Научная статья на тему 'Анализ и перспективы развития народного декоративного искусства в Крыму'

Анализ и перспективы развития народного декоративного искусства в Крыму Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
701
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ / ВЕРХОВОЕ ПИСЬМО / ЗОЛОЧЕНКА / ПОД ФОН / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИЗАЙН / DECORATIVE PAINTING / SURFACE PAINTING / ZOLOCHENKA / UNDER THE BACKGROUND / MULTICULTURAL SPACE / DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Часовитина А.С., Селеметова А.Т.

В статье рассмотрены основные особенности росписи по дереву в различных регионах России. Рассмотрены перспективы применения декоративной росписи для различных объектов дизайна и архитектуры, а так же способы росписи, объединяющие в себе разнообразные орнаментальные мотивы различных народов, населяющих Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND PROSPECTS OF THE FOLK DECORATIVE ARTS IN CRIMEA

The article describes the main features of the painting on wood in different regions of Russia. The prospects of the use of decorative painting for a variety of objects of design and architecture, as well as ways of painting that combine a variety of ornamental motifs of various nationalities living in the Crimea.

Текст научной работы на тему «Анализ и перспективы развития народного декоративного искусства в Крыму»

УДК 745

А.С. Часовитина

студент,

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

А.Т. Селеметова

преподаватель, ФГАОУ ВО «(Севастопольский государственный университет»

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА В КРЫМУ

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности росписи по дереву в различных регионах России. Рассмотрены перспективы применения декоративной росписи для различных объектов дизайна и архитектуры, а так же способы росписи, объединяющие в себе разнообразные орнаментальные мотивы различных народов, населяющих Крым.

Ключевые слова: декоративная роспись, верховое письмо, золоченка, под фон, поликультурное пространство, дизайн.

A.S. Chasovitina, Sevastopol State University

A.T. Selemetova, Sevastopol State University

ANALYSIS AND PROSPECTS OF THE FOLK DECORATIVE ARTS IN CRIMEA

Abstract. The article describes the main features of the painting on wood in different regions of Russia. The prospects of the use of decorative painting for a variety of objects of design and architecture, as well as ways of painting that combine a variety of ornamental motifs of various nationalities living in the Crimea.

Keywords: decorative painting, surface painting, zolochenka, under the background, multicultural space, design.

Постановка проблемы. Эстетическое и нравственное воспитание занимает одну из главных позиций в педагогической науке от дошкольного образования, заканчивая дополнительным профессиональным образованием и переподготовкой. Важной составляющей в воспитании в условиях многонационального пространства является приобщение человека к этнографическим и культурным ценностям всех народов.

Бесценное наследие наших предков - декоративно-прикладное искусство народов Крыма. В век обезличивания и глобализации, коснувшихся всех сфер человеческой деятельности как никогда становится актуальной потребность человека прикоснуться к истокам [5], увидеть прекрасное в самых простых бытовых изделиях, почувствовать единение с природой и ощутить преемственность культур - от отца к сыну, от матери к дочери. Изучение традиционных ремесел и промыслов как нельзя лучше будет способствовать решению этой задачи.

Цель статьи - изучение особенностей росписи по дереву в различных регионах России. Определение возможных сфер применения росписи в различных областях дизайна и архитектуры. Перспективы развития и расширения применения декоративной росписи в Крыму и Севастополе.

Основная часть. Росписи по дереву занимают почетное место среди других видов народного искусства: лозоплетения, чеканки, вышивки. Издавна это ремесло приносило в дома радость в виде ярко украшенных росписью прялок, сундуков, мебели, кухонной утвари. Первоначальный этап - заготовка и сушка древесины, после чего заготовка проходит специальную обработку. И только после этого приступают к росписи. В качестве красок использовался натуральный материал - сажа, охра, молоко, яичный желток, сок растений (например, вишня, свекла, подсолнух) [6].

