Научная статья на тему 'Семантика символа рука в языке русской рок-поэзии'

Семантика символа рука в языке русской рок-поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
157
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / SYMBOL / АССОЦИАЦИИ / ASSOCIATIONS / РУКИ / HANDS / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / RUSSIAN POETRY / РОК-ПОЭЗИЯ / ROCK POETRY / ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / POETIC IMAGES / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУССКИЙ РОК / RUSSIAN ROCK / POETIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авдеенко Иван Анатольевич

В статье приведены результаты качественно-количественного контент-анализа использования символа РУКА в текстах русской рок-поэзии. Лексическая валентность данного символа указывает на такие аспекты семантики, как потенциальность, информационность, связь с социальным и природным миром, прочность, универсальность отношения ко времени и количеству, но вместе с тем неопределённость характера связи и коммуниканта, тенденцию к снижению активности, разрушению, приемлемость и наличие элементов комфортности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF THE SYMBOL "РУКА" IN LANGUAGE OF RUSSIAN ROCK-POETRY

The article resents the results of qualitative-quantitative analysis of semantics of the symbol «РУКА» in language of Russian rock-poetry. The lexical valency of this symbol in texts indicates such aspects of semantics as potentiality, informative, connection with the social and natural world, strength, universality of the relation to time and quantity, but at the same time, uncertainty of the character of communication and the communicant, the tendency to decreasing activity, destruction, acceptability and the presence of comfort elements.

Текст научной работы на тему «Семантика символа рука в языке русской рок-поэзии»

УДК 821.161.1-192:785.161 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-453 -117+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.41

И. А. АВДЕЕНКО

Комсомольск-на-Амуре

СЕМАНТИКА СИМВОЛА РУКА В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ

Аннотация. В статье приведены результаты качественно -количественного контент-анализа использования символа РУКА в текстах русской рок-поэзии. Лексическая валентность данного символа указывает на такие аспекты семантики, как потенциальность, информационность, связь с социальным и природным миром, прочность, универсальность отношения ко времени и количеству, но вместе с тем неопределённость характера связи и коммуниканта, тенденцию к снижению активности, разрушению, приемлемость и наличие элементов комфортности.

Ключевые слова: символ, ассоциации, руки, русская поэзия, рок-поэзия, поэтические образы, поэтическое творчество, русский рок.

Сведения об авторе: Авдеенко Иван Анатольевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет».

Контакты: 601000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 17, корп. 2; iavdeenko@mail.ru.

I. A. AVDEENKO

Komsomolsk-on-Amur

SEMANTICS OF THE SYMBOL «РУКА»

IN LANGUAGE OF RUSSIAN ROCK-POETRY

Abstract. The article resents the results of qualitative-quantitative analysis of semantics of the symbol «РУКА» in language of Russian rock-poetry. The lexical valency of this symbol in texts indicates such aspects of semantics as potentiality, informative, connection with the social and natural world, strength, universality of the relation to time and quantity, but at the same time, uncertainty of the character of communication and the communicant, the tendency to decreasing activity, destruction, acceptability and the presence of comfort elements.

Keywords: symbol, associations, hands, Russian poetry, rock poetry, poetic images, poetic creativity, Russian rock.

About the author: Avdeenko Ivan Anatol'evich, PhD of Philological Science, Associate Professor Department of Russian Language and Literature at Amur State University of Humanities and Pedagogy.

Актуальность исследования символов в языке русской рок-поэзии определяется необходимостью выявления семантики единиц, обладающих

© Авдеенко И. А., 2018

значением, выходящим за пределы понятия, поскольку именно такие единицы выражают основные смыслы, образующие русскую рок-культуру. В данной работе произведена попытка описания инвариантного символического значения номинации РУКА на основе качественно-количественного контент-анализа контекстов её использования. Материалом для исследования послужили 207 текстов наиболее известных русскоязычных рок-групп: «Воскресенье» (далее В.), «Аквариум» (Ак.), «Алиса» (Ал.), «Крематорий» (К.), «Кино», «Машина Времени» (МВ), «NAUTILUS POMPILIUS» (НП), «Звуки Му» (ЗМ), «Зоопарк» (З.), «Чайф» (Ч.), «ДДТ». Полный список текстов см. в [1, с. 132-133].

Сплошная выборка предложений с использованием слова «рука» позволила обнаружить следующие контексты упоминания одноименного символа (на порядковый номер в данном перечне даются ссылки в классификации ассоциаций).

