Научная статья на тему 'Семантика традиционных ногайских ювелирных украшений'

Семантика традиционных ногайских ювелирных украшений Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
291
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / СЕМАНТИКА / СЕРДОЛИК / ТРАДИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ / НОГАЙЦЫ / ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Канокова Ф. Ю.

Данная статья раскрывает семантическое значение традиционных женских ювелирных украшений ногаек, помогает проследить и рассмотреть этапы развития народа, территориальные особенности, мировоззрение, верования и обряды, идущие из глубины тысячелетий. В статье рассматриваются украшения ногаек разных этнических групп, технологические способы обработки, орнаментальный декор, распределение по назначению и способу ношения (головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные). Ювелирным изделиям ногаек присуща благородная сдержанность, чувство меры, им чужда крикливая пышность дешевой позолоты и пестрота цветного стекла. Они отличаются строгим вкусом и в то же время экзотической красотой. Результаты анализа семантики традиционных ногайских ювелирных украшений подводят к постановке ряда проблем, связанных с этнической историей ногайцев и их историко-культурными взаимоотношениями с другими народами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантика традиционных ногайских ювелирных украшений»

СЕМАНТИКА ТРАДИЦИОННЫХ НОГАЙСКИХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ

© Канокова Ф.Ю.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Данная статья раскрывает семантическое значение традиционных женских ювелирных украшений ногаек, помогает проследить и рассмотреть этапы развития народа, территориальные особенности, мировоззрение, верования и обряды, идущие из глубины тысячелетий. В статье рассматриваются украшения ногаек разных этнических групп, технологические способы обработки, орнаментальный декор, распределение по назначению и способу ношения (головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные). Ювелирным изделиям ногаек присуща благородная сдержанность, чувство меры, им чужда крикливая пышность дешевой позолоты и пестрота цветного стекла. Они отличаются строгим вкусом и в то же время экзотической красотой. Результаты анализа семантики традиционных ногайских ювелирных украшений подводят к постановке ряда проблем, связанных с этнической историей ногайцев и их историко-культурными взаимоотношениями с другими народами.

Ключевые слова: ювелирное искусство, семантика, сердолик, традиционные особенности, ногайцы, ювелирные украшения.

В современных исследованиях различных философов, культурологов, психологов, лингвистов отмечается, что задача познания национальных особенностей продолжает оставаться одной из важных задач самопознания каждого народа, а также для взаимопонимания народов в процессе их межкультурной коммуникации. В условиях современности, характеризующейся процессами глобализации культур, актуальной является проблема изучения и сохранения основ традиционной культуры.

Прежде чем приступить к осмыслению вопроса о семантике ювелирных украшений ногайцев, нужно проследить и рассмотреть этапы развития народа, территориальные особенности, мировоззрение, верования и обряды, идущие из глубины тысячелетий. Ювелирные украшения сопровождали ногайцев с момента рождения и до самой смерти, им приписывалась магическая, знаковая и обереговая функция. Так М.О. Косвен пишет «Отрезав и завязав пуповину ребенка, бабка опускала его в соленую воду, пеленала и, соблюдая обычай «аналык» (материнство) передавала пососать грудь другой женщине из дома или соседке. Эта женщина получала от семьи подарок -серебряное кольцо...» [4, с. 117], украшения играли немаловажную роль и в погребальном обряде, так С.Ш. Гаджиева в книге «Очерки истории семьи и

* Заведующий кафедрой Декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения.

брака у ногайцев» указывает на то, что «После смерти молодых на них под саван надевали нарядную одежду, а на девушку и украшения...» [2, с. 111]. Любовь ногаек к серебру отмечали авторы еще в XIX в.: «серебряные украшения вообще в большом употреблении у ногайцев даже тогда, когда у иного нет для этого решительно никаких средств» [1, с. 29].

По одежде и драгоценностям женщины можно было определить не только ее национальность, но и принадлежность к определенному вольному обществу, а иногда и к конкретному аулу. Ювелирные изделия у ногаек, как и у большинства женщин народов Востока, были традиционно серебряными и золотыми, изготовляли их в основном местные мастера - ногайцы, которые по роду своих занятий делились на простых мастеров и ювелиров. Разнообразны и технические приемы, такие как литье, гравировка, прорезь, золочение, насечка серебром по железу, полировка, шлифовка, штамповка. В кочевых аулах работали дагестанские (кумыки, лакцы, даргинцы) и черкесские ювелиры, выполнявшие заказы по образцам ногайского традиционного ювелирного искусства. В конце XIX в. после присоединения Дагестана к России и вовлечения его в круг капиталистических отношений, начинается массовый отход дагестанских мастеров в города и селения Закавказья, Северного Кавказа, юга России. На ассортимент, форму и декор выпускаемой ими ювелирной продукции начинает влиять механизм моды. Наиболее популярными украшениями в это время становятся серебряные филигранные пояса и пряжки т.н. северокавказского типа, а также нагрудные филигранные пряжки для «кабалая» - унифицированного кавказского типа платья. Для ювелирного искусства этого периода характерна эклектика, проникновение новых образцов и орнаментальных мотивов, тенденция к смешению различных техник и орнаментальная перегруженность. В это время фиксируется широкое использование штампа, матриц, клише и других способов ускорения производственного процесса, что вело к снижению качества.

Так же, как и украшения горянок, по назначению и способу ношения ювелирные изделия ногайских женщин подразделяются на головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные. Однако, в отличие от ювелирных украшений горских народов, на ногайских меньше черневого декора и больше свободного пространства, они не перенасыщены орнаментально, но в этом аскетизме есть особая изысканность, подчеркиваемая крупными вставками из драгоценных камней [3, с. 228].

