Научная статья на тему 'Онтология столицы Казахстана: квинтэссенция традиций и современности'

Онтология столицы Казахстана: квинтэссенция традиций и современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
252
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бозок / Акмолинск / Астана / Нур-Султан / столица / город / Bozok / Akmolinsk / Astana / Nur-Sultan / capital / city

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дадырова Асель Алибековна, Мухтарова Гайни Сейсеновна, Омарова Жанна Нурхалыковна

В статье рассматривается история переноса столицы Казахстана из Алматы в Астану, в настоящее время Нур-Султан. Новую столицу Казахстана часто причисляют к идеальным городам, вследствие этого изучается проблема идеальных городов. В работе исследовано поэтапное обустройство столицы Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontology of the capital of Kazakhstan: the quintessence of traditions and modern times

The article deals with the history of the transfer of the capital of Kazakhstan from Almaty to Astana, currently Nur-Sultan. The new capital of Kazakhstan is often considered as an ideal city; because of this, the problem of ideal cities is studied. The paper studies the phased development of the capital of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Онтология столицы Казахстана: квинтэссенция традиций и современности»

DOI 10.24411/9999-001A-2020-10036 УДК: 908

А.А. Дадырова1, Г.С. Мухтарова, Ж.Н. Омарова Казахский национальный университет искусств пр-т Тауелсиздик, д. 50, г. Нур-Султан, Казахстан, 010000

1davydofff888@gmail.com 1ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5946-0712

Онтология столицы Казахстана: квинтэссенция традиций и современности

Аннотация

В статье рассматривается история переноса столицы Казахстана из Алматы в Астану, в настоящее время Нур-Султан. Новую столицу Казахстана часто причисляют к идеальным городам, вследствие этого изучается проблема идеальных городов. В работе исследовано поэтапное обустройство столицы Казахстана.

Ключевые слова: Бозок, Акмолинск, Астана, Нур-Султан, столица, город

A.A. Dadyrova, G.S. Mukhtarova, Zh.N. Omarova Kazakh National University of Art Tauelsizdik Avenue, 50, Nur-Sultan, Kazakhstan, 010000

davydofff888@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5946-0712

Ontology of the capital of Kazakhstan: the quintessence of traditions and modern times

Abstract

The article deals with the history of the transfer of the capital of Kazakhstan from Almaty to Astana, currently Nur-Sultan. The new capital of Kazakhstan is often considered as an ideal city; because of this, the problem of ideal cities is studied. The paper studies the phased development of the capital of Kazakhstan.

Key words: Bozok, Akmolinsk, Astana, Nur-Sultan, capital, city

«Ведь некогда... у нынешних афинян был город, сильнейший в военных делах, но особенно сильный отличным по всем вопросам законодательством. Ему приписывают прекраснейшие дела и прекраснейшее гражданское устройство из всех, какие. существовали под солнцем. <...> Что касается твоих сограждан, живших девять тысяч лет назад, то я изъясню тебе вкратце их законы и прекраснейшее из совершенных ими дел. <...> Здесь. найдешь, во-первых, класс жрецов, отдельный от прочих сословий; потом класс художников, работающий по каждому художеству отдельно, не смешивая одного с другим; далее сословия пастухов, охотников и земледельцев; да и класс людей военных. отделен здесь от всех сословий, и этим людям закон вменяет в долг не иметь заботу ни о чем больше, кроме о делах военных. Те же и виды оружия их — щиты и копья, которыми мы первые из жителей Азии стали вооружаться по указанию богини, впервые научившей тому людей как в этой стране, так и у вас. <...> Любя и войну, и мудрость, богиня выбрала (там) место, которое должно было давать мужей, наиболее ей подобных, и его сперва и населила. И вот вы там жили. в качестве сынов и питомцев богов.»

[Платон, 2013, с. 1008]

Введение. Отрывок из философского трактата Платона не случайно вынесен в эпиграф статьи. Во время сбора материала об истории столицы невольно бросались в глаза многочисленные заголовки статей, заметок, рукописей, что столице Казахстана необходимо стать идеальным городом или стремиться к тому, чтобы занять место идеального города на карте мира. И здесь, соответственно, закономерен вопрос, а что такое «идеальный город»?

Концепция идеальных городов была описана в древних трактатах античных философов, в частности в трудах Аристотеля, Платона. Образцами идеального города-государства для Платона, к примеру, были древние Афины. Впервые о них Платон упоминает в сочинении «Тимей, или о природе», вошедшей в состав его Восьмой тетралогии. Далее Платон повествует о По-сейдонисе — столице Атлантиды, городе, ставшем в силу ряда причин легендарным [Платон, 2013, с. 1111].

В XV в. появляется трактат «Десять книг об архитектуре» Леона Альберти. Это был, по существу, первый теоретический труд новой эпохи на эту тему. В нем рассматриваются многие вопросы градостроительства, начиная от выбора места и планировки города и кончая типологией зданий и декором. Особый интерес представляют рассуждения Альберти о красоте. Он писал, что «красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, — такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Фактически Альберти первый провозгласил основные принципы городского ансамбля Возрождения [Хромов, 2010, с. 2].

