УДК: 82-92; 070
DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_120
Смирнова О.В., Денисова Г.В., Шкондин М.В., Ильченко Д.С, Эшкинина У.Ю.
КОНФЛИКТ В СОДЕРЖАНИИ СПОРТИВНЫХ СМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
Smirnova O. V., Denissova G. V., Shkondin M. V., Ilchenko D.S., Eshkinina U. Yu.
CONFLICT IN THE CONTENT OF SPORTS MEDIA: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH
Ключевые слова: конфликт, спорт, спортивные СМИ, интернет-СМИ, соревнования, спортсмен, тематика и проблематика СМИ.
Key words: conflict, sports, online media, conflicts in sports, competitions, athlete, media topics.
Аннотация: В статье представлен теоретический обзор российских и зарубежных научных трудов, посвященных изучению конфликтов в спортивной сфере; раскрывается взаимосвязь событий в сфере спорта и средств массовой информации; делается акцент на значении отражаемых в медиа конфликтов разной тематики и проблематики в формировании общественного сознания, подчёркивается важность анализа присутствия и проблематики конфликта в содержании спортивных СМИ. С помощью системы мониторинга и анализа СМИ «Интегрум» на примере универсальных спортивных интернет-изданий («Чемпионат», «Sports.ru», «Спорт-Экспресс») выявлена доля текстов, содержащих конфликт, и определена динамика конфликта по месяцам в течение 2021 года, определены основные тематические направления. При разработке методологии исследования была учтена спортивная специфика, знание и понимание которой представляется необходимым для выявления не только семантических особенностей конфликтной терминологии спортивных СМИ, но также и ключевых тематических и категориальных индикаторов конфликтности содержания спортивных СМИ и сферы спорта в целом.
Abstract: The article presents a theoretical review of Russian and foreign scientific works on the topic of conflicts in the sports field. These sources demonstrate the relationship between sports events and the media, illustrate the impact of conflicts described in the media on the formation of public awareness. Media scholars describe the importance of examining conflict in sports media content. The authors used the Integrum media monitoring and analysis system. Three sports Internet media ("Championship", "Sports.ru", "Sport-Express") were studied. The dynamics of the conflict by month during 2021 and the main thematic areas were determined. In the presented methodology, the authors took into account sports specifics. Its understanding is necessary to identify semantic features of conflict terminology and key thematic and categorical indicators of conflict content of sports media.
Теоретические подходы к исследованию присутствия конфликта в содержании спортивных СМИ
Исследователи подчёркивают, что значительная часть новостей в современном мире связана с негативными событиями1. Большой объем информации негативного характера в СМИ ведет к серьезным иска-
1 Harcup T. and O'Neill D. (2001) What is news? Galtung and Ruge revisited. Journalism Studies 2(2): P. 261-280.
жениям в реальности картины мира, формируемой у аудитории посредством медиа. Результаты анализа демонстрируют, что примерно каждая пятая новость посвящена конфликтной ситуации. Медиа «выступают и инструментом распространения конфликта, и пространством его существования, и средой его порождения»2, зачастую актуа-
2 Вартанова Е.Л. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе / Е.Л. Вартанова, Д.В. Дунас, А.А. Гладкова
лизируя не характерные ранее для журналистики роли «подстрекателя, пособника, организатора, посредника конфликта»1. Журналисты способны формировать картину мира, влияя на осознание людьми существующих проблем, поэтому все более важное значение приобретает масштаб и точность освещения конфликтов2. Например, из-за количественного перевеса в СМИ материалов про развивающиеся страны, в которых в большинстве случаев говорится о конфликтах, создается ложное представление о том, что в этих странах происходит больше конфликтов, чем в развитых . Между тем, наличие конфликта играет важную роль при отборе новостей, повышая шансы такого материала на публикацию4. Данный критерий считается «весомым и значимым при отборе тем, формирующих повестку дня»5. В значительной степени это характерно и для спортивного контента. Конфликт имеет большую новостную ценность при освещении спортивной сферы, чем получение золотых медалей или географическая близость к соревнованиям6.
// Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2021. - № 4. С. 3-32.
1 Вартанова Е.Л. К вопросу о субъектности конфликта в медиакоммуникационной среде / Е.Л. Вартанова // Меди@льманах. - 2021. - № 3(104). С. 818.
2 Sobel M.R., Kim S., Riffe D. The World at War: Three and a Half Decades of New York Times Conflict Coverage. Media, War & Conflict. 2020;13(2): Р. 170187.
3 Allen S.L. (2005) Activist media anthropology: Antidote to extremist worldviews. In: Rothenbuhler E.W., Coman M. (eds) Media Anthropology. Thousand Oaks, CA: Sage, Р. 285-294; Asante MK (2013) The Western media and the falsification of Africa: Complications of value and evaluation. China Media Report Overseas 9(4): Р. 64-70.
4 Shoemaker P.J., Danielian L.H. and Brendlinger N. (1991) Deviant acts, risky business and U.S. Interests: The newsworthiness of world events. Journalism Quarterly 68(4): Р. 781-795.
5 Лукина М.М. Конфликт в повестке дня российских информационных агентств: исследование в контексте конструктивной журналистики / М. М. Лукина, А. В. Толоконникова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2021. - № 5. С. 27-50.
6 Hong S.C., Oh K.-S. Determinants of sports cover-
age: Newsworthiness in US media coverage of foreign
athletes during the London 2012 Olympic Games.
Journalism. 2020;21(7): Р. 933-949.
В научном дискурсе активно исследуется то, как СМИ представляют конфликтные ситуации в спорте. Изучается феномен вербальной агрессии - для привлечения внимания аудитории журналисты используют иронию, сарказм и даже оскорбления, тем самым сильнее раздувая скандалы и манипулируя сознанием читателей . Рассматривается влияние авторской оценки спортивных событий и создаваемое СМИ настроение вокруг них. Заголовки спортивных материалов, содержащие лексику с семантикой отрицательной оценки, могут способствовать актуализации конфликта, повышая уровень агрессии в обществе8. Оценочные высказывания спортивных журналистов, представляющих разные страны, на одну конфликтную ситуацию изучаются на морфологическом, лексическом и синтаксическом уровнях языка. Исследователи отмечают, что везде имплицитная оценка превалирует над эксплицитной, и в каждой из стран точки зрения авторов кардинально расходятся по большинству вопросов9. Также анализируются лингвокультурные особенности спортивного дискурса10 и сопоставляются различные типы оценок в спортивных материалах11.
7 Кудисова Е.А. Сравнительные характеристики выражения вербальной агрессии в текстах британских СМИ (на примере спортивного скандала) / Е. А. Кудисова // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 11-2. С. 51-55.
8 Голокова М.С. Актуализация образа конфликта в заголовках спортивных медиа / М. С. Голокова // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лес-гафта. - Санкт-Петербург, 2020. С. 143-145.
9 Фефелова И.Р. Особенности оценочных высказываний русских и британских СМИ при освещении международного спортивного скандала / И.Р. Фефелова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 12(394). С. 96-101.
10 Ражина В.А. Критерии оценочности в спортивном дискурсе как отражение лингвокультурного фона / В. А. Ражина, М. В. Хлебникова // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 11. С. 265-268.
11 Пантеева К.В. Понятия эксплицитности и им-плицитности в контексте категории оценочности (на материале британского спортивного дискурса) / К. В. Пантеева // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2020. - Т. 26. -№ 1. С. 125-133.
