Научная статья на тему 'СЕМАНТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АБСТРАКТНЫХ ЛЕКСЕМ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА): СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

СЕМАНТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АБСТРАКТНЫХ ЛЕКСЕМ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА): СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вербальные ассоциации / слова-ассоциаты / системное значение слова / субъективно-психологическая лексика / слова-стимулы / наглядно-действенный тип мышления / verbal associations / words-associates / the word’s systemic meaning / subjective psychological vocabulary / words-stimuli / visual-eff ective type of thinking

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дайдаева М.В., Харанутова Д.Ш.

Статья посвящена проблеме функционирования слова в индивидуальном сознании детей с нарушениями в интеллектуальной сфере, которая раскрывается на материале экспериментальных данных. В исследовании приводятся результаты свободного направленного эксперимента с абстрактным словом (слово-стимул страх) среди обучающихся 7,8,9 классов специальных коррекционных школ Республики Бурятия в сопоставлении с данными эксперимента с обучающимися с нормой развития из 4, 5, 7 классов (вторая группа) муниципальных образовательных организаций г. Улан-Удэ. Автор отмечает, что сопоставительный план экспериментального исследования позволил воспользоваться анализом языковых ресурсов детей одной группы для более глубокого понимания языкового сознания другой группы детей, в нашем случае детей с интеллектуальными нарушениями. В соответствии с результатами эксперимента автор приходит к выводу, что разница в способах категоризации действительности детей сравниваемых групп свидетельствует о то, что дети с интеллектуальными нарушениями все время стремятся к поиску опоры в материальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ABSTRACT LEXEMES SEMANTIC CONTENT IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES (THE ASSOCIATIVE EXPERIMENT RESULTS): A COMPARATIVE ASPECT

The article is devoted to the problem of the word functioning in the individual consciousness of children with intellectual disabilities, which is revealed on the basis of experimental data. The study presents the results of a free directed experiment with an abstract word (word-stimulus fear) among students of the 7th, 8th, 9th grades of special correctional schools of the Republic of Buryatia in comparison with the experiment data of students with normal development from the 4th, 5th, 7th grades (group 2) of Ulan-Ude municipal educational organizations. The authors note that the comparative plan of the experimental study made it possible to use the analysis of the children’s language resources of one group for a deeper understanding of the language consciousness of another group, in our case, children with intellectual disabilities. In accordance with the experiment results, the authors come to the conclusion that the diff erence in the ways of the reality categorizing of the compared groups indicates that children with intellectual disabilities are constantly striving to fi nd support in the material world.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АБСТРАКТНЫХ ЛЕКСЕМ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА): СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 81 ББК 81.1

DOI: 10.53315/1995-0713-2022-56-4-78-86

М.В. Дайдаева, Д.Ш. Харанутова

Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова

СЕМАНТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АБСТРАКТНЫХ ЛЕКСЕМ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА): СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Статья посвящена проблеме функционирования слова в индивидуальном сознании детей с нарушениями в интеллектуальной сфере, которая раскрывается на материале экспериментальных данных. В исследовании приводятся результаты свободного направленного эксперимента с абстрактным словом (слово-стимул страх) среди обучающихся 7,8,9 классов специальных коррекционных школ Республики Бурятия в сопоставлении с данными эксперимента с обучающимися с нормой развития из 4, 5, 7 классов (вторая группа) муниципальных образовательных организаций г. Улан-Удэ. Автор отмечает, что сопоставительный план экспериментального исследования позволил воспользоваться анализом языковых ресурсов детей одной группы для более глубокого понимания языкового сознания другой группы детей, в нашем случае детей с интеллектуальными нарушениями.

В соответствии с результатами эксперимента автор приходит к выводу, что разница в способах категоризации действительности детей сравниваемых групп свидетельствует о то, что дети с интеллектуальными нарушениями все время стремятся к поиску опоры в материальном мире.

Ключевые слова: вербальные ассоциации, слова-ассоциаты, системное значение слова, субъективно-психологическая лексика, слова-стимулы, наглядно-действенный тип мышления.

