Научная статья на тему 'Технологический и иконографический аспекты изучения фигурного сосуда в форме петуха (по материалам археологических раскопок цеи РАН на Ком-Тумане (Египет)'

Технологический и иконографический аспекты изучения фигурного сосуда в форме петуха (по материалам археологических раскопок цеи РАН на Ком-Тумане (Египет) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологический и иконографический аспекты изучения фигурного сосуда в форме петуха (по материалам археологических раскопок цеи РАН на Ком-Тумане (Египет)»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online Journal Выпуск 3, 2017 Issue 3, 2017

В. И. Ярмолович

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИГУРНОГО СОСУДА В ФОРМЕ ПЕТУХА (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК ЦЕИ РАН НА КОМ-ТУМАНЕ (ЕГИПЕТ))

Статья посвящена изучению фигурного сосуда в форме петуха, обнаруженного в ходе археологической экспедиции Центра египтологических исследований РАН (ЦЕИ РАН) на территории Мемфиса в 2001 г. Отсутствие первоначального контекста и небольшое количество аналогий затруднили его датировку.

Изучение изображений или упоминаний петухов в древнеегипетских источниках показало, что петухи встречаются в них реже остальных домашних птиц. Количество изображений петухов возросло лишь в греко-римскую эпоху, что может быть связано с интенсивным проникновением в Египет античной культуры. Технологические признаки и анализ глиняного теста также обнаруживают аналогии среди сосудов римского времени. При сопоставлении всех этих результатов было выдвинуто предположение, что данный сосуд датируется периодом с конца правления династии Птолемеев до III в. н. э.

Ключевые слова: петух, фигурный сосуд, Ком-Туман, Мемфис, древнее гончарство, Древний Египет, птолемеевский период, римский период.

Глиняные 1 фигурные сосуды появились в Древнем Египте уже в эпоху поздней Нагады I (4000-3600 гг. до н. э.) 2 и, судя по сохранившимся памятникам, существовали на протяжении практически всей его истории. Впрочем, Ж. Буррьё отмечает, что по сравнению с другими категориями египетской керамики до наших дней дошло сравнительно небольшое количество подобных предметов 3.

1 Автор выражает глубокую признательность Галине Александровне Беловой (д. и. н., научному руководителю Центра египтологических исследований РАН и директору археологической экспедиции в Мемфисе) за возможность работать с материалом из Мемфиса

и помощь при написании данной статьи. Также автор благодарен Сергею Викторовичу Иванову (к. и.

н., директору ЦЕИ РАН), Елене Геннадьевне Толма-

чевой (к. и. н., н. с. ЦЕИ РАН), Светлане Евгеньевне Малых (к. и. н., с. н. с. Института востоковедения РАН) и Юрию Борисовичу Цетлину (д. и. н., с. н. с. Института археологии РАН) за их комментарии и замечания при написании данной статьи.

2 Воитаи 1987: 83.

3 Воитаи 1981: 30.

В 2001 г. в ходе археологических разведок Центра египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН) на территории северной части городища Мемфис 4 вне своего первоначального контекста был найден фигурный сосуд в форме петуха (КТ 01/0050, рис. 1).

Сохранившаяся часть сосуда изображает голову петуха. Высота найденного фрагмента составляет 19 см. У сосуда длинная шея, переходящая в тулово, от которого сохранился лишь небольшой фрагмент. На голове птицы закреплены гребешок, глаза, клюв, под клювом — две сережки, одна из которых утеряна. Клюв представляет собой носик сосуда. Гребешок и сережки покрыты красной краской. В нижней части шеи петуха есть две полосы красного цвета.

Несмотря на отсутствующий первоначальный контекст, этот сосуд представляет особый интерес из-за, во-первых, крайне необычного сюжета, а во-вторых — технологии, с помощью которой он был сделан.

ПЕТУХИ в ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ИСКУССТВЕ

Даже при беглом просмотре древнеегипетских изобразительных и письменных памятников становится очевидно, что петух встречается или упоминается в них намного реже, чем другие домашние или дикие птицы.

Как считают некоторые исследователи, самым ранним изображением петуха можно считать граффито на одном из блоков из храма Сенусерта III (1872-1853/52) 5 в Ме-дамуде (Верхний Египет). Изображение представляет собой абрис фигуры этой птицы с условно показанным гребнем на голове (рис. 2). Р. Котвией-Жироде датировал граффито временем Среднего царства (1785-1660 гг. до н. э.) 6. П. Хулихан отнесся к данному предположению скептически, предполагая, что рисунок был сделан в более позднюю эпоху '.

Свидетельства о присутствии петуха на территории Египта, относящиеся к эпохе Нового царства, разрозненны. Сохранились несколько изображений (порой спорных), а также одно упоминание в письменных источниках.

Одним из наиболее известных изобразительных памятников этого периода является остракон 8, обнаруженный во время сезона 1920-1921 гг. археологической экспедицией графа Карнарвона и Г. Картера в Долине царей. Его нашли в нижних непотревоженных слоях между гробницей Рамсеса IX и гробницей 55 вместе с другими остраконами с зарисовками и надписями художников царского некрополя 9. Контурная фигура петуха, выполненная черным цветом, сделана на довольно большом фрагменте известняка (его высота равняется 16,2 см; рис. 3) 10. Г. Картер датировал остракон с петухом периодом

4 В российскую концессию входят Ком-Туман, Ком-Дафбаби и Телль-Азизия. Рядом располагается современная деревня Мит-Рахина. Подробнее об археологических раскопках ЦЕИ РАН на территории Мемфиса, а также о некоторых объектах и типах керамических сосудов см.: Белова 2009; Крол 2009; ВеЫа 2004; 2005; ВеЫа et а1. 2005; Ве^а 2012; 2015; ВеЫа, Ivanov 2016; Ivanov 2007; 2015; Уагто^^ 2015; Ярмолович 2017.

5 ВескегаЛ 1998: 189.

