Научная статья на тему 'Художественно-образная выразительность русской народной культуры как средство развития творческих способностей подростка'

Художественно-образная выразительность русской народной культуры как средство развития творческих способностей подростка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА / ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаврилова А.О.

Анализируется художественно-образная выразительность русской народной культуры, которую можно применять в качестве эффективного средства развития творческих способностей подростка. Обосновывается актуальность реализации педагогического потенциала русской народной культуры в условиях современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-образная выразительность русской народной культуры как средство развития творческих способностей подростка»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА

© Гаврилова А.О.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

Анализируется художественно-образная выразительность русской народной культуры, которую можно применять в качестве эффективного средства развития творческих способностей подростка. Обосновывается актуальность реализации педагогического потенциала русской народной культуры в условиях современного образования.

Ключевые слова: русская народная культура, художественно-образная выразительность русской народной культуры, педагогический потенциал русской народной культуры, педагогические условия, развитие творческих способностей подростка, творческая среда, образовательный процесс.

Русская народная культура является богатейшей сокровищницей, в которой содержится многовековая мудрость великого народа, высокие нравственные идеалы и ценности, основы духовности. Она обладает огромными воспитательными, обучающими и развивающими возможностями. Народная культура может активно участвовать в процессе художественно-эстетического воспитания и образования, а также развития творческих способностей современного подростка.

Сегодня в условиях модернизации отечественного образования, внедрения инновационных разработок в педагогический процесс, совершенствования практически всех сфер общества, всё более актуальной становится проблема развития творческих способностей личности.

Государство и общество предъявляют к выпускникам школ очень высокие требования. Среди них: освоение обязательной образовательной программы, получение новых знаний, овладение необходимыми умениями и навыками, обладание такими качествами, как умение решать поставленные задачи творчески, самостоятельно планировать собственную образовательную траекторию, оценивать правильность выполнения учебного или творческого задания, ответственность; мобильность; креативность и т.д.

Современных подростков необходимо готовить к жизни в новом конкурентном мире. Педагогические инновации в области художественного образования, развивающие творческое мышление, воображение, фантазию, иг-

* Аспирант кафедры Педагогики.

рают ключевую роль в подготовке школьников к решению различных проблем в реальной жизни [1].

Новые приоритеты в образовании обусловливают необходимость совершенствования и дальнейшего развития системы школьного воспитания, разнообразных методик и программ, средств обучения.

Реализация в учебно-воспитательном процессе педагогического потенциала русской народной культуры позволит намного эффективнее повлиять на повышение качества художественно-эстетического образования в школе, оказать положительное воздействие на развитие творческих способностей подростков.

Все вышеназванные положения подчёркиваются в таких документах по образованию, как Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Также данные положения находят своё отражение в таких документах, как Фундаментальное ядро содержания общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Русская народная культура многообразна и многопланова. Народные промыслы, материальная культура, предметы домашнего обихода, архитектурные постройки, костюм, письменность в сочетании с русскими народными сказками, поверьями, пословицами и поговорками, былинами, былич-ками и бывальщинами, мифами и легендами, а также самобытными традициями, обычаями и праздниками создают целый мир таинственный, удивительный, полный волшебства и необычных образов. Всё это и составляет русскую народную культуру, определяет её неповторимый яркий колорит [3].

Народная культура раскрывает перед нами удивительный мир самобытных поэтических образов. Она обладает богатой и уникальной художественно-образной выразительностью, которая является эффективным средством развития творческих способностей подростка.

Например, традиционные украшения русских изб - коньки на крышах вызывают неподдельный интерес. Пластика этой своеобразной скульптуры, в которой предельно лаконично выявлены основные формы, согласуется с общей пластикой архитектурной постройки. Скульптура, возвышаясь над фронтоном, удачно завершает композицию фасада избы [4].

Необходимо отметить, что ни один конёк не похож на другой, с соседней избы. Одни коньки горделивые и статные, другие - маленькие и скромные. Каждый народный мастер, создававший эти удивительные скульптуры, работал в своей собственной манере, имел уникальный авторский почерк и стиль.

Образ коня - один из любимых и древнейших в русской народной культуре. Он встречается во внутреннем убранстве дома, росписях и скульптурных деталях орудий труда, вышивках, рукописных книгах. Изображение

коня имеет глубокий философский смысл. Издревле конь был помощником земледельца и другом ратника. В богатейшем русском фольклоре конь запечат-лён как «стремительный», «вещий», «могучий», как олицетворение сил света и добра, солнца, красоты, любви. Он связан с древними воззрениями славян -земледельцев на природу. Конь - символ солнца, движущегося по небу.

