Научная статья на тему 'Семантика лексемы воля как фрагмент социально-нормативной составляющей языкового сознания носителей русского языка'

Семантика лексемы воля как фрагмент социально-нормативной составляющей языкового сознания носителей русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
327
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / РЕЦЕПТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЦВЕТОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Комнатная С. Р.

В статье на примере лексемы воля анализируется ценностная область социально-нормативных отношений. Для овнешнения соответствующих фрагментов языкового сознания были проведены ассоциативный, семантический, рецептивный и цветовой эксперименты, построены ассоциативные, семантические поля, составлены рецептивные и цветовые карты. Полученные результаты сопоставлены с данными Российского ассоциативного словаря, что позволяет проследить развитие представлений, связанных с лексемой воля, в языковом сознании носителей русского языка с течением времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF LEXEMA WILL AS A FRAGMENT OF SOCIAL AND REGULATORY COMPONENTS OF LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN LANGUAGE NATIVE SPEAKERS

The article analyzes value area of social-normative relations on the example of the lexeme will. Associative, semantic, receptive and color experiments were carried out to comprehend the corresponding fragments of linguistic consciousness; associative, semantic fields were constructed, receptive and color maps were compiled. The obtained results are compared with the data of the Russian associative dictionary, which makes it possible to trace the development of representations associated with the lexeme will in the linguistic consciousness of the native speakers of the Russian language over time.

Текст научной работы на тему «Семантика лексемы воля как фрагмент социально-нормативной составляющей языкового сознания носителей русского языка»

retos que son globales y ante los que no cabe la debilidad o la división sino la fortaleza de la unión («Европа - и Испания как ее часть - сталкиваются с вызовами, которые являются глобальными и справиться с которыми возможно лишь силой союза»).

Фелипе VI не демонстрирует яркой жестикуляции и экспрессивности, что также соответствует особенностям линво-культурного типажа. Однако по языку жестов и выражению лица можно проследить определенные эмоции. Так, произнося 2017 ha sido en España, sin duda, un año difícil para nuestra vida en común... («2017 был в Испании, безусловно, сложным годом для нашей совместной жизни») и no encerrada en sí misma («не зацикленная на своих проблемах), король слегка прищуривает глаза, что говорит о неприязненном отношении оратора к озвучиваемой проблеме [7, с. 192-205].

Особенно эмоционально монарх произносит фразу: Porque la historia de la España que juntos hemos construido es la historia de un gran triunfo de todos los españoles» («Потому что история Испании, которую мы создаем - это история великого триумфа всех испанцев»). В этот момент он с силой сжимает ладони, что является знаком силы и обороны [7, с. 134-152]. Такая экспрессивность позволяет предположить, что именно в этой фразе заключается основная мысль послания и эта идея отвечает коммуникативной цели всего послания в целом.

Проанализировав различные лексические, морфологические, синтаксические и стилистически средства, используемые в рождественской речи монарха, отметим, что использование каждого из них вполне оправдано в рам-

УДК 811.161.1'42

СЕМАНТИКА ЛЕКСЕМЫ ВОЛЯ КАК ФРАГМЕНТ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье на примере лексемы воля анализируется ценностная область социально-нормативных отношений. Для овнешнения соответствующих фрагментов языкового сознания были проведены ассоциативный, семантический, рецептивный и цветовой эксперименты, построены ассоциативные, семантические поля, составлены рецептивные и цветовые карты. Полученные результаты сопоставлены с данными Российского ассоциативного словаря, что позволяет проследить развитие представлений, связанных с лексемой воля, в языковом сознании носителей русского языка с течением времени.

Ключевые слова: психолингвистика, языковое сознание, ценности, социально-нормативные отношения, ассоциативный эксперимент, рецептивный эксперимент, семантический эксперимент, цветовой эксперимент.

ках коммуникативного намерения оратора. Невербальные и вербальные средства общения, которые король Фелипе VI использует в рождественском обращении 2017 г., способствуют успешному достижению коммуникативной цели.

1. Дмитриева О. А., Mурзинова И. А. Теория лингво-культурных типажей : учеб. пособие. M. : Издат. решения, 2016. 150 с.

2. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. M. : Гнозис, 2004. 324 с.

3. Варавкина В. Ю. Новогоднее обращение главы государства: жанровая специфика и лингвокогнитивное моделирование образа адресата : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2011. 23 с.