6 Cottevieille-Giraudet 1931: 42.

7 Об этом вопросе подробнее см.: Houlihan 1988: 80.

8 Хранится в Британском музее, инв. № EA68539.

9 Carter 1923: 1.

10 Информация с сайта Британского музея. См.: http://www.britishmuseum.org/research/collection_ online/collection_object_details.aspx?objectId=10939 5&partId=1&searchText=rooster&page=4 (дата обращения: 01.10.2017).

с 1425 по 1123 г. до н. э. 11 (середина XVIII — вторая половина XX династии). Впоследствии его отнесли к правлению XIX династии 12 (т. е. 1292-1186/1185 гг. до н. э.).

Изображение петуха присутствует на серебряной чаше из Бубастиса (Восточная Дельта), найденной в одном из двух тайников с золотыми и серебряными предметами. Эти тайники обнаружили во время строительства железной дороги в 1906 г. 13 Внешние стенки сосуда украшает рельефный декор, а донце — розетка в виде кувшинки (рис. 4). Сцены разделены на четыре регистра. В третьем, неполностью сохранившемся, регистре, по мнению исследователей, представлены «пустынные сцены»14. В одной из них изображен петух, стоящий около пальмы. Напротив него стоят два страуса с птенцом, а за ними следует пастух. Чаша датирована эпохой правления Рамсеса II (XIX династия, 1279-1213 гг. до н. э.) 15.

К. Лиликвист проанализировала иконографию и композицию сцен на чаше и пришла к выводу, что в ней соединились левантийская и древнеегипетская традиции. При изготовлении чаши мастер изобразил на ней сцены из древнеегипетских храмов и гробниц (порой обращаясь к тем, которые редко встречались после эпохи Древнего царства), но при этом добавил детали, характерные для искусства Ближнего Востока 16. В частности, деревья, использованные в качестве разделителей для сцен, относятся к ближневосточной традиции. Изображение петуха исследователь трактует аналогичным образом.

Остракон из Долины царей и чаша из Бубастиса происходят из закрытых археологических комплексов, поэтому можно предположить, что уже в эпоху Нового царства и Третий переходный период древним египтянами были известны петухи. Однако небольшое количество памятников с изображением данной птицы показывает, что она не была распространена повсеместно.

На некоторых памятниках изображена или упомянута птица, которую можно атрибутировать как петуха лишь предположительно, ввиду чего они будут рассмотрены отдельно.

На рельефе со сценой приношения даров на южной стене трансепта в гробнице Рехмира (TT 100, Долина вельмож, Фивы) есть изображение ритона, от которого сохранились венчик, тулово и некоторые части декора (клюв, часть затылка и гребня; рис. 5). Г. Картер считал, что этот сосуд выполнен в форме головы петуха 17. Но существует и иная точка зрения — ритон представляет собой голову грифона 18.

В анналах Тутмоса III в Карнаке, в одном из пассажей, где идет речь о получении египетским царем дани из Сирии, по мнению К. Зете, может упоминаться курица 19:

ipdw 4 п hist tn jst st hr [mst] rr nb Четыре птицы страны этой, вот они [рождают]20 каждый день.

11 Carter 1923: 1.

12 Houlihan 1988: 79.

13 Simpson 1959: 29-30; Lilyquist 2012: 9, 11-13.

14 Lilyquist 2012: 28-29.

15 Lilyquist 2012: 38.

16 Lilyquist 2012: 38.

17 Carter 1923: 4.

18 PM I, 1: 207.

19 Urk. IV: 700.

20 По К. Зете, они «несут яйца» (Carter 1923: 4).

Рис. 1. Глиняный сосуд в форме петуха, обнаруженный экспедицией ЦЕИ РАН в Мемфисе (начало):

а — рисунок (выполнен О. Вингольц)

и) <1

Рис. 1. Глиняный сосуд в форме петуха, обнаруженный экспедицией ЦЕИ РАН в Мемфисе (окончание):

б — фото с различных ракурсов (сделаны С. Ивановым, Б. Буаморо)

Рис. 2. Прорисовка граффито из храма Сенусерта III (выполнена автором статьи)

Рис. 3. Остракон из Долины царей (по: Carter 1923: Fig. 1)

Рис. 4. Прорисовка серебряной чаши из Телль-Басты (по: Lilyquist 2012: Fig. 43)

Рис. 5. Прорисовка рельефа из гробницы Рехмира (по: Garis Davies 1943: Р1. XVПГ)

Таким образом, ключевой для смысла всей фразы глагол ms 'рождать' был реконструирован К. Зете. В то же время были высказаны и иные точки зрения. Так,

Ф. В. фон Биссинг считал, что на этом месте должен стоять глагол ^ 'петь'.

Доказывая свою точку зрения, К. Зете указал на немаловажную деталь — сохранившаяся нижняя часть первого иероглифа в этом глаголе (три палочки) может быть реконструирована только как знак $ ms 21. В любом случае, как считает П. Хулихан, стоит помнить, что, «даже если реконструкция верна, вопрос относительно упоминания петуха

22

должен все еще оставаться открытым»22.

По всей видимости, в конце Третьего переходного периода петухи были известны и в Нубии, о чем свидетельствует фрагмент фаянсовой фигурки из гробницы фараона Шабаки (гробница 15) в Эль-Курру (Судан) 23. От фигурки сохранились лишь голова и шея, причем часть головы сломана, поэтому с уверенностью сказать, что она изображает именно петуха (или курицу), а не какую-то другую птицу, невозможно. Фигурка датирована временем правления Шабаки (712-698 гг. до н. э.).

Изображения петухов в Египте встречались и в конце Позднего периода, но они также единичны. На притолоке из гробницы Хапиу, датированной XXX династией (380-342 гг. до н. э.), перед умершим изображены петух и арфист (рис. 6). Принимая во внимание ухоженный внешний вид птицы и близость к хозяину погребения, П. Хули-хан предположил, что петух был домашним животным Хапиу 24. На другом памятнике — терракотовой фигурке из Мемфиса — петух изображен сидящим у человека на руках. Сохранился только торс хозяина птицы, по которому видно, что он облачен в одежды с длинными рукавами и поясом, на руке надет широкий браслет (рис. 7). Фигурка датируется правлением XXXI династии (второе персидское завоевание) 25.