(1) Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант, / Расправил нервною рукой на шее чёрный бант (В.: Музыкант). (2) И меркнет свет, и молкнут звуки, / И новой муки ищут руки, / И если боль твоя стихает, / Значит, будет новая беда (В.: Кто виноват). (3) Слепили бабу на морозе: руки, ноги, голова (В.: Снежная баба). (4) Берут нас тёплыми руками / Вместе с нашими мечтами (В.: Снежная баба). (5) Мы, Господи, дети у Тебя в руках (Ак.: Никита Рязанский). (6) Зажёг бы спирт на руке - да где ж его взять? (Ак.: Волки и вороны). (7) Так что нам делать, как нам петь, как не ради пустой руки? (Ак.: Волки и вороны). (8) Может, правда, что нет путей, кроме торного, / И нет рук для чудес, кроме тех, что чисты (Ак.: Волки и вороны). (9) И мы встанем на пристани вместе, / Взявшись за руки, глядя на парусный флот (Ак.: Сувлехим Такац). (10) Пускай проходят века, / По небу едет река, / И всем, кто поднимет глаза, / Из лодочки машет рука (Ак.: Не пей вина, Гертруда). (11) Я грязен, я болен, моя шея тонка, / Свернуть эту шею не дрогнет рука / У тебя (ЗМ: Серый голубь). (12) К тебе поневоле тянул свои руки, / Корчась от боли и любовной муки (ЗМ: Бутылка водки). (13) Клал тихо руку на нежное горло - / Ты в руку ложилась легко и покорно (ЗМ: Бутылка водки). (14) Где разорвана связь между солнцем и птицей рукой обезьяны (Ал.: Стерх). (15) В мутный час, под хохот Луны / Ветер плел из леса узду, / Выводил на круг табуны, / В руки брал нагайку-звезду (Ал.: Ветер водит хоровод). (16) Радость и страх, / Смех и печаль - / Всё в наших руках (Ал.: Всё в наших руках). (17) Битва за жизнь / Или жизнь ради битв - / Всё в наших руках (Ал.: Всё в наших руках). (18) А я не рад теплу, я разлюбил рассвет (ДДТ: Беда). (19) Я сижу в темноте, шевелю рукой (ДДТ: Беда).

(20) Боже, сколько веры в руках отставных палачей! (ДДТ: Родина).

(21) Но, если связаны руки, / Очень сложно играть (З.: Свет). (22) Мои руки в огне, мое сердце - мишень, / Но я кричу: «Да святится имя твоё!» (З.: Свет). (23) Но мне пока что тепло в кольце твоих рук (З.: Утро вдвоём). (24) Если будет дождь, если мой самолет не взлетит - /Я останусь здесь целовать твои руки (З.: Если будет дождь). (25) Если будет