Мысли об идеальном городе волновали многие великие умы. Великий живописец Леонардо да Винчи интересовался постройкой городов. Вот как об этом пишет исследователь О. Рымаренко в книге «Леонардо да Винчи. Жизнь и открытия»: «Леонардо да Винчи был вдохновлен проектом Антонио Филарете. Леонардо думал о том, чтобы создать проект города, который функционировал бы как единый совершенный организм. Одним из важнейших элементов в жизнедеятельности идеального города Леонардо считал реку» [Рымаренко, 2017, с. 227].

Как некогда отметил один из уже бывших градоначальников столицы Казахстана, ««идеальный город» имеет оптимальное сочетание пяти составляющих: развитой инфраструктуры, качественного городского управления и трех факторов его конкурентоспособности: наличия торгуемых секторов, вовлеченных в глобальную экономику, способности города привлекать и удерживать таланты и наличия инновационной экосистемы, позволяющей обеспечить непре-

рывную генерацию инноваций. И к этому надо стремиться».

Идеал должен служить системной ориентацией для всего общества и власти при утверждении и осуществлении определенных решений. Стремление достичь идеала — в чем же оно и для чего оно? Откуда в человеке стремление к счастью? Эти вопросы становятся одними из главных в современный период развития Республики Казахстан. Идеал представляется чем-то реальным, досягаемым, и нужно лишь приложить усилия, чтобы найти его.

Мечта об идеальном, духовно преобразованном государстве — это мечта народа об иных, лучших условиях существования общества, основанного на стремлении жить духовно, человечно, гуманистически. Каждая эпоха дает вполне определенное и конкретное решение проблемы утопии и идеала в реальных формах человеческого существования. Идея ценности места и роли меняется в зависимости от социальных условий, теоретических установок, общей направленности научной мысли.

Идеал выступает не только в качестве регулятивного принципа, но прежде всего как достижимая цель. Более того, он единственно реальная задача, ради осуществления которой только и стоит жить, которая придает цель и смысл человеческому существованию. Утверждение идеала составляет суть духовности. В нем проявляется специфика понимания природы идеала, отличающая духовное от других форм ценностного сознания. Идеал как ценностный ориентир трансформируется в идеал-проект, в план совершенного общества, в руководство к действию. Идеал выступает как один из способов рационального освоения мира.

Прежде чем проследить, как создавался и реализовался проект новой столицы Казахстана, необходимо немного углубиться в исторический экскурс, чтобы полноценно видеть архитектуру ее формирования.

Полученные результаты и их обсуждение. 20 марта 2019 г. глава государства Касым-Жомарт Токаев предложил переименовать Астану в Нур-Султан. «Считаю необходимым увековечить имя нашего великого современника, первого президента республики Казахстан Нурсултана Аби-шевича Назарбаева следующим образом. Наша столица должна носить имя нашего президента и называться Нур-Султан. Хочу напомнить, что такое предложение уже высказывалось парламентариями, депутатами парламента в декларации, принятой 23 ноября 2016 года по случаю 25-летия независимости РК», — заявил Касым-Жомарт Токаев.

В книге «В сердце Евразии» первый президент Казахстана Н.А. Назарбаев отмечает, что нынешняя столица Казахстана возникла не на пустом месте, а на территории, обжи-

той человеком еще в глубокой древности. Это подтверждается недавним открытием средневекового городища Бозок, который на протяжении ряда веков был политическим и духовным центром Сары-Арки — великой и бескрайней степи, раскинувшейся на тысячи километров в центре материка, называемого Евразией. Средневековое городище Бозок, находящееся в пяти километрах от Астаны, является тысячелетним предшественником казахстанской столицы.

Сведения о городе Бозок обнаружены в источниках, опубликованных еще в начале XIX в. В 1816 г. в Киргизский край была отправлена экспедиция из 200 человек, в составе которой были геодезист-топограф, русский офицер Иван Шунгин. Шунгин оставил сведения, что, когда экспедиция шла через брод Караоткель на Ишиме, в районе сегодняшней Астаны он видел какие-то белые развалины. Проводник рассказал ему о древнем городе на берегу озера Бузыкты [Каратаев, 2018, с. 1]. В 1998 г. археологическая экспедиция Кемаля Акишева обнаружила остатки древнего города, и в течение 12 лет там проходили плановые раскопки [Каратаев, 2018, с. 1]. В наши дни в столице панируют открыть историко-культурный музей-заповедник «Бозок», городище будет реконструировано, на его месте будет создан археологический парк.

