Научная статья на тему 'История культуры Архангельского Севера как фактор формирования традиций северодвинских росписей по дереву'

История культуры Архангельского Севера как фактор формирования традиций северодвинских росписей по дереву Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
551
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / СЕВЕРНАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ / АРХАНГЕЛЬСКИЙ СЕВЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прилуцкая Е. Н.

В статье рассматриваются исторические условия формирования традиционных художественных росписей по дереву Северной Двины в контексте развития культуры Архангельского Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История культуры Архангельского Севера как фактор формирования традиций северодвинских росписей по дереву»

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АРХАНГЕЛЬСКОГО СЕВЕРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРОДВИНСКИХ РОСПИСЕЙ ПО ДЕРЕВУ

© Прилуцкая Е.Н.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье рассматриваются исторические условия формирования традиционных художественных росписей по дереву Северной Двины в контексте развития культуры Архангельского Севера.

Ключевые слова история культуры, северная роспись по дереву, Архангельский Север.

В Архангельской области насчитывается около двадцати различных видов художественной росписи по дереву, имеющих свои отличительные черты. Центры производства расписных изделий - Борок, Пучуга, Пермогорье, Ракулка, Мезень и др. расположены в районе богатом древними традициями, связанными с историей освоения северных земель.

Земли по Онеге и Северной Двине назывались в XI-XIV вв. Заволочьем (с XIV в. - Двинская земля), так как они находились за волоками, отделявшими бассейны рек Белого моря от бассейнов рек Балтийского моря. В северорусских преданиях имеются упоминания о живших здесь чудских племенах («шень», «пинь», «немь», «ла» и др.). В «Повести временных лет» приведено их обобщающее название - Чудь Заволоц(чс)кая [1].

Глубокий след в формировании северно-русской культуры оставили новгородцы, колонизировавшие территорию Северного края.

Ладожские и ильменско-новгородские славяне появились в Поморье сначала (Х-Х1 вв.) в бассейне реки Сухоны, затем (с XII века) - в Подвинье и Бе-ломорье. Туда же устремились белозерцы и ростовцы, беженцы с Понизовья. Тенденция к мирному сосуществованию доминирующего русского населения с племенами чуди заволочской, карелами, ненцами и другими этносами обусловила обмен производственными навыками, хозяйственное сотрудничество и кооперацию, культурное взаимовлияние. Вслед за крестьянским потоком началась государственно-боярская, а затем церковно-монастырская колонизация края (XI-XШ вв.). Почти все Заволочье было включено в состав восточнославянских государств - Новгорода и Ростова Великого [2].

Связь с центрами русской средневековой культуры Новгородом и Ростовом сыграла большую роль в формировании особенностей культуры Архангельского Севера. Художественные традиции новгородской Руси, не ут-

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.

ратив своих национальных особенностей, в новых условиях существования приобрели выразительные черты единой северорусской культуры. В сложении этой художественной культуры сыграло важную роль участие крестьянской народной массы. Близость северного искусства к корням народной жизни служила истоком его демократичности, фольклорности его художественного облика.

Важным обстоятельством в формировании русской культуры на Севере было отсутствие татарского ига и постоянной угрозы внешней опасности. Это обеспечило сохранность традиций. Кроме того, на Севере оказались книги, иконы, увезенные из разгромленных южнорусских областей. Бело-озеро было официальной «кладовой» на случай ордынской опасности.

Суровый климат осложнял ведение земледелия, поэтому развитие получили промыслы и ремесла. Обработка природных материалов способствовала возникновению центров народного художественного ремесла, широкому развитию многих видов крестьянского искусства.

В XIV веке началась новая волна колонизации северных земель Московским княжеством. Ликвидация новгородской боярщины, вхождение края в состав Московского государства не привели здесь к установлению классической системы феодальных отношений в форме личной крепостной зависимости. Здесь складывалась система государственного феодализма с зависимостью крестьян и ремесленников от самого государства. При всей тяжести этой зависимости северные крестьяне и ремесленники как черносошно-государственные в сравнении с лично закрепощенными имели более широкие возможности для развития материальной и духовной культуры [3].

