1А.Ю. Волович
СЕМАНТИКА ИЗОБРАЖЕНИЙ ЛЯГУШКИ НА ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ СОСУДАХ ЭПОХИ НОВОГО ЦАРСТВА
Статья посвящена выявлению семантики изображений лягушки на древнеегипетских сосудах из письменного прибора бога Тота - как одного из его атрибутов-символов. Главным объектом анализа являются виньетки к 94-й главе Книги мертвых, фрагменты фресок из гробниц Нового царства, а также тексты, сопровождающие данные изображения. Автор предлагает собственную версию перевода некоторых фрагментов этих текстов и приходит к выводу, что образ лягушки является символом разливов Нила; ее изображение указывает на то, что сосуд содержит именно его животворящую воду.
Ключевые слова: Древний Египет, Тот, Книга мертвых, образ лягушки, прибор писца.
На всем протяжении древнеегипетской истории были популярны флористические и анималистические мотивы изображений, которые встречаются на ювелирных украшениях, предметах быта, вотивных фигурках и других изделиях малой пластики, а также в росписях храмов и гробниц. Не вызывает сомнений магический смысл таких изображений, которые могут служить источниками дополнительных сведений относительно представлений древних египтян о загробном мире.
Среди таких источников - изображения сосудов с фигуркой лягушки, семантику которой мы попытаемся выявить. В работе будут рассмотрены следующие изображения:
1) виньетка к 94-й главе Книги мертвых (датируемой временем правления XIX династии) из гробницы скульптора Неферренепета (ТТ 336) из Дейр-эль-Медины1;
© Волович А.Ю., 2011
2) фрагмент росписи в центре верхнего регистра на стене Н коридора гробницы жреца Амона-Ра Неферхотепа (ТТ 50) XVIII династии (в правление Хоремхеба)2;
3) изображение из гробницы царицы Нефертари (QV 66)3, где также начертан фрагмент текста из 94-й главы Книги мертвых;
4) изображение из гробницы брата Неферренепета скульптора Нахтамуна (ТТ 335), обнаруженной в Дейр-эль-Медине и датируемой временем правления Рамсеса II - Меренптаха4.
В каждом из этих изображений присутствуют интересующие нас сосуды, причем двух типов - конические кубки и плоскодонные сосуды с орнаментом.
В первом из перечисленных случаев - на виньетке к 94-й главе Книги мертвых - мы видим конический кубок, орнаментированный в виде раскрытого цветка лотоса, причем сходство с цветком подчеркнуто маленькой конической ножкой. На этом кубке, установленном на низком жертвенном столике, сверху сидит лягушка, а рядом с ним изображена палетка для письма.
Во втором случае - на росписи из гробницы Неферхотепа -тоже представлен конический кубок, но лишенный какого-либо орнамента; однако ножка сосуда практически идентична первому изображению. На венчике этого кубка тоже сидит лягушка, но сам сосуд стоит не на жертвенном столе, а под погребальным ложем Неферхотепа. Слева от чаши находится палетка для письма5.
Другой тип сосудов - плоскодонная чаша с раскрывающимся венчиком - представлен в 3-й и 4-й из перечисленных росписей. На изображении из гробницы царицы Нефертари представленный сосуд без орнамента имеет типичную форму чаши для воды, входящую в набор древнеегипетского писца. В данном случае сосуд находится на узкой подставке и увенчан не только фигуркой лягушки, но и палеткой для письма.
Изображение чаши для воды из гробницы Нахтамуна практически аналогично предыдущему. На западной стене в первом регистре этой гробницы представлен сидящий Тот в образе ибисо-голового божества. Он держит в руках скипетр «уас», знак жизни «анх» (обозначенный иероглифом) и палетку писца. Перед Тотом стоят Нахтамун с супругой. Мужчина протягивает богу корзину «неб» (ее знак) с маленькой сидячей фигуркой богини Маат. В обмен на это подношение Тот протягивает Нахамуну «уас» и «анх», что символизирует дарование покойному дыхания жизни. Женщина тоже держит в руках корзину «неб», в которой находятся знаки трех хлебов и четырех зерен ладана, которые обычно предназначаются в подношение умершему. Позади трона Тота на фоне растения
изображен плоскодонный сосуд на узкой подставке, а на сосуде -фигурка сидящей лягушки6.