Соревновательная деятельность и конкуренция превращают спорт в важный инструмент информационной политики государств1. Подменяя информацию «шумами», можно манипулировать сознанием аудитории, лишая ее возможности адекватно ориентироваться в действительности2. Проведение крупных спортивных мероприятий, с одной стороны, дает новый импульс к информационным войнам - создав в медиа негативный фон вокруг Олимпиады, можно дискредитировать и саму страну-хозяйку игр . Международные соревнования часто используются для формирования образа страны-изгоя. Так, зимняя Олимпиада в Сочи сопровождалась множеством отрицательных материалов в западных медиа: «Зарубежные издания писали о, якобы, неготовности олимпийских объектов, об отсутствии гарантий безопасности для болельщиков и спортсменов, вероятности проведения в этом городе террористических актов, жестких мерах и угрозах со стороны России по отношению к журналистам и активистам по правам человека, критиковали Россию за неразумную трату денег, использованных для подготовки и проведения Олимпиады»4. С другой стороны, организация крупных соревнований в своей стране создает позитивный национальный имидж5.
1 Зодоров А.И. Роль спортивных СМИ в информационных войнах / А. И. Зодоров // Материалы Научной сессии: в 2 т., Волгоград, 23-27 апреля 2018 года / отв. ред. А.Э. Калинина. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. С. 447-451.
2 Смирнова О.В. Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ / О.В. Смирнова, Г.В. Лазутина, И. Н. Денисова // Меди@льманах. - 2021. -№ 3(104). С. 32-40.
3 Бутусов А.В. Политический характер информационных войн в сфере спорта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. №14.
4 Марков Е.А, Неволина А.А. Россия как главный объект современных информационных войн // Historia provinciae - журнал региональной истории. 2018. №3.
5 Chen H. (2012) Medals, media and myth of national
images: How Chinese audiences thought of foreign
countries during the Beijing Olympics. Public Relations
Review 38: Р. 755-764; Rein I.J. and Shields B. (2007)
Place branding sports: Strategies for differentiating
emerging, transnational, negatively viewed and newly
Освещение международных спортивных событий в СМИ позволяет лучше понять традиции и культуру разных стран и народов. Однако даже несмотря на это, ме-гасобытия, такие как Олимпийские игры, часто критикуют за усиление ранее существовавших предубеждений против отдельных наций6. Некоторые государства и/или спортсмены получают более широкое и позитивное освещение в медиа, чем другие . И именно СМИ, освещающие Олимпиады, формируют общественное мнение об определенных народах8. Хотя медийные сюжеты открывают гражданам «окно» на события по всему миру, существует опасность того, что журналисты неверно интерпретируют проблемы и не всегда адекватно характеризуют действующих лиц, тем самым укрепляя стереотипы9. Масштабные спортивные события подчас противоречивы с политической, экономической, экологической, социальной и культурной точек зрения, что обусловливает необходимость в качественной журналистской работе10. В условиях медиатизации и цифровизации возрастает ответственность журналистов при освещении конфликтной картины мира, а также повы-
industrialized nations. Place Branding and Public Diplomacy 3(1): P. 73-86.
6 Larson J.F. and Rivenburgh N.K. (1991) A comparative analysis of Australian, US, and British telecasts of the Seoul Olympic Opening Ceremony. Journal of Broadcasting & Electronic Media 35(1): P. 75-94
7 Qing L., Boccia L.V., Chunmiao H., et al. (2010). Representing the opening ceremony: Comparative content analysis from USA, Brazil, UK and China. International Journal of the History of Sport 27(9-10): P. 15911633.
8 Wanta W., Golan G. and Lee C. (2004) Agenda setting and international news: Media influence on public perceptions of foreign nations. Journalism & Mass Communication Quarterly 81(2): P. 364-377; Zhang C. and Meadows C.W. (2012) International coverage, foreign policy, and national image: Exploring the complexities of media coverage, public opinion, and presidential agenda. International Journal of Communication 6: P. 76-96.
