Научная статья на тему 'Соотношение ассоциативных категорий с темпоральными символами и их оппозициями в языке русской рок-поэзии'

Соотношение ассоциативных категорий с темпоральными символами и их оппозициями в языке русской рок-поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / ОППОЗИЦИЯ СИМВОЛОВ / КОНТЕКСТНАЯ АССОЦИАЦИЯ / АССОЦИАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ / СЕМАНТИЗАЦИЯ / ЯЗЫК РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ / SYMBOL / OPPOSITION OF SYMBOLS / CONTEXTUAL ASSOCIATION / ASSOCIATIVE CATEGORY / SEMANTIZATION / LANGUAGE OF RUSSIAN ROCK POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авдеенко Иван Анатольевич

В статье рассмотрено соотношение системы темпоральных символов и их оппозиций в языке русской рок-поэзии с категориями контекстных ассоциаций, образующими набор эталонов семантизации. Показано, что различная актуальность эталонов семантизации создает сложную структуру взаимного противопоставления/соотнесения элементов системы, обеспечивающей непрерывность смысловых связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF ASSOCIATIVE CATEGORIES WITH TEMPORAL SYMBOLS AND THEIR OPPOSITIONS IN THE LANGUAGE OF RUSSIAN ROCK POETRY

The article deals with the correlation of the system of temporal symbols and their oppositions in the language of Russian rock poetry with the categories of contextual associations, which form a set of semantization standards. It is shown that different relevance of semantization standards creates a complex structure of mutual opposition/correlation of elements of the system ensuring continuity of semantic relations.

Текст научной работы на тему «Соотношение ассоциативных категорий с темпоральными символами и их оппозициями в языке русской рок-поэзии»

Авдеенко Иван Анатольевич

СООТНОШЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ КАТЕГОРИЙ С ТЕМПОРАЛЬНЫМИ СИМВОЛАМИ И ИХ ОППОЗИЦИЯМИ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ

В статье рассмотрено соотношение системы темпоральных символов и их оппозиций в языке русской рок-поэзии с категориями контекстных ассоциаций, образующими набор эталонов семантизации. Показано, что различная актуальность эталонов семантизации создает сложную структуру взаимного противопоставления/соотнесения элементов системы, обеспечивающей непрерывность смысловых связей. Адрес статьи: от№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/9-1/13.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 9(63): в 3-х ч. Ч. 1. C. 49-53. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/9-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

10.02.00 ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 81

В статье рассмотрено соотношение системы темпоральных символов и их оппозиций в языке русской рок-поэзии с категориями контекстных ассоциаций, образующими набор эталонов семантизации. Показано, что различная актуальность эталонов семантизации создает сложную структуру взаимного противопоставления/соотнесения элементов системы, обеспечивающей непрерывность смысловых связей.

Ключевые слова и фразы: символ; оппозиция символов; контекстная ассоциация; ассоциативная категория; семантизация; язык русской рок-поэзии.

Авдеенко Иван Анатольевич, к. филол. н., доцент

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет iavdeenko@mail.ru

СООТНОШЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ КАТЕГОРИЙ С ТЕМПОРАЛЬНЫМИ СИМВОЛАМИ И ИХ ОППОЗИЦИЯМИ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ

Актуальность исследования соотношения ассоциативных категорий с темпоральными символами и их оппозициями в языке русской рок-поэзии определяется недостаточной разработанностью лингвистической методики, позволяющей дать объективное описание семантики символа как знаковой единицы с релятивной семантикой. В данной работе представлен опыт описания отдельно взятой системы символов, основанной на оппозитивных отношениях, учитывающий объективный показатель количества объединенных по смыслу ассоциаций, характеризующий тенденции семантизации символов и их оппозиций в текстах.

В ходе анализа выборки из 207 текстов русской рок-поэзии (полный перечень см. в [3, с. 132-133]) на предмет отражения в них темпоральных символов было проанализировано 2164 ассоциации девяти символов. При этом в качестве символов рассматривались номинации, представленные не менее чем в двадцати контекстах, что означает актуализацию символа в среднем в каждом десятом тексте. В самом общем виде массив ассоциаций включает в себя три типа единиц, соотносимых с категориями объектности (407 асс.), атрибутивности (676 асс.) и процессуальности (784 асс.). В рамках каждого типа выделяется собственный набор ассоциативных категорий, выраженный в группах семантически соотносимых номинаций. Набор этих ассоциативных категорий выявлен опытным путем и представлен в одной из предыдущих публикаций [1].

