Научная статья на тему 'Семантика представлений о работе и отдыхе в образе мира профессионалов'

Семантика представлений о работе и отдыхе в образе мира профессионалов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / ПРОФЕССИОНАЛЫ / СУБЪЕКТИВНАЯ СЕМАНТИКА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РАБОТА / ОТДЫХ / ВРАЧИ / ХИМИКИ-АНАЛИТИКИ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / IMAGE OF WORLD / PROFESSIONALS / SUBJECTIVE SEMANTICS / REPRESENTATIONS / PSYCHOSEMANTIC APPROACH / WORK / REST / PHYSICIANS / SEMANTIC DIFFERENTIAL / ANALYTICAL CHEMISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллаева М.М.

Статья посвящена описанию семантических характеристик представлений о работе и отдыхе специалистов, относящихся к разным по предмету труда профессиям химиков-аналитиков и врачей. Основная идея исследования базируется на положении о том, что содержание профессиональной деятельности отражается в смысловых категориальных структурах, определяющих особую типизацию объектов мира, характерных для конкретного «мира профессии». Целью работы стал поиск семантических признаков изучаемых представлений, которые описывают субъективный смысл работы и отдыха разных специалистов и могут служить основанием для разработки программ психологической поддержки их труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantics of work and rest representations in world image of different professionals

This article is devoted to a description of semantic characteristics of work and rest of analytical chemists and doctors. The key idea of the research is based on the content of professional activity that is reflected in semantic categorical structures defining special typification of world objects that are peculiar to the certain «world of a profession». The aim of the work was to search semantic signs of representations which describe subjective sense of work and rest of different experts, and can serve as a basis for development of psychological support programs of their work.

Текст научной работы на тему «Семантика представлений о работе и отдыхе в образе мира профессионалов»

УДК 159.9.072 М. М. Абдуллаева

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: mehirban@rambler.ru

СЕМАНТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАБОТЕ И ОТДЫХЕ В ОБРАЗЕ МИРА ПРОФЕССИОНАЛОВ

Статья посвящена описанию семантических характеристик представлений о работе и отдыхе специалистов, относящихся к разным по предмету труда профессиям - химиков-аналитиков и врачей. Основная идея исследования базируется на положении о том, что содержание профессиональной деятельности отражается в смысловых категориальных структурах, определяющих особую типизацию объектов мира, характерных для конкретного «мира профессии». Целью работы стал поиск семантических признаков изучаемых представлений, которые описывают субъективный смысл работы и отдыха разных специалистов и могут служить основанием для разработки программ психологической поддержки их труда.

Ключевые слова: образ мира; профессионалы; субъективная семантика; представления; психосемантический подход; работа; отдых; врачи; химики-аналитики; семантический дифференциал.

Abdullaeva M. M.

Ph.D., Associate Professor of Psychology and Pedagogic Antropology Department, MSLU

SEMANTICS OF WORK AND REST REPRESENTATIONS IN WORLD IMAGE OF DIFFERENT PROFESSIONALS

This article is devoted to a description of semantic characteristics of work and rest of - analytical chemists and doctors. The key idea of the research is based on the content of professional activity that is reflected in semantic categorical structures defining special typification of world objects that are peculiar to the certain «world of a profession». The aim of the work was to search semantic signs of representations which describe subjective sense of work and rest of different experts, and can serve as a basis for development of psychological support programs of their work.

Key words: image of world; professionals; subjective semantics; representations; psychosemantic approach; work; rest; physicians; analytical chemists; semantic differential.

