Научная статья на тему 'Египет: производство и потребление алкогольных изделий и других психоактивных веществ'

Египет: производство и потребление алкогольных изделий и других психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

250
86
Поделиться
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ВИНО / ПИВО / ЕГИПЕТ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / МИФОЛОГИЯ / БОГИ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Ловчев В. М.

Статья анализирует начало изготовления и потребления алкогольных напитков в Древнем Египте, отражение данного процесса в главных исторических источниках о той эпохе – в литературе, живописи, скульптуре, эволюцию потребления алкогольных изделий в Древнем Египте.The article represents the analysis of the process of manufacturing and consumption of alcoholic drinks in ancient Egypt. The author uses the main historical source of that epoch – literature, paining, sculpture for demonstration the evolution of alcohol consumption during the ancient Egypt.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Египет: производство и потребление алкогольных изделий и других психоактивных веществ»

УДК 313

В. М. Ловчев

ЕГИПЕТ: ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Ключевые слова: алкогольные изделия; вино; пиво; Египет, образ жизни; мифология, боги.

Статья анализирует начало изготовления и потребления алкогольных напитков в Древнем Египте, отражение данного процесса в главных исторических источниках о той эпохе - в литературе, живописи, скульптуре, эволюцию потребления алкогольных изделий в Древнем Египте.

Keywords: alcoholic products; wine; beer; Egypt, the way of life; mythology, gods.

The article represents the analysis of the process of manufacturing and consumption of alcoholic drinks in ancient Egypt. The author uses the main historical source of that epoch - literature, paining, sculpture for demonstration the evolution of alcohol consumption during the ancient Egypt.

На греко-римский мир, оказавший

решающее воздействие на формирование

европейской культуры, сильное влияние имела египетская цивилизация. Тип потребления

психоактивных веществ здесь в общем и целом был сходен с шумеро-вавилонским.

Изучение египетской истории культуры европейскими учеными активно идет со времен экспедиции Наполеона. Опираясь на достижения отечественных (В. Афанасьева, В.Д.Жигунина, И.П.Ермолаев, А.Л.Коцейовский, В.Луконин, М.Э.Матье, Н.А.Померанцева, и многие другие) и зарубежных (Й.Бергман, Э.Бикерман, Р.Вейнхольд,

С.Вениг, К.Жак, Ю.Заблоцка, Д.Кранах,

Я.Липинская, М.Марциняк, П.Монтэ, М.Хааг и другие) ученых можно реконструировать генезис проалкогольных традиций в стране пирамид.

После выхода египтян из первобытного состояния, характеризовавшегося крайне ограниченным, эпизодическим потребления психоактивных веществ [подробнее см. 1], в долине Нила начинает развиваться виноделие.

В Египте при I и II династиях процветало виноградарство. Об этом свидетельствуют винные сосуды, которые были обнаружены археологами в цельном виде или в обломках. Показательны захоронения II династии (ок. 2890 - 2686гг. до н.э.): «многие из найденных в этих гробницах сосудов некогда содержали в себе вино» [2, 8].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в последующие времена, был Нижний Египет» [3].

Уже фараоны ЫП династий имели собственные винные хозяйства для обеспечения вином своего двора. Винное хозяйство фараона Джоссера было известно значительно позже срока его правления [4].

Кроме собственного производства, источником получения фараоном алкогольных изделий были налоги. При Рамзесе III ежегодно с населения собиралось 28080 различных сосудов напитка-шедех, вина [5, 108]. Алкогольные изделия захватывались и в качестве военной добычи. Видимо, таким образом добытое спиртное было эмоционально очень значимым. Просто смаковал сам факт такого захвата добычи фараон Камос: «О,

азиат мерзопакостный! Смотри, я пью вино твоих садов, отжатое для меня азиатами, из того, что я захватил» [6, 61]. Скорее всего, физического акта потребления трофейного вина Камос и не совершал. Ему был важен сам питейный поступок: получение возможности распорядиться вином врага по своему усмотрению и лишение такой возможности распоряжения «мерзопакостного азиата».