4. Mensaje de Navidad del Rey Felipe VI 24.12. 2017. URL: http://www.rtve.es/alacarta/videos/especiales-informativos/vid-eo-mensaje-navidad-su-majestad-rey-2017/4390065 (дата обращения: 12.04.2018).

5. Sonia El Hakim «El mensaje no verbal del Rey» / Faro de Vigo. URL: http://www.farodevigo.es/espana/2017/12/24/men-saje-verbal-rey/1809633.html (дата обращения: 12.04.2018).

6. Mурзинова И. А. Лингвокультурный типаж «британская королева» : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2009. 194 с.

7. Нэпп M., Холл Д. Невербальное общение. СПб. : Питер, 2014. 464 с.

© Винникова О. М., 2018

С. Р. Комнатная S. R. Komnatnaya

SEMANTICS OF LEXEMA WILL AS A FRAGMENT OF SOCIAL AND REGULATORY COMPONENTS OF LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN LANGUAGE NATIVE SPEAKERS

The article analyzes value area of social-normative relations on the example of the lexeme will. Associative, semantic, receptive and color experiments were carried out to comprehend the corresponding fragments of linguistic consciousness; associative, semantic fields were constructed, receptive and color maps were compiled. The obtained results are compared with the data of the Russian associative dictionary, which makes it possible to trace the development of representations associated with the lexeme will in the linguistic consciousness of the native speakers of the Russian language over time.

Keywords: psycholinguistics, linguistic consciousness, values, socio-normative relations, associative experiment, receptive experiment, semantic experiment, color experiment.

Представители разных наук все чаще говорят о необходимости изучения и анализа общечеловеческих ценностей. К описанию смыслового состава, семантики представляющих данную область языковых средств обращаются лингвисты и психолингвисты. Так, Е. Ф. Тарасов считает, что «анализ вербального овнешнения образов сознания, отображающих по-разному феномены культуры и социума, дает возможность усмотреть специфику использования языковых средств в культуре и социуме» [1, с. 9].

Область социально-нормативных отношений как один из фрагментов ценностной составляющей сознания носителей русского языка не могла не измениться, поскольку само российское общество претерпело значительные трансформации за последние два десятка лет. Изменения общества влекут за собой изменения информационного пространства СМИ. В частности, в дискурсе современных СМИ значительное место отведено освещению судебных разбирательств, анализу правонарушений и в целом юридической проблематике. Можно предположить, что у современного носителя русского языка должна быть сформирована система ценностей, связанных с идеей нового, гражданского, общества и правового государства. Для такого предположения есть реальные основания: пропаганда ценностей, связанных с социально-нормативными отношениями, на телевидении, в газетах, журналах и интернете, с одной стороны, способствует росту правовой культуры, с другой - формирует соответствующие фрагменты языкового сознания носителей языка. Именно поэтому представляется актуальным анализ социально-нормативных отношений в аспекте их отражения языковым сознанием молодых россиян.

Под областью социально-нормативных отношений мы понимаем ту сферу человеческой жизни, которая регулируется законом или иными правовыми нормами [2, с. 169]. В статье состав данной области будет продемонстрирован на примере лексемы воля. Эта лексема входит в сферу социально-нормативных отношений (воля субъекта, официально закрепленная в каком-либо юридическом документе, например в завещании), но не принадлежит исключительно ей и может связываться с иными ценностными областями.

Вслед за Е. Ф Тарасовым под языковым сознанием мы будем понимать «совокупность образов сознания, овнешня-емых при помощи языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей» [3, с. 26]; это те структуры сознания человека, которые могут быть овнешнены, выведены на поверхность и проанализированы.

Одним из самых надежных способов овнешнения языкового сознания является ассоциативный эксперимент (далее - АЭ) - прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте [4, с. 5-6]. Этот тип эксперимента позволяет вскрыть «объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов» [5, с. 131]. Однако, как отмечают А. А. Залевская [6] и Т. Н. Ушакова [7], одного лишь АЭ недостаточно для анализа и подробной и полной характеристики языкового сознания. В связи с этим в качестве дополнительных инструментов анализа были выбраны семантический, рецептивный и цветовой эксперименты. Связи между фрагментами языкового сознания нелинейны,

и наиболее полное их изучение возможно лишь с применением разных типов эксперимента, поскольку различные эксперименты провоцируют реципиентов на разные типы речевой деятельности.