257

дождь, я останусь с тобой навсегда - / Целовать твои мокрые руки (З.: Если будет дождь). (26) Как нежна твоя рука, как чисты твои глаза (З.: Если будет дождь). (27) И дым в глазах, и цепь на руках, и нечего есть (З.: Все в порядке). (28) В её руке был плод, / Но он не сумел, / Он не сумел надкусить его (НП: Дети любви). (29) Я ломал стекло, как шоколад, в руке (НП: Я хочу быть с тобой). (30) Я беру чью-то руку, а чувствую локоть (НП: Скованные). (31) Первый опыт борьбы против потных рук / Приходит всегда слишком рано (НП: Взгляд с экрана). (32) Дурная примета - гитара падает из рук (Ч.: Мама, она больше не может). (33) Я буду беспомощен, подставь мне плечо, / Возьми меня за руку, отведи куда хочешь (Ч.: Завяжи мне глаза). (34) Не дай мне протянуть к тебе руки, / Не дай узнать твои губы на вкус (Ч.: Не дай мне повод). (35) Он вложил в её руки ключ и сделал так, чтоб ты вернуться не мог (Ч.: С войны). (36) Фидель Михаилу машет рукой (Ч.: Поплачь о нём). (37) Разливал в стаканы / Я Кинзмараули, / И чужие руки / Резали сулгуни (Ч.: Не со мной). (38) В одной руке бритва, в другой моя смелость, / К вечеру битва, с утра моя серость (Ч.: Всему свое время). (39) Нет у времени стоп-крана, / Нету крыльев на руках (Ч.: Я рисую на окне). (40) Ты должен быть сильным, / Ты должен уметь сказать: «Руки прочь! Прочь от меня!» (Кино: Зёрна упали в землю). (41) Что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки (Кино: Зёрна упали в землю). (42) И дрожала рука у того, кто остался жив (Кино: Легенда). (43) И волками смотрели звёзды из облаков, / как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь / И как спали вповалку живые, не видя снов (Кино: Легенда). (44) И есть рука, и она пуста (Кино: У меня есть). (45) И никто не хотел быть виноватым без вина, / И никто не хотел руками жар загребать (Кино: Если есть в кармане пачка сигарет). (46) Струн провода, ток по рукам (Кино: Стук). (47) Твой рот стал жёстче, руки смелей, но свет погас в твоих глазах (К.-З.: Когда я знал тебя совсем другой). (48) Она разрешает смотреть, и даже трогать руками (К.: Клубника со льдом). (49) Как много лет любой из нас / От них терпел и боль, и муки, / Но вышло время - пробил час, / И мы себе развяжем руки (МВ: Битва с дураками). (50) В бури лишь крепче руки, / И парус поможет, и киль (МВ: За тех, кто в море). (51) Арлекино и пираты, циркачи и акробаты, / И злодей, чей вид внушает страх, / Волк и заяц, тигры в клетке - все они марионетки / В ловких и натруженных руках (МВ: Марионетки). (52) Бывают дни, когда опустишь руки, / И нет ни слов, ни музыки, ни сил (МВ: Свеча). (53) Стала пуганной птица удачи - и не верит чужим рукам (МВ: Синяя птица). (54) А также сняться на фоне морской волны / С подругой, если нет жены, / Одной рукой обняв её, / Другой обняв штурвал (МВ: Старый корабль). (55) Падают звёзды в руки других (МВ: Солнечный остров).

Классификация ассоциаций с учётом признака неизосемичности может быть представлена так:

1. Объектные ассоциации: 1.1. Номинации существ (всего 21 асс.): человека (мужчин: музыкант (1), палач (20), Фидель (36), Михаил (36),

258

Арлекино (51); женщин (подруга (54), жена (54); групп (дети (5), пираты (51), циркачи (51), акробаты (51)); животных (диких: обезьяна (14), волк (43, 51), заяц (51); домашних (нет); групп: табун (15), тигры (51)); птиц (особей: птица (14); групп (нет)); мифических (Господь (5), Бог (20), птица удачи (53)). 1.2. Номинации частей и особенностей строения тела (всего 15 асс.): головы (голова (3), глаза (10, 26, 27, 47), губы (34), рот (47)); корпуса (шея (1, 11х2), горло (13), сердце (22), плечо (33)); конечностей (ноги (3), локоть (30), крылья (39)); покрова (нет); повреждений (нет). 1.3. Номинации растений (нет). 1.4. Номинации предметов (всего 26 асс.): дома и его частей (нет); одежды (сюртук (1), бант (1)); орудий труда (нет); оружия (нет); украшений (нет); приборов и приспособлений (спинка стула (1), узда (15), нагайка (15), мишень (22), гитара (32), ключ (35), бритва (38), стоп-кран (39), струна (46), провод (46), парус (50), киль (50), клетка (51), штурвал (54)); наград (нет); пищи (плод (28), шоколад (29), Киндзмараули (37), сулгуни (37), вино (45)); денег (нет); столовых приборов (стакан (37)); транспортных средств (парусный флот (9), лодочка (10), самолет (24)); обрядовых предметов (нет); построек (пристань (9)). 1.5. Номинации явлений природы (всего 8 асс.): временных (рассвет (18), время (39)); климатических (ветер (15), дождь (24, 25), буря (50)); физических (облако (43), ток (46)). 1.6. Номинации географических объектов: населённых пунктов (нет); не населенных пунктов (путь (8), река (10)); территорий (небо (10), лес (15)). 1.7. Номинации космических объектов: солнце (14), луна (15), звезда (15, 43, 55). 1.8. Номинации единиц измерения пространства (нет). 1.9. Номинации форм предметов: круг (15), кольцо (23), цепь (27), волна (54). 1.10. Номинации веществ: твердых (стекло (29)); жидких (спирт (6)); сыпучих (нет); газообразных (дым (27)). 1.11. Номинации абстрактных сущностей (нет). 1.12. Номинации коммуникативных единиц и знаковых систем (всего

7 асс.): звук (2), имя (22), примета (32), слово (41, 52), сон (43), музыка (52). 1.13. Номинации мыслительных форм: мечта (4), опыт (31).