В период 1917-1920 гг. столицей страны, в то время Алашской автономии, являлся г. Семипалатинск. В 1920-1925 гг. столица Киргизской АССР в составе РСФСР перемещается в г. Оренбург. Следующим главным городом, теперь уже Казахской АССР, в период 1925-1929 гг. становится г. Кызыл-Орда (Ак-Мечеть). Затем столицей Казахской АССР (1929-1936 гг.) и Казахской ССР (1936-1991 гг.) и Республики Казахстан становится г. Алма-Ата.

Нынешняя столица Казахстана была основана в 1830 г. как Акмолинский приказ. Выгодное расположение уездного города — через него проходили торговые пути — к началу XIX в. способствовало превращению его в экономический и коммерческий центр региона. В 1961 г. Акмолинск после получения рекордного урожая зерна переименовали в Целиноград. Целиноград стал административным центром Целинного края северного Казахстана.

В 1992 г. городу вернули название Акмо-ла. В октябре 1997 г. был подписан указ о переносе столицы 10 декабря того же года из Алма-Аты в Акмолу [Указ Президента, 1997]. Город признали наилучшей альтернативой старой столице по 32 параметрам, в том числе пейзажу, климату, транспортной инфраструктуре, социально-экономическим индексам и рабочей силе. С переносом было связано дальнейшее решение переименовать его из Акмолы (что означает «белая

могила») в Астану («столица») [Указ Президента, 1998].

Рискованное предложение о переносе столицы было для многих огромной неожиданностью и вызвало неоднозначную оценку со стороны большого числа общественных и политических групп. Идея не получила вначале широкой поддержки. Вопрос о переносе столицы республики впервые был озвучен еще на заседании Верховного Совета Республики Казахстан летом 1994 г. Было очевидно, что Алматы как столица молодой республики уже не отвечает требованиям и веяниям нового времени динамично развивающихся технократических и интеллектуальных высот. В связи с этим возникла проблема построения идеального города. Каков же его образ? Идеальный город — это достаточно непростой организм. Когда идет постройка нового города, то одновременно решается целый комплекс проблем. Если грандиозный план о строительстве новой столицы был бы неверно принят, то в ней было бы некомфортно жить.

После переноса столицы из Алматы в Астану, сейчас — Нур-Султан, остро встал вопрос о том, как перестроить старый город, вписать в него отдельный ансамбль, сносить или заново перестраивать все? Как известно, идеальные города создавали в своем воображении и на бумаге художники и архитекторы прошлых лет. Планы идеальных городов бывают очень разнообразными, иногда причудливыми.

Нур-Султан — это самая молодая столица в мире. История главного города Казахстана удивительна. Город напоминает графическую поэзию или графическую музыкальную партитуру. В столице в том, или ином месте можно встретить различные фигуры, которые выражают настроение молодой столицы Казахстана. В настоящее время в Казахстане принят мастер-план «Нур-Султан — комфортный город», предусматривающий строительство мостов, озеленение города, интеграцию всех парков города. Первый генеральный план развития столицы был разработан японским архитектором Кисе Курокава. И тогда родилась идея «насадить» в целинном краю «цветущий урбанизированный оазис-сад» — пример для всех остальных городов и поселков Земли. Можно увидеть некоторые переклички с идеей города-сада, описанного англичанином Эбенизером Говардом в книге «Города — сады будущего» (книга издана в 1898 г.).

Исследователь Е.Ю. Витюк предлагает выделить следующие виды «идеальных городов»:

- город-крепость (звездообразные города);

- город-утопия (идеальные города, создаваемые в литературных произведениях);

- город-сад;

- просторный город;

- индустриальный город (город-завод);

- линейный город (ленточный город);

- город будущего (градостроительные концепции развития и роста городов, возникшие в начале ХХ в.);

- город-модуль;

- метаболический город;

- новый город (градостроительные концепции и проекты по реорганизации существующих городских территорий) [Витюк, 2009, с. 72]. Следуя этой концепции, НурСултан относится к новому городу, так как строится на уже существующей городской территории и одновременно с застройкой новых зданий.

В столице очень четко и уместно соединились история казахского народа и постмодерн, некое ноу-хау, национальная стилистика плюс современность новых высотных зданий и домов. Особенность новой столицы в том, что было посажено много деревьев, так называемые островки живой природы, которые присутствуют в городской черте и также обеспечивают образ идеального города. Закономерен вопрос: что такое успешный дизайн города? Успешный дизайн города и его зданий — это одна из основ его процветания и удачного развития. Окружающая нас действительность такова, что в Нур-Султане нет однообразности и скученности зданий и домов.

Идеальный город является основой для реального города. Город — это сложный популятивный объект. В то же время город может быть рассмотрен и как системный многоуровневый объект — город начинается с идеи города. Перенос столицы Казахстана из Алматы в Нур-Султан, показал, что необходимо было новое пространство, некий обширный центр. Столица Казахстана в полной мере дает ощущение организации душевного и духовного пространства. М. Хайдеггер выводил понятия logos у древних греков и legere (собирать) из одного культурного этимона, идеи Единого, идеи собирания человека в круге бытия [Хайдеггер, 1997, с. 258]. Идея Единого, идея собирания — это город, эпицентр мира. Только в городе можно познать бытие, собрать единство вокруг себя, что и удалось новой столице Казахстана как точке отсчета нового города.