Введенное в психологию А. Н. Леонтьевым (1983) интегральное понятие «образ мира» иллюстрирует общепринятое положение об опосредованном и обобщенном характере восприятия и сознания,

когда реакция субъекта на внешнее воздействие зависит от сложившихся структур его опыта, от сформировавшегося под его влиянием «вйдения» мира и себя в нем [14]. Образ мира, несмотря на отсутствие строгих его определений, является продуктивным для объяснения поведения человека, в нем расставлены «акценты значимости» событий, действий, предметов, которые определяются в ходе его жизнедеятельности. И тогда становится понятным, почему реакция человека зависит не столько от силы стимула, сколько от того значения, которое придается этому стимулу. Особый интерес в этом контексте приобретает изучение содержания образа мира профессионалов, деятельность которых, с одной стороны, социально регламентируется определенными ценностными ориентациями, ограничивается предметом, обеспечивается специальными средствами труда, с другой -в каждой составляющей приобретает для специалиста свой субъективный смысл.

Проблема соотнесения объективно заданного и субъективно принятого - одна из важнейших в профессиональном обучении и в освоении определенной трудовой области [12]. Различная степень совпадения требуемого и исполняемого может описывать и высоты мастерства в работе, и быть признаком профессиональной деформации, в которой деятельность осуществляется по искаженным нормам1. О приобретении профессионалами особого взгляда на мир, выражающемся в особом способе категоризации и классификации его объектов, говорят данные исследований, направленных на изучение семантических характеристик структур профессионального опыта [4]. Так, в работе И. Б. Ханиной (1986) было отмечено, что студенты-медики после прослушивания и сдачи курса по эндокринологии стали оценивать прекрасных женщин с полотен Джотто и Рубенса как «носительниц» эндокринной патологии [19]. А. Г. Шмелев (1983) отмечает, что свойство «сыпучесть» будет в более тесных системных связях с солью и сахаром у повара, с цементом и песком - у строителя. Организация индивидуального опыта по семантическому принципу закономерно приводит к изучению его ведущих составляющих - значению, которое усваивается, и смыслу, который приписывается «объектам» мира субъектом труда в ходе его профессиональной деятельности. Несовпадение содержания общепринятого значения («значения для всех», являющегося основой для взаимопонимания и отвечающего за

1 См. подробнее [9].

саму возможность осуществления совместной деятельности) и личностного смысла («значения для меня», несущего «следы деятель-ностей», расставляющих акценты и определяющих индивидуальные особенности в восприятии мира) привело к рождению психосемантики, методология которой применима к изучению «объектов» любой природы1.

Универсальность применимости семантических исследований к самым разным областям человеческой жизнедеятельности позволяет обратиться к изучению субъективного смысла, актуализируемого в системе профессиональной деятельности, в частности к рассмотрению соотношений конструктов «работа» и «отдых» в представлениях трудящегося человека. В настоящее время можно выделить два основных подхода к их изучению. Первый предполагает рассмотрение «труда» и «отдыха» как последовательного сочетания периодов рабочих нагрузок и восстановления потраченных ресурсов, которое лежит в основе поддержания трудоспособности человека и возможности его дальнейшего профессионального развития [13; 15]. И, исходя из этого подхода, мы можем предположить существование в субъективном мире содержательной антонимии «труд - отдых» по целевым функциям, которые им предписываются. Второй подход предполагает рассмотрение «труда» и «отдыха» как «самостоятельных», необязательно связанных друг с другом измерений бытия современного человека, вносящих свой вклад в общую «удовлетворенность жизнью» и обеспечивающих определенный уровень ее качества2. И тогда смысловая «оформленность» и проработанность конструктов «труд» и «отдых» в представлениях человека могут быть своего рода диагностическими показателями психологической (эмоциональной и операциональной) наполненности его жизнедеятельности в целом.

Основная цель исследования заключалась в выделении семантических характеристик сложившихся представлений о «работе» и «отдыхе» у профессионалов как характеристик «мира профессии» (по Е. Ю. Артемьевой, 1999), предполагающего существование особой устойчивой категориальной сетки типизации и интерпретации стоящих перед человеком задач и проблем [2].

Основное предположение состояло в том, что семантические характеристики представлений о работе и отдыхе, несмотря на

1 См. подробнее [10].

2 См. подробнее [8; 17].