Все 4 типа эксперимента проводились в вузах Омска (ОмГУ, ОмГТУ, СибАДИ, ОмГМА) в течение 2013-2014 гг. Были получены 29 664 реакции от 309 участников экспериментов (во всех типах экспериментов участвовали одни и те же реципиенты). Студенческая аудитория была выбрана по той причине, что 17-23-летние молодые люди родились и выросли в период после распада СССР, а следовательно, могут быть названы носителями новой системы ценностей, которая формировалась в России в эти годы.

Перейдем к анализу лексемы воля. В толковых словарях [8; 9] воля определяется как способность, требование, качество характера человека, а также как свобода - состояние «не взаперти». При этом в словаре С. И. Ожегова дается две словарные статьи и подчеркивается различие между данными определениями, а также важность интерпретации воли как свободы в чем-либо.

Для того чтобы проследить восприятие стимула в динамике, следует сопоставить полученные ассоциативные поля с ассоциативным полем (далее - АП) Русского ассоциативного словаря [10], эксперименты для которого проводились в 1988-1997 гг. Согласно словарю, в ядре АП «воля» находятся реакции вольная (8) как отсылка к прецедентному тексту, свобода (8), сила (8), сильная (8), неволя (6), железная (5) (также отсылает к устойчивому сочетанию). Реакция свобода говорит о том, что реципиенты воспринимают данные понятия как симиляры. Реакции сила и сильна, а также железная свидетельствуют о восприятии стимула как личного качества человека. Воля вольная - это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. Таким образом, реципиенты связывают волю в первую очередь со свободой, отсутствием ограничений и препятствий, простором.

В нашем АЭ подтверждается отождествление воли со свободой, соответствующая реакция находится на первом месте АП (83). Затем следуют реакции сила (35), поле (11), характер (11), победа (9), разум (6), желание (5). Результаты АЭ, проведенного нами, подтверждают отождествление в сознании людей воли со свободой: реакция свобода является наиболее частотной, причем со значительным отрывом. Ассоциация вольная, занимающая первое место в АП Русского ассоциативного словаря, в нашем эксперименте становится единичной. Реакция сила (ср. сила воли), стоящая на втором месте, говорит о понимании воли как качества характера, способности идти к намеченной цели. О понимании воли как человеческого качества свидетельствует и общая реакция характер, а также желание, разум, терпение, упрямство, усилие, стремление.

Реакция поле может пониматься двояко: и как ассоциация по созвучию, и как метафорическое представление воли как неограниченного пространства, образом и примером которого поле и является. Подобные «пространственные» реакции есть как в ядре (простор), так и на периферии АП: космос, небо, раздолье, степь, земля.

Характерна символизация этого качества с помощью наименований представителей фауны. В таком соположении

видится либо процесс метафоризации, либо приписывания качеств данных представителей животного мира: реакции птица (4), голубь (2) в ядре АП и периферийные конь, лошадь.

Отражением реалий современной эпохи является достаточно частотная реакция Павел и Павел Воля (7) - имя известного телеведущего. Данный факт является несомненным отражением влияния медийного дискурса.

Присутствуют и нормативные реакции: тюрьма (2), закон.

Классифицируя полученные реакции по схеме концепта В. А. Пищальниковой [11], получаем следующие результаты: понятие - 50,8 %, представление - 15,6 %, предметное содержание - 7,4 %, эмоция и оценка - 8,2 %, индивидуальные ассоциации - 15,6 %.

Заметно, что больше половины реакций являются понятийными (свобода, усилие, желание, стремление), что связано со спецификой самого понятия «воля». Достаточно большим является количество реакций-представлений (терпение, человека, русский характер) и индивидуальных ассоциаций (птица, камень, космос, стакан). Все это говорит об абстрактности как самого стимула воля, так и его определителей, это подтверждается очень небольшим количеством предметных реакций.

Воля оценивается реципиентами в основном положительно (радость, счастье, сильная, хорошо), хотя присутствуют и отрицательные характеристики, связанные, скорее всего, с чрезмерной вседозволенностью (беспредел, непостоянство).

Итак, смысловая область, связанная со стимулом воля, очень важна для современного человека. В первую очередь стимул интерпретируется как синонимичный свободе, как отсутствие зависимости от кого-либо или чего-либо. Участники эксперимента напрямую соотносят его с русским характером, с простором, с неограниченными пространствами. Реакции показывают пересечения и с другими смысловыми областями, однако результаты обоих АЭ говорят о том, что связь воли со свободой в сознании молодых носителей русского языка неразрывна. Тем не менее этот факт не находит самостоятельного отражения в словарных статьях, подобная интерпретация занимает последнее место.

