Научная статья на тему 'СЕМАНТИКА СИМВОЛА ГЛАЗ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ'

СЕМАНТИКА СИМВОЛА ГЛАЗ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / СЕМАНТИКА / АССОЦИАЦИЯ / НОМИНАЦИЯ / РУССКАЯ РОК - ПОЭЗИЯ / SYMBOL / SEMANTICS / ASSOCIATION / NOMINATION / RUSSIAN ROCK POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авдеенко Иван Анатольевич

В статье приведены результаты качественно - количественного контент - анализа символа ГЛАЗ в языке русской рок - поэзии. Лексическая сочетаемость данного символа показывает, что ГЛАЗ в русской рок - поэзии понимается как информационный переход между внутренним и внешним, высоким и низким, вещным и духовным с выраженной направленностью к высшим духовным идеалам, соотносимый с рациональным и мужским началом. Однако ограниченность и бесплодность взаимодействия мира и человека противопоставляет положительную устремлённость реальному разрушению и стагнации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF THE SYMBOL “EYE” IN THE LANGUAGE OF RUSSIAN ROCK-POETRY

The article provides the results of a qualitative - quantitative content analysis of the “EYE” symbol in the language of russian rock - poetry. The lexical collocability of the symbol reveals that the “EYE” is seen as an informational transition between inner and outer, high and low, material and spiritual with the clear intention of higher spiritual ideals, correlated with a rational and masculinity. However, scantiness and sterility of man and world interaction opposes the positive tendency to real destruction and stagnation.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИКА СИМВОЛА ГЛАЗ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ»

УДК 81'37 ББК Ш105.3 Код ВАК 10.02.01 ГРНТИ 16.12.27

И. А. АВДЕЕНКО

Комсомольск-на-Амуре СЕМАНТИКА СИМВОЛА ГЛАЗ В ЯЗЫКЕ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ

Аннотация. В статье приведены результаты качественно -количественного контент-анализа символа ГЛАЗ в языке русской рок-поэзии. Лексическая сочетаемость данного символа показывает, что ГЛАЗ в русской рок-поэзии понимается как информационный переход между внутренним и внешним, высоким и низким, вещным и духовным с выраженной направленностью к высшим духовным идеалам, соотносимый с рациональным и мужским началом. Однако ограниченность и бесплодность взаимодействия мира и человека противопоставляет положительную устремлённость реальному разрушению и стагнации.

Ключевые слова: символ; семантика; ассоциация; номинация; русская рок-поэзия.

Сведения об авторе: Авдеенко Иван Анатольевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет.

Контакты: 601000, Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 17, корп. 2; iavdeenko@mail.ru.

I. A. AVDEENKO

Komsomolsk-on-Amur

SEMANTICS OF THE SYMBOL "EYE"

IN THE LANGUAGE OF RUSSIAN ROCK-POETRY

Abstract. The article provides the results of a qualitative-quantitative content analysis of the "EYE" symbol in the language of russian rock-poetry. The lexical collocability of the symbol reveals that the "EYE" is seen as an informational transition between inner and outer, high and low, material and spiritual with the clear intention of higher spiritual ideals, correlated with a rational and masculinity. However, scantiness and sterility of man and world interaction opposes the positive tendency to real destruction and stagnation.

Keywords: symbol; semantics; association; nomination; Russian rock poetry.

About the author: Avdeenko Ivan Anatolievich, Candidate of Philology, Associate Professor of the Departament of Russian Language and Literature Studies, Amur State University of Humanities and Pedagogy.

© Авдеенко И. А., 2020

Символ ГЛАЗ - один из важнейших символов русской культуры в целом. Он непосредственно связан с душой (Глаза - зеркало души. Глаз не видит, душа не болит), действием (Глаза боятся, а руки делают. Глаза завидущи, а руки загребущи), восприятием (Глазом косишь - в яму угодишь. Глаз мал, да далеко видит). Этот символ играет важную роль и в русской рок-поэзии.

