УДК 930.85
ИСКУССТВО ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
Сугаипова Р.А., Янадамов А.М.
ms. sugaipova@mail.ru Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия
Аннотация. Древние египтяне создали богатую и насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. Формирование литературы как одной из основных частей культуры обуславливалось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства. Направление литературного жанра зависело от общего нрава религиозного взгляда, разработанности египетской мифологии и организации культа.
Ключевые слова: Древний Египет, Древнее царство, литература, папирус, сосуды, одежда, художники.
Первые литературные записи относятся к IV тысячелетию до н.э. [1, с. 83]. В создании литературы участие принимал весь египетский народ. Литературные труды порой анонимны. В некоторых случаях сохранились имена писцов, которые переписали, дополнив или изменив древнюю литературу или религиозный текст. Части народного творчества сохранились в пословицах, трудовых песнях и сказках. Немного пословиц сохранилось до наших дней. Высоким простодушием выделяются народные песни, тексты которых сохранились на стенах древнеегипетских гробниц. В песнях рассказывается о труде крестьян, самые древние относится ко времени Древнего царства. В гробницах вельмож Ти и Мерерука изображены пастухи, гонящие стада, носильщики которые несут своего господина. В более поздних гробницах есть изображения пахарей, молотильщиков и грузчиков. Песня, которую пели молотильщиков сохранилась на стенах гробницы «Молотите для себя... Быки, молотите.. .Молотите зерно для ваших хозяев.» [2, с. 280].
Расцвет древнеегипетской литературы относится к Среднему царству. Именно в эту эпоху появляются письменные произведения. Следует отметить произведение «Повесть о Синухете». Произведение приобрело обширное распространение и дошло до наших дней. Синухет это вельможа, который жил при дворе двух фараонов. Как полагают, историки Синухет был автором своей биографии [3, с. 285-305]. «Повесть» является собой автобиографией, художественным произведением и историческим памятником. Синухет вставил отрывки текстов из разных государственных документов своей эпохи, иллюстрирующих повествование. Красочный и образный язык произведения приобрел славу на многие века существования Египетского царства.
Широкую известность в Египте во время Среднего царств получили сказки. Сказки берут свое начало в устном народном творчестве. Тема сказок всегда разная. Один из интересных сборников сказок - папирус Весткар, он посвящен историям из времен царствования последних фараонов Древнего царства.
В эпоху Среднего царства сборник отредактировали, на что указывает упоминание в нем людей низшего слоя (ноджес), а также литературный язык этого времени. Сюжеты сказок тесно связаны с мифами, к таким сказкам относится «Сказка о Правде и Кривде». Исторические произведения также относятся, к эпохе Среднего царства к ним относят, Лейденский папирус (Речения Ипувера) и папирус Эрмитажа (Пророчество Неферти). На них записаны рассказы знатных египтян, пережившие ужасы анархии в стране после падения Древнего царства.
В литературе древнего Египта появляется еще и нравоучительные сочинения, большую часть которых составляли писцы в воспитательных целях. Авторы наставлений внушают ученикам моральные нормы, призывают к послушанию и почтительности. Писцы в своих наставлениях критикуют воинскую службу. Трудности и беды ожидающих новобранцев описаны очень живо. «Наставления» очень разные по стилю, языку и тематике, отлично разработанный жанр. Иногда наставления составлялись от имени фараона и представляли собой сборники советов наследнику о государственном управлении.
