Научная статья на тему 'Семантика символа крыло в языке русской рок-поэзии'

Семантика символа крыло в языке русской рок-поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
274
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛЫ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / РУССКИЙ РОК / РОК-ПОЭЗИЯ / КРЫЛЬЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CHARACTERS / LEXICAL SEMANTICS / RUSSIAN ROCK / ROCK POETRY / WINGS / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авдеенко Иван Анатольевич

В статье приведены результаты качественно-количественного контент-анализа символа КРЫЛО в языке русской рок-поэзии. Лексическая сочетаемость данного символа позволяет выделить такие компоненты его семантики, как ʻсвязьʼ, ʻактуальный центр мираʼ, ʻсредоточие всего существующего и потенциального, духовного и материального, бытия и небытия, конечности и бесконечностиʼ. Отношения единства между противоположностями благодатны и трагичны: стремление к свободе, духовности, достижению цели, реализации смысла жизни ведет к утрате иллюзий, обманутым надеждам, реальной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF THE SYMBOL WING IN THE LANGUAGE OF RUSSIAN ROCK-POETRY

The article presents the results of the qualitative and quantitative content analysis of the symbol WING in the language of Russian rock-poetry. The lexical compatibility of this symbol makes it possible to distinguish such components of its semantics as ʻconnectionʼ, ʻactual center of the worldʼ, ʻcentre of all existing and potential, spiritual and material, being and non-being, finiteness and infinityʼ. The relations of unity between opposites are favourable and tragic: the desire for freedom, spirituality, achievement of the goal, the realization of the meaning of life leads to a loss of illusions, disappointed expectations, real danger.

Текст научной работы на тему «Семантика символа крыло в языке русской рок-поэзии»

УДК 821.161.1-192:785 ББК Щ318.5 +Ш3 3 (2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 10.02.01 ГРНТИ 17.07.41

И. А. АВДЕЕНКО

Комсомольск-на-Амуре СЕМАНТИКА СИМВОЛА КРЫЛО В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ

Аннотация. В статье приведены результаты качественно -количественного контент-анализа символа КРЫЛО в языке русской рок-поэзии. Лексическая сочетаемость данного символа позволяет выделить такие компоненты его семантики, как 'связь', 'актуальный центр мира', 'средоточие всего существующего и потенциального, духовного и материального, бытия и небытия, конечности и бесконечности'. Отношения единства между противоположностями благодатны и трагичны: стремление к свободе, духовности, достижению цели, реализации смысла жизни ведет к утрате иллюзий, обманутым надеждам, реальной опасности.

Ключевые слова: символы, лексическая семантика, русский рок, рок-поэзия, крылья, контент-анализ.

Сведения об авторе: Авдеенко Иван Анатольевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет».

Контакты: 601000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 17, корп. 2, iavdeenko@mail.ru.

I. A. AVDEENKO

Komsomolsk-on-Amur

SEMANTICS OF THE SYMBOL WING

IN THE LANGUAGE OF RUSSIAN ROCK-POETRY

Abstract. The article presents the results of the qualitative and quantitative content analysis of the symbol WING in the language of Russian rock-poetry. The lexical compatibility of this symbol makes it possible to distinguish such components of its semantics as 'connection', 'actual center of the world', 'centre of all existing and potential, spiritual and material, being and non-being, finiteness and infinity'. The relations of unity between opposites are favourable and tragic: the desire for freedom, spirituality, achievement of the goal, the realization of the meaning of life leads to a loss of illusions, disappointed expectations, real danger.

Keywords: characters, lexical semantics, Russian rock, rock poetry, wings, content analysis.

About the author: Avdeenko Ivan Anatolievich, Candidate of Philology, Associate Professor of the Departament of Russian Language and Literature Studies of the Amur State University of Humanities and Pedagogy.

© Авдеенко И. А., 2019

Символ КРЫЛО, пожалуй, один из самых важных для рок-культуры. Это выражается в регулярном использовании этого символа в текстах, названиях, на обложках альбомов.