Анализ количества единиц в каждой категории (в рамках этой статьи используются данные, опубликованные в работе [2]) позволил выявить основные семантические сферы, с которыми соотносится семантика символов (эталоны), а также смысловые сферы, в отношении которых символы проявляют индифферентность. В аспекте объектности эталонами являются предметная среда, существа, природа, пространство земли, коммуникативная среда, вещества; в области атрибутивности - время, количество, психика, узнавании, отношение, цвет; в аспекте процессуальности - выражение отношения, изменение состояния, движение, физиология, созидание.

Анализ семантики символов, проявляющейся в ассоциативных связях, показал, что темпоральные символы в языке русской рок-поэзии образуют четыре оппозиции, отражающие систему временных координат: ВРЕМЯ - ГОД, ЗИМА - ВЕСНА, СЕГОДНЯ - ЗАВТРА, НОЧЬ - (УТРО) - ДЕНЬ. Обозначенные оппозиции символов, как и сами символы в рамках оппозиций в разной мере соотносятся с названными выше эталонами, что отражает доминанты их смысловых связей.

Так, с эталоном «предметная среда», выраженным посредством ассоциаций с предметами, выделенные оппозиции символов соотносятся примерно в равной мере: ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (22,8%), ВРЕМЯ -ГОД (22,5%), СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (22,1%), ЗИМА - ВЕСНА (19,6%). Вместе с тем между количеством ассоциаций с предметами у противопоставленных элементов различий в большинстве случаев практически не наблюдается: ВРЕМЯ (13 (21%) асс.) - ГОД (14 (24%) асс.), СЕГОДНЯ (8 (27,6%) асс.) - ЗАВТРА (7 (24%) асс.), ЗИМА - ВЕСНА (по 6 асс., 10,7% и 10,5% соответственно), ДЕНЬ (31 (22%) асс. - (УТРО (20 (23,5%) асс.) -НОЧЬ (41 (23,2%) асс.). Такое соотношение указывает на то, что количественные показатели не являются характеризующими, основные различия следует искать в составе ассоциаций.

Эталон «существа», объединяющий категории номинаций существ и частей и особенностей строения тела, в наибольшей степени актуален для оппозиции ЗИМА - ВЕСНА (26,8%). Актуальность этого эталона в отношении остальных оппозиций уменьшается в следующем порядке: ВРЕМЯ - ГОД (25%), СЕГОДНЯ -ЗАВТРА (20,6%), ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (19,6%). В целом высокие значения частотности ассоциаций,

выражающих данный эталон, указывают на значимость аспекта связи семантики темпоральных символов с живыми существами (биоморфности).

Следует отметить, что в рамках оппозиций наблюдаются значительные различия в количестве ассоциативных связей отдельного символа с данным эталоном и его составляющими. В частности, число ассоциаций символа ГОД с существами (17 (29%) асс.) преобладает над таким же числом в случае с символом ВРЕМЯ (4 (6,5%) асс.) более чем в 4 раза. Значительно чаще, чем противоположные члены оппозиций с существами ассоциируются символы ВЕСНА (12 (21,1%) асс. при 6 (10,7%) асс. символа ЗИМА) и ЗАВТРА (6 (15,4%) асс. при 3 (10,3%) асс. символа СЕГОДНЯ). В рамках оппозиции ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (19 (13,5%) асс. -(13 (15,3%) асс.) - 24 (13,6%) асс. соответственно) такого доминирования не наблюдается.

С другой стороны, оппозиции ВРЕМЯ - ГОД, ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ характеризуются противоположными тенденциями в отношении ассоциаций с частями и особенностями строения тела. Так, число этого типа ассоциаций символа ВРЕМЯ в 8 раз (8 (12,9%) асс.) превышает число таких же ассоциаций символа ГОД (1 (1,7%) асс.); соотношение ассоциаций этой же группы в оппозиции ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ в количественном плане соответствует 13 (9,2%) асс. - (2 (2,4%) асс.) - 8 (5,5%) асс.

