АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE
© О. А. Иванова
УДК 712.2(574-25) 2.1.12 Архитектура зданий и сооружений.
Творческие концепции архитектурной деятельности (архитектура, технические науки)
СЕМАНТИКА БИРЮЗОВОГО КУПОЛА В АРХИТЕКТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ НУР-СУЛТАНА
О. А. Иванова
Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
SEMANTICS OF TURQUOISE DOME IN ARCHITECTURAL LANDSCAPE OF NUR-SULTAN
Olga А. Ivanova
Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia
Аннотация. В статье раскрывается семантическая роль архитектурного ландшафта столицы в процессе поиска национальной идентичности и самоопределения на примере столицы Казахстана - Нур-Султана. Определяется генезис семантического кода архитектурного элемента -бирюзового купола, анализируются особенности его работы в структуре семантического каркаса архитектурной среды Нур-Султана. Представлена авторская трактовка данного символа как явления новой казахстанской культурно-идеологической парадигмы.
Ключевые слова: архитектура Нур-Султана, семантика, архитектурный ландшафт, бирюзовый купол
►-
Введение
С древнейших времен архитектурная среда городов-столиц отражала особенности статуса центра государства, раскрывающего в наиболее
Abstract. The article reveals the semantic role of the architectural landscape of the capital in the process of searching for national identity and self-determination on the example of the new capital of Kazakhstan - Nur-Sultan. The genesis of the semantic code of the architectural element is determined - the turquoise dome, the features of its work in the structure of the semantic framework of the architectural environment of Nur-Sultan are analyzed.The author presents her own interpretation of the blue dome symbol as a phenomenon of the new Kazakh cultural and ideological paradigm.
Key words: Nur-Sultan architecture, semantics, architectural landscape, turquoise dome
транспарантных и ярких формах его социально-политические и культурные векторы развития. Семантический образ архитектурного ландшафта города-столицы складывается из различных
DOI: 10.31660/2782-232X-2021-3-6-12 Архитектура, строительство, транспорт
2021. № 3 (97). С. 6-12
коннотаций и прочтений, указывающих на идеологическую основу жизни страны и общества. В число задач государственных политических элит входят и те, что связаны с поиском вектора самоопределения и идентичности нации. Архитектура и ее репрезентативная функция используются для трансляции основных аспектов данной идентичности. В последние годы тема научного осмысления различных факторов формирования ландшафтной среды городских общественных пространств Казахстана все чаще привлекает внимание исследователей [1-4].
Объект и методы исследования
Данная статья посвящена исследованию семантики архитектурного ландшафта столицы Казахстана - Нур-Султана. В работе использован комплекс методов научного познания: аналитический, синтез и обобщение, метод стилистического анализа и визуализации, историко-сравни-тельный и логический методы.
Результаты
В конце XX века на мировой политической карте появилось несколько независимых государств - бывших советских республик, - перед которыми встал вопрос поиска новых форм и механизмов трансформации под новые функции архитектурного ландшафта своих главных городов, получивших статус столиц (особое значение имеет семантическая функция, которая теперь обладает более сложным содержанием). Необходимо отметить, что в Казахстане решение данного вопроса шло особым путем - в стране был осуществлен проект переноса столицы. В 1997 году столицей стал небольшой провинциальный город, который за несколько десятилетий сменил ряд названий: Целиноград, Акмола, Астана, с 2018 года - Нур-Султан. Как и любой столице, Нур-Султану приходится формировать единовременно архитектурную среду более высокого уровня и выстраивать семантические связи нового формата. Исследователь в области географии Н. Кох отмечает: «Новый городской пейзаж Астаны явно призван стимулировать чувства национальной гордости и самобытности»
[5]. Но основная сложность в процессе выстраивания новых семантических связей связана с уникальной, исторически сложившейся особенностью Казахстана - чрезвычайно разнообразным национальным составом населения. Согласно [6], в «сложной казахской действительности нелегко найти идеи и символы, которые были бы одинаково важны для кочевников и поселенцев, мусульман и христиан».