Существуют разные мнения относительно описанных нами изображений. Некоторые исследователи считают, что лягушка -это конструктивный элемент сосуда. Согласно Гедике, во всех этих случаях запечатлен «сосуд в виде лягушки», помещенный сверху на чашу в виде лотоса7. Однако, по мнению Мильде, такое повторение одного сосуда в другом не оправданно; кроме того, лягушка -вовсе не обязательный атрибут чаши: на некоторых папирусах с виньетками к 94-й главе Книги мертвых лягушка отсутствует8.
Во всех рассмотренных нами случаях и на кубках, и на чашах изображена лягушка, около каждой из них находится палетка писца, а иногда и сам бог Тот. С тем чтобы выявить семантику этих композиций, необходимо обратиться к сопровождающему их тексту. Так, текст на виньетках к 94-й главе Книги мертвых, который произносит умерший, содержит просьбу о предоставлении божественной палетки и сосуда для письма, чтобы получить заклинания ибисо-голового бога Тота. Автором выполнен перевод текста 94-й главы Книги мертвых из гробницы Неферренепета (он приводится в работе Мильде). Наш перевод, с указанием номера строки оригинала, выглядит так:
(1) Заклинание для требования такого сосуда и палетки в некрополе, произносимые Осирисом, хозяином дома [Нефер...], (2) правогласным: «О великий, видящий отца своего, хранящий книги, Тота <...> (3) <...> предоставлены мне письмена Тота. <...> (4) <...> Принесите для меня сосуд, принесите для меня палетку, находящиеся в руке (5) Тота, [и] таинства, которые в них. Боги, смотрите, я - (писец). Принесите для меня (6) останки Осириса, которыми пишу. <...> (7) <...> Делаю я то, что правильно, приношу правду <...>.
Приведем теперь в нашем построчном переводе практический идентичный текст из гробницы Нефертари, сопровождающий интересующий нас фрагмент стенной росписи9:
(1) Заклинание для требования такого сосуда и палетки, как у Тота, в некрополе Осириса, (2) Супруги правителя великой, Госпожи Обеих земель, Нефертари, возлюбленной Мут, право-гласной: «О великий, видящий отца своего, хранящий (3) книги Тота, <...> (4) предоставлена мне часть писаний Тота. <...> (5) <...> Принесите для меня сосуд, принесите для меня [палетку10], находящиеся в руках (6) Тота, [и] таинства, которые в них. Боги,
смотрите, я - (7) писец. Принесите для меня останки Осириса, которыми пишу. <...> (8) <...> Творю я то, что правильно, приношу правду <...>.
Другой фрагмент текста из той же гробницы, находящийся на северной стене ее первого восточного флигеля, свидетельствует о попытке отождествления царицы Нефертари с Тотом:
(1) Говорит бог великий: (2) Нефертари, Мери - ен - Мут (любимая Мут), правогласная, (3) супруга правителя великая, Госпожа Обеих земель, (4) <...>. (5) Было сказано: даю (тебе) место в священной земле (6) Тота, господина Ешмуна (7) <...>
Текст из гробницы Неферхотепа не содержит каких-либо упоминаний о Тоте, равно как и о его атрибутах - палетке и сосуде для воды11.
Подведем итоги анализа четырех изображений сосудов, являющихся, по всей видимости, составной частью прибора писца для разведения краски. Наличие интересующих нас элементов изображений и текстовых фрагментов можно представить в следующей таблице:
Сосуд имеет сходство с цветком лотоса Текст 94-й главы Книги мертвых или иное обращение к Тоту Изображение писчей палетки и (или) изображение Тота Изображение лягушки на венчике сосуда
Гробница Нефер-ренепета (ТТ 336) + + + +
Гробница Нефер-хотепа (ТТ 50) + + +
Гробница Нефер-тари (ду 66) + + +
Гробница Нахта-муна (ТТ 335) + + +
Напомним, что сосудам для письма из гробниц Неферренепета и Неферхотепа придано сходство с цветком лотоса. Однако чаши, которыми писцы пользовались в повседневной жизни, не имели такой формы и редко орнаментировались. Чаще всего эти сосуды изготавливались из глины или фаянса, иногда - из слоновой кости (как, например, чаша, найденная в гробнице Тутанхамона)12.
