Научная статья на тему 'В. В. Солкин сакральный аспек т феномена знания в древнеегипетской традиции'

В. В. Солкин сакральный аспек т феномена знания в древнеегипетской традиции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гудимова С. А.

Солкин В.В. Сакральный аспект феномена знания в древнеегипетской традиции // Проблема знания в истории науки и культуры. СПб, 2001. С. 207-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. В. Солкин сакральный аспек т феномена знания в древнеегипетской традиции»

В.В. СОЛКИН*

САКРАЛЬНЫЙ АСПЕК Т ФЕНОМЕНА ЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ТРАДИЦИИ

Согласно древнеегипетской традиции, первой сакральное знание обрела богиня Исида. Ей были известны все загадки земли и неба, кроме тайного имени бога Ра. Тогда богиня прибегла к магии - искусству, которым она повелевала. Смешав слюну Ра с глиной, она вылепила огромного змея, который ужалил солнечного бога. Ра открывает богине свое тайное имя, и она становится обладательницей самого великого знания во Вселенной, «первой среди богов». Следует обратить особое внимание на то, как Исида просит Ра открыть свое имя: «О, мой божественный отец, скажи мне свое имя, ибо тот, кто скажет свое имя, будет жить» (цит. по: с. 209).

Высветить сакральный, т. е. значимый в мире богов, смысл культовых событий и действий могла только «аху» - «сила сияния» или «сила одухотворения» - понятие, употребляемое преимущественно в отношении силы слова. «Сила сияния» «обозначает специфическую силу сакрального слова <...>, превращение сверхъестественного в нечто доступное для восприятия, в событие, имеющее временные и пространственные координаты, осуществляемое посредством слова, которое в силу этой своей функции является сакральным» (цит. по: с. 209). «Аху» находится в ве-

* Солкин В.В. Сакральный аспект феномена знания в древнеегипетской традиции // Проблема знания в истории науки и культуры. - СПб, 2001. - С. 207-226.

дении богов, которые связаны с знанием, - Исиды, Тота и Ра. Силой сакрального слова Исида и Тот отстраняют зло и таким образом поддерживают мировой порядок, не давая остановиться вечному круговращению солнечной ладьи Ра. С помощью «аху» Исида исцеляет своего сына Хора, ужаленного скорпионом, оживляет мертвого Осириса; та же «сила сияния» используется в культовой речи, которую египтяне считали «языком богов». «Сила одухотворения» позволяет увидеть в посюсторонних действиях события божественного мира и трансформирует земные вещи, наделяя их новой значимостью, связанной с потусторонней сферой смыслов. С помощью речи, обладающей «силой сияния», божественный мир становится более доступным, поддающимся описанию и изображению. Сакральное слово приоткрывает божественное знание, которое объясняет земную действительность, напоминая, что у всех явлений есть божественное значение, или имя - основа всякого знания.

Самые древние заупокойные тексты - «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов» и «Книга мертвых» строятся на принципе «сакрального истолкования». Умерший преодолевает все опасности загробного мира на пути к царству Осириса, если он знает тайные имена всех предметов и явлений, т.е. их божественное значение.

В гробнице Нефертари царица изображена предстоящей перед богом Тотом. В тексте, сопровождающем роспись, Нефертари доказывает свое право на пребывание в сонме богов загробного мира: «Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой могучей, знающей писания Тота <...> Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец <...> Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день <. > О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну истину» (цит. по: с.210-211).

В последние годы в музеях Берлина, Парижа, Вены, Флоренции и Копенгагена выявлены фрагменты папирусов, когда-то представлявших собой копии одного и того же интереснейшего документа. Наиболее полный список, датируемый I в. до н.э., находится в египетском собрании Государственных музеев Берлина. Произведение представляет собой диалог между богом Тотом и смертным, основная тема диалога - знание. Начало текста утеряно. Памятник начинается с середины фразы Тота о врожденном знании животных. Далее Тот рассуждает о посещении «ищущим» «тайных покоев» загробного мира. Странник присоединяется к

ладье солнечного божества в его путешествии по Дуату, миру загробному: «Принимая учение, да увидит он звезду, да познает он созвездия небес в ночи» (цит. по: с.212).

«Взяв верх над своим телом», ученик готов принять знание; он «познает Книгу-Того-Что-Внутри, Книгу Власти, Книгу Анналов, Кни-гу-Столба-Джед, Книгу Понимания, выпивает1 Книгу Собрания Восхвалений и Книгу-Почитания-Их-Отца-Могущественного и он изучает Книгу Тайн и уясняет Восхваления, становясь посвященным в служители Тота».