Целью данной работы является описание семантики символа ГЛАЗ в русской рок-поэзии. Под символом в работе понимается знак специфической интер- и интратекстуальной природы: он аккумулирует в себе смыслы, для выражения которых использовался, и интегрирует в себе значения слов, совместно с которыми использован в общем контексте.

Материалом для исследования послужили 207 текстов наиболее известных русскоязычных рок-групп: «Воскресенье» (далее В.), «Аквариум» (Ак.), «Алиса» (Ал.), «Крематорий» (Кр.), «Кино» (К.), «Машина Времени» (МВ), «NAUTILUS POMPILIUS» (НП), «Звуки Му» (ЗМ), «Зоопарк» (З.), «Чайф» (Ч.), «ДДТ». Полный список текстов см. в [1, с. 132-133].

Сплошная выборка контекстов использования номинации «глаз» и его производных позволила обнаружить следующие контексты упоминания одноимённого символа (на порядковый номер в данном перечне даются ссылки в классификации ассоциаций): 1. Пустые споры, слов туман, / Дворцы и норы, свет и тьма. / И облегченье лишь в одном - / Стоять до смерти на своём, / Ненужный хлам с души стряхнуть / И старый страх прогнать из глаз, / Из темноты на свет шагнуть, как в первый раз (В.: «В моей душе осадок зла»). 2. То ли темнота глаза таращит, / То ли тишина скрывает крик (В.: «По дороге разочарований»). 3. Может быть, один взгляд назад / Мне откроет в будущее глаза? (В.: «Один взгляд назад»). 4. О, как глаза её ясны (В.: «Снежная баба»). 5. Проглядели все глаза, да ни хрена не видать (Ак.: «Волки и вороны»). 6. А петь и не допеть - то за мной придут орлики, / С белыми глазами, да по мутной воде (Ак.: «Волки и вороны»). 7. Вышли мы вприсядку, мундиры в оборку - / Солдатики любви - синие глаза (Ак.: «Кони беспредела»). 8. Как взяли - повели нас дорогами странными; / Вели - да привели, как я погляжу: / Сидит птица бледная с глазами окаянными (Ак.: «Кони беспредела»). 9. И когда наступающий день / Отразится в твоих вертикальных зрачках, / Тот, кто закроет мне глаза, / Прочтёт в них всё то же: / Ты нужна мне (Ак.: «Ты нужна мне»). 10. Одному дала с чистых глаз, / Другому из шалости, / А сама ждала третьего, / Да уж сколько лет (Ак.: «Звёздочка»). 11. И как-то ночью он устал глядеть вниз / И поднял глаза в небосвод (Ак.: «Сувлехим Такац»). 12. Пускай проходят века, / По небу едет река, / И всем, кто поднимет глаза, / Из лодочки машет рука (Ак.: «Не пей вина, Гертруда»). 13. Мой рот как помойная яма, глаза -как цветы, / Злые-злые глаза мои как цветы <...> Цветочки-лютики! Глазёнки-лютики! <...> Вянут, вянут глаза мои, как цветы <...> Злые-злые глаза вянут, как цветы (ЗМ: «Цветочки-лютики»). 14. Бараний жир залепит глаз (ЗМ: «Люляки баб»). 15. Прямо в сердце мумии пушки, / пергамента