Вполне возможно, что для погребальной утвари была использована емкость для воды, декорированная лотосом, так как голубой лотос, вид которого имеет данный сосуд, ежедневно расцветает, то есть «повторяет жизнь»13. Согласно древнеегипетской мифологии, лотос распустился из первозданных вод, дав миру солнечного младенца; аромат этого цветка подобен «дыханию вечности»14, он защищает от сил зла.
Следует также отметить, что в гробницах Неферренепета и Не-фертари сосуд с лягушкой является частью иллюстрации к 94-й главе Книги мертвых. В самом начале этой главы говорится, что усопший просит даровать ему писчие принадлежности Тота, и в ответ бог снабжает усопшего знанием формул, обеспечивающих благополучный исход взвешивания его сердца судьями в Аменти (загробном мире)15. Таким образом, Тот играет роль покровителя усопшего, к которому обращены молитвы, фрагменты которых были приведены выше. Получив от бога палетку и сосуд, умерший отождествляет себя с Тотом и может теперь выполнять магические функции божественного писца.
Тексты, сопровождающие изображения из гробниц Нахтамуна и Неферхотепа, не имеют отношения к 94-й главе Книги мертвых. Например, изображение кубка с лягушкой на венчике и палетки из гробницы Неферхотепа не связано со сценой прошения письменных принадлежностей Тота. Эти атрибуты погребального обряда изображены рядом с двумя саркофажцами для ушебти (магических фигурок, предназначенных для выполнения различной работы в загробном мире вместо хозяина) и сосудами для притираний; весь этот комплекс расположен под ложем, на котором покоится мумия Неферхотепа16. Если бы кубок имел типичную форму чаши для воды, можно было бы предположить, что это часть традиционного погребального подношения17. Однако сосуд в виде лотоса, увенчанный лягушкой, встречается только в вышеупомянутых сценах с Тотом. Поскольку этот кубок изображен рядом с писчей палеткой (атрибутом бога-писца), есть все основания утверждать, что данная композиция по семантике совпадает с иллюстрациями к 94-й главе Книги мертвых. Это значит, что Неферхотеп (так же как Неферренпет и Нефертари) стремится получить писчий набор Тота и уподобиться этому божеству.
В тексте, сопровождающем интересующий нас фрагмент из гробницы Нахтамуна, о письменном приборе и отождествлении его с Тотом нет ни слова. Судя по этому тексту, Тот просто доставляет погребальные подношения усопшему18.
В тех случаях, когда изображения писчих принадлежностей являются частью иллюстрации к 94-й главе Книги мертвых, эти
атрибуты-символы имеют три значения: 1) просьба усопшего об обеспечении ему тождества с Тотом; 2) благосклонность к усопшему ибисоголового бога; 3) положительный ответ Тота на молитву усопшего. Более того, совместное изображение палетки и сосуда-лотоса с лягушкой означает общение усопшего с Тотом, даже если это не подтверждается текстом.
Теперь, когда мы выяснили семантику данного комплекса изображений, рассмотрим значение самой фигурки лягушки. Некоторые специалисты считают, что ее присутствие в росписях символизирует покровительство Хекет - богини плодородия, размножения, обновления и возрождения. В древнеегипетском пантеоне эта богиня выполняла множество функций: она считалась «дарительницей жизненной силы», отвечала за развитие плода во чреве матери и за рождение ребенка; в то же время она могла гарантировать усопшему продолжение жизни в загробном мире19.
Однако, с моей точки зрения, вряд ли можно говорить о прямой связи лягушки на сосудах с богиней Хекет. Ведь в текстах, относящихся к этим изображениям, не встречается никакого упоминания имени, эпитета богини или же ее антропоморфного образа.