Целью данной работы является описание семантики символа КРЫЛО в русской рок-поэзии. При этом символ понимается как особый вид знака, который выражает комплекс смыслов, возникающих вследствие его специфической интертекстуальной (символ аккумулирует в себе смыслы, в которых он так или иначе использовался) и интратекстуальной (символ интегрирует в себе значения тех знаков, совместно с которыми он использован в общем контексте) природы.

Материалом для исследования послужили 207 текстов наиболее известных русскоязычных рок-групп: «Воскресенье» (далее В.), «Аквариум» (Ак.), «Алиса» (Ал.), «Крематорий» (Кр.), «Кино» (К.), «Машина Времени» (МВ), «NAUTILUS POMPILIUS» (НП), «Звуки Му» (ЗМ), «Зоопарк» (З.), «Чайф» (Ч.), «ДДТ». Полный список текстов см. в [4, с. 132-133].

Сплошная выборка предложений с использованием слова «крыло» позволила обнаружить следующие контексты упоминания одноимённого символа (на порядковый номер в данном перечне даются ссылки в классификации ассоциаций): (1) «Бульвары распахнулись, словно крылья» (В.: «Случилось»). (2) «Привяжи мне бумажные крылья, свободу и совесть, / Но не оставь меня в бурю и в штиль упаси от беды» (В.: «Научи меня жить»). (3) «О том, что завтра в путь неблизкий, расправив крылья, полетит» (В.: «Ночная птица»). (4) «Отпусти мне грехи первым взмахом крыла» (Ак.: «Бурлак»). (5) «Ты гори, Серафим, золотые крыла - / Гори, не стесняйся, путеводной звездой» (Ак.: «Бурлак»). (6) «А там неизвестный для нас (нам), но похожий / На ястреба с ясным крылом / Глядит на себя и на нас / Из сияющей пустоты» (Ак.: «Из сияющей пустоты»). (7) «Весело лететь ласточке / Над золотым проводом - / Восемь тысяч вольт / Под каждым крылом» (Ак.: «Звёздочка»). (8) «Пёстрый, как перья павлиньи, / Как наконечник стрелы, / Холодом мёрзлые крылья / Я вколочу в твои дни» (ЗМ: «Курочка ряба»). (9) «В трясину-хлябь / На крыльях солнце несли» (Ал.: «Шабаш 1»). (10) «На крыле ангела (ха!) / Вспыхнула жесть» (Ал.: «Бес паники»). (11) «Глаза твои - крылья» (З.: «Фрагмент»). (12) «Мы - ястребиная пара: / Устало крыльями машем / И уносимся в осень» (НП: «Лето прошло»). (13) «Дерзко звеня / Молодыми крылами, / Мы улетаем, изгнанники лета, / И остановимся в осени где-то, / Впившись любовно друг в друга когтями» (НП: «Лето прошло»). (14) «Ты манишь на свет всех крылатых в ночи, / Но не хочешь согреть никого этим светом» (НП: «Казанова»). (15) «Простая синица с подбитым крылом» (Ч.: «Религия»). (16) «Ведь были же крылья, да надломили» (Ч.: «Всему своё время»). (17) «Нет у времени стоп-крана, / Нету крыльев на руках» (Ч.: «Я рисую на окне»). (18) «И как хлопало крыльями чёрное племя ворон» (К.: «Легенда»). (19) 2И билет на самолёт с серебристым крылом, / Что, взлетая, оставляет земле лишь тень» (К.: «Если есть в кармане пачка

49

сигарет»). (20) «И только небо тебя поманит синим взмахом её крыла» (МВ: «Синяя птица»). (21) «О, картонные крылья - / Это крылья любви» (МВ: «Картонные крылья любви»).

Общее число контекстов указывает, что символ КРЫЛО эксплицитно актуализируется почти в каждом десятом тексте русского рока.