Крайне небольшое количество изображений и упоминаний петухов в древнеегипетских источниках позволяет предположить, что с эпохи Среднего царства до конца Позднего периода петух не был распространен Египте. По справедливому замечанию П. Хулихана, картина постепенно менялась с наступлением птолемеевского времени 26, когда этих птиц стали изображать чаще. Так, в гробнице Петосириса в местности Ту-на-эль-Гебель (рубеж IV и III в. до н. э. 27) петух дважды представлен в сценах приношения даров умершему 28. К птолемеевскому периоду (II—I вв. до н. э.) относится папирус из Элефантины 29, на котором нарисован петух (рис. 8). Он выполнен на сетке, с помощью которой древнеегипетские художники рассчитывали пропорции фигур и переносили их на другие поверхности. Этот папирус может свидетельствовать о том, что петух начал входить в изобразительную программу в искусстве древних египтян.

21 Carter 1923: 4.

22 Houlihan 1995: 201-202.

23 Фрагмент фигурки хранится в Музее изящных искусств в Бостоне. Инв. № 24.909. См.: http:// www.mfa.org/collections/object/fragment-of-rooster-figurine-145634 (дата обращения: 01.10.2017).

24 Houlihan 1988: 81.

25 Фрагмент терракотовой фигурки находится в

Музее египетской археологии Питри в Лондоне.

Инв. № UC46964. См.: http://petriecat.museums.ucl. ac.uk/detail.aspx (дата обращения: 01.10.2017).

26 Houlihan 1988: 81.

27 Ладынин 2015: 50.

28 Lefebvre 1923: Pl. XXV, XLVI.

29 Houlihan 1988: 81. См. P. 13558 в BerlPap: http:// berlpap.smb.museum/03767/?lang=en (дата обращения: 01.10.2017).

Рис. 7. Терракотовая фигурка из Мемфиса (UCL Petrie Museum, London: UC 47964. © University College London, the Petrie Museum)

Рис. 6. Фрагмент рельефа из гробницы Хапиу (по: Houlihan 1988: Fig. 113)

Рис. 8. Изображение петуха на папирусе (по: Houlihan 1988: Fig. 115)

Однако большее разнообразие изображений петухов и кур наблюдается среди предметов материальной культуры греко-римской эпохи. Это — терракотовые фигурки 30 и формы для их производства 31, небольшие сосуды, относящиеся к Memphis Black Ware 32, фигурные сосуды из глины 33 или фаянса 34, глиняные светильники 35, печати для амфорных пробок и (или) хлеба 36, костяные шпильки для волос 37, геммы, росписи на сосудах 38.

Подобное возрастание интереса к изображению петухов можно связать с проникновением в Египет греческой культуры, в которой эта птица занимала значительное место. Уже в VI в. до н. э. греки изображали ее на монетах 39, сосудах 40,

30 Например, терракотовая фигурка петуха из Навкратиса. Хранится в Британском музее в Лондоне, инв. № 1886,0401.1464. Датировка: III-II вв. до н. э. См.: http://www.britishmuseum.org/ research/collection_online/collection_object_details.as px?obj ectId=420784&partId=1 &searchText=cockerel& place=42209&page=1 (дата обращения: 01.10.2017).

31 Bailey 2008: 187, pl. 140 (№ 3773).

32 Флакон в форме петуха из Британского музея. Инв. № EA18338. Датировка: I в. до н. э. См.: http:// www.britishmuseum.org/research/collection_online/ collection_object_details.aspx?objectId=114000&pa rtId=1&searchText=cockerel&place=42209&page=1 (дата обращения: 01.10.2017). Подробнее о так называемой Memphis Black Ware (особый тип продукции гончарен Мемфиса) см.: Васильева, Малых 2016.

33 Например, носик флакона (?) в виде головы петуха, хранящийся в Британском музее. Инв. № EA49535. Датировка: II-III вв. н. э. См.: http:// www.britishmuseum.org/research/collection_online/ collection_object_details.aspx?objectId=157386&pa rtId=1&searchText=cockerel&place=42209&page=1 (дата обращения: 01.10.2017).

34 Небольшой фаянсовый сосуд из Метрополитен-музея. Инв. № 17.194.2456. Датировка: птолеме-евский период. См.: https://www.metmuseum.org/art/ collection/search/573254?sortBy=Relevance&amp;wh ere=Egypt&amp;ft=cock&amp;offset=0&amp;rpp=100 &amp;pos=1 (дата обращения: 01.10.2017).

35 Существуют глиняные светильники, на верхнюю часть которых помещена фигурка петуха. К примеру, светильник из Египетского музея сельского хозяйства в Каире. Инв. № 1099. Датировка: I в. до н. э. — I в. н. э. См.: Boutantin 2012: 119. Или светильник из Британского музея. Инв. № 1886,0401.1377. Датировка: конец I в. до н. э. — конец I в. н. э. См.: http://www.britishmuseum.org/research/collection_ online/collection_object_details.aspx?assetId=112551 7001&objectId=434136&partId=1 (дата обращения: 01.10.2017).

36 Например, такие печати из глины были найдены

в Навкратисе и хранятся в Британском музее. Инв.

№ 1886,0401.1768 и 1888,0601.157. Датировка: II-

I вв. до н. э. См.: http://www.britishmuseum.org/ research/collection_online/collection_object_details.as px?objectId=400259&partId=1&searchText=cockerel& place=42209&page=1;http://www.britishmuseum.org/ research/collection_online/collection_object_details.as px?objectId=400266&partId=1&searchText=cockerel& place=42209&page=1 (дата обращения: 01.10.2017). В этом же музее находится деревянная печать, на которой изображена сцена петушиного боя и написано имя Александр. Однако она предположительно датируется более поздним временем — I-III вв. н. э. Инв. № 1926,0330.1. См.: http://www.britishmuseum.org/ research/collection_online/collection_object_details.as px?objectId=400263&partId=1&searchText=cock&pla ce=42209&page=1 (дата обращения: 01.10.2017).

