Научная статья на тему 'Семантическая экспликация концепта «конфликт» в функциональном терминологическом поле (на материале российских и зарубежных СМИ)'

Семантическая экспликация концепта «конфликт» в функциональном терминологическом поле (на материале российских и зарубежных СМИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конфликт / семантическая экспликация / концепт / терминологическое поле / российские СМИ / зарубежные СМИ / Conflict / semantic explication / concept / terminological field / Russian mass media / foreign mass media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Денисова Галина Валерьевна, Демина Ирина Николаевна, Гладкова Анна Александровна, Антипова Алина Сергеевна, Ильченко Даниил Сергеевич

В исследовании предпринимается попытка осуществить объективный анализ конфликта как основной составляющей динамики общественного развития в междисциплинарном ключе и в рамках парадигмы межкультурного сравнительного исследования. Для достижения поставленной цели проведено экспериментальное изучение способов концептуализации конфликта в функциональном поле медийного дискурса. Объектом исследования стало содержание сайтов двенадцати ведущих газетных изданий из пяти стран за период 2020–2022 гг.: России, Великобритании, Индии, США и Китая. Выбор для анализа изданий СМИ обусловлен их лидерскими позициями на национальных медиарынках (входят в топ-10 источников), а также сходными типологическими характеристиками: общественно-политическая тематика, ориентация на массового читателя, ежедневная периодичность. Для изучения степени присутствия категории конфликта в медиадискурсе пяти стран была использована система мониторинга и анализа СМИ «Интегрум», содержащая полнотекстовые электронные архивы более 120 000 изданий, в том числе отобранных для исследования. Для понимания динамики количества публикаций в СМИ в качестве единицы измерения было принято абсолютное и относительное количество медиатекстов за каждый год в рамках периода 2020–2022 гг. по каждому СМИ. Определялось как общее количество медиатекстов исследуемых СМИ, находящееся в базе данных «Интегрума», так и количество медиатекстов, содержащих признаки конфликта, что позволило определить примерную долю медиатекстов конфликтной тематики в общем содержании СМИ. Дальнейший анализ семантических признаков, объединенных в рамках наиболее значимых тематических категорий, пролил свет на специфику процесса концептуализации, характерной для исследуемого периода и пяти изучаемых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Денисова Галина Валерьевна, Демина Ирина Николаевна, Гладкова Анна Александровна, Антипова Алина Сергеевна, Ильченко Даниил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Conflict Semantic Explication Within the Functional Terminological Field (Based on the Analysis of Russian and International Media Sourses)

The study attempts to carry out an objective analysis of conflict as the main component of social dynamics in an interdisciplinary manner and within the paradigm of intercultural comparative research. In order to achieve this goal, an experimental study of the ways to conceptualize conflict in the functional field of media discourse was conducted. The object of the study is the content of the websites of twelve leading newspaper publications from five countries during the period of 2020–2022: Russia, Great Britain, the USA, India and China. The choice of media sources is predetermined by their leading role in the national media markets (top 10 national newspapers), as well as by similar characteristics: socio-political course, mass audience, and daily issuing. To study the degree of conflict manifestation, we used the Integrum media monitoring and analytical system which contains full-text electronic archives of more than 120,000 publications, including those selected for the study. To understand the dynamics of publicational activity, the total number of conflict-related texts for every year between 2020 and 2022 for each media source the quantitative analysis based on the detection of conflict attributes was performed. The share of conflict-related media texts in the overall agenda was revealed. The further analysis of semantic features combined within the most significant thematic categories shed light on the specificity of conceptual pattern typical of the countries under investigation.

Текст научной работы на тему «Семантическая экспликация концепта «конфликт» в функциональном терминологическом поле (на материале российских и зарубежных СМИ)»

УДК 070 EDN JGQGEE

DOI 10.17150/2308-6203.2024.13(1).34-51 Научная статья

Семантическая экспликация концепта «конфликт» в функциональном терминологическом поле (на материале российских и зарубежных СМИ)

Дeнисова Г.В.1 <Е, Демина И.Н.2 , Гладкова А.А.1Н ©, Антипова А.С.1 •>, Ильченко Д.С.1 )

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация

2 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: Гладкова А.А., gladkova_a@list.ru

Аннотация. В исследовании предпринимается попытка осуществить объективный анализ конфликта как основной составляющей динамики общественного развития в междисциплинарном ключе и в рамках парадигмы межкультурного сравнительного исследования. Для достижения поставленной цели проведено экспериментальное изучение способов концептуализации конфликта в функциональном поле медийного дискурса. Объектом исследования стало содержание сайтов двенадцати ведущих газетных изданий из пяти стран за период 2020-2022 гг.: России, Великобритании, Индии, США и Китая. Выбор для анализа изданий СМИ обусловлен их лидерскими позициями на национальных медиа-рынках (входят в топ-10 источников), а также сходными типологическими характеристиками: общественно-политическая тематика, ориентация на массового читателя, ежедневная периодичность. Для изучения степени присутствия категории конфликта в медиадискурсе пяти стран была использована система мониторинга и анализа СМИ «Интегрум», содержащая полнотекстовые электронные архивы более 120 000 изданий, в том числе отобранных для исследования. Для понимания динамики количества публикаций в СМИ в качестве единицы измерения было принято абсолютное и относительное количество медиатекстов за каждый год в рамках периода 2020-2022 гг. по каждому СМИ. Определялось как общее количество медиатекстов исследуемых СМИ, находящееся в базе данных «Интегрума», так и количество медиатекстов, содержащих признаки конфликта, что позволило определить примерную долю медиатекстов конфликтной тематики в общем содержании СМИ. Дальнейший анализ семантических признаков, объединенных в рамках наиболее значимых тематических категорий, пролил свет на специфику процесса концептуализации, характерной для исследуемого периода и пяти изучаемых стран.

Ключевые слова. Конфликт, семантическая экспликация, концепт, терминологическое поле, российские СМИ, зарубежные СМИ.