Таким образом, отношение оппозиций темпоральных символов к эталону «существа» указывает, с одной стороны, на различную актуальность этого эталона в характеристике оппозиций, а с другой - на различную значимость аспектов целостности и партитивности: ГОД, НОЧЬ, ЗАВТРА, ВЕСНА связаны прежде всего с организмами, а ВРЕМЯ, ДЕНЬ - с органами.

Эталон «природа», выраженный в номинациях явлений природы, также в наибольшей степени актуален для оппозиции ЗИМА - ВЕСНА (21,5%), на второй позиции ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (16,6%), на третьей -СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (10,3%), на четвертой - ВРЕМЯ - ГОД (10%). Такое соотношение характеризует различную степень компонентов 'природный' и 'социальный' в семантике символов. При этом значительные различия в отношении противопоставленных символов к эталону наблюдаются между элементами оппозиций СЕГОДНЯ (2 (6,9%) асс.) - ЗАВТРА (5 (12,8%) асс.), ДЕНЬ (24 (17%) асс.) - (УТРО (9 (10,6%) асс.) -НОЧЬ (34 (19,2%) асс.).

Реализованный в ассоциациях с географическими объектами эталон «пространство земли» в большей мере соотносится с оппозицией СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (20,6%), во вторую очередь - с оппозицией ЗИМА -ВЕСНА (18%), в третью - с оппозицией ВРЕМЯ - ГОД (14,2%), в четвертую - с оппозицией ДЕНЬ -(УТРО) - НОЧЬ (10,4%). Убывание значимости этого эталона обусловлено соответствующим повышением актуальности космического пространства. При этом значительные отличия в активности соотношения с эталоном «пространство земли» отмечается в оппозициях ВРЕМЯ (11 (17,7%) асс.) - ГОД (6 (10,3%) асс.); СЕГОДНЯ (5 (17,2%) асс.) - ЗАВТРА (9 (23,1%) асс.).

Эталон «коммуникативная среда», выраженный в ассоциациях с коммуникативными единицами и знаковыми системами, в наибольшей степени связан с оппозицией ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (13,4%). Убывание актуальности этого эталона в других оппозициях (ЗИМА - ВЕСНА (11,2%), ВРЕМЯ - ГОД (8,3%), СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (7,4%)) определяет и убывание дискурсивных компонентов семантики символов. Причем элементы оппозиций НОЧЬ (29 (16,4%) асс.) - (УТРО (9 (10,6%) асс.)) - ДЕНЬ (16 (11,3%) асс.), а также СЕГОДНЯ (1 (3,4%) асс.) - ЗАВТРА (4 (10,3%) асс.) по-разному соотносятся с семантикой коммуникации, в частности, с коммуникативной активностью связаны символы НОЧЬ и ЗАВТРА, что принципиально отличает систему темпоральных символов русской рок-поэзии от русской концептуальной системы.

В группе номинаций веществ выражена связь символов и их оппозиций с эталоном «вещества». В большей мере данный эталон связан с оппозицией ЗИМА - ВЕСНА (10,8%), остальные оппозиции соотносятся с этим эталоном примерно одинаково: ВРЕМЯ - ГОД (7,5%), СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (7,4%), ДЕНЬ - (УТРО) -НОЧЬ (7,2%). Это указывает на то, что оппозиция ЗИМА - ВЕСНА в целом характеризуется более вещественной, материальной, нежели идеальной семантикой в отличие от остальных оппозиций. Значительных различий между элементами оппозиций в данном случае не обнаруживается.

Соотношение оппозиций символов с основными эталонами атрибутивного аспекта темпоральной символики русской рок-поэзии также различно.

Эталон «время», выраженный в ассоциациях с признаками времени, в наибольшей степени актуален для оппозиции СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (39,7%). Ниже степень его актуальности в случае с оппозицией ЗИМА -ВЕСНА (33,3%), еще ниже - в случае с оппозицией ВРЕМЯ - ГОД (18,3%), самая низкая актуальность -в случае с оппозицией ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (17,6%). Отличие в актуальности данного эталона для оппозиций темпоральных символов отражает меру ожидаемости изменений. В этом отношении оппозиции СЕГОДНЯ -ЗАВТРА и ЗИМА - ВЕСНА более ассоциированы с ожидаемыми изменениями во втором компоненте, чем оппозиции ВРЕМЯ - ГОД и ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ. При этом наиболее ярким показателем оппозиционности элементов является значительное отличие количества ассоциаций с признаками времени в оппозиции ЗИМА (4 (10%) асс.) - ВЕСНА (10 (28,6%) асс.), хотя значительно в этом отношении различаются и элементы оппозиции ВРЕМЯ (19 (25,7%) асс.) - ГОД (12 (12,6%) асс.) при большем общем количестве атрибутивных ассоциаций у последнего символа.

