Научная статья на тему 'Камень Солнца - сердолик в ювелирных украшениях ногайцев'

Камень Солнца - сердолик в ювелирных украшениях ногайцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОГАЙЦЫ / СЕРДОЛИК / ОБЕРЕГ / ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ / СЕРЕБРО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Канокова Ф.Ю.

Магические и целебные свойства, приписываемые различным минералам, нашли отражение в ювелирных изделиях многих народов, так излюбленным камнем у ногайцев являлся сердолик. Ювелирные изделия, инкрустированные этим минералом, сопровождали ногайцев от самого рождения до смерти, они играли важную роль в обрядовой практике, служили оберегами и благотворно влияли на организм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Камень Солнца - сердолик в ювелирных украшениях ногайцев»

40

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

переменных (веры, чувств, стереотипов, убеждений). Публика ищет по предложенному тексту, то отталкивая, то отталкиваясь от него. В нем привычный набор слов и 23 непривычных, сердечных (меньше, чем в лексиконе Эллочки-людоедки), в нем будничный язык улиц причислен к строфам Заветов, возведен в их форму и рамки (бесконечно широкие). Персонаж Бро, одного из «избранных», говорит: «Люди перестали видеть вещи. Они стали их мыслить», - и это еще одно подтверждение справедливости формы спектакля.

Список литературы:

1. Сорокин В. Лед «Ad Marginem». - М., 2002.

2. Шелестюк Е.В. Семиотика: учеб. пособие. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2006. - 147 с.

3. Семиотика: учебное пособие к лекционным занятиям для студентов специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика» / Сост. И.В. Арзамасцева. - Ульяновск: УлГТУ 2009. - 89 с.

4. Postdramatisches Theater. Hans-Thies Lehmann. - Routledge Chapman & Hall, 2006

5. Бартошевич А.В. «Прощай, слово!» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://os.colta.ru/theatre/projects/149/details/9514/.

КАМЕНЬ СОЛНЦА - СЕРДОЛИК В ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ НОГАЙЦЕВ

© Канокова Ф.Ю.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Магические и целебные свойства, приписываемые различным минералам, нашли отражение в ювелирных изделиях многих народов, так излюбленным камнем у ногайцев являлся сердолик. Ювелирные изделия, инкрустированные этим минералом, сопровождали ногайцев от самого рождения до смерти, они играли важную роль в обрядовой практике, служили оберегами и благотворно влияли на организм.

Ключевые слова: ногайцы, сердолик, оберег, ювелирные украшения, серебро.

С древнейших времен люди изготавливали из натуральных камней украшения, талисманы, обереги, амулеты, которые по их представлениям защищали владельца от негативных воздействий внешнего мира. Заворажи-

Доцент кафедры Дизайна и декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения.

Искусствоведение

41

вающим минералам приписывались магические свойства, способность влиять на судьбу, воздействовать на организм, приносить добро или зло. Многие народы верили, что горные породы на протяжении тысячелетий накапливали жизненную энергию под влиянием различных стихий. Современные ученые и литотерапевты научно доказали их целебные свойства.

Наиболее интересным и эффективным по своим качествам является сердолик. Натуральный минерал (разновидность халцедона), имеющий слоисто-волокнистую структуру кристаллов кварца, обладает приятным оранжево-красным, розоватым, светящимся изнутри цветом, а его целительные свойства объясняются наличием малой радиоактивности. Как показывают медицинские исследования, малые дозы радиации оказывают стимулирующее воздействие на организм, поэтому ношение сердолика способствует более быстрой регенерации кожных покровов, заживлению ран и язв.

Благодаря своей теплой, солнечной энергетике, сердолик является прекрасным талисманом любви, его можно определить как знак супружеского счастья и верности. Считается, что камень содействует возникновению сильного чувства, одновременно защищая владельца от влияния чужих любовных чар, приворотов. Сердолик проявляет следующие магические свойства:

- оберегает от бесполезной растраты жизненной энергии, колдовства и черной зависти;

- усиливает интуитивные способности. Дар предвидения, природную проницательность;

- приносит удачу во всех начинаниях, делах;

- привлекает финансовый успех, материальное благополучие;

- способствует сохранению хорошего настроения, красноречию и укреплению памяти.

