Научная статья на тему 'Техническое и декоративное исполнение женских украшений саяно-алтайских тюркских народов в конце XIX начале XX в'

Техническое и декоративное исполнение женских украшений саяно-алтайских тюркских народов в конце XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
633
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКИ ЮЖНОЙ СИБИРИ / УКРАШЕНИЯ / ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ / ДЕКОР / SAYAN-ALTAI TURKS / JEWELRY / CRAFTING / DECORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Москвина Маргарита Васильевна

Рассматривается особый элемент материальной культуры тюркских народов Саяно-Алтая традиционные женские украшения. Проведен анализ основных материалов, из которых изготавливались украшения (преимущественно металлы, различные вставки), технологии, техники и приемы ювелирного производства. При всем разнообразии украшений в них можно проследить общность приемов изготовления и декорирования. Дана характеристика типических форм украшений, их композиционного решения и орнаментального декора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical and decorative crafting of woman''s jewelry of the Sayan-Altai Turkic peoples in the late XIX early XX century

Until the mid-twentieth century in the traditional Sayan-Altai Turks' culture, craftsmen in metalworking and textile decorations used stable technical and decorative techniques, which led to the stylistic similarity of their products and demonstrated the uniqueness of local traditions. Despite the diversity of traditional woman's jewelry of the Sayan-Altai Turks one can trace common features of technical and artistic techniques of performance typical form, composition, methods of ornamentation. Technique and technology are the basis of various kinds of arts and crafts. They largely determine the artistic image of the object. Traditionally, woman's adornments complex of Sayan-Altai Turks was associated with the artistic metalworking. In the metalworking of Siberian Turks silver was the leading material, but bronze, copper, tin and silver alloy, lead, and later aluminum was also used. Among the techniques the most common one was casting. Also used were techniques of forging, notches, inlay, applique, profiling, riveting, and coinage. For inlay use colored semi-precious stones and glass. In the design of things the people of southern Siberia widely used ornaments that enclosed artistic, symbolic and magical meanings. The underlying variation of the ornament was, by researchers' definition, «Steppe», where the primary means of expression were floral ornaments with a tendency toward geometrization and the subordinate role of zoomorphic and other images. Identification of different layers in a complex of traditional women's adornments of the Turkic peoples of the Sayan-Altai demonstrates the unity of the canonical and creative mobility. In the decorative variety of Turks Sayan-Altai women's jewelry lies enormous creativity and prospects for development of jewelry in general.

Текст научной работы на тему «Техническое и декоративное исполнение женских украшений саяно-алтайских тюркских народов в конце XIX начале XX в»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24)

УДК. 391.75+7.02

М.В. Москвина

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЙ САЯНО-АЛТАЙСКИХ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Рассматривается особый элемент материальной культуры тюркских народов Саяно-Алтая - традиционные женские украшения. Проведен анализ основных материалов, из которых изготавливались украшения (преимущественно металлы, различные вставки), технологии, техники и приемы ювелирного производства. При всем разнообразии украшений в них можно проследить общность приемов изготовления и декорирования. Дана характеристика типических форм украшений, их композиционного решения и орнаментального декора.

Ключевые слова: тюрки Южной Сибири, украшения, техника изготовления, декор.

При изготовлении металлических и текстильных украшений в традиционной культуре тюрков Саяно-Алтая народные мастера вплоть до середины ХХ в. использовали устойчивые приемы технического и декоративного исполнения, что обусловливало стилистическую общность их продукции и демонстрировало своеобразие местных традиций.

Техника и технология составляют основу развития различных видов декоративно-прикладного искусства. Они во многом определяют художественный образ предмета. Именно материал и техника его обработки оказывают существенное влияние на формирование в каждом виде прикладного искусства своего оригинального декора [1. С 72]. Термин «декор» в данном случае используется в двух значениях: в расширенном понимании как система украшения поверхности и в узком понимании - как изобразительное украшение поверхности предмета, не составляющее жесткой ритмической системы (в отличие от орнамента), художественное оформление его формы. Под термином «орнамент» понимается ритмическое, симметричное украшение поверхности предмета [2. С 3].

При всем разнообразии традиционных женских украшений тюрков Саяно-Алтая в них можно проследить черты общности технических и художественных приемов выполнения - типические формы, композиция, приемы орнаментации.

Традиционно комплекс украшений тюрков Саяно-Алтая был связан с художественной обработкой металла. В Х1Х - первой половине XX в. народы Сибири использовали в торевтике серебро, медь и ее сплавы (бронзу и латунь), олово, железо и в очень небольшом количестве золото.