Со времени XVIII династии известно изображение лягушки, сидящей на постаменте в центре сосуда, который по форме напоминает греческий кратер; он имеет либо лепестковый орнамент, либо расположенные по венчику цветки лотоса, пучки граната или благовоний. Такие сосуды было принято дарить на праздник «упи ре-непет» («открытие, рождение года»), который начинался примерно в конце августа и совпадал с разливом Нила20. В росписи гробницы Мен-хепер-ра-сенеба, верховного жреца Амона времени Тутмеса III (ТТ 86), хозяин погребения подносит фараону такой сосуд в числе прочих новогодних даров; по его венчику проходит орнамент, а в центре на пьедестале сидит лягушка21.
К этому же периоду относится и гробница (ТТ 42) военачальника Аменмосиса, имевшего титул «начальник обеих земель Рете-ну» (Палестины)22. На одном из ее рельефов изображена сцена, где «начальник северных народов» подносит сидящему Тутмесу III золотую вазу; в центре этого сосуда тоже сидит лягушка на пьедестале, а по венчику расположены растения (возможно, пучки грана-та23). Надпись рядом гласит, что эта ваза, как и множество других подарков, - подношение к празднику «нехеб-кау» («начало года»): так в эпоху XVIII династии называли первый день первого месяца нового года24.
На рельефе из гробницы «начальника стад» Амона Кен-Амуна (ТТ 93) времени правления Аменхотепа II лягушка, являющаяся центром композиции и окруженная цветами (бутонами лотоса),
восседает в золотой чаше и является частью новогоднего подношения фараону25.
Итак, судя по фрагментам росписей гробниц времен XVIII династии, лягушка, помещенная в центр вазы с лепестковым орнаментом и окруженная цветами или бутонами лотоса, является новогодним подношением и связана с разливом Нила и может служить символом его плодородных вод.
Попробуем подойти к рассмотрению вопроса о значении изображения лягушки на сосуде из письменного прибора Тота с другой стороны. Для этого необходимо вернуться к 94-й главе Книги мертвых - в частности, к трактовке выражения «кт33 Щг» («останки Осириса»). Сразу отметим, что некоторые исследователи понимают его буквально26. Однако еще Тураев, ссылаясь на работу Питсмана, высказал другую точку зрения: по странному магическому представлению древних египтян, усопший, отождествленный с Осирисом, - это и есть письменный прибор27. В главе 175 Книги мертвых можно прочесть следующие слова покойного: «...Я есть твоя табличка для письма, о Тот, и я принес тебе чернильницу твою...». Именно этим текстом объясняется особенность нашего перевода фрагмента 94-й главы Книги мертвых, упомянутого выше. Таким образом, после того как усопший отождествил себя с Тотом, он приобретает его писчие принадлежности и возможность поступать как сам ибисоголовый бог. Это вполне укладывается в представления древних египтян о том, что покойный стремится сам записывать результаты суда Осириса над собой. Более того, если развить идеи Питсмана, станет понятно, почему покойный собирается «делать то, что правильно, приносить правду». Ведь становясь орудием бога (письменным прибором Тота), усопший предполагает, что мудрость и правда Тота будет «написана с его помощью». Именно обладание письменными принадлежностями Тота позволяет усопшему уподобиться этому божеству и дает ему власть над своей посмертной судьбой.
Отметим, что Осирис у древних египтян ассоциировался с водами Нила, их плодородной силой28. Согласно нашему анализу, лягушка, изображенная на чаше для воды из письменного прибора Тота, скорее всего, является символом разливающейся нильской воды. Поэтому жидкость, содержащаяся в чашах из гробниц ТТ 50, ТТ 336, ТТ 335 и QV 66, должна была приобретать и дарить такую же возрождающую жизненную силу, как и вода Нила (например, способность порождать из своего ила и лягушек, и других земноводных).
Суммируя проведенные исследования, следует еще раз подчеркнуть, что лягушка, изображенная на чаше для воды из письменного прибора Тота, скорее всего, является символом разливаю-
щейся нильской воды. Таким образом, письменный прибор Тота, изображенный на фрагментах росписей из гробниц ТТ 50, ТТ 336, ТТ 335 и ду 66, ассоциируется с плодородной нильской водой. Поэтому в данном случае лягушка, изображенная на чаше для воды из письменного прибора Тота, усиливает идею присутствия нильской воды в сосуде. Эта вода, содержащаяся в специальной чаше, должна «участвовать» в написании Тотом (и отождествленным с богом письменности усопшим) результатов суда Осириса. От этих записей прямо зависело решение суда о посмертной участи души. Таким образом, лягушка имеет еще одно назначение: косвенным образом она гарантирует покойному, что записи, сделанные с помощью такой воды, которую она символизирует, поможет ему получить воскрешение.