50

рваный треск, / глиняные игрушки, / глаза - колотый плеск (ЗМ: «Мумия»). 16. Я делаю пустые глаза и на каждый вопрос отвечаю «за» (ЗМ: «Союзпечать»). 17. Но если ты вдруг увидишь мои глаза в своём окне, / Знай, / Я пришёл помешать тебе спать! (Ал.: «Моё поколение»). 18. Я поднимаю глаза, я смотрю наверх (Ал.: «Стерх»). 19. Ну а тех, кто встал глазами к огню, / Кто рискнул остаться собой, / Кто пошёл войной на войну, / По земле веду за собой (Ал.: «Ветер водит хоровод»). 20. Нас величали чёрной чумой, / Нечистой силой честили нас, / Когда мы шли, как по передовой, / Под прицелом пристальных глаз (Ал.: «Красное на чёрном»). 21. Как смиренье - глаза Заратустры, / Как пощёчина - Христос! (Ал.: «Красное на чёрном»). 22. Глазами в облака да в трясину ногой (Ал.: «Сумерки»). 23. В глазах слепой от рождения свет (Ал.: «Новая кровь»). 24. Я стираю глаза на своем лице (ДДТ: «Беда»). 25. Когда идёт дождь, когда в глаза свет / Проходящих мимо машин и никого нет (ДДТ: «Ты не один»). 26. Я слепым вместо глаз вставил звёзды и синее небо (ДДТ: «Я остановил время»). 27. Мы так привыкли к дерьму, что призыв к чистоте / Не продует вам уши, не промоет нам глаз (ДДТ: «В это»). 28. И этой ночью замечаешь лишь два цвета глаз: / Стынет в умных страх, а глупых - ярость (ДДТ: «В это»). 29. Стынут сквозь пыль ледяные глаза (ДДТ: «Чёрный Пёс Петербург»). 30. Чистота голодных глаз (ДДТ: «Осень»). 31. Пан-Ленинград, я влюбился без памяти / В Ваши стальные глаза (ДДТ: «Ленинград»). 32. Боже, сколько правды в глазах государственных шлюх! (ДДТ: «Родина»). 33. Глаза твои - крылья (З.: «Фрагмент»). 34. Если самолёт не взлетит (если будет дождь), / Если будет гроза, я закрою глаза (мы закроем глаза), / И останусь с тобой, / Может быть, навсегда (З.: «Если будет дождь»). 35. Как нежна твоя рука, как чисты твои глаза (З.: «Если будет дождь»). 36. И я вышел и пошёл куда глядели глаза, / Благо, было светло, благо, был уже день (З.: «Сладкая №>). 37. И дым в глазах, и цепь на руках, и нечего есть (З.: «Всё в порядке»). 38. Накрась поярче губки и подведи глаза, / На всякий случай спрячь в карман бубнового туза (Надень мой старый макинтош, возможно, будет гроза) (З.: «Прощай, детка!»). 39. Твоё имя давно стало другим, / Глаза навсегда потеряли свой цвет (НП: «Я хочу быть с тобой»). 40. Я ищу глаза, а чувствую взгляд, / Где выше голов находится зад (НП: «Скованные»). 41. А дома совсем другое кино: / Она смотрит в его глаза / И фантазии входят в лоно любви / Сильней чем все те, кто узнает её (НП: «Взгляд с экрана»). 42. Хлоп - на лоб глаза полезли, / Лоб становится кременным (НП: «Хлоп-Хлоп»). 43. В её глазах сила небес, / В её плеере не умер Кобейн, / Её ладонь зажата в кулак, / В кулаке телефонный звонок (Ч.: «В её глазах»). 44. Я вижу всё, завяжи мне глаза, / Закрой не ладонью, а чёрной повязкой <...> Тебе будет легче со мной во сто крат, / Я буду доверчив <...> Скажи, что я вижу могилу отца, / И я упаду на колени <...> И я буду верен тебе до конца <...> Ты хочешь, чтоб я рисовал на асфальте цветы, / Но завтра цветы смоет гроза, / Останется серый асфальт, так завяжи мне глаза (Ч.: «Завяжи мне глаза»). 45. Страх смотрел ей в глаза отражением в тёмном стекле (Ч.: «С войны»). 46. А не спеши