В XVII в. Архангельск являлся единственным морским портом страны. Распространителями общерусской культуры были города - Каргополь, Бе-лозерск, а также монастыри - Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Антоние-во-Сийский. Ремесленники ориентировались на художественный стиль Москвы. Поэтому сохранившиеся памятники посадской художественной культуры XVI - XVII вв. носят печать единого стиля, легшего, по мнению В.А. Ше-лега [4], в основу северодвинских крестьянских росписей. И действительно, в Ирмологии с крюковыми нотами XVII в. Кирилло-Белозерского монастыря встречается композиция с Древом жизни (рис. 1). По манере исполнения рисунок близок к гравюре. Листва дерева и вся композиция основаны не только на древних традициях, но и на опыте старопечатных заставок. Форма листьев дерева, а также птицы, сидящие на ветвях подобны элементам ранней борец-кой росписи. Еще более поразительное сходство мы видим в зарисовках исследовательницы росписей Севера Л.Ф. Тимофеевой (рис. 2).

На творческое становление народных художников оказали воздействие Строгановские мастера. Влияние Строгановской школы заметно в пермо-горской росписи: светлый фон, мелочность узорчатых форм растительного орнамента, тщательность выполнения деталей рисунка и его плоскостность.

В характере орнамента пермогорских росписей также видно влияние соль-вычегодских и великоустюгских эмалей, тиснения и резьбы по бересте, узоров драгоценных тканей и золотных вышивок.

Рис. 1. Ирмологий и стихарь с крюковыми нотами. XVII в. ГПБ, Кир.-Бел.,

№ 586/843, л. 3 об.

Заставка Псалтыри >

Рис. 2. Заставка Псалтыри, XIX в. (Северная Двина). Из зарисовок Л.Ф. Тимофеевой

В разной степени отразилось в северных росписях искусство Великого Устюга (роспись сундуков, просечное железо, финифть, резьба по дереву).

Значительную роль в сохранении древних художественных традиций сыграло старообрядчество. Бежавшие на Север староверы свято хранили дониконовскую старину. Благодаря им многие старинные памятники культуры (иконы, книги, росписи) сохранились для потомков. На Севере выявились большие скриптории - центры переписи книг с целыми династиями писцов, художников, переплетчиков, каждая со своими приемами и манерами.

Поразительное сходство можно увидеть, сравнивая рисунок в лицевой Поморской рукописи 1815 года и рисунок на борецкой (?) прялке конца XVIII века из собрания Государственного Исторического музея. Повторяются деревья-цветы с округлыми и остроконечными листочками, окрашенными в изумрудно-зеленый и киноварный цвета, ягодные кусты. Возможно, эти рисунки выполнял один художник.

Рис. 3. Фрагмент листа рукописи.1815 г. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств

Рис.4. Фрагмент оборотной стороны лопасти прялки. Борецкая (?) роспись.

Конец VIII века [5]

Нередко одни и те же люди украшали книги и расписывали предметы быта. Известно, что художники Василий Третьяков, Егор Меньшиков расписывали прялки. В то же время эти имена известны археографам по украшенным ими книгам. В собрании Пушкинского дома имеется несколько книг, переписанных Василием Ивановичем Третьяковым, последним представителем династии книжников, а также записные книги с самыми разными сведениями, в том числе и состав красок, технология их разведения, цены на те или иные товары, имена заказчиков и др. Егор Игнатьевич Меньшиков также был известным мастером по росписи прялок, иконописцем, книгописцем, реставратором и переплетчиком рукописей. Для прялок его работы характерен дробный рисунок, выявляющий малейшие детали растительных форм, оперения птиц. Характер трактовки одеяний, манера прорисовки лиц, волос указывает на близость к миниатюре. Красочный строй росписи также не противоречит гамме миниатюр [6].

На роспись бытовых предметов повлияло также и иконописное ремесло. Влияние новгородских иконописных традиций прослеживается наибо-

лее ярко в борецкой росписи в композиции прялок, в трактовке фигур, в цветовом решении. Техника белофонных графических росписей, по-видимому, также заимствована от иконописи: она выполнялась по левкасу яичными красками.

Бытовые сцены северных росписей также можно рассматривать как своеобразное развитие в народном искусстве иконописи и миниатюры Древней Руси. Разнообразные сцены сельской жизни сопутствовали религиозному тематическому циклу изображений в житийных клеймах икон и в миниатюрах.