общекультурную составляющую этих представлений, у специалистов разнонаправленных по предмету труда областей, будут качественно различаться. Проверка этой гипотезы предполагала, на наш взгляд, соблюдение двух условий:

1) привлечение респондентов, относящихся к представителям разных профессиональных областей, для получения сходств (ввиду существования общепринятого понимания оцениваемых объектов) и различий (в силу специфичности профессионального труда и разного жизненного опыта наших респондентов) в описаниях работы и отдыха. Поэтому в качестве респондентов нами были привлечены представители двух типов профессий по предметному содержанию -технономической (химики-аналитики) и социономической (акушеры-гинекологи) [11]. «Парадокс тут в том, что хотя деятельность, вообще говоря, - важное условие именно адекватного знания о мире, в то же время оказывается, что «делатели», профессионалы очень по-разному представляют и объектную и субъектную реальности» [11, с. 196];

2) выбор адекватного цели методического инструмента. Для изучения особенностей структур субъективного опыта человека используются разнообразные методы (анализ биографических данных, интервью, экспертные оценки, тестирование и т. п.), дающие разный коэффициент надежности получаемой информации. Основная проблема, ограничивающая их применение в нашей работе, связана с необходимостью получения пристрастного, субъективного описания предлагаемых объектов - работы и отдыха, со стремлением получить смысловые оттенки, которые выделяются в их семантике нашими респондентами. Адекватным этой задаче является психосемантический подход, позволяющий эмпирически описывать сложившиеся смысловые структуры через связи данного значения с другими в сознании субъекта. «Всякое значение психологически может быть одновременно представлено как определенная точка (область) в пространствах предметов, операций и эмоций» [20, с. 29], что позволяет получить интересные по содержанию данные, описывающие представления человека о работе и отдыхе.

Исследование проводилось на выборке1, состоящей из двух профессиональных групп:

1 Сбор данных осуществлялся Н. А. Котко - выпускницей факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2013).

1) химики-аналитики крупной фармакологической фирмы - далее «химики» (п=27), средний возраст - 51,4 года, стаж - от 5 до 16 лет;

2) акушеры-гинекологи крупного научно-исследовательского медицинского центра - далее «врачи» (п=28), средний возраст -38,3 года, стаж от 3,5 до 26 лет. Всего в исследовании приняло участие 55 человек, из них 48 женщин.

До этапа сбора данных был проведен профессиографический анализ профессиональной деятельности респондентов с целью получения дополнительной информации о трудовых задачах и требованиях, предъявляемых работникам.

Химики-аналитики являются представителями технономических специальностей, основной предмет деятельности которых объекты «неживой» природы, манипулирование которыми происходит при помощи технических, механических средств. Основное содержание их деятельности заключается в подборе необходимых веществ в заданном количестве и создание коллекции химических веществ сухом или в растворенном виде с требуемыми заказчиком структурой и свойствами. Работа монотонна, однообразна, выполняется в одном положении на стационарном рабочем месте, оснащенном весами и компьютером, в который заносится время и номер фасовки, время каждой рабочей операции строго фиксируется. Респонденты, принявшие участие в исследовании, являются представителями низшего иерархического звена организации. Однако беседа с ними показала, что у всех присутствует понимание высокой значимости правильности и точности их работы в цепочке создания новых химических препаратов. Кроме того, работа группы осуществляется в одном помещении, поэтому в данном отделе высоко ценятся не только ответственные, внимательные, устойчивые к монотонии, но и спокойные, доброжелательные, общительные специалисты.

Основной контингент, с которым работают врачи, принявшие участие в нашем исследовании, - это женщины разных возрастов с различными по степени тяжести патологиями, сопровождающимися различными симптомами и эмоциональными переживаниями. Постоянная нагрузка на коммуникативную сферу, необходимость сопереживания, высокая ответственность единодушно признаются риск-факторами, обусловливающими появления профессиональных деформаций, в частности выгорания, у представителей социономи-ческих специальностей, к которым относятся врачи [7]. Диагностика, связанная с осмотром и забором анализов, терапия или хирургическое

вмешательство, последующее ведение пациентов являются основными трудовыми задачами врачей. Одно из основных требований к медикам - длительное многоэтапное обучение, продолжающееся и в течение самостоятельной работы в виде обязательного прохождения курсов повышения квалификации, необходимого, в частности, для получения категории.