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Программы развития МГУ, проект № 23-Ш02-16.

Информация о статье. Дата поступления 29 ноября 2023 г.; дата поступления после доработки 25 декабря 2023 г.; дата принятия к печати 10 января 2024 г.; дата онлайн-размещения 25 марта 2024 г.

Original article

The Concept of Conflict Semantic Explication Within the Functional Terminological Field (Based on the Analysis of Russian and International Media Sourses)

Galina V. Denissova1 , Irina N. Demina2 <E, Anna A. Gladkova1 D, Alina S. Antipova1 ©, Daniil S. Ilchenko1 0

1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

2 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: Anna A. Gladkova, gladkova_a@list.ru

Abstract. The study attempts to carry out an objective analysis of conflict as the main component of social dynamics in an interdisciplinary manner and within the paradigm of intercultural comparative research. In order to achieve this goal, an experimental study of the ways to conceptualize conflict in the functional field of media discourse was conducted. The object of the study is the content of the websites of twelve leading newspaper publications from five countries during the period of 2020-2022: Russia, Great Britain, the USA, India and China. The choice of media sources is predetermined by their leading role in the national media markets (top 10 national newspapers), as well as by similar characteristics: socio-political course, mass audience, and daily issuing. To study the degree of conflict manifestation, we used the Integrum media monitoring and analytical system which contains full-text electronic archives of more than 120,000 publications, including those selected for the study. To understand the dynamics of publicational activity, the total number of conflict-related texts for every year between 2020 and 2022 for each media source the quantitative analysis based on the detection of conflict attributes was performed. The share of conflict-related media texts in the overall agenda was revealed. The further analysis of semantic features combined within the most significant thematic categories shed light on the specificity of conceptual pattern typical of the countries under investigation.

Keywords. Conflict, semantic explication, concept, terminological field, Russian mass media, foreign mass media.

Funding. This work was done with the support of MSU Program of Development, Project No 23-SCH02-16.

Article info. Received November 29, 2023; revised December 25, 2023; accepted January 10, 2024; available online March 25, 2024.

Введение

Динамика медиатизации конфликта подвержена влиянию двух основных тенденций: активной роли медиа в развитии идеи конфликта и миротворческой, конструктивной роли средств массовой информации в создании образа конфликта, влия-

ющего в том числе на его последующую деэскалацию [1]. Мгновенно генерируемая информация, провоцирующая развитие тематики конфликта в СМИ, является максимально привлекательной для новостных источников [2], поскольку конфликт является крайне многогранным, ак-

сиологически обусловленным социальным феноменом, тесно коррелирующим с морально-нравственными основами общественной жизни [3].

Вместе с тем, по мнению сторонников миротворческого подхода в журналистике, долгосрочная перспектива журналистских расследований, связанных с аналитической разработкой образа конфликта и стратегия предоставления информации поэтапно, ассоциируемая с эволюционным, мирным разрешением конфликтных ситуаций, является наиболее привлекательной с точки зрения глубины и точности данных о факторах, влияющих на создание образа конфликта на уровне больших и малых групп в зависимости от направленности источника СМИ [4].

Исследователи выделяют несколько основных векторов научного поиска в данной области, а именно: стратегии репрезентации конфликта в медиасреде, оценку влияния медиа на конфликт, технологии ме-диавоздействия и теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов в медиа. Научный дискурс вокруг вопросов о взаимодействии и взаимовлиянии медиа и конфликтов, таким образом, на сегодняшний день не оформлен в единую систему. В то же время принципиальная междисциплинарность исследовательского поля в сфере изучения медиатизации конфликтов обусловливает его потенциал, способный выстроить интегральную парадигму всестороннего анализа репрезентации социального конфликта в современных медиа [5]. Использование междисциплинарного подхода позволит осуществить всесторонний анализ репрезентации конфликта в современных медиа с

учетом их влияния на динамику данного конфликта на каждом этапе его «жизненного цикла».

В настоящее время исследование образной составляющей какого-либо феномена или явления изучается в междисциплинарном ключе, а одной из наиболее перспективных парадигм нам видится парадигма когнитивного подхода, направленного на исследование комплексного процесса субъектной концептуализации элементов действительности [6].

В попытке осуществить объективный анализ конфликта как основной составляющей динамики общественного развития в междисциплинарном ключе и в рамках парадигмы межкультурного сравнительного исследования, наиболее обоснованным эмпирическим дизайном представляется экспериментальное изучение следов реализации процесса концептуализации конфликта в функциональном поле медийного дискурса. Под концептом в данном исследовании предлагается понимать обобщенную в процессе познавательной и коммуникативной деятельности и объединяющую различные элементы в единый семантический комплекс мета-идею, которая является крайне чувствительной к культурной специфике той общественной среды, где происходит ее поэтапное оформление — концептуализация [7; 8].

Концепт служит основой для интерпретации сходных понятийных категорий и взаимозависимых образных репрезентаций, включен в определенную часть общественно разделяемой картины мира, формирующейся на основе индивидуального опыта социализации и про-

фессионализации, соотносится с конвенционализированными постулатами и стереотипными суждениями, а также опосредован языковыми конструктами — моделями его знаковой репрезентации и экспликации, в том числе в средствах СМИ: «концепт — это единица ментального мира человека, квант информации, стоящий за языковой семантикой единицы языка» [9, с. 332].

Концепт, таким образом, является своеобразной ментальной схемой и непосредственно связан с дискурсивной аспектизацией необходимых для последующей трансляции элементов структурирования общественного восприятия. Вместе с тем, концептуализация как процесс динамический тесно связана с конкретными условиями динамики своей эволюции.