Интересно сравнить сценку выпаса скота, изображенную в нижнем ярусе прялки начала XX века из собрания Загорского государственного истори-ко-художественного музея-заповедника с трехъярусной иконой «Флор и Лавр» из Русского музея. Художник изобразил на прялке пастуха, пасущего стадо коров. Деревенская улица, где происходит действие, застроена не деревянными домами, а постройками, в которых видны черты культовых сооружений. В арочных проемах домов изображены женские фигуры. Архитектура и одежда всех персонажей прялки исполнена явно под влиянием произведений иконописи. Подобную композицию мы видим и на иконе «Флор и Лавр», только вместо женщин на фоне зданий восседают Власий и Модест, а в центре за стадом возвышается горка. Культ флора и Лавра, как святых коневодов и покровителей лошадей, был занесен на Русь с Балкан, причем в Новгороде он получил особенно широкое распространение [7].

Жегалова С.К. отмечает стилистическое родство северных росписей по дереву XVII-XVIII вв. с лубочной картинкой [8]. Это выражается в приемах исполнения: точный и уверенный контур рисунка, почти портретное сходство в лицах, то же своеобразие штриха и растительного орнамента. Аналогии здесь можно объяснить сильным влиянием на народную гравюру, как и на роспись по дереву, церковной иконописи и миниатюры.

С утверждением и укреплением в устье Невы новой столицы Санкт-Петербург, сразу ставшей широко распахнутыми морскими воротами в Европу, северный край все больше становился провинцией. Влияние послепетровских реформ проникало сюда медленно, и традиционная культура посада еще долго бытовала на Севере. Угасание экономической активности северных городов (за исключением Архангельска) вело к переориентации купечества и ремесленников на ближайшую округу и даже переселению части ремесленников в деревню.

Художники-ремесленники занимались украшением бытовых предметов вначале резьбой, а затем росписью. Это привело к тому, что прежде возник графический тип росписи, позднее живописный, свободно-кистевой. Для графических росписей характерно наличие геометрического орнамента, сюжетных, растительных и зооморфных мотивов. В основе лежит линия - контур орнамента. Все свободно-кистевые росписи выполнялись масляными красками, а техника масляной живописи распространилась в России только в

послепетровскую эпоху. Основными мотивами живописных росписей являются различные варианты цветов.

Таким образом, формирование крестьянских росписей в бассейнах Северной Двины и ее притоков происходило в конце XVIII - начале XIX в. естественным путем в рамках художественной традиции русской посадской культуры XVII в., оказавшей сильное влияние на дальнейшее развитие крестьянской культуры этого района. Сложилось множество очагов народных росписей: Пермогорье, Борок, Пучуга, Нижняя Тойма, Ракулка, Верхняя Уфтюга. Эти селения стояли на перекрестках путей, соединявших глубинные места Архангельской и Вологодской губерний с Двиной.

Список литературы:

1. Булатов В.Н. Русский Север. Книга первая: Заволочье (К-ХУ1 вв.) / В.Н. Булатов. - Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1997. - 352 с.

2. Щуров Г.С. Очерки истории культуры Русского Севера, 988-1917 / Г.С. Щуров. - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2004. - 552 с.

3. Уханова И.Н. Народное и декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца ХУП-Х1Х веков / И.Н. Уханова. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 307 с.

4. Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север. Ареалы и культурные традиции. Сборник статей. - СПб., 1992. - С. 127-147.

5. Миловский А.С. Народные промыслы. Встречи с самобытными мастерами / А.С. Миловский. - М.: Мысль, 1994. - 397 с.

6. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины: альбом / О.В. Круг-лова. - М.: Изобразит. искусство, 1987. - 126 с.

7. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись: альбом / В.Н. Лазарев. - М.: Искусство, 1981. - 199 с.

8. Жегалова С.К. О стилистическом единстве лубочных картинок и северных росписей по дереву XVП-XVШ века / С.К. Жегалова; отв. ред. И.С. Данилова // Народная гравюра и фольклор в России ХУП-Х1Х вв.: материалы научной конференции (1975). - М.: Сов. художник, 1976. - С. 131-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.