Эпоха Среднего царства оставило много произведений поэтического характера. Преимущественно это философская поэзия светской или религиозной тематики. Наравне с философскими произведениями поэты создали образцы прекрасной любовной лирики, которые переводили на многие современные языки мира. Любовные поэмы сохранились в текстах четырех письменных памятников (папирус Честер Битти, Харриса, Туринский и на вазе из Каирского музея). Сочинены они в форме «песен», многие из которых, пели, сопровождая их исполнением игрой на музыкальном инструменте. Каждая такая песня сочинена в форме монолога, произносимого женщиной или мужчиной, которые рассказывают о своих чувствах. При создании этих сложных литературных произведений были использованы разные композиционные приемы, что говорит о существовании особой новаторской формы искусства. Любовные волнения связаны с тонким пониманием красоты пейзажа, где часто говорится о деревьях, цветах. В этих поэмах влюбленные часто называют друг друга «мой брат» или «моя сестра» [4, с. 50]. Таково было ласковое обращение египтян. Малоизвестная сторона поэтессы Анны Ахматовой это создание лучшего перевода в России египетской любовной лирики. «Следуй желаниям сердца, Пока ты существуешь, Надуши свою голову миррой...» [5, с. 84].
Новое царство период наивысшего расцвета Египетского царства, оформляется литературный канон. Многочисленные папирусные свитки включают изложения мифов рассказывающих в поэтической и прозаической форме жизнь фараонов и истории их походов. Существенная часть религиозного мировоззрения египтян составляли мифы, ранее имевшие место в виде устного творчества, песнях жрецов и только отчасти воспроизводившиеся в гробничных надписях и молитвах, главным образом мир об Осирисе [6, с. 1631]. В мифологическом рассказе «Спор Гора с Сэтом» рассказывается долгий
спор перед судом богов и борьбу за власть между сыном Осириса, богом Го-ром и братом Осириса, богом смерти Сэтом.
Историческая литература развивается вместе с другими жанрами. При дворах создаются летописи царств, списки правителей и эпох. Цель составителей этих свитков - представить преемственность и божественное происхождение фараонов. Часть исторической литературы представляют собой модификацию давней гимновой традиции, свое начало, которое ведет в гроб-ничных текстах фараонов и распространенной уже в эпоху Среднего царства. Египетская литература, таким образом, образец древнейшего в мире художественного творчества. Тысячелетия отделяют от ее создателей, то, что сделано египтянами ставшей истинной колыбелью мировой культуры.
Художники Древнего Египта старились покрыть рисунком любую поверхность вне зависимости от размеров. Со времен строительства храмов художники стали покрывать поверхность цветными рельефами. Потолки храмов украшали звездами и астрономическими сюжетами. Пол храма Эхнатона украшало изображение, которое должно было радовать глаза обитателей храма. На рисунке был изображен пруд, водяные лилии, рыбы и все это соседствует с зарослями папируса. В искусстве, которое имело политический, религиозный и социальный смысл были ограничения. Во-первых, мастера, сомневались какого, вида композиции им придерживаться - изображать животных или помещать их в горизонтальные регистры. К первому типу относится изображение на палетке из Иераконполя. На этой палетке изображен охотник, играющий на флейте вокруг диких зверей [7, с. 40-45]. Но пространство палетки, на которой изображена военная добыча, привезенная из Ливии, и палетка Нармера разделена на регистры.
Во-вторых, изображения взаимосвязанных персонажей характерны для восточного, нежели для египетской культуры. Эти изображения не получили распространение в Древнем Египте. Египтологам известны мало таких сцен относящихся к Древнему и Среднему царствам, вновь моду такие изображения вошли в период правления XVIII династии. Изображения восточного типа использовали для крупных сцен охоты или битв. Похожие рельефы мы можем увидеть на стенах Луксорского и Мединет-Абу храмах и на сундуках из гробницы Тутанхамона.
Художники, рисовавшие, такие сцены не пытались полностью передать панорамный вид. Они выбирали точку, с которой могли наблюдать происходящее полностью. Всех людей они изображали одного роста, из-за этого формируется впечатление, что все они находятся на одном и том же расстоянии от зрителя. Египетские художники отдавали предпочтение делить пространство, на котором они планировали впоследствии что-то изобразить, на несколько регистров. Каждый вид деятельности необходимый передать разделялся на ряд сцен, где участвовало только небольшое количество персонажей. Таким образом, каждая сцена вытекала из предыдущей. Изображения одного вида дея-
тельности изображалось в один регистр, а между ними располагались вертикальные линии, но такое правило соблюдалось не всегда [8, с. 305].
