www.volsu.ru
УДК 070:796 ББК 76.005.2:75
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
Адиль Ибрагим оглы Зодоров
Аспирант кафедры русской филологии и журналистики, Волгоградский государственный университет [email protected]
400062, г Волгоград, просп. Университетский, 100
Аннотация. Статья посвящена социальной проблематике в текстах спортивной журналистики. На примере конкретных публикаций проанализирован спектр социальных проблем, которые рассматриваются в спортивных СМИ. Выделены основные проблемы современного общества и их влияние на спортивную среду. Рассмотрены функции спорта как социокультурного феномена, а также его взаимодействие с другими сферами социума.
Ключевые слова: спорт, спортивная журналистика, социальные проблемы, спортивные СМИ.
Массовая спортивная коммуникация является важной составляющей социального процесса, в современном обществе роль данного феномена неизменно возрастает. Спортивная сфера стала фактором национального сплочения, широкого общения между народами, укрепления международного сотрудничества. Именно в спорте осуществляются процессы физического, интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и самосовершенствования личности, а также наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как уважительное отношение к противоборствующей стороне, равенство шансов на успех, стремление к победе не только над конкурентом, но и, в первую 2 очередь, над самим собой. Спорт превраща-® ется в отдельную, чрезвычайно важную часть Ц жизни социума, вовлеченную в процесс миро-о вой глобализации, становится продуктом, генерирующим положительную энергию, пред-« ставляющим захватывающее зрелище с не-^ предсказуемым финалом. Л В сферу внимания спортивной журнали-© стики попадают не только непосредственно
спорт и физическая культура, но и все события общественной жизни, связанные с ними. Эти события могут носить экономический, политический, культурный характер и при этом иметь определенное спортивное значение, вызывать интерес у аудитории спортивных СМИ.
Содной стороны, может показаться, что спортивная журналистика целиком и полностью лишена социальной функции, однако сама натура спорта способствует «социализации» этого сегмента СМИ.
Для начала отметим, какие проблемы принято относить к социальным. Т.И. Фролова, рассуждая о социальных проблемах, выделяет те, что наиболее часто становятся объектами внимания отечественных СМИ: демография, здравоохранение, жилье, проблемы социально уязвимых групп [9, с. 84]. Такие проблемы, как преступность, беспризорность и наркомания, исследователь называет очевидными социальными аномалиями. Г. Блумер утверждал: «Социальная проблема существует прежде всего с точки зрения определения и восприятия в обществе, не явля-
ясь объективным условием с определенной объективной структурой» [4, с. 212]. Тем не менее, в жизни общества существуют сферы и ситуации, напрямую влияющие на его жизнедеятельность и жизнеспособность. В российских реалиях проблемной считается сфера ЖКХ со всеми ее компонентами, начиная от неоправданно высоких цен и заканчивая риском для жизни людей, к которому ведет невыполнение управляющими компаниями своих обязательств. Более глобальные проблемы социума - демографические (высокая смертность, снижение рождаемости), экологические, экономические (безработица, низкий уровень жизни) и даже нравственности. Последние чаще других встречаются на страницах спортивной журналистики ввиду специфики ее основного предмета. Спорт - это всегда противостояние, выяснение отношений, однако главное его отличие от других видов противоборств в четкой регламентации. В любом виде спорта есть строгие правила и те, кто следит за их соблюдением. Имеются также негласные принципы, такие, как fair play (англ. «честная игра») в футболе. Журналисты нередко критикуют спортсменов за неподобающее поведение на спортивной арене, за неуплату налогов и даже за развязный образ жизни. Примеров тому масса. Наиболее свежий -вызвавший широкий общественный резонанс инцидент с участием футболистов сборной России Павла Мамаева и Александра Коко-рина. Отечественная спортивная пресса взялась рассматривать их дело с нескольких сторон, и в этом отношении любопытны точки зрения журналистов издания «Спорт-Экспресс» (далее - «СЭ»).
