Научная статья на тему 'Семантика изображения коня и оленя в росписи по дереву Архангельского Севера'

Семантика изображения коня и оленя в росписи по дереву Архангельского Севера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
687
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / АРХАНГЕЛЬСКИЙ СЕВЕР / ОБРАЗ КОНЯ / ОБРАЗ ОЛЕНЯ / СЕМАНТИКА / СИМВОЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прилуцкая Е. Н.

Встатье представлено семантическое, фольклерно-мифологическое осмысление образа коня и оленя в художественной росписи по дереву Архангельского Севера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантика изображения коня и оленя в росписи по дереву Архангельского Севера»

СЕМАНТИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ КОНЯ И ОЛЕНЯ В РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ АРХАНГЕЛЬСКОГО СЕВЕРА

© Прилуцкая Е.Н.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

В статье представлено семантическое, фольклорно-мифологическое осмысление образа коня и оленя в художественной росписи по дереву Архангельского Севера.

Ключевые слова северная роспись по дереву, народное искусство, Архангельский Север, образ коня, образ оленя, семантика, символ.

Мастера, изготовлявшие и украшавшие предметы быта, изучали явления природы, ее естественные формы. Наблюдения за природой способствовало возникновению образов, общих для многих народов. Животные, птицы, растения олицетворяли силы природы и служили символами, связывающими человека с космосом. Изображения зверей широко представлены в различных видах народного искусства: резьбе, росписи по дереву, вышивке, ткачестве. Животные окружали человека постоянно. Получая от них в жизни самую реальную помощь и пользу, он невольно сам одарял их в воображении добротой, благородством, умом и могуществом и стремился украсить образами зверей дом и предметы быта.

В росписи по дереву Архангельской области наиболее популярными стали изображения коней и оленей. Почему крестьянин счел необходимым населить ими предметы своего домашнего обихода и труда? Известно, что эти звери пришли в крестьянское искусство из древнерусской культуры, а через нее и из более древних источников, отражая разные поверья. Многие из зверей являлись как бы «вторичным» ликом бога, были его спутниками и слугами. Моление им являлось важной частью языческих культов, и память о них отразилась в былинах, в сказаниях и сказках, в древнерусской литературе. Так, конь в славянской мифологии являлся символом солнца, небесным богом. Конь вошел в русскую сказку, став верным другом и помощником богатыря в борьбе со Змеем-Горынычем, с поганым Идолищем, с несметной силой татарской. Сивка-бурка, вещая каурка русских сказок, перемахивающая огромные пространства, скачущая «выше леса стоячего, ниже облака ходячего».

Коньками, как известно, завершали кровлю крестьянского жилья, им украшали ковши, делали игрушечных лошадок. И, конечно же, конь является частой фигурой в росписи по дереву Русского Севера. Мы видим изображения коней в борецкой, пучужской, мезенской, пермогорской росписях.

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.

В ранней борецкой росписи (конец XVIII - начало XIX века) на прялках часто встречаются сцены сватовства, где жених или сват приезжают к дому невесты верхом на коне, а на обратной стороне прялки - выезд жениха и невесты в упряжке. В манере изображения явно прослеживаются иконописные традиции и в форме коня, и в цветовом решении. Лошади разнообразны по цвету: то черные, то киноварные, то коричневые и других тонов. На бо-рецких прялках второй половины XIX - начала XX века конь становится массивным, приземистым, преимущественно красного, иногда золотисто-охристого или зеленого цвета, рисовали его по трафарету почти всегда в одной и той же позе (рисунок 1). Именно такого коня чаще всего можно увидеть на современных деревянных изделиях, выполненных в традициях бо-рецкой росписи.

Рис. 1. Изображение коня а) в борецкой росписи раннего периода развития (конец XVIII в.); б) в борецкой росписи позднего периода развития (вторая половина XIX - начало XX вв.); в) в пучужской росписи (начало XX в.); г) в нижнетоемской росписи (начало XX в.).

Кони изображались не только в сюжетной сцене катания. На прялках в нижнем ярусе встречаются и два коня, бегущие друг за другом, два коня у «древа жизни», и конь, убегающий ото льва.

В пермогорской росписи также часто встречаются изображения коней, запряженных в карету, сани, плуг, всадник на коне или отдельная фигура коня среди растительного орнамента. Причем кони здесь изображались не только на прялках, но и бураках, хлебницах, колыбелях и многих других пред-

метах быта. В пермогорской росписи также отчетливо видна разница между изображением коня в ранний и поздний период развития росписи.

На изделиях конца XVIII - начала XIX века мы видим грациозных белых, иногда черных или коричневых лошадей с изящными, тонкими ногами. Чаще всего лошадь рисовалась уверенной сплошной черной линией по белому фону, черным цветом раскрашивалась грива и хвост. На изделиях конца XIX века мы видим уже лошадь в виде черного или красного пятна; изображение далеко от совершенства, больше похоже на детский рисунок: длинное овальное туловище, короткие ножки (рис. 2).