Исследователь П. Флоренский утверждал, что «город — это воплощение идеи ор-ганопроекции. Орудия, вещи — все, что создает человек, сделано по образу и подобию его. Они антропоморфны». Следовательно, город — это органон культуры, некая квинтэссенция культурных образов, а может, даже и сборище органопроекций. В данном случае Нур-Султан выступает как хранитель культуры народов, живущих в нем. Столица не только является охранительницей разных культур, символов и проекций, но

и выступает в роли мирного города, открытого города. В исторической ретроспективе Нур-Султан выступает как выражение идеи мира и добра, единства и сплоченности, как символ силы и власти, воззвание человека к точке вселенной, к сердцу Евразии.

«Локальные истории создают свои образные историко- и культурно-географические пространства, несводимые к традиционным пространствам больших регионов, стран и цивилизаций. Такие небольшие и часто малоизвестные пространства-образы могу "большим" истории и географии, но их серьезная роль состоит в накапливании, переработке и глубокой интерпретации как бы невидимых издалека и свысока местных событий...» [Замятин, 2005, с. 276]. В нашем случае это может обозначать то, что не только государства, но и города могут стать субъектами исторического времени, поэтому столица Казахстана — это не только открытые горизонты и пространство, не только центр мира, но и место рождения, становления, роста истории целой страны, поколения и эпохи. Духовный центр НурСултана — это и исторический центр города, он трансцендентен, умопостигаем исторической рефлексией, где, в свою очередь, историческую рефлексию выполняют жители города, гости, которые задерживаются в столице на небольшой отрезок времени, городская среда.

Идея переноса столицы пришлась как нельзя кстати. В ней уже присутствует образ города как культурного субъекта развития, свежие мысли о заполнении свободного пространства столицы. Идея заворожила и зарядила энергетикой оформляющего духа, который с каждым днем становится все более крепким. Столица продолжает строиться, воплощаются новые идеи и проекты. Отличительной особенностью ее успешного строительства и проектирования является то, что произошел плавный переход от идеи переноса главного города страны к ее благополучной реализации. В Нур-Султане свершился удачный симбиоз онтологической идеи возрождения новой столицы, реализация культурного проекта и объекта, а также воплощение идеи о том, что столица — это точка вселенной, сердце Евразии.

Забота об экологии, оптимальное функционирование транспорта, как индивидуального, так и общественного, оптимальное создание общественных пространств, сохранение исторической части города — каждый из вышеперечисленных пунктов соблюдался при строительстве и благоустройстве молодой столицы республики. Осуществляя свой грандиозный проект по переносу и строительству новой столицы Казахстана, Н.А. Назарбаев прежде всего руководствовался индустриальными и информационно-технологическими инновациями, которые успеш-

но продолжают реализовываться и в настоящее время.

Столица Казахстана — это не просто город, а город-государство. Новая столица — это целостная развивающая способность глубоко и полно выразить свое отношение к стране, к казахской земле, к потомкам, которые сохранили самое главное богатство казахского народа — территорию, землю. Главным здесь выступает то, что изначально столица создавалась как город, который есть, что является осознаваемой интуицией, вдохновляющей республику на другие не менее значимые, особенные и содержательные воплощения неповторимых замыслов по изменению облика Казахстана. В столице Казахстана мечта, воспетая нашими великими предками, уже достижима. В Нур-Султане ощущается новая жизнь, дух, духовность, эволюция казахстанцев и прежде всего молодого поколения.

После обретения столичного статуса и организации особой экономической зоны в городе реализуется множество современных архитектурно-градостроительных проектов. В 1999 г. Нур-Султан по решению ЮНЕСКО получил звание «город мира». В динамично развивающемся Нур-Султане благоприятно сложился союз Востока и Запада, в котором гармонично соседствуют азиатские купола и европейские здания различных форм и колоритов. Каждый этнос, проживающий в столице, привносит в жизнь города свою уникальную основу, которая составляет цементирующую евразийскую общность республики. Новая столица стала неким островком «дружбы культур и народов». Главная ценность молодой столицы заключена в ее населении, в потенциале жителей города, представителей разных культур, религий, конфессий, в диалоге взаимопонимания, доверия, культуры мира и, самое главное, в сохранении самоценности жизни новых, прибывающих с каждым днем жителей.

В Нур-Султане продолжают динамично строиться новые здания и перестраиваются старые, происходит формирование новых архитектурных ансамблей, которые вписываются в культурный ландшафт города. Сейчас Нур-Султан выполняет новые роли, на которые необходимо смотреть через призму интересов развития государства. Столица республики выполняет многовекторную работу по дальнейшему развитию ориентиров страны, градообразующих мероприятий, глубокой интеграции интересов современного информационного общества в новых условиях рынка, технологических и иных вызовов. Рост населения столицы с каждым годом влечет за собой активные процессы в сфере производства, инфраструктуры, средств связи и коммуникаций, малого и среднего бизнеса, образования и науки, сельскохозяйственного сектора.