В ядре поля, созданного на основе результатов семантического эксперимента (в его рамках нужно было дать дефиницию стимула по формуле «воля - это...»), наиболее частотной реакцией также является свобода (79). Этот тип эксперимента позволяет проследить, каким образом связаны стимул воля и свобода в сознании носителя языка, понимаются ли они как полностью тождественные, или же в восприятии каждого стимула есть свои особенности.

Чаще всего воля характеризуется как свобода действий или свобода выбора, некоторые реципиенты подчеркивают, что это не экономическая или политическая свобода, а свобода души, часто внутренняя свобода. Таким образом, семантические пространства этих слов не являются совпадающими, воля толкуется реципиентами именно как внутреннее ощущение самого человека, отличается в большей степени личностной, а не социальной оценкой. Но, безусловно, присутствуют и реакции, определяющие волю и свободу как симиляры.

Воля связывается с желаниями и устремлениями человека, способностью претворить их в жизнь (связь между мыслью, зародившейся внутри человека, и ее реализацией; способность человека поставить цель и сделать все, чтобы эта цель осуществилась), именно поэтому воля определяется участниками эксперимента также как качество характера, присущее человеку и необходимое для достижения поставленных целей (целеустремленность; твердость характера; внутренний стержень человека, побуждающий непреклонно идти к своей цели).

В представленных дефинициях отражена еще одна важнейшая взаимосвязь: воля всегда соотносится с силой (25), причем силой внутренней, неким внутренним стержнем, также необходимым для достижения целей, которым должен обладать волевой человек. Существует и обратная взаимосвязь: если человек способен руководить своими действиями и целенаправленно достигать поставленных результатов (т. е. он обладает волей), то такой человек всегда будет считаться сильным духовно. При этом реакция сила также находится в ядре ассоциативного поля обоих полов, являясь второй по частотности после реакции «свобода». Данные факты говорят о том, что сила является одним из неотъемлемых компонентов содержания стимула воля. Воля - черта характера сильного человека.

Воля, сила, характер и желание в языковом сознании носителя русского языка составляют неразрывное единство, что находит отражение и в результатах семантического эксперимента. Воля, понимаемая как внутреннее качество характера человека, требует концентрации определенных моральных сил для достижения желаемых целей.

В дефинициях реципиентов представлено двоякое восприятие стимула: одни подчеркивают абсолютную вседозволенность как составляющую воли (делать, что захочешь, не обращая внимания на других; безграничная свобода), другие, наоборот, отмечают определенные ограничения воли различными факторами, в том числе законом (свобода действий, но не преступающая законодательные акты; свобода, данная человеку, ограниченная законом). Это свидетельствует о том, что законодательные нормы в современном мире имеют большое влияние на человека, устанавливают определенные рамки, в том числе и для проявления его воли.

Проявление воли связывается не только с возможностью делать все, что заблагорассудится, но и с контролем и управлением, в первую очередь самоконтролем: сознательное управление своей психикой и поступками; способность управлять своими желаниями, эмоциями и действиями. Поэтому воля является качеством разумного и, опять же, сильного духом человека, который способен не идти на поводу у своих желаний и себя контролировать.

Стимул воля сопоставляется участниками эксперимента с постоянным преодолением каких-либо препятствий, с борьбой и победой в этой борьбе (чувство, без которого невозможно победить; внутреннее ощущение человека, дающее силы для борьбы).

В АЭ было выявлено множество реакций, представляющих волю как пространственную категорию. Подобные реакции, хоть и в меньших количествах, присутствуют и в семантических полях: воля понимается как свободное

перемещение человека по всему миру, состояние человека, когда он физически свободен и в состоянии свободно передвигаться в пространстве, а также присутствуют природные пространственные ассоциации: чистое небо, птица; синее небо, купола.