а) б)

Рис. 2. Изображение лошади а) в пермогорской росписи раннего периода развития (конец XVIII - начало XIX вв.); б) в пермогорской росписи позднего периода развития (конец XIX - начало XX вв.).

Конечно же, столь частое изображение лошадей на предметах крестьянского быта не случайно. В жизни крестьянина конь занимал важное место: он и средство передвижения, и помощник в работе. Конь в русских народных волшебных сказках - помощник и советчик героя, намного превышающий последнего знаниями, умом, силой, обладающий разными волшебными свойствами и наделяющий Ивана-дурака в конце сказки всем: красотой, умом, силой, богатством и счастьем.

Афанасьев А.Н. в книге «Поэтические воззрения славян на природу» раскрывает фольклорно-мифологический образ коня как символа стихийных явлений. Он отождествляет день и ночь с белым и черным конем, приводит мифы о Солнце как небесном коне или человеке на запряженной конями золотой колеснице. Русское поверье связывает выезды солнца с двумя главными пунктами годового обращения - с летним и зимним поворотами. Двенадцатого декабря, при повороте своем на лето, солнце, как уверяют крестьяне, наряжается по-праздничному - в сарафан и кокошник, садиться в телегу и едет в теплые страны. В одной колядке, записанной Афанасьевым, поется:

Ехала Коляда

В малеванном возочку,

На вороном конёчку!

Заехала к Василию на двор.

Василь, Василь! подари Коляду [1, с. 607].

«Ехала Коляда», т.е. солнце, поворот которого празднуется на Коляду. На рисунках, украшающие старинные рукописи, Солнце и Месяц представляются возничими, едущими на колесницах и держащими в руках изображения дневного и ночного светил. Наряду с солнцем и месяцем, уподоблялись коням и звезды. Наши крестьяне, как отмечает Афанасьев, по созвездию Большой Медведицы узнают полночь и называют его Возница или Воз. Понятие колесницы неразлучно с Большой Медведицей почти у всех индоевропейских народов. Может быть, где-то здесь берут свое начало сценки катания, столь распространенные в северных росписях и ставшие теперь бытовыми сюжетами?

Небесными конями, по Афанасьеву, могли называться также ветры, облака, грозовые тучи и молнии. В народных загадках ветры и грозы сравниваются с быстроногими конями: «отцова сундука (= земли) не поднять, матушкина столечника (= снежного покрова) не сорвать, братнина коня не поймать», т.е. ветра. «Сивой жеребец на все царство ржет», следовательно, грохот грозовой тучи уподобляется ржанию и топоту бегущих коней. С лошадью в народе связано много гаданий, поговорок, примет. Из-за быстрого бега конь в народных загадках называется птицей: «бежит птица, во рту плотица; голодна - не съест, сыта - не выкинет» (конь с удилами во рту).

Нет основания полагать, что в изображении лошади на борецких, пу-чужских, тоемских и пермогорских прялках крестьянские художники видели некий символ солнца, звезд и т.д. Конь для крестьянина - прежде всего помощник, без которого никак не обойтись.

В мезенской росписи на обратной стороне прялки мы также можем увидеть сцены выезда в санях или повозках, запряженных одной или парой лошадей. Сани и кони являлись принадлежностью похоронного обряда у многих народов, поэтому сюжеты мезенской росписи некоторые исследователи трактуют не как бытовые, а как религиозные, языческие в своей основе [3].

На обратной стороне мезенской прялки нередко изображали черного и красного коня. Есть предположение, что лошади на мезенских прялках, олицетворяют загробный и сущий миры. О том, что изображаемые на прялках кони имеют сакральное значение, можно судить по многочисленным солярным знакам, помещаемым художниками над гривами и под ногами коней, а также по характеру изображений самих фигур животных.

На внешней стороне прялок в средней его части почти всегда изображены два ряда бегущих друг за другом лошадей или оленей. Обычно в каждом

ряду мастер помещал три или четыре фигуры животных. Красные силуэты коней или оленей образуются из трех частей: прямоугольного туловища, длинной вытянутой шеи и морды. Грива, четыре длинных ноги и хвост дорисовываются тонкими черными штрихами. Ноги животных пересекаются в беге и образуют сердцевидные или крестовидные фигуры. Олени отличаются от коней только тем, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами вырисовывается разветвленный рог (рис. 3). Вокруг фигур коней и оленей размещаются солярные знаки и изображения птиц.

Нередко кони изображались не следующими друг за другом, а друг против друга и, судя по вздыбленным позам, во взаимной борьбе. Иногда на вздыбленных лошадях - борющиеся друг с другом всадники. На одном из таких изображений найдены имена всадников - Илья Муромца и Полкана-богатыря.