В некоторых областях Олонецкой губернии до сих пор сохранились кони-охлупни, которые соседствуют с солярными знаками, вырезанными на «полотенце» - доске, прикрывающей стык досок у щипца и спускающейся из-под конька. Кони-охлупни северных областей, особенно Вологодской и Архангельской, имеют яркие художественные особенности монументальной скульптуры. Также фигурки коньков украшали крыши домов в Ярославской, Костромской, отчасти в Тверской, Московской, Нижегородской губерниях.

На Руси коньки считались оберегами от тёмных сил. В образе коня наши предки видели небесную силу и божественный свет. Символика данного образа невероятно сложна и многозначна. Общим для многих индоевропейских народов был образ коня, впряжённого в колесницу и влекущего богов и героев по небу или переносящего их из одной стихии в другую. Так на боевой колеснице, запряжённой конями, передвигается Перун, бог-громовержец древних славян. Наши предки наделяли коня способностью предвещать судьбу.

Русские прялки обладают неповторимой художественно - образной выразительностью. Поражает не только декоративное убранство прялок, но и их богатая история.

Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области на реке Модлоне. При археологических раскопках в Новгороде были обнаружены гребни, лопасти и донца прялок, относящихся к Х1-ХУ векам [5].

На Волге наиболее известны городецкие донца, обильно украшенные геометрической резьбой, интересными сюжетными резными и живописными сценками из жизни или древних преданий.

В Ярославской губернии встречаются стройные прялки - «башенки», прорезанные ярусами арочных окошек. Башенка - это своеобразная ножка прялки, которая крепится в пирамидальный, украшенный резьбой и орнаментом выступ донца. Башенка с почти ювелирной тончайшей резьбой и плавными линиями силуэта является главным художественным элементом прялки данного типа. Маленькая лопастка оставалась гладкой, либо лаконично орнаментировалась.

Среди ярославских прялок встречаются и такие, у которых ножки представляют собой пучки витых колонок или гранёные тонкие столбики. Здесь целесообразно говорить о глубоком понимании архитектоники предмета, воспитанное у художников на предметах декоративно-прикладного искусства, местных традиционных образцах архитектуры: шатровых храмах, колокольнях, резных белокаменных колонках и деревянных светцах.

На севере Ярославской области (в Любимском, Даниловском районах) делали прялки - «терема» с широкой ножкой, которая плавно переходила в ромбовидную лопастку. Вершина этой лопастки прорезная. В прорезях изображается дерево с птицами на ветвях и парой конских головок у его основания - Древо жизни. Мастер воссоздаёт на прялке древние символические образы. На прялках - «теремах» художники изображали высокую башню со шпилем, часами - розеткой и воротами. Отсюда и название прялки - «терем». Ниже помещались сцены праздничных чаепитий, хороводов, плясок, езды на санях.

Из Вытегорского и Каргопольского уездов Олонецкой губернии происходят монументальные прялки с вытянутыми лопастями на сравнительно коротких ножках. Здесь, в деревнях по берегам Кенозера, были найдены необычные прялки, которые отличаются огромной лопастью, увенчанной пятью резными кружками. Почти вся лопасть и коротенькая ножка покрыты трёхгранной резьбой. Орнамент ложится чёткими, организующими плоскость полосами, треугольниками, кругами. Особенно надо отметить нигде более не встречающийся мотив резьбы, названный кенозерским: веерообразно расходящиеся лучи, заполняющие квадраты, круги. То лучи идут цепью в одну сторону, то навстречу друг другу, в местах соединения образуя ребро. Поэтому орнамент начинает казаться выпуклым. Кенозерская резьба дополняется росписью; изображения цветов, ветвей написаны звучно, масляными красками. Таким узором любили украшать в этих местах сундуки, шкафчики, дуги, тонкие стенки - переборки в избах, выносы кровель и многое другое.

Отдельную группу составляют поморские прялки с Онежского полуострова и Терского берега Кольского полуострова. Лопастки их вытянуты и заметно расширены кверху, завершаясь прорезными навершиями. Орнаменты прялок с Онежского полуострова похожи на скопления звёздочек, снежинок или прихотливые геометрические узоры. Эта неглубокая трёхгран-новыемчатая резьба сочетается с прорезями и контурной резьбой, реалистически изображающей рыб, птиц, северных оленей и коней. Их миниатюрные выразительные фигурки помещаются среди кругов, заполненных мерцающей от игры светотени мелкой резьбой. За неповторимость и индивидуальность облика здешние прялки прозвали «рожицами», а за стройность сравнивали с пером птицы.