M.V. Daidaeva, D.Sh. Kharanutova

Buryat State University

THE ABSTRACT LEXEMES SEMANTIC CONTENT IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES (THE ASSOCIATIVE EXPERIMENT RESULTS): A COMPARATIVE ASPECT

The article is devoted to the problem of the word functioning in the individual consciousness of children with intellectual disabilities, which is revealed on the basis of experimental data. The study presents the results of a free directed experiment with an abstract word (word-stimulus fear) among students of the 7th, 8th, 9th grades of special correctional schools of the Republic of Buryatia in comparison with the experiment data of students with normal development from the 4th, 5th, 7th grades (group 2) of Ulan-Ude municipal educational organizations. The authors note that the comparative plan of the experimental study made it possible to use the analysis of the children's language resources of one group for a deeper understanding of the language consciousness of another group, in our case, children with intellectual disabilities.

In accordance with the experiment results, the authors come to the conclusion that the difference in the ways of the reality categorizing of the compared groups indicates that children with intellectual disabilities are constantly striving to find support in the material world.

Key words: verbal associations, words-associates, the word's systemic meaning, subjective psychological vocabulary, words-stimuli, visual-effective type of thinking.

Проблема значения слова в индивидуальном сознании детей с нарушениями в интеллектуальной сфере относится к одной из самых важных для формирующегося направления коррекционной психолингвистики.

При исследовании объема и содержания понятия «значение слова» мы опираемся на труды Е.С.Кубряковой [7, 8], З.Д.Поповой, И.Г.Стернина [12], А.А.Уфимцевой [13], А.А.Залевской [5, 6] и др.

По мнению А.А.Залевской, для выявления значения слова исследователь должен понимать, что значение обладает двойственностью, так как оно, обеспечивая взаимопонимание в процессе общения, характеризует особенности индивидуальной картины мира человека. Двойственность значения заставляет исследователя учитывать внешний и внутренний контексты для слова в сознании человека, при том что внешний контекст предполагает вербальную или ситуативную сторону, а внутренний - перцептивно-когнитивно-аффективную сторону [5, с. 17-18].

Таким образом, двойственность значения слова в сознании человека предполагает наличие двух видов значения, одним из которых является общесистемное значение, закрепленное в словарях и служащее для взаимопонимания. Общесистемное значение «представляет собой знание того, что носители соответствующего языка должны (по уговору) понимать под тем или иным словом» [5, с. 18]. Что касается второго вида, то оно ближе к понятию «индивидуальное», то есть это то значение, которое индивид устанавливает «для себя», это его представление о значении этого слова. По мнению А.А.Залевской, вторая сторона значения - это «психологическая структура значения слова, или психологическое значение слова»[5, с. 18].

Безусловно, нам для выявления специфики «освоения <...> внешнего мира в его цельности и системности», логики «осмысления ими причинно-следственных связей между явлениями действительности» [11, с. 240] необходимо понимать, как соотносятся оба вида значений одного слова в сознании исследуемых с интеллектуальными нарушениями.

В связи с тем, что общесистемное значение связано с лексикографическими источниками, считаем целесообразным вслед за Е.И.Грищук выделять системное значение слова, под которым понимается структура системного значения слова (общей дефиниции), т.е. общепринятого значения, закрепленного в словарях [1, с. 52]. Психологическое же значение слова выявляется при помощи психолингвистического эксперимента.

Между тем недостаточность абстрактного мышления присуща детям с интеллектуальными нарушениями, в связи с чем представляется важным проанализировать вербальные ассоциации, словами-стимулами которых послужили абстрактные существительные, к отличительным чертам которого, безусловно, относится обобщение явлений действительности [подр. 14].

Для уточнения возрастной специфики значения слова у детей с интеллектуальными нарушениями эксперимент проводился в сопоставлении со второй группой детей с сохранным интеллектом. Несомненно, сопоставительный план исследования способствует проявлению существенных различий в процессе формирования значения исследуемого слова в сознании детей с интеллектуальными нарушениями.

Итак, в экспериментальном исследовании участвовали обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций Республики Бурятия 7-9 классов (первая группа) и обучающиеся с сохранным интеллектом из 4, 5, 7 классов (вторая группа) муниципальных образовательных организаций г. Улан-Удэ. Эксперимент проводился с использованием методики субъективных дефиниций в обеих группах.