51

закрыть нам глаза, а мы и так любим все темноту (Ч.: «Не спеши»). 47. Пусть твои глаза, как прежде, горят (Ч.: «17 лет»). 48. Я вижу над собой синее небо, / Такие белые облака на голубом, / Как бело-голубые флаги Аргентины, / Я закрываю глаза (Ч.: «Аргентина - Ямайка 5:0»). 49. Я закрываю глаза и вижу леса Ямайки, / Я вижу её золотые пляжи, /Я вижу её прекрасных женщин, /Их лица печальны (Ч.: «Аргентина -Ямайка 5:0»). 50. Я рисую на окне / Глаз твоих косые стрелы (Ч.: «Я рисую на окне»). 51. Мы прячем глаза за шторами век (К.: «В наших глазах»). 52. В наших глазах крики «Вперед!» / В наших глазах окрики «Стой!» / В наших глазах рождение дня и смерть огня. / В наших глазах звёздная ночь. / В наших глазах потерянный рай. / В наших глазах закрытая дверь. / Что тебе нужно - выбирай (К.: «В наших глазах»). 53. Я чувствую, закрывая глаза, / весь мир идёт на меня войной (К.: «Песня без слов»). 54. А когда мы все посмотрим в глаза его <апреля>, / на нас из глаз его посмотрит тоска (К.: «Апрель»). 55. Перемен требуют наши глаза (К.: «Хочу перемен!»). 56. Она глядит в окно, а за окном / Белые столбы (Кр.: «Белые столбы»). 57. Ну, а ты не верь никому, думай своей головой, / Посмотри мне в глаза: я почти святой (Кр.: «Ангел»). 58. Я старый стритовый пипэл / И к жопе моей прилипэл / Пацифика знак горячий, / В глазах моих пляшет удача (Кр.: «Песня старого хиппа»). 59. Твой рот стал жёстче, руки смелей, но свет погас в твоих глазах (З.): «Когда я знал тебя совсем другой»).

60. Папа с мамой вернулись из Европы с чемоданами и рюкзаками, / А сын их лежит на грязном диване с открытыми глазами (Кр.: «Хабибуллин»).

61. Ты бьёшь мои тарелки одну за другой, / Ты строишь всем глазки у меня за спиной - / Ты дрянь (З.: «Ты дрянь»). 62. Она закрывает глаза, она шевелит губами (Кр.: «Клубника со льдом»).

Анализ сочетаемости символа ГЛАЗ с учётом фактора изосемичности позволил выделить 386 ассоциаций (133 объектных, 111 атрибутивных и 142 процессуальных асс.), которые формально выражены номинациями (далее Н.).

1. Объектные ассоциации (133 асс.): 1.1. Н. существ: человека ((мужчин (солдатик (7), пан (31), Кобейн (43), отец (44), пипл (58), папа (60), сын (60)); женщин (женщины (49), мама (60)); групп (никого (25)); животных (нет); птиц (особей (птица (8); групп (орлики (6)); мифических (нечистая сила (20), Заратустра (21), Христос (21), Боже! (32)).

1.2. Н. частей и особенностей строения тела: головы (зрачок (9), рот (13, 59), губы (62), губки (38), лицо (24, 49), уши (27), голова (40, 57), лоб (42х2), веки (51)); корпуса (сердце (15), зад (40), жопа (58), лоно (41), спина (61)); конечностей (рука (12, 35, 36, 59), кулак (43х2), ладонь (43, 44), крыло (33), нога (22), колени (44)); покрова (нет); повреждений (нет).

1.3. Н. растений: цветы (13, 44х2), цветочки (13), лютики (13).

1.4. Н. предметов: дома и его частей (окно (17, 50, 56х2), дома (41), шторы (51), дверь (52), диван (60)); одежды (мундир (7), карман (38), макинтош (38), повязка (44)); орудий труда (нет); оружия (пушка (15), прицел (20), стрела (50)); украшений (в оборку (7)); приборов и приспособле-