Использование серебра для изготовления украшений у кочевых народов Южной Сибири насчитывает несколько тысячелетий. Распростране-

ние технологии серебряной инкрустации соответствует времени возвышения монголоязычных кочевников и вытеснения ими тюркских племен из Центральной Азии [2. С. 101-102]. С периода развитого Средневековья культуры тюркоязычных народов Саяно-Алтая приобрели облик «серебряных», так как большая часть украшений стала изготавливаться из серебра и его сплавов [3. С. 101].

Серебро наиболее пригодно для ювелирного производства. Оно обладает хорошей ковкостью, прекрасно полируется, мало подвержено воздействию кислорода. Серебро использовали различной степени чистоты. В отношении дешевых изделий можно говорить скорее о сплавах на серебряной основе. Дешевые изделия массового производства часто выполнялись из олова, меди, бронзы, латуни и пр., в таком случае они могли быть и посеребренными (Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН/ Музей ИАЭт № 275/3, 1115, 1116, 1117).

Некоторые украшения выполнялись с позолотой, это встречалось довольно редко (Музей ИАЭт № 275/4), в основном такие украшения были привозными.

Хотя у тюрков Сибири в художественном металле ведущим материалом являлось серебро, бронза продолжала сохраняться в одежде, в виде поясных пряжек и подвесок. Бронзовые поясные подвески широко бытовали у западных тувинцев, различные бронзовые бляшки — у алтайцев. Всецело связана с бронзой и культовая пластика, в том числе буддийская/ламаистская художественная металлургия, получившая широкое распространение в Забайкалье и Туве. Мастерские крупных дацанов представляли собой центры высокохудожественного литья [1. С. 74]. Кузнецы в Туве (тарганы) в Х1Х - начале ХХ в. для ювелирных изделий применяли обычно серебро, бронзу, а

также железо. Золото использовалось крайне редко. Сырьем служили вышедшие из употребления железные, серебряные и медные вещи. Серебро и ценные камни приобретались также у купцов либо самими кузнецами, либо заказчиками [5. C. 82].

Для алтайских народов чаще всего материалом для украшений служило серебро, а также медь, бронза, железо. Примерно с 1940-х гг. стали употреблять аллюминий. Каждый материал использовался либо в отдельности, либо в комбинациях с другими.

Техника обаботки металла была разной - это ковка, насечка, инкрустация, аппликация, профилирование, клепка и чеканка [4. C. 271].

Среди техник художественной обработки металла наиболее распространенным у тюрок Саяно-Алтая являлся способ литья по выжженной модели. Его происхождение связано с культурами земледельческих народов Центральной Азии и Китая, контактировавшими с Сибирью в Средние века [1. C. 79]. Тувинцами применялись два способа металлического литья: при помощи литейных форм, главным образом вырезанных из камня, и в особых глиняных формах, изготовленных путем выжигания деревянной модели. Основными металлами, применявшимися для литья, служили медь, бронза, сплав олова с серебром и свинец. В наше время используется также алюминий. В Туве литье в каменных формах еще в начале XX в. было распространено повсеместно. Им пользовались для изготовления таких изделий, как пуговицы (бок), бляхи к свадебному головному убору (баш-тангы), кольца (билзек), серьги (сырга) и др. [5. C. 87]. Тувинские кузнецы отливали поясные пряжки «дерги» из бронзы, реже из серебра по деревянной модели. Их ковали также из железа, украшая нередко дополнительной серебряной насечкой. Для инкрустации пряжек использовались полудрагоценные камни [5. C. 94].

При обработке металла тувинские мастера использовали различные приемы. Наиболее распространенными способами были серебрение, насечка, гравировка, чеканка, штамповка, ковка [5. C. 84]. Для отделки женских серебряных украшений, в особенности накосников, мастера пользовались филигранной техникой. Кузнецы-ювелиры долины Хемчика были также знакомы с техникой выемчатой и перегородчатой эмали. Ее применяли обычно для декорирования перстней, серег и на-косных украшений [5. C. 86].

Характерным для украшений было сочетание металла с различного рода вставками-«глазками». Чаще всего инкрустировались металлические женские украшения тувинок - перстни, серьги, накос-

ники и др. Использовали кораллы, перламутр, сердолик, нефрит, малахит, но чаще это была имитация - камни заменялись прозрачным граненым стеклом, сердолики - матовым стеклом соответствующего цвета. Самым распространенным камнем органического происхождения у тувинцев являлся коралл. Он шел на изготовление бус, ожерелий, сережек и колец и накосных украшениях (чавага). Часто кораллы имитировали стеклянной пастой (смальтой), а перламутр нередко заменялся стеклом.