В работе ставилась задача выявить соотносительность психологического и общесистемного значений слова в сознании детей с интеллектуальными нарушениями (ИН). Для решения этой задачи испытуемым было предложено слово «страх»из тематической группы «субъективно-психологическая лексика».

Системное значение слова страх было сформировано на основе дефиниций, зафиксированных в толковых словарях, таких как Словарь русского языка С.И.Ожегова [10, с. 336], Словарь русского языка (в 4-х томах) под ред. А.П.Евгеньевой [3, с. 209], Толковый словообразовательный словарь русского языка И.А.Ширшова [15, с. 450].

Сводная дефиниция слова страх следующая:

• сильный испуг, оцепенение;

• события и предметы, которые вызывают страх.

В основу эксперимента легло положение, что концептуальное ядро в языковой картине мира ребят с нормой развития и ребят с нарушением интеллекта совпадает, однако способы категоризации действительности различны. Этот момент был взят нами за основу.

Предварительно обучающиеся двух групп получили инструкцию: «Услышав слово, ответьте сразу, не задумываясь. Назовите первое слово, пришедшее на ум».

Результаты эксперимента первой группы.

Первая группа разбита на три подгруппы: 1 группа - учащиеся 7 класса, 2-ая подгруппа - учащиеся 8 класса, 3-я подгруппа - учащиеся 9 класса. В каждой группе равное количество испытуемых - по 30 человек. В подгруппах заметна разница в количестве отказов, если в первой и второй подгруппе - отказов соответственно 36,6% и 33,3%, то в третьей подгруппе - всего 23,35%.

При помощи методики свободного ассоциативного эксперимента большая часть детей первой группы, получив инструкцию, не смогла приступить к самостоятельному выполнению задания. Потребовались дополнительные инструкции типа: «Слово «страх» я связываю со словами темнота, высота,пауки и т.п.».

Обучающиеся 7 классов

Страх - собака 7, темнота 4, болячка 4, укол 4, паук 4, побои 3, пауки 3, высота 3, собаки 2, машина 2, змея 2, стая собак 2, медведь 2, вода 1, падение 1, река 1, глубина 1, огонь 1, пожар 1, наводнение 1, землетрясение 1, ремень 1, страшные животные 1, ужасы 1, пришельцы 1, молния 1, ругань 1, лес 1, двойка 1, гнев 1, страшные сны 1, медведи 1,, пожар 1, волки 1, полк 1, убой 1, бакуску 1, двкоты 1, двухвоски1, овярма 1.

Некоторые обучающиеся отметили следующее: боюсь мальчиков 1, когда страшно 1, бьют 1, мама ругает сильно 1, боюсь умереть 1, я не боюсь 1.

Из 30 респондентов только 14 обучающихся справились с предложенным заданием. Не смогли назвать ассоциаты 11 человек, 5 написали непонятные для понимания слова.

Обучающиеся 8 классов

Страх - высота 1, темнота 5, собака 8, змеи 5, рана 4, машина 3, врач 3, удар 3, клещи 2, огонь 2, смерть 1, лев 1, тигр 1, убийство 1, полиция 1, вода 1, заблудиться в лесу 1, поезд 1, стая 1, стая собак 2, страх собак 1, стая медведей 1, медведь 1, стая волков 1, обрыв 1, операция 1, глубина 1, мышка 1, крыса 1, жуки 1, пауки 3, паук 2, глубокое море 1, ночь 1, гроза 1, град 1, буря 1, я не боюсь 1, страшно 1, ломлоли 1, мехты 1.

Некоторые обучающиеся отметили следующее: маму потерять; потерять близких 1; страшно дома одному оставаться 1; лежать в больнице 1; бояться потерять родителей 1; когда страшно 1; тот, кто пострадает 1; я не боюсь 1; бояться 1, боюсь утонуть 1, умереть 1.

Из 30 человек 10 не смогли назвать ассоциации к слову, 3 чел. написали непонятные для понимания слова.