52

ний (помойная яма (13), цепь (37), плеер (43), телефонный (43), столб (56), чемодан (60), рюкзак (60)); наград (нет); пищи (нечего есть (37)); денег (нет); столовых приборов (нет); транспортных средств (лодочка (12), машина (25), самолёт (34)); обрядовых предметов (мумия (15), флаг (48)); построек (дворец (1), нора (1), могила (44)). 1.5. Н. явлений природы: временных (день (52), ночь (52)); климатических (туман (1), облака (22, 48), дождь (25), гроза (34, 38, 44), апрель (54)); физических (огонь (19, 52)). 1.6. Н. географических объектов: населенных пунктов (Ленинград (31)); ненаселенных пунктов (дорога (8), река (12), трясина (22), лес (49), пляж (49)); территорий (небосвод (11), небо (12, 26, 48), небеса (43), рай (52), земля (19), мир (53), передовая (20), Аргентина (48), Ямайка (49), Европа (60)). 1.7. Н. космических объектов: звезда (26). 1.8. Н. единиц измерения (нет). 1.9. Н. форм предметов (нет). 1.10. Н. веществ: твёрдых (жир (14), дерьмо (27), кременный (42), асфальт (44х2), стекло (45)); жидких (вода (6)); сыпучих (пыль (29)); газообразных (дым (37)). 1.11. Н. абстрактных сущностей: (душа (1), удача (58)). 1.12. Н. коммуникативных единиц и знаковых систем: (спор (1), слово (1), пергамент (15), вопрос (16), «за» (16), бубновый туз (38), имя (39), кино (41), отражение (45), крик (52), окрик (52), пацифик (58), знак (58)). 1.13. Номинации мыслительных форм: фантазия (41).

2. Атрибутивные ассоциации (111 асс.): 2.1. Н. признаков температуры: стынуть (28, 29), Ледяной (29), горячий (58). 2.2. Н. признаков состава: пустой (1, 16), чистый (10, 35), чистота (27, 30), грязный (60). 2.3. Н. вертикальных и горизонтальных ориентиров: наверх (18), выше (40), вертикальный (9), назад (3), вниз (11), косой (50). 2.4. Н. признаков цвета: цвет (28, 39), белый (6, 48, 56), бледный (8), серый (44), чёрный (20, 44), синий (7, 26, 48), голубой (48), бело-голубой (48), золотой (49). 2.5. Н. признаков времени: день (9, 36), ночью (1, 28), будущее (3), век (12), навсегда (34, 39), уж сколько лет (10), давно (39). 2.6. Н. признаков интенсивности звука и света: тьма (1), темнота (1, 2, 46), тёмный (45), тишина (2), поярче (38), звёздный (52). 2.7. Н. признаков скорости (нет). 2.8. Н. признаков размера: спешить (46). 2.9. Н. признаков количества: ни хрена (5), один (3, 10), одно (1), в первый раз (1), два (28), другой <второй> (10), третий (10), во сто крат (44). 2.10. Н. признаков принадлежности: бараний (14), государственный (32). 2.11. Н. признаков вещества: глиняный (15), стальной (31). 2.12. Н. признаков вкуса (нет). 2.13. Н. признаков силы: сильней (41), сила (43). 2.14. Н. признаков стабильности: как прежде (47). 2.15. Н. характера человека: дрянь (61), шлюха (32), шалость (10), стритовый (58), жёстче (59), глупый (28), смиренье (21), доверчивый (44), умный (28), верный (44), смелей (59), святой (57). 2.16. Н. психических состояний человека: окаянный (8), злой (13), страх (28, 45), ярость (28), легче (44), печальный (49), тоска (54). 2.17. Н. обобщённых качеств: правда (32). 2.18. Н. отношения: любовь (7, 41), быть нужным (9), нужно (52), нежный (35), благо (36х2). 2.19. Н. физиологических свойств: чума (20), слепой (23, 26), голод-

53

ный (30), старый (58). 2.20. Номинации эстетических свойств: прекрасный (48). 2.21. Н. признаков чёткости восприятия: ясный (4), мутный (6), было светло (36). 2.22. Н. функций объекта в понимании человека: ненужный (1), хлам (1), игрушка (15). 2.23. Н. идентификационных характеристик: старый (1, 38), странный (8), другой (39, 41).