9 Obregon R. and Cura M. (2003) Violence and peace in the print media: News discourse and social construction of reality in Colombia. Paper presented at International Communication Association Annual Meeting, San Diego, California
10 Lunich M., Starke C., Marcinkowski F., Dosenovic P. Double Crisis: Sport Mega Events and the Future of Public Service Broadcasting. Communication & Sport. 2021;9(2): P. 287-307.
шается значимость медиа «в реализации информационной роли и фактора предупреждения и предотвращения социальных конфликтов»1.
СМИ и спортивные мегасобытия тесно взаимосвязаны2. Существует концепция «симбиотического треугольника», включающего в себя СМИ, спорт и экономику, которая подразумевает, что каждая заинтересованная сторона выигрывает от успеха других. Их взаимодействие позволяет увеличивать доходы частных компаний, вкладывать огромные финансовые ресурсы в профессиональный спорт и давать средствам массовой информации возможность привлечь большую аудиторию. Однако кризис на одной стороне треугольника неизбежно вызовет проблемы для других игро-ков3. Со спортивными мегасобытиями связано множество конфликтов, которые влияют на все заинтересованные стороны и вызывают серьезную критику, дестабилизируя взаимодействие между СМИ, организаторами спортивных мероприятий и спортивными ассоциациями. Спортивные события такого масштаба характеризуются широким спектром проблемных вопросов, среди которых допинг и коррупция, а также экологические и социальные проблемы4. Зрители,
1 Смирнова О.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты / О.В. Смирнова, М.В. Шкон-дин // Вопросы теории и практики журналистики. -2021. - Т. 10. - № 1. С. 5-21.
2 Boyle R., & Haynes R. (2000). Power play: Sport, the media and popular culture. Harlow, England: Pearson Education; Hutchins B., & Rowe D. (2009). From broadcast scarcity to digital plenitude: The changing dynamics of the media sport content economy. Television & New Media, 10, Р. 354-370; Wenner, L. (1998). MediaSport. London, England: Routledge.
3 Craig P. (2016). Sport sociology. London, England: Sage; Craig P., & Wu P. (2016). Sport and the media. In P. Craig (Ed.), Sport sociology (pp. 240-267). London, England: Sage.
4 Chappelet J.-L., & Parent M.M. (2015). The (wide) world of sports events. In M. M. Parent & J.-L. Chappelet (Eds.), Routledge handbook of sports event management (pp. 1-17). London, England: Routledge; Kulczycki W., & Koenigstorfer J. (2016). Why sponsors should worry about corruption as a mega sport event syndrome. European Sport Management Quarterly, 16, Р. 1-30; Starke C., & Flemming F. (2017). Who is responsible for doping in sports? The attribution of responsibility in the German print media. Communication &
Sport, 5, Р. 245-262.
слушатели и читатели сталкиваются с тем, что освещение спортивных мероприятий вызывает не только радость и симпатию, но также разочарование и прямое неприятие5.
Изучение конфликтной терминологии спортивных СМИ является актуальным, поскольку позволяет выявить и проанализировать проблемы спортивной сферы. Данное исследование является первым шагом в создании научно обоснованной базы знаний о конфликтной терминологии российских спортивных массмедиа.
Методология исследования категории «конфликт» в содержании спортивных СМИ
В основе спорта лежит соревновательная деятельность и подготовка к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Такие характеристики, как «состязательность», «соперничество», «конкуренция», являющиеся ключевыми в спорте, указывают на высокий уровень конфликтности в этой среде. Согласно толковому словарю спортивных терминов, конфликт - это трудноразрешимое противоречие, столкновение разных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании спортсмена, в отношениях и взаимодействиях спортсмена и тренера, нескольких спортсменов и спортивных групп .