Когда только стало известно об участии футболистов в драке, «СЭ» публикует серию комментариев известных людей (спортсменов, журналистов, политиков), в которых поведение спортсменов подвергается жесткой критике. Например, журналист ВВС и RussiaToday Данни Армстронг называет Ко-корина «лицом аморальной беззаботности современного футбола». Моральные ценности -то, что должно быть у каждого спортсмена, и в случае их нарушений СМИ обязательно делают на этом акцент. Но со временем риторика «СЭ» меняется. В отличие от неспортивных изданий, которые стараются макси-
мально муссировать проблему девиантного поведения футболистов-миллионеров, спортивная газета поднимает другой вопрос: адвокаты Кокорина и Мамаева элементарно «выкачивают» из спортсменов деньги, пользуясь их положением и растягивая судебный процесс. Здесь перед читателем возникает уже другая нравственная проблема - стремление человека нажиться на беде другого. А затем журналисты отмечают еще один существенный момент - отсутствие у Кокорина с Мамаевым какой-либо поддержки. Обозреватель «СЭ» Сергей Егоров пишет по этому поводу:
«У меня есть ощущение, что у следствия есть какой-то неубиваемый козырь, позволяющий содержать Кокорина и Мамаева под стражей настолько долго, насколько это вообще возможно. Что если этот аргумент предъявить, то все остальное просто померкнет.
Ни у братьев Кокориных, ни у Мамаева нет пиарщиков, которые изначально выбрали бы линию поведения и заставили бы по-настоящему извиниться. Люди - не стадо баранов, они не верят январским извинениям за октябрьские проступки. У Александра и Павла нет таких агентов, которые были бы рядом и могли бы подсказать.
Вероятно, скоро у Кокорина и Мамаева не станет и клубов. "Краснодар " эту страницу перевернул, подав в Палату по разрешению споров РФС заявление о разрыве контракта, а потом убрав Павла из заявки на Лигу Европы. Соглашение же Александра с "Зенитом " закончится в июне этого года, и в команде его позиция уже продублирована Азмуном.
Это - зеро. Некому подсказать. Некому направить.
Рядом остались только те, кто их любит -семьи, и те, кто на них зарабатывает. Вчерашние события показали, что если Кокорин и Мамаев перестанут кому-то платить, хуже не станет. Потому что хуже просто некуда» [7].
И перед нами возникает еще одна нравственная проблема - неумение общества прощать провинившихся. Очевидно, что Кокорин и Мамаев, уже не первый раз становясь объектами публичного скандала, вызывают у общества мало приятных эмоций. Однако чрезмерная ненависть людей к футболистам искажает понимание ими сложившейся ситуации.
На этом примере мы показали, как спортивная журналистика рассматривает проблемы морали и ценностей - одни из важнейших в современном социуме. Однако нравственной проблематикой интерес спортивных СМИ к трудностям, которые есть в жизни общества, не ограничивается.
Еще одной социальной темой, часто возникающей в спортивных СМИ, является здравоохранение. Большинство видов спорта предполагает серьезные физические нагрузки для организма, а следовательно, влечет риск для здоровья. Травмы спортсменов - довольно частый инфоповод для спортивной журналистики. Как правила, в сообщениях СМИ указывается, какого рода травма, по какой причине и когда она получена, сколько займет восстановление спортсмена и его возвращение в строй. Однако помимо этих, связанных с исключительно спортивной составляющей, моментов, спортивные СМИ зачастую затрагивают и другие. Например, в газете «Спорт-Экспресс» в июле 2017 года вышло интервью известного футбольного вратаря Вениамина Мандрыкина, парализованного после автокатастрофы. В одном материале раскрывается целый спектр проблем. Во-первых, Мандры-кин рассказывает об огромных ценах на лечение:
«Как мне сказали, если не по квоте попадаешь в НИИ Бурденко, за каждые из первых десяти суток платишь по 30 тысяч рублей. Дальше -по 20 тысяч. Провел я там около десяти месяцев. Плюс мини-операции для дыхания».
Во-вторых, приводится статистика по инвалидам:
«Знаете, сколько в Москве колясочников? 30 тысяч! Не говоря про других инвалидов!»