2. Атрибутивные ассоциации: 2.1. Номинации признаков температуры: мороз (3), тёплый (4), тепло (18, 23). 2.2. Номинации признаков состава (всего 7 асс.): пустой (7, 44), чистый (8, 26), грязный (11), мутный (15), мокрый (25). 2.3. Номинации вертикальных и горизонтальных ориентиров: куда хочешь (33). 2.4. Номинации признаков цвета: чёрный (1), серость (38). 2.5. Номинации признаков времени (всего 12 асс.): века (10), час (15), навсегда (25), всегда (31), рано (31), к вечеру (38), с утра (38), ночь (43), годы (49), вышло время (49), пробил час (49), дни (52). 2.6. Номинации признаков интенсивности звука и света: тихо (13), темнота (19). 2.7. Номинации признаков скорости (нет). 2.8. Номинации признаков размера: тонкий (11). 2.9. Номинации признаков количества (всего

8 асс.): нечего <есть> (27), первый (31), один (38, 54), другой (38, 54), тысячи (41), много (49). 2.10. Номинации признаков принадлежности: морской (54). 2.11. Номинации признаков вещества (нет). 2.12. Номинации признаков вкуса: вкус (34). 2.13. Номинации признаков силы (всего 5 асс.):

259

легко (13), сложно (21), сильный (40), крепость (41), крепче (50). 2.14. Номинации признаков стабильности: дрожать (41). 2.15. Номинации характера человека (всего 6 асс.): нежный (13, 26), покорно (13), смелость (38), злодей (51), марионетка (51). 2.16. Номинации психических состояний человека (всего 16 асс.): нервный (1), мука (2, 12, 49), боль (2, 12, 49), беда (2), радость (16), страх (16, 51), печаль (16), виноватый (45), жестче (47), смелей (47), пуганый (53). 2.17. Номинации обобщенных качеств (нет). 2.18. Номинации отношения (всего 6 асс.): вместе (9), поневоле (12), любовный (12), <не> рад (18), дурной (32), важен (41). 2.19. Номинации физиологических свойств (всего 8 асс.): больной (11), потный (31), беспомощен (33), жив (42), живой (43), ловкий (51), натруженный (51), нет сил (52). 2.20. Номинации эстетических свойств (нет). 2.21. Номинации признаков чёткости восприятия (нет).

2.22. Номинации функций объекта в понимании человека (нет).

2.23. Номинации идентификационных характеристик (всего 6 асс.): новый (2х2), торный (8), чудо (8), чужой (37, 53), другой (55).

3. Процессуальные ассоциации: 3.1. Номинации физических процессов: горения (огонь (22), жар (45)); свечения (свет (47)); кипения (нет).

3.2. Номинации перемещения: ехать (10), отвести (33), вернуться (35).

3.3. Номинации креационных процессов (всего 9 асс.): слепить (3), делать (7), плести (15), <не> суметь (28), не мочь (35), остаться (42), ушедший <в ночь> (43), погаснуть (47), нет (52). 3.4. Номинации изменения физических или психических состояний (всего 24 асс.): стихать (2), молкнуть (2), меркнуть (2), повесить (1), расправить (1), свернуть (11), разорван (14), выводить (15), разлюбить (18), <не> взлететь (24), ломать (29), приходить (31), падать (32), разливать (37), резать (37), загребать (45), развязать (49), падать (55), класть (13), встать (9), поднять (10), ложиться (13), подставить (33), протянуть (34). 3.5. Номинации процессов расположения в пространстве (всего 6 асс.): где ж его взять (6), тянуть (12), сидеть (19), связан (21), раскинуть (43), лежать (43). 3.6. Номинации физиологических процессов (всего 5 асс.): жизнь (17х2), шевелить (19), есть (27), надкусить (28), спать (43). 3.7. Номинации процессов восприятия (всего 6 асс.): зрительного (глядеть (9), смотреть (43, 48), видеть (43)); слухового (нет); обонятельного (нет); осязательного (чувствовать (30), трогать (48)).

3.8. Номинации эстетически ценных действий: петь (7), играть (21).