Информационную составляющую конфликтов, отображающую факторы их возникновения и динамику развития, формируют спортивные медиа. Для проведения пилотного исследования, главной целью которого являлась апробация методики изучения конфликта в содержании российских спортивных СМИ, были выбраны универсальные спортивные интернет-издания: «Sports.ru» - первый профессиональный интернет-проект о спорте в России, существующий с 1998 года; «Чемпионат.сот» -наиболее популярный спортивный интер-
5 Flemming F., Lu nich M., Marcinkowski F., & Starke C. (2017). Coping with dilemma: How German sport media users respond to sport mega events in autocratic countries. International Review for the Sociology of Sport, 52, Р. 1008-1024.
6 Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А.Н.Блеер, Ф.П.Суслов, Д. А. Тышлер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 464 с.
нет-ресурс, согласно статистике LiveIntemet в категории «спорт», а также «Спорт-Экспресс» - интернет-портал о спорте, занимающий вторую позицию в рейтинге LiveIntemet и продолжающий традиции печатной газеты. Все издания являются официально зарегистрированными средствами массовой информации.
Первым этапом стал анализ доли присутствия категории «конфликт» в предметно-тематическом поле содержания интернет-изданий «Чемпионат», «Sports.ru» и «Спорт-Экспресс» за период январь — декабрь 2021 года, опирающийся на ранее
предложенную методологию изучения индикаторов актуальных и вызывающих резонанс тем в любых социальных сферах1. Отбор публикаций по теме «Конфликт» был проведен с помощью системы мониторинга и анализа СМИ «Интегрум» по ключевому слову «конфликт». В результате мониторинга была сформирована выборка №=6065, которая затем была соотнесена с общим количеством публикаций в данных интернет-изданиях за исследуемый период, №=472058. Таким образом, материалы, связанные с темой конфликт, в среднем составили 1,3% в общем объеме (табл. 1).
Таблица 1 - Публикации, содержащие ключевое слово «конфликт»
СМИ Всего текстов за Количество текстов, содер- Доля текстов, содержащих
2021 год жащих слово «конфликт» слово «конфликт», %
Чемпионат 147055 1938 1.3
Sports.ru 209243 2715 1.3
Спорт-Экспресс 115760 1412 1.2
Е 472058 6065 1.3
Следует подчеркнуть, что 2021 год был в целом насыщен крупными спортивными мероприятиями. Среди наиболее значимых и масштабных надо назвать такие как чемпионат Европы по футболу, прошедший с 11 июня по 11 июля, летние Олимпийские игры - с 23 июля по 8 августа и другие события. По нашим предположе-
ниям результаты по наиболее насыщенным событиями летним месяцам (июнь, июль и август) должны были продемонстрировать и более высокий уровень «конфликтности» в информационной повестке спортивных СМИ. Однако результаты не подтвердили эту гипотезу (табл. 2).
Издание январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Чемпионат 180 146 172 200 152 111 140 158 152 166 186 175
Sports.ru 207 207 211 245 265 206 217 240 238 260 240 179
Спорт-Экспресс 138 110 132 99 109 89 114 133 130 134 108 116
Всего 525 463 515 544 526 406 471 531 520 560 534 470
Таблица 2 - Количество публикаций с ключевым словом «конфликт» по месяцам
Наименьшее количество текстов, содержащих категорию «конфликт», было опубликовано в июле (406 из 6065 публикаций) и составило 6,7% от общего количества конфликтных материалов, хотя именно в этом месяце пересеклись два самых зна-
1 Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ / О.В. Смирнова, М.В. Шкондин, Г.В. Денисова [и др.] // Вопросы теории и практики журналистики. - 2021. - Т. 10. - № 3. С. 422-436.
чимых мероприятия спортивного сезона. Наиболее «конфликтным» месяцем оказался октябрь (560 из 6065 публикаций, 9,2%).