Методики исследования. Респондентам предлагалось дать свободные ассоциации на слова «работа» и «отдых», а затем оценить их по шкалам 14-шкального семантического дифференциала (СД) Ч. Осгу-да в модификации Е. Ю. Артемьевой (1999) [2; 21]. По всей выборке было получено 273 неповторяющихся ассоциаций на «работу» и 295 -на «отдых». Причем, общее количество слов, описывающих работу и отдых, у врачей и химиков практически было равным.

Для анализа полученных словарей было использовано несколько вариантов анализа:

1) частотный анализ полученных ассоциаций;

2) классический контент-анализ с выделением следующих категорий для описания «работы»:

- место и время - «утро», «рано вставать», «метро» и т. п.;

- орудия и средства труда - «весы», «шпатели», «шприц» и т. п.;

- эмоции, связанные с трудом - «весело», «скучно», «надоело» и т. п.;

- материальные мотивы труда - «деньги», «дает средства к существованию» и т. п.;

- общение на рабочем месте - «коллектив», «общение» и т. п.;

- требования к субъекту труда - «ответственность», «внимательность», «сосредоточенность» и т. п.;

- саморазвитие - «учеба», «достижение» и т. п.;

3) классический контент-анализ с выделением следующих категорий для описания «отдыха»:

- содержание отдыха - «прогулка», «поездка», «рыбалка» и т. п.;

- атрибуты отдыха - «солнце», «море», «лыжи» и т. п.;

- указание на других людей - «друзья», «дети» и т. п.;

- эмоции, связанные с отдыхом - «весело», «наконец-то!», «расслабление» и т. п.;

- временная длительность отдыха - «короткий», «длительный» и т. п.);

4) лексический анализ словаря ассоциаций.

Семантические характеристики работы. Частотный анализ полученных словарей свободных описаний показал, что «работа» у химиков чаще всего вызывала следующие ассоциации - «общение, деньги, труд, усталость, тяжелая», у врачей - «деньги, любимая, умная, добрая, удовольствие». Можно допустить, что в строго регламентированной по времени и производительности работе химиков «общение» является одним из способов преодоления негативных функциональных состояний. Для врачей «работа» носит в целом позитивный характер. Попадание «денег» в группу самых частотно возникающих ассоциаций в обеих группах может подчеркивать значимость работы как основного источника материального жизнеобеспечения, а также быть поводом для размышления о «справедливости» оплаты труда наших специалистов.

Наибольшее количество ассоциаций, возникших на тему «работа», у химиков относилось к категории «эмоции, связанные с работой», из 77 слов 43 носили позитивный характер, 34 - отрицательный. Несмотря на объективную монотонность и «скучность» работы, субъективное вйдение работы не обязательно сопровождается негативной эмоциональной окраской. Особенностью ассоциаций врачей является более полная представленность категории «саморазвитие» и по количеству, и по разнообразию слов.

Рис. 1. Статистически значимые различия по критерию Манна-Уитни в оценках «работы» по шкалам СД, полученных на выборках врачей и химиков

Интересно, что хотя семантика ассоциаций на работу у химиков более негативная по сравнению с врачами, что подтверждают и оценки

по шкалам СД, врачи описывают свою работу статистически значимо как более тяжелую (рис. 1). Химики в среднем считают свою работу легкой и грязной, врачи - тяжелой, но чистой.