Украшения для головы и головных уборов состояли из разных монет, бисера, драгоценных камней и т.д. Монетами женщины украшали налобную часть свадебного «тастара». Праздничные налобные украшения, носили иногда и под подбородком. Височные украшения «шекелик» надевались в торжественных случаях, их крепили за петли головного убора или за волосы у виска.

Из ушных украшений были распространенны лишь серьги - «къулакъ-шык», которые можно подразделить на 4 типа. Первый тип имел форму

Искусствоведение

47

кольца. Второй - длинные подвески из колечек или цепочек, где верхняя часть служила дужкой, а к нижней припаивалась литая фигурка в виде птички - «къораз къулакъшык». Третий тип представляют серьги, основой которой служила толстая проволока в виде крючка, на который надевали полный шарик, эта форма называлась «буъкпе». В этом виде можно найти связь с чувашскими и киргизскими серьгами [5, с. 147]. Четвертый тип - литая и штампованная пластинка в форме полумесяца.

Из шейных украшений - «мойынлыкъ» - ногайки носили ожерелье из сердоликов, кораллов, серебряных, стеклянных бус, а так же из монет и жетонов [2, с. 174]. Женские капталы изобилуют крупными нагрудными застежками «козбасы», «такта туьйме» и «кус куйрык» из серебра, олова или латуни, инкрустированные драгоценными камнями, обычно это 6-10 парные застежки.

С нарядным бешметом носили серебряные пояса - «къусакъ» или «ке-мар» (пояс облегченного типа). Украшения для рук были представлены всевозможными кольцами - «юзик», браслетами - «билезик». Кольца применялись шире, чем браслеты. Очень интересны по форме ногайские свадебные кольца, так называемые «къонгыравюзик», семантика которых перекликается с кубачинскими свадебными кольцами-бубенчиками. Это кольца с крупными сердоликами в круглых кастах, гнездо которых обрамлено круглыми подвесками, звенящими во время движения. Браслеты имели форму широкого кольца с несомкнутыми концами.

Обилие ювелирных украшений и пышность внешнего убранства народного костюма объясняются стремлением сокрыть истинный лик того, кто представляет несомненную ценность как для всего общества, так и для микросоциума - семьи. В данном случае творческий акт выводит предмет (женские ювелирные украшения) из бытового контекста и поднимает на уровень ритуальной значимости.

Оригинальной трактовкой отличаются и крупные нагрудные амулетни-цы-тумары и обереги «коз-бас». Символы-обереги в ногайском ювелирном искусстве выражались также и через астральные - крестовидные нагрудные подвески и через антропоморфные поясные подвески.

Необходимо отметить, что из всех этнических подразделений старинные формы украшений больше всего проявляются у ногайцев, живущих в Дагестане. Свадебные украшения караногаек утрировано крупные, со строгим декором и крупными вставками из сердолика, рубина и геометризиро-ванными черневыми элементами. Причина, достаточно крупных размеров объясняется тем, что во время свадебного шествия к жениху невесту сажали на лошадь, и ее украшения должны были быть видны остальным участникам, стоящим на земле.

Женские ювелирные украшения ногаек-карагашек поражают изобилием разнообразных форм, техники изготовления и функционального назначения ювелирных украшений, в них аккумулирован огромный художественный опыт преемственности разных исторических эпох и народов. Женский кос-

тюм и ювелирные украшения составляли единый стилевой ансамбль и целостный эстетико-поэтический образ карагашки. При этом соблюдались строгие правила социальной и возрастной дифференциации - в комплексах украшений прослеживается тенденция к усложнению их набора - с детского до брачного возраста и постепенного его упрощения к старости. С ювелирными украшениями Астраханских ногайцев схожи украшения ногайцев Ставропольской губернии.

Совершенно иная семантика ювелирных украшений кубанских ногайцев, которые созвучны с черкесскими, карачаевскими, абазинскими и др. ювелирными украшениями.

В заключении можно отметить, что ювелирным изделиям ногаек всех этнических групп присуща благородная сдержанность, чувство меры; им чужда крикливая пышность дешевой позолоты и пестрота цветного стекла. Они отличаются строгим вкусом и в то же время экзотической красотой. В их декоративно-художественных формах нередко можно угадать древнее смысловое значение. Это духовное начало заложено было ещё в процессе зарождения древних украшений, хотя они обычно прочно были связаны с практическим назначением вещи. Но даже служебная роль украшений освящалась и закреплялась в древности определёнными магическими верованиями и когда со временем, ритуально-смысловое значение вещей забывалось, тогда украшения превращались в просто декоративно--служебные элементы одежды.

Традиции ногайского ювелирного искусства, базируясь на основе древней торевтики, эволюционировали самобытным путем, разветвляясь порой на несколько стилистических направлений; другие - явились итогом внешних влияний; третьи - представляют собой продукт синтеза иноэтничных и местных древних культурных явлений; четвертые - рождаются в результате внутреннего импульса определенной этнографической группы населения и в определенный период времени.

В целом, истоки ногайского ювелирного искусства связаны с культурой широкого круга тюркоязычных народов. Таким образом, результаты анализа семантики традиционных ногайских ювелирных украшений подводят к постановке ряда проблем, связанных с этнической историей ногайцев и их историко-культурными взаимоотношениями с другими народами.

Список литературы:

1. Архипов А.П. Три отрывка о ногайцах и туркменах. - «Кавказ», 1855.

2. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX -нач. ХХ вв. - М., 1979.

3. Канокова Ф.Ю. Художественная обработка металла у ногайцев // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ - М., 2010.

4. Косвен С.О. Этнография и история Кавказа. - М., 1961.

5. Чуваши. Этнографические очерки. - М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.