Официально фараонам было запрещено потреблять вино, но они часто находили в жизни возможность избегать этот запрет [7]. Потребление пива не подвергалось и формальным ограничениям. «Насыщайся своим хлебом и своим пивом» - поучал гераклеопольский царь своего наследника [9]. Но личное потребление и потребление своей семьей алкогольных изделий составляло меньшую часть расходов фараонов вина и пива. Хмельными изделиями снабжались две наиболее мощные, организованные структуры древнеегипетского общества: жречество и вооруженные силы.

За годы своего правления Рамзес III подарил храмам 228380 сосудов напитка-шедех, вина и 468303 сосуда пива [5].

Вино входило в паек египетских воинов [Геродот. История. II, 168] и, видимо, являлось одним из эффективных средств стабилизации режима. Например, войско восхваляет фараона Мериамона-Пианхи: «Упали они на животы свои перед его величеством, восклицая: «Имя твое, придает оно нам силу!...Твое пиво утоляет нашу жажду» [10].

Потребление алкогольных изделий отражало социальную стратификацию общества. Нарушение социального ранжирования в алкоголепотреблении рассматривалось как один из признаков распада социума. В «Речениях Ипусера» в отчаянии восклицает потрясенный египтянин: «Смотрите: владелец богатства проводит ночь

[теперь], страдая от жажды. Тот, который выпрашивал осадок [напитков], теперь собственник кувшинов, кидающий их наземь» [11].

В Древнем Междуречье существовало воспоминание о роли женщины в распространении виноградной лозы - у шумеров покровительницей лозы была богиня Гестин (веБИи). «А в Египте, напротив, насколько может быть прослежена

традиция, в данной сфере господствовал мужской принцип. Повелителем вина и наводнений Нила выступает в раннем Египте и в период Древнего царства Осирис» [8, 9].

В «Сказании об истреблении согрешивших людей», обнаруженном на стенах гробниц Сети I и Рамсеса III, а также на втором футляре Тутанхамона, представлена другая картина [12]. Богиня Хатор-Тефнут на празднике плодородия называется богиней вина и изобилия, «владычицей опьянения», а один из ее спутников, приведший ее в Египет, - бог Тот - «владыкой вина», «владыкой опьянения и радости» [Цит. по 12, 49].

Красивые, привлекательные образы

оснастили алкоголепотребление в стране пирамид. Согласно «Папирусу Жомильяк», «виноград - это зрачки Ока Хора, а вино, которое из него делают, -это слезы Хора» [Цит.по 13, 161].

«Папирус Харрис»:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

«Река - вино.

Бог Пта - ее тростник,

Растений водяных листы - богиня Сехмет...»[Цит.по14, 40].

Ритуальный характер потребления вина превалировал над бытовым. По крайней мере, Геродоту, когда он описывал пышный религиозный праздник в Бубастисе, показалось вероятным следующее сообщение: «на этом празднике

выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год» [Геродот. История. II, 60]. Конечно, вино не было главным и, тем более, единственным алкогольным изделием в Египте. Кроме того, описывая быт жителей страны пирамид, Геродот порой воспроизводил не личные наблюдения, а существовавшие представления. Но тем более показательна самооценка «гидов» Геродота. А если это было своеобразной гордостью, стремлением выпятить «диковинку», способную привлечь внимание заезжего путешественника, то мы видим своеобразный ориентир в ценностях наиболее социально активных и значимых людей той эпохи.

Алкогольные изделия действительно использовались в богослужении. В Текстах пирамид [15] (древнейших религиозных текстах,

обнаруженных внутри пяти пирамид конца V - VI династии) упоминаются различные сорта пива и вина. Для возлияний используются: пиво светлое (гл. 43), медное (гл. 56), темное (гл. 43), черное (гл. 49, 55), нубийское (гл. 148) и «прекрасное» (гл. 90); вино белое (гл. 47, 54), темное (гл. 48), северное (гл.185), бутское (гл. 153, 154), мареотическое (гл. 153, 156), сиэнское (гл. 153, 157) и «пенящееся» (гл. 158).