Анализ распределения слов, использованных в данных контекстах совместно с символом КРЫЛО, по семантическим классам [1] показывает следующее (сокращение «Н.» соответствует термину «номинации»):

1. Объектные ассоциации: 1.1. Н. существ: человек (мужчина (нет), женщина (нет), группа (племя (18)); животные (дикие (нет); домашние (нет), группа (нет)); птицы (особь (ястреб (6), ласточка (7), синица (15), вороны (18)), группа (ястребиная пара (12)); мифические (Серафим (5), ангел (10)). 1.2. Н. частей и особенностей строения тела: голова (глаза (11)), корпус (нет), конечность (когти (13), руки (17)), покров (перья (8)), повреждение (нет). 1.3. Н. растений (нет). 1.4. Н. предметов: дома и его частей (нет), одежды (нет), орудий труда (нет), оружия (наконечник (8), стрела (8)), украшений (нет), приборов и приспособлений (провод (7), стоп-кран (17)), наград (нет), пищи (нет), денег (нет), столовых приборов (нет), транспортных средств (самолёт (19)), обрядовых предметов (нет), построек (нет). 1.5. Н. явлений природы: временных (нет), климатических (буря (2), штиль (2)), физических (нет). 1.6. Номинации географических объектов: населённых пунктов (нет), не населённых пунктов (трясина-хлябь (9)), территорий (бульвары (1), путь (3), небо (20), земля (19)). 1.7. Н. космических объектов: звезда (5), солнце (9). 1.8. Н. единиц измерения: вольт (7). 1.9. Н. форм предметов: тень (19). 1.10. Н. веществ: твёрдых (жесть (10)), жидких (нет), сыпучих (нет), газообразных (нет). 1.11. Н. абстрактных сущностей: свобода (2), совесть (2), грех (4). 1.12. Н. коммуникативных единиц и знаковых систем: билет (19).

1.13. Н. мыслительных форм (нет).

2. Атрибутивные ассоциации: 2.1. Н. признаков температуры: холод (8), мёрзлый (8). 2.2. Н. признаков состава: ясный (6), пустота (6).

2.3. Н. вертикальных и горизонтальных ориентиров: неблизкий (3).

2.4. Н. признаков цвета: пёстрый (8), чёрный (18), синий (20), серебристый (19). 2.5. Н. признаков времени: завтра (3), день (8), ночь (14), осень (12, 13), лето (13), время (17). 2.6. Н. признаков интенсивности звука и света: сияющий (6). 2.7. Н. признаков скорости (нет). 2.8. Н. признаков размера (нет). 2.9. Н. признаков количества: первый (4), восемь тысяч (7), каждый <из двух крыльев> (7), пара (12). 2.10. Н. признаков принадлежности: павлиньи (8). 2.11. Н. признаков вещества: бумажный (2), золотой (5, 7), картонный (21). 2.12. Н. признаков вкуса (нет). 2.13. Н. признаков силы (нет).

2.14. Н. признаков стабильности (трясина-хлябь (9)). 2.15. Н. характера человека (нет). 2.16. Н. психических состояний человека: беда (2), весело (7). 2.17. Н. обобщённых качеств (нет). 2.18. Н. отношения: дерзко (13), изгнанник (13), любовно (13), любовь (20). 2.19. Н. физиологических свойств: устало (12), молодой (13), подбитый (15). 2.20. Н. эстетических свойств

50

(нет). 2.21. Н. признаков чёткости восприятия (нет). 2.22. Н. функций объекта в понимании человека: путеводный (5). 2.23. Н. идентификационных характеристик: неизвестный (6), похожий (6).

3. Процессуальные ассоциации: 3.1. Н. физических процессов: горения (гореть (5)), свечения (вспыхнуть (10), свет (14)), кипения (нет). 3.2. Н. перемещения: полететь (3), лететь (7), уноситься (12), улетать (13), взлетать (19). 3.3. Н. креационных процессов (нет). 3.4. Н. изменения физических или психических состояний: распахнуться (1), расправить (3), остановиться (13), подбить (15), надломить (16). 3.5. Н. процессов расположения в пространстве: привязать (2), вколотить (8), нести (9), впиться (13).

3.6. Н. физиологических процессов: взмах (4), махать (12), взмах (19).

3.7. Н. процессов восприятия: зрительного (глядеть (6)), слухового (нет), обонятельного (нет), осязательного (нет). 3.8. Н. эстетически ценных действий (нет). 3.9. Н. сигнально-коммуникативных действий: звенеть (13), манить (14), хлопать (18), поманить (19). 3.10. Н. речевых действий (нет). 3.11. Н. выражения отношений: не оставить (2), оставлять (19), упасти (2), отпустить <грехи> (4), не стесняться (5), согреть (14). 3.12. Н. отношений: не хотеть (14). 3.13. Н. интеллектуальных действий (нет).