Можно выделить следующие компоненты значения стимула воля, отраженные в языковом сознании носителя русского языка:

- воля как свобода: свобода действий; состояние, когда ты понимаешь, что тебя ничто не держит, ощущаешь свободу; свобода, данная человеку, ограниченная законом; возможность жить свободно;

- воля как качество характера и внутренняя сила: сила характера; самое сильное качество человека; то, что создает и определяет характер человека; личная, внутренняя сила человека; качество, позволяющее добиваться целей; сила духа, которой наделен не каждый; сила души;

- стремление к цели, реализация желаний: стремление к цели, несмотря ни на что; способность человека добиваться целей; равнодействующая сила стремлений и желаний; способность желать и добиваться желаемого; стремление к победе;

- преодоление препятствий, борьба: способность побороть свои слабости; сила преодолеть то, что кажется невозможным; умение собрать силу в кулак, преодолеть, действовать, несмотря на трудности; способность противостоять помехам; сопротивление;

- вседозволенность: когда ты можешь делать, что захочешь, не обращая внимания на других; неограниченность; когда человек делает, что хочет; вседозволенность; карт-бланш; для меня это синоним слова «свобода». Значит, я могу делать все, что захочу;

- управление и контроль: сознательное управление своей психикой и поступками; сила, помогающая держать все под контролем; способность управлять своими желаниями, эмоциями и действиями; умение контролировать свои вербальные и невербальные позывы; возможность контролировать себя;

- воля как возможность самостоятельного выбора: возможность совершать осознанный выбор; возможность человека делать выбор самому; способность принимать решения; способность принимать решения самостоятельно; когда мы можем делать выбор; право выбора.

Результаты третьего, цветового, эксперимента показали, что наиболее часто воля ассоциируется реципиентами с белым (89), синим (43) и голубым (42) цветами, на четвертом месте цветового поля с незначительным отрывом стоит зеленый цвет.

Белый цвет обладает множеством позитивных значений, является символом света, чистоты, правды, мира, добродетели, радости, это цвет жизни, развития и процветания. Согласно трактовке М. Люшера [12], он понимается одновременно и как не имеющий цвета, и как соединяющий в себе все цвета светового спектра. В результатах ассоциативного эксперимента отражено явно выраженное положительное отношение реципиентов к стимулу воля, именно поэтому он может соотноситься с белым цветом как с самым чистым и самым гармоничным из всего спектра, рождающим много приятных ассоциаций. Также некоторые

исследователи отмечают, что белый цвет является символом свободы (например, именно так трактовался в дореволюционную эпоху белый цвет на флаге Российского государства), такая интерпретация напрямую соотносит его и со стимулом воля.

Синий цвет означает спокойствие и уверенность, а также является цветом неба и моря. Именно с этими природными явлениями реципиенты зачастую ассоциировали волю, с этими же ассоциациями сопоставимо исконно русское представление о воле как о просторе, пространстве. К этой области можно отнести и связь воли с зеленым цветом, который является символом жизни и цветом растительности (а такие реакции, как поле, степь были достаточно частотны в ассоциативном эксперименте). Также воля может пониматься как высшее проявление жизненных сил, активность, что также соотносит ее с зеленым цветом. В масонстве зеленый является символом одоления и победы (подобные реакции были частотны и в ассоциативном, и в семантическом эксперименте).

Голубой цвет отсутствует в сокращенном тесте Люшера, поскольку является вариантом синего. Он также является цветом неба и воды, вследствие чего может ассоциироваться у участников эксперимента с волей. Этот легкий, воздушный, спокойный цвет является символом чистоты, разума и постоянства, что отсылает к определению воли как качества характера человека, напрямую соотносимого с его разумом и постоянством, твердостью духа.

В четвертом, рецептивном, эксперименте по всем параметрам стимул воля получил достаточно высокие положительные оценки. В ходе эксперимента реципиентам предлагалось оценить стимул по типовым параметрам: веселый/грустный, хороший/плохой, полный/пустой, светлый/темный. Наивысшие оценки были поставлены участниками эксперимента по показателю хороший/плохой (семантический дифференциал составляет 2,031). Это свидетельствует о явно выраженном положительном отношении респондентов к стимулу. Наиболее низкие оценки стимул получил по параметру веселый/грустный (1,436), но показатель все равно оказался выше +1. В целом стимул оценивается как веселый, хороший, полный и светлый.

По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

1. Воля является одним из базовых концептов русского языкового сознания, в нем отражена специфика национального мироощущения.

2. Некоторыми реципиентами воля отождествляется со свободой, однако данный феномен имеет свои особенности: в отличие от свободы, которая регулируется внешними факторами, воля является сугубо личным ощущением человека, его внутренним чувством. Семантический эксперимент уточняет данные, полученные при помощи ассоциативного эксперимента, и отражает специфику представления о воле и свободе носителя русского языка, а также соотношение этих феноменов в русском языковом сознании.