Древнеегипетские художники не уделяли внимание заднему плану своих произведений. Большое количество людей с дарами, боги, животные все двигаются в одном направлении. В исключительных случаях мастер должен был обратить внимание на фон и обстановку. Например, сцены охоты, которые происходят в пустыне, изображали с помощью волнистой линии и встречающихся в пустыне растений [9, с. 306]. Мастера-художники любили сочетать в одном изображении горизонтальные и вертикальные линии. Ножки стула или кровати изображали в анфас, а сиденье таким образом, что мы смотрим на них сверху. Скотный двор, окруженный забором, художники изображали, используя ряд вертикальных черточек. Внешность людей и животных, по их мнению, не изменялся. Рост всех изображенных людей был одинаковым, не зависимо от расстояния. Голову стоящего человека рисовали в профиль, а глаз анфас. Голова возвышается над плечами, которые тоже изображены анфас, а ноги и ступни в профиль. Подчеркнуть, что человек выполняет какие-то действия руками, художник часто рисовал одно плечо вместо двух. Во-вторых, плечи показывались таким образом, что современные художники посчитали этот рисунок правильным [10, с. 1-12].
Армию, животных передавали стоящими в одной колонне или двумя шеренгами, первого из них художник изображал, как будто он стоит один. Следующих персонажей рисовали только спереди, но всех одного роста. Этот опыт применялся художниками намеренно и определен преднамеренным решением пренебрегать перспективе и изображать каждое существо или предмет, насколько это возможно, в его классическом виде. Некоторые памятники покрывались росписями, которые до этого были вырезаны на поверхности стены в качестве рельефов.
В период правления III династии изображали сравнительно ограниченное количество сцен. Но в царствование членов IV династии, а особенно в правление V династии, список сцен расширился. Их всех храмов данного периода сохранился заупокойный храм Сахура. В этом храме сохранились религиозные и батальные сцены, сцены посвященные мореходству и т.д. Сцены повседневной жизни украшают стены мастаб. Сначала умершего изображали сидящим около стола, где лежали подношения. Лучшие произведения такого направления относятся ко времени правления V династии. Во время правления VI династии в списке тем, которые использовались, художниками не произошло никаких важных изменений. Даже в эпоху Среднего царства художники изображали эти сюжеты.
Сюжеты на религиозные и исторические темы присутствуют в убранстве храмов в равном отношении, царя изображали убивающим врагов. В исторических сценах большое место занимает перечисление добычи и батальные сцены. В храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри изображены корабли, которые отправляются в Пунт. Египетское войско обмениваются с местными жи-
телями подарками и наполняют свои кебенит деревьями и благовониями. В этом же храме присутствуют изображения рождения царя и царицы, празднование праздника Опет и торжества в честь бога Мина. В гробницах Долины Царей исторические события занимают незначительное место. В гробнице Рамсеса III на одной из стен присутствует изображение царской сокровищницы, а в гробнице Тутмоса портрет его семьи, но исключение составляет изображение загробного мира [11, с. 150].
К концу Бубастийского времени в художественной среде стало популярным создавать произведения в стиле Древнего царства. Во время археологических раскопок в Танисе было обнаружено много рельефов, которые впоследствии были использованы при создании священного озера Нектанеба [12, с. 169]. Форма иероглифов и облик человеческих фигур, изображенных на них, напоминают стиль памятников «золотого века» Египта. Таким образом, умение древнеегипетских мастеров-художников создавать что-то новое в египетском искусстве поражают своими идеями и красками. Архитекторы, скульпторы, художники смогли создать уникальные вещи, которыми восхищаются, и по сей день во всем мире.
Искусство древнего Египта привлекает внимание ученых и в наши дни. В общих трудах по истории искусства принято рассказывать об искусстве фараоновского Египта. Исключение составляет труд М.Э. Матье «Искусство древнего Египта» [13, с. 211], в которой дана подробная характеристика некоторой группы художественного ремесла древнего Египта. Археологический материал из Египта тоже богат и разнообразен. До наших дней дошли в основном изделия, которые были погребены вместе с умершим.