Между тем, при описании конфликтных ситуаций в спортивной сфере и в спортивных медиа категория «конфликт» представлена значительным количеством синонимов, которые отражают в том числе спортивную специфику, тематику и проблематику. При разработке методологии исследования было крайне важно учитывать данную специфику, поскольку это позволит выявить
не только семантические особенности конфликтной терминологии спортивных СМИ, но также и ключевые тематические и категориальные индикаторы конфликтности содержания спортивных СМИ, а также сферы спорта в целом. В связи с этим был сформирован ряд ключевых слов-синонимов, которые описывают конфликтные ситуации, происходящие в спортивной сфере.
Нами были отобраны наиболее часто употребляемые в русском языке синонимы
«конфликта»1, в том числе: «спор», «выяснение отношений», «противоречие», «столкновение», «противостояние», «ссора», «разногласие», «инцидент», «несоответствие», «коллизия». Следующая процедура предполагала анализ отобранных нами синонимов на частотность использования в спортивной тематике. При анализе был использован Национальный корпус русского
языка (табл. 3).
Таблица 3 - Частотность употребления синонимов «конфликта» в текстах о спорте
Синоним Кол-во документов Кол-во вхождений
Спор всего 3 757 7 472
по теме спорта 52 64 (0.86%)
Выяснение отношений всего 93 95
по теме спорта 4 6 (6.32%)
Противоречие всего 1 977 3 662
по теме спорта 9 10 (0.27%)
Столкновение всего 1 855 2 631
по теме спорта 51 53 (2.02%)
Противостояние всего 793 1 050
по теме спорта 38 43 (4.10%)
Ссора всего 1 021 1 451
по теме спорта 7 9 (0.62%)
Разногласие всего 286 403
по теме спорта 3 3 (0.75%)
Инцидент всего 961 1 434
по теме спорта 38 41 (2.87%)
Несоответствие всего 798 1010
по теме спорта 9 12 (1.19%)
Коллизия всего 183 205
по теме спорта 3 3 (1.46%)
Так, в текстах о спорте наиболее часто употребляются следующие синонимы «конфликта»: спор (64 вхождения), столкновение (53 вхождения), противостояние (43 вхождения), инцидент (41 вхождение). Однако есть еще несколько слов, не вошед-
ших в топ-10 синонимов «конфликта», но нередко используемых спортивными журналистами для обозначения конфликтных ситуаций - «скандал» и «борьба». Мы также проанализировали их по поиску НКРЯ и получили следующие результаты (табл. 4).
Таблица 4 - Частотность употребления «скандал» и «борьба» в текстах о спорте
Синоним Кол-во документов Кол-во вхождений
Скандал всего 2 886 5 105
по теме спорта 66 98 (1.92%)
Борьба всего 7 403 16 963
по теме спорта 272 403 (2.38%)
Количество вхождений данных слов в тексты о спорте намного превышает количество вхождений других синонимов «конфликта». Их также необходимо включить в
Словарь синонимов русского языка. - URL: https://sinonim. org/
2 Национальный корпус русского языка. - URL: https://ruscorpora. ru/new/
список ключевых слов, по которому в дальнейшем осуществлять анализ семантического конфликтного поля спортивных СМИ.
Выводы
Современный спорт представляет собой «институционально оформленную, исторически обусловленную форму физической активности, наиболее существенным и неотъемлемым признаком которой служит состязательность»1. Данный признак является предпосылкой возникновения соперничества и спорных ситуаций, которые напрямую связаны с конфликтностью в этой сфере деятельности.
Несмотря на то, что доля публикаций, содержащих конфликт, относительно общего объема материалов универсальных спортивных СМИ, составляет 1,3%, изучение семантического конфликтного поля представляется релевантным, так как под полученным процентом подразумевается 6065 текстов. Анализ отобранных с помощью проведенного исследования материа-
1 Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Основы спортивной журналистики: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2016. - 232 с.
лов позволил определить темы спортивных конфликтов и показал, как соотносятся допинговые конфликты с конфликтами, связанными с политикой и экономикой, а также с конфликтами между субъектами спортивной деятельности (спортсмен - тренер, спортсмен - спортсмен, спортсмен - чиновник и т.д.), а также проиллюстрировал географию спортивных конфликтов и позволил выявить наиболее конфликтные виды спорта и соревнования.