Городецкие прялки - будто деревенские красавицы в нарядной одежде с бусами. Их отличает крупная лопасть, украшенная золотой розеткой с чётко прорезанными лучами. Вокруг в строгом ритме располагаются окрашенные в серебро полурозетки и четверти розеток. Они горят, как солнце и звёзды, на светло - голубом фоне центрального поля. А выше - красное поле. На нём ряды стеклянных и деревянных бусин в круглых отверстиях доски. Ножка поверх резьбы ярко раскрашена.

Не менее интересна с точки зрения художественно-образной выразительности городецкая роспись. Рассмотрим средства художественной выразительности прялочных донец.

Самобытное искусство мастеров-донечников отличается высоким мастерством, декоративностью, тонким юмором и эмоциональностью. Городецкие донца, служившие одновременно украшением стен крестьянской избы и материалом для работы, являются настоящими жемчужинами народного искусства. Необходимо отметить декоративную смелость рисунка, художественный вкус мастеров, богатую орнаментику и стилевое единство всех элементов изображения. Всё это характеризует период расцвета этого необычного вида декоративно-прикладного искусства.

Во второй половине XIX века вблизи Городца (деревни Курцево, Коско-во и Хлебаиха на реке Узоле) сложился новый художественный промысел, где резьба с инкрустацией на донцах и других предметах была заменена живописью. Опираясь на опыт и навыки иконописного дела и оформления древних рукописных книг, на знания приёмов традиционной растительной росписи, городецкие художники создали оригинальный стиль, стройную систему украшения предметов домашнего обихода.

На прялочных донцах мастера изображали пестроту праздничных гуляний и балаганных зрелищ, купеческий быт, различные сценки из жизни дворянской усадьбы. Позднее на донцах появились изображения мещанских столований и купеческого чаепития. На расписных донцах, лубяных коробах и прялках эти сценки превращаются в волшебную красочную сказку, иногда передаются во всей своей простоте и обыденности. Художники насыщают картинки предметами обстановки, разными деталями старинного интерьера, тщательно прописывают сложные контуры и орнамент. Яркой эмоциональностью отличается передача оттенков цвета в изображениях. Росписи на донцах удивительным образом совмещают жизненные наблюдения мастеров и элементы сказки, художественного вымысла.

На Северной Двине и Мезени прялки украшают графические росписи -северодвинская и мезенская. Истоки этих видов росписи с их традициями уходят вглубь веков, к богатой художественной культуре Древней Руси.

Прялки из Пермогорья яркие и сказочные. Стройная, сравнительно небольшая лопасть прялки с ромбовидными навершиями - городками переходит в плавно суживающуюся ножку, по краям украшенную рядами резных кругов. И городки, и свешивающиеся внизу лопасти гирьки - сережки имеют на концах шишечки. Уже форма прялки, изобилующая резными деталями, говорит о богатой местной традиции декоративного искусства. На светло-жёлтом фоне чёрной краской прорисованы контуром веерообразные листья и стилизованные цветы и ягоды на ветвях, образующих своими изгибами сердцевидные мотивы. На лицевой стороне лопасти среди побегов располагается птица с раскрытыми крыльями, на обратной - вещая птица-

Сирин в короне. Контуры заполнены красной, жёлтой и зелёной краской. Манера росписи близка графическим приёмам миниатюр, украшавших рукописные книги на Двине.

Рядом с праздничным горением красок северодвинских прялок росписи мезенских мастеров кажутся строгими и несколько сумрачными. Но в них -своя красота. Прялки делали в селе Палащелье и ещё в нескольких деревнях по Мезени.

Исследователи народного искусства считают мезенские росписи прялок наиболее архаичными среди всех остальных. Действительно, в них будто оживает древняя техника росписи по дереву. Мезенские узоры - полосы из квадратов, треугольников, вертикальных и косых черточек, штрихов - близких к геометрическому стилю резьбы по дереву. Талантливые мастера выработали изящную каллиграфическую манеру рисунка - скорописи, который при небольшом наборе элементов позволял свободно варьировать и комбинировать мотивы.