В V-IV тысячелетиях обстановка дома в Египте была очень проста. На полах были циновки и шкуры животных, на которых египтяне спали и ели. Мебели в нашем понимании не было. Все свои продукты они хранили в плетеных корзинках и сосудах. Плетеные изделия из папируса, тростника различались в древности, в Египте популярными были плетеные корзинки разной техники плетения. Широко использовалась самая простая вязка, которая шла от центра к дну, встречались и сложные переплетения. Материал, который использовался при плетении часто перед использованием, окрашивался красный, черный и желтые цвета. Благодаря чему получались разноцветные узоры. Циновками украшались внутренние и внешние стены домов, гробниц в IV - в начале III тысячелетия. Позже во времена III династии, стены скальных гробниц под пирамидой Джосера были украшены голубыми глазурованными плитками, которые с рельефом, вырезанном в светлом камне облицовки, они создавали разноцветную плетенку [14, с. 331-332].
В третьем тысячелетии в Египте делали крупные, прямоугольной формы лари, сундуки и т.д., в них хранили ценные вещи. Они изготовлялись из глины, слоновой кости и дерева. В Египте такие коробочки в форме птиц, бегемота были найдены в богатых захоронениях. В отличие от обычных сосудов найденные сосуды были с крышкой. Крышка привязывалась веревочными пе-
тельками, продетыми через сквозные отверстия в крышке. Додинастические глиняные ларчики были украшены горизонтальными параллельными полосами, которые заполнены косыми черточками [15, с. 120-121]. В отдельных случаях на стенки сосудов нанесены более сложные рисунки, похожие на роспись.
Вместе со шкатулками идут интересного устройства футляры для разных жезлов, обуви и других предметов. В гробнице египетского фараона Хемака найден простой кожаный футляр в форме цилиндра. Длиной 1 м при диаметре в 15 см. Специалисты последующих поколений, делая такие футляры, не смогли перешагнуть своих предшественников и ограничились только тем, что покрыли с обеих сторон днище и крышку аналогичного изделия, выполненного для царицы Хетепхерес (матери Хуфу), тонким листом драгоценного металла.
Во второй половине IV тысячелетия в Египте умершего клали не на шкуру или циновку, а на прямоугольную деревянную раму. Эти планки соединялись под прямым углом с помощью веревок, продетых через специальные отверстия на концах планок, которые таким образом стягивались и образовывали раму. Поперек рамы набрасывали ветки, сверху их покрывали циновкой. Позже появляются первые кровати, в их конструкции лежит описанная рама, но вместо сетки на нее натягивали мастерски сплетенную циновку, связанную с этой рамой. Раму закрепляли на четырех ножках. Такой процесс привел к дальнейшему усложнению работы деревообделочников и уже в Раннем царстве существовало пять видов кроватей различных по конструкции [16, с. 90].
При отсутствии хорошего клея на рубеже IV-III тысячелетий в древнем Египте была разработана целая система скрепления отдельных частей кровати при помощи выступов-шипов и соответствующих им углублений и дополнительного стягивания ремнями, которые проходили через отверстия сделанные специально для этого. Ремни располагались, симметрично образовывая правильный геометрический рисунок. Другими словами, ремни выполняли не только техническую задачу, но и украшали кровать.
Желание сделать кровать красивой вызвало ее украшение художественной резьбой. Сначала украшали ножки их вырезали из дерева или слоновой кости в форме бычьих ног и львиных лап. Искусство резчиков раскрылось в том, что они правильно передавали многие анатомические особенности животных. Продольные части кровати удлинились, и концы стали выступать за пределы рамы. На них также стали надевать изящной формы медные или золотые набалдашники. Вместо деревянных подголовников в додинасти-ческий период использовались подушки из кожи и ткани, набитые соломой.