Обучающиеся 9 классов

Страх - высота 9, темнота 6, собака 5, пауки 5, испуг 4, наказание 4, побои 4, драка 4, один дома 3, укол 3, ночь 3, больница 3, плохие отметки 2, ругань 2, паук 2, собаки 1, стая 1, стая злых собак 1, большой паук 1, медведь 1, тараканы 2, стадо волков 1, змеи 3, паук 2, пауки 3, жуки 1, петухи 1, потеря 1, одиночество 1, смерть мамы 1, смерть родителей 1, смерть 1,старость 1, школа 1, директор 1, голод 1, зима 1, болезнь 1, пожар 1, огонь 1, люди с топорами 1, драка 1, избиение людей 1, грабеж 1, оружие 1, выстрелы 1, заложники 1, маньяк 1, вор 1, машина 1, вода 1, оса 1, фейерверки 1, боль 1, вулкан 1, наводнение 1, цунами 1, гроза 1, воронка, холострофобия (клаустрофобия)1, нации 1, клодн 1.

Некоторые обучающиеся ответили следующее: меня кусала собака; очень много страхов; когда страх, я начинаю убегать, боюсь гулять по ночам 2, оставаться дома одной 1, бояться змеи 1, бояться 1, боится 2, страшно 3, перейти через дорогу 1, испугался 2, запугали 1.

Большая часть девятиклассников (23 человека из 30) справилась с предложенным заданием, отказались 7 человек.

Результаты эксперимента показывают, что из двух системных значений лексемы страх языковым сознанием детей первой группы освоено второе значение «события и предметы, которые вызывают страх». Первое системное значение не актуально для языкового сознания испытуемых первой группы, только в третьей подгруппе один испытуемый связал страх с испугом (1 системное значение «сильный испуг, оцепенение»).

Необходимо отметить, что при объяснении хода эксперимента в первой группе нам пришлось в качестве образца будущих ответов озвучить собственные ассоциаты, в качестве которых нами были приведены следующие слова: темнота, высота, собаки, пауки. Заметим, именно эти реакции в каждой подгруппе первой группы оказывались наиболее частотными у испытуемых с интеллектуальными нарушениями.

Обращает на себя внимание такой факт: дети с интеллектуальными нарушениями в своих реакциях используют конкретные существительные, чаще в форме единственного числа. Психологическое значение слова опирается на предметный мир (змеи, пауки, укол, врач, больница и т.п.) или на конкретное событие (побои, смерть мамы, смерть родителей).

Результаты эксперимента со словом страх подтверждают наши выводы по результатам эксперимента со словом любовь о том, что детям с интеллектуальными нарушениями свойственно конкретно-действенное мышление [2].

В практике обобщения и осознания общих существенных связей и отношений между предметами окружающего мира, при толковании слов абстрактной лексики испытуемые полагаются на свой коммуникативный опыт, восприятие отвлеченности происходит через испытанные личные ситуации. Поэтому в ассоциатах помимо слов темнота, высота, собаки, пауки, озвученных в качестве образца, частотны слова, называющие животных, увиденных в реальной действительности, в фильмах: страшные животные, лев, тигр, медведь, волк, стая медведей, стая волков и т.д.; природные катаклизмы типа наводнения, землетрясения; происшествия типа пожар, огонь и т.д.

Результаты эксперимента иллюстрируют возрастную специфику, у детей 9 классов процент ответов, связанных с испытанными или увиденными ситуациями, увеличивается: появляются такие ассоциаты, как смерть, болезнь, смерть мамы, плохие

отметки, побои. Окружающий мир увеличен за счет фильмов-ужастиков, триллеров, поэтому психологическое значение слова страх создается благодаря таким словам, как избиение людей, грабеж, оружие, выстрелы, заложники, маньяк и т.д., познание окружающего мира увеличилось за счет просмотра телевизионных передач, потому появляются невиданные в нашем регионе природные бедствия типа вулкан, цунами и т.д.

Заметим, что дополнительные компоненты психологического значения слова в сознании ребят всех трех подгрупп первой группы не формируются.

Во второй группе приняли участие 90 респондентов. Нами были выбраны нормо-типичные обучающиеся 4-5 классов общеобразовательной школы потому, что дети с интеллектуальными нарушениями изучают на протяжении 9 или 10 лет обучения программный материал начальной школы. Что касается обучающихся 7 классов с нормой развития, то мы привлекли семиклассников с сохранным интеллектом для сравнения познавательных возможностей по возрастному цензу с семиклассниками с нарушением интеллекта.