Применение лексического анализа к полученному словарю описаний - дань традиционным методам анализа текста, принятым в лингвистике с точки зрения формального языка, позволяющим «очистить» результаты от субъективности исследователя. Каждая лексическая группа выполняет свою смысловую и синтаксическую функцию. Существительное выступает в роли подлежащего или дополнения, обычно передающего идею главного предмета в предложении. Это та часть речи, с которой начинается освоение языка, когда слова для ребенка - это, прежде всего, имена предметов. Это первый, «элементарный» уровень, который может срабатывать автоматически. Неслучайно в инструкции на свободные ассоциации есть специальное указание на запрет называть то, что можно увидеть вокруг. Остальные части речи - глаголы, прилагательные, причастия, наречия и др. - являются предикатами основной идеи, отвечающими за отдельный ее аспект. Глаголы описывают предложенную тему в терминах действия и активности, причастия - особые формы глагола и обозначают признак предмета по действию. Прилагательные выражают признак предмета, эмоциональное отношение к описываемому объекту [18]. Богатство лексики - один из признаков общей образованности человека, его умения отмечать нюансы и оттенки в состояниях, свойствах окружающего мира.

Как показали исследования, атрибутивный характер описания стимулов при помощи существительных свойствен специалистам, работающим преимущественно с техническими системами [5]. Хотя значимых различий получено не было, химики, по сравнению с врачами, предпочитают «назывательный» способ описания своей работы - «труд, основа, плашки, пробирки, коллектив, доход, усталость, перерыв» и т. п. Врачи статистически значимо чаще (по критерию Манна-Уитни на уровне значимости 0,05), чем химики, в ассоциациях на свою работу используют прилагательные и причастия - «любимая, интересная, тяжелая, поглощающая, понимающая, насыщенная» и др., выражающие их эмоциональное отношение к ней (рис. 2). В ранее проведенных исследованиях было показано, что в качестве «замещающей реальности» для социономов выступает мир «одушевленных» предметов. Медики, учителя, психологи с легкостью

«очеловечивают» предлагаемые для описания стимулы, приписывая им антропоморфные характеристики [1; 3]. Более частое использование врачами, по сравнению с химиками, глаголов и наречий, на наш взгляд, отчасти отражает их более активную позицию в работе, которая может выражаться и в большей свободе перемещений, и в более широком выборе типа решаемых трудовых задач.

Рис. 2. Относительная частота использования лексических групп в описаниях работы врачами и химиками

Таблица 1

Результаты факторного анализа оценок «Работы» по шкалам СД на выборке врачей

1-й фактор 2-й фактор 3-й фактор 4-й фактор

37,1 % 17,9 % 9,8 % 8,2 %

Несчастный - Активный - Чистый - Легкий -

счастливый (0,866), пассивный (0,819), грязный (-0,864), тяжелый

добрый - злой (-0,822), горячий - старый - (-0,895)

глупый - умный (0,796), холодный (0,814), молодой (0,746)

противный - быстрый -

приятный (0,694), медленный (0,571)

горький - сладкий (0,678),

сытый - голодный (-0,636),

смелый - трусливый

(-0,624),

твердый - мягкий (0,568)

Условное обозначение факторов

Эмоционально-когнитивная оценка работы Активность специалиста Специфичность рабочей ситуации Тяжесть работы

Проведенный факторный анализ с учетом условно допустимой размерности корреляционной матрицы оценок по шкалам СД, описывающий 73,1 % всей дисперсии данных выборки врачей, подтвердил выделение степени тяжести работы в отдельный фактор (табл. 1).

Первый фактор, объясняющий порядка 37 %о всей дисперсии данных, содержит эмоциональную оценку работы и составлен двумя полюсами. Один полюс содержит в основном негативные описания - «злой, голодный, трусливый, несчастный, глупый, противный, горький», противоположный - позитивные. Интересно, что в шкале «твердый - мягкий» полюс «твердости» у врачей носит отрицательные коннотации. Второй фактор, обозначенный нами как «Активность специалиста», описывает скорость и энергичность «работы», которая врачами дополняется полюсом «горячий». Третий фактор в описании работы у врачей, на наш взгляд, отражает специфичность рабочей ситуации, связанной с пациентами.