Возвращаясь к вопросу города-сада, можно отметить, что в городе есть компактное и достаточно большое по численности населения место, где большая часть людей занимается несельским трудом. И в то же время Нур-Султан — сад, поскольку труд, быт, отдых — вся жизнь населяющих город людей протекает не в каменном мешке, а в культивированном природном ландшафте [Кузнецов, 2015].

Особо хотелось бы остановиться на зеленом поясе столицы, который был создан в 1997 г., чтобы защитить Астану от ветров и в целях формирования благоприятного климата для проживания населения. Уже сейчас площадь зеленого пояса вокруг столицы достигает 15 тыс. гектаров, и он ежегодно пополняется новыми саженцами — только весной в прошлом году высадили свыше 500 тыс. молодых деревьев. В лесу можно встретить не только ели и сосны, здесь и дуб, и клен, и береза, в целом около 40 видов деревьев, смородина и вишня. В 2021 г. году планируют освоить дополнительный земельный участок. К этому времени зеленый пояс должен увеличиться с нынешних 15 тыс. гектаров почти в два раза. Динамично развивающийся зеленый пояс столицы Казахстана перекликается с идеями озеленения Шарля Фурье, высказанными им ещё в первой половине XIX в1.

Нур-Султан воплощает в жизнь передовые новаторские идеи в области суперсовременного градостроительства. Архитектурный замысел столицы благодаря синтезу архитектуры, ландшафтного и светового дизайна отвечает всем эргономическим требованиям современного зодчества. Вместе с тем невероятные темпы строительства новых грандиозных сооружений в Нур-Султане демонстрируют активный темп социокультурной динамики развития казахстанского общества. Синтез Востока и Запада заметен по абрисам сооружений столицы: мы видим и элементы восточной тюркской архитектуры в формах мавзолеев, и силуэт китайской пагоды, и классическую ордерную систему, и новейшие формы современной архитектуры интернационального стиля, и хай-тек. Мэтр мировой архитектуры Кисе Курокава, принимавший активное участие в проекте Астаны, на вопрос, что его привлекает в проектах переноса столиц, сказал: «город XXI века должен отражать образ жизни настоящего времени, быть моделью промышленности, а также способом обмена мировых культур. Жители города играют главную роль в его развитии. Архитектор проектирует сцену для жителей города, позволяющую им вести здоровую и интересную жизнь. Очень важно, чтобы горожане прониклись жела-

1 Fourier Ch. Theorie de I'unite universelle. Troisieme volume. Oeuvres Completes. Tom Quatrieme. Paris, 1841. 300 p.

нием сделать свой город самым лучшим в мире. Верю, что ключ к развитию города в стремлении сделать город открытым для разных культур и выдающихся личностей со всего мира». Задумка Курокавы состояла в том числе в сохранении пространства живой природной среды, что стало своеобразной «изюминкой». Астана виделась автору мастер-плана как сеть связанных между собой зон парков и скверов. Проект Астаны был более высокой ступенью «философии симбиоза» Курокавы. Совмещение живой природы с архитектурой видно в его проекте аэропорта Куала-Лумпура с элементами настоящих джунглей. Астана, согласно авторской архитектурной задумке, стремилась не столько ввысь, сколько вширь, и архитектурные проекты должны были подгоняться под природу, а не наоборот.

Стратегия развития Казахстана как государства, претендующего войти в число 30 конкурентоспособных стран мира, прослеживается в проведении в новой столице государства большого количества мероприятий международного масштаба: симпозиумов, съездов, форумов, конференций, которые активно проводятся последние 25 лет. В 2006 г. в столице был построен Дворец мира и согласия, так называемая «Пирамида». Автором проекта стал британский дизайнер Норман Фостер, уже построивший в столице культурно-развлекательный центр «Хан Шатыр» и Назарбаев-центр. Эти постройки, как и другие знаменитые творения мэтра («Башня Мэри Экс» в Лондоне, «Хёрст-тауэр» в Нью-Йорке), отличаются многофункциональностью, экологичностью и оригинальностью стиля хай-тек. Н. Фо-стер не случайно выбрал простую геометрическую форму здания в виде светящейся в вечернее время пирамиды. Созерцая незыблемый силуэт пирамиды, вспоминаешь афоризм арабского писателя XII в., выразившего свое удивление пирамидами Гизы словами: «Все на земле боится времени, и только время боится пирамид». Идеологическая концепция Дворца мира и согласия в столице призвана напоминать основы гуманистических общечеловеческих ценностей. Пирамида символизирует три понятия, которые являются основными для многих мировых религий: наличие трех миров — нижнего, среднего и верхнего. Подземная часть пирамиды выполнена в черном цвете и символизирует «нижний мир», средняя часть здания (белого цвета) — существующий мир, нашу жизнь, а верхняя часть пирамиды в виде символического неба из прозрачного стекла-витража характеризует «божественную жизнь». На витраже художника Брайана Кларка изображены 130 голубей, что символизирует все народы и народности, проживающие в Республике Казахстан.