Так описывает источник

жертвоприношения Эхнатона богу Атону: «Земля была в ликовании и все сердца радовались, когда царь принес великое приношение своему отцу -приношение пива, хлеба, мяса, длиннорогих и короткорогих быков, птицы, вина, фруктов,

благовоний, воды, овощей» [16].

Как и Вавилоне, в Египте свершилась поэтизация процесса изготовления алкогольных

изделий, как, например, в «Слове о сборе винограда»:

«Ягоды, соком обильнее прежнего,

Сердце твое услаждать предназначены.

Ты в опьяненье себе не отказывай,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Пей, предавайся утехам и радостям!.

Пей, господин, божеству в прославление. Всякое благо богами даровано.

Доброму духу, садов покровителю,

Ты соверши возлиянье и вымоли В новом году нам вина изобилие» [17].

Сбор винограда зафиксировала и живопись. На росписи гробницы Нахт в Фивах (ок. 14221411гг. до н.э.) лоза, прогибающаяся под тяжестью больших гроздьев, окружает сборщиков подобно небесному своду или радуге [18, илл.114].

Процесс изготовления алкогольных изделий так же нашел свое отражение в изобразительном искусстве. Например, в эпоху Древнего царства, при VI династии (вторая половина III тыс. до н.э.) была создана раскрашенная статуэтка «Женщина, готовящая пиво» [19].

Синухе, хрестоматийный образ литературы Древнего Египта, так описывал расположение к себе своего нового владыки:

«Дал он мне

выбрать землю в стране своей -лучшую, в том краю, что лежала на границе с другой страной; это красная земля, имя ей

- Иаа. Там

и виноград, и вина было больше, чем воды...»[17, 41]. Процветающий регион - это такой регион, где вина больше, чем воды. Не отсюда ли позаимствуют образ для своей картины мира древние иудеи, ознакомившись с египетской мифологией за время своего долгого пленения?

По представлениям египтян, алкогольные изделия играли большую роль и в загробной жизни. Бог зерна Непри «помогал умершим выйти из гробниц, чтобы они могли отправиться в царство мертвых, кормил их и поил пивом» [13].

Типично выглядит в Древнем Египте такая запись о дароприношениях: «Тысяча хлебов и кувшинов с пивом и остальная хорошая и свежая еда для Ка усопшего» [Цит.по 20, 74]. На росписях гробниц эпохи Нового царства сцены жертвенных пиров становятся одним из трех основных циклов, иллюстрирующих «Книгу мертвых» [21].

Алкогольные образы многократно встречаются в любовной лирике Древнего Египта. Например, алкогольный ритуал на природе выглядит так:

Говорит гранатник:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

«Под моим шатром чета влюбленных, Умащенных маслом и бальзамом,

От вина и браги охмелев,

В знойный день приют себе находит» [17]. Говорит смоковница:

«Сами наслаждаясь опьяненьем,

Мне вина не жертвуют ни капли» [17].

Еще более эффектно объясняются в любви другие персонажи древнеегипетской литературы:

«Любовь к тебе вошла мне в плоть и в кровь

И с ними, как вино с водой, смешалась...»

Бурная страсть также вызывает алкогольные ассоциации:

«Я не могу сдержать мою лошадь,

В ее теле - буря.

Но я еще могу править,

Лежа поверженный в колеснице.

Госпожа моя отплывает в страну опьянения, На остров из чистейшего золота.

Не жертвуй Мехи во имя любви,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Скажи, что мы пробудем там целый день»

[17].

Восторги любви, как мы видим, сравниваются древнеегипетскими поэтами с опьянением. Однако в ряде текстов четко прослеживается мысль, что наиболее сильный эйфорический эффект достигается без алкоголя. «Мне голос твой что сладкое вино.