Перед правительством встала задача формирования новой матрицы символов для трансляции интеграционных идеологических позиций, в том числе и посредством архитектурных форм новой столицы. Главным лейтмотивом с подачи первого президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева стала связь современности и культурной памяти (традиций), а также связь Европы и Азии - так называемый путь евразийства. При этом в архитектурном ландшафте столицы начали возникать и множиться визуальные символы, абсолютно не характерные для ее городской среды в прошлом. Наиболее частым атрибутом архитектурного облика многих общественных сооружений стал купол стрельчатой или полуциркульной формы бирюзового, синего, лазурного цветов покрытия.
Преобладание бирюзовых куполов в архитектурном ландшафте Нур-Султана сразу бросается в глаза. Этот важнейший семантический код в среде столицы появился благодаря яркой образной визуальной форме и связи с культурой и историей Казахстана. Интересен тот факт, что распространению бирюзовых куполов в среде Нур-Султана поспособствовал первый президент страны, которого часто называют главным визионером и вдохновителем проекта строительства новой столицы [7]. Н. А. Назарбаев лично выполнил ряд эскизов важнейших сооружений столицы. В их числе - Национальный музей, Дом приемов, фонтаны, резиденция президента и многие другие объекты и архитектурные сооружения [8]. Практически все они увенчаны голубым или бирюзовым куполом (рис. 1.).
Знания истории Казахстана позволили главе государства выделить из прочих такой элемент архитектурной традиции, коннотация которого
Т JPV
Рис. 1. Бирюзовые купола в архитектурном ландшафте Нур-Султана: а) Дом приемов, б) Резиденция президента Республики Казахстан,
в) Президентский центр культуры,
г) здание аэропорта Нур-Султана
органично вписалась в семантическую матрицу столицы республики и при этом отразила глубинные философские смыслы, лежащие в основе ведущего идеологического вектора, обозначенного органами власти. Однако происхождение данного символа все же больше связано с наци-
ональными культурными традициями определенной части казахстанского общества и, если учитывать ее корни, имеет мало точек соприкосновения с философией евразийства.
Для утверждения прочных позиций в мировом сообществе Казахстану необходимо дистанцироваться от советского наследия в политическом, социальном и культурном смыслах. В данном случае главными символами образа, с которым должно ассоциироваться новое независимое государство, становятся те, что соотносятся с национальной казахской культурно-бытовой традицией. Часть образов воплощена посредством архитектурных форм, связанных с историческим пластом городской жизни. Один из зарубежных исследователей новой казахстанской культурной действительности Ш. Анакер отмечает: «Сразу после обретения независимости режим сделал основной упор на средневековые городские центры юга, включая Туркестан, Шым-кент и Отрар. Фокус был не только географическим, но и временным: официальный дискурс подразумевал, что раннесредневековый период был фактически главным "золотым веком" казахской культуры» [9].
Данная часть истории казахского народа малоизвестна широкому кругу, так как представление об историческом развитии нации чаще формируется через контекст уклада жизни кочевых тюркских народов, проживающих с древнейших времен на данных территориях. Южные территории Казахстана (область вокруг Туркестана), граничащие с Узбекистаном, с эпохи Средневековья имеют богатую историю градостроительства, строительства великолепных архитектурных сооружений, во многих аспектах имеющих связи с архитектурной традицией таких известных центров Средней Азии, как Бухара и Самарканд. Помимо таких знаменитых сооружений, как Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (рис. 2), на территории Южного и Центрального Казахстана существует ряд менее известных, но весьма значительных памятников эпохи Караханидов: Мавзолей Тек-Турмас недалеко от Тараза, Мавзолей Кок-Кесене (Южный Казахстан), Мавзолей Сырлы-там на Жа-на-Дарье [10]. Для данных памятников характерно использование поливной плитки бирюзового цвета в отделке куполов.
Архитектура эпохи Караханидов повлияла и на зодчество монгольской эпохи на территории
Центрального Казахстана [10]. В долине р. Кен-гир, недалеко от современного Джезгазгана, в XIII веке построен памятник, относящийся к монгольской эпохе, - Мавзолей Джучи-хана с коническим куполом, покрытым поливными плитками бирюзового цвета (рис. 3).
Несмотря на то, что правительство Казахстана активно подчеркивает светский вектор проводимой социальной политики и равнозначность этнических групп и религиозных конфессий, бирюзовый туркестанский купол - символ, относящийся к мусульманской культурной традиции.