37 Такая шпилька хранится в Музее египетской археологии Питри. Инв. № UC7880iv. Датировка: римский период. См.: http://petriecat.museums.ucl.ac.uk/ detail.aspx?parentpriref (дата обращения: 01.10.2017). Также см.: Petrie 1927: XIX (32).

38 Müller 2011: 198. В случае с геммами речь идет о геммах с гностическим божеством Абраксасом, который изображался с головой петуха.

39 В качестве примера можно привести драхму Химеры (Сицилия) из Музея изящных искусств в Бостоне. Инв. № 04.449. Датировка: приблизительно 530-515 гг. до н. э. См.: http://www.mfa.org/ collections/object/drachm-of-himera-with-rooster-1036 (дата обращения: 01.10.2017).

40 Гидрия с изображениями двух петухов из ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. № И.1.б.1364. Датировка: третья четверть VI в. до н .э. Также см. фрагмент гидрии или амфоры оттуда же. Инв. № М-61 87/ sur.r. n. 1175. Для данной группы памятников характерно изображение петухов на плечах сосудов (CVA VIII: 47-48). Кроме того, изображения петухов можно встретить на коринфской керамике (арибалл с изображением двух петухов из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Инв. № ГР-27204. Датировка: 570-560-е гг. до н. э. См.: https://www. hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-col lection/25.+archaeological+artifacts/1032127 (дата обращения: 01.10.2017).

терракотах 41, инталиях 42 и т. д. Ее ассоциировали с такими божествами, как Гермес и Асклепий 43. Немалую популярность у греков имели и петушиные бои, о чем сообщают нам греческие авторы и свидетельствуют росписи на античных сосудах 44. Примечательно, что многочисленные изображения петухов и кур греко-римского периода происходят именно из тех мест Египта, где жило большое количество греков, например из Навкра-тиса. Так, Д. М. Бэйли считает, что терракотовые фигурки в виде отдельно стоящего петуха или бога Эроса 45, сидящего на петухе, были призваны защищать своего хозяина; их также могли приносить в храм Гермеса в качестве даров 46.

Таким образом, видимо, именно с момента прихода греков в Египет количество изображений петухов и кур в египетском искусстве начало возрастать, тогда как в более ранние периоды, как предположил П. Хулихан, египтяне изображали эту птицу как диковинное создание, которое редко встречалось в их стране 47.

Костные останки петухов и куриц также указывают на то, что эта птица распространилась в Египте в птолемеевское время. Р. Реддинг провел исследование, касающееся проблемы появления петухов на Среднем Востоке, и выяснил, что большая часть их останков, обнаруженных во время археологических исследований на территории Египта, датируется временем от первой половины правления династии Птолемеев вплоть до VI в. н. э. Самые древние останки относятся к 658-522 гг. до н. э. (царствование XXVI — начало правления XXVII династии), хотя в данном случае это скорее исключение 48.

По мнению Р. Реддинга, распространение петухов и кур по территории Среднего Востока происходило через Иран (3900-е гг. до н. э.), Турцию и Сирию (24002000 гг. до н. э.), Иорданию (1200-е гг. до н. э.) 49. Учитывая все вышесказанное и принимая во внимание остракон Г. Картера, Р. Реддинг считает, что куры могли появиться в Древнем Египте около 1120 г. до н. э. 50

Существуют и иные взгляды на данную проблему. Ф. Э. Зенер предположил, что куры появились в Древнем Египте, видимо, в эпоху Нового царства, а затем пропали до времени Птолемеев. По мнению Д. Эдвардса и К. Макдональда, остракон, найденный Г. Картером, не может свидетельствовать о появлении петухов в Египте. Эта птица редко встречалась или же вовсе отсутствовала у египтян вплоть до 300 г. до н. э. (т. е. до эпохи Птолемеев). В более поздней работе К. Макдональд вместе с Р. Бленчом высказал

41 См., например, фигурку петуха из Метрополитен-музея. Инв. № 01.7755. Датировка: приблизительно середина V в. до н. э. См.: http://www.mfa. org/coUections/object/cock-151878 (дата обращения: 02.10.2017).

42 К примеру, инталия-скарабеоид из Государственного Эрмитажа. Инв. № ГР-27785. Датировка: V в. до н. э. См.: https://www.hermitagemuseum.org/wps/ portal/hermitage/digital-collection/18.+carved+ston es/1042530 (дата обращения: 01.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Bailey 2008: 94-95; Lexikon der Antike: 244.

44 О росписях на сосудах см. сн. 40. О петушиных боях в античной культуре см.: Толмачева 2017.

45 Петух не был животным Эроса, он лишь «одалжи-

вал» этот атрибут у Гермеса (Bailey 2008: 95).

46 Bailey 2008: 95, 178.

47 Houlihan 1995: 202.

48 Р. Реддинг указывает, что до недавнего времени костные и растительные останки крайне редко изучались специалистами, работающими на памятниках Среднего Востока и Египта. Исключением на территории Египта является Береника, находящаяся на побережье Красного моря, в которой было исследовано 100% останков птиц. Из 94 фрагментов 85 принадлежали курицам, что представляет достаточно большое число. Подробнее см.: Redding 2015: 12-14.

49 Redding 2015: 14. Впервые эта птица была одомашнена в Китае (Blench, MacDonald 2000: 496).

50 Redding 2015: 14.

мнение, что петуха привозили в Египет как диковинное создание еще в эпоху Нового царства, но для экономики он стал важен лишь во времена правления Птолемеев 51.

После римского периода петухов и кур продолжали изображать на самых различных предметах: текстиле, коптских рукописях, керамических сосудах, косметических

52

принадлежностях и, возможно, амулетах .