Использование в дальнейшем предложенной в этой статье методологии, на наш взгляд, позволит не только выявить семантические особенности конфликтной терминологии спортивных СМИ, но также поможет сформулировать ключевые тематические и категориальные индикаторы конфликтности содержания спортивных СМИ и сферы спорта в целом.
Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Алексеев, К.А., Ильченко, С.Н. Основы спортивной журналистики: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2016. - 232 с.
2. Бутусов, А.В. Политический характер информационных войн в сфере спорта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. №14.
3. Вартанова, Е.Л. К вопросу о субъектности конфликта в медиакоммуникационной среде / Е. Л. Вартанова // Меди@льманах. - 2021. - № 3(104). С. 8-18.
4. Вартанова, Е.Л. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе / Е. Л. Вартанова, Д. В. Дунас, А. А. Гладкова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2021. - № 4. С. 3-32.
5. Голокова, М.С. Актуализация образа конфликта в заголовках спортивных медиа / М. С. Голокова // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2020. С. 143-145.
6. Зодоров, А.И. Роль спортивных СМИ в информационных войнах / А. И. Зодоров // Материалы Научной сессии: в 2 т., Волгоград, 23-27 апреля 2018 года / отв. ред. А.Э. Калинина. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. С. 447-451.
7. Кудисова, Е.А. Сравнительные характеристики выражения вербальной агрессии в текстах британских СМИ (на примере спортивного скандала) / Е. А. Кудисова // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - № 11-2. С. 51-55.
8. Лукина, М.М. Конфликт в повестке дня российских информационных агентств: исследование в контексте конструктивной журналистики / М. М. Лукина, А. В. Толоконникова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2021. - № 5. С. 27-50.
9. Марков, Е.А, Неволина, А.А. Россия как главный объект современных информационных войн // Historia provinciae - журнал региональной истории. 2018. №3.
10. Пантеева, К.В. Понятия эксплицитности и имплицитности в контексте категории оценочности (на материале британского спортивного дискурса) / К. В. Пантеева // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2020. - Т. 26. - № 1. С. 125133.
11. Ражина, В.А. Критерии оценочности в спортивном дискурсе как отражение линг-вокультурного фона / В. А. Ражина, М. В. Хлебникова // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 11. С. 265-268.
12. Смирнова, О.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты / О. В. Смирнова, М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. - 2021. - Т. 10. - № 1. С. 5-21.
13. Смирнова, О.В. Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ / О. В. Смирнова, Г. В. Лазутина, И. Н. Денисова // Ме-ди@льманах. - 2021. - № 3(104). С. 32-40.
14. Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ / О. В. Смирнова, М. В. Шкондин, Г. В. Денисова [и др.] // Вопросы теории и практики журналистики. - 2021. - Т. 10. - № 3. - С. 422-436.
15. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А. Н. Блеер, Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 464 с.
16. Фефелова, И.Р. Особенности оценочных высказываний русских и британских СМИ при освещении международного спортивного скандала / И. Р. Фефелова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 12(394). - С. 96-101.
17. Allen, S.L. (2005) Activist media anthropology: Antidote to extremist worldviews. In: Rothenbuhler EW, Coman M (eds) Media Anthropology. Thousand Oaks, CA: Sage, Р. 285-294.
18. Asante, M.K. (2013) The Western media and the falsification of Africa: Complications of value and evaluation. China Media Report Overseas 9(4): Р. 64-70.
19. Boyle, R., & Haynes, R. (2000). Power play: Sport, the media and popular culture. Harlow, England: Pearson Education.
20. Chappelet, J.-L., & Parent, MM. (2015). The (wide) world of sports events. In M.M. Parent & J.-L. Chappelet (Eds.), Routledge handbook of sports event management (pp. 1-17). London, England: Routledge.