Магические силы минерала используют для изготовления различного рода амулетов, защищающих от несчастных случаев, болезней, преждевременной смерти, а его целительные свойства использовали разные народы в нетрадиционной медицине. Так в Древнем Египте врачеватели растирали самоцвет в порошок и добавляли в микстуры. Считалось, что такой компонент оказывает успокаивающее, общеукрепляющее действие после переносимых тяжелых болезней. В индийской медицине наиболее полезные свойства наделяются самоцветам оранжевого цвета, по Аюверде способствуют восстановлению нервных тканей, излечению ряда болезней мочеполовой, дыхательной системы, благотворно влияют на эндокринную, кровеносную систему. Народы Древнего Востока (монголы, китайцы, гунны), наоборот, отдавали предпочтение красным экземплярам. Например, с их помощью лечили бесплодие, импотенцию, различные нервные заболевания. Красный камень в руках или во рту приносил облегчение роженицам, усмирял лихорадку при болезнях, а так же способствовал укреплению зубов. Восточные целители определяют способность стабилизировать и укреплять биоэнер-

42

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

гию Ци. По преданиям кочевых народов (казахи, ногайцы, каракалпаки и др.) сердолик символизировал «Око Аллаха» и, в основном, именно из этого камня ювелиры изготавливали ювелирные украшения, придавая ему фигурную форму, гравируя и обрамляя его плоской проволокой из серебра или другого металла. Сердолик был излюбленным камнем народов Северного Кавказа, пояса и нагрудные застежки карачаевок и балкарок богато украшались этим минералом [5, с. 46].

Широкое применение сердолик получил и у представителей народов многонационального Дагестана, но особенно ярко он представлен в комплексе ювелирных украшений одной из этнических групп ногайцев - кара-ногайцев, их изделия выделены в отдельную группу и представляют большой интерес для изучения и искусствоведческого анализа.

Комплекс женских ювелирных украшений караногайцев можно разделить по форме на две группы:

- изделия крупных форм, к которым относятся нагрудные украшения и пояса;

- изделия малых форм - украшения для головы (подвески, серьги, накосники), спины (амулеты, обереги), шеи (цепи, кулоны), груди (привески, талисманы) и рук (браслеты и кольца) [3, с. 277].

Все вышеперечисленные изделия выполнялись из серебра и почти все инкрустированы драгоценными камнями в сочетании с такими техниками как зернение, чернение, гравировка и филигрань, из камней предпочтение отдавалось сердолику. Камни у ногайцев именовались словом тас (камень) или коьз (глаз). Подобная метафора не случайна, ведь вставные камни осмысливались как всевидящее стерегущее око и наделялись чудодейственной силой. Так считалось, что жемчуг лечит бельмо, коралл оберегает от порчи и наговора, янтарь лечит зоб, перламутр защищает от злого языка, бирюза приносит счастье, а сердолик является камнем благоденствия и радости. Сегодня, мы можем наблюдать самобытные монументальные ювелирные украшения, выполненные ногайскими мастерами, отражающие эстетические идеалы и сакрально-культовые представления народа, в них аккумулирован огромный опыт преемственности поколений, это не просто изделия из серебра, это спутники каждой караногайки, сопровождающие ее от самого рождения до смерти. Так М.О. Косвен пишет «Отрезав и завязав пуповину ребенка, бабка опускала его в соленую воду, пеленала и, соблюдая обычай «аналык» (материнство) передавала пососать грудь другой женщине из дома или соседке. Эта женщина получала от семьи подарок - серебряное кольцо с крупным красно-оранжевым камнем...» [4, с. 117]. У изголовья ребенка клали аммулетницу с сердоликом, а вся одежда была украшена привесочками с сердоликами и бирюзой. Когда девочка становилась девушкой ей преподносили серебряный пояс, серьги, браслет и нагрудники, инкрустированные сердоликом. Свадебные украшения караногаек утрировано крупные, со