Мандрыкин в своем интервью поднимает также тему психологического состояния людей с ограниченными возможностями:
«- Успокойтесь! Шучу! Между прочим, самые жесткие шутки - у инвалидов.
- Ох.
- Точно вам говорю. Насмотрелся в реабилитационных центрах. Люди с ограниченными возможностями специально начинают громко глумиться над своим состоянием, когда рядом здоровый человек. Тот в растерянности. А нам смеш-
но: "Гляди, как обломался, не по кайфу ему... "Вот такие у нас приколюхи» [5].
Кроме того, вспоминая историю о смерти своего коллеги Сергея Перхуна, которого врачи не смогли спасти после столкновения на поле, Вениамин Мандрыкин поднимает проблему уровня российской медицины:
«У Петра Чеха травма серьезнее была. Но там - Лондон, а здесь - Махачкала» [5].
Таким образом, в интервью с бывшим спортсменом в специализированной спортивной газете рассматривается проблема здравоохранения. Она не является центральной темой публикации, однако поднимается в материале несколько раз. «Социальность» этого интервью также в том, что оно посвящено судьбе человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Причем Мандры-кин предстает перед читателем примером того, как в этой плачевной ситуации человек продолжает хранить жизнелюбие. Ман-дрыкин лишен возможности двигаться, но при этом не теряет оптимизма и чувства юмора.
В спортивных изданиях также встречаются и другие темы социальной сферы. Подчеркивая, что спорт - явление, нацеленное на совершенствование человека и общества, СМИ часто рассказывают о положительных поступках людей этой сферы. Например, о благотворительных мероприятиях, которые проводят спортсмены и команды. Например, в центре внимания российских изданий в январе оказался боец ММА Хабиб Нурмагоме-дов, который решил исполнить желания десяти человек и объявил об этом в социальных сетях, а ранее посетил с благотворительной акцией Нигерию. СМИ также охотно рассказывают о благотворительных матчах и прочих акциях, делая акцент на том, что спортсмены, зарабатывая большие деньги, используют их не только в личных интересах, но и для помощи нуждающимся. У ряда футбольных клубов есть собственные благотворительные фонды. Например, лондонский «Чел-си» имеет фонд ChelseaFoundation, в который направляются даже штрафы, которые выплачивают провинившиеся футболисты.
Освещая такого рода события и акцентируя внимания на моральной стороне вопроса, спортивная журналистика реализует свою воспитательную функцию.
Спортивная журналистка нередко рассматривает также такую социальную и экономическую проблему, как нищета. В таких публикациях приводятся самые разные примеры. Легендарный филиппинский боксер Мэнни Пакьяо занялся единоборствами из-за крайней бедности. Спустя годы, когда Пакьяо уже завоевал восемь чемпионских титулов в профессиональном боксе, журнал Меп^Неа№ напишет о нем:
«Для Филиппин Мэнни Пакьяо - человек № 1. В дни его боев улицы пустеют, падает уровень преступности и даже террористы отпускают заложников» [9].
СМИ любят говорить о бедности и преступности населения, среди которого росли будущие звезды спорта. Таким образом журналисты демонстрируют, что при помощи собственного таланта и трудолюбия человек может выбраться из тяжелого положения и решить финансовые проблемы - одни из самых волнующих для современной аудитории.
«Насилие, нищета и преодоление - все это было частью жизни каждого жителя Сан-Гон-салу. Винисиус делал первые шаги в футболе в Сал-гейру, фавеле, которую полиция считает штаб-квартирой ОПГ "Красная команда"», - пишет «Спорт-Экспресс» про футболиста мадридского «Реала» Винисиуса Джуниора [15].
Другой пример - когда футболист московского «Спартака» Роман Зобнин говорит о главных проблемах России:
«Выезжаешь за пределы Москвы и Питера -больно на людей смотреть. Бедность - первая проблема. Вторая - качество медицинской помощи, больницы и уровень жизни медперсонала. Третья - зарплата учителей» [6].