В нетерпении новопосвященный спрашивает: где же хранится самое важное знание, записанное Тотом в свитке его собственной рукой: «Где же Книга? Где же место ее?» На что бог отвечает: «Вот, море - свиток папируса, края его - заросли тростника <.> Плыви в нем, малыш <.> Но не совершай этого до тех пор, пока его Господин [Тот] не позволит тебе плавать в нем» (цит. по: с.213). Повелитель мудрости сравнивает ученика с трудолюбивым пахарем на семи полях Тота, урожай которого - «знание и мудрость, предела которым не знает никто», предостерегая ученика от несвоевременного проникновения в тайные покои - хранилище знания: «наполнены они углем раскаленным; значение их - рука, которая трудится. Тот, кто приблизится к ним, не испытав жары до этого, сожжет там пальцы свои» (цит. по: с. 213). Получив, наконец, посвящение, свиток с текстом писаний Тота и пообещав вечно прославлять бога, познающий описывает предвечную тьму загробного мира, где он борется с врагами солнечного божества - демоническим змеем Апопом и его свитой, восхваляет Тота, знание Книги которого помогает ему в этой борьбе.

По представлениям египтян, основное назначение сакрального знания заключается в «сохранении и обеспечении жизни царя и людей на земле и в потустороннем мире, и не только их жизни, но и жизни богов, в частности, самого Осириса» (цит. по: с.219). На стеле Рамзеса IV начертано: «Осирис - самый таинственный из всех богов. Он - луна. Он - Нил. Он тот, кто владычествует в мире ином. Каждый вечер Ра спускается к нему, и (они) образуют душу единую, которая правит миром, и Тот записывает повеления ее...» (цит. по: с.222). Встреча Ра и Осириса в загробном мире для того, чтобы объединиться в единое Великое Божество, -

1 Согласно многочисленным египетским источникам, для полного усвоения знания или действенности заклинания необходимо воспроизвести текст на папирусе, растворить его в воде и выпить. Так, текст Туринского папируса предлагает для излечения укушенного змеей растворить заклинание, написанное краской, в пиве и дать выпить больному (с.216).

одна из центральных тем важнейшего заупокойного текста - «Литаний Ра» (или «Книги Восхваления Ра на Западе» и, вообще, одна из священнейших моделей всей древнеегипетской религиозной системы. В «сакральном пространстве» бог Ра - это душа Предвечного Бога, идущая в загробный мир, чтобы воссоединиться со своим телом - Осирисом. Согласно этой модели, в «речевом измерении близости к богу» два его аспекта - «сила одушевления», выраженная в произнесении вслух, и «текстуально запечатленное знание» - представляют собой две нерасторжимые части единого целого, при слиянии которых знание не только актуализируется, передается согласно всем правилам внутри традиции, но и становится «именем», а, следовательно, «ключом» к просветленному божественному миру и Маат - вселенской гармонии.

Любопытно, что и царю, и простому смертному древнеегипетская традиция в качестве способа обретения как сакрального, так и профанного знания рекомендовала прежде всего обращение к оракулу бога и истолкование снов, не придавая особого значения астрологии и некоторым видам гадания, получившим распространение в Египте в греко-римскую эпоху. Знание изначально находится в божественной сфере и может быть получено лишь при непосредственной помощи божества. Человеку не дано самостоятельно познать сущность бога, не может он обрести и другие истины, не прибегнув к посредничеству.

Обычно оракул появлялся во время праздничной процессии, когда парадная ладья со статуей божества выносилась за пределы храмовых стен для посещения других храмовых комплексов или культовых центров. К богу устно или письменно обращались с вопросом, и бог выносил свой вердикт, провозглашая истину. К сожалению, сама процедура испраши-вания оракула в точности не восстановлена. В текстах упоминается, что божество «кивает» в знак согласия с тем или иным утверждением. На вопросы сакрального характера божество, видимо, отвечало голосом. Именно так, согласно античным источникам, оракул Амона в оазисе Сива признал Александра Македонского сыном бога. Избранным божество могло поведать истину, явившись во сне.

Анализируя развитие культов в эпоху Позднего времени, автор приходит к выводу: египетская традиция считает возможным получение человеком абсолютного знания только после смерти. «Он, который там (т.е. - в загробном мире) обретет мудрость...», - говорится о человеке в «Споре разочарованного со своей душой» (цит. по: с.224). «Тексты пирамид» говорят о трансформации умершего царя в Сиа, т.е. о его полном

слиянии с персонифицированным знанием. Исключение составляют лишь те немногие, которые еще при жизни были избраны богами посредниками между человечеством и высшими силами. Знание, которое душа может получить от богов в зависимости от нравственности своего прижизненного опыта, — ключ к новой ступени совершенствования — причислению к сонму божеств.

С.А.Гудимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.