Широко в Египте были распространены разного вида стулья без спинок и со спинками. Они напоминали современные табуреты, форма стульев и кресел варьировалась. Объектом особого внимания столяров были ножки. Они могли быть прямые или изогнутые, а у кресел в форме бычьих ног и львиных лап [17, с. 255]. Найденная в Иераконполе резная фигурка пленника со связанными руками полагают, что первоначально была подлокотником кресла. Среди других археологических находок времени Древнего царства найдены небольшие детали от
разной мебели в виде связки стебельков лотоса с чуть распустившимися цветами. В жизни сановников в начале III тысячелетия большое место занимают носилки. В простом виде они представляли собой сиденье в виде ящика, укрепленного на шестах благодаря которым его несли носильщики. Сложные портшезы были оборудованы ножками и балдахинами. На их изготовление часто шли дорогие сорта дерева, например, из эбенового дерева и драгоценные металлы.
Таким образом, изготовление мебели было в известном смысле подготовительным этапом для каменной архитектуры. Выбор материала для изготовления мебели занимал не последнее место. Делали предметы из глины и местных пород дерева, но большое внимание уделялось слоновой кости, алебастру и лучшим сортам дерева. Чтобы сделать высокохудожественную мебель, нужно было накопить опыт в резьбе по дереву, кости, камню и в обработке металлов. Имея опыт можно было осилить технические трудности по овладению материалов, применяя простые орудия, которые имели мастера и сотворить сложные конструкции, как кровати, футляры и мебель.
Сосуды имеют крупную группу изделий, при их изготовлении проявилось мастерство и художественный вкус населения Египта. Материалом для изготовления сосудов служила кожа. От древнего времени дошли небольшие болванки, на которые как полагают, натягивали кожу при их изготовлении. При изучении керамики IV тысячелетия можно увидеть различные формы и размеры сосудов, и разные приемы украшения.
При изучении каменных сосудов Египта V-IV тысячелетия уделяется внимание количеству сосудов. Большинство из них изготовлялись из очень твердых горных пород. Египетские камнерезы стали подражать формам керамических сосудов, особенно эти изменения заметны на некоторых бадари-ских чашах. Сосуды в первой половине IV тысячелетия имели несколько форм конический, цилиндрический, бочкообразный. Преобладали конический или яйцевидная формы. Уже во второй половине IV тысячелетия широко распространилась бочкообразная форма сосудов [18, с. 250].
В V тысячелетии сосуды делась исключительно из известняка и базальта, но в первой половине IV тысячелетия используются горные породы диорит, гранит, порфирит и алебастр. Во второй половине IV тысячелетия главными материалами становится алебастр и базальт. В конце додинастической эпохи в изготовлении каменных сосудов наступает расцвет, который продолжался до конца Раннего царства. Особое место при изготовлении сосудов уделяют известняку и алебастру. Алебастр использовался для того, чтобы отличающиеся по цвету прожилины, встречающиеся в нем, образовывали богатый узор. Египетские мастера в погоне за красотой изделия в III тысячелетии стали использовать яшму, горный хрусталь, аметистовый кварц, обсидиан и кремень. Из этих горных пород делали, как правило, только небольшие вазы [19, с. 252-253].
В начале III тысячелетия выросло искусство камнерезов. Увеличивается многообразие рассматриваемых изделий, кроме цилиндрических сосудов, появляются блюда и подносы. Они делались из куска камня с подставкой в
виде конической ножки, она находилась в центре дна. Изделия делались с ручками и без, совершенствуется форма чаш и блюд. Примером может служить алебастровый сосуд, который имеет вид, как будто сделан из мягкого материала, наподобие кожи или папируса. Концы круга как бы отогнуты с четырех сторон внутрь, благодаря которому получилось квадратное блюдо. Известны вазы, сделанные в виде лотоса. Изготовление таких ваз требовало большего мастерства, чем остальные чаши и сосуды.
Египетские каменные сосуды делались при помощи примитивных орудий и механизмов. Работа над изделием в древности начиналась с того, что камню-заготовке придавали форму сосуда. При работе с твердыми материалами применяли оббивку и шлифовку-полировку. Грубую обработку сосудов из мягких материалов делалось с помощью медных резцов.