В способах монтировки и сборки ювелирных украшений, как и в любом явлении традиционной культуры, сохраняются наиболее удобные, проверенные технологические приемы, которые, подвергаясь внешним изменениям и наслоениям, остаются по сути неизменными, отражая черты традиционной технологии [6. C. 42]. Основным качеством изделий была прочность, это отвечало и требованиям заказчиков, и условиям преимущественно кустарного производства, поэтому глухой каст был самым распространенным видом оправы Он обеспечивал надежное крепление камня, но давал возможность лучам света падать на него лишь сверху. Камень покоился в гнезде каста и удерживался его вертикальными стенками, верхний край которых придавлен к камню. В глухой каст крепили, как правило, только непрозрачные камни с гладкой нижней поверхностью, которые должны подстилаться дном оправы снизу [7. C. 75]. Таким образом крепились камни-вставки в серьгах, браслетах и пр. Часто в классической кастовой оправе стенки каста выбирались треугольными зубцами, что дает внешнее сходство с ободковой крапановой оправой.

Форма украшений была простой. Щитки перстней тюрков Саяно-Алтая выполнялись в виде прямоугольников со спрямленными углами, кругов и овалов, крестовидной и сердцевидной формы. Подвески серег, не считая тех, что были выполнены снизками из бусин, были округлыми, каплевидными, лировидными (в виде опущенной вниз головки цветка). В качестве замка для серег использовался обычный крючок. Такой замок характерен для традиционных серег с вертикальным членением.

Основа нагрудника «пого» - «чаба» делалась из проклеенных клейстером четырех слоев хлопчатобумажной ткани или куска дубленой кожи. Она вырезалась в виде полумесяца с закругленными, спрямленными или заостренными концами и обтягивалась плисом или бархатом.

В оформлении вещей народы Южной Сибири широко использовали орнамент, заключавший

Техническое и декоративное исполнение женских украшений саяно-алтайских тюркских народов

художественный, символический и магический смыслы. Простота и выразительность форм, целостность и законченность, соразмерность пропорций, гармоничное сочетание орнамента и цвета отличали художественный стиль кочевников [8. C. 151].

В орнаменте тюркских народов Саяно-Алтая присутствуют мотивы с различными истоками. Г еометрический орнамент был представлен точками, линиями, зигзагами, волнами, спиралями, изображениями «звезд», солярными знаками - кругами, крестами. Растительные мотивы орнамента преобладают над всеми иными. Это - двулистники («сердечки»), трилистники, пальметты, лировидные мотивы, побеги с остроконечными листьями, волнообразные и спиралевидные побеги, «ростки», многолепестковые розетки. Такие мотивы являются наиболее устойчивыми, базовыми элементами степного стиля, представляя древнюю кочевую культуру предков саяно-алтайских тюрков. На более ранних и, как правило, более богато украшенных вещах встречаются сложные зооморфные мотивы с явными признаками древнего скифо-сибирского стиля [4. C. 272].

Криволинейные, роговидные, лировидные узоры и меандры определяли своеобразие орнаментальных композиций тюркских народов Южной Сибири [5. C. 145-163]. Основополагающей вариацией орнамента был, по определению исследователей, «степной», при употреблении которого в качестве основного выразительного средства использовалась растительная орнаментика с тенденцией к геометризации и с подчиненной ролью зооморфных и других изображений. Такой узор построен на связанности всех деталей и передаче движения по всему предмету. Этот стиль - универсальное явление искусства народов степной зоны раннего Средневековья, отразившее сложные и разнообразные заимствования, новые оценки художественных образов декора различных предметов. К концу I тыс. н. э. он достигает своего расцвета [2. C. 10].

Наиболее хакактерные композиционные решения, применяемые в декоре украшений тюрков Саяно-Алтая, - центрально-лучевые, круговые, полукруговые, треугольные и четырехугольные композиции.

Своеобразием отличалось оформление нагрудных украшений тюрков Саяно-Алтая, и прежде всего хакасов. На лицевой стороне «пого» пришивались перламутровые пуговицы - «тана», пространство между которыми заполнялось кораллом («шуру» или «морчжан») и

разноцветными бусинами - «нинчжи», бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других узоров. Узоры «пого» во многом повторяли узоры вышивок, которые имели свои особенности у различных групп хакасов -сагайцев, качинцев, белтир и койбал.