В номинациях признаков количества находит свое выражение эталон «количество», который доминирует в отношении к оппозиции ВРЕМЯ - ГОД (21,3%). Отношение этого эталона к оппозиции ЗИМА -ВЕСНА (16,4%) проявляется меньше. Самый низкий показатель соотношения с эталоном «количество» у оппозиций СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (7,9%) и ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (7,9%). Такое соотношение по-разному

характеризует символические номинации «крупных» и «мелких», а одновременно «отстраненных» и «актуальных» временных отрезков: в последних случаях, соответствующих оппозициям СЕГОДНЯ - ЗАВТРА и ДЕНЬ -(УТРО) - НОЧЬ, вопреки наблюдаемой множественности и регулярности переходов семантика символов актуализирует исчерпаемость соответствующих единиц.

Эталон «психика», проявляющийся в ассоциациях с психическими состояниями человека, наиболее актуален для оппозиции ЗИМА - ВЕСНА (17,6%), характеризуется высокой степенью значимости для оппозиции ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (13,6%) и относительно низкой релевантностью для оппозиций ВРЕМЯ -ГОД (8,3%) и СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (7,9%). При этом в рамках оппозиции ЗИМА - ВЕСНА элемент ЗИМА отталкивается от ассоциаций с психическими состояниями человека (0 асс.), что указывает на крайнюю поля-ризованность оппозиции, где ВЕСНА ассоциируется с психической активностью, а ЗИМА - с ее отсутствием. В оппозиции ВРЕМЯ - ГОД наблюдается значительное преобладание ассоциаций, связанных с данным эталоном в отношении элемента ГОД (9 (9,5%) асс. против 5 (6,8%) асс. символа ВРЕМЯ), что характеризует ВРЕМЯ как символ, связанный с ослаблением психической активности, а ГОД - с усилением. В оппозиции ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ при значительном различии в абсолютном выражении (19, 9, 22 асс. соответственно), процентные отношения показывают их равноценность (13,4%, 12,3%, 14,3% соответственно).

Выраженный в номинациях идентификационных характеристик эталон «узнавание», обнаруживает градацию степени значимости от оппозиции ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (13%) через оппозиции ЗИМА - ВЕСНА (11,1%) и СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (7,9%) к оппозиции ВРЕМЯ - ГОД (5,9%). При этом в рамках оппозиции ДЕНЬ -(УТРО) - НОЧЬ отношение элементов к данному эталону примерно одинаково (18 (11,7%), 10 (13,7%), 20 (14,1%) соответственно). В остальных оппозициях наблюдается заметное отклонение значений в сторону одного из элементов оппозиции: ВРЕМЯ (7 (9,5%) асс.) - ГОД (3 (3,2%) асс.); СЕГОДНЯ (1 (3%) асс.) -ЗАВТРА (4 (13,3% асс.); ЗИМА (2 (5%) асс.) - ВЕСНА (1 (2,9%) асс.). Следовательно, можно утверждать, что символы ВРЕМЯ, ЗАВТРА, ЗИМА более интенсивно актуализируют семантику узнавания, чем символы ГОД, СЕГОДНЯ, ВЕСНА.

Эталон «отношение», выражающийся в группе номинаций отношения, показателен наличием нулевой релевантности для оппозиции СЕГОДНЯ - ЗАВТРА при относительно высоких значениях для оппозиций ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (7,4%), ЗИМА - ВЕСНА (8,3%), ВРЕМЯ - ГОД (9,5%). В рамках оппозиций большей степенью соотношения с данным эталоном характеризуются символы ВРЕМЯ (8 (10,8%) асс. против 8 (8,4%) асс. символа ГОД), НОЧЬ (13 (8,4%) асс. против 9 (6,3%) асс. символа ДЕНЬ и 5 (6,8%) асс. символа УТРО), ЗИМА (3 (7,5%) асс. против 1 (2,9%) асс. символа ВЕСНА). Следует отметить, что степени значимости эталонов «отношение» и «психика» различны, а в случаях с оппозициями ВРЕМЯ - ГОД, ЗИМА -ВЕСНА - диаметрально противоположны, что указывает на нетождественность категорий отношения и психической активности в семантике темпоральных символов русской рок-поэзии.