В Древнем царстве каменные сосуды стали делать чаще. Это можно увидеть в захоронениях вельмож и в царских гробницах. В гробнице Джосера были обнаружены десятки тысяч каменных сосудов. Мастера эпохи древности выражали необычайную изобретательность. Ученые исследователи до сих пор не смогли дать объяснения тому, как древние египтяне смогли в обсидиановом сосуде с узким горлышком диаметром не менее 2 см [20, с. 5657] сделать углубление, поперечное сечение которого больше чем горлышко. Вся работа требовала не только физические усилия, но и сноровку.
Лучшие каменные сосуды отличались изяществом формы и прекрасной отделкой поверхности. Отдельные изделия имели инкрустацию из цветных бусин. В период Древнего царства изделия старились украсить рельефом, обычно изделия декорировались волнистыми линиями. Известны и сложные рельефы, которые передают веревочный орнамент, как будто он надет на сосуд. Обозначены все детали, характеризующие крученую веревку и узелки сетки. Специалисты мастерски преодолевали трудности и мягкой моделировки твердого камня, из которого делались плетеные изделия. Новым явлением в эпоху древности было украшение каменных сосудов золотом. Ручки сосудов покрывали тонким листовым золотом. Таким образом, египтяне рассматривали каменные сосуды и посуду как ценность. Их количество в гробницах служит этому подтверждению, сосуды могли быть показателем имущественного положения погребенного. Такие сосуды могли служить столетиями.
Своей функциональностью и изяществом отличается одежда Древнего Египта. Для одежды характерны простые покрои, практичность. Преобразования в мужской и женской одежды происходили медленно. Одежду египтян изготовляли в основном изо льна, хлопка, кожи и из легких материи виссон. Распространенным цветом одежды в древности был белым, но постепенно стали использоваться и узорчатые разноцветные ткани. Узоры и орнамент на ткани носили символический характер. Часто на тканях встречаются изображения растений, животных, жука-скарабея, который служил оберегом и символом воскрешения. Длительное время только качеством ткани различалась одежда богатых и бедных, а фасон одежды оставался единым на протяжении тысячелетий.
В эпоху древности мужская одежда была простой и представляла собой всего лишь передник из плотной ткани, который мог быть овальной, прямоугольной и геометрической формы. Потом он стал сочетаться с повязкой из белой драпированной ткани схенти. Верхняя часть тела украшалась массивным ожерельем - ускх. Постепенно длина передника и схенти увеличивалась, драпировка делалась сложнее. Богатые мужчины могли украсить пояс орнаментом и золотыми нитями [21, с. 131].
В эпоху Среднего царства одежда в одежде мужчин произошли изменения, стали носить несколько схенти одновременно. Позже стали носить несколько слоев одежды. Появляются новые предметы гардероба, перешедшие от соседних народов. Поверх схенти стали надевать прозрачную легкую накидку, к которой пришивался рукав. К низу такая одежда расходилась, образуя трапецию, на талии обтягивалось поясом из такой же тонкой ткани. Одежда стала плиссироваться и дополнялась украшениями и головными уборами.
Женская одежда отличалась лаконичностью и простотой. Сначала она состояла из прямого облегающего сарафана - калазирис, который держался на одной или двух лямках. Сарафан имел длину до лодыжек. Плечи женщины украшали ускх. Женская одежда изменилась в эпоху Нового царства. Простой калазирис носили простолюдинки, а знатные египтянки поверх традиционного калазириса стали надевать накидки, которые красиво и сложно драпировались. Головные уборы женщины не носили, кроме жен фараонов, которые носили короны изображающего ястреба. Благородные египтянки носили венки из цветов и диадемы из драгоценных металлов.