Еще одним известным проектом, соз-

данным архитектором Н. Фостером для Нур-Султана, является здание многофункционального научно-аналитического и гуманитарно-просветительского государственного учреждения «Назарбаев-центр» (ныне Военно-патриотический музей). Девятиэтажное здание с уникальным дизайном и стеклянным покрытием напоминает око, устремленное в небо. В здании, помимо научно-исследовательского центра, функционируют музей, различные экспозиции, библиотека, читальный зал.

В настоящее время в столице одним из самых инновационных и экологических проектов является «экобиблиотека» (Библиотека Елбасы Н.А. Назарбаева). Необычная архитектурная форма здания со стеклянной поверхностью, обращенной к солнцу, рассчитана на максимальное использование возможностей солнечного освещения. Кроме того, такая форма позволяет оптимально использовать солнечное тепло, летом понадобится меньше энергии, чтобы охлаждать здание, а зимой — чтобы его согревать. Помимо книгохранилищ и читательских залов, в библиотеке имеется зимний сад с представленными в нем различными казахстанскими ландшафтами с разнообразием растений, горных пород и минералов, взятых из разных уголков Казахстана. Доминанта главного холла библиотеки — традиционная казахская юрта.

Уникальность сооружений Н. Фостера — в их гармоничном слиянии с природным ландшафтом: «Пирамида» и «Хан Шатыр» как будто вырастают из холма, декорированного фонтанами в форме низких естественных родников, тропинками, цветочными композициями.

Если говорить о доминантном центре столицы, то это, конечно, монумент «Бай-терек». Н.А. Назарбаев является автором идеи и архитектурного замысла монумента, архитектор проекта — Акмурза Рустембе-ков. Воздвигнутый в 2002 г. монумент стал символом новой столицы Казахстана.

«Перед нами словно предстает динамичная картина, которую художник пишет каждый день, не покладая рук, добавляя тот или иной штрих к этому портрету. Каждый день перед зрителем возникает новый узор в архитектурных контурах будущей столицы или добавляется новая краска, дающая иной тон в пестрый облик стремящегося ввысь будущего административного центра новой столицы Казахстана на древних берегах Ишима. Вот вырос каменный цветок Байтерек и, распустив лепестки, представил миру огромный блистающий шар — символ жизни и добра, озаряющий окрестности яркими бликами отраженных лучей» [Каратаев, 2015].

В 2011 г. в Казахстане впервые прошли VII Зимние Азиатские игры. В столице Ка-

захстана и городе Алматы были возведены спортивные сооружения, отвечающие современным мировым требованиям. В столице были построены: футбольный стадион «Астана Арена», ледовый дворец «Алау», велотрек «Сары-Арка», способный превратиться в спортивную площадку для шорт-трека и фигурного катания. Эти объекты заняли достойное место в мировом рейтинге спортивных стадионов.

«Астана Арена» (2009 г.) была построена по проекту крупнейшей архитектурной компании Populous (США), специализирующейся на строительстве спортивных объектов, совместно с Tabanliogly Architects (Турция). Стадион является одним из шести сооружений в мире, имеющих подвижную систему кровли. По классификации УЕФА стадион имеет высшую четвертую категорию, позволяющую проводить на его поле международные матчи.

Ледовый дворец «Алау» (2010 г.) спроектирован голландской компанией Butter and Energy, он оснащен суперсовременным оборудованием, способным создавать «быстрый» лед. Проект адаптирован и проработан казахстанским архитектурным бюро «ВЛ», в нем приняли участие архитекторы В. Лаптев, А. Пирожков, Е. Журавлева и И. Яценко. На стадионе можно проводить соревнования и тренировки по конькобежному спорту, мини-хоккею с мячом, хоккею с шайбой, шорт-треку, керлингу, фигурному катанию.

Республиканский велотрек «Сары-Ар-ка» (2010 г.), выполненный в виде шлема велогонщика, по техническому оснащению один из лучших в мире. Помимо велотрека в нем расположены волейбольные, баскетбольные, футбольные площадки, имеются несколько бассейнов и фитнес-центров. Уникальность велотрека в том, что на нем можно проводить соревнования и по конькобежному спорту, шорт-треку, хоккею, керлингу и фигурному катанию. Он также может превратиться в концертную сцену с хорошими акустическими возможностями.