Примеры использования росписи находим в древнерусских традициях. На свадьбу невеста получала в приданое расписанную с позолотой прялку. Трехъярусная роспись включала в

себя сверху вниз сказочно красивых птиц, великолепные цветы и обязательно изображение тройки лошадей с женихом и невестой (рис. 1). Изображение тройки является непосредственным отражением традиции запрягать сани, которые играли одну из ключевых ролей в свадебной церемонии. Даже если жених с невестой жили недалеко от церкви, все равно на обряд венчания они приезжали только на тройке лошадей с богатым убранством.

Рисунок 1 - Прялка Рисунок 2 - Роспись комода

Да и какая невеста была без приданого - сверкающего комода и деревянной утвари, подчас расписанной настолько изысканно, что и современный художник оценил бы выдумку и мастерство старинных умельцев (рис. 2).

Роспись по дереву широко распространена по всей современной России.

Известна на весь мир Хохломская и Городецкая росписи. Этот промысел широко развит в Нижегородском крае. На сегодня основными центрами Хохломской росписи являются город Семенов и поселок Семин. Отличительной чертой хохломских мастеров стал особый способ обработки древесины: после прогрева в печи, нагретой до 300°С наступает эффект «золотого свечения» изделий. При этом золото в работе не используется. Просвечивает алюминиевый порошок или олово: изделие «лудят» и оно напоминает металлическую поверхность (рис. 3).

Различают «верховая роспись» (рис. 4), «кудрина» и «под фон» (рис. 5). Основа - растительный орнамент и сказочные животные. Мастера наносят рисунок без предварительного эскиза.

Рисунок 3 - Хохломская роспись Рисунок 4 - «Верховая роспись»

Городецкая роспись прославила на весь мир город Городец. Круглые коробки (бураки), прялки, детские игрушки, стульчики украшает Городецкая роспись. Ромашки, колокольчики, розы составляются в живописнейшие букеты. Изделия украшаются птицами - символами счастья и достатка. И как отличительная черта городецких мастеров - изображение лошадей с подчеркнуто вытянутой шеей (рис. 6).

Рисунок 5 - Роспись «под фон» Рисунок 6 - Городецкая роспись

Жанровые миниатюры, отображающие веселье и доброту, также используют для украшения в Городецкой росписи: сценки гуляния дам с кавалерами, чаепитие с самоваром в богатых интерьерах, прогулки на конях на фоне природы (рис. 6). Сегодня мастера виртуозно расписывают шкатулки, ларцы, мебель, хлебницы, солонки, детские игрушки и т.д.

В низовьях реки Мезень Архангельской области возникла роспись, получившая название Мезенская. В старину ей занимались исключительно мужчины, а сейчас больше занимаются женщины. Сундуки и шкатулки, ковши, короба издавна расписывали мезенские мастера. Фигурки животных глубоко символичны. Конь - символ восхода солнца, а утка уносит солнце в подводный мир и хранит его там до рассвета (рис. 7).

Миниатюрная роспись по дереву прославила Россию. Знаменитые Палехские мастера используют в своих произведениях образцы русского фольклора. Мастерская миниатюрная живопись перекрывает абсолютно весь фон, и вся композиция обрамляется золотым ажурным орнаментом (рис. 8).

Рисунок 7 - Мезенская роспись Рисунок 8 - Палехская роспись

Наиболее известным мотивом и стилем росписи, используемым в Санкт-Петербурге в поселениях в районе Ладожского озера является Волховская роспись. Здесь издавна украшались прялки крупными цветами и именем владелицы. Такие прялки назывались в старину «зо-лоченками».

Рассматривая историю развития декоративной росписи в Крыму, стоит отметить, что здесь переплелись множество культур, что отразилось на характере орнамента. Коренными народами на разных исторических промежутках в Крыму являлись: русские, крымские татары, караимы, крымчаки, греки, немцы, белорусы, украинцы. Несмотря на то, что каждая национальность сохраняла свою идентичность, все же долгое совместное проживание не могло не ска-

заться на заимствовании элементов декора между различными этносами. Так в таблице 1 представлены наиболее характерные образцы росписи национальностей, населяющих Крым в различные исторические периоды.

Анализ орнаментальных композиций, используемых как для росписи гончарных и столярных изделий, так и в декорировании одежды, жилища и других объектов различных сфер жизни и деятельности этносов, населяющих Крым, показал следующие особенности. Этносы, исповедующие ислам или те, которые формировались как кросс-культурное образование, такие как караимы, демонстрируют в орнаментике типичные мотивы и общераспространенные запреты на изображения, присущие мусульманским народам, естественно со своими отличительными чертами [4].