Орнаментальная роспись на мезенских прялках покрывает ковром лицевую сторону лопастей. В ней - геометрический орнамент, ряды птиц, похожих на завитки - пушинки, и самые главные изображения - ряды оленей и коней. Они силуэтны. Головы и спины намечены чёрным контуром, туловище - красной краской. Ноги теряются в паутине мелких крестиков, штрихов, овалов, завитков. Фигурки следуют одна за другой. Ритмичные повторы их очертаний завораживают. Кони и олени образуют бесконечный волнообразный узор. При таком своеобразном орнаментальном подходе, при всём лаконизме художественного языка в росписи проявляется поэтическое отношение мезенских мастеров к природе, основанное на её глубоком понимании.

Всемирную известность приобрело родившееся на берегах заволжских рек искусство хохломской росписи. Назван этот вид декоративно-прикладного искусства по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия с самобытной росписью: блюда, чаши, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы, специй и сахара.

В хохломской росписи XIX века широко использовался травный орнамент. Народным мастерам нравилась свобода и особая живописность исполнения данного вида орнамента, возможность мгновенной, из глубины души идущей импровизации затейливого узора. Написанный на золотом фоне, лёгкий травный орнамент называют «верховым» письмом в отличие от фонового, которое демонстрирует совершенно другие живописные и декоративные качества росписи [4].

Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике, которая обеспечивает получение золотого цвета в росписи без использования драгоценных металлов. С этой техникой были знакомы ещё иконописцы Древней Руси. Её суть заключается в металлизации поверхности деревянных изде-

лий, которая после покрытия расписанного изделия лаком приобретает лучезарный цвет золота.

Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотым. Орнаментальный декор всегда строго зависел от формы и назначения предмета. Дешёвую обиходную посуду можно отличить по простым узорам, нанесённым специальными штампиками из фетровой ткани. Это ромбики, спирали, маленькие розетки, цветочки и листики. Чаще всего они сочетались с простейшей росписью по бортику из красных и чёрных вертикальных мазков. Дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного узора, где ритмично чередуются слегка изгибающиеся тоненькие красные и чёрные веточки с пышными листьями-травинками. Иногда пушистая красно-чёрная травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой либо красивым живописным цветком. На дне миски или чашки художники исполняли оригинальную композицию из трав, заключённую в ромб. Она получила название «пряника».

В орнаменте хохломской росписи восхищает не только виртуозное мастерство художника, но и поэтичность созданного образа, заставляющего вспомнить волшебный, приносящий счастье алый цветок, который, как рассказывают легенды, можно увидеть только в ночь накануне Ивана Купалы. В хохломской росписи также встречаются этнографические мотивы с чудесными птицами - персонажами различных русских народных сказок и старинных преданий. Эти мотивы интересны своей художественной выразительностью и техникой исполнения. Изящные и грациозные силуэты птиц стилистически поддерживаются и дополняются декоративным орнаментом, который содержит многочисленные изображения роскошных листьев, плодов и цветов, геометрические узоры, имеющие глубокий сакральный смысл.

В хохломской росписи нашли своё отражение графические орнаменты с чёткими линейными контурами и тонкой проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике «под фон». Мотивы «кудрины» были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки древних драгоценных рукописей. Многие художественные особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле различных традиций русского народного декоративного искусства и культуры, некоторые из которых восходили к орнаменту иконописи и книжной миниатюры, а другие - к ремёслам Древней Руси.

Скульптурным богатством форм отличается русская глиняная игрушка. Её история насчитывает несколько тысячелетий. Она связана с древними сказаниями, легендами, воззрениями на природу наших предков. Глиняная игрушка очень традиционна. В ней сохраняется устойчивость образов, форм и приёмов исполнения. В данном виде декоративно-прикладного искусства встречаются фигурки дам и кавалеров, сказочных птиц и зверей, всадников.

Однако за внешним подобием скрываются многочисленные оттенки и варианты в передаче одинаковых сюжетов. Детали одежды, предметов домашнего обихода, изображённые в глиняной игрушке, всегда несут в себе следы различных эпох и местных традиций [2].

Образы русской глиняной игрушки порой причудливы, иногда наивны, но всегда завораживают своей самобытностью и ярким колоритом. Куполообразные юбки дам содержат изображения архаичных солярных знаков, геометрический и растительный орнамент, несущий сакральный смысл. Фигурки птиц и зверей напоминают персонажей русских народных сказок.