Фигурные сосуды в Древнем Египте

Исследователи не раз обращались в специальной литературе к древнеегипетским фигурным сосудам 53. Они требуют отдельного от остального керамического материала изучения из-за технологических и изобразительных особенностей. Основополагающей работой в данном направлении стала статья Ж. Буррьё, вышедшая в конце 1980-х гг. 54 Она посвящена фигурным сосудам эпохи Нового царства. В вводной части статьи исследователь предложила подразделить эту категорию сосудов на два класса по технологическим признакам:

A. Сосуды с объемным декором 55. Для создания изображения декоративные элементы закреплялись на поверхности сосуда. Они могли быть выполнены вручную (фигурными налепами, которым придавалась та или иная форма) или в специальной форме-матрице. При этом сам сосуд гончар создавал на гончарном круге, вручную или в форме. Форма сосуда оставалась практически прежней или слегка изменялась после прикрепления декоративных элементов на стадии сушки сосуда.

B. Фигурные сосуды, форме которых приданы характерные черты человека, животного и т. д. 56 Их могли делать вручную, в формах или совмещая две эти техники. Ж. Буррьё отмечает, что данные сосуды не могли изготавливать на гончарном круге, так как он не позволяет создать фигурную форму 57.

Начиная с эпохи Нового царства для создания скульптурного декора гончары стали применять специальные формы. Они прикладывали такую форму к внешней поверхности сосуда, сделанного вручную или на гончарном круге, и отпечатывали изображение, из-за чего с противоположной, внутренней, стороны оставались следы пальцев 58.

Как уже упоминалось выше, среди древнеегипетского керамического материала можно встретить сосуды в виде петуха или курицы. Ближайшей аналогией нашему сосуду с Ком-Тумана является фигурный сосуд в виде курицы, хранящийся в Музее египетской археологии Питри (рис. 9) 59. Предположительно, его нашли в ходе раскопок Ф. Питри в Мемфисе. Однако, по словам куратора коллекции д-ра А. Стивенсон, данная

51 Redding 2015: 14.

52 Müller 2011: 198. Подробнее об этом см.: Толмачева 2017.

53 См., например: Bourriau 1981; Bourriau 1987; Васильева, Малых 2016.

54 Bourriau 1987: Pl. XXIII-XXXI.

55 Например, такой способ декорирования применялся в Поздний период для производства некоторых типов сосудов с изображением бога Беса. Подробнее см.: Yarmolovich 2015.

56 К примеру, с помощью такой техники был выпол-

нен фигурный сосуд в виде сидящей на коленях женщины с маленьким ребенком за спиной. Он находится в коллекции Британского музея. Инв. № ЕА54694. Датировка: XVIII династия (1479-1352 гг. до н. э.). См.: http://www.britishmuseum.org/research^oИectюn_ online/coИection_object_details.aspx?objectId=119865 &partId=1&searchText=54694&page=1 (дата обращения: 02.10.2017).

57 Воитаи 1987: 81-82.

58 Dorman 2002: 15-16, р1. 3 (В, С).

59 Инв. № иС19491.

UC19491

> «.

A.

Рис. 9. Фрагмент глиняного сосуда в форме курицы (UCL Petrie Museum, London: UC 19491 © University College London, the Petrie Museum)

атрибуция, равно как и датировка византийским периодом, является гипотетической, так как не сохранилось никаких документов о месте обнаружения и контексте этого объекта.

Высота сохранившейся части фигурного сосуда из музея составляет 19 см. Подобно нашему сосуду, птица имеет длинную шею, а на голове у нее изображены гребешок, сережки и глаза, сделанные с помощью фигурных налепов. Клюв использовался в качестве носика сосуда. Сосуд покрыт светло-бежевым ангобом 60.

Сосуд из Музея Питри похож на сосуд с Ком-Тумана с точки зрения сюжета и формы исполнения (к сожалению, по фотографии, размещенной на сайте Музея Питри, нельзя судить о способе его изготовления), но в то же время между ними есть очевидные различия. В первую очередь бросается в глаза то, что сосуды выполнены с разной степенью детализации. Гребешок, глаза и серьги петуха с Ком-Тумана различными способами подчеркнуты мастером, чтобы придать больше сходства с птицей, а сосуд из музея не имеет таких деталей.

Другие известные по литературе фигурные сосуды, изображающие петухов или кур, делали либо в специальных формах, либо используя комплексную технику. Примером первой технологии может служить флакон в виде петуха, относящийся к Memphis Black Ware61. Изготавливая фигурный сосуд во второй, комплексной, технологии, гончар использовал несколько приемов для создания изображения. Судя по технологическим следам на поверхностях, сосуд в форме петуха с Ком-Тумана был выполнен вторым способом.

Кольцевые следы на шее петуха показывают, что верхняя часть сосуда — голова и шея птицы — была вытянута на гончарном круге. Изгиб ей придали двумя пальца-

60 Информация из электронного каталога Музея museums.ucl.ac.uk (дата обращения: 02.10.2017).

египетской археологии Питри. См.: М1р://рейеса1 61 См. сн. 32.

ми. В то же время на тулове сосуда есть шов, идущий по всей его сохранившейся внутренней части. Гребень, глаза, серьга и клюв птицы сделаны с помощью скульптурных налепов. Зрачки петуха продавлены круглым полым инструментом, видимо трубочкой. Отверстие в шее было проткнуто длинным инструментом по направлению сверху вниз.

Аналогичным способом, вероятно, была сделана «голова верблюда»62, также обнаруженная во время археологических исследований Ф. Питри в Мемфисе. Подобно сосуду с Ком-Тумана, этот сосуд имеет длинную шею, которая, возможно, была вытянута на гончарном круге и согнута для придания формы. Глаза животного выполнены скульптурными налепами. «Голова верблюда» вместе с остальными находками из дома А датирована 50-ми гг. н. э. по монете, предположительно, времени правления Тиберия.