Несомненно, большая роль в создании имиджа столицы и привлечения внимания к ней принадлежит личности первого президента Казахстана. Выдвижение и воплощение Назарбаевым таких идей, как проведение ежегодного Астанинского экономического форума, различных конференций евразийского и мирового уровней, международной выставки Astana Expo - 2017, организация международного виртуально-интеллектуального проекта G-Global придает столице статус площадки для обмена мнениями и решений глобальных вопросов человечества. Впервые Астанинский экономический форум прошел в столице в 2008 г. и стал диалоговой площадкой для поиска решений преодоления мирового финансово-экономического кризиса. В настоящее время

в его работе принимают участие представители более 150 стран мира. Для проведения мероприятий такого уровня был построен Дворец Независимости (2008 г.), имеющий трапециевидную форму и сделанный из голубого стекла, сверху покрытого решеткой белого цвета в виде кереге — остова казахской юрты. Проект Дворца Независимости выполнен турецкой компанией, и техническое оснащение дворца позволяет проводить и освещать события на высшем международном уровне. Наряду с официальными мероприятиями здесь проходят концерты, выставки, праздничные торжества.

Новая столица Казахстана является не только международной площадкой для официальных мероприятий, но и современным культурным центром, и достойное место в архитектуре города занимает Государственный театр оперы и балета «Астана Опера», основанный в 2013 г., постановки которого привлекают многих любителей оперы и балета из различных стран мира. Театр «Астана Опера» построен в лучших классических традициях театрального строительства, из мрамора, привезенного из Италии, с казахским национальным колоритом. По техническим возможностям и оснащению «Астана Опера» не уступает, а порой и превосходит многие оперные театры мира. Над архитектурой и разработкой интерьера театра трудилась большая команда разных специалистов из более чем 30 стран мира — Казахстана, России, Швейцарии, Италии, Марокко, Албании и др. Сценой театра занимались немецкие мастера, а за акустику были ответственны итальянцы. У главного входа в театр представлены скульптурные композиции «Кобызист» (М. Мансуров) и «Девушка с жетыгеном» (Т. Ермеков). На фронтоне здания установлена колесница, запряженная четырьмя лошадьми, управляемая сакской царицей Томирис (К. Нурбатуров).

Еще одним зданием с интересной архитектурой является Центральный концертный зал «Казахстан» (2009 г.). Здание выполнено известным авангардным архитектором Манфреди Николетти в форме цветка и обладает великолепной акустикой. Зрительный зал — в форме традиционного музыкального инструмента — домбры. Он может трансформироваться и превращаться в площадку для симфонического концерта, мюзикла, эстрадного шоу или кинопоказа.

Одним из последних был введен в строй театр «Астана балет», который обещает встать в ряд с другими культурными заведениями столицы и быть мировой концертной площадкой для хореографических постановок.

Несмотря на то что Казахстан является одним из крупнейших в мире экспортеров газа и нефти, для страны актуальны возобновляемые источники энергии, особенно в рамках проведения международной выстав-

ки Astana Expo. Международные выставки имеют продолжительную историю. Каждая из них презентовала объекты, которые становились мировыми достопримечательностями в силу своей новизны и триумфа технического прогресса. Так, на первой Всемирной выставке в 1851 г. в Лондоне всех удивил Хрустальный дворец, возведенный Джозефом Пакстоном из железа и стекла. В 1889 г. всему миру была представлена Эйфелева башня, которая стала символом Парижа. Начиная со Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 г. выставки стали посвящаться конкретным культурным темам, прогнозируя более светлое будущее для общества. За последние годы темами выставок были: «Океан — наследие будущего» (Португалия, 1998 г.), «Человек — природа — техника — рождение нового мира» (Германия 2000 г.), «Мудрость природы» (Япония, 2005 г.), «Вода и устойчивое развитие» (Испания, 2008 г.), «Лучше город — лучше жизнь» (Китай, 2010 г.), «Живой океан и побережье» (Южная Корея, 2012 г.), «Накормить планету, энергия для жизни» (Италия, 2015 г.). Все темы носят общепланетарный характер. На сегодняшний день многие ученые выражают обеспокоенность проблемами экологии, потепления климата, истощения природных ресурсов на Земле. Возобновляемые источники энергии — один из вопросов глобального значения в области экологической безопасности всего человечества. Поэтому слоганом прошедшей выставки Astana Expo - 2017 стала тема «Энергия будущего».

Комплекс «Экспо-2017», спроектированный группой Adrian Smith + Gordon Gill Architecture, своей архитектурой передает тему выставки. В центре комплекса расположился сферический павильон Казахстана, который должен стать новым символом столицы. Вокруг построены тематические, корпоративные и национальные павильоны, отели, магазины, рестораны, площадки для художественных выставок и представлений. Как пишет Нурсултан Назарбаев, «сегодня Астана имеет свой неповторимый облик, присущую только ей некую духовную ауру, которая сформирована из симбиоза нашей богатой культуры и исконной толерантности всех наших народов наций».