Я им жива.

Еды с питьем нужнее мне Твой взгляд» [17].

Аналогичное представление отражено в двух следующих фрагментах:

«Предчувствие встречи с тобой Пьянее вина» [17].

«Когда от поцелуя моего,

Помедлив, разомкнутся Ее уста -

Я опьянен без хмеля» [17].

В общественной мысли Египта, как и ранее в Междуречье, смутно просматривалась идея о том, что опьянение чем-то подобно смерти:

«Мне смерть представляется ныне Лотоса благоуханьем,

Безмятежностью на берегу опьяненья» [17]. «Любитель хмельного питья Удалился в Страну без воды» [17]. Ведь и сам бог повелитель вина - Осирис - был богом умирающим и воскресающим.

При фараоне Рамсесе II (XIX династия) составлен календарь счастливых и несчастливых дней (так называемый «папирус Салье IV»). Он ярко отразил размах издержек хмельного поведения, в частности, распространенности смертей от алкогольной интоксикации: «День шестой месяца Паофи...Всякий рожденный в этот день умрет от опьянения» [Цит.по 13, 188]. Год в

древнеегипетском календаре считался равным 365 суткам (то есть, примерно, на четверть суток меньше тропического года) [см. 22, 74, а также 23, 35]. Следовательно, если принять за примерную равную вероятность рождения египтянина в каждый из дней года, и предположить примерно равную возрастную структуру для разных регионов, то общественным мнением воспринималось как норма, если в населенном пункте в несколько сот человек от опоя умирало по человеку.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Исключительно ценное свидетельство о контекстах алкоголепотребления оставил «Отец истории»: «На пиршествах у людей богатых после угощения один человек обносит кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу.

Каждому сотрапезнику показывают эту фигуру со словами: «Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким!» [Геродот. История. II, 78]. Зафиксировал Геродот отдельный факт, на который обращали внимание туристов, или регулярную застольную практику -сказать сегодня трудно. Однако сама идея о наслаждении вином ввиду неизбежной смерти была в Египте достаточно популярна вплоть до римских времен.

Издержки алкоголепотребления - настолько распространенное явление, что изображение блюющих египтян и даже египтянок регулярно обнаруживают в росписях гробниц и пирамид [4]. Так, на стене гробницы из западных Фив (ХХ династия, около 1300-1200 гг.) совсем не эстетическая по нынешним понятиям сцена: блюющая госпожа сидит, повернувшись вправо, служанка стоит в почтительном полупоклоне и подает одной рукой сосуд, другой хочет поддержать голову госпожи. Струя из уст египтянки извергается вниз [25].

В эпоху Нового царства (XVIII династия) живописцы зафиксировали следующую сценку: «Слуги пытаются разбудить своего товарища, уснувшего в погребе от избытка выпитого вина и утверждающего тем не менее, что ни на миг не засыпал» [19]. Таковы были первоэлементы

«проалкогольного юмора», получившего столь широкое распространение в современной культуре.

Массового потребления алкоголя без негативных последствий не бывает.

Соответсвенно,находились и египтяне, резко критиковавшие издержки алкоголепотребления в форме поучений: «Говорят мне, что ты бросил писание и закружился в удовольствиях. Ты ходишь с улицы на улицу, [и исходит] запах пива [от тебя], куда бы ты ни пошел. От пива он перестает быть человеком. Оно заставляет тебя блуждать, ты подобен кривому рулевому веслу судна, которое не слушается ни в одну сторону, ты подобен святилищу без бога его, ты подобен дому без хлеба. Ты обнаружен переползающим через стену, после того как ты разбил колодки, [надетые на тебя], и люди бегут от тебя, после того, как ты нанес им ранения. О, если бы знал ты, как вино отвратно, ты отрекся бы от [напитка] шедех, ты не помещал бы кружку пива в сердце свое, ты забыл бы [опьяняющий напиток] тенерек» [25]. Однако не следует преувеличивать степень алкогольных проблем Древнего Египта, как и других стран Древнего Востока. Острота данных проблем была несопоставима с современной ситуацией.