Группа номинаций признаков цвета образует эталон «цвет», который проявляет равную значимость для оппозиций ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (7,9%) и ЗИМА - ВЕСНА (7,9%). В меньшей мере он актуален для оппозиции СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (4,8%), в наименьшей - для оппозиции ВРЕМЯ - ГОД (3%). При этом в рамках оппозиций колоративный аспект семантики символов проявляется предсказуемо в оппозициях ВРЕМЯ (2 (2,7%) асс.) - ГОД (3 (3,2%) асс.) и СЕГОДНЯ (2 (6,1%) асс.) - ЗАВТРА (1 (3,3%) асс.), где более актуальный элемент в большей степени «окрашен», чем более абстрактный. В случаях же с оппозициями ДЕНЬ (11 (7,7%) асс.) - (УТРО (2 (2,7%) асс.) - НОЧЬ (16 (10,4%) асс.), а также ЗИМА (6 (15%) асс.) - ВЕСНА (1 (2,9%) асс.) парадоксально больше связаны с цветом символы НОЧЬ и ЗИМА, чем ожидаемо «цветные» ДЕНЬ (УТРО) и ЛЕТО.

Соотношение оппозиций символов с основными эталонами процессуального аспекта темпоральной символики русской рок-поэзии также различно.

Эталон «выражение отношений», реализованный посредством группы номинаций выражения отношений, в наибольшей степени актуален для оппозиции ЗИМА - ВЕСНА (32,1%). Вторую позицию по степени актуальности данного эталона занимает оппозиция ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (17,3%). На третьей и четвертой позиции по этому признаку оппозиции ВРЕМЯ - ГОД (14,5%) и СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (9,6%). Такое соотношение указывает на то, что семантика выражения отношений характеризует в первую очередь символы, связанные с циклической сменой времени года или времени суток. При этом в рамках оппозиций элементы соотносятся с семантикой выражения отношений по-разному: ГОД (19%) - ВРЕМЯ (11,7%); ДЕНЬ (16,2%) -(УТРО (24,4%)) - НОЧЬ (15,3%); СЕГОДНЯ (14,3%) - ЗАВТРА (6,7%); ВЕСНА (21,6%) - ЗИМА (11,1%). Такие связи определяются двумя факторами. С одной стороны - конкретностью / неопределенностью (абстрактностью): в этом отношении ассоциируемость с эталоном выражения отношений выше у символов ГОД и СЕГОДНЯ, чем у символов ВРЕМЯ и ЗАВТРА. С другой - семантикой перехода от одного состояния к другому, связанного с повышением активности: отсюда высокие показатели соотношения с данным эталоном семантики символов УТРО и ВЕСНА.

Отраженный в составе номинаций изменения физических и психических состояний эталон «изменения состояния» преимущественно соотносится с оппозицией ЗИМА - ВЕСНА (23,2%), в значительной мере -с оппозицией ВРЕМЯ - ГОД (21,1%), в значимой мере - с оппозицией ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (9,2%) и незначительно - с оппозицией СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (2,7%). Это указывает на то, что семантика изменения состояния наиболее характерна для темпоральных символов русской рок-поэзии, ассоциирующихся с продолжительными категориями времени. Смена времени суток или последовательность дней с этой семантикой

связаны незначительно. Следует отметить, что символы с ассоциативным значением перехода, как и в случае с эталоном выражения отношений, доминируют над противоположными элементами оппозиций: ДЕНЬ (8,4%) - (УТРО (16,3%)) - НОЧЬ (6,9%); ВЕСНА (15,7%) - ЗИМА (11,1%). В случае же с оппозициями, элементы которых имеют различную степень конкретности, наблюдается противоположная зависимость (ВРЕМЯ (26,2%) - ГОД (12,7%); СЕГОДНЯ (0%) - ЗАВТРА (4,4%)), что определяется тем, что изменение состояния не замечается в актуальных временных отрезках, но приписывается временным единицам с выраженной семантикой потенциальности.