Основные теоретические

подходы к изучению

семантической экспликации

концепта конфликт

Следует отметить, что конфлик-тогенная тематика является эмотив-но нагруженной, ее дискурсивная аспектизация не всегда осуществляется прямыми и традиционными способами. В связи с этим методология анализа концепта конфликт должна также учитывать специфику семантической организации имплицитных характеристик конфликтогенной повестки. Традиционно медийный анализ конфликтов напрямую не связан с проблематикой концептуализации, однако он направлен на изучение значимых для понимания сути этого процесса эксплицитных элементов, представленных в медийном поле и определяющих способы и эффективность репрезентации информации о конфликтах и ее распространения

посредством СМИ. Такая дескриптивная модель позволяет выявить факторы влияния на условия формирования общественного мнения о конфликтах [10]; проследить специфику использования лингвистических и визуальных средств для целенаправленного структурирования информационного пространства [11; 12]; осуществить фрейминг событий [13]; определить роль метафорических образов и символов как средств воздействия на аудиторию [14]; выявить способы выражения субъективной позиции автора по отношению к медийному образу конфликта [5]; описать механизмы воздействия визуальных элементов формальной структуры новостного сообщения (заголовок, деление на абзацы и пр.) на восприятие тематики конфликта [15].

Анализ источников последних лет показал, что концептуализация конфликтосферы с точки зрения имплицитных характеристик и тенденций представляет собой крайне противоречивый процесс, претерпевающий постоянные изменения и зависящий от целого ряда факторов, как, например, от культурной специфики, национальных особенностей, значимых общественных реалий, аксиологических оснований, а также не всегда учитываемых внешних влияний, которые находят отражение на формальном уровне языковой системы [5; 16].

Возможности эмпирического

анализа семантической

экспликации концепта

конфликт

Для нашего исследования особую значимость имеют научные разработки, связанные с анализом

концепта конфликт на материале средств массовой информации, в которых представлен анализ моделей репрезентации конфликта [17], способов и этапов формирования семантического образа конфликта и окружающего его семантического поля [12], а также особенностей восприятия структурных элементов конфликтогенного медиадискурса массовой аудиторией [18, 19]. Для комплексного изучения концепта конфликт в дискурсе современного медийного пространства актуальным представляется выработать единую методологию систематизации всех описанных выше исследовательских тенденций.

Классической основой классификации семантических индикаторов концепта конфликт является разнообразие тематических аспектов, акцентуация которых происходит в конкретном новостном материале [5]. С целью разработки теоретической основы концептуализации связанных с конфликтом медиапредставлений предлагаем категоризировать детерминанты конфликтогенной тематики следующим образом:

- стороны или участники конфликта: в данном случае рассматривается специфика участвующих в конфликте субъектов (государственные или общественные системы, социальные институты, сообщества, общественные организации, группы, отдельные лица);

- системные атрибуты конфликта, которые могут иметь как межсистемные, так и внутрисистемные характеристики, определяющие логику развития и управления конфликтом (в случае межсистемного конфликта особое внимание уделяется размеру конфликтующих си-

стем, поскольку масштаб системы придает конфликту определенную динамику: конфликт между крупными системами будет существенно отличаться от конфликта между малыми системами);

- уровень геополитического противостояния: локальные, региональные, международные или макро-, мезо-, микро-характеры конфликта в контексте текущих процессов политического и экономического развития блоков стран и континентов, а также отдельных стран, оставляют отпечаток на развитие и исход конфликтов в целом;

- тип деятельности сторон/ участников конфликта: качество и масштаб проявления конфликтующей стороны может различаться (продолжительностью, резонансом, вовлеченностью сторон и т.д.) с особым вниманием к факту использования насильственных методов и/ или их отсутствию в деятельности конфликтующих сторон;

- принадлежность к сфере общественной жизни, которая являет собой наиболее распространенную детерминанту дефинитивного комплекса концепта конфликт и представлена такими типами конфликта, как экономический, социальный, политический, юридический, идеологический, моральный, религиозный, научный, управленческий, военный;

- сфокусированность на психологических аспектах конфликтов (эмоциональные реакции, восприятие угрозы и стратегии управления конфликтами);

- международная составляющая конфликта (причины, характер и последствия; влияние международных отношений на эскалацию или на разрешение конфликтов и пр.);

- распределение ролей в конфликте, основанное на выделении лидирующего или подчиненного субъекта конфликта, определении вовлеченной или индифферентной позиции субъекта конфликта, соблюдении нейтралитета и/или сознательной провокации конфликта);

- внутри- и межорганизационные конфликтогенные факторы;

- конфликты в социокультурном контексте.

Медийный образ конфликта и связанное с ним дискурсивное поле крайне чувствительно к общественным флуктуациям и идеологии представленности конфликтогенной тематики на уровне базовых аксиоматических постулатов, характерных для общества в конкретный исторический период [20]. Повышенная чувствительность массме-диа к изменениям доминирующих социальных тенденций наряду с отражением актуальных реалий в краткосрочной временной перспективе обусловливают важность исследования именно той части концептос-феры, которая конструируется за счет вовлеченности индивида как в осознанный анализ больших массивов данных, так и в стихийное погружение в материалы средств массовой информации ввиду широты медийного охвата исследуемой нами проблематики [5, 11].

Методика исследования

Объектом исследования стало содержание сайтов двенадцати ведущих газетных изданий из пяти крупнейших мировых держав: России (RUS): «Известия» (iz.ru), «Российская газета» (rg.ru), «Комсомольская правда» (kp.ru); Великобритании (UK): The Guardian (theguardian.com),

The Daily Telegraph (telegraph.co.uk), The Daily Express (express.co.uk); США (USA): New York Post (nypost. com), Los Angeles Times (latimes.com), The Boston Globe (bostonglobe.com); Индии (IND): англоязычные газеты The Hindu (thehindu.com), The Times of India (timesofindia.indiatimes.com), Hindustan Times (hindustantimes. com); Китая (CHN): англоязычные газеты China Daily (chinadaily.com.cn), People's Daily (en.people.cn), Shanghai Daily (shine.cn). Выбор СМИ обусловлен их лидерскими позициями на национальных медиарынках (входят в топ-10 газет), а также сходными типологическими характеристиками: общественно-политическая тематика, ориентация на массового читателя, ежедневная периодичность.