Примечания
1 Milde H. The vignettes in the Book on the Dead of Neferrenpet. Leiden: Nederlands
Institute Voor Het Nabije Oosten, 2001. P. 13 (данный материал предоставлен автору Н. Тарасенко).
2 Hari R. La tombe thèbaine de père divin Neferhotep. Geneva: Editions de Belles let-
tres, 1985. P. 29.
3 Leblanc Ch., Siliotti A. Nefertari. Ausgrabungen im tal der Königinnen. Augsburg: Bech-
termünz Verlag, 1998. P. 137-138; Goedicke H, Thausing G. Nofretari. Eine Dokumentation der Wandgemälde ihres Grabes. Graz: Akad. Dr. u. V.-Anst, 1971. P. 38.
4 Bruyère B. Rapport sur les fouilles de Deir el Médineh / Fouilles de l'Institut Français
d'Archéologie Orientale du Caire. Le Caire: IFAO, 1924-1925. P. 113-173; Teeter E. The Presentation of Maat: Ritual and Legitimacy in Ancient Egypt / Studies in Ancient Oriental Civilizations (SAOS). № 57. Chicago: University of Chicago Press, 1997. P. 4.
5 Следует отметить, что похожие изображения лягушки появлялись и в более
поздние эпохи. Сюда относится, например, рельеф из храма Исиды на острове Филэ. На его фрагменте изображена сцена подношений фараона (его имя не указано в картушах) множеству богов - Хнум, Хапи, Осирису, Исиде, Хору. Среди них - и божество Хекет, представленное в виде лягушки, которая восседает на сосуде, имеющем форму цветка лотоса, помещенном на высокую подставку. Судя по надписи, высеченной за спиной фараона, речь идет о просьбе защиты и благоденствия у всех этих богов. См.: Champollion F. Monuments de l'Egypte et la Nubie, d'après les dessins executes sur les lieux. Tome premier. Paris: Firmin Didot, 1835. P. LXXXIX.
6 Относительно этой сцены из гробницы ТТ 335 Брюер высказал мнение, что ля-
гушка в данном случае обозначает множественность, обилие подношений.
7 Goedicke H., Thausing G. Op. cit. P. 43.
8 В качестве примеров Мильде приводит изображения таких виньеток из других
свитков. См.: Milde H. Op. cit. P. 80.
9 Автором использован оригинальный текст с фотографии северной стены гроб-
ницы Нефертари, опубликованной в книге: Goedicke H., Thausing G. Op. cit. P. 38. Наш перевод сверен с его версией на немецком языке (Leblanc Chr, Siliotti A. Op. cit. P. 137), а также с англоязычным переводом 94-й главы Книги мертвых в монографии: Allen G. The Egyptian Book of the Dead: Documents in the Oriental Institute Museum at the University of Chicago. Chicago: University of Chicago Press, 1960. P. 169.
10 Лакуна восстановлена автором.
11 См.: Hari R. Op. cit. P. 29.
12 Reeves C.N. The Complete Tutankhamun: The King, The Tomb, The Royal Treasure.
London: Thames & Hudson, 1990. P. 166.
13 См.: Tait G. Egyptian Relief Chalice // Journal of Egyptian Archaeology. 1963. № 49.
P. 96, 99.
14 Milde H. Op. cit. P. 80-81.
15 Б.А. Тураев предполагал, что именно отождествление усопшего с Тотом обеспе-
чивает его беспрепятственный проход в потусторонний мир. Это происходит благодаря знанию усопшим божественных слов, владыкой которых является Тот. См.: Тураев Б.А. Бог Тот. Опыт исследования в области древнеегипетской культуры. СПб.: Нева; Летний сад, 2002. C. 52, 92.