Факторный анализ оценок «работы» по шкалам СД на выборке химиков дал 5-факторное решение, описывающее 83,7 0% общей дисперсии данных. В нем так же, как и у врачей, дается описание активности и быстроты работника, общая эмоциональная оценка работы, специфические особенности рабочей ситуации. Но, в отличие от врачей, у химиков есть интересные «склейки» шкал в один фактор, например шкала «твердый - мягкий» с обратным знаком сочетается со шкалой «легкий - тяжелый». Профессиографический анализ содержания деятельности химиков-аналитиков показал, что их основной задачей является дозированное взвешивание разных препаратов, возможно в этом четвертом факторе отражается, скорее, эта особенность работы, а не ее трудность, как у врачей.

Описание «работы» у химиков по шкалам СД более строго структурировано. Первый фактор мы обозначили как доминирующее рабочее состояние, которое может быть «горячим, сладким, счастливым, смелым» или напротив - «холодным, горьким, несчастным, трусливым». Интересная склейка шкал во втором факторе, с одной стороны - «сытый, молодой, умный», с другой - «голодный, старый, глупый», позволяет предположить, что в нем нашла выражение проблема «возраста» работников. В этом отделе работают в основном женщины предпенсионного и пенсионного возраста, всего 5 человек в коллективе младше 50 лет. Эта работа в силу ее невысокой

оплаты, монотонности, строгой стандартизации трудовых процессов малопривлекательна для молодых, амбициозных людей. Но работники старшего возраста описывают ее, скорее, как «добрую, чистую, приятную» (см. фактор 3 в табл. 2).

Таблица 2

Результаты факторного анализа оценок «Работы» по шкалам СД на выборке химиков

1-й фактор 2-й фактор 3-й фактор 4-й фактор 4-й фактор

43,9 % 13,9 % 10,1 % 8,07 % 7,7 %

горячий - холод- сытый - добрый - твердый - быстрый -

ный (-0,823), голодный злой (0,826), мягкий медленный

горький - (-0,761), Чистый - (-0,815), (0,848),

сладкий (0,805), старый - грязный легкий - активный -

несчастный - молодой (0,766), тяжелый (0,789) пассивный

счастливый (0,756) противный - (0,838)

(0,741), глупый - приятный

смелый - умный (0,697) (-0,639)

трусливый

(-0,550)

Условное обозначение факторов

Доминирующее «Возрастные» Эмоцио- Специфика- Активность

состояние на особенности нальная тяжести специалиста

работе работы оценка работы работы

Семантические характеристики отдыха. На «отдых» химики чаще всего дают следующие ассоциации - «море, друзья, солнце, поездки, природа», врачи - «море, активный, горы, интересный, сон, веселый». Респонденты обеих выборок, отдыхая, предпочитают сменить обстановку, но если химики, скорее, перечисляют некоторые обязательные или желательные атрибуты отдыха - природа, наличие друзей рядом и т. п., то врачи дают и содержательную оценку отдыха (активный, интересно, веселье), причем без акцента на социальное окружение. Возможно, накопившаяся усталость медиков от работы, связанной с интенсивным общением с пациентами и коллегами, предполагает уединенный семейный отдых, не требующий напряженной коммуникации. Семантика «отдыха» отчасти отражает специфику

трудовой деятельности специалиста по принципу дополнения или восполнения того, чего не хватает на работе.

Добрый-злой Сытый-голодный Противный- Горький-сладкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приятный

Рис. 3. Статистически значимые различия по критерию Манна-Уитни в оценках «отдыха» по шкалам СД, полученные на выборках врачей и химиков

Были получены статистически значимые различия в оценках «отдыха» по четырем шкалам СД, для врачей отдых оказался более «добрый, сытый, приятный и сладкий», чем для химиков (см. рис. 3). Если «работа» химиками и врачами оценивалась различным образом по десяти шкалам СД из 14, то в описании «отдыха» респонденты обеих групп более единодушны. Возможно, в этом факте отражается общекультурное понимание ценности отдыха, его коннотации в целом позитивны.

