества и мировой культуры, стало одним из языков социального общения и средством социальной коммуникации, существенным элементом, наиболее характеризующим личность и создающим имидж человека. Понятие «костюм» хотя и неразрывно связано, но все же намного шире, чем понятие «одежда» и включает в себя все, что искусственно меняет облик человека - это причёска, обувь, макияж и многое другое. «Костюм - определённая система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающих социальную, региональную, национальную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию» [2, с. 23].

Выполняя те же функции, что и одежда, костюм в то же время несёт знаковую функцию, сообщая окружающим важнейшую информацию о человеке: его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре. Моделирование костюма является одним из объектов дизайна, задачей которого является создание новых культурных образцов и новых вещей с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами в соответствии с образом жизни и потребностями людей.

Современный костюм, как объект дизайна, несёт определённые функции, способствующие облегчению процесса адаптации человека к окружающему миру. Это традиционная утилитарно-практическая, необходимая в конкретной деятельности человека; адаптивная, обеспечивающая комфортность; результативная, связанная с социальным функционированием вещи и интерактивная, направленная на выявление качеств культуры в традициях и ценностях, выраженных в материале и форме.

Дизайнер одежды всегда находится под влиянием процесса потребления, то есть в русле современных модных течений. Являясь средством выражения социального статуса человека, модная одежда позволяет разрешать конфликт между социальным конформизмом и индивидуальной свободой. Индивидуальный стиль дизайнера, грамотно сочетающийся с модными тенденциями, позволяет создавать уникальные модели одежды, в которых проявляются причудливые сочетания цветов, фасонов и аксессуаров. Таким образом, дизайнер, создавая проект костюма для человека, проектирует не только предметную среду в целом, но и художественный образ самого человека, его облик, эмоции, стиль жизни.

Дизайн костюма является творческой деятельностью, целью которой является определение формальных качеств предмета одежды, в том числе: внешних черт изделия и структурных и функциональных взаимосвязей, превращающих изделие в единое целое, с точки зрения потребителя и с точки зрения изготовителя. При разработке современного костюма необходимо исходить из функционального подхода, который определяет как конструктивное решение, так и выбор материалов, и художественный образ костюма.

Являясь ярким выражением авторского ощущения и личностным видением предмета и явления окружающего мира, художественный образ в создании современной одежды играет решающую роль. Это неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, способного доставлять человеку глубокое эстетическое наслаждение. «Мыслить образами - это значит конкретно воспроизводить содержание предметов, понятий, мыслей с живостью и яркостью, свойственным представлению, возникшему в результате ассоциаций, в которых используется жизненный опыт, накопленный графический опыт и творческий дар художника» [3, с. 204].

Форма - это основное средство выражения художественного образа в одежде, проявляющееся в единстве всех элементов. Традиционные способы и средства гармонизации, такие, как ритм, пропорции, масштабность, контраст, нюанс, тождество и симметрия, обеспечивают целостное восприятие формы. Совокупность тех или иных форм обогащает художественный образ, даёт ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. Наряду с такими приёмами визуальной организации образного выражения, как стилизация, трансформация и фактура, богатые по своему содержанию художественные образы костюма создает цвет, тесно соединенный с формой. Однако при этом следует учитывать характер физиологического воздействия цвета на человека, физические и эмоци-

ональные ассоциации, вызываемые цветом. Цветовые нюансы проявляются в сочетании разных оттенков и полутонов в общей колористической гамме костюма. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, обычно выглядит гораздо богаче, сложнее и изысканнее, чем костюм, решённый в одном цвете. Использование нюансов в сочетании вещей даёт большой простор для личного творчества.

Природа и феномен цвета содержат как объективное начало - свет, так и субъективное - зрение. Именно цвет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. На всем протяжении развития науки о цвете мы встречаем имена художников, философов, ученых, которые посвятили свою деятельность этой проблеме: Лукреций, Альберти, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, Гельмгольц, Ломоносов, Освальд, Рабкин, Менсел, Юстов, Кюпперс и другие. Законы цветовой гармонии относительны и во многом носят субъективный характер. Из истории мы знаем, что у различных народов определённые цветовые сочетания считались особенно красивыми: терракотово-красный с чёрным - основной мотив росписи керамики Древней Греции; контрастные сочетания красного, зелёного, белого, чёрного - в национальной одежде узбеков.

Есть определенные цветовые предпочтения и у различных эпох. Так, в европейской архитектуре в эпоху «барокко» использовались контрастные цвета, создавая пространственные иллюзии. Стиль «рококо - сочетание позолоты с бледно-бирюзовым. У древних народов цвет имел и определенное символическое значение. В Древнем Египте золотисто-желтый цвет символизировал солнце, красный - человека, зелёный - вечность природы, пурпурный - землю, синий - справедливость.