Трактовка животных - оленя и коня, которые «бегут» вереницами среди орнамента, как бы изображая стада и табуны, построена на силуэте, в котором подчеркнуто лишь самое главное, наиболее характерное. Короткое поджарое туловище, широкая плавно изогнутая шея, ноги в легком беге должны изображать сильных стремительных животных. Бег этих животных символизировал движение светила по небосводу. Значит и на мезенской прялке бег коней передает, вероятно, солнечный путь или движение времени, подобно тому, как на древних резных прялках солнечный путь по небосводу обозначался дугой солярных знаков, вписанных в круг крестов или розеток -прием, идущий еще от древней Трипольской культуры [4].

Архангельский художник Федор Фатьянов в своей книге «Не как у всех» отмечает, что в Пылеме (Деревня на Мезени) отмечали Фролов день -обетный праздник, посвященный коням [5]. Жертвоприношения под названием «мольба», «жертва», «братчина» были известны в конце XIX в. в некоторых уездах Новгородской губернии, частично в Архангельской губернии. У верховьев реки Ваги существовал такой обычай: в первое воскресенье после Петрова дня убивали перед обедней быка, купленного на общий счет

Рис. 3. Изображение коня и оленя в мезенской росписи

целой волостью, варили мясо в больших котлах и по окончании обедни съедали сообща миром. Предание уверяет, что в старое время в этот день выбегал из лесу олень, и что именно это животное было убиваемо на праздничный пир; но однажды крестьяне, не дождавшись оленя, заменили его быком, и с той поры олень уже не показывался.

В некоторых местностях жертвоприношения происходили в день празднования Ильи-пророка, но при этом легенды, связанные с жертвоприношением, были те же.

Легенды об олене отразились в фольклоре. Олень - золотые рога влияет на судьбы героев сказок. Важнейшее созвездие нашего северного полушария -Большая Медведица - на русском Севере называлась «Лосем», «Сохатым».

Существуют мифы о небесных конях и оленях у разных народов. Известны легенды из северо-восточных земель, лежащих за Мезенью и Печорой (западные поселения Югры) о рождении оленьего приплода на небесах.

Олень - один из главных тотемов славян. Жизнь на скорости, пугливость, внезапность появления, загадочность и определяют небесную семантику оленя. Множество изображений оленя было найдено на стенах древних ритуальных пещер. Волхв появляется в рогатом головном уборе, рогами украшены изображения шамана. Олень являлся богом Родом, а Рожаницы (древнерусские богини - мать и дочь, порождающие все живое) были украшены оленьими рогами - символом возрождения и плодородия.

В ранней пермогорской росписи изображение оленя часто помещали на различных предметах быта в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке (рис. 4). Здесь же среди растительного орнамента можно увидеть и кабана, и лисицу, и собаку.

Рис. 4. Изображение оленя в пермогорской росписи

Рассматривая изображение оленя на одной из борецких прялок (рис. 5), можно предположить, что олень также является знаком удачного брака, знаком обильной жизни, силы.

Василенко В.М. проделал колоссальную работу по изучению особенностей народного творчества, его художественных образов, их характера и содержания. Анализируя связи народного декоративно-прикладного искусства

с мифологией, с языческими верованиями и обрядами, он распространяет эти связи не на все содержание народного искусства, а лишь на немногие наиболее древние его образцы и формы [2].

Рис. 5. Олень. Фрагмент росписи прялки. Архангельская область. Северная Двина. Район Борка. Начало XX века (Из собрания Л.А. Латыгина)

Большинство элементов народного искусства говорит не о символе, а о красоте, основе всякого искусства. Человек созерцал красоту и гармонию мира. Именно образное восприятие природы, которое близко нам сейчас, в период решения экологических проблем в глобальном масштабе ожило в узорах и элементах народной росписи.

Во второй половине XIX века старые обычаи и верования стали уходить в прошлое. Со временем древние символы утратили свое магическое значение, возросла их эстетическая роль. Искусство приобрело смысл песенно-сказочного фольклора, отражая мироощущение людей своей эпохи.

Список литературы:

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Т. 1 / А.Н. Афанасьев. - М.: Индрик, 1994. - 800 с.

2. Василенко В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве X-XX веков / В.М. Василенко. - М.: Сов. художник, 1974. - 294 с.

3. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера / С.И. Дмитриева. - М.: Наука, 1988. - 240 с.

4. Миловский А.С. Народные промыслы. Встречи с самобытными мастерами / А.С. Миловский. - М.: Мысль, 1994. - 397 с.

5. Фатьянов Ф. Не как у всех: Повести и рассказы / Ф. Фатьянов. - Архангельск: Архангельский литературный музей, 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.