3.9. Номинации сигнально-коммуникативных действий (всего 8 асс.): зажечь (6), махать <рукой> (10, 36), корчиться (12), хохот (15), смех (16), кричать (22), внушать (51). 3.10. Номинации речевых действий: уметь сказать (40). 3.11. Номинации выражения отношений (всего 23 асс.): искать (2), взяться <за руки> (9), пускай проходят (10), <не> дрогнуть (11), битва (17х2, 38), отставной (20), остаться (24, 25), целовать (24, 25), борьба (31), не дать (34), <не> хотеть (45), разрешать (48), терпеть (49), опустить <руки> (52), сняться <на фоне> (54), обнять (54), взять (33), брать (4, 15, 30). 3.12. Номинации отношений (всего 6 асс.): связь (14), вера (20), святиться (22), прочь (40), что будут стоить (41), не верить (53). 3.13. Номинации интеллектуальных действий: узнать (34).

260

Всего обнаружено 279 ассоциаций. Среди них объектных - 95 асс., атрибутивных - 87 асс., процессуальных - 97 асс.

Среди объектных ассоциаций наибольшее число составляют номинации предметов (26 асс.), значительная часть которых - названия приборов и приспособлений (14 из 26 асс.), причём основная часть этой группы представлена номинациями приборов и приспособлений, предназначенных для управления кем-то или чем-либо (узда, нагайка, ключ, бритва, стоп-кран, струна, парус, киль, клетка, провод, штурвал), что в целом указывает на компонент 'взаимодействие' в семантике символа РУКА. При этом среди ассоциаций с предметами значимо отсутствуют номинации дома и его частей, но имеют место названия транспортных средств (парусный флот, лодочка, самолет), соотносимые с единичной номинацией построек (пристань). Это указывает на тяготение семантики символа РУКА к пространству вне дома, к миру в целом. В этом отношении представляют интерес ассоциации с существами, среди которых имеют место номинации людей (значительная часть их связана с родом деятельности: музыкант, палач, циркачи, акробаты, Арлекино, пираты), животных, птиц и мифических существ, причём номинации домашних животных при наличии номинаций животных диких значимо отсутствуют. Это подтверждает направленность семантики символа РУКА от ДОМА, во внешний мир природы. Тем не менее важной остаётся и социальная направленность семантики, выраженная как номинациями людей по роду занятий, так и упоминанием в контексте символа РУКА имён знаковых личностей (Фиделя <Кастро> и Михаила <Горбачёва>).

Ориентированность семантики символа РУКА на пространство вне дома актуализируется номинациями географических объектов, среди которых значимо отсутствуют названия населённых пунктов при наличии номинаций «путь», «река», «небо», «лес» и номинаций климатических явлений «ветер», «дождь» (х2), «буря».

Другой важный аспект семантики символа РУКА, выраженный в составе объектных ассоциаций, - его связь с информацией. Отсюда ассоциации с головой, глазами (х4), губами, ртом в числе номинаций частей и особенностей строения тела, а также звуком, именем, приметой, словом (х2), снами, музыкой среди номинаций коммуникативных единиц и знаковых систем. Причём эта информационная связь соединяет земное и духовное существование: отсюда совмещение номинаций «ноги» и «крылья» в подгруппе «конечности», «плечо» и «сердце» в подгруппе «корпус тела», «опыт» и «мечта» в числе номинаций мыслительных форм, преобладание ассоциаций со звездой в номинациях космических объектов. Эта информационная связь является жёсткой, на что указывает большинство номинаций форм предметов (кольцо, круг, цепь), однако идеальный коммуникант чётко не определяется (номинации абстрактных сущностей отсутствуют), либо представляется как Бог, Господь или «птица удачи».

Среди атрибутивных ассоциаций наиболее представлена группа номинаций психических состояний человека. Причём подавляющую их часть

261

составляют негативные характеристики (нервный, мука (х3), боль (х3), беда, страх (х2), печаль, виноватый, жёстче, пуганый) при единичности положительных (смелей, радость). Аналогичен состав номинаций физиологических свойств, где «жив», «живой» - нейтральные характеристики, «ловкий» - положительная, а «больной», «потный», «беспомощен», «натруженный», «нет сил» - отрицательные.