3. Процессуальные ассоциации (142 асс.): 3.1. Н. физических процессов: горения (огонь (19, 52), гореть (47)); свечения (свет (1х2, 23, 25, 59)); кипения (нет). 3.2. Н. перемещения: идти (20), шагнуть (1), прийти (6, 17), пойти (19, 36), войти (41), выйти (7, 36), повести (8), вести (8), привести (8), проходящий (25), ехать (12), «Вперёд!» (52), вернуться (60). 3.3. Н. креационных процессов: наступающий (9), проходить <исчезать во времени> (12), рождение (23, 52), стирать (24), продуть (27), промыть (27), потерять (39), смыть (44). 3.4. Н. изменения физических или психических состояний: облегченье (1), взять (8), рваный (15), колотый (15), привыкнуть (27), стынуть (28, 29), «Стой!» (52), погаснуть (59). 3.5. Н. процессов расположения в пространстве: скрывать (2), сидеть (8), отразиться (9), поднять (11, 12), залепить (14), вести за собой (19), вставить (26), поднимать (18), встать (19), закрыть (34, 48, 49), взлететь (34) открыть (3), закрыть (9, 44, 46, 53, 62), закрытый (52), (с)прятать (38, 51), надеть (38), зажат (43), завязать (44), упасть (44), потерянный (52), прилип (58), открытый (60). 3.6. Н. физиологических процессов: до смерти (1), устать (11), спать (17), смерть (52). 3.7. Н. процессов восприятия: зрительного (таращить (2), взгляд (3), проглядеть (5), не видать (5), поглядеть (8), глядеть (11, 36, 56), увидеть (17), смотреть (18, 41, 45), замечать (28), видеть (44х3, 48, 49х3), посмотреть (54х2, 57)); слухового (нет); обонятельного (нет); осязательного (нет). 3.8. Н. эстетически ценных действий: петь (6), не допеть (6), вприсядку (7), накрасить (38), подвести (38), рисовать (44, 50), плясать (58). 3.9. Н. сигнально-коммуникативных действий: крик (2), махать (12), треск (15), плеск (15), призыв (27), взгляд (40), хлоп (42), звонок (43), строить глазки (61), шевелить губами (62).

3.10. Н. речевых действий: прочитать (9), отвечать (16), сказать (44).

3.11. Н. выражения отношений: стоять на своём (1), стряхнуть (1), прогнать (1), дать <вступить в интимную связь> (10), ждать (10), помешать (17), остаться собой (19), война (19х2), величать (20), честить (20), пощечина (21), остаться (34), искать (40), выбирать (52), идти войной (53), требовать перемен (55), не верить (57), бить тарелки (61). 3.12. Н. отношений: страх (1), влюбиться без памяти (31), хотеть (44), любить (46). 3.13. Н. интеллектуальных действий (6 асс.): знать (17), рискнуть (19), чувствовать (40, 53), узнать (41), думать (57).

Анализ объектных ассоциаций показал, что наиболее представительную группу составляют номинации предметов (30 из 133 асс.). Из них рав-нопредставлены (по 7 асс.) подгруппы дома и его частей и приборов и приспособлений. Состав подгруппы дома и его частей показателен в отношении метафор глаз - окно (3 из 7 асс.), человек - дом. Отсюда соотно-симость семантики символов ГЛАЗ и ОКНО [1].

54

В отличие от ОКНА символ ГЛАЗ выражает возможность перехода из внутреннего мира человека (шторы, диван) во внешний (мусорная яма, столб), трансляции внутреннего мира вовне (чемодан, рюкзак, а также номинации транспортных средств (лодочка, машина, самолёт)). Информационную составляющую семантики символа ГЛАЗ выражают ассоциации с плеером и телефоном, причём эта информация может быть закрыта, локализована (шторы, плеер) или открыта (телефон). Ассоциации с помойной ямой и столбом выражают соотносимость семантики символа ГЛАЗ с категориями низа и верха. В этом отношении показательны номинации построек и номинации обрядовых предметов. Однако ассоциаты «диван», «дверь», «цепь» указывают на ограниченность информационных возможностей.