Однако неясно, каким образом было сделано тулово сосуда с Ком-Тумана. Возможны два варианта: гончар изготовил две половинки тулова в специальной форме и соединил их или же он мог вытянуть донце и тулово (без верхней части сосуда) на гончарном круге, верхнюю часть (спинку птицы) согнуть и соединить две противоположные стенки. Вторым способом был выполнен аскос в виде курицы, обнаруженный в доме 44 в Танисе во время археологических раскопок Ф. Питри 63 (рис. 10). Датировка аскоса остается спорной. К. Фавар-Микс отнесла его к «коптскому» периоду 64. Иного мнения придерживается Д. М. Бэйли, который предлагает две датировки — II в. н. э. или же поздний римский период. При этом сам он отдает предпочтение более ранней из них 65. Аскос сближает с сосудом с Ком-Тумана и то, что он имеет орнамент (волнистые линии и точки) на тулове.

ГЛИНЯНОЕ ТЕСТО СОСУДА В ФОРМЕ ПЕТУХА

Сосуд с Ком-Тумана сделан из средне-грубого средне-плотного аллювиального глиняного теста 66 с большим количеством тонких, средних и крупных продолговатых растительных частиц, редкими тонкими черными минеральными частицами, редкими тонкими частицами кварцевого песка, средним количеством тонких и среднего размера белых минеральных частиц. На сколе сердцевина имеет красный цвет, а по бокам — коричневый.

Среди древнеегипетского материала самым близким по составу и фактуре оказалось тесто, характерное для амфор типа Late Roman Amphora 7 (LRA 7) 67. Это плотное

62 Petrie et al. 1910: 45, pl. XL. К сожалению, достоверно сказать, что этот объект схож с нашим сосудом по технологическим признакам, не представляется возможным из-за качества фотографии, опубликованной в труде Ф. Питри. Поиски в электронном каталоге Музея египетской археологии Питри также не увенчались успехом.

63 Bailey 2008: 187, pl. 140 (инв. № EA3774). Ф. Пи-

три предположил, что дом, в котором нашли аскос,

был уничтожен во время пожара в конце II в. н. э.

Под домом была найдена монета эпохи правления династии Птолемеев, а внутри — монета эпохи

Веспасиана (I в. н. э.). Он мог принадлежать «богатому римскому чиновнику».

64 Bailey 2008: 187.

65 Bailey 2008: 187.

66 Одна из египетских групп глин (Nile alluvial clays). Они откладывались на протяжении позднего плейстоцена и голоцена в пойме Нила. Эти глины содержат большое количество кремнезема и гидроксида железа. Также среди естественных примесей в них встречаются слюда и органика. При обжиге в окислительной среде они приобретают цвет от красного до коричневого (Nordström, Bourriau 1993: 160-161; Bourriau et al. 2000: 121).

67 Согласно базе данных «Римские амфоры: электронный ресурс», из этого глиняного теста также производились амфоры типов Amphore Égyptienne Bitron-

аллювиальное глиняное тесто с редкими включениями золотой слюды, тонкими включениями известняка и большим количеством растительных частиц. Петрографический анализ этого теста показал, что оно содержит много угловатого кварцевого песка (средний размер песчинки — 0,05-0,30 мм) с частицами размера чуть больше среднего, пироксен, мусковит и биотит, плагиоклазы и иногда известняк. При обжиге оно приобретает коричневый цвет (приблизительно Мише11 10YR 4/4) 68. Производства амфор из подобного глиняного теста были зафиксированы на территории всей нильской долины, а также в Гермополис-Магне, Оскиринхе, Антинополе, Акорисе, Фаюмском оазисе, За-вьет-эль-Мэтине и около озера Марьют.

Датировка амфор, которые производили из подобного глиняного теста, укладывается в период с I в. до н. э. по VIII в. н. э. (т. е. с конца эпохи правления Птолемеев до исламского времени). При этом исследователи отмечают любопытную картину — в позд-неримский период тесто содержало большее количество растительных включений, чем в исламский 69.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что сосуд с Ком-Тумана мог быть изготовлен в римский период. На это указывает сходство состава его глиняного теста и теста вышеописанных амфор, в частности высокое содержание растительных включений, характерное для сосудов позднеримской эпохи.

conique 3, Peacock & Williams 52, Bailey Type A, Egloff 172. См.: Southampton 2014: http://archaeologydataser-vice.ac.uk/archives/view/amphora_ahrb_2005/fabric_

detail.cfm?id=LRA%207%20fabric&CFID=eaa24fc1-

fa2a-44db-9f2c-2f16162ae943&CFT0KEN=0 (дата обращения: 03.10.2017).

68 Southampton 2014: http://archaeologydataservice. ac.uk/archives/view/amphora_ahrb_2005/fabric_detail. cfm?id=LRA%207%20fabric&CFID=eaa24fc1-fa2a-44db-9f2c-2f16162ae943&CFT0KEN=0 (дата обращения: 03.10.2017).

69 Gascoigne 2007: 166.

Выводы

Таким образом, фигурный сосуд в форме петуха, найденный во время археологических исследований ЦЕИ РАН на территории Ком-Тумана (Мемфис), датируется периодом с конца правления династии Птолемеев до III в. н. э. В первую очередь на это указывает возрастание количества изображений петухов и кур в древнеегипетском искусстве (в частности, появилось огромное число предметов быта в форме или украшенных изображениями этих птиц), начавшееся с приходом Птолемеев и продолжавшееся в римскую эпоху. Столь же немаловажным является отмеченное сходство технологических признаков нашего сосуда с аскосом из Таниса и «головой верблюда» из Мемфиса, относящихся к римскому периоду. Не противоречит данной датировке и описание глиняного теста. Судя по нему, сосуд могли как сделать в Мемфисе, так и привезти из любого центра керамического производства на территории нильской долины.