Существуют более или менее общие оценки воздействия цвета на человека, не зависящие от факторов, которые естественно влияют на восприятие. Это факторы времени, возраста, пола, национальности и т. д. Они могут усилить или ослабить воздействие, но не способны снять его полностью. Цвета имеют физиологическое воздействие на человека. Например, красный возбуждает, оранжевый стимулирует, зелёный успокаивает, а фиолетовый производит угнетающее действие на нервную систему.

Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус и обоняние. Вот почему мы начинаем слышать цвет, чувствовать его вкус. Цветовые ощущения могут навевать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями, которые можно подразделить на физические и эмоциональные.

Характер цвета - это его положение или место в цветовом круге. Как чистые основные цвета, так и все их смеси обладают ясно выраженным характером. Так, например, зелёный цвет может быть смешан с жёлтым, оранжевым, красным, фиолетовым, синим, белым и чёрным цветом, причем в каждом случае он приобретает специфический, единственный в своем роде характер. Каждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создает новый, особый его характер. Тон цвета - степень светлоты или темноты какого-либо цвета. Тон цвета может быть изменен двумя способами: или через соединение данного цвета с белым, чёрным или серым, или за счет смешения с двумя цветами различной светлоты.

Цвет используется не только как изобразительное средство, но и как выразительное. Используя цвет как средство изобразительное, дизайнер одежды передаёт предметы, объем, материал, пространство, состояние освещённости. Одновременно цвет воспринимается и как выразительное средство, его сочетания вызывают у нас различные эмоции, пробуждают чувства, создают различные настроения: радостное, грустное, спокойное, тревожное и т. д. Под действием цветовой гармонии происходит оценка впечатления от взаимодействия двух или более цветов. При этом у каждого человека свои собственные субъективные предпочтения о гармонии и дисгармонии. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. Более того, само восприятие цветов соответствует субъективному вкусу. Так, люди, особо чувствительные к синему цвету, будут различать множество его оттенков, в то время как оттенки красного, возможно, будут им малодоступны [5, с. 47].

Представление о цветовой гармонии позволяет раскрыть смысл другого, не менее важного для живописной практики понятия - колорит. В современном прочтении колорит есть совокуп-

ность всех цветов и оттенков, использованных в художественных произведениях, общее впечатление от цветового строя картины, характера подбора тонов [4, с. 12]. Холодный, тёплый, серебристый, мрачный, воздушный, эти названия вариантов колористического строя произведения приводят к мысли, что большое значение в его определении имеет эмоционально-психологическая оценка произведения зрителем и цветовые представления самого художника, его художественного направления.

Таким образом, художественный образ в дизайне современного костюма - это гармоничное единство образа человека и костюма в определенной среде. Процесс создания художественного образа в дизайне одежды можно подразделяется на два этапа. К первому относится возникновение образной идеи, воплощенной в виде форм, линий, цвета и фактуры материала. Ко второму - создание целостного художественного образа единства костюма и человека.

Смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, майки, жилеты), а меняется или дополняется только цветовая гамма. Выбирать свой цвет рекомендуется, учитывая свой тип внешности и использовать максимум три цвета. Один из них будет преобладать в образе, второй - подчеркивать его и оттенять, а третий - расставлять акценты, в зависимости от того, что мы хотим подчеркнуть. Однако, бывают очень кстати и другие сочетания красок.

При монохроматическом сочетании цветов используется только один цвет, но со всем многообразием тонов - от самых светлых до самых темных. Очень важна так называемая созвучность оттенков, находящихся в одном цветовом ряду. Например, синий цвет взаимосвязан с фиолетовым, зеленым и голубым. Оттенки могут располагаться ближе к первому, второму или третьему ряду, позволяющим изменять в разных деталях одежды яркость и насыщенность цвета. Это могут быть неоновый или цвет морской волны, а также васильковый, небесно-голубой, лазурный. Названия оттенков фиолетового цвета переданы через названия цветков: лиловый, фиалка, лавандовый и сиреневый. Бирюзовый, салатовый, аквамарин, изумрудный и оливковый -оттенки зелёного. У оранжевого цвета не менее богатая палитра красок: медовый, рыжий, морковный, апельсиновый, янтарный

Библиографический список

(включает группу оттенков от желтого до коричневого), коричневый, который получается благодаря слиянию серого и оранжевого. А у красного - алый, розовый, кармин, бордо, багряный, багровый и кардинал [6, с. 47].