Таблица 1 - Росписи народов, населяющих Крым

У таких национальностей как крымские татары, караимы в исторических мотивах декоративно прикладного искусства отсутствуют изображения человеческих фигур, животных и птиц. Преимущественно в орнаментальных композициях используются геометрические и растительные мотивы.

Стоит отметить, что жесткие религиозные ограничения с течением времени в некоторой мере исчезали [7]. Это привело к тому, что в современной росписи крымских татар появились изображения животных, рыб или птиц (рис. 9).

Такие ограничения в использовании мотивов и жанров не встречаются в декоративно-прикладном искусстве славянских и европейских национальностей, проживающих в Крыму.

Рисунок 9 - Современная декоративная роспись крымских татар. Работы Рустема Скибина

На рисунке 10 представлены варианты современной декоративной росписи, основанной на орнаментальных традициях хохломской и петриковской росписи.

Рисунок 10 - Современный образец декоративной росписи.

Автор Часовитина А.С.

Длительное проживание на одной территории различных национальностей привело к частичному заимствованию орнаментов [1; 2]. Так, например, исконно итальянский (генуэзский) мотив цветка и плодов граната стал традиционен для крымских татар (рис. 11). Морские мотивы, такие как изображение лодки и рыбы пришли от греков (рис. 12).

Рисунок 11 - Орнаменты с цветками Рисунок 12 - Морская тематика

и плодами граната в орнаментике

Рисунок 13 - Композиция двух типов орнамента. Автор Часовитина А.С.

В условиях поликультурной среды Крыма целесообразно использовать для обучения и

в декорировании различных объектов дизайна и предметов быта элементы росписи всех народов, населяющих полуостров [3; 8]. Так, например, замечательно смотрится в росписях виноград, который ученики с удовольствием рисуют пальцем. Гроздья рябины, персики тоже придают особый колорит работам крымских народных умельцев. Следует обратить внимание на формы, пропорции, цвета и технику исполнения.

Выводы. Проанализированы основные виды декоративной росписи различных регионов России. Выделены характерные черты каждой из них. Так же рассмотрены характерные черты исторического декора, который используют различные национальности, проживающие в Крыму. Приведены примеры современного декоративно-прикладного искусства, выполненных с сохранением традиционных мотивов российской и крымско-татарской культур, а так же как симбиоз орнаментов данных культур. Определены основные сферы применения декоративной росписи в различных объектах дизайна и культуры.

Список литературы:

1. Бессарабова Е.В. Психологический и психофизиологический аспекты восприятия объектов дизайна / Е.В. Бессарабова // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 10 (43). -С. 17-20.

2. Бессарабова Е.В. Анализ основных принципов восприятия объектов дизайна / Е.В. Бессарабова // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 5-й международной научно-практической конференции. - Махачкала: ООО «Апробация», 2014. - С. 116-118.

3. Бессарабова Е.В. Использование биоформ в дизайне / Е.В. Бессарабова, Г.Г. Маку-хина // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 8-й международной науч.- практ. конф., 17 октября 2014 г. / НИЦ «Апробация» - Махачкала: ООО «Апробация», 2014. - С. 17-18.

4. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды / Г.С. Горина. - М.: Легкая индустрия, 1985. - 184 с.

5. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспект / М.И. Кило-шенко. - СПб.: СПГТУ, 2001. - 192 с.

6. Коуль Д. Орнаменты. Новое в оформлении поверхностей / Д. Коуль. - London: Изд-во: Laurence King Publishing, 2010. - 240 с.

7. Рославцева Л.И. Одежда крымских татар конца XVIII - начала XX в.: историко-этнографическое исследование / Л.И. Рославцева. - М.: Наука, 2000. - 104 с.

8. Bessarabova E.V. Some aspects of modeling an objects design with bioform using / E.V. Bessarabova // «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives». Proceedings of the 6th International symposium (January 15, 2015). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015. - P. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.