Хронологические рамки исследования охватили 2020-2022 гг., с целью изучения присутствия конфликта в СМИ в относительно спокойный период развития мировой экономики и политической сферы в 2020 г. и до периода явного обострения геополитической ситуации в 2022 г.

Для изучения степени присутствия категории конфликта в меди-адискурсе пяти обозначенных стран была использована система мониторинга и анализа СМИ «Интегрум», содержащая полнотекстовые электронные архивы более 120 000 изданий, в том числе отобранных для исследования. Определялось как общее количество медиатекстов исследуемых СМИ, находящееся в базе данных «Интегрума» (выборка В0 = 4 757 961 текстов), так и количество медиатекстов, содержащих признаки конфликта, отбор которых производился по ключевому слову конфликт*/сопАюГ (выборка В1 = 124 092 текстов). Это позволи-

ло определить долю медиатекстов конфликтной тематики в общем содержании СМИ исследуемого периода. Для понимания динамики количества публикаций в СМИ в качестве единицы измерения было принято суммарное количество ме-диатекстов за каждый квартал 20202022 гг. каждого СМИ.

Анализ семантической экспликации концепта конфликт проводился с учетом обозначенных детерминант, определяющих состав элементов медийного образа конфликта в каждом из исследуемых новостных источников. За основу классификации в качестве ключевого аспекта был взят фактор принадлежности к сфере общественной жизни. Кластеризация тематических направлений производилась нами на предыдущем этапе исследования [9, 10]. В качестве анализируемых категорий были выбраны наиболее частотные, ключевые для каждого тематического направления слова и словосочетания: на русском языке для русскоязычных

СМИ и на английском языке для англоязычных СМИ. Наборы ключевых слов были унифицированы семантически: с целью объективации результатов в эксперименте учитывались только эквивалентные и наиболее частотные признаки.

Результаты исследования

В результате сравнительно-сопоставительного исследования, направленного на анализ семантической экспликации концепта конфликт в медийном дискурсе России, США, Китая, Индии и Великобритании была определена доля текстов, направленных на формирование функционального терминологического поля концепта конфликт в общем содержании СМИ в каждой из исследуемых стран, что позволило зафиксировать значимость и частоту экспликации обобщенных семантических признаков конфликтогенной повестки в изданиях с очевидной ориентацией на массовую аудиторию (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1 Доля публикаций с присутствием семантических признаков конфликта в общем объеме СМИ России, Великобритании, США, Индии и Китая Share of publications with semantic signs of conflict in the total volume of media in Russia, Great Britain, USA, India and China

Страна/ Country Все тексты из Интегрума = общее число публикаций СМИ / All Texts from Integrum = Total Number of Media Publications Тексты со словом «конфликт*» / Texts with the Word "conflict*" Доля, % / Share, %

RUS 1 046 811 46 167 4,4

UK 948 068 30 912 3,3

USA 496 313 14 958 3,0

CHN 157 951 3 903 2,5

IND 2 108 818 28 152 1,3

I В0 = 4 757 961 В1 = 124 092 2,6

В табл. 1 представлены абсолютные и относительные величины, связанные с объемом публикаций за период 2020-2022 гг., совокупной актуализацией концепта конфликт в текстах СМИ анализируемых стран, а также процент его освещения в рамках общей медийной повестки.

Рисунок 1 демонстрирует количественные данные, связанные с экспликацией концепта конфликт в 2020, 2021 и 2022 гг. соответственно.

В 2020 и 2021 гг. концепт конфликт присутствует в медиаповестке всех стран, при этом следует констатировать тенденцию роста числа соответствующих публикаций в СМИ России, США, Великобритании и Индии и уменьшения числа таких публикаций в Китае. По всем исследуемым странам в 2022 г. наблюдается значительный прирост абсолютных значений с лиди-

руюшей позицией России, Великобритании и США в общем объеме концептуализирующих конфликт тенденций.

Сравнение относительных величин обнаруживает очевидную акцентуацию концепта конфликт в российских СМИ по сравнению с изданиями той же общественно-политической направленности других исследуемых стран. Вместе с тем, репрезентация концепта конфликт в медиадискурсивном поле Индии выражена наименьшим образом и в пропорциональном отношении составляет лишь 1,3 % от всего объема проанализированных текстов. Процент манифестации элементов конфликтогенной повестки в Великобритании и США при этом находится на сопоставимо равном уровне: менее выраженном, чем в России, но более выраженном, нежели в Китае.

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

2020

2021

2022

□ CHN □ USA

IND

□ UK

IRUS

Рис. 1. Экспликация концепта конфликт в 2020-2022 гг. в СМИ России, Великобритании, США, Индии и Китая Fig. 1. Explication of the Concept of Conflict in 2020-2022 in the Media of Russia, Great Britain, USA, India and China

0

На основе полученной в ходе первого этапа исследования выборки В1 (медиатексты, содержащие признаки конфликта) на следующем этапе на основе анализа элементов функционального терминологического поля было проведено исследование присутствия семантических индикаторов концепта конфликт в обозначенных тематических направлениях.

В табл. 2 представлены семантически унифицированные наборы ключевых слов, объединенные в базовые группы методом ассоциатив-

ной кластеризации с последующим обозначением специфики конфлик-тогенной тематики обобщенных по этим признакам медиатекстов.