Хотя в римское время основная часть военного лагеря римлян была сосредоточена в Вавилоне, в Мемфисе тоже располагалось некоторое число подразделений. На сегодняшний день в распоряжении экспедиции ЦЕИ РАН на Ком-Тумане пока мало свидетельств римского присутствия на городище 70. Известно, однако, что на Ком-Дафбаби были найдены рельефы с митраистскими сценами, что может указывать на нахождение в Мемфисе храма бога Митры, пользовавшегося популярностью в римской армии 71.

Сохранившаяся часть сосуда показывает, что он был достаточно высоким. По всей видимости, хозяева могли использовать его в быту, к примеру в качестве кувшина для хранения жидкостей. Контексты предметов с изображением петухов с других памятников на территории Египта имеют широкий диапазон — бытовой, сакральный и погребальный. Во многом эти предметы связаны с греко-римской культурой, в которой образ петуха имел несколько значений. Поэтому логично предположить, что наш сосуд с петухом мастер мог сделать под влиянием вкуса заказчика или пытаясь имитировать иноземные образцы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белова 2009

Белова Г. А. Ком Туман (Мемфис). В кн.: Шеркова Т. А. (ред.) Культура Египта и стран Средиземноморья в древности и Средневековье. Сборник статей памяти Т. Н. Савельевой (Москва, 2009): 54-103.

Васильева, Малых 2016 Васильева О. А., Малых С. Е. "Древнеегипетские рельефные керамические сосуды греко-римского времени из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина", Вестник древней истории 4 (2016): 981-1010.

Крол 2009

Ладынин 2015

Крол А. А. Базы колонн из Мемфиса. В кн.: Шеркова Т. А. (ред.) Культура Египта и стран Средиземноморья в древности и Средневековье. Сборник статей памяти Т. Н. Савельевой (Москва, 2009): 263-276.

Ладынин И. А. "Гробница Петосириса в Туна эль-Гебель и её «мир-Двойник»: интерпретация памятника в свете настроений элиты начала эллинистического времени", Восток (Oriens) 5 (2015): 48-64.

70 Белова 2009: 89.

71 Белова 2009: 89-90.

Толмачева 2017

Ярмолович 2017

Bailey 2008

Belova 2004

Belova 2005

Belova et al. 2005

Belova 2012

Belova 2015

Belova, Ivanov 2016

BerlPap

Толмачева Е. Г. "Интерьерная «ткань с петухами» из раскопок Центра египтологических исследований РАН на некрополе Дейр-аль-Банат (Фаюм): к вопросу о символике петуха в позднеантичном Египте", Египет и сопредельные страны 3 (2017). Digital resource, mode access: http://www.enc-journal.com/images/contribu-tions/2017-3/3-2-tolmacheva pdf.

Ярмолович В. И. "Об одном типе древнеегипетской тонкостенной керамики Позднего и Птолемеевского периодов: морфология и проблема персидского влияния", Восток (Oriens) 5 (2017): 52-71.

Bailey D. M. Catalogue of the Terracottas in the British Museum, IV: Ptolemaic and Roman Terracottas from Egypt (London, 2008).

Belova G. The Cretans in Egypt. In: Maravelia A.-A. (ed.) Europe, Hellas and Egypt: Complementary Antipodes during Late Antiquity. Papers from Session IV. 3, held at the European Association of Archaeologists 8th Annual Meeting in Thessaloniki 2002 (Oxford, 2004): 1-4.

Belova G. Ancient Memphis and the Helleno-Roman World: A Short Note. In: Maravelia A.-A. (ed.) Modern Trends in European Egyptology. Papers from a Session, held at the European Association of Archaeologists 9th Annual Meeting in St. Petersburg 2003 (Oxford, 2005): 5-6.

Belova G., Gidaspov A., Kats M., Krol A., Modin I., Pelevin A., Sokolov S. Integrated Geophysical Survey at the Kom Tuman Site, Ancient Memphis (Egypt). In: Piro S. (ed.) Proceedings — Extended Abstracts of the 6th International Conference on Archaeological Prospecting. Rome, Italy, September 14-17, 2005 (Rome, 2005): 66-69.

Belova G. Memphis: Correlation between Written Sources and Archaeological Data. In: Belova G., Ivanov S. (ed.) Achievements andProblems of Modern Egyptology. Proceedings of the International Conference Held in Moscow on September 29 — October 2, 2009 (Moscow, 2012): 23-39.

Belova G. A. "White walls" — the ancient capital of Egypt. In: XIInternational Congress of Egyptologists Paper andposter abstracts (Florence, 2015): 25.

Belova G. A., Ivanov S. V. "Kom Tuman. Season 2016", Египет и сопредельные страны (Egypt and Neighbouring countries) 4 (2016): 23-30. Digital resource, mode access: http://www.enc-journal.com/images/contributions/2016-4/4-2-belova-iva-nov pdf.

Berlin Papyrus Database. Digital resource, mode access: http://berlpap.smb.museum/ projekt/?lang=en.

Blench, MacDonald 2000 Blench R., MacDonald K. C. II.G.6. Chickens. In: Kiple K. F., Ornelas K. C. (ed.) The Cambridge World History of Food, I (Cambridge, 2000): 496-499.

Boutantin 2012 Bourriau 1981

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bourriau 1987

Bourriau et al. 2000

Beckerath 1998

Les terres cuites gréco-romaines du Musée Égyptien de l'Agriculture (Le Caire, 2012).

Bourriau J. Umm el Ga'ab. Pottery from the Nile valley before the Arab conquest (Cambridge, 1981).

Bourriau J. "Pottery figure vases of the New Kingdom", Cahier de la Céramique égyptienne (Le Caire, 1987): 81-96.

Bourriau J. D., Nicholson P. T., Rose P. J. Pottery. In: Nicholson P. T., Shaw I. (ed.) Ancient Egyptian Material and Technology (Cambridge, 2000): 121-147.

Beckerath J. von. Chronologie des pharaonischen Ägypten: Die Zeitbestimmung der ägyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. (München — Berlin, 1998).