21. Chen, H. (2012) Medals, media and myth of national images: How Chinese audiences thought of foreign countries during the Beijing Olympics. Public Relations Review 38: Р. 755-764.
22. Craig, P. (2016). Sport sociology. London, England: Sage.
23. Craig, P., & Wu, P. (2016). Sport and the media. In P. Craig (Ed.), Sport sociology (pp. 240-267). London, England: Sage.
24. Flemming, F., Lunich, M., Marcinkowski, F., & Starke, C. (2017). Coping with dilemma: How German sport media users respond to sport mega events in autocratic countries. International Review for the Sociology of Sport, 52, Р. 1008-1024. doi:10.1177/ 1012690216638545.
25. Harcup T and O'Neill D (2001) What is news? Galtung and Ruge revisited. Journalism Studies 2(2): Р. 261-280.
26. Hong SC, Oh K-S. Determinants of sports coverage: Newsworthiness in US media coverage of foreign athletes during the London 2012 Olympic Games. Journalism. 2020;21(7): Р. 933949. doi:10.1177/1464884917699034.
27. Hutchins, B., & Rowe, D. (2009). From broadcast scarcity to digital plenitude: The changing dynamics of the media sport content economy. Television & New Media, 10, Р. 354-370.
28. Kulczycki, W., & Koenigstorfer, J. (2016). Why sponsors should worry about corruption as a mega sport event syndrome. European Sport Management Quarterly, 16, Р. 1-30. doi:10. 1080/16184742.2016.1188839.
29. Larson, J.F. and Rivenburgh, N.K. (1991) A comparative analysis of Australian, US, and British telecasts of the Seoul Olympic Opening Ceremony. Journal of Broadcasting & Electronic Media 35(1): Р. 75-94.
30. Lunich, M., Starke, C., Marcinkowski, F., Dosenovic, P. Double Crisis: Sport Mega Events and the Future of Public Service Broadcasting. Communication & Sport. 2021;9(2): Р. 287307. doi:10.1177/2167479519859208.
31. Obregon R and Cura M (2003) Violence and peace in the print media: News discourse and social construction of reality in Colombia. Paper presented at International Communication Association Annual Meeting, San Diego, California.
32. Qing, L., Boccia, L.V., Chunmiao, H., et al. (2010) Representing the opening ceremony: Comparative content analysis from USA, Brazil, UK and China. International Journal of the History of Sport 27(9-10): Р. 1591-1633.
33. Rein, I.J. and Shields, B. (2007) Place branding sports: Strategies for differentiating emerging, transnational, negatively viewed and newly industrialized nations. Place Branding and Public Diplomacy 3(1): Р. 73-86.
34. Shoemaker, P.J., Danielian, L.H. and Brendlinger, N. (1991) Deviant acts, risky business and U.S. Interests: The newsworthiness of world events. Journalism Quarterly 68(4): Р. 781-795.
35. Sobel, MR., Kim, S., Riffe, D. The World at War: Three and a Half Decades of New York Times Conflict Coverage. Media, War & Conflict. 2020;13(2): Р. 170-187. doi:10.1177/1750635219828763.
36. Starke, C., & Flemming, F. (2017). Who is responsible for doping in sports? The attribution of responsibility in the German print media. Communication & Sport, 5, Р. 245-262. doi:10. 1177/2167479515603712.
37. Wanta, W., Golan, G. and Lee, C. (2004) Agenda setting and international news: Media influence on public perceptions of foreign nations. Journalism & Mass Communication Quarterly 81(2): Р. 364-377.
38. Wenner, L. (1998). MediaSport. London, England: Routledge.
39. Zhang, C. and Meadows, C.W. (2012) International coverage, foreign policy, and national image: Exploring the complexities of media coverage, public opinion, and presidential agenda. International Journal of Communication 6: Р. 76-96.
Дата поступления: 10.01.2022