Следует отметить, что каждое из обозначенных направлений представлено не единичным сочетанием или словом, а целым комплексом лексических единиц, что позволяет учесть интегральные семантические признаки, характерные для функционального терминологического поля каждой из стран. Анализ близости ассоциативных

Таблица 2 / Table 2

Ключевые слова, связанные с формированием концепта конфликт в общественно-политических СМИ Keywords Related to the Formation of the Concept of Conflict in Socio-Political Media

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тематика / Subjects Ключевые слова / Keywords

PSYCHOLOGY AND SOCIAL конфликт* и (человек* или персон* или личн* или межличн* или (межличн* :0 общение*) или коммуник* или психолог* или внутр* или эмоц* или травм* или осозн* или созн* или бессозн* или (между :0 людьми) или груп* или межгруп* или гендер* или пол* или секс* или роль* или женск* или мужск* или соц* или возраст* или поколен* или предподростк* или подростк* или подросток или молодость* или (возраст* :0 груп*) или этнич* или нац* или межнац* или меньшинств* или большинств* или миграц* или бежен*)

conflict* and (human* or person* or interperson* or psycholog* or inner* or emotional* or trauma* or conscious* or unconscious* or (between :0 people) or group* or intergroup* or communicat* or abuse* or gender* or sex* or role* or female* or male* or social* or age* or generation* or (generation :0 gap) or pre-teen* or teenage* or adolescent* or (age :0 group) or youth* or ethnic* or nation* or minor* or major* or interethnic* or migrat* or refug*)

Продолжение табл. 2 / Continuations of the Table 2

Тематика / Subjects Ключевые слова / Keywords

WAR конфликт* и (войн* или воен* или вооруж* или террор* или защит* или границ* или погранич* или международ* или армей* или армия или (горяч* :0 точк*) или оруж* или территор* или област* или стрелять* или убийств* или напад* или атак* или оккупац* или оккупант или солдат*)

conflict* and (war* or armed* or terrorist* or defense* or border* or borderline* or frontier* or military or international* or army* or hot* or spot* or weapon* or territor* or area* or shoot* or kill* or murder* or attack*)

POLITICS конфликт* и (полит* или парти* или идеолог* или международно-полит* или диспут* или дебат* или правитель* или парламент* или оппозиц* или государств* или межгосударств* или интер-нац* или геополит* или внутриполит* или внешнеполит* или коррупц*)

conflict* and (politic* or party* or ideolog* or international* or dispute* or government* or parliament* or opposit* or state* or interstate* or geopolitic* or (home* :0 policy) or corruption*)

PROFESSIONAL конфликт* и (професс* или работ* или рабоч* или (рабоч* :0 мест*) или управл* или кадр* или сотруд*)

conflict* and (profession* or work* or job* or workplace* or communicat* or manage* or employ*)

SCIENCE AND TECHNOLOGY конфликт* и (наук* или исслед* или технолог* или техник* или технич* или ин-новац* или смарт* или интеллект* или информац* или (информац* :0 техн*) или ИИ или (искусств* :0 интеллект*) или цифр* или (цифр* :0 безопасн*) или (информац* :0 безопасн*) или кибер* или интернет* или вирт*)

conflict* and (scienc* or research* or investingat* or technolog* or technic* or innovat* or smart* or intellect* or intelligen* or AI or digital* or security* or information* or (information :0 security) or internet* or cyber* or (cyber :0 security) or virtual*)

Окончание табл. 2 / The End of The table 2

Тематика / Subjects Ключевые слова / Keywords

ECONOMICS конфликт* и (эконом* или экономич* или финанс* или бизнес* или конкур* или игрок* или рынок* или рыноч* или ресурс*)

conflict and (econom* or financ* or business* or contest* or player* or market* or resource* or compete*)

CULTURE конфликт* и (культур* или межкультур* или искусств* или литератур* или фильм* или кино* или книг* или книж* или истор* или театр* или сюжет* или кульминац*)

conflict* and (culture* or intercultur* or art* or literature* or movie* or film* or book* or history* or theatr* or plot* or culminat*)

EDUCATION конфликт* и (буллинг или ровесн* или сверст* или школ* или образов* или учит* или учен* или дисципл* или студен*)

conflict* and (bullying or peer* or school* or schol* or educat* or teach* or disciplin* or hate*)

RELIGION конфликт* и (религ* или конфес* или традиц* или христ* или мусульман* или дух* или душев* или Бог или Бож* или божеств* или вера* или вероисповед* или межрелиг* или межконфес* или морал*)

conflict* and (relig* or confess* or tradition* or ^ris^n* or muslim* or spirit* or devine* or faith* or interrelig* or interfaith* or moral* or value*)

FAMILY конфликт* и (семья или семейн* или развод* или родит* или ребен* или брат* или сестр* или (родитель* :0 контроль) или ревн* или мать или материн* или отец или отцовск* или сын или дочь или жена или муж или супруг или супруж*)

conflict* and (separate* or divorce* or parent* or children* or sibling* or (parent :0 control) or (family :0 control) or jealous*)

категорий крайне важен для более точной характеристики тех сторон и аспектов, которые нашли наиболее явное отражение в материале средств массовой информации. Такой подход представляется перспективным для построения модели экспериментального исследования концепта конфликт как многостороннего и неоднородного когнитивного образования, доступного для анализа в плане его лексико-семан-тической составляющей.

Частотность манифестации семантических индикаторов, выявляемых в исследуемых конфликтоген-ных текстах автоматизированным способом путем анализа совместной встречаемости ключевых слов, задающих семантическую структуру каждой тематической группы, легла в основу ранжирования значимости того или иного аспекта в формирование основы концептуализации конфликта в общественно-политических СМИ (рис. 2).

PSYCHOLOGY AND SOCIAL

WAR

POLITICS

PROFESSIONAL

SCIENCE AND TECHNOLOGY

ECONOMICS

CULTURE

EDUCATION

RELIGION

57

193

85

75

FAMILY 22

0 20 40 60 80 100

Рис. 2. Относительная значимость представленности категориального состава концепта конфликт, % Fig. 2. The Relative Importance of the Representation of the Categorical Composition of the Concept "Conflict", %

Проведенный анализ позволил обозначить общую тенденцию семантической экспликации концептуальных оснований конфликта, которая прослеживаются в наиболее явном присутствии семантических индикаторов психологического, социального, военного и политического конфликта в абсолютном большинстве медиатекстов. При этом атрибуты конфликтогенной тематики разных тематических блоков пересекаются, образуя концептуальный конгломерат, что свидетельствует о неразрывной связи элементов военно-политической и социально-психологической проблематики в массово-ориентированной репрезентации конфликта в период с 2020 по 2022 гг.