Второе значение данного символа связано с еще более древней историей территорий казахских степей - тенгрианством как частью кочевой этнической традиции тюркских народов. Культ голубого неба - Кюк-Тенгри - становится популярным среди части казахских элит в 90-е годы XX века (неотенгрианство) и являет собой выражение коллективного духа, принадлежности к определенной культурно-этнической формации [11]. Популярность неотенгрианства способствовала возрождению некоторых символических визуальных кодов и систем и обусловила их ак-
тивное внедрение в архитектурный ландшафт новой столицы. В контексте неотенгрианской семантики сферическая форма купола и его бирюзовый цвет получают современную трактовку как символ небесного свода.
Принимая во внимание интеграционный вектор политики казахстанского правительства, определяющий интернационализацию и направленный на мирное взаимодействие многонационального и многоконфессионального населения как главную задачу, было бы некорректно трактовать семантику голубого купола исключительно в привязке к мусульманской или тенгриан-ской религиозным традициям, так как данный элемент в среде Нур-Султана встречается чаще всего в светских сооружениях, не имеющих прямой связи с исламской или языческой культурой.
Выводы
Таким образом, углубляясь в историю формирования семантической матрицы архитектурного ландшафта Нур-Султана - основного инструмента визуализации национальной идеи евразийства - можно выявить ряд важнейших
аспектов, на которых основывается трактовка символа голубого купола как явления новой казахстанской культурно-идеологической парадигмы:
• гуманистический аспект: бирюзовый купол • как часть древней восточной традиции -символ небесного свода, защищающей человека оболочки, домашнего очага;
• историко-архитектурный аспект: бирюзо-
вый купол как элемент перекрытия центрического пространства, по восточной традиции отделанного бирюзовой глазурованной плиткой;
геральдический: цвет купола - основной цвет государственных символов Казахстана (флага и герба). В современной интерпретации голубой или бирюзовый цвет - символ неба, мира, благополучия.
Библиографический список
1. Дорошенко, Д. Архитектура Казахстана : традиции и современность / Д. Дорошенко. - Текст : непосредственный // Культурное наследие Сибири. - 2018. - № 2 (26). - С. 86-94.
2. Козбагарова, Н. Ж. Развитие ландшафтной архитектуры Казахстана ХХ века : специальность 18.00.01 «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурно-го наследия» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры / Козбагарова Нина Жошевна ; Казахская головная архитектурно-строительная академия. - Алма-ты, 2010. - 43 с. - Текст : непосредственный.
3. Кочериди, А. Ю. Особенности формирования ландшафтной среды в крупных городах Казахстана (на примере Алматы) / А. Ю. Кочериди, Б. У. Куспангалиев. - Текст : непосредственный // Творчество и современность. - 2018. - № 4 (8). - С. 60-68.
4. Поповцева, А. Ю. Национальные традиции в современной архитектуре Казахстана / А. Ю. Попо-вцева. - Текст : непосредственный // Дизайн и художественное творчество : теория, методика и практика : Материалы I международной научной конференции, Санкт-Петербург, 14-15 октября 2016 года ; под ред. В. Б. Санжарова, Д. О. Антипиной. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2016. - С. 404-410.
5. Koch, N. The monumental and the miniature : imagining "modernity" in Astana / N. Koch. - DOI: 10.1080/14649365.2010.521854. - Direct text // Social & Cultural Geography. - 2010. - Vol. 11, No. 8. -pp. 769-787.
6. Gaewecki, M. New Urbanization of the Steppe. Astana : A Capital Called the Capital / M. Gaewecki. - DOI: 10.2478/sho-2013-0003. - Direct text // Studia Historiae Oeconomicae. - 2013. - Vol. 31. - pp. 35-56.
7. Koch, N. Urban boosterism in closed contexts : spectacular urbanization and second-tier mega-events in three Caspian capitals / N. Koch, A. Valiyev. - DOI: 10.1080/15387216.2016.1146621. - Direct text // Eurasian geography and economics. - 2015. - Vol. 56, No. 5. - pp. 575-598.
8. Назарбаев, Н. А. В сердце Евразии / Н. А. Назарбаев. - Астана : Атамура, 2005. - 192 с. - Текст : непосредственный.
9. Anacker, S. Geographies of Power in Nazarbayev's Astana / S. Anacker. - DOI: 10.2747/15387216.45.7.515. - Текст : непосредственный // Eurasian Geography and Economics. - 2004. - Vol. 45, No. 7. - pp. 515-533.