Анализ распределения контекстных ассоциаций, противопоставления ассоциатов внутри групп и закономерностей их соотношения между группами показывает следующее.

Среди объектных ассоциаций символа КРЫЛО доминируют номинации живых существ, которые представлены группами номинаций птиц и мифических существ (с человеком прямо связывается номинация «племя», которая используется в составе метафоры «племя ворон»). Частные репрезентанты компонентов «птичьей» семантики символа КРЫЛО - ястреб, ласточка, синица, вороны. Все они имеют сильно развитую символичность в различных культурах, но их объединяет семантика воплощения души человека и связи между мирами (небом и землёй, жизнью и смертью, мужским и женским, божественным и мирским) [9]. При этом символика птиц соотносима с символикой ангелов [5]. Из этого следует, что семантика символа КРЫЛО в русской рок-поэзии актуализирует компоненты связи миров, воплощения души человека.

Символика связи миров существенно дополняется компонентом амбивалентности (отмечающейся в символике птиц - ястреба и вороны - и ангелов), выражаемым оппозитивно маркированными ассоциациями в группах номинаций явлений природы (буря, но штиль), географических объектов (трясина-хлябь, но бульвары, путь; небо, но земля), абстрактных сущностей (совесть, но грех), космических объектов (звезда, но солнце [4, с. 30-45]). При этом наряду с амбивалентностью посредством ассоциирования с пером и стрелой в семантике символа КРЫЛО выражена направленность к небесному, нематериальному. Перо - символ истины, лёгкости, неба, высоты, скорости, простора, души, выхода в другие миры, магической связи с миром духов, божественной власти и покровительства. В христианстве - молитвы, веры и созерцания [10]. Стрела как символ

51

имеет значения как связанные с символикой птичьего пера (скорость, лёгкость), так и определяемые свойствами оружия (пронизывание цели, в том числе светом, солнцем, любовью): болезнь, полёт, восхождение к небесному, сила, война, охота, возмездие, неотвратимость. В шаманизме и астрологии СТРЕЛА символизирует выход за пределы земного бытия. В психологии соотносится с мужским началом [12]. Соотношение с символикой пера и стрелы выражает и семантику связи миров, актуализированную ассоциациями с существами.

Кроме того, важным компонентом семантики символа КРЫЛО является агрессивность, воинственность, определяемая ассоциациями с хищными птицами (ястребом), ангелами (небесным воинством), оружием (стрела, наконечник), веществами (жесть).

Семантика связывания миров выражается в ассоциациях с частями тела. Глаз символизирует связь внутреннего и внешнего мира, магическое влияние, разум, видение, понимание, а также созидательное и разрушительное воздействие [6]. Коготь символизирует связь с тотемным животным [13], а также аналогично стреле ассоциативно связан с проникновением. Семантикой связи социального и природного мира характеризуется и символ РУКА [2]. Семантика связи выражается также ассоциациями с проводом и самолётом.

Связь семантики символа КРЫЛО с категориями нематериального, духовного, небесного актуализируется доминантой нулевых ассоциаций среди номинаций предметов (дома и его частей, одежды, орудий труда, украшений, наград, пищи, денег, столовых приборов, построек). Причём эта связь не предполагает посредников, что отражается в отсутствии ассоциаций с обрядовыми предметами.

Вместе с тем, символ КРЫЛО выражает связь в пределах материального мира. Отсюда ассоциации с тенью, проводом, стоп-краном, билетом, самолётом. В случае со стоп-краном и билетом актуализируется семантика регулируемости свойств этой связи человеком или социальными установками.

Среди атрибутивных ассоциаций доминирует группа номинаций признаков времени. При этом их подавляющее большинство (исключение составляет единичная номинация «время») связано с дискретными отрезками (завтра, день, ночь, осень, лето). С учётом семантики связи, отмечаемой в составе объектных ассоциаций, это указывает на то, что КРЫЛО понимается как символ не только связи в пределах пространства, но и связи времён. Следует отметить, что наиболее значима в этом отношении связь элементов центральной оппозиции системы темпоральных символов (ДЕНЬ - НОЧЬ) [3], ориентированная в будущее (завтра). Кроме того, среди ассоциаций символа КРЫЛО с признаками времени отсутствуют символы ЗИМА и ВЕСНА, актуальные для системы темпоральных символов [3], но имеют место ассоциации с осенью и летом, что актуализирует семантику связи альтернативных видений мира, перехода к зрелости.