Вклад семантических индикаторов, связанных с категориями профессиональной деятельности, науки, технологии, экономики и культуры является примерно равнозначным: присутствие элементов этих тематических направлений находится на среднем уровне (57-42 %). Семейный конфликт, а также конфликты в области образования и в религиозной сфере представлены незначительным количеством семантических индикаторов в исследуемом функциональном терминологическом поле.

Семантические индикаторы, раскрывающие содержательную сторону национальной и культурной специфики концепта конфликт в период 20202022 гг., представлены на рис. 3.

Семантические индикаторы концепта конфликт в психологической и социальной сферах равномерно представлены в СМИ каждой из стран с незначительным лидированием китайских медиа и незначительным отставанием российских новостных

источников. Семантические индикаторы военного конфликта в медиаи-сточниках Китая в большей мере связаны с политическими индикаторами в сравнении с российских СМИ, где на долю политических маркеров приходится лишь 60 %. В то же самое время, российские СМИ демонстрируют конвергенцию атрибутов военного и психоло-социального конфликтов. Концептуализация конфликта в Великобритании равномерно опирается на семантические характеристики всех трех тематических групп: военный конфликт, политический конфликт и психолого-социальный конфликт, соответственно, с небольшим превалированием последнего. Для СМИ Индии характерна та же тенденция, но особого внимания заслуживает доля семантических индикаторов, связанных с культурным конфликтом, наибольшая в сравнении с четырьмя остальными странами. Конфликт в сфере религии и образования в период 2020-2022 гг. представлен слабо (в основном, в США). Российские СМИ, в свою очередь, лидируют в относительном количестве текстов, обнаруживающих маркеры семейного конфликта.

Заключение

Проведенный сравнительный анализ семантической экспликации концепта конфликт в функциональном терминологическом медийном поле общественно-политических СМИ пяти крупных стран: России, Великобритании, США, Индии и Китая позволил сделать следующие выводы:

- в последние годы в соответствии со своими основными целями и задачами общественно-политические СМИ играют важнейшую роль в концептуализации конфликта;

PSYCHOLOGY AND SOCIAL

WAR

POLITICS

PROFESSIONAL

SCIENCE AND TECHNOLOGY

ECONOMICS

CULTURE

EDUCATION

RELIGION

FAMILY

98 96

0 20 40 60 80 100

□ CHN

IND

□ USA □ UK

RUS

Рис. 3. Относительная значимость представленности категориального состава концепта конфликт в СМИ России, Великобритании, США, Индии и Китая, % Fig.3. The Relative Importance of the Representation of the Categorical Composition of the Concept "Conflict" in the Media of Russia, Great Britain, the USA, India and China, %

- динамика экспликации семантических индикаторов концепта конфликт подтверждает его растущую значимость, что отражает социальные тенденции современности и соотносится с мировыми общественно-политическими, культурно-историческими и прочими внешними влияниями;

- модель автоматизированного поиска взаимосвязанных ключевых слов, на основе которых осуществляется концептуализация конфликта в функциональном терминологическом поле, позволила выявить, что наиболее значимыми семантическим индикаторами концепта конфликт в период 2020-2022 гг. являются признаки, обобщенные в

рамках психолого-социальной, военной и политической тематик.

Дальнейшие исследования концепта конфликт могут быть расширены за счет комплексного системного анализа современной архитектуры медиасистемы и ее трансформаций с учетом актуальных вызовов и рисков цифровой медиасреды. В контексте изучения общественно-политических СМИ представляется важным осмыслить роль институционализированных и неинституционализированных медиа, а также активной аудитории, принимающей на себя часть функций журналистов по производству и распространению контента в процессе репрезентации социального конфликта в медийном пространстве.

Список использованной литературы

1. Vartanova E.L. Media representations of social conflicts: Identifying theoretical foundations for typology / E.L. Vartanova, A.A. Gladkova, D. Dunas. — DOI 10.30547/worldofmedia.2.2023.2 // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. — 2023. — № 2. — С. 26-45.

2. Лукина М.М. Конфликт в повестке дня российских информационных агентств: исследование в контексте конструктивной журналистики / М.М. Лукина, А.В. Толоконнико-ва. — DOI 10.30547/vestnik.journ.5.2021.2750. — EDN VCTJYU // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2021. — № 5. — С. 27-50.

3. Смирнова О.В. Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ / О.С. Смирнова, Г.В. Лазутина, И.Н. Денисова. — DOI 10.30547/mediaalmanah.3.2021.3240. — EDN JSXJUQ // Меди@льманах. — 2021. — № 3. — С. 28-36.

4. Galtung J. The structure of foreign news: The presentation of the Congo, Cuba and Cyprus crises in four Norwegian newspapers / J. Galtung, M. Ruge. — DOI 10.1177/002234336500200104. — EDN JNWXPR // Journal of International Peace Research. — 1965. — Vol. 2, no. 1. — P. 64-90.

5. Социальный конфликт в отечественных медиаисследованиях: эмпирический анализ дискурса научных журналов (2014-2021) / Е.Л. Вартанова, И.А. Асланов, А.А. Гладкова, Д.В. Дунас. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(3).429-452. — EDN ENSMRM // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — № 3 (11) — С. 429-452.

6. Toward an event-oriented conceptualization of conflict: reflections on three decades of conflict research / L. Zhang, Y. Fu, L. Wenxue, J. Liu. — DOI 10.1108/IJCMA-09-2022-0157 // International Journal of Conflict Management. — 2023. — Vol. 34, no. 1. — P. 489-510.

7. Карасик В.И. Базовые характеристики лингвокультурных концептов / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин. — EDN WGNECR // Антология концептов. — Москва, 2007. — С. 12-13.

8. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» / С.Г. Воркачев. — EDN UBCONJ // Язык, сознание, коммуникация. — Москва, 2003. — Вып. 24. — С. 5-12.

9. Радбиль Т.Б. Когнитивистика / Т.Б. Радбиль. — Нижний Новгород : Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобаческого, 2018. — 374 с. — EDN QSJSHT.

10. Leshem O.A. Threatened by the worst but hoping for the best: Unraveling the relationship between threat, hope, and public opinion during conflict / O.A. Leshem, E. Halperin. — DOI 10.1007/s11109-021-09729-3 // Political Behavior. — 2023. — Vol. 45, no. 3. — P. 761-780.

11. Antipova A.S. Semantic shift in conflict terminology in contemporary Russian socio-cultural media discourse / A.S. Antipova, M.D. Rabeson, O.V. Smirnova. — DOI 10.22363/2521-442X-2021-5-2-73-89. — EDN MFMGJB // Training, language and culturetlc. — 2021. — Vol. 5, no. 2. — P. 73-89.

12. Денисова Г.В. Динамика семантики и прагматики конфликтогенных текстов российских массмедиа 2020-2021 годов / Г.В. Денисова, О.В. Смирнова, А.С. Антипова. — DOI 10.20339/PhS.6-22.136. — EDN NUMHHC // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. — 2022. — № 6. — С. 136-143.

13. Nelson T.E. Media framing of a civil liberties conflict and its effect on tolerance / T.E. Nelson, R.A. Clawson, Z.M. Oxley. — DOI 10.2307/2952075 // American Political Science Review. — 1997. — Vol. 91, no. 3. — P. 567-583.

14. Lakoff G. Metaphors we live by / G. Lakoff, M. Johnson. — Chicago : University of Chicago press, 2008. — 216 p.

15. Wang L. A novel conflict analysis model based on the formal concept analysis / L. Wang, Z. Pei, K. Qin // Applied Intelligence. — 2023. — Vol. 53, no. 9. — P. 10699-10714.

16. Смирнова О.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты / О.В. Смирнова, М.В. Шкондин. — DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(1).5-21. — EDN TRJWUG // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — T. 10, № 1. — C. 5-21.

17. Вартанова Е.Л. Медиа и социальные конфликты: теоретико-методологические вызовы междисциплинарного подхода / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский. — DOI 10.17223/19986645/82/15. — EDN GAIMGF // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2023. — № 82. — С. 321-338.

18. Baden C. The search for common ground in conflict news research: Comparing the coverage of six current conflicts in domestic and international media over time / C. Baden, K. Tenenboim-Weinblatt. — DOI 10.1177/1750635217702071 // Media, War and Conflict. — 2018. — Vol. 11, no. 2. — P. 22-45.

19. Shot-Term Semantic Changes in Space-Related Categories in Russian Media Discourse / G.V. Denissova, O.V. Smirnova, A.S. Antipova [et al.]. — DOI 10.3103/ S0147688223010124 // Scientific and Technical Information Processing. — 2023. — Vol. 50, no. 1. — P. 81-89.

20. Крашенинникова М.А. Традиционные СМИ и социальные медиа: диалектика социальных конфликтов (2021-2022) / М.А. Крашенинникова, Э.С. Никольская. — DOI 10.30547/vestnik.journ.5.2022.102128. — EDN VPGASI // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2022. — № 5. — С. 103-135.

References

1. Vartanova E.L. Gladkova A.A., Dunas D. Media Representations of Social Conflicts: Identifying Theoretical Foundations for Typology. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 2023, no. 2, pp. 26-45. DOI: 10.30547/worldofmedia.2.2023.2.

2. Lukina M.M., Tolokonnikova A.V. Conflict on the Agenda of Russian News Agencies: a Study in the Context of Constructive Journalism. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seri-ya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2021, no. 5, pp. 27-50. (In Russian). EDN: VCTJYU. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2021.2750.

3. Smirnova O.V., Lazutina G.V., Denisova I.N. International Conflicts in the Context of Value Relations in Society: Specificity of Media Participation. MediaAl'manakh = MediaAlma-nah Journal, 2021, no. 3, pp. 28-36. (In Russian). EDN: JSXJUQ. DOI: 10.30547/mediaal-manah.3.2021.3240.

4. Galtung J., Ruge M. The Structure of Foreign News: The Presentation of the Congo, Cuba and Cyprus Crises in four Norwegian Newspapers. Journal of International Peace Research, 1965, vol. 2, no. 1, pp. 64-90. EDN: JNWXPR. DOI: 10.1177/002234336500200104.

5. Vartanova E.L., Aslanov I.A., Gladkova A.A., Dunas D.V. Social Conflict in Russian Media Studies: an Empirical Analysis of the Discourse of Academic Journals (2014-2021). Vo-prosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, no.3, pp. 429-452. (In Russian). EDN: ENSMRM. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).429-452.

6. Zhang L., Fu Y., Wenxue L., Liu J. Toward an Event-Oriented Conceptualization of Conflict: Reflections on Three Decades of Conflict Research. International Journal of Conflict Management, 2023, vol. 34, no. 1, pp. 489-510. DOI: 10.1108/IJCMA-09-2022-0157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Karasik V.l., Slyshkin G.G. Basic Characteristics of Linguistic and Cultural Concepts. Anthology of Concepts. Moscow, 2007, pp. 12-13. (In Russian). EDN: WGNECR.

8. Vorkachev S.G. Concept as an "Umbrella Term". Language, Mind, Communication. Moscow, 2003. Iss. 24, pp. 5-12. (In Russian). EDN: UBCONJ.

9. Radbil T.B. Cognitivism. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Publ., 2018. 374 p. EDN: QSJSHT.

10. Leshem O.A. Halperin E. Threatened by the Worst but Hoping for the Best: Unraveling the Relationship between Threat, Hope, and Public Opinion During Conflict. Political Behavior, 2023, vol. 45, no. 3, pp. 761-780. DOI: 10.1007/s11109-021-09729-3.