Тема бедности часто затрагивается в публикациях о боевых видах спорта. Многие звезды единоборств - выходцы из проблемных семей, неблагополучных районов и бедных стран. Для некоторых бокс или ММА (смешанные единоборства) - это попытка не связать жизнь с криминалом и не угодить в
тюрьму. Об этом говорят сами представители данной индустрии:
«Ну и давайте не будем забывать, что боевые виды спорта, ММА в частности - спорт для бедных. Это во всем мире так. Это возможность для ребят из необеспеченных семей или неблагополучных районов добиться чего-то своим трудом "», - говорит менеджер российской ММА-ко-манды «Рать» Александр Скаредин в интервью агентству «Р-Спорт» [11].
Еще одной социальной проблемой, которая часто затрагивается в спортивной журналистике, является толерантность в обществе. Сама спортивная индустрия призывает к терпимости по отношению к людям другой расы (многие крупные мероприятия ФИФА и УЕФА проходят под лозунгом «SayNoToRacism»), религии и сексуальной ориентации. Футбольные клубы Европы по несколько раз в год проводят акции в поддержку ЛГБТ-сообщества: капитаны команд выходят на поле с повязками радужной расцветки. Последняя тема в СМИ, как правило, подается очень осторожно и без оценочных суждений.
Проблему расизма журналисты ставят острее, подвергая это явление жесткой критике. Лучшими аргументами при ее рассмотрении являются высказывания спортсменов, которые когда-либо страдали от расизма. Например, испанское издание Marca цитирует французского темнокожего футболиста Лилиана Тюрама:
«Я ощутил расизм на собственной шкуре. Когда я приехал в Париж в возрасте девяти лет, я понял, что я черный. И когда вы этого осознаете, то сразу приходит понимание того, что черный хуже белого. Со временем я понял, что вся ненависть исходит из истории. Это внутри культуры. Сегодня люди должны объяснять своим детям, что это неправильно» [16].
Посыл при рассмотрении этой проблемы всегда один: расизм - явление, которое необходимо искоренять, поскольку оно губительно для социума.
Проблемы социума спортивная журналистика рассматривает на примере спортивного сообщества. В первую очередь, болельщиц-кого. Это большая группа людей, разделенное на огромное число подгрупп. Внутри дан-
ного сообщества происходят те же процессы, что и во всем человеческом обществе. Болельщики занимаются благотворительностью, болеют, стоят в пробках, испытывают финансовые трудности, протестуют и даже воюют. В болельщицкой среде есть своя культуры и субкультуры, негласные этические нормы, ритуалы. Поэтому данная среда рассматривается в журналистике отдельно. СМИ не обходят стороной конфликты между болельщиками и руководителями спортивных организаций, которые возникают по самым разным причинам. Это и дороговизна билетов, и несогласие фанатского сообщества с политикой любимого клуба, и даже недовольство его результатами.
Таким образом, спорт соприкасается со многими социальными сферами. Это политика, экономика, медицина, психология и т.д. Это соприкосновение порождает такое явление, как спортивное информационное пространство, наполнение которого происходит за счет формирования и развития в нем информационных полей.
Спорт как уникальная в своем роде и специфике сфера деятельности обладает высоким социально-культурным статусом, имеет огромный гуманистический потенциал и выполняет многообразные социокультурные функции.Как справедливо отмечает С.А. Барчуков, спорт формирует у человека материальные, физические, психические, духовные, а также социальные ценности. Спорт служит для аудитории отдыхом и развлечением, формирует у нее трудолюбие (без него невозможно добиться высокого результата), учит рациональному поведению в коллективе (самые популярные виды спорта - командные) [2, с. 24]. Кроме того, спорт служит средством воспитания и социализации, общественного самоуправления, международного сотрудничества и национального самосознания.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика : учебник для магистров / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. - М. : Юрайт, 2014. - 248 с.
2. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И. С. Барчуков. - М. : КНОРУС, 2008. - 529 с.
3. Виноградов, П. А. Мониторинг пропаганды физической культуры и спорта и здорового образа жизни средствами массовой информации / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков. - М. : Советский спорт, 2012. - 108 с.
4. Войтик, Е. А. Спортивные медиакоммуни-кации в России в начале XXI века / Е. В. Войтик. -Томск : Изд-во ТГУ 2013. - 240 с.
