Научная статья на тему 'Семантическое развёртывание лексемы «Дом» в лирике И. А. Бунина'

Семантическое развёртывание лексемы «Дом» в лирике И. А. Бунина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Четверикова О. В.

В статье рассматривается проблема семантического развёртывания номинации «дом» в смысловом поле поэтических произведений И.А. Бунина. Результаты авторского познания мира и средств их вербальной манифестации в эстетической деятельности даёт представление о мировидении автора в единстве и целостности его художественного воплощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантическое развёртывание лексемы «Дом» в лирике И. А. Бунина»

СЕМАНТИЧЕСКОЕ РАЗВЁРТЫВАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ДОМ» В ЛИРИКЕ И.А. БУНИНА

© Четверикова О.В.*

Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир

В статье рассматривается проблема семантического развёртывания номинации «дом» в смысловом поле поэтических произведений И.А. Бунина. Результаты авторского познания мира и средств их вербальной манифестации в эстетической деятельности даёт представление о ми-ровидении автора в единстве и целостности его художественного воплощения.

Специфика художественного познания реального мира характеризуется многообъектной направленностью при сохранении избирательности явлений и предметов, попадающих в фокус зрения художника, носит индивидуально-эмоционально-эстетический характер, определяется интуитивно-образно-ассоциативным способом отражения действительности, зависит от особенностей устройства смысловой сферы автора речи, в основе которой лежит система доминирующих мотивов и ценностей, мировоззрение, жизненный опыт творческой личности. Результаты художественного познания объективируются вербально в процессе создания вторичной, языковой действительности - художественных текстов, в рамках которых осуществляется эмоциональное, информационно-смысловое и духовно-нравственное воздействие на читателя [Четверикова, 2010].

Язык художественного произведения представляет собой особую знаковую систему, служащую текстовой объективации авторского замысла. Эта система характеризуется неоднозначностью семантики и множественностью интерпретаций. Чтобы узнать, как устроен художественный мир писателя, разобраться, почему он так устроен, необходимо выявить те знаки языка, которые являются постоянными в тезаурусе автора, определить, в каких контекстах они функционируют, установить особенности их парадигматических и синтагматических отношений в тексте, определить степень их участия в выдвижении авторских смыслов. Выбор говорящим предметов и явлений реальной действительности для текстового описания и отбор знаков языка для их означивания позволяет говорить о том, что эти реалии находятся в зоне особого авторского внимания, отражают потребности и мотивы художника слова, т.е. выражают его «угол» зрения на мир [Залевская, 2005].

В статье мы рассматриваем проблему семантического развертывания лексемы «дом» в поэтических текстах И.А. Бунина.

* Доцент кафедры Русского языка и методики его преподавания, кандидат филологических наук, доцент.

В русском национальном сознании слово «дом» ассоциируется со следующими основными понятиями: а) жильё, помещение для совместного проживания родственников; б) семья; в) определенный уклад жизни людей, мерило их семейных ценностей; г) защищенное и защищающее пространство; д) родина. Таким образом, номинация «дом» прежде всего связывается с представлениями о своём - понятном, упорядоченном, родном.

В поэзии И.А. Бунина мотив дома обнаруживает себя в стихотворениях разных лет. Рассмотрим, в каких контекстах встречается у поэта лексема «дом» и какие смысловые значения она в них приобретает.

В бунинских текстах слово «дом» является доминантой следующего синонимического ряда: дом - изба - хата - мазанка - терем - строение (дедовское) - сруб. Например: Вот этот дом, сто лет тому назад, /Был полон предками моими («Дедушка в молодости», 1916); Старуха в белой плахте белила мелом хату / И обводила окна каймою голубой («Старик у хаты веял», 1903); Темно в уездной крохотной избушке, / Наскучили гремучие коклюшки, /Весна идет... («Кружево», 1906-1908); А еще темней - мой холодный сруб, /Где ни вздуть огня, ни топить не смей («Баба-яга», 1906-1908).