11. Antipova A.S., Rabeson M.D., Smirnova O.V. Semantic Shift in Conflict Terminology in Contemporary Russian Socio-Cultural Media Discourse. Training, Language and Culturetlc, 2021, vol. 5, no. 2, pp. 73-89. EDN: MFMGJB. DOI: 10.22363/2521-442X-2021-5-2-73-89.

12. Denisova G.V., Smirnova O.V., Antipova A.S. Dynamics of Semantics and Pragmatics of Conflitogenic Texts in Russian Mass Media in 2020-2021. Filologicheskie nauki. Nauchnye doklady vysshei shkoly = Philological Sciences. Scientific Essays of Higher Education, 2022, no. 6, pp. 136-143. (In Russian). EDN: NUMHHC. DOI: 10.20339/PhS.6-22.136.

13. Nelson T.E. Clawson R.A., Oxley Z.M. Media Framing of a Civil Liberties Conflict and Its Effect on Tolerance. American Political Science Review, 1997, vol. 91, no. 3, pp. 567-583. DOI: 10.2307/2952075.

14. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Chicago, University of Chicago Press, 2008. 216 p.

15. Wang L., Pei Z., Qin K. A Novel Conflict Analysis Model Based on the Formal Concept Analysis. Applied Intelligence, 2023, vol. 53, no. 9, pp. 10699-10714.

16. Smirnova O.V.1, Shkondin M.V. Media and Journalism Studies in the Context of Con-flictology: System-Based Theoretical Aspects. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2021, vol. 10, no. 1, pp. 5-21. (In Russian). EDN: TRJWUG. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).5-21.

17. Vartanova E.L., Vyrkovskiy A.V. Media and Social Conflicts: Theoretical and Methodological Challenges of an Interdisciplinary Approach. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya = Tomsk State University Journal of Philology, 2023, no. 82, pp. 321338. (In Russian). EDN: GAIMGF. DOI: 10.17223/19986645/82/15.

18. Baden C., Tenenboim-Weinblatt K. The Search for Common Ground in Conflict News Research: Comparing the Coverage of Six Current Conflicts in Domestic and International Media Over Time. Media, War and Conflict, 2018, vol. 11, no. 2, pp. 22-45. DOI: 10.1177/1750635217702071.

19. Denissova G.V., Smirnova O.V., Antipova A.S., Ilchenko D.S., Pankeev I.A. Shot-Term Semantic Changes in Space-Related Categories in Russian Media Discourse. Scientific and Technical Information Processing, 2023, vol. 50, no. 1, pp. 81-89. DOI: 10.3103/S0147688223010124.

20. Krasheninnikova M.A., Nikolskaya E.S. Traditional Media and Social Media: Dialectics of Social Conflicts (2021-2022). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnal-istika = Moscow University Journalism Bulletin, 2022, no. 5, pp. 103-135. (In Russian). EDN: VPGASI. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2022.102128.

Информация об авторах

Денисова Галина Валерьевна — доктор культурологии, заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, g.v.denissova@gmail.com, (В https://orcid.org/0000-0002-7719-8380.

Демина Ирина Николаевна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и маркетинговых технологий, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, idemina.irk@gmail.com, С https://orcid. org/0000-0003-0306-3579, SPIN-код: 8976-1790, ResearcherID: GLR-4527-2022.

Гладкова Анна Александровна — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, кафедра теории и экономики СМИ, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, gladkova_a@list.ru, В https://orcid.org/0000-0001-7102-6425.

Антипова Алина Сергеевна — научный сотрудник, кафедра психологии языка и преподавания иностранных языков, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, alineant@ yandex.ru, О https://orcid.org/0000-0003-0387-4793.

Ильченко Даниил Сергеевич — научный сотрудник, Проблемная научно-исследовательская лаборатория комплексного изучения актуальных проблем журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, ilchenkod@yandex.ru, <Е https://orcid.org/0000-0002-2939-3245.

Authors Information

Galina V. Denissova — D.Sc. in Cultural Studies, Head of the Department of Psychology of Language and Foreign Language Teaching, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, g.v.denissova@gmail.com, С https://orcid. org/0000-0002-7719-8380.

Irina N. Demina — D.Sc. in Economics, Professor, Head of Department of Journalism and Marketing Technologies, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, idemina. irk@gmail.com, <E https://orcid.org/0000-0003-0306-3579, SPIN-Code: 8976-1790, Re-searcherID: GLR-4527-2022.

Anna A. Gladkova — PhD in Philology, Leading Research Fellow, Department of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, gladkova_a@list.ru, С https://orcid.org/0000-0001-7102-6425.

Alina S. Antipova — Research Associate, Department of Psychology of Language and Foreign Language Teaching, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, alineant@yandex.ru, С https://orcid.org/0000-0003-0387-4793.

Daniil S. Ilchenko — Research Associate, Problematic Research Laboratory of the Comprehensive Study of Actual Journalism Issues, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, ilchenkod@yandex.ru, С https://orcid. org/0000-0002-2939-3245.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Семантическая экспликация концепта «конфликт» в функциональном терминологическом поле (на материале российских и зарубежных СМИ) / Г В. Дeнисова, И.Н. Демина, А.А. Гладкова, А.С. Антипова, Д.С. Ильченко. — DOI 10.17150/2308-6203.2024.13(1).34-51. — EDN JGQGEE // Вопросы теории и практики журналистики. — 2024. — Т. 13, № 1. — С. 34-51.

For Citation

Denissova G.V., Demina I.N., Gladkova A.A., Antipova A.S., Ilchenko D.S. The Concept of Conflict Semantic Explication Within the Functional Terminological Field (Based on the Analysis of Russian and International Media Sourses). Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2024, vol. 13, no. 1, pp. 34-51. (In Russian). EDN: JGQGEE. DOI: 10.17150/2308-6203.2024.13(1).34-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.