Результаты эксперимента второй группы.

Обучающиеся 4 класса

Страх - темнота 13, высота 11, опасность 9, собаки 9, ужастики 8, кошмары 7, пауки 5, змеи 4, смерть родителей 4, ВПР 4, гаражи 4, плохие отметки 4, стая собак 4, монстры 3, смерть 3, зло 3, гибель 3, болезнь близких 3, нападение собаки 3, чудовище 3, страшилки 3, собака 2, болезнь 2, помещение без выхода 2, кошмары во сне 2, мерзкие животные 2, «двойки» 2, контрольная по математике 1, конец четверти 1, много собак 1, злая собака 1, неожиданность 1, цунами 1, гроб 1, ужастики во сне 1, пауки с жуками 1, мыши 1, клаустрофобия 1, лабиринт в подземелье 1, подвал 1, маньяки 1, бомжи 1, ружье 1, машина «скорая помощь» 1, зубная боль 1, много крови 1.

Некоторые обучающиеся ответили следующее: потерять маму 2, когда стреляют 1, проходить за гаражами 1, ходить ночью 1, душат во сне 1, когда во сне бегут за мной 1, узнать страшную новость 1, боюсь умереть 1.

Обучающиеся 5 класса

Страх - темнота 10, высота 11, плохие оценки 6, потеря близких 6, стая собак 5, стрельба в школе 5, одиночество 5, ужастики 4, падение с высоты 4, гаражи 4, пауки 4, монстры 3, собственная смерть 3, смерть родителей 3, нападение собак 3, разборки на улице 3, драка 3, боязнь гаражей 3, кошмары во сне 3, ВПР 3, падение вниз 2, убийство 2, контрольная работа 2, темная комната 2, обрыв 2, ссора родителей 2, закрытое помещение 2, избиение 1, бункер 1, страшное помещение 1, катакомбы 1, заброшенное здание 1, один в темноте 1, призраки 1, лягушки 1, змея 1, клещи 1, мерзкие жуки 1, расставание 1, мурашки по коже 1,кровь 1, скорость 1, авария 1, родительское собрание 1, теракт 1, маньяки и бомжи 1, бомба 1, заложники 1, расстрел 1, компьютерные стрелялки 1, фильм ужасов 1, авария 1, зубной врач 1.

Некоторые обучающиеся отметили следующее: догоняют 2, страх умереть 1, когда нет друзей 1, когда надо мной смеются 1, боюсь на улице пацанов 1, боюсь, когда отбирают деньги 1, упасть вниз 1, разбиться на машине 1, потеряться в лесу 1, игры, где заставляют убивать 1, когда взрывают 1, убивают 1, когда на тебя нападают собаки 1, упасть со скалы.

Обучающиеся 7 класса

Страх - потеря близких 18, потеря родителей 17, темнота 7, испуг 6, собственная смерть 7, смерть близких 7, высота 7, закрытый дом (помещение) 6, ужастики 6, экзамены 6, предательство 5, одиночество 5, кошмары 5, ВПР 5, плохие отметки 5,

болезнь близких 5, смерть 4, нападение собак 4,тревога 2, стая собак 4, глубина 4, страх воды 3, боль 3, преследование 2, ночь 2, расставание 2, маленькое помещение 2, один в доме (квартире) 2, привидение 2, собаки 2, гаражи (находиться за гаражами) 3, пауки 2, кошмары во сне 2, стыд 1, падение со скалы 1, свора собак 1, оцепенение от страха 1, непонимание 1, компьютерные игры (БТБ и Б1аскртк) 1, фильмы страшилки 1, фильм ужасов 1, война 1, выстрелы 1, глубина озера 1, глубокая река 1, дрожь 1, критика 1, предательство 1, непослушание 1, адреналин 1, трагедия 1, змеи 1, насекомые 1, кладбище 1.

Некоторые обучающиеся отметили следующее: утонуть 2, проходить мимо толпы 1, убегать от маньяка 1, боюсь террористов 1, когда нападают на человека.