Ахроматическое сочетание цветов позволяет использовать чёрный, серый и белый с обязательным добавлением ярких цветных акцентов, выраженных с помощью аксессуаров: брошей, браслетов, шарфика. При комплиментарном сочетании цветов используются контрастные цвета. Таким образом, при грамотном использовании цветовой палитры, сочетание цветов удачно дополняют друг друга, создавая баланс и гармонию в художественном образе. Выбор цвета будущих коллекций каждого нового сезона всегда определяется разработками Института цвета РапЬпе - мирового авторитета в области цвета и цветовых стандартов для индустрии моды и дизайна.

В результате исследования вопроса роли цвета в композиции костюма стало очевидным, что цвет в костюме в совокупности с формой даёт богатые по своему содержанию произведения. Используя цвет в качестве средства выражения художественного образа, следует учитывать характер физиологического воздействия цвета на человека, физические и эмоциональные ассоциации, вызываемые цветом. Цвета имеют субъективные и объективные свойства восприятия. Цвет в композиции костюма - это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи некой информации и является неоспоримым преимущественным условием при создании гармоничного дизайна костюма конкурентно способного в современных рыночных отношениях.

Специфика творчества в дизайне костюма заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Но и с его помощью происходит преодоление сложившихся стереотипов в отношении человека к самому себе, навыках, движениях, манере держаться, поведении в целом. Вещи, созданные дизайнером, создают не только новую вещественность, но и новую человечность. Данную функцию легко представить в дизайне одежды. Модельеры систематически обращаются к элементам истории и культуры и находят в них новые решения, которые позволяют им создавать уникальные коллекции.

1. Нестерова М.А. Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды. Автореферат ... кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2008.

2. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ляхова Н.Б., Финащина Е.М. Композиция костюма. Москва, 2003.

3. Шокорова Л.В., Киселева Н.Е. Декоративная композиция как средство развития креативного мышления дизайнера. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 2-х ч. Тамбов: Грамота, 2014; 9 (47); Ч. II: 203 - 205.

4. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Москва: Легпромбытиздат, 1997.

5. Платов Ю.Т., Исаев С.М. Цвет, мотив, выбор. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1990.

6. Брызгов Н.В. Функции цвета в различных видах искусства. Искусство и образование. Москва, 2009; № 4.

References

1. Nesterova M.A. Telopodobnyj i formoobrazuyuschij kostyumy kak dve tendencii v istorii evropejskoj mody. Avtoreferat ... kandidata iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2008.

2. Gusejnov G.M., Ermilova V.V., Lyahova N.B., Finaschina E.M. Kompoziciya kostyuma. Moskva, 2003.

3. Shokorova L.V., Kiseleva N.E. Dekorativnaya kompoziciya kak sredstvo razvitiya kreativnogo myshleniya dizajnera. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie iyuridicheskie nauki, kul'turologiya iiskusstvovedenie. Voprosy teoriiipraktiki: v 2-h ch. Tambov: Gramota, 2014; 9 (47); Ch. II: 203 - 205.

4. Parmon F.M. Kompoziciya kostyuma. Odezhda, obuv', aksessuary. Moskva: Legprombytizdat, 1997.

5. Platov Yu.T., Isaev S.M. Cvet, motiv, vybor. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 1990.

6. Bryzgov N.V. Funkcii cveta v razlichnyh vidah iskusstva. Iskusstvo i obrazovanie. Moskva, 2009; № 4.

Статья поступила в редакцию 03.11.15

УДК 37

Kudrin V.S., postgraduate (Pedagogy), Lieutenant Colonel of Police, instructor-methodologist, Center of Command and Staff

Training, Academy of Management, Ministry of Internal Affairs of Russia (Moscow, Russia), Е-mail: kudrin-v1975@mail.ru

THE EXTREMIST ACTIVITIES OF YOUTH: CLASSIFICATION, FORMS AND TYPES. The article discusses the extremist activities of youth as one of phenomena of modern socio-cultural situation in a changing paradigm of the modern society. The author analyzes approaches of researchers to this phenomenon through the definition of its forms and types, classification of organizations of an extremist nature. It is emphasized that the phenomenon of extremism, including the extremism of youth is an urgent problem in the Russian society in the XXI century. It not only has slowed down the social development and personal formation, but also has become a threat to the security of our country and humanity in general. The article notes that the problem of extremism arise, where there is a confrontation and collision with concrete manifestations of intolerance, aggression and confrontation, and that extremism is a multifaceted, multilayered and heterogeneous phenomenon, defined as a commitment to extreme measures and opinions, reject-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.