Нагрудник телеутов (тошток) к свадебному платью был двух видов. В более сложном варианте растительный орнамент сочетался с геометрическим. Узоры растительных побегов, переплетаясь, образовывали единую композицию, украшенную различными цветными нитками. Позднее, в 40-50-х гг. ХХ в. бытовал «тошток» с более простым, но наиболее древним геометрическим орнаментом. Это прямоугольники, линии и зигзаги. По-прежнему основой «тоштока» является красное сукно, в центре два ряда прямоугольников в количестве 9 или 11, обшитых «золотыми» или «серебряными» нитками, их обрамляет широкая полоса также «золотого» или «серебряного» галуна, а по краю окантовка из черных ниток в сочетании с желтыми в виде зигзага [9. С. 52-53].

Частым явлением в орнаментике тюрков Саяно-Алтая в более позднее время, когда осуществлялись активные контакты с русскими, были монограммы, состоявшие либо из инициалов владельца украшения (перстни хакасов: Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова/ХНКМ № 3923/12, 4362/2/11, 4370/ 5/ 10, 4488/3, 4927/1/19, 4927/2/20; Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова/МРКМ ОФ.2731/11с-11, ОФ.2754-1/11-59), либо, если предмет нес на себе культовые смыслы христианства, - лигатуры имен святых (хакасские кресты и нагрудные иконки: ХНКМ 411/6, 5294/90, 5519/26; МРКМ ОФ.788/ХАК 198, ОФ.2745, ОФ.2747, ОФ.2759).

Орнаментация тувинских поясных пряжек была весьма разнообразной. Она включала различные модификации узла, сочетания роговидных узоров, растительные и зооморфные мотивы. Наряду с очень сложными, но вместе с тем уравновешенными композициями для декори-ровки пряжек применялись и простейшие геометрические узоры. Железные кованые пряжки ценились значительно дешевле серебряных и бронзовых. Тем не менее мастера их очень тщательно отделывали [5. С. 95].

Попытки генетического и семантического прочтения орнаментики скотоводческих народов Центральной Азии приводят исследователей к выделению: докочевнического пласта (пунктир, треугольник, косая сетка, шевроны, пояски

М.В. Москвина

86 ----------------------------------------------------------------------

ромбов, Г-образный меандр, свастика и др.); раннекочевнического слоя (розетки, спирали, S-образные фигуры, арочные мотивы, некоторые роговидные мотивы); позднекочевнического комплекса (роговые мотивы, кресты и ромбы с рогообразным ответвлениями, четырехлепестковая розетка, круг с пальметтами и т.д.). Распространение отдельных фигур (крестообразно рассеченная розетка с роговидными окончаниями) в рамках этого комплекса связано с кыпчакской этнической средой [10. C. 109-117].

Выявление различных слоев в комплексе женских традиционных украшений тюркских народов Саяно-Алтая свидетельствует о единстве каноничности и творческой мобильности. В декоративном многообразии женских украшений тюрков Саяно-Алтая был заложен огромный творческий потенциал и перспективы развития ювелирных украшений в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлинская Л.Р. Некоторые вопросы техники и технологии художественной обработки металлов // Материальная и

духовная культура народов Сибири. Сб. МАЭ. Л.: Наука, 1988. Т. ХЫ I . С. 71-86.

2. Король Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. М., Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. 332 с.

3. ХудяковЮ.С., Борисенко А.Ю. Украшения из серебра в традиционной культуре народов Южной Сибири // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2003. Т. 2, вып. 3: Археология и этнография. С. 99-105.

4. Эдоков В.И. Художественная обработка металла в

Горном Алтае // Проблемы изучения древней культуры населения Горного Алтая. Горно-Алтайск: Изд-во Горно-

Алтайского НИИЯЛИ, 1988. С. 260-274.

5. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1973. 224 с.

6. Смирнова Е.Ю. Одежда татар Среднего Прииртышья: этнокультурные связи и контакты. Новосибирск: Изд-во Ин-та архелогии и этнографии СО РАН, 2004. 112 с.

7. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. СПб.: Арт-люкс, 2003. 408 с.

8. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середина XX века. М.: Наука, 1979. 206 с.

9. Кацюба Д.В. Этнография и школа (Очерки духовной культуры телеутов). Кемерово: КемГУ, 1993. 256 с.

10. ОктябрьскаяИ.В., Черемисин Д.В. Узорные войлоки Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 1. С. 109-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.