Ограничение информационных возможностей может быть как внешним, так и произвольным. В этом отношении показателен состав номинаций одежды, где преобладающая часть ассоциаций связана с самостоятельной, произвольной сокрытостью и лишь одна - с внешней. Причём возможность сокрытия представляется ценной, отсюда ассоциация с украшением одежды (в оборку). Семантика ограничения связана, с одной стороны, с агрессивностью во взаимоотношениях мира и человека (см. номинации оружия); а с другой - с бесплодностью такого взаимодействия (отсюда отсутствие ассоциаций в группах орудий труда, наград, денег, столовых приборов и единичность отрицательной ассоциации с пищей).

Вторую позицию по количеству объектных ассоциаций занимает группа номинаций частей и особенностей строения тела (27 из 133 асс.). Среди них ожидаемо преобладают номинации головы и её частей, причём треть из них - ассоциации с губами и ртом, что указывает на доминанту передачи информации (ассоциация «уши» единична). Важно отметить значимость ассоциаций с собственно головой, лбом и лицом. Эти ассоциации связывают семантику символа ГЛАЗ с рационально понимаемым представлением человека в социуме.

Среди ассоциаций с конечностями 6 из 10 асс. соотносят семантику символа ГЛАЗ с рукой, символизирующей деятельность, причём две из них (кулак, ладонь) отражают амбивалентность агрессии и миролюбия. В отношении амбивалентности следует отметить и семантические компоненты свободы и подчинённости, выражаемые ассоциациями, соответственно, «крыло» и «колени».

Состав номинации географических объектов, где лишь четыре топонима соотносят семантику символа ГЛАЗ с человеческой цивилизацией и два слова - с делом рук человеческих (передовая, дорога), что составляет менее трети всего состава ассоциаций. В остальных случаях семантика символа ГЛАЗ связывается с неосвоенными человеком пространствами земли (река, трясина, лес, пляж, земля, мир) и неба (небосвод, небо (х3), небеса, рай (х2)). Это указывает на то, что в символике ГЛАЗА выражен компонент связи вещного и высшего мира.

В составе группы номинаций существ наблюдается ярко выраженная маскулинность. К ним примыкает подгруппа мифических существ. Номинации женщин представлены небольшим составом.

Состав номинаций коммуникативных единиц и знаковых систем показывает, что единицей информации в случае семантикой символа ГЛАЗ являются преимущественно слово и голос, что соотносится с интерпретацией актуальности ассоциации с губами и ртом. Среди оставшейся части знаковых единиц выделяются элементы с «социальной» маркировкой.

Анализ атрибутивных ассоциаций символа ГЛАЗ в контекстах выборки показывает, что наибольшую по числу единиц группу составляют номинации цвета. При этом могут быть выделены четыре доминанты: «обесцвеченный» (белый, бледный, серый), синий и голубой, чёрный, золотой. Первая группа соотносится с семантикой смертельной бледности, связи между живым и мёртвым миром. Вторая - с небом. Третья - с удобренным полем (миром минералов). Четвёртая - с мистическим аспектом солнца [3, с. 550-551]. Кроме того, понимание символики синего как переходного от чёрного к белому определяет семантику этого цвета как цвета связи между мирами [3, с. 552]. Обращает на себя внимание избегание красного тона спектра (что указывает на неагресивность) в сочетании с золотым, указывающим на духовную решимость, высшее вдохновение [3, с. 222-223].

В группах номинаций характера человека и психических состояний человека представлен широкий спектр семантических возможностей, связанных с символом ГЛАЗ. Так, среди номинаций характера человека представлены слова, включенные в оппозиции непостоянства и постоянства, ума и глупости, безнравственности и святости. Оппозиция, вокруг которой выстраивается спектр ассоциаций психических состояний человека, более определенна: от активности к подавленности.

Семантика символа ГЛАЗ связана как с актуальным временем, так и с ближайшим и удалённым прошлым и будущим. Это выражается в составе группы номинаций признаков времени. При этом состав группы номинаций признаков количества указывает на ограниченную кратность.