В эпоху Древнего царства одежда фараонов состояла из набедренной повязки схенти. Отличительными знаками были головные уборы корона или платок и золотой обруч, посреди которого возвышалась змея. Этот головной убор назывался урей и являлся символом царской власти. Клафт представлял собой платок, закрывавший голову и лоб, защищая фараона от солнца. Фараон также носил ожерелье-воротник ускх. Царский ускх отличался цветом, в нем чередовались голубые широкие полоски и желтые символ солнца. Одежда фараона делалась из качественного материала, вышивки и узоры носили сакральный смысл [22, с. 144-145].
Обувь египтянам была известна, но носили ее редко. Фараоны и знать ходили босиком, в пределах своего дворца. Простую обувь делали из папируса и пальмовых листьев, обычно это была подошва и два ремешка, которые помогали закрепить обувь на ноге. Обувь фараона и его семьи имела закрученный кверху носок и украшалась золотом и драгоценными камнями. В гробницах фараонов были найдены золотые сандалии, но трудно определить носили такие сандалии или имели только ритуальный характер. Обувь считалась роскошью, но ее имел каждый состоятельный человек. У богатых людей и фараонов были специальные слуги, чья работа заключалась в ношении обуви за хозяином.
Таким образом, одежда представляется частью быта и культуры любого народа. В ее крое и орнаментах отображаются особенности мировоззрения, одежда сама является предметом пристального изучения. Мужская и женская одежда Древнего Египта может многое поведать о социальной иерархии в обществе. Схенти, накидки, головные уборы и многочисленные аксессуары составляли гардероб древних египтян, чей быт и история активно изучаются на протяжении уже двух столетий. Результаты исследований, в частности раскопок, можно увидеть во многих знаменитых музеях мира.
Литература
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1953. С. 280.
2. Адольф Эрман. Жизнь в Древнем Египте. М., 2008. С. 50.
3. Виктор Ребрик. Лекции по истории Древнего Востока. От ранней архаики до раннего средневековья. Латвия. 2017. С. 10-12.
4. Виктор Ребрик. Лекции по истории Древнего Востока. От ранней архаики до раннего средневековья. Латвия. 2017. С. 150.
5. Голубева А.Б. Древний Египет. Казань, 2016. С. 56-57.
6. Жан Боттеро, Жан Веркуттер, Дитц Отто Эдцарт, Адам Фалькенштайн., Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле. М., 2016. С. 255.
7. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. С. 83.
8. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. Ред. Анна Чубова. Санкт-Петербург., 1980. С. 305.
9. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Ростов-на-Дону. 2013. С. 250.
10. Матье М.Э. Искусство древнего Египта. М., 2010. С. 211.
11. Монте П., Вечный Египет. М., 2017. С. 131.
12. Тураев Б.А. Древний Египет. М., 2007. С. 285-305.
13. Указ. соч. С. 84.
14. Указ. соч. С. 90.
15. Указ. соч. С. 306.
16. Указ. соч. С. 144-145.
17. Указ. соч.С. 169.
18. Указ. соч. С.252-253.
19. Флиттнер Н.Д., Культура и искусство Двуречья. М.,2011. С. 331-332.
20. Кинк Х.А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. М., 2017. С. 120.
21. Хрестоматия. Мировая художественная культура. Древний Восток: Египет. Месопотамия. Палестина. М., 2014. С. 16-31.
22. Хрестоматия. Мировая художественная культура. Древний Восток: Египет. Месопотамия. Палестина. М., 2014. С. 40-45.
ART OF THE ERA OF THE ANCIENT RINGDOM R. Sugaipova, А. Yanadamom
Chechen State University, Grozny
Abstract. The ancient Egyptians created a rich and rich in interesting ideas and artistic images of literature, the oldest in the world. The formation of literature as one of the main parts of culture was determined by the nature of the socio-economic development of the country, the political power of the Egyptian state. The direction of the literary genre depended on the general character of the religious view, the elaboration of Egyptian mythology and the organization of a cult.
Keywords: Ancient Egypt, the Ancient Kingdom, literature, papyrus, vessels, clothing, artist.
Дата поступления 18.03.2019