Эталон «движение», репрезентируемый номинациями перемещения, наиболее актуален для оппозиции ЗИМА - ВЕСНА (21,5%). Остальные оппозиции образуют следующий порядок степени актуальности данного эталона: СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (13,7%), ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (11,3%), ВРЕМЯ - ГОД (9,6%). При этом нетождественность степени актуальности эталонов «изменение состояния» и «движение» по отношению к оппозициям СЕГОДНЯ - ЗАВТРА и ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ указывает на то, что в семантике символов, соотносимых с наименьшими временными единицами, движение не предполагает изменения состояния, и наоборот. В то же время оппозиции ЗИМА - ВЕСНА, ВРЕМЯ - ГОД, соотносимые с крупными единицами времени, проявляют связь движения с изменением состояния. В рамках оппозиций значительные различия проявляют символы ГОД (15,9% против 5,8% символа ВРЕМЯ), ЗАВТРА (15,6% против 10,7% символа СЕГОДНЯ), ВЕСНА (13,7% против 7,4% символа ЗИМА). Доминирование этих символов определяется их противопоставлением символам с семантикой стагнации, статичности в рамках оппозиций.

Номинации креационных процессов образуют эталон «созидание», который в большей степени связан с оппозициями, ассоциирующимися с продолжительными единицами времени: ВРЕМЯ - ГОД (15,7%), ЗИМА -ВЕСНА (14,9%). Оппозиции символов, связанные с краткими единицами времени, с данным эталоном соотносятся меньше: СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (8,2%), ДЕНЬ - (УТРО) - НОЧЬ (7,5%). При этом доминирование символов в рамках оппозиций прямо противоположно аналогичным показателям в отношении эталона «движение»: ВРЕМЯ (17,5%), но ГОД (12,7%); СЕГОДНЯ (14,3%), но ЗАВТРА (4,4%); ЗИМА (25,9%), но ВЕСНА (5,9%). Это объясняется представлением о том, что внешнее проявление стагнации связано с внутренними процессами креационного характера.

С эталоном «физиология», проявляющимся посредством группы номинаций физиологических процессов, в наибольшей мере соотносится оппозиция ЗИМА - ВЕСНА (16,8%), в наименьшей - оппозиция ВРЕМЯ -ГОД (7,8%). Срединное положение занимают оппозиции СЕГОДНЯ - ЗАВТРА (12,3%) и ДЕНЬ - (УТРО) -НОЧЬ (11,6%). Значительное различие ориентированности символов на данный эталон в рамках оппозиций наблюдается в случае ДЕНЬ (12,8%) - УТРО (3,5%) - НОЧЬ (13,9%). Низкий показатель символа УТРО в данном случае объясняется его индифферентностью по отношению к семантике маскулинности / феми-нинности. В остальных случаях актуальность этой семантики продуцирует антропоморфные, а следовательно, и физиологические ассоциации.

Анализ характера отношений темпоральных символов и их оппозиций к эталонам приводит к следующим выводам.

Различное соотношение темпоральных символов русской рок-поэзии и их оппозиций выявляет их противопоставление по признакам: организм - орган; природное - социальное; земное - космическое; коммуникативно активное / пассивное; материальное - идеальное; возможность / невозможность изменения; исчерпае-мость - неисчерпаемость; наличие / отсутствие психической активности; узнаваемость - неузнаваемость; колоративность - ахроматизм; наличие выраженного отношения - индифферентность; изменчивость - постоянство; движение - статичность; креативность - бесплодность; физиологичность / нефизиологичность.

Названные признаки могут быть как связаны с проявлением концептуального противопоставления терминов времени в отношении продолжительности элементов (циклов), актуальности и потенциальности, переходности и фиксированности; активности и пассивности поведения человека и состояния природы, так и противоположны им, подчинены иррациональным факторам функционирования.

Различная актуальность смысловых эталонов применительно к оппозициям символов и их элементам выявляет сложную сеть взаимодействий между элементами названных противопоставлений, обеспечивающих непрерывность ассоциативных связей семантики символов: противопоставленное в одном аспекте соотносится в другом.

Список литературы

1. Авдеенко И. А. Контекстные ассоциации и их интерпретация при описании семантики символа // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2010. № 3. Ч. 2. С. 67-74.