16 Мильде считает, что предметы, изображенные вместе с палеткой и сосудом под
погребальным ложем, - это личные вещи Неферхотепа (Milde H. Op. cit. P. 79). С этим вряд ли можно согласиться, так как в повседневном обиходе еще могут быть использованы сосуды с притираниями, но никак не саркофажцы для ушебти. Скорее всего предметы, изображенные под ложем, являются гробнич-ной утварью.
17 Наборы писца иногда помещались в гробницу наряду с другими предметами, ко-
торые могли «понадобиться» покойному в загробной жизни. См.: Reeves C.N. Op. cit. P. 166. Эти наборы, как правило, включали в себя палетку с отделениями для черных и красных сухих чернил, палочки (камышовые кисточки), контейнер для воды, дощечку для растирания красок, нож для резки папируса, небольшой прямоугольный камень или деревянную лопаточку для разглаживания поверхности папируса. См.: Saleh M., Sourouzian H. The Egyptian Museum Cairo. Munich and Mainz am Rhein // Zabern. 1987. No 223; Cerny J. Paper & Books in Ancient Egypt. London: An Inaugural Lecture Delivered at University College, 1952. P. 13; Egypt's Golden Age: The art of Living in the New Kingdom 1558-1085 B.C. by Rita E. Freed. Boston: Museum of Fine Arts, 1982. P. 58-59. Однако предметов в виде лягушки или с ее изображением в писчих наборах обнаружено не было.
18 Bruyère B. Op. cit. P. 140. Fig. 93.
19 Такие известные специалисты, как Арле, Ноблькур, Леблан и Силиотти, придер-
живаются точки зрения, что изображение лягушки в данном случае символи-
зирует присутствие богини Хекет. См.: Harlé D. Ramses le Grand. Galeries nationales du Grand Palais. Paris: Galeries nationales du Grand Palais, 1976. Р. 216; Noblecourt Ch. Ramsès II: la vèrutable hostorie. Paris: Pygmalion, 1996. P. 308; Leblanc Chr., Siliotti A. Op. cit. P. 137. Мильде даже считает, что фигурка лягушки является идеограммой, обозначающей «повторение жизни». См.: Gardiner A. Egyptian grammar. London: Oxford University Press, 1969. P. 475.
20 Hannig R. Die Sprache der Pharaonen. Droßes Handwörterbuch Ägyptisch-Deutsch
(2800-950 v. Chr.). Mainz: Philipp von Zabern, 1995. P. 192.
21 Davies N. de G, Davies N. de G. The Tombs of Menkheperrasonb, Amenmose, and
another. L.: Early English Stages, 1933. Pl. III.
22 Ibid. P. 28. Pl. XXXIII.
23 Montet P. Les Reliques de Tait Syrien dans TEgypte du Nouvel Empire. Paris: Société
d'édition: Les belles lettres, 1937. P. 85.
24 Erman Ad., Grapow H. Wörterbuch der Aegyptischen Sprache. Bd. II. Leipzig:
Hinrichs; Berlin: Akademie-Verlag, 1971. P. 291-292.
25 Davies N. de G. The tomb of Ken-Amun at Thebes. Vol. I. New York: The Metropo-
litan Museum of Art. Egyptian Expedition. Reprinted by Arno Press, 1973. Pl. 29; Монтэ П. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / Пер. с фр. Ф.Л. Мендельсона; Отв. ред., автор послесл. и примеч. О.В. Томашевич. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1989. C. 37.
26 См., напр.: Kaper O. Queen Nefertari and the Frog. On an amphibious element in the
vignette to BD 94 // The Bulletin of Australian Centre of Egyptology 13. Sydney: Australian Centre for Egyptology, 2002. P. 120-121 (данный материал предоставили автору Н. Круглова и Н. Тарасенко).
27 Цит. по: Тураев Б. Указ. соч. С. 228-229.
28 KelletJ. Canopes, rdw.w d'Osiris et Osiris-Canope / Hommages à Jean Leclant. Cairo:
IFAO, 1994. Vol. 3. P. 323-326 (перевод этого материала был выполнен для автора Н. Поповой).