В словаре свободных ассоциаций на «отдых» очевидна тенденция химиков апеллировать к классу существительных - «море, дача, телевизор, собака, трава, книги, музей» и др. Хотя общее количество слов-ассоциаций на «отдых» примерно равно (108 слов у химиков и 118 -у врачей), было получено больше значимых различий по лексическим группам (см. рис. 4).

Наиболее значимо часто употребляемая категория ассоциаций на тему отдыха - «атрибуты отдыха» (83 слова) Указание атрибутов характерно для техноцентрированных специальностей, так как для них важны в первую очередь конкретные признаки объектов [3]. Интересно, что значимые различия на уровне 0,001 между профессиональными группами респондентов были получены по семантической категории «длительность отдыха». Врачи «озабочены» временной характеристикой отдыха - «постоянный, много свободного времени, периодический, мало, короткий, долгий, быстрый и т. п.», тогда как у химиков эта категория вообще не представлена.

Врачи выражают эмоциональное отношение к отдыху в основном с помощью прилагательных («веселый», «классный», «интересный») и наречий («весело», «здорово», «легко», «спокойно», «уютно», «хорошо», т. е. апеллируют к собственному состоянию). Химики часто используют для этого глаголы («продлить!», «почувствовать себя человеком», «выспалась», «загорела», «что делать-то?»), которые служат для обозначения действий или активности «состояний» [6]. Можно предположить, что отдых у химиков является ресурсом, необходимым не только для восстановления сил, но и для приведения себя в «активное» состояние. Для врачей отдых - временной промежуток, который они стараются наполнить положительно окрашенными эмоционально значимыми событиями, в результате которых будет достигнуто определенное приятное состояние «уюта», «спокойствия» и «легкости».

СуществительноёЛрилагательное Глагол Наречие Причастие

Рис. 4. Относительная частота использования лексических групп в описаниях отдыха врачами и химиками

Факторный анализ оценок отдыха врачами по шкалам СД выделил 4 фактора. Отметим, что врачи в отличие о химиков имеют более «детализированное» представление об отдыхе. Согласно шкалам, вошедшим в первый фактор, врачи предпочитают активный отдых, так как если он пассивный, то «противный, несчастный, горький». Доминирующее состояние у врачей во время отдыха - «сытый, добрый, чистый, горячий». Третий фактор подтвердил негативные коннотации шкалы «твердый - мягкий» для этой группы респондентов. Самую большую нагрузку в четвертом факторе в описаниях отдыха врачами получила шкала «глупый - умный». Мы предположили, что высокая степень умственных нагрузок во время отдыха делает его для врачей медленным и тяжелым. Возможно, для переживания полноценности отдыха, сопровождающегося исключительно приятными чувствами, врачи стремятся избегать интеллектуального напряжения.

Таблица 3

Результаты факторного анализа оценок «Отдыха» по шкалам СД на выборке врачей

1-й фактор 25,2 % 2-й фактор 22,9 % 3-й фактор 11,8 % 4-й фактор 10,6 %

Противный -приятный (0,919), несчастный -счастливый (0,907), горький -сладкий (0,782), активный -пассивный (-0,754) Сытый -голодный (0,864), добрый -злой (0,795), чистый -грязный (0,783), горячий -холодный (0,587) Твердый -мягкий (0,848), старый -молодой (0,661) Глупый -умный (0, 654), быстрый -медленный (-0,646) легкий -тяжелый (0,472)

Условное обозначение факторов

Эмоциональная оценка активности отдыха «Состояние» отдыхающего «Физические» характеристики Оценка умственных нагрузок

Таблица 4

Результаты факторного анализа оценок «Отдыха» по шкалам СД на выборке химиков

1-й фактор 32,3 % 2-й фактор 21,2 % 3-й фактор 14,3 %

Глупый - умный (0, 903), добрый - злой (-0,805), чистый - грязный (-0,795), твердый - мягкий (0,738), старый - молодой (0,730), горький - сладкий (0,647), противный - приятный (0,638) Активный - пассивный (0,782), горячий - холодный (0,724), легкий - тяжелый (0,703), несчастный - счастливый (-0,698) Быстрый -медленный (-0,785), смелый - трусливый (0,676), сытый - голодный (0,864)