Как подчеркивает современный французский ученый: «Кинематограф был особенно несправедлив к генералу Хоремхебу, которого превратил в неотесанного солдафона и пьяницу. Трудно представить себе более грубое искажение реальности!» [16]. В действительности, «Хоремхеб . был царем, который вывел страну из кризиса, связанного с реформой Эхнатона и царствованием его непосредственных преемников» [26].

Древним египтянам также были известны психоактивные вещества, которые ныне относят к нелегальным наркотикам: «Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, древние египтянки капали в них сок из растения «сонная одурь», затем получившее название белладонны» [3].

Во времена XVIII династии египтяне импортировали из Палестины опиум (papaversomniferum). Новейшие исследования допускают возможность, что египтянами в качестве опьяняющего средства использовался лотос (nympheacaerulea) [4]. С острыми проблемами, связанными с зависимостью от лотоса, столкнется позже Одиссей, о чем поведает Гомер [Homer. Od., IX, 91-102].

Общественной мыслью Древнего Египта был задан из ключевых вопросов о модели одурманенного поведения как такового:

«Не желает ли Истина

В сердце своем опьянения?» [17, 97]. Так безызвестный египтянин установил развилку спора, одна тропа которой привела к известной средневековой (но отнюдь не римской!) фразе «In vino veritas», а другая - к чеканной гетевской формулировке: «Вино - злейший тиран; в нем слились воедино лжец, лицемер и насильник» [27].

Итак, к концу самостоятельного

функционирования Египта как отдельного государства сложившаяся в нем культура была однозначно проалкогольной, безалкогольных практик как существенных элементов образа жизни, а также оправдывающих их идейных систем, установлено в ходе данного исследования не было.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Покровителями алкогольных изделий были высшие существа древнеегипетского пантеона (Осирис).

Алкоголь потребляли наиболее сильные социальные слои (армия и жречество); мужчины и женщины были приобщены к алкоголю в равной мере.

Критика издержек алкоголепотребления не сопровождалась выдвижением безалкогольной альтернативы.

Образ жизни древних египтян мог оказать влияние на европейское потребление, и, следовательно, на отношение россиян к алкоголю, только косвенно, через эллинистический Египет. К тому моменту, когда Европе и России стали широко известны произведения литературы и искусства страны пирамид (первая треть XIX века), проалкогольная культура Европы и ее ядро (проалкогольное культурное поле) были вполне сложившимися. Дополнительным фактором,

отсекшим на много столетий Европу и Россию от алкогольных традиций Древнего Египта, стала арабо-мусульманская культура, сдержанно относящаяся к алкоголю. Показателен альбом великолепных фотографий, посвященный Египту, распространяемый в качестве бесплатного приложения к декабрьскому номеру журналу «GEO» за текущий 2011 год [28]. Смысловым ядром альбома являются самые привлекательные для туристов объекты - наследие Древнего Египта. В

альбоме прекрасно представлены древние архитектура, скульптура, живопись, но из него совершенно нельзя получить информации об отношении древних египтян к виноделию. Между древнеегипетскими и нынешними алкогольными обычаями прямой преемственности не наблюдается. Данное обстоятельство резко отличает от сферы мелкой пластики (статуэтки-сувениры), украшений (например, с образом Нефертити на дамских кулонах) и архитектуры (пирамида стала прообразом многих ультрасовременных зданий от Парижа до Казани).

Слабость антиалкогольной традиции в изучаемый период не предоставляет больших возможностей по использованию достижений древнеегипетской культуры в профилактических антинаркотических целях.

В то же время, изучение алкогольных тенденций Древнего Египта является необходимым условием для понимания повседневного образа жизни в античном мире, что предполагается автором рассмотреть в дальнейшем.