2. Авдеенко И. А. Контекстные ассоциации темпоральных символов в языке русской рок-поэзии. Количественный анализ [Электронный ресурс] // Амурский научный вестник. 2016. № 1. С. 17-27. URL: http://www.amgpgu.ru/ upload/iblock/34d/avdeenko_i_a_kontekstnye_assotsiatsii_temporalnykh_simvolov_v_yazyke_russkoy_rok_poezii_kolichest ven.pdf (дата обращения: 22.04.2016).

3. Авдеенко И. А. Пространственные символы русской рок-поэзии [Электронный ресурс]: монография. Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2014. 144 с. URL: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/ec4/avdeenko_i_a_prostranstvennye_ simvoly_russkoy_rok_poezii.pdf (дата обращения: 22.04.2016).

CORRELATION OF ASSOCIATIVE CATEGORIES WITH TEMPORAL SYMBOLS AND THEIR OPPOSITIONS IN THE LANGUAGE OF RUSSIAN ROCK POETRY

Avdeenko Ivan Anatol'evich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Amur State University of Humanities and Pedagogy iavdeenko@mail. ru

The article deals with the correlation of the system of temporal symbols and their oppositions in the language of Russian rock poetry with the categories of contextual associations, which form a set of semantization standards. It is shown that different relevance of semantization standards creates a complex structure of mutual opposition/correlation of elements of the system ensuring continuity of semantic relations.

Key words and phrases: symbol; opposition of symbols; contextual association; associative category; semantization; language of Russian rock poetry.

УДК 81'38

В статье рассматриваются особенности употребления слов тематической группы «средства дистантного общения» в письмах русских писателей XIX-XX вв. Представлена классификация эпистолярных концептов и методика их описания, состоящая в определении контекстуального окружения ключевых слов и типовых ситуаций, реализуемых высказываниями с данными словами. Установлено, что специфика вербализации лингвокультурных «переменных» коррелирует с экстралингвистическими факторами, обусловливающими эволюцию дистантного общения.

Ключевые слова и фразы: высказывание; ключевое слово; концепт; лингвокультурология; типовая ситуация; эпистолярный текст.

Акимова Татьяна Петровна, к. филол. н., доцент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет akimova_t@rambler.ru

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ «ПЕРЕМЕННЫЕ», ОТРАЖАЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕАЛИЙ В РУССКИХ ЧАСТНЫХ ПИСЬМАХ XIX-XX ВВ.

(НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСЕМ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ СРЕДСТВА ДИСТАНТНОГО ОБЩЕНИЯ:

ПИСЬМО, ТЕЛЕГРАММА, ТЕЛЕФОН)

Современные исследования в области лингвокультурологии направлены на осмысление способности разнообразных языковых знаков отображать культурные ценности и фиксировать их в текстах различных типов. Одной из составляющих исследований языковой картины мира является изучение особенностей употребления слов, обозначающих фрагменты языковой картины материального мира (см., напр.: [2]), представленное и в данной работе.

Концепцию, в русле которой проводится данное исследование, вслед за С. Г. Воркачевым, характеризуем как концептологию в широком смысле. Автор подчеркивает, что к лингвокультурным концептам относится «любой вербализованный культурный смысл, в какой-то мере отмеченный этнической спецификой вне зависимости от ее значимости (существенности-случайности) для национального характера» [3, с. 30].

Изучение частных писем в русле лингвокультурологии предполагает выявление концептов, актуальных именно для эпистолярного текста, и определение особенностей их вербализации в анализируемом материале. К таким особенностям в первую очередь относится контекстуальное окружение языковой единицы, которой актуализируется центральная точка концепта - имя концепта [6, с. 14]. При этом содержание концепта, представляющего собой парадигматическую структуру, выводится из синтагматических отношений имени, фиксированных в тексте [9, с. 38].

В эпистолярном дискурсе лексические единицы, вербализующие лингвокультурные концепты, используются не только в определенном контекстуальном окружении, но и в определенных типовых ситуациях. Анализ особенностей употребления ключевых слов в письмах классиков русской литературы позволяет установить закономерности их использования, обусловленные особенностями эпистолярного текста, и на их основе представить описание смыслового потенциала того или иного концепта.

Лингвокультурные концепты могут классифицироваться по различным основаниям, например, по тематике, носителям, типам дискурса, типам транслируемости [6, с. 15]. Предлагаем классификацию эпистолярных концептов, в основание которой положены особенности их вербализации в русском частном письме: 1) эпистолярные константы, реализованные в подавляющем большинстве эпистолярных текстов, причем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.