Вместе с тем, перспективная ориентированность связей, символизируемых словом КРЫЛО, сопрягается не столько с пониманием (ясный),

52

прозрением (сияющий), ценностью (золотой), наполненностью экзистенциальным смыслом (путеводный) и т. д., но и со стагнацией (холод, мерзлый, трясина-хлябь), опустошением (пустота), призрачностью и искусственностью (бумажный, картонный), труднодостижимостью (неблизкий), напыщенностью (павлиньи), усталостью (устало), ранами (подбитый). Противоречивость отношения к прогнозируемому опыту выражается в амбивалентности контекстных ассоциаций (дерзко, изгнанник / любовно, любовь; беда / весело; неизвестный / похожий). Таким образом, перспектива ясности в будущем, актуализируемая символом КРЫЛО, в русской рок-поэзии представляется смутной, что подтверждается ассоциативными лакунами в составе номинаций признаков скорости, размера, вкуса, силы, характера человека, эстетических свойств, признаков чёткости восприятия. Вместе с тем, она активно переживается человеком.

Особо следует остановиться на номинациях признаков количества, объединяющих единичность, парность и тотальность (первый, каждый <из двух крыльев>, пара, восемь тысяч). В. М. Рошаль отмечает, что единица символизирует первопричину, начало, порождающее множественность. Появление пары предполагает расщепление единства. Поскольку всё едино, двойственность - это отражение единицы в себе самой. Пары противоположностей (свет - тьма, огонь - вода) оказываются парадоксальными проявлениями единства. Число 8 символизирует бесконечность мира и связь его духовной и материальной составляющих, своенравности (анархичности, революционности) и религиозности (философского отношения к жизни, фатализма), совершенство, духовное обновление. Нули, троекратно входящие в число 8000, символизируют небытие, космический хаос и в этом смысле бесконечность, сам себя завершающий круг мира, единство бытия и небытия [11]. Актуализация этих компонентов в семантике символа КРЫЛО определяет его как символ панрелятивности - связи всего сущего, потенциального и исчезнувшего, единства противоположностей.

Среди процессуальных ассоциаций преобладают номинации выражения отношения (не оставить (быть вместе), оставлять (след), упасти, отпустить <грехи>, не стесняться, согреть), что, с одной стороны, подчёркивает наличие связи, а с другой - эмоциональность. Последнее определяет и отсутствие ассоциаций с интеллектуальными действиями. Все из номинаций данной группы характеризуются семантикой близости, родственности.

Вместе с тем наблюдается противопоставление групп номинаций перемещения, вполне предсказуемо связанных с полётом (полететь, лететь, уноситься, улетать, взлетать), преимущественно объединённых компонентами свободы, начала движения и центробежности относительно точки начала, и номинаций расположения в пространстве (привязать, вколотить, нести, впиться), которые характеризуются компонентами неразделимости, жёсткости соединения, несвободы. В составе номинаций изменения физических или психических состояний это противопоставление выражается как парадоксальное единство свободы, движения (распахнуться, расправить) и её утраты (остановиться, подбить, надломить). Тем самым актуали-

53

зируется семантика неоправданных ожиданий: стремление к свободе приводит к ещё большей её утрате (в этом отношении следует вернуться к атрибутивной ассоциации «трясина-хлябь»: попытка вырваться грозит ещё большим увязанием).

Также предсказуемы ассоциации с физиологическими процессами (махать, взмах). Однако, кроме прямой понятийной семантики, взмах имеет ряд символических смыслов. С одной стороны, он символизирует (в первую очередь как взмах крыла бабочки) мелкие изменения в системе, влекущие за собой цепочку событий, имеющие большие и непредсказуемые последствия. Аналогичную семантику имеет взмах рукой или волшебной палочкой: это действие, которое означает подтверждение воли, транслируемой через сакральные сферы, своеобразное нажатие кнопки «пуск».