План развития столицы представляет нам футуристический город с использованием лучших традиций классической архитектуры и современных градостроительных инноваций, а самое главное — сохранением экологических зеленых зон. Согласно Генеральному плану развития столицы до 2030 г., разработчиками которого являются представители управления архитектуры и градостроительства и научно-исследовательского проектного института «Аста-нагенплан», одной из изюминок столицы,

которая сделает ее еще более привлекательной, станут «зеленые клинья». Они займут более 50% территории города. В столице появится природный комплекс, который соединит разнообразие флоры и фауны Борового, Коргалжына и других окружающих город мест. Большой природный парк, как неповторимая особенность столицы, будет находиться в пешеходной доступности для жителей и гостей и открыт для отдыха как в летнее, так и в зимнее время. Использование в Нур-Султане возможностей светового дизайна (подсветка зданий, «поющие фонтаны» на Водно-Зеленом бульваре) придают городу особую притягательность в ночное время.

Выводы. Столица является символом Казахстана, ставящего перед собой цели по достижению высоких стандартов научно-технологического прогресса, социокультурного развития общества, уровня и качества жизни ее граждан. Становление новой столицы Казахстана стало символом новой эпохи, новой страницы в истории страны и формирует не только имидж нового Казахстана, но и современного города цивилизации III тысячелетия, с новым архитектурным обликом.

Возвращаясь к вопросу, что такое «идеальный город», необходимо отметить, что столице Казахстана есть к чему стремиться. Эта, казалось бы, шаблонная и вместе с тем парадоксальная фраза дает ответ на вопрос, как не попасть в ловушку со словом «идеальный». Проблема идеала, ее сущности и особенности — вечная философская проблема, и, как правило, носителем ее выступает народ. История человечества свидетельствует о сложной судьбе идеала, о трагической участи ее носителей. Идеал развивается по своим законам, которые не совпадают с законами социально-экономического развития общества и даже вступают в противоречие с ними. В этой новизне главное место принадлежит человеку, человечности, гуманизму в целом. Каждый житель столицы дает городу свою энергетику, свой дух, который помогает ему не раствориться в потоке истории, а, напротив, занять достойное место в ряду мировых столиц.

Материал передан в редакцию 21 апреля 2020 г.

Список литературы

1. Витюк Е.Ю. В поисках идеального города // Академический вестник. УралНИИ-проект. — 2009. — № 2. — С. 70-74.

2. Замятин Д.Н. Методика моделирования гуманитарно-географического образа города // Гуманитарная география: научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 2. — М.: Институт наследия, 2005. — С. 276-323.

3. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. — М.: Альфа-Книга, 2013. — 1311 с.

4. Рымаренко О.М. Леонардо да Винчи. Жизнь и открытия. — М.: ЛитРес, 2017. — 241 с.

5. Хайдеггер М. Введение в метафизику. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. — 302 с.

6. Хромов С. Мечты об идеальном городе // Новый Акрополь. — 2010. — № 3. — С. 1-7.

References

1. Khaidegger M. Vvedenie v metafiziku. Saint-Petersburg: Vysshaya religiozno-filosofs-kaya shkola, 1997. 302 p.

2. Khromov S. Mechty ob ideal'nom gorode. Novyi Akropol'. 2010. No 3. Pp. 1-7.

3. Platon. Polnoe sobranie sochinenii v odnom tome. Moscow: Izd-vo Al'fa-KNIGA, 2013. 1311 p.

4. Rymarenko O.M. Leonardo da Vinchi. Zhizn' i otkrytiya. Moscow: Izd-vo LitRes, 2017. 241 p.

5. Vityuk E.Yu. V poiskakh ideal'nogo goroda. Akademicheskij Vestnik of the Ural Scientific Research and Design Institute of the Russian Academy of Architecture and Building Sciences. 2009. No 2. Pp. 70-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zamjatin D.N. Metodika modelirovanija gumanitarno-geograficheskogo obraza goroda [Methodology for modeling the humanitarian and geographical image of the city]. In: Gu-manitarnaya geografiya: nauchnyi i kul'turno-prosvetitel'skii al'manakh. Iss. 2. Moscow: Institut naslediya, 2005. Pp. 276-323.

Список источников

1. Каратаев А. Прямой предок столицы // Актюбинский вестник. — 2018. — 18 мая.

— С. 1-5.

2. Кузнецов П. Идеальный город Говарда // Berlogos. Интернет-журнал о дизайне и архитектуре. — 2015. — 19 июня.

3. Указ Президента Республики Казахстан от 20 октября 1997 г. № 3700 «Об объявлении города Акмолы столицей Республики Казахстан». САПП РК, 1998. — № 8, ст. 46.

4. Указ Президента РК от 6 мая 1998 г. № 3941 «О переименовании города Акмо-лы — столицы Республики Казахстан в город Астана — столицу Республики Казахстан».

Список сокращений

АССР — Автономная Советская Социалистическая Республика

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

ЮНЕСКО (UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization)

— специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

УЕФА (UEFA, Union of European Football Associations) — спортивная организация, управляющая футболом в Европе и некоторых западных регионах Азии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.