10. Глаудинов, Б. А. История архитектуры Казахстана / Б. А. Глаудинов. - Алматы : КазГАСА «Айкос», 1999. - 295 с. - Текст : непосредственный.
11. Кокумбаева, Б. Д. Тенгрианский тип культуры в контексте социокультурной динамики (на казахском материале) / Б. Д. Кокумбаева, М. С. Курмангалиева. - Текст : непосредственный // Тенгри-анство и эпическое наследие народов Евразии : истоки и современность : Сборник статей VI-й Международной научно-практической конференции, Астана, 14-16 июня 2017 года. - Астана : ТОО «Мастер По», 2017. - С. 193-198.
References
1. Doroshenko, D. A. (2018). Architecture of Kazakhstan: traditions and contemporaneity. Kul'turnoe nasledie Sibiri, 2 (26), pp. 86-94. (In Russian)
2. Kozbagarova, N. Zh. (2010). Razvitie landshaftnoy arkhitektury Kazakhstana XX veka. Avtoref. diss. ... dok. arkh. Almaty, 43 p. (In Russian).
3. Kocheridi, A. U., & Kuspangaliyev, B. U. (2018). Features of formation of the landscape environment in large cities of Kazakhstan (on an example of Almaty). Tvorchestvo i sovremennost', 4(8), pp. 60-68. (In Russian).
4. Popovtseva, A. Yu. (2016). National traditions in modern architecture of Kazakhstan. Dizayn i khudozhestvennoe tvorchestvo: teoriya, metodika i praktika: Materialy I mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, October 14-15, 2016. St. Petersburg, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design Publ., pp. 404-410. (In Russian).
5. Koch, N. (2010). The monumental and the miniature: imagining "modernity" in Astana. Social & Cultural Geography, 11(8), pp. 769-787. (In English). DOI: 10.1080 / 14649365.2010.521854
6. Gaewecki, M. (2013). New Urbanization of the Steppe. Astana: A Capital Called the Capital. Studia Historiae Oeconomicae, (31), pp. 35-56. (In English). D0I:10.2478/sho-2013-0003.
7. Koch, N., & Valiyev, A. (2015). Urban boosterism in closed contexts: spectacular urbanization and second-tier mega-events in three Caspian capitals. Eurasian geography and economics, 56(5), pp. 575598. (In English). DOI: 10.1080/15387216.2016.1146621
8. Nazarbaev, N. A. (2005). V serdtse Evrazii. Astana, Atamura Publ., 192 p. (In Russian).
9. Anacker, S. (2004). Geographies of Power in Nazarbayev's Astana. Eurasian Geography and Economics, 45(7), pp. 515-533. (In English). DOI: 10.2747/1538-7216.45.7.515
10. Glaudinov, B. A. (1999). Istoriya arkhitektury Kazakhstana. Almaty: KazGASA «Aikos» Publ., 295 p. (In Russian)
11. Kokumbaeva, B. D., & Kurmangalieva, M. S. (2017). Tengrianskiy tip kul'tury v kontekste sotsiokul'turnoy dinamiki (na kazakhskom materiale). Tengrianstvo i epicheskoe nasledie narodov Evrazii: istoki i sovremennost': Sbornik statey VI-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, June 1416. Astana, TOO «Master Po» Publ., pp. 193-198. (In Russian).
Сведения об авторе
Иванова Ольга Александровна, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, Тюменский индустриальный университет, e-mail: ivanovaoa1@tyuiu.ru
Information about the author
Olga A. Ivanova, Associate Professor at the Department of Architecture and Urban Planning, Industrial University ofTyumen, e-mail: ivanovaoa1@ tyuiu.ru
Для цитирования: Иванова, О. А. Семантика бирюзового купола в архитектурном ландшафте Нур-Султана / О. А. Иванова. - DOI: 10.31660/2782-232X-2021-3-6-12. - Текст : непосредственный // Архитектура, строительство, транспорт. - 2021. - № 3. - С. 6-12.
For citation: Ivanova, O. A. (2021). Semantics of turquoise dome in architectural landscape of NurSultan. Arkhitektura, stroitel'stvo, transport [Architecture, construction, transport], (3), pp. 6-12. (In Russian). DOI: 10.31660/2782-232X-2021-3-6-12.