Следует отметить универсальную применимость семантики символа РУКА к категории времени (от вечности до его полной исчерпанности), выраженную в номинациях признаков времени (навсегда, всегда, века, годы, дни, ночь, к вечеру, с утра, час, вышло время, пробил час) и к категории количества (от нисколько до много), актуализированной в номинациях признаков количества (нечего, первый, один (х2), другой (х2), тысячи, много). При этом состав группы номинаций признаков силы подчёркивает прочность связи: «сложно», «сильный», «крепость», «крепче» при единичном «легко». Однако эта связь ассоциируется с неопределённостью, что выражено в составе групп номинации признаков состава (пустой (х2), чистый (х2), но грязный, мутный, мокрый), вертикальных и горизонтальных ориентиров (куда хочешь), признаков цвета (черный, серость), интенсивности звука и света (тихо, темнота), характера человека (нежный (х2), покорно, марионетка, но смелость, злодей), отношения (вместе любовный, важен, но не рад, дурной, поневоле), идентификационных характеристик (торный, но чудо, новый, чужой (х2), другой). Неопределённость подтверждается и отсутствием элементов в группах номинаций эстетических свойств, признаков чёткости восприятия, функций объекта в понимании человека, признаков вещества. Вместе с тем, состав признаков температуры (мороз, но тёплый, тепло (х2)), а также единичная номинация признаков принадлежности (морской), наряду с «положительными» векторами неопределённых категорий и составом номинаций пищи в объектных ассоциациях указывают на компонент потенциальной комфортности в семантике символа РУКА.

Среди процессуальных ассоциаций доминирует группа номинаций изменения физических или психических состояний. Из 24 ассоциаций этой группы большая часть связана со снижением активности (стихать, молкнуть, меркнуть, повесить, свернуть, падать (х2), загребать, не взлететь, класть, ложиться (11 асс.)) и разрушением (разорван, разлюбить, ломать, резать (4 асс.)), однако значимо представлены и номинации со значением повышения активности (развязать, расправить, выводить, приходить, разливать, встать, подставить, протянуть, поднять (9 асс.)). Аналогично распределяются номинации креационных процессов, где большая часть ассоциаций связана с уничтожением или невозможностью создания (не суметь, не мочь, остаться, ушедший <в ночь>, погаснуть, нет) и только треть - с созиданием (слепить, делать, плести).

Вторую по числу элементов группу процессуальных ассоциаций составляют номинации выражения отношений. Среди ассоциаций этой группы преобладают номинации с семантикой принятия (искать, взяться <за

262

руки>, не дрогнуть, остаться (х2), целовать (х2), разрешать, терпеть, сняться <на фоне>, обнять, взять, брать (х3) (15 асс.)), хотя значительную часть представляют номинации с семантикой неприятия (битва (х2), отставной, не дать, не хотеть, пускай проходят, опустить <руки>, борьба (8 асс.)). При этом номинации отношений демонстрируют их противоположность: с одной стороны, они положительны (связь, вера, святиться), с другой - отрицательны (прочь, что будут стоить, не верить).

В аспекте процессов восприятия ожидаемо представлены ассоциации с восприятием визуальным (глядеть, смотреть (х2), видеть) и тактильным (чувствовать, трогать). Однако среди номинаций сигнально-коммуникативных действий, наряду с ожидаемыми визуальными (зажечь, махать <рукой> (х2), корчиться) встречаются голосовые ассоциации (хохот, смех, кричать, внушать), которые дополняются единичной номинацией речевого действия (уметь сказать) и одной из ассоциаций эстетически ценных действий (петь). Из этого следует, что РУКА в текстах русской рок-поэзии символизирует коммуникативные процессы, соотносимые с речевыми.

Словари символов (например, [2]) отмечают, что РУКА - это часть тела, насыщенная символическим содержанием, однако для интерпретации семантики этого символа необходимо учитывать множество аспектов контекста упоминания. Анализ, произведенный в рамках нашего исследования, показывает, что инвариантное значение символа РУКА в русской рок-поэзии может быть представлено так: РУКА символизирует потенциальное, информационное, соотносимое с речевым взаимодействие существа с социальным и природным миром, характеризующееся прочностью, универсальностью отношения ко времени к количеству, но одновременно наделенное неопределенностью характера связи и коммуниканта, приводящее преимущественно к снижению активности, разрушению, тем не менее, принимаемое и не лишенное элементов комфортности.

Литература

1. Авдеенко И. А. Пространственные символы русской рок-поэзии: монография [Текст] / И. А. Авдеенко. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2014. - 144 с.

2. Рука // Словарь символов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/symbol/Ruka-728/ (дата обращения: 19.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.