Атрибуты дома, которые привлекают внимание автора, - крыша, стены, порог, крыльцо, дверь, балкон, угол, окно; причем номинация «окно» встречается в текстах И.А. Бунина довольно часто и является в его поэзии, как показывает исследованный нами языковой материал, сквозным образом-символом: Буду видеть краски в вышине, /И до полдня будут серебристые /Хризантемы на моем окне («На окне, серебряном от инея», 1903); Усядусь, / Огня не зажигая, возле окон, / Облитых лунным светом, и смотрю / На сад, на звезды редкие («В Москве», 1906); Я в светлице у окна, / Я бледнее полотна... //В серебре пруты решетки («Терем», 1906); И в сердце моем так мо-гильно, /Как мерзлое это окно («Мы сели у печки», 1917).

Окно маркирует связь бунинского героя с заоконным миром, близким или враждебным, вселенной, частью которой он себя ощущает. Как следствие, образ-символ «окно» (встречается и образ балкона, палубы парохода, т.е. пограничного, переходного пространства из «своего» мира в мир внешний, «другой». - О.Ч.) у И.А. Бунина связывается с другими образами, маркирующими аксиологическую вертикаль «верха» авторского сознания и участвующими в выдвижении личностных авторских смыслов. Это образы неба, звезд, месяца, облаков: В окно я вижу груды облаков, /Холодных, белоснежных, как зимою («Отрывок», 1901); В окно пахнуло... Так-то веселей! // Сад вечереет. Слаще и свежее / Запахло в нём. Прозрачный месяц встал («Наследство», 1906-1907); Сажусь на камень теплого балкона. // Он озарен могильно, - бледный свет / Разлит от звезд... <...> Есть только бог над горними огнями, / Есть только он, несметный, ветхий днями («Как много звезд.», 1917).

Бунин И.А. описывает и внутреннее убранство комнат, именуя их по-разному: угольная комната, спальня, покои, зал (зала), детская, светлица,

горница. Так, в стихотворении «Детская» (1903-1906) поэт, используя прием текстовой оппозиции номинаций горница - детская, передает душевное состояние лирического героя, посетившего старый помещичий дом. Повторяющийся предикат «грустны» маркирует эмотивную доминанту текста -печаль-скуку уставшего от невзгод героя, осознающего невозможность прежней, спокойной «жизни старосветской», понимающего теперь, что многим юношеским мечтам не суждено было сбыться: И грустны, грустны сумерки зимой / В заброшенных помещичьих покоях; Сидишь и смотришь в окна из угла /И думаешь о жизни старосветской... // Увы! Ведь эта горница была / Когда-то нашей детской!

В другом стихотворении - «Матери» (1906-1911) - поэт описывает детскую комнату, употребляя лексемы колыбель, игрушки, кроватка, лампадка, мать, которые служат языковой объективации смыслов 'невозвратимое детство', 'материнская любовь', 'родной дом': Я помню спальню и лампадку, / Игрушки, теплую кроватку / И милый, кроткий голос твой.

В описании дома в стихотворении «В гостиную, сквозь сад...» (1905) автор вновь возвращается к мотиву отмирающего усадебного уклада жизни. В пустом доме все двери заперты; здесь давно уже никто не живет. Лирический герой смотрит на пыльные гардины, на ветхие ковры, клавесин, выцветший паркет - «всюду глушь и дичь»: ... в доме рухлядь, тлен: повсюду паутины, / Все двери заперты... // И так уж много лет. Одновременно номинация «дом» в смысловом поле данного стихотворения является маркером темы смерти: Но фортки нет в окне, и рама в нем - глухая. // Тут даже моль недолго проживет!

Мотив разрушения дома звучит и в других стихотворениях: Ночник горит в холодном и угрюмом / Огромном зале скупо и темно; То чудится, что кто-то / К крыльцу подъехал... <...> А тут еще забота: / Течет сквозь крышу, каплет с потолка («Дворецкий, 1911); Синие обои полиняли, / Образа, дагерротипы сняли - / Только там остался синий цвет, / Где они висели много лет («Синие обои полиняли», 1916); Хозяин умер, дом забит, / Цветет на окнах купорос, /Сарай крапивою зарос... («Канун», 1916).