Результаты эксперимента во второй группе показывают, что из двух системных значений лексемы страх языковым сознанием детей освоены оба значения. Первое системное значение «сильный испуг, оцепенение» выявлено у 23,3% ребят третьей подгруппы второй группы: у семиклассников реакция «испуг» встречается 6 раз, появилось реакция «оцепенение от страха». Таким образом, первое системное значение актуально для языкового сознания испытуемых второй группы.

Стоит отметить, что у детей с нормой развития не было отказов на ассоциацию данного слова, в отличие от обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Отказы могут быть объяснены как незнанием значений, так и неумением сформулировать или разграничить их. Большой процент отказов свидетельствует о том, что значение абстрактного понятия не освоено языковым сознанием. Малый процент отказов испытуемых второй группы - об освоенности, актуальности этих понятий для коммуникативной практики обучающихся.

Как мы видим из результатов опроса, для детей младшего школьного возраста среди реакций на слово-стимул страх на первом месте среди реакций стоит темнота, правда, буквально за год число боящихся темноты уменьшается вдвое (в 4 классе - 13, в 5 классе - 7), тем не менее в 4 классе страх почти у всех опрашиваемых связан именно с темнотой.

Следует отметить, что сравнительный анализ результатов обеих групп позволяет сделать вывод о том, что младшеклассникам с нормой развития свойственно использовать те слова, которые относятся к абстрактной лексике: темнота, высота, одиночество, потеря, болезнь, смерть, ругань и т.п. Данный факт свидетельствует, что младшеклассникам второй группы доступны отвлеченные, формально-логические суждения: узнать страшную новость, боюсь умереть и т.д., а у пятиклассников, помимо страха умереть, появляются и другие страхи, связанные с социализацией маленького человека в обществе, например, страх - это когда нет друзей 1, когда надо мной смеются.

При этом для них характерно словесно-логическое мышление, которое связано с реальной действительностью и собственными наблюдениями, поэтому в лидерах такие ассоциаты, как темнота, высота, ужастики, монстры, плохая оценка, ВПР и т.д.

У детей среднего школьного возраста с нормой развития преобладает уже абстрактное мышление. Змеи и пауки у семиклассников находятся на последнем месте, а у учеников младшего школьного возраста среди реакций на стимул страх они занимают лидирующее место.

Нами было проведен сравнительный анализ двух групп, одинаковых по возрастному цензу - это обучающихся 7 классов (дети с ИН и нормотипичные).

Таблица 1

Нормотипичные обучающиеся, Обучающиеся с нарушением интеллекта,

7 класс 7 класс

Название Кол-во Название Кол-во

абстрактных слов слов абстрактных слов слов

Потеря (близких, родных) 35 Темнота 4

Смерть (собственная, 18 Высота 3

смерть близких)

Темнота 10 Падение 1

Высота 7 Глубина 1

Испуг 6 Ругань 1

Предательство 5 Гнев 1

Одиночество 5

Кошмары 5

Болезнь 5

Смерть 5

Нападение 4

Глубина 4

Боль 3

Тревога 2

Преследование 2

Расставание 6

Падение 1

Оцепенение 1

Непонимание 1

Глубина 1

Дрожь 1

Критика 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предательство 1

Непослушание 1

Трагедия 1

Итого: 131 Итого: 13

Сравнительный анализ результатов обучающихся 7 классов коррекционных и муниципальных образовательных организаций показывает, что у нормотипичных детей в ассоциатах преобладает отвлеченная лексика (из 186 ассоциатов только 131 слово из абстрактной лексики). Дети с интеллектуальной недостаточностью большей частью представляют реалии предметного мира (56 слов из 69).

Итак, обратим внимание, большая часть реакций на это слово-стимул у ребят с нормой развития принадлежит абстрактной лексике. Эти слова с отвлеченным значением качества, состояния, свойства, действия обозначают реалии понятийного мира.

Из 30 обучающихся с интеллектуальным недоразвитием 7 класса только 12 человек смогли назвать слова-ассоциаты, причем только 13 слов ими были выделены как слова абстрактной лексики.

Кстати, результаты эксперимента обучающихся с интеллектуальными нарушениями 9 класса показывают, что количество слов абстрактной лексики увеличивается, названо

35 слов из абстрактной лексики, при том что в эксперименте участвовали 30 человек, из них смогли назвать слова-ассоциаты 23 человека.