Carter 1923

Carter H. "An Ostracon depicting a Red Jungle-Fowl (The Earliest Known Drawing of the Domestic Cock)", Journal of Egyptian Archaeology 9 (1923): 1-4.

Cottevieille-Giraudet 1931 Cottevieille-Giraudet R. Fouilles de l'Institut Français d'Archéologie Orientale du Caire (Année 1930) sous la Direction de M. Pierre Jouquet. Rapport Préliminaires. Tome huitièm. Deuxième partie. Médamoud La verrie-les graffite (Le Caire, 1931).

CVA VIII

Dorman 2002

Garis Davies 1943 Gascoigne 2007

Houlihan 1988 Houlihan 1995 Ivanov 2007

Ivanov 2015

Sidorova N. Corpus Vasorum Antiquorum. Russia, Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow, VIII: East Greek Pottery (Roma, 2009).

Dorman P. Faces in clay: technique, imagery, and allusion on a Corpus of Ceramic Sculpture from Ancient Egypt (Mainz, 2002).

Garis Davies N. de. The Tomb of Rekh-mi-re ' at Thebes, II (New York, 1943).

Gascoigne A. L. Amphorae from Old Cairo: a Preliminary Note. In: Cahier de la Céramique Égyptienne, VII/I: Amphores d'Égypte de la Basse Époque à l'époque arabe (Le Caire, 2007): 161-173.

Houlihan P. F. The Birds of Ancient Egypt (Cairo, 1988). Houlihan P. The animal world of the Pharaohs (Cairo, 1995).

Ivanov S. V. Anthropomorphic figurines found at Kom Tuman (Memphis). In: Barta M., Coppens F., Krejci J. (ed.) Abusir andSaqqara in the Year 2005 (Prague, 2007): 32-41.

Ivanov S. V. Offering and Crocodiles at Pottery Offering Trays from Memphis. In: Иванов С. В., Толмачева Е. Г. (ред.) И земля в ликовании... Сборник статей в честь Г. А. Беловой = And the Earth is Joyous... Essays in Honour of Galina A. Belova (Москва, 2015): 115-128.

Lefevbre M. G. Le Tombeau de Petosiris. Troisième partie: Vocabulaire et Planche (Le Caire, 1923).

Irmscher J., Johne R. (ed.) Lexikon der Antike (Leipzig, 1977).

Lilyquist C. "Treasures from Tell Basta: Goddesses, Officials, and Artists in an International Age", Metropolitan Museum Journal 47 (2012): 9-72.

Müller M. The cock, the face and the bell: amuletic jewellery of the Byzantine Period. In: Fluck C., De Moor A. (ed.) Dress Accessories of the 1st Millennium AD from Egypt, Proceedings of the 6th Conference of the Research Group 'Textiles of the Nile Valley', Antwerp 2010 (Tielt, 2011): 194-203.

Nordström, Bourriau 1993 Nordström H.-Â., Bourriau J. Fascile 2. Ceramic Technology: Clays and Fabrics. In: Bourriau J., Nordström H.-Â. (ed.) An Introduction to Ancient Egyptian Pottery (Mainz am Rhein, 1993): 144-190.

Petrie et al. 1910 Petrie W. M. F., Mackay E., Wainwright G. Meydum andMemphis (III) (London, 1910).

Petrie 1927 Petrie W. M. F. Objects of Daily Use (London, 1927).

PM I, 1 Porter B., Moss R. L. B. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic

Texts, reliefs, and Paintings, I: The Theban Necropolis, I: Private tombs (2nd revised and augmented edition; Oxford, 1970).

Redding 2015 Redding R. W. "The Pig and the Chicken in the Middle East: Modeling Human Sub-

sistence Behavior in the Archaeological Record Using Historical and Animal Husbandry Data", Journal of Archaeological Research 23/4 (2015): 325-368. DOI: 10.1007/ s10814-015-9083-2.

Lefevbre 1923

Lexikon der Antike Lilyquist 2012

Müller 2011

Simpson 1959 Southampton 2014 Urk. IV

Yarmolovich 2015

Simpson W. K. "The Vessels with Engraved Designs and the Repoussé Bowl from the Tell Basta Treasure", American Journal of Archaeology 63/1 (1959): 29-45.

University of Southampton (2014) Roman Amphorae: a digital resource [data-set]. York. Digital resource, mode access: https://doi.org/10.5284/1028192.

Sethe K. Urkunden der 18. Dynastie. IV(Leipzig — Berlin, 1906-1958).

Yarmolovich V. I. Dating the Bes vessels from the CES RAS excavations at Kom Tuman. In: Иванов С. В., Толмачева Е. Г. (ред.) И земля в ликовании... Сборник статей в честь Г. А. Беловой = And the Earth is Joyous... Essays in Honour of Galina A. Belova (Москва, 2015): 389-397.

Виктория Игоревна Ярмолович

младший научный сотрудник

Центра египтологических исследований РАН

viktoriya.yarmolovich@yandex.ru

Victoria I. Yarmolovich FIGURE VESSEL IN SHAPE OF A ROOSTER FROM KOM TUMAN (EGYPT): TECHNOLOGICAL AND ICONOGRAPHICAL STUDY

The article is devoted to the study of a figure vessel made in shape of a rooster. It was discovered in 2001 during the archaeological excavations of the Centre for Egyptological Studies of the Russian Academy of Sciences (CES RAS) in Memphis. Lack of its original context and small quantity of analogies complicated its dating.

The study of depictions and mentions of roosters in Ancient Egyptian sources has shown that this bird was not widely distributed in comparison with other poultry. Its depictions increased in number in the Greco-Roman period, and it can be ascribed to intensive penetration of Ancient Greek culture into Egypt. Technological features and clay analysis also have analogies among material of the Roman period. All these data let us to suggest that the vessel from Memphis dates to the end of Ptolemaic dynasty — III century AD.

Keywords: rooster, figure vessel, Kom Tuman, Memphis, ancient pottery, Ancient Egypt, Ptolemaic period, Roman Period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.