Предметный ряд в бунинских поэтических текстах говорит о многом. Атрибутами дома, важными его составляющими, без которых дом не может быть домом, являются печь, предметы мебели (кресло, которое часто стоит у окна, шифоньерки, рояль, фортепиано, клавесин, стол), книги, зеркало, образа, люстра, дагерротипы на стене. Все это родное, до боли памятное. Даже «теплый запах крыш» после весеннего дождя пробуждает милые сердцу воспоминания. Заметим, что языковая объективация перцептивного модуса «запах» у Бунина часто бывает связана именно с мотивом дома: Еще усадьба спит... В саду еще темно, /Недвижим тополь матово-зеленый, /И воздух слышен мне в открытое окно, / Весенним ароматом напоенный («Бледнеет ночь», 1888); В тихом саду замолчал соловей; /Падают капли во мраке

с ветвей; / Пахнет черемухой («Туча растаяла», 1988); А тополь тянется в открытое окно / И ладаном благоухает («Под вечер», 1903-1905); Сиянье люстр и зыбь зеркал / Слились в один мираж хрустальный - / И веет, веет ветер бальный / Теплом душистых опахал («Вальс», 1906); Эта тьма, дождевая, сырая, /Веет в горницу свежим дыханьем («Воспоминанье», 1917).

Мотив утраченного дома звучит в стихотворении «Ту звезду, что качала-ся...» (1891), в котором номинация «дом» служит экспликации смыслов 'малая родина, 'юные года', 'первые стихи', 'первая любовь', 'ощущение потери': В то селенье, где шли молодые года, / В старый дом, где я первые песни слагал, / Где я счастья и радости ждал, / Я теперь не вернусь никогда, никогда. А в стихах, написанных И.А. Буниным перед отъездом за границу и в эмиграции, тема утраченного дома приобретает трагическое звучание: У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. // Как бьется сердце, горестно и громко, / Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом / С своей уж ветхою котомкой! («У зверя есть нора», 1922). Номинация «дом» в данном контексте утрачивает семы 'родное', 'свое', 'защищающее пространство', поэтому И.А. Бунин вводит в текст лексемы «чужой», «наёмный», эксплицирующие такие смыслы, как 'отсутствие своего дома', 'временное жилье', 'чужбина', 'бродяжничество', 'нищета', 'одиночество'. Мотив потери дома (родины) обусловливает появление в тексте ассоциата к слову «дом», приобретающего в контексте негативную коннотацию, - номинации «клетка»: Канарейку из-за моря / Привезли, и вот она / Золотая стала с горя, / Тесной клеткой пленена. //Птицей вольной, изумрудной / Уж не будешь - как ни пой / Про далекий остров чудный /Над трактирною толпой («Канарейка», 1921).

Единственное, что пространственно связывает героя И.А. Бунина с родным домом - это «звезда заветная» (Сириус, любимая звезда матери поэта. -О.Ч.), образ которой раскрыт в одноименном стихотворении: Где ты, звезда моя заветная, /Венец небесной красоты? // Очарованье безответное/ Снегов и лунной высоты? («Сириус», 1922). Эмотивная доминанта стихотворения - тоска по безвозвратно утраченному прошлому. Номинации «круг», «дом», «окно», «ель», «снег» - репрезентанты прежней жизни лирического героя, такой же далекой, как и молчаливая звезда Сириус. Чистота помыслов, стремлений ассоциативно связывается в контексте с белизной снега возле родного дома, который, в свою очередь, ассоциируется с заснеженной Россией, куда уже не вернуться никогда: Где молодость простая, чистая / В кругу любимом и родном, / И старый дом, и ель смолистая / В сугробах белых под окном?

В контексте бунинского стихотворения номинации «дом», «звезда», «могила» оказываются близкорасположенными и, соответственно, обнаруживающими тесные смысловые связи: звезда напоминает о родном доме, который был у лирического героя (потому звезда и названа «заветной», т.е. свято хранимой в душе, особенно ценимой по каким-то причинам. - О.Ч.); эта же

звезда будет «пылать над дальнею могилой», которая станет последним пристанищем для героя, своего рода последним «домом» на чужбине.

Таким образом, в поэтической модели мира И.А. Бунина номинация «дом» обнаруживает свою смысловую неоднозначность, раскрывает свой семантический потенциал, участвует в маркировании эмотивно-смысловых доминант авторского сознания.

Список литературы:

1. Бунин И.А. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. - М.: Изд-во: Правда, 1988.

2. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. - М.: Гнозис, 2005.

3. Четверикова О.В. Когнитивно-прагматический потенциал языковых средств экспликации авторских смыслов в поэтическом тексте (на материале произведений 1 половины ХХ века). - Тверь: ООО «Альфа-Пресс», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.