Условное обозначение факторов

Интеллектуальная составляющая отдыха Активность отдыха «Физические» характеристики отдыха

Первый фактор в описаниях отдыха у химиков условно обозначен «Интеллектуальная составляющая отдыха» по шкале

«глупый - умный», получившей самую большую нагрузку. Если отдых у химиков «умный», то он и «добрый, чистый, мягкий, молодой, сладкий, приятный». В отличие от врачей, химики страдают от монотонии и от однообразной работы, поэтому во время отдыха смена деятельности сопровождается и серьезным наполнением. Так же как и врачи, химики описывают активный отдых как «горячий, легкий и счастливый». Третий фактор составлен любопытным перечнем шкал, у химиков «быстрый» отдых - «трусливый и голодный», а «медленный» - «смелый и сытый». Возможно, это связано с тем, что в работе химиков, жестко контролируемой по времени и производительности, не предусмотрены короткие перерывы. Организаторам производства стоит подумать о выделении в рабочем процессе кратких периодов для отдыха, когда можно отойти от стола, выпить чаю, кофе, чтобы работники не делали это украдкой, боясь навлечь на себя гнев начальства.

Если СД фиксирует общее коннотативное пространство оценок, то словарь свободных ассоциаций отражает субъективный, личностный смысл, приписываемый респондентами стимулам. Лексический анализ по формальным признакам это подтверждает. Представления химиков о работе более структурированы, тогда как у врачей более структурировано представление об отдыхе.

Таким образом, специфика трудовой деятельности, особенности профессиональных задач, выполняемых нашими респондентами, находят свое отражение в субъективной семантике представлений о работе и отдыхе. Результаты проведенного сравнительного анализа данных, полученных на группах, относящихся к «технономам» и «со-циономам», позволяют дополнить информацию об объективно заданном режиме и содержании работы и об отдыхе субъективными представлениями профессионалов об этих конструктах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллаева М. М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1993. -22 с.

2. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М. : Смысл, 1999. - 350 с.

3. Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - С. 127-133.

4. Артемьева Е. Ю., Серкин В. П., Стрелков Ю. К. Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи // Мышление, общение, опыт. -Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1983. - С. 99-108.

5. Артемьева Е. Ю., Урунтаева Г. А. Изучение структур субъективного опыта в условиях неопределенных методик // Мышление, общение, опыт. - Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1983. - С. 108-113.

6. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык. - М. : Логос, 2002. - 528 с.

7. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб. : Питер, 2005. - 336 с.

8. Зараковский Г. М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. - М. : Смысл, 2009. - 319 с.

9. Зеер Э., Сыманюк Э. Психология профессиональных деструкций. - М. : Академический проект ; Деловая книга, 2005. - 240 с.

10. Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 368 с.

11. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М. : ЮНИТИ, 1998. - 350 с.

12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М. : Академия, 2010. - 304 с.

13. Кузнецова А. С. Работа и отдых современного человека: ресурсы саморегуляции // Спор с самим собой. - М. : Калвис, 2007. - С. 113-148.

14. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. - М. : Педагогика, 1983. - С. 251-261.

15. Лузянина М. С. Отдых в системе ценностей трудящегося человека // Вестник МГОУ Психологические науки. - 2009. - № 2. - С. 125-134.

16. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. - М. : Эксмо, 2010. - 480 с.

17. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. - М. : София, 2006. - 368 с.

18. Современный русский литературный язык. - М. : Юрайт, 2010. - 916 с.

19. Ханина И. Б. Семантические факторы обучающего общения: автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1986. - 22 с.

20. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 158 с.

21. Osgood Ch. The nature and measurement of meaning // Psychol. Bull. -1952. - V. 49 (3). - Р. 197-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.