Состав групп номинаций признаков интенсивности звука и света, признаков состава, вертикальных и горизонтальных ориентиров указывает на доминирование компонентов темноты и тишины, чистоты и пустоты, направленности вверх, что в совокупности выражает семантику идеалов стремления к звёздам.

Соотношение состава групп номинаций отношения и групп номинаций физиологических свойств отражает дисгармонию между положительными отношениями и болезненностью. Семантика болезненности выражается и группой номинаций признаков температуры. В этом отношении показателен состав номинации идентификационных характеристик, актуализирующий антиномию известности и непонятности, неизвестности.

Анализ процессуальных ассоциаций символа ГЛАЗ подтверждает ряд отмеченных выше наблюдений. Так, среди процессуальных ассоциаций символа ГЛАЗ наибольшее число единиц входит в группу номинаций про-

56

цессов расположения в пространстве (30 асс.). Они делятся на две подгруппы. Первую подгруппу составляют номинации с семантикой скрыто-сти, неподвижности (закрыть (с)прятать, скрывать и т. п.). Вторую подгруппу составляют номинации с семантикой открытости и движения (встать, взлететь и т. п.). При этом в группе номинации перемещения 13 из 16 асс. объединяются компонентом 'шаг' (идти, шагнуть и т. п.). Если учитывать символическую семантику шага как решительного действия, очевиден вывод о доминировании семантики решимости спрятаться и бездействовать. Ещё одним подтверждением сказанного является состав номинации креационных процессов, где подгруппа с компонентом 'возникновение' (рождение, наступающий) в количественном отношении уступает подгруппе с компонентом 'исчезновение' (потерять, смыть и т. п.). Аналогичную семантику выражают номинации физиологических процессов. Семантика стагнации и разрушения объединяет номинации изменения физических или психических состояний («Стой!», погаснуть и т. п.).

Среди номинаций процессов восприятия (18 асс.) все относятся к номинациям восприятия зрительного. Но вместе с тем в группе номинации сигнально-коммуникативных действий с визуальным каналом передачи информации связано меньше половины единиц. Им противопоставлены звуковые знаки: крик, треск и т. п. Это указывает на то, что семантика символа ГЛАЗ включает в себя компонент диффузии звукового и визуального каналов передачи информации: глазом можно видеть, но можно кричать. Вместе с тем, крайне скудный состав группы номинации речевых действий указывает на преимущественно нечленораздельность звуковой информации, ассоциируемой с символом ГЛАЗ.

В результате анализа семантика символа ГЛАЗ в русской рок-поэзии может быть представлена следующим образом: ГЛАЗ - информационный переход между внутренним и внешним, высоким и низким, вещным и духовным с выраженной направленностью к высшим духовным идеалам, соотносимый с рациональным и мужским началом. Однако возможности информационного перехода ограничены или ограничиваются в силу агрессивности во взаимоотношениях мира и человека и бесплодностью такого взаимодействия, а также противоречиями (желаемостью, но болезнетвор-ностью), что противопоставляет желание положительно направленной активности реально представленной стагнации и разрушению.

В отношении актуализации описанной выше инвариантной семантики символа ГЛАЗ в русской рок-поэзии показательна песня Бориса Гребенщикова «Глаз» [2], где семантика информационного перехода между внутренним и внешним миром выражается как настойчивое желание самовыражения в живописи, музыке, слове, действии. Вместе с тем, информационное взаимодействие ограниченно: оно собирает множество людей, но оставляет нереализованной потребность в любви и не позволяет занять положенное звезде место.

Литература

1. Авдеенко И. А. Пространственные символы русской рок-поэзии [Текст] / И. А. Авдеенко. - Комсомольск-на-Амуре : Изд-во АмГПГУ, 2014. - 144 с.

2. Гребенщиков Б. Глаз [Электронный ресурс] / Б. Гребенщиков. - Режим доступа: http://bg-aquarium.com/ru/album/den-serebra (дата обращения: 25.05.2020).

3. Кэрлот Х. Э. Словарь символов [Текст] / Х. Э. Кэрлот. - М. : КЕБЬ-Ьоок, 1994. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.