Небольшой рост из общего количества ассоциатов - слов абстрактной лексики (13 слов у детей 7 класса и 35 слов у детей 9 класса) - свидетельствует о развитии наглядно-образного мышления, небольшой динамике, возможности работы над познавательной деятельностью детей с интеллектуальными нарушениями.

Тем не менее заметим, что доминирование слов конкретной семантики, составляющих психологическое значение слова, у детей первой группы свидетельствует все же о преобладании наглядно-действенного мышления у детей с интеллектуальными нарушениями. Более того, мы можем утверждать, что с возрастом у детей данной категории происходит укрепление наглядно-действенного мышления, результаты подгрупп первой группы наглядно иллюстрируют этот факт.

Анализ показал, что в целом абстрактные понятия понимаются обучающимися с нормой развития достаточно адекватно, чего нельзя сказать об обучающихся с интеллектуальными нарушениями. «Понятно, что у ребят же с ИН наблюдается недоразвитие высших психических процессов, в том числе высших форм мышления. Им сложно анализировать, обобщать и выделять главное. Словарный запас не соответствует возрастной норме. Соответственно, у данной категории детей имеется стойкое нарушение в познавательной и эмоционально-волевой сфере» [2, с.531].

Итак, проведенный эксперимент свидетельствует о соответствии общесистемного и психологического значений у абстрактного слова у детей с нормой развития. У испытуемых с интеллектуальными нарушениями первое системное значение никак не перекликается с психологическим значением, второе системное значение более актуально для детей второй группы. Преобладание слов абстрактной лексики для выражения психологического значения абстрактного слова свидетельствует о развитии образного мышления у детей с нормой развития. Для детей же с интеллектуальными нарушениями для установления психологического значения слова характерна предметная семантика.

Список литературы

1. Грищук Е.И. Абстрактная лексика в языковом сознании: экспериментальное исследование языкового сознания старшеклассников. Дисс. ... канд.филол. н. -Воронеж, 2002. - 52 с.

2. Дайдаева М.В. Особенности формирования языкового сознания детей с нарушением интеллекта (на материале абстрактной лексики) / М.В. Дайдаева // Мир науки, культуры, образования. - №6. (91), 2021. - С. 528-531.

3. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. - Москва, 1986. - 209 с.

4. Залевская А.А. Вопросы выбора слов и заданий для экспериментального психолингвистического исследования / А.А.Залевская // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. - Тверь, 1994. - С. 14-29.

5. Залевская А. А. Различные подходы к трактовке значения как достояния индивида / А.А.Залевская // Психолингвистические исследования слова и текста. - Тверь, 1977. -С. 11-24.

6. Засорина, Л. Частотный словарь русского языка. ЛуаИаЬ1еа1: http://project.phil.spbu.ru/ Иb/data/s1ovari/zasorina/zasorina.htm1#vyxodnye_dannye

7. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма. Лингвистика -психология - когнитивная наука / Е.С. Кубрякова // Вопр. языкознания. - М., 1994. -№ 4. - С. 34-37.

8. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова / Отв. ред. Е.А. Земская. - Изд. 2-е, доп. - М.: Изд. ЛКИ, 2007. - 208 с.

9. Матюхина М. В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - Москва, 2010. - 336 с.

11. Проскурина А.В. Своеобразие ценностного мироведения диалектоносителей сквозь призму пропозиционально-семантической организации словообразовательного типа «Осн. сущ. + -ин(а) // Актуальные проблемы современного словообразования: материалы междунар. науч. конф. - Кемерово: ИНТ, 2009. - С. 240-242.

12. Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка / И. А. Стернин, З. Д. Попова. - Воронеж: Истоки, 2006. - 226 с.

13. Уфимцева А. А. Лексическая номинация: (первичная, нейтральная) / А. А. Уфим-цева // Языковая номинация. - М., 1977. - С. 81-85.

14. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. 1997 г. - 160 с.

15. Ширшов И. А. Толковый словообразовательный словарь русского языка: Ок. 370000 слов русского яз., объединенных в 2000 словообразовательных гнезд: Комплексное описание русской лексики и словообразования. - Москва, 2004. - 450 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.