Искусствоведение

43

строгим декором и крупными вставками из сердолика, рубина и геометри-зированными черневыми элементами. Причина, достаточно крупных размеров объясняется тем, что во время свадебного шествия к жениху невесту сажали на лошадь, и ее украшения должны были быть видны остальным участникам, стоящим на земле. Невеста надевала кольцо, которое являлось поистине произведением искусства - это интересный по форме перстень, так называемый «къонгыравюзик», семантика которого перекликается с ку-бачинскими свадебными кольцами-бубенчиками. Кольцо с крупным сердоликом в круглых кастах, гнездо которого обрамлено круглыми подвесками, звенящими во время движения [2, с. 59]. По магическим представлениям звон подвесок должен был отгонять злых духов. «Чтобы пища была чистой, на руке должен быть перстень с глазом» - гласит ногайская пословица, поэтому женщины носили по 3-4 перстня одновременно - литые, ажурные или кованые, со вставкой из оранжевого или красного камня они до конца дней сопровождали свою владелицу [2, с. 61]. Украшения играли немаловажную роль и в погребальном обряде, так С.Ш. Гаджиева в книге «Очерки истории семьи и брака у ногайцев» указывает на то, что «После смерти молодых на них под саван надевали нарядную одежду, а на девушку и украшения с сердоликами...» [1, с. 111].

Слово «тас» - камень, входит название подвидов всех ювелирных украшений, так, например серьги, известные под названием «тас сырга» переводятся как серьги со вставными камнями, «тас туьйрегиш» - брошь со вставками из драгоценных камней, «гас туьйме» - пуговица из камня.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что старинные формы ювелирных украшений больше всего проявляются у караногай-цев, они инкрустированы вставками из сердолика, который, в свою очередь, являлся излюбленным минералом у ногайских ювелиров. Сердолик считался камнем-оберегом, амулетом, ему приписывались магические и целебные свойства, он широко применялся в обрядовой практике, аккумулировал в себе все то, чем жил ногайский народ, его сакрально-культовые представления и идеалы красоты. Еще в далекие времена обитатели ногайских степей на интуитивном уровне использовали все то, что сегодня, с развитием науки и медицины, доказывается учеными, это говорит о наблюдательности кочевников и умении пользоваться дарами природы.

Список литературы:

1. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX - начале XX в. - М.: Изд. Наука, 1976.

2. Канокова Ф.Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Канокова Фатима Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. -Москва, 2012. - 192 л.

44

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

3. Канокова Ф.Ю., Лакунов З.С. Комплекс женских ювелирных украшений у ногайцев // Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г Строганова. - МГХПА, 2014. - № 3. - 370 л.

4. Косвен С.О. Этнография и история Кавказа. - М., 1961.

5. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев. - Нальчик, 1982.

ДЫХАНИЕ ЭПОСА В НАЦИОНАЛЬНОМ ТАНЦЕ © Лукина А.Г.* *, Докторова Н.И.*

Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск

В статье анализируется спектакль «Куллустай Бэргэн», основанный на якутском героическом эпосе. Спектакль поставлен в 2015 году и приурочен к 115-летию носителя и знатока традиционной культуры якутов С.А. Зверева - основоположника якутской сценической хореографии. В статье проводится анализ выразительных средств, танцевального языка, музыкального материала, режиссерских приемов спектакля. Проводится анализ структуры спектакля, характерных черт основных образов.

Ключевые слова эпос, интерпретация, образ, идея, традиции, стиль, формы, колорит, танец, жесты, позы, этнос.

В век высоких технологий и глобализации, сценическое произведение по мотивам эпоса - олонхо, воплощенное в любом жанре искусства, особо ожидаемо зрителем и востребовано. Прикосновение к такому фундаментальному жанру как эпос сегодня актуально, так как способствует духовному освоению мира в наше не простое время. Эпос давно уже приобрел статус этнического знака, концентрирующего в себе жизненно важные для народа, ключевые идеи и символы. Эпос - олонхо занимает особое место в духовной жизни каждого народа [1, с. 5] Несмотря на условность танцевального искусства и на то, что якуты придавали слову и поэтической импровизации особо важное, чудодейственное значение, не стоит забывать и то, что с испокон веков традиции мифологического мировосприятия были всегда близки танцевальной образности. Танец, жесты и позы обладают широким диапазоном выразительных средств, широкими параметрами возможностей в трактовке и интерпретации эпического сюжета. Не случайно

* Профессор кафедры «Народная художественная культура», заведующий кафедрой НХК, доктор искусствоведения.

* Старший преподаватель кафедры «Дизайн и ДПИ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.