Литература

1. Ловчев В.М. Начало производства алкогольных изделий./ В.М Ловчев // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 1. - С. 178-184.

2. Хааг М. История Египта. / М. Хааг. - М.: АСТ:

Астрель, 2008. - 255с.

3. Всемирная история: в 24 т. Том 1. Каменный век. -Минск: Литература, 1996.

4. Cranach D. Drogen im alten Agypten. In: Rausch und Realitat. Drogenim Kulturvergleich.Hrsg. Von Gisela Volger und Karin von Welck. Reinbeck bei Hamburg: Rowohlt, 1981. Bd. 2. - S. 480-487.

5. Завещание Рамзеса III. Хрестоматия по истории Древнего Востока. т. 1. - М.: Высшая школа, 1980.- С. 107-115.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6. Стела фараона Камоса . Хрестоматия по истории Древнего Востока. - т. 1. М.: Высшая школа, 1980. -С.60-63.

7. Bergman J. Geschichte der Nuchternheitsbestrebungen. Ein Uberblick ueber die alkoholgegnerischen Bestrebungen aller Kulturlanderseit den altersten Tagen bis auf die Gegenwart. Bd. 1. / J. Bergman. - Hamburg: Neuland-Verlag, 1923.

8. Weinhold R. Vivat Bacchus! Eine Kulturgeschichte des Weines und des Weinbaus. / R.Weinhold. - Lepzig, 1975. 227 S

9. Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара. Хрестоматия по истории Древнего Востока. -М.: Высшая школа, 1980. т. 1. - С.31-36.

10. Стела Пианхи. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 1980. т. 1. - С. 116-128.

11. Речения Ипусера. Хрестоматия по истории Древнего Востока.- М.: Высшая школа, 1980. т. 1. . - С. 42-53.

12. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. / М.Э. Матье. -М., Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 171с.

13. Липинская Я. Мифология Древнего Египта. /

Я.Липинская, М.Марциняк. - М.: Искусство, 1983. -289с.

14. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. / Н.А.Померанцева. - М., Искусство, 1985. - 262с.

15. Тексты пирамид. Перевод А.Л.Коцейовского. - СПб: Журнал «Нева», «Летний сад», 2000. - 464с.

16. Жак К. Нефертити и Эхнатон: Солнечная чета. / К.Жак. - М.: Молодая гвардия, 1999. - 215с.

17. Поэзия и проза Древнего Востока. - М.:

Художественная литература, 1973. - 735с.

18. Искусство Древнего Египта. Живопись. Скульптура.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Архитектура. Прикладное искусство. - М.:

Изобразительное искусство, 1972.

19. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта./ М.Э.Матье.

- М.: Искусство, 1970. - 246с.

20. Эра царствующих богов: 3000-1500 гг. до н.э. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 176 с.

21. Афанасьева В. Искусство Древнего Востока. /

В. Афанасьева, В. Луконин, Н.Померанцева. - М.:

Искусство, 1976. Dresden: Verlag der Kunst, 1977. -375с.

22. Ермолаев И.П. Историческая хронология. /

И.П.Ермолаев. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1980. -247с.

23. Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и античность. / Э.Бикерман. - М.: Наука 1975. -336с.

24. Wenig S. The Woman in Egyptian art. / S.Wenig. -Leipzig, 1969. - 59S., 122Ill.

25. Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. / П.Монтэ. - М.: Наука, 1989. - 362с.

26. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности (от первых поселений до персидского завоевания). / Ю.Заблоцка.- М.: Наука, 1989. - 415с.

27. Гете И.В. Из моей жизни. Поэзия и правда. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 3./ И.В.Гете- М.: Художественная литература, 1976.- С. 5-660.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

28. Египет: лучшие фотографии GEO. - М.: "Грунер + Яр ЗАО", 2006. - 128с.

© В. М. Ловчев - канд. истор. наук, доц. каф. социальной и политической конфликтологии КНИТУ, step@mi.ru.