3. Воля может пониматься и как качество характера человека - целеустремленность, способность преодолевать препятствия при достижении поставленных задач, умение контролировать себя и управлять своими эмоциями, а также как сила и твердость духа.

4. В семантическом эксперименте отражено двоякое представление о стимуле: некоторые реципиенты волю понимают как полную вседозволенность, отсутствие любых рамок и границ, другие же подчеркивают, что воля может ограничиваться определенными правилами, в том числе действием закона. Это говорит о том, что определенным кругом реципиентов стимул воля связывается и со сферой социально-нормативных отношений, проявление воли человека в современном обществе обязательно регулируется законодательными нормами, поэтому воля не может быть абсолютной.

5. Русский человек связывает волю с простором, раздольем, определенными природными явлениями (поле, степь, небо, море), подобные ассоциации уходят корнями в глубокую древность и отражают народно-поэтические представления о воле, связывающие ее с природой и разгулом стихии. Подобные ассоциации занимают заметное место и в сознании современного носителя языка, что подтверждается реакциями в ассоциативном, семантическом и цветовом экспериментах.

6. Большинством реципиентов стимул оценивается положительно, ассоциируется с радостью и счастьем. Положительная оценка отражена также в результатах рецептивного эксперимента, которые подтверждают, что русским языковым сознанием воля воспринимается как нечто хорошее, приятное и чрезвычайно ценное, а также как одно из важнейших качеств человека.

1. Тарасов Е. Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей // Вопросы психолингвистики. 2012. № 1(15). С. 8-17.

2. Комнатная С. Р. Сопоставительный анализ семантики лексемы вина в языковом сознании носителей русского язы-

УДК 811

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА, ОСЛОЖНЕННОГО ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ ЕДИНИЦАМИ

В статье рассматриваются психолингвистические стратегии понимания текста, осложненного фразеологическими единицами. На конкретном языковом материале из четырех европейских языков отмечается сложность восприятия и передачи иноязычного текста и наглядно демонстрируется возможность осмысления, анализа и классификации фразеологических единиц посредством стратегий понимания как некоего лингвистического инструмента.

Ключевые слова: стратегии понимания, психолингвистика, фразеологическая единица.

Развитие и непрерывное внимание современной науки, практически в каждой области познания обращающей вни-

ка // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира : сб. науч. тр. / ред. Т. В. Симашко. М. : БИБКОМ, 2017. Вып. 8. С. 169-177.

3. Тарасов Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира : сб. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М. : ИЯ РАН, 2000. С. 24-33.

4. Леонтьев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. М. : Изд-во МГУ, 1977. С. 5-16.

5. Белянин В. П. Психолингвистика. М. : Флинта, 2004. 232 с.

6. Залевская А. А. Слово. Текст. Психолингвистические исследования. М. : Гнозис, 2005. 543 с.

7. Ушакова Т. Н. Понятие языкового сознания и структура рече-мысле-языковой системы // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты : сб. ст. / под ред. Н. В. Уфимцевой. М. ; Барнаул: ИЯ РАН, 2004. С. 6-17.

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. URL: http://slovarozhegova.ru (дата обращения: 17.12.2017).

9. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 17.12.2017).

10. Русский ассоциативный словарь / под ред. Ю. Н. Ка-раулова и др., 1994, 1996, 1998. URL: http://www.tesaurus.ru/ dict/dict.php (дата обращения: 17.12.2017).

11. Пищальникова В. А. Общее языкознание : учеб. пособие. Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2001. 238 с.

12. Люшер М. Цвет вашего характера. URL: http:// mnashe.h1.ru/psych/lusher/lusherm.htm (дата обращения: 17.12.2017).

© Комнатная С. Р., 2018

Ю. Г. Косякова, Е. В. Пастухова, Е. А. Филатова Yu. G. Kosyakova, E. V. Pastuhova, E. A. Filatova

PSYCHOLINGUISTIC STRATEGIES FOR UNDERSTANDING THE TEXT COMPLICATED BY PHRASEOLOGICAL UNITS

The article deals with psycholinguists strategies of understanding the text, complicated by phraseological units. The specific linguistic material from the four European languages shows the complexity of perception and transmission of a foreign language text and demonstrates the possibility of understanding, analyzing and classifying phraseological units through understanding strategies as a kind of linguistic tool.

Keywords: understanding strategies, psycholinguistics, phraseological unit.

мание на то, как работает мозг человека, как он устроен, как взаимодействуют мышление, чувства, эмоции, владеющие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.