5. Гольшак, Ю. Вениамин Мандрыкин: Меня положили на койку, где умер Перхун / Ю. Гольшак // Спорт-Экспресс. - Электрон. дан. - 21.07.2017. -Режим доступа: https://www.sport-express.ru/iridays/ reviews/veniamin-mandrykin-menya-polozhili-na-koyku-gde-umer-perhun-1284958/ (дата обращения: 01.10.2019). - Загл. с экрана.
6. Дзичковский, Е. Роман Зобнин: Пять лет жизни на титул чемпиона мира не променяю / Е. Дзичковский // Матч ТВ. - Электрон. дан. - 11.02.2019. -Режим доступа: https://matchtv.ru/football/ matchtvnews_NI970208_Roman_Zobnin_Pat_ let_zhizni_na_titul_chempiona_mira_ ne_promenaju (дата обращения: 09.09.2019). - Загл. с экрана.
7. Егоров, С. Дело Кокорина и Мамаева. Одиночество - Сука // Спорт-Экспресс. - Электрон. дан. - 07.02.2019. - Режим доступа: https://www.sport-express.ru/football/rfpl/reviews/sud-prodlil-arest-kokorina-i-mamaeva-do-8-aprelya-2019-1509377 (дата обращения: 10.10.2019). - Загл. с экрана.
8. Зайцева, А. А. Социальная проблематика в СМИ: приоритеты, проблемы и пути развития / А. А. Зайцева // Вестник СПбГУ Сер.: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2010. - № 2. -С. 210-216.
9. Иванов, А. Боксер Мэнни Пакьяо / А. Иванов // Men'sHealth. - Электрон. дан. - 21.05.2012. -Режим доступа: https://mhealth.ru/form/sport/bokser-menni-pakyao/ (дата обращения: 08.10.2019). - Загл. с экрана.
10. Киуру, К. В. Типология информационных поводов в спортивной журналистике / К. В. Киуру // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2012. -№5.- С. 88-91.
11. Конов, В. Менеджер команды ММА: бои без правил - спорт для бедных // Р-Спорт. - Электрон. дан. - 12.02.2019. - Режим доступа: https:// rsport.ria.ru/20190212/1550748187.html (дата обращения: 08.10.2019). - Загл. с экрана.
12. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. - М. : Аспект Пресс, 2001. -265 с.
13. Фролова, Т. И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ / Т. И. Фролова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2005. - С. 83-88.
14. Шарафутдинова, С. В. Формирование социальной оценки в дискурсе СМИ (на материале спортивного дискурса) : автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук / С.В. Шарафутдинова. - Ижевск, 2010. -26 с.
15. Яковлева, Ю. Он вырос среди насилия и нищеты, а теперь должен заменить Роналду / Ю. Яковлева // Спорт-Экспресс. - Электрон. дан. - 11.08.2018. -Режим доступа: https://www.sport-express.ru/football/
spain/reviews/on-vyros-sredi-nasiliya-i-nischety-a-teper-dolzhen-zamenit-ronaldu-1444517/8082737884/ (дата обращения: 5.10.2019). - Загл. с экрана.
16. Olmedo, A. Los 'bleus' y el racismo: las acusaciones que nunca cesan. / Marca. - Electronic data. - 01.06.2016. - Mode of access: https:// www.marca.com/futbol/eurocopa/2016/06/01/ 574ea072e5fdea701b8b45fc.html (date of access: 10.10.2019). - Title from screen.
SOCIAL PROBLEM IN SPORTS JOURNALISM
Adil Ibragim ogly Zodorov
Postgraduate Student of the Department of Russian Philology and Journalism
Volgograd State University
400062, Volgograd, Prosp. Universitetsky, 100
Abstract. The article is devoted to social issues in the texts of sports journalism. On the example of specific publications, a spectrum of social problems that are considered in sports media is analyzed. The main problems of modern society and their impact on the sports environment are highlighted. The functions of sport as a sociocultural phenomenon, as well as its interaction with other areas of society, are examined.
Key words: sport, sports journalism, social problems, sports media.