С другой стороны, взмах как ассоциация символа КРЫЛО в исследуемых контекстах связан с физическими процессами (гореть, вспыхнуть, свет) и сигнально-коммуникативными действиями (звенеть, (по)манить, хлопать). На фоне отсутствия ассоциаций с речевыми и эстетически ценными действиями, а также со стагнацией, опустошением, призрачностью и искусственностью, труднодостижимостью в составе атрибутивных ассоциаций такая связь актуализирует семантику надежды (света в конце тоннеля), причём данной извне, что в свою очередь возвращает к семантике коммуникативного посредничества, выраженной символикой птиц и ангелов.

Анализ состава контекстных ассоциаций позволяет дать следующее описание семантики символа КРЫЛО в языке русской рок-поэзии: КРЫЛО символизирует актуальный центр мира, средоточие всего существующего и потенциального, а также духовного и материального, бытия и небытия, конечности и бесконечности. Эта связь устанавливает отношения единства между противоположностями, воспринимаемые одновременно как благодатные и трагические: стремление к свободе, духовности, достижению цели, реализации смысла жизни оборачивается утраченными иллюзиями, обманутыми надеждами, сопрягается с реальной опасностью. Вместе с тем, тотальная связь ориентирована на хотя и предопределённое, но будущее и близка человеческому существу.

Сопоставление полученного описания семантики символа КРЫЛО в языке русской рок-поэзии с дефинициями словарей символов [7; 14] и других источников [8] показывает, что, хотя семантика символа КРЫЛО в языке русской рок-поэзии не противоречит традиции, она существенно дополнена компонентами 'центр схождения всего сущего' и 'обратная сторона устремлений'.

Литература

1. Авдеенко И. А. Контекстные ассоциации и их интерпретация при описании семантики символа [Текст] / И. А. Авдеенко // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2010. - № 2-2(3). - С. 67-74.

2. Авдеенко И. А. Пространственные символы русской рок-поэзии [Текст] / И. А. Авдеенко. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2014. - 144 с.

3. Авдеенко И. А. Семантика символа РУКА в языке русской рок-поэзии [Текст] / И. А. Авдеенко // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Екатеринбург, Тверь, 2018. - Вып. 10 - С. 256-263.

4. Авдеенко И. А. Темпоральные символы русской рок-поэзии [Текст] / И. А. Авдеенко. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2016. - 145 с.

5. Ангелы // Краткая энциклопедия символов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/mdex.php/Ангелы#rite_шte-14 (дата обращения: 07.02.2019).

6. Глаза // Краткая энциклопедия символов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php/Глаза (дата обращения: 14.02.2019).

7. Керлот X Словарь символов. Мифология. Магия. Психоанализ [Электронный ресурс] / Х. Керлот. - Режим доступа: http://lib100.com/psychoanalis/dictionary_characters/pdf/ (дата обращения: 14.02.2019).

8. Пинежанинова Н. П. Концепт 'крыла' в поэзии Марины Цветаевой [Текст] / Н. П. Пинежанинова // Борисоглебье Марины Цветаевой. Шестая цветаевская международная научно-тематическая конференция: сборник докладов. - М., 1999. - С. 218-229.

9. Птицы // Краткая энциклопедия символов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/mdex.php/Птицы (дата обращения: 02.02.2019).

10. Птичьи перья // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефо-дия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://megabook.ru/article/ Птичьи+перья+(символ) (дата обращения: 02.02.2019).

11. Рошаль В. М. Полная энциклопедия символов [Текст] / В. М. Рошаль. - М.: АСТ, Сова, 2006.

12. Стрела // Краткая энциклопедия символов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php/Стрела (дата обращения: 14.02.2019).

13. Татуировка коготь [Электронный ресурс] // Отатуировках.ру. -Режим доступа: http://otatuirovkah.ru/tatuirovka-kogot/ (дата обращения: 14.02.2019).

14. Трессидер Дж. Словарь символов [Электронный ресурс] / Дж. Трессидер. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/57311/Tresidder_-_Slovar%27_simvolov.html#label1 (дата обращения: 14.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.