Наиболее ранние глиняные игрушки отличаются особой символичностью. В них слышатся отголоски древнейших верований и старинных легенд. Среди таких персонажей: олени с ветвистыми рогами, напоминающими Мировое Древо; фигурки водоплавающих птиц - уток, лебедей, гусей, которые считались оберегами от тёмных сил и талисманами на счастье и удачу; фигурки коней, которые также почитались как священные животные, связанные с солнцем, светом, высшими добрыми силами.

Пластичные формы русской глиняной игрушки проникнуты внутренней гармонией. Эта гармония выражается в соразмерности и пропорциональности всех деталей изображённого персонажа, в его цветовой гамме и эмоциональном наполнении. Фигурки персонажей отличаются статностью, горделивостью. Порой они ироничны, а иногда строги и серьёзны. Глиняная игрушка представляет собой удивительное явление русской народной культуры.

В русских промыслах сохраняются и продолжают развиваться замечательные традиции народного декоративного искусства. Художественные произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки -игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. Всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими художественными приёмами мастерства, в которых соединились уникальная творческая фантазия и бережно хранимые народные традиции.

Живописные средства художественно-образной выразительности и графические приёмы русских прялок, хохломы, скульптурные традиции резьбы по дереву и глиняной игрушки можно применять в современном художественном творчестве. Это усилит красочное наполнение произведения искусства, его характер и эмоциональное звучание.

Применяя в творчестве средства художественно-образной выразительности русской народной культуры, такие как гротеск, метафора, трансформация образа, художественный синтез, декорирование, преувеличение и преуменьшение элементов композиции, стилизация и другие, можно созда-

вать авторские художественные образы, интересные сюжеты, оригинальные картины.

В русской народной культуре содержится единство эстетического, художественного и нравственного воспитания, что является главным условием эффективности всей педагогической работы. В ней аккумулируется традиционный художественный и духовно-нравственный опыт многих поколений мастеров. Произведения народной культуры и искусства способствуют формированию и развитию художественно-эстетического вкуса, нравственного идеала, системы ценностей, творческих начал в личности.

Необходимо систематически и целенаправленно приобщать подрастающее поколение к русской народной культуре, традициям и обычаям родного края, художественно-эстетическому наследию. Это будет способствовать гармоничному целостному развитию личности подростка, формированию эстетических, этических, духовно--нравственных качеств, эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности, окружающему миру, людям. Важно научить школьников бережно и с уважением относится к своей культуре и культурам всего мира; понимать и сохранять национальное богатство своего народа.

Русская народная культура представляет собой важнейший фактор нравственно-эмоционального воздействия на личность. Развитие творческих способностей подростков в общеобразовательной школе необходимо строить на основе русской народной культуры, так как она имеет богатейшие воспитательные и развивающие возможности. Применение русской народной культуры, реализация её педагогического потенциала в учебно-воспитательном процессе поможет эффективно развивать как творческие способности школьников, так и их духовно-нравственные качества; формировать высокую культуру личности.

Вместе с развитием творческих способностей с помощью русской народной культуры важно этнокультурное воспитание школьников в целом; воспитание патриотических чувств к своей Родине; приобщение к национальным традициям, обычаям, фольклору, приобретение подростками глубоких знаний в области этнической культуры. Необходимо формировать у школьников чёткие установки на решение творческих задач; ориентировать подрастающее поколение на этнокультурные ценности как основополагающие.

Таким образом, в условиях современного образования необходимо способствовать формированию национального самосознания, этнической идентификации личности, уважения к российскому и мировому культурно-историческому наследию. Также сегодня принципиально важным является неразрывное единство эстетического познания теоретических основ и художественной практики подрастающего поколения на материале русской народной культуры; причём прежде всего важно разработать эффективные методические приёмы, которые будут способствовать самостоятельному созда-

нию школьниками художественных произведений, творческих проектов, арт-объектов, обладающих индивидуальным, неповторимым авторским почерком и стилем.

Список литературы:

1. Zimmerman E. Reconceptualizing the Role of Creativity in Art Education Theory and Practice // A Journal of Issues and Research. Studies in Art Education. -2009. - № 50 (4). - P. 382-399.

2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975.

3. Гаврилова А.О. Условия реализации педагогического потенциала русской народной культуры в процессе развития творческих способностей подростка // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 3. -С. 105-116.

4. Добрых рук мастерство: сборник / под. ред. М.В. Дмитриенко. - 2-изд., перераб. и доп. - Л.: Искусство, 1981.

5. Народное искусство Российской Федерации. Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР / сост. Л